Научная статья на тему 'Образование и рынок: аспекты взаимодействия'

Образование и рынок: аспекты взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
761
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / РЫНОК / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / EDUCATION / MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жильцов Д. Е.

Работа посвящена взаимодействию государства и рынка в сфере образования. Раскрыты причины существования рынка. Очерчены зоны интеграции образования и рынка. Обоснованы причины ограничений на применение рыночных отношений образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION AND MARKET: ASPECTS OF THE INTERACTION

Article is devoted to interaction of the state and the market in the education. There are disclosed the reasons of existence of the market. There are outlined the zone of integration of education and market. There are justified the reasons of restrictions on application market relations in education

Текст научной работы на тему «Образование и рынок: аспекты взаимодействия»

УДК 378.1

ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК: АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Жильцов Д. Е., к.э.н., Институт управления образованием РАО, Москва, Россия. E-mail: [email protected]

Аннотация Работа посвящена взаимодействию государства и рынка в сфере образования. Раскрыты причины существования рынка. Очерчены зоны интеграции образования и рынка. Обоснованы причины ограничений на применение рыночных отношений образовании.

Ключевые слова: образование; рынок; взаимодействие

EDUCATION AND MARKET: ASPECTS OF THE INTERACTION

Zhiltsov D.E., Ph.D, Institute of management in education of RAE, Moscow. Russia. E-mail: [email protected]

Annotation Article is devoted to interaction of the state and the market in the education. There are disclosed the reasons of existence of the market. There are outlined the zone of integration of education and market. There are justified the reasons of restrictions on application market relations in education. Keywords: education; market, interaction

Введение

Рассмотрим причины существования рынка и рыночных отношений между людьми в обществе. Рынок - это система отношений между людьми, связанное с взаимовыгодным обменом деятельностью, происходящим путем присвоения и отчуждения материальных и нематериальных благ и услуг (видов деятельности и полезных эффектов) форме их купли - продажи. Нерынок - это обмен в масштабе всего общества, рынок - это обмен на микроуровне, хотя субъектами рынка могут быть не только отдельные люди и предприятия, но и отрасли хозяйства и государство. Нерынок - это все либо бесплатное и неденежное либо одностороннее денежное (спонсорство, алименты, штрафы, налоги) изъятие или вложение (добровольное или принудительное). Нерынок - это обмен нематериальных благ. Рынок - это обмен материальных благ на нематериальные либо материальных благ друг на друга посредством денег.

Достижение компромисса в отношениях эгоистов (даже частичных) возможно лишь на основе действия принципа "ты - мне, я - тебе". Полное господство принципа "один за всех, все за одного" в масштабе всего общества как единой семьи невозможно, так как всех не знаешь, не знаешь и меры работы на многих других, и поэтому ос-

тается из свободных и добровольных методов взаимодействия лишь формальный общепринятый критерий - рынок (деньги). Рынок как составная часть денежной экономики (в отличие от неденежной экономики и неэкономики) порождаем:

а) невозможностью удовлетворения хозяйственным звеном всех своих потребностей самостоятельно в связи с специализацией отдельных субъектов своей жизнедеятельности лишь на определенных ограниченных аспектах бытия;

б) ограниченностью собственных возможностей делать все для себя самому;

в) ограниченной возможностью субъектов хозяйствования делать многое для других субъектов прямо и непосредственно;

г) ограниченной возможностью других делать для тебя прямо и непосредственно все или многое. Рынок же устанавливает меру во взаимодействии между своими и чужими людьми как обособленными звеньями общества.

Глубинная причина существования рынка - эгоизм человека. Человек хочет добровольно и бесплатно работать лишь на себя и на своих, на чужих же и на общество человек работать добровольно и бескорыстно не хочет. Потреблять же не созданное им самим человек хочет много (желательно бесплатно и за чужие деньги). Деньги (рынок) делают следующее: человек работает на себя (зарабатывает себе деньги на жизнь), работая на тех, кто платит деньги. Деньги устанавливают меру своего и чужого труда и потребления, принуждая к труду и ограничивая потребление. Рынок (деньги) - это наиболее мягкий способ принуждения к труду и ограничению потребления.

Итак, рынок - это один из способов установления меры между огромными потребностями людей и ограниченными возможностями их удовлетворения, между производством и потреблением, между своим и чужим. (Нерыночный способ взаимодействия - это экспроприация и добровольное отчуждение: берешь бесплатно по потребности, без внешней меры, устанавливая меру лишь себе сам). Повторим, что рынок - это наиболее мягкий способ принуждения к труду на общество и сокращения общественного потребления.

В рыночной экономике нельзя потреблять, если нет денег. Тем самым объективно обеспечивается затрата (растрата) своих ресурсов и экономия чужих ресурсов при косвенной работе на общество. Иначе не будешь тратить свое, работая не на себя, а на других. Не будешь же ведь работать на других просто так ("за спасибо"). На самом же деле и рынок и нерынок экономит личные затраты и убытки и расточает чужие ресурсы (так как расходы перекладываются на плечи других в рамках рынка и на плечи общества за пределами рынка). В рыночной экономике, как кажется на первый

взгляд, делаешь не то, что нужно обществу (это происходит опосредованно), а то, что непосредственно хочешь.

Итак, наиболее глубокая причина существования любого рынка - отчуждение людей друг от друга. Люди не чувствуют себя в масштабе всего общества своими, единым целым (в том числе в экономической сфере жизнедеятельности). Иными словами, люди, побуждаемые своими эгоистическими интересами прежде всего в удовлетворении личных материальных потребностей, не видящие долгосрочных перспектив в своей жизни и жизни общества, не понимающие сущности общественных интересов и не в силах непосредственно и на разумной основе договориться между собой (в том числе в экономической сфере), выступают как атомы, вынужденные социализироваться (включаться в общество) через внешний принудительный механизм рынка.

Более поверхностными причинами существования рынка (при любом общественном строе) являются: ограниченность ресурсов и продуктов труда при многообразии потребностей, разделение труда, необходимость экономического взаимодействия между неравными людьми вследствие различия характера их труда и жизнедеятельности, произведенных ими благ и их потребностей, зависимость людей от материальных условий своего существования, от своего натурального базиса (природы); мелкобуржуазность, своекорыстие, близорукость, узкий материалистический кругозор. Укрепляет рынок также и его достоинства и иллюзии (иллюзия объективности и беспристрастности рыночной цены, иллюзия изобилия благ, иллюзия необходимости винить лишь самого себя в поражении в конкурентной борьбе на рынке).

Рынок и образование: общее и различия. Зоны интеграции образования и рынка.

Рынок и стоимостная форма, сложившаяся в обществе, действует на образование извне, проникая в него, поэтому причины существования рынка и платности в образовании зависят в том числе и от причин существования рынка во всем обществе, то есть от разделения труда, необходимости иметь средства существования и т.п.

Субъект рыночных отношений служит тем, кто платит ему деньги, а не прямо и непосредственно общественному благу в его истинно глобальном и глубинном значении. Он может работать и напрямую сознательно вопреки общественному благу (если рассматривать вопрос с точки зрения микроуровня) и сам рынок может превращен в частное благо, средство наживы частных лиц и государства (если рассматривать во-

прос с точки зрения макроуровня). Субъекты образовательного процесса, наоборот, работают непосредственно на учащихся и на общество, а не для себя, то есть на общественное благо (с точки зрения микроуровня). На макроуровне образование также является в современную эпоху общественным благом высокого порядка: оно существует для того, чтобы служить массам людей и обществу в целом, скрепляя общество. Образование - не только привилегия господствующих классов, а рынок - не только источник честной или нечестной наживы (частной или государственной). Конечно, в образовании присутствует и функция экономики как источника существования людей, которая объединяет всех людей, так как всем надо кормиться, однако эта функция может быть реализована и без участия стихийного рынка, а лишь на основе формального рынка (формы стоимости, а не стоимости). Кого-то кормит сам рынок, а кого-то кормит любая другая деятельность, в том числе образование. Образование служит источником средств существования и в этом смысле имеет экономическую функцию. Рынок сопровождается в том числе общением людей, и в этом смысле имеет неэкономическую, нравственную функцию. У людей, занятых в образовании, в большей степени, чем у людей, занятых во многих других отраслях, связанных с рынком, есть стимул работать честно, не ища наживу.

Рынок может быть построен и на спонтанной и стихийной основе, то есть зависеть от нескоординированных усилий разрозненных субъектов, а может быть сведен к минимуму, к своим формальным сторонам, строясь на сознательной основе. В образовании предпочтительнее иметь формальный рынок, то есть рынок, не задействую-щий функцию рынка по отсечению от образовательной деятельности неприспособленных к нему в хозяйственной и непосредственно образовательной деятельности. Рыночные отношения могут быть сознательно вплетены в единую ткань общества, в том числе и в образовательную политику государства. Так, государство заставляет рынок в целом и отдельные рыночные субъекты служить всему обществу с точки зрения макроуровня (через запреты, финансы, цены и т.п.), гражданское же общество заставляет рынок в целом и отдельные рыночные субъекты служить всем людям определенной микросреды с точки зрения микроуровня, в том числе используя инструменты самого рынка (реального или формального) - например, плату за обучение для учебы в вузе лишь для богатых граждан государства. Сам рынок может быть частично превращен в демократический и высоконравственный инструмент либо, вплетенный в мудрую политику, служить демократии и нравственности. Каковы субъекты рынка - таков и рынок, и наоборот, каков рынок - таковы его субъекты (то есть

микро- и макроуровень взаимосвязаны). Укротить стихию рынка так же можно, как и укротить стихию природы и стихию творчества.

Когда образование, используемое как общественное благо, накладывается на рынок, также выступающий как общественное благо - результат для общества наилучший. Худший результат - неравенство образования и неравенство богатства, когда образование и рынок

Платность - явление неразвитого, формального рынка либо поверхностное проявление реального (саморегулируемого стихийного) рынка. Она может использоваться как гражданским обществом, так и государством в интересах общества. Она может применяться государством в образовании в тех же функциях, что и налогообложение: фискальной, регулирующей, социально-перераспределительной и воспитательной. Фискальная функция - это функция источника дохода для образовательного учреждения, регулирующая - это функция стимулирования приема и обучения в данном образовательном учреждении посредством повышенной или пониженной платы. Установление такой платы может исходить как от самого вуза, так и от государства. В последнем случае плата - источник сознательного макроэкономического регулирования социально-экономических пропорций в обществе (например, имеет место ограничения при приеме в образовательные учреждения, то есть на входе, чтобы избежать конфликтов при невозможности трудоустройства по окончании обучения, то есть на выходе. Таким образом выполняется "упреждающая" функция).

Если имеет место плата за обучение со стороны высокообеспеченных студентов, которая направляется на оплату стипендии малообеспеченных студентов (то есть происходит то же, что и в налоговой политике государства) то можно сказать, что выполняется социально-перерасределительная функция платности. Такое перераспредле-ние может осуществляться как самим вузом, так и государством. В последнем случае плата за обучение будет выполнять функции целевого налога и централизоваться.

Кроме того, платность выполняет воспитательную функцию. Стараются изолировать учебный процесс, учащихся и преподавателей от действия материальных стимулов, опираясь на нравственные стимулы. Если же нравственные стимулы не срабатывают, учителя и ученики проявляют безразличие к учебному процессу, наоборот, небольшая плата за обучение может повысить мотивацию к нему.

Платность и рыночные отношения в образовании допустимы, пока они не нарушают, а наоборот, восстанавливают социальную справедливость. Они применяются на микроуровне в подчиненном нерыночному регулировании виде. Они в принципе могут существовать и как частные блага, но должны применяться в образовании лишь в сво-

ем качестве общественных благ. Недостатки отдельных объективно существующих негативных сторон (целей, функций и свойств) рынка могут быть уменьшены путем целенаправленной концентрации совокупной энергии самого рынка, гражданского общества и государства на стимулировании объективно существующих положительных свойств рынка и рыночных отношений между людьми. Кроме того, одна и та же сторона рынка может быть обращена как в позитив, так и в негатив (например, свойство сиюминутности, гибкости, новаторства, быстрой реакции на малые воздействия, антистратегической направленности рынка) в зависимости от области и направления применения этой стороны рынка. Скажем, гибкость и краткосрочность рынка успешно накладывается на нестандартные, краткосрочные и узкопрофильные образовательные услуги, но не в " ядре" образования, а в образовательной "оболочке".

Возможность частичного включения рынка в образование может быть проиллюстрирована таблицей, указывающей на частичное совпадение свойств образования и свойств рынка для некоторых видов образовательных услуг. В частности, такому элементу образования, как курсам, присуща гибкость и сиюминутность, то есть свойства, объединяющих этот элемент с рынком.

Таблица 1. Сравнение свойств образования и рынка

Свойства образования Свойства рынка

1. Инерционность 1. Гибкость,быстрота изменений

2. Опережающий характер 2. Ориентация на то, что уже есть

3. Длительный характер; результат отсрочен во времени 3. Сиюминутность; быстро сигнализирует об успехах и не удачах

4. Примат культуры над информацией 4. Примат информации над культурой

5.Примат массовости над индивидуальностью 5. Примат индивидуальности над массовостью

6. Примат принуждения над свободой 6. Примат свободы над принуждением

7. Фундаментальность 7. Практичность

8. Преимущественно однообразие и постоянство 8. Разнообразие и изменчивость

9. Упорядоченность и глубокое содержание 9. Стихийность и поверхностность

10. Общественный и интегрированный характер удовлетворения потребностей 10. Личный и обособленный характер удовлетворения потребностей

На наш взгляд, в образовании должно иметь место не замена рынком нерынка и нерынком рынка и недополнение нерынком рынка (как например, в малом бизнесе), а дополнение рынком нерынка (как в стратегических отраслях человеческой жизнедеятельности). Однако такая постановка вопроса не умаляет значения рынка в некоторых его целях и функциях. Так, целями рынка являются:

1) обеспечение людей разнообразными благами;

2) удовлетворение предпринимательской способности людей;

3) удовлетворение потребности в обогащении.

Первая цель - наиболее демократическая, она в наибольшей степени является общественным благом, так как служит интересам всех людей. Однако зачастую критики рынка ошибочно сводят цели рынка в основном лишь к третьей цели, которая является частным благом, а вторую цель при ее упоминании оправдывают лишь частично.

Функциями рынка являются:

1) всестороннее удовлетворение потребностей платежеспособного потребителя;

2) демократическая функция (большинство диктует и меньшинство диктует, то есть диктуют все, но каждый по-своему; диктует не масса в целом, а отдельные люди, составляющие в конечном счете массу);

3) интегрирующая функция (объединение обособленных звеньев общества);

4) социально-воспитательная функция (функция вписывания человека в общество и воспитание его на собственных ошибках);

5) функция обеспечения свободы выбора благ и деятельности;

6) функция обеспечения социальной справедливости (платят зачастую не за любую проделанную работу, а за ее результаты. Это может быть осуществлено и при социализме (трудовые доходы) и при капитализме (при плате за вклад факторов производства). Можно считать справедливым распределение по вкладу (капитала, труда).

Кто получает выгоду - тот и платит, а не за него другие. Это является справедливым не для всех благ, а лишь для благ определенного типа, отчасти для образования);

7) информационно-сигнальная функция рынка;

8) инновационная функция (функция стимулирования нововведений);

9) функция сопоставления затрат ресурсов с результатами труда и полезными эффектами (функция приспособления производства к общественным платежеспособным потребностям);

10) функция выбраковки неприспособленных к рынку.

Критики рынка часто явно или неявно сводят функции рынка лишь к последней функции, что является ошибочным.

Цели, функции и свойства образования отчасти накладываются на цели, функции и свойства рынка, и в этом пространстве лишь возможна платность и рыночные отношения в образовании. Государство и гражданское общество могут сделать целью,

стимулируя любую из функций рынка. Смягчить отрицательные свойства рынка и конкуренции - вопрос экономической политики в образовании. Самое главное, целями введения и функционирования рынка не должны быть лишь личное обогащение на одном полюсе и отсечение неприспособленных к рынку ("неэффективных" по рыночным критериям, то есть не умеющих и не желающих конкурировать и обогащаться и терпящих поражение в конкурентной борьбе) на другом полюсе. Отметим, что эффективность рынка - это его эффективность лишь по рыночным (денежным) критериям и на микроуровне. На макроуровне реальный рынок - это гигантская машина расточения ресурсов и энергии людей (так, имеют место следующие виды издержек: государственные административные издержки, трансакционнные издержки, издержки неоправданного дублирования, издержки по компенсации энтропийной функции рынка - то есть функции неравномерного распределения ресурсов и доходов, собственности, нестабильности рынка). Кроме того, рациональность реального рынка, непосредственное и свободное взаимодействие рыночных субъектов наблюдается на микроуровне, на макроуровне же (то есть в рамках рынка в целом) господствуют иррациональность (стихийность) и необходимость (принуждение).

Рынок в образовании существует и отчасти может быть оправдан:

а) как способ регулирования образовательных процессов (что было рассмотрено выше);

б) как способ разрешения отдельных социально-экономических противоречий образования (между эгалитарностью и элитарностью, социальным спросом и потребностью экономики в кадрах и т.п.);

в) как стихийный способ исправления несовершенств образовательной системы:

- платное репетиторство, как форма исправления несостыковки требований к средней и высшей школе;

- платность без конкурса при поступлении в вуз как форма частичного разрешения проблемы недоучета социального спроса на образование;

- как способ исправления дефектов рыночного распределения и налогового перераспределения, их нестыковки друг с другом, что проявляется, и в образовательной сфере.

Кроме того, причинами возможного существования платности и рынка в образовании являются следующие:

1) Рынок как продолжение и наиболее полная реализация свободы и демократии в образовании с точки зрения:

а) учащихся и учителей (свобода выбора, гибкость, инициатива, личная ответственность);

б) как финансовый базис гарантий автономий образовательного учреждения;

2) Рынок нужен, чтобы было многообразие, которое является фундаментом динамической устойчивости открытой системы. Многообразие в финансовой сфере - это многоканальность финансирования.

3) Рынок и платность могут вводиться с целью возложения части расходов на бизнес и население - ведь они тоже получают выгоды от образования и могут заплатить за него;

4) Платность вводится с целью снизить иждивенчество в образовании (ни за что не отвечаешь - поэтому учиться не хочешь);

5) Платность вводится с целью снизить расточительное потребление в образо-вании.(Так, получил образование за государственный счет, а работать не пошел. Чтобы частично компенсировать убытки общества от такого поведения, применяется платное образование).

6) Платность заставляет считаться с мнениями и убеждениями учащихся.

7) Платность и рынок означают попытку непосредственно связать воедино образование с различными звеньями общества, заставить работать образование непосредственно на реальную жизнь. В связи образования с рынком наглядно видна востребованность в образования. Работа на рынок - это более быстрая реакция на современные требования к образованию, преодоления консерватизма образования.

8) Работа образовательного учреждения непосредственно не на рынок труда в целом, а на конкретного субъекта хозяйствования может снизить мотивацию к учебе лишь ради получения диплома, тем самым повысив качество образования. В этом случае важнее даже не сама платность, а договор, сопровождающий сделку (гласный или негласный, формальный или неформальный).

9) Введение рынка в образование может быть продиктовано стремлением накоплять капитал под видом или при помощи образовательного процесса. Для этого рынка образование нужно лишь как средство, а не как самоцель. Образованию же такой рынок нужен, если он является средством социальной самозащиты преподавательского состава и обучаемых, а также защиты образовательного учреждения в целом от финансового банкротства и самоликвидации, позволяя сохранять кадры и поддерживать образовательный процесс.

10) Рынок способствует созданию на добровольной основе альтернативных систем образования.

11) Рынок является элементом, на который сбрасывается с плеч государства решение мелких текущих проблем. Государство сосредотачивается тем самым на решении крупных стратегических проблем.

12) В реальной жизни имеет место следующая ситуация: платят налоги главным образом одни слои населения и одни регионы, а получают образование - совсем другие слои населения и регионы. Чтобы частично устранить несправедливость, можно предложить получающим образование оплатить его.

Причины ограничений на применение рыночных отношений в образовании.

Глубинные причины ограниченности рынка заключены в самой природе рынка (то есть в целях, функциях, свойствах и причинах его существования) и в ограниченности целей функций и свойств субъектов рыночных отношений.

Образование как отрасль жизнедеятельности людей не связано с экономикой, особенно рыночной, целиком и полностью. Огромное значение имеют социальные, политические, нравственные мотивы человеческого поведения в этой сфере. Образование многогранно по своей структуре, многоаспектно по своим целям и функциям. Не все из них экономические или связаны напрямую с экономикой и рынком.

1. Рыночные отношения могут включаться в сферу высшей школы лишь до той степени, пока не размывается нерыночная природа образования. В противном случае происходит подрыв образования как института социальной консолидации общества высшего порядка (с точки зрения макроуровня), а образовательное учреждение превращается из храма в лавочку (с точки зрения микроуровня).

2. Если развитие образования всецело зависит от распределения платежеспособного спроса среди населения и субъектов хозяйствования, то неравенство образования накладывается на неравенство богатства. Элитой общества становятся не самые достойные, а обра-зование получают не самые способные.

3. Качественные процессы, происходящие в сфере образования или связанные с образованием, особенно профессиональным, во многом стихийны (определяемы не-скоординированными действиями разрозненных субъектов) и иррациональны (не продиктованы разумным расчетом и предвидением). Пересекаясь со стихийностью действия рыночных регуляторов и вызывая тем самым еще больший рост неопределенности, такая ситуация ведет к повышению степени конфликтности в обществе и не-

управляемости социальными процессами. Ломаются судьбы многих людей. Совокупные издержки общества, связанные с содержанием такой системы, возрастают на порядок цифр.

4. Большинство граждан страны являются слабо социализированными. Они не всегда способны оценить степень важности получения образования даже для себя лично, не говоря уже о понимании значимости образования для прогресса общества, и тем более воспринять идею о необходимости личного посильного вклада в развитие образования в обществе.

Хозяйствующие субъекты, как правило, также не стремятся вкладывать деньги в образование вследствие малопривлекательности этой сферы для извлечения прибыли (трудно рассчитать прибыль на вложенный капитал; отдачи вложенных средств может и не быть, а если она и будет, то небыстрая). Частные банки не стремятся предоставлять кредиты на обучение в связи с высоким риском невозвращения заемных средств. Кроме того, они понимают, что человек неотчуждаем, поэтому не может служить в качестве дополнительной гарантии займа ( то есть в виде залога).

Таким образом, не существует субъектов, кроме государства (общества в целом), заинтересованных коренным образом в своем личном вкладе в финансирование образования. Следовательно отдать финансирование образования на откуп рынку -значит иметь его недофинансирование.

5. Платность образовательных услуг со стороны их потребителей ограничивается вследствие того, что учащимся и их родителям трудно судить о качестве получаемого образования. Впервые на это обратил внимание Дж.С.Милль. Так, он писал, что "не может быть компетентным судьей в вопросах обработки тот, кто не обработан сам". Действительно, чтобы разобраться в содержании программ и верно оценить уровень квалификации преподавателей, зачастую необходимо знать ряд базовых предметов, формирующих профиль образовательного учреждения, лучше самих преподавателей. Школьник и студент же идут в образовательное учреждение, чтобы получить эти знания. Кто платит за услугу, тот должен знать, какого качества услугу он покупает. Кто платит, тот определяет "правила игры", а значит, какие знания и в каком объеме должны быть "в меню". Если будет платить обучающийся, посредственность будет диктовать условия знатоку предмета.

Проблема решается следующим образом: если личная платность образования все же вводится, размер платы ограничивается в величине и является лишь одним из источников финансирования образовательного учреждения наряду со многими другими. А "правила игры" и степень качества образования определяет государство (оно и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

финансирует образование по преимуществу) и от лица государства директор, учитывающий мнения преподавателей. Таким способом поддерживается высокое качество образования и не страдает личное достоинство преподавателей.

6. Рынок может ограничиваться также потому, что он является несправедливым общественным образованием, ведь на нем достигают успеха не те, кто работают хорошо, а те, кто приспосабливаются к коньюнктуре и побеждают в конкурентной борьбе (то есть те, кто внимают вкусам толпы, кто готов продать образовательную услугу и умеет это делать, кто готов ослабить или устранить конкурента и научился это делать). Иными словами, чтобы пользоваться успехом в рыночной экономике, необходимо овладеть рядом специфических приемов деятельности. Для этого требуется учиться не столько умению хорошо работать, то есть хорошо учить, сколько умению торговать образовательными услугами.

Спроса может не быть не только от того, что он не изучен, то есть что образовательное учреждение плохо приспосабливается к рыночным условиям, но и от того, что его нет (люди не хотят учиться или у них нет денег). Рыночный спрос - это коньюнк-тура: сегодня его нет - а завтра он может появиться. Поэтому возможны и нетрудовые доходы - можешь плохо работать, о доходы будут идти. Получаешь доход не от того, что трудился на учебном фронте, а от того, что образовательному учреждению заплатили.

Рынок справедлив к удовлетворению образовательных потребностей лишь тех, кто имеет деньги, а они добываются любым путем - трудовым и нетрудовым, законным и незаконным.

Кроме того, рынок удовлетворяет любые потребности (которые могут быть и неразумные и безнравственные или принести зло - лишь был спрос), отождествляя добро и пользу, но ведь добро не всегда приносит пользу (например, фундаментальная наука в вузах - многие исследования оказываются ненужными), а польза - это не всегда добро. Зло может принести пользу, а добро оказаться бесполезным.

7. Рынок и рыночная среда понижает общий интеллектуальный уровень общества, так как способствует вымыванию из образования фундаментальной и гуманитарной составляющей, особенно при работе на институциональный спрос. Рынок обычно тиражирует поверхностное, формальное, формируя лишь оболочку знаний, а не ядро, базу знаний.

Включение образования в рынок может нарушить единство и взаимосвязь образования и науки, вырывая знания из контекста логики их внутреннего саморазвития.

8. Образовательная система, работая на рыночный спрос, не удовлетворяет действительным потребностям общества и перспективным потребностям страны, ориентируясь лишь на локальное, текущее, сиюминутное. Рынок ориентирует на быстрый и дешевый эффект, а не на медленную кропотливую работу. Такая система может в действительности быть куда дальше от жизни, чем система, полностью изолированная от влияния рынка.

9. Рынок может разорвать на части единую ткань образования, нарушить непрерывность образования и последовательность его ступеней, стыки разных уровней образования между собой и с другими сферами общества.

10. Рынок не востребует колоссальные достижения человечества, а лишь "снимает сливки" с той продукции всех областей жизнедеятельности людей, которая приносит большую и сиюминутную прибыль.

11. Причиной недостаточной вписываемости образования в рыночные отношения является также необходимость в обеспечении социальной защиты работников образования. Так, например, в негосударственных некоммерческих вузах США зарплата преподавателей стабильна и не зависит от рыночной конъюнктуры.

В целом следует отметить, что государство должно вести образовательную политику с учетом как рыночных, так и нерыночных факторов и ограничений.

Выводы.

На наш взгляд, рынку в образовании может быть не запрещено присутствовать в следующем качестве:

- в качестве дополнения к нерынку, а не его замены, вытеснения;

- в качестве общественного, а не частного блага (то есть, служащего интересам всех людей общества);

- в качестве преимущественно не стихийного спонтанного процесса, а в качестве инструмента государственного регулирования образования;

- в своих формальных (поверхностно рыночных или полурыночных) сторонах;

- лишь в своих целях, свойствах и функциях, которые совпадают с целями, свойствами и функциями образования, а не противоречат им;

- в качестве средства для обеспечения образовательного процесса, а не самоцели;

- в функциях, восстанавливающих социальную справедливость, а не идущих против ней, обеспечивающих экономическую эффективность, а не ведущих к неоправданному расточению ограниченных ресурсов;

- в качестве оплаты за «оболочку» знаний, а не за их «ядро», за дополняющее, а не формирующее фундамент образования личности;

- в качестве оплаты за избыточное образование, а также за отклоняющееся от принятого в обществе «стандартного», «нормального»;

- в качестве базы для финансирования конъюнктурного практико-ориентированного образования ( при подстройке образования под практику, а не практики под образование).

Лишь в этих пределах возможно существование рыночных отношений в образовании, однако рынок может полностью отсутствовать, что оправдывается соображениями нравственности, справедливости, эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.