Научная статья на тему 'Образование и работа как факторы социального самочувствия молодежи Тувы (по материалам социологического опроса)'

Образование и работа как факторы социального самочувствия молодежи Тувы (по материалам социологического опроса) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
99
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования Тувы
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / SOCIAL WELL-BEING / МОЛОДЕЖЬ / ОПРОС / POLL / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / РАБОТА / ВОЗРАСТ / AGE / ОЦЕНКА / EVALUATION / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Харунова Марианна Менге-байыровна

В статье рассматривается оценка молодежью возможности получения образования, ее удовлетворенность работой и перспективами самореализации в выбранной профессии, а также способы улучшения материального положения, которые молодые люди считают наиболее выгодными для себя. По итогам полученных результатов дана оценка их социального самочувствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Харунова Марианна Менге-байыровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education and employment as factors of social well-being of the young people of Tuva (based on a social poll)

This article summarises the results of an evaluation by young Tuvan people to their access to education, their job satisfaction, and prospects of succeeding in their professional career, as well as methods of improving material conditions that young Tuvans consider the most beneficial to themselves. The author gives an estimate of the social well-being of the young population based on the given results of the social poll.

Текст научной работы на тему «Образование и работа как факторы социального самочувствия молодежи Тувы (по материалам социологического опроса)»

электронный научный журнал

«НОВЫЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ

ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 4 2010 г.

ОБРАЗОВАНИЕ И РАБОТА КАК ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ МОЛОДЕЖИ ТУВЫ (по материалам социологического опроса)

М. М.-Б. Харунова1

Аннотация: В статье рассматривается оценка молодежью возможности получения образования, ее удовлетворенность работой и перспективами самореализации в выбранной профессии, а также способы улучшения материального положения, которые молодые люди считают наиболее выгодными для себя. По итогам полученных результатов дана оценка их социального самочувствия.

Ключевые слова: социальное самочувствие, молодежь, опрос, образование, работа, возраст, оценка.

EDUCATION AND EMPLOYMENT AS FACTORS OF SOCIAL WELL-BEING OF THE YOUNG PEOPLE OF TUVA (based on a social poll)

M. M.-B. Kharunova

Abstract: This article summarises the results of an evaluation by young Tuvan people to their access to education, their job satisfaction, and prospects of succeeding in their professional career, as well as methods of improving material conditions that young Tuvans consider the most beneficial to themselves. The author gives an estimate of the social wellbeing of the young population based on the given results of the social poll.

Keywords: social well-being, poll, education, employment, age, evaluation.

1 Харунова Марианна Монге-Байыровна — кандидат исторических наук, заместитель директора по науке Тувинского института гуманитарных исследований при Правительстве Республики Тыва, член редколлегии журнала «Новые исследования Тувы».

Постоянный адрес статьи: http://www.tuva.asia/journal/issue_8/2527-harunova.html

147

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ' ТУВЫ»

электронный научный журнал

www.tuva.asia

№ 4 2010 г.

Тувинским институтом гуманитарных исследований при поддержке Российского государственного научного фонда (проект № 09-03-63205а/Т) и Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Тыва в 2009 г. было проведено социологическое исследование «Социальное самочувствие молодежи Тувы в связи со строительством железной дороги и освоением месторождений». Актуальность изучения данного вопроса связана, прежде всего, с необходимостью вовлечения молодежи в перспективные планы социально-экономического развития республики и использование ее инновационного потенциала. Научное изучение социального самочувствия позволит выявить основные проблемы в положении молодежи, что важно для определения действенных механизмов в их решении.

В опросе приняли участие 1159 человек (из них 47,7% молодые люди от 16 до 29 лет) — жители 4 городов и 10 кожуунов республики. При выборе точек опроса учитывались особенности хозяйственно-экономической структуры республики. Прежде всего, это кожууны, непосредственно входящие в зону строительства железной дороги и промышленного освоения: Барун-Хемчикский, Кызылский, Пий-Хемский, Тоджинский, г. Кызыл, а также другие: Бай-Тайгинский, Тандынский, Тес-Хемский, Улуг-Хемский, Чаа-Хольский, Эрзинский.

В соответствии со спецификой социально-демографической структуры населения Тувы 45,6% из числа опрошенных составили мужчины, 54,4% — женщины. Для выявления специфики мнения молодежи в структуру опроса бы-

148

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ' ТУВЫ»

электронный научный журнал

www.tuva.asia

№ 4 2010 г.

ли включены другие возрастные категории — респонденты в возрасте от 30 до 60 лет.

Под социальным самочувствием принято понимать интегральную характеристику реализации жизненной стратегии личности, отношение к окружающей действительности, субъективные ее стороны. То есть самочувствие является результатом осмысления человеком собственной жизни в конкретных социально-экономических условиях. «Соци-

альное самочувствие складывается из трех составляющих: внутреннего состояния человека (здоровье, настроение, испытываемые чувства счастья, оптимизма); оценки внешних условий (восприятие ситуации в стране и времени, в котором человеку приходится жить); восприятие собственного положения в новых условиях» (Крупец, 2003).

В данной статье рассмотрены два основных фактора, влияющих на социальное самочувствие молодежи в современных условиях, — образование и работа. Именно в молодом возрасте человек получает основы общего среднего, а затем профессионального образования, которые становятся фундаментом дальнейшей жизнедеятельности. Отсутствие необходимого образования в условиях жесткой конкуренции на рынке труда, сопряженного с различного рода субъективными факторами при трудоустройстве могут стать серьезной проблемой для молодых людей, для выстраивания ими своей жизненной стратегии. Каково же социальное самочувствие молодежи по данным показателям?

Для выявления интегральной оценки мнения респондентов были заданы вопросы о том:

149

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ' ТУВЫ»

электронный научный журнал

www.tuva.asia

№ 4 2010 г.

• как они оценивают возможность получения образования и профессиональной переподготовки,

• насколько респонденты удовлетворены своей работой,

• удовлетворены ли они возможностью реализовать себя в профессии,

• от чего, по их мнению, зависит материальное благополучие человека,

• какой способ улучшения материального положения молодые люди считают наиболее выгодным для себя.

Рассмотрим их по порядку. Более половины респондентов удовлетворительно оценивают возможность получения образования и профессиональной переподготовки. Вывод получен из суммы ответов «скорее удовлетворен» и «полностью удовлетворен» (Таблица 1), значения выделены красным цветом. Данная оценка характерна для всех возрастных подгрупп молодежи: 16-20 лет (62,3%); 21-24 лет

(58,5%), 25-29 лет (51,1%). Но, необходимо отметить что, чем старше возраст, тем критичней отношение. Так, сумма отрицательных оценок, данная опрошенными, увеличивается с возрастом с 23,6% до 38,3%, значения выделены синим цветом. Поскольку образование является одним из основных социальных лифтов, то отношение людей к этому важному показателю выражает в целом потенциал социальной мобильности населения.

150

и профессиональной переподготовки

Возраст

16-20 21-24 25-29

Час- тота % Час- тота % /о Час- тота % %

Полностью не удовлетворен 19 9,5% 18 10,7 29 со

Скорее не удовлетворен 28 14,1% 38 22,5 % 47 25,5 % %

Скорее удовлетворен 65 32,7% 55 32,5 % 64 34,8 %

Полностью удовлетворен 59 29,6% 44 26,0 % 30 16,3 %

Затруднюсь ответить 28 14,1% 13 7,7% 14 7,6%

Пропущенное значение - - 1 0,6% - -

Сравнение результатов по данному вопросу с общими показателями по республике (50,3% респондентов оценивают удовлетворительно) выявило, что оценка данного показателя разными возрастными категориями населения совпадает. Также не оказалось различий в ответах респондентов от типов поселений, в которых они проживают (город или село) и уровня их образования.

Следующий вопрос помог выявить настроения молодежи по поводу их работы. Анализ данных (Таблица 2) показал, что степень удовлетворенности работой растет с возрастом (очевидно, это связано с увеличением стажа работы, накоплением опыта, повышением должности, зарплаты и т.д.). Если, более трети (39,7%) молодых людей 16-20 лет затруднились дать ответ на данный вопрос, треть из них (31,2%) не удовлетворена работой, то более половины респондентов 21-24 и 25-29 лет в принципе удовлетворены сво-

151

электронный научный журнал

«НОВЫЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ

ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 4 2010 г.

ей работой (50,9% и 62,5% — соответственно). Критическое отношение из них выразили 31,3% опрошенных 21-24 лет и 27,2% — 25-29 лет.

Таким образом, мы видим, что удовлетворенность работой растет пропорционально возрасту респондентов.

Таблица 2

Моя работа (возраст)

Возраст

16-20 21-24 25-29

Час- Час- Час-

тота % /о тота % тота %

Полностью не удовлетворен 36 18,1 21 12,4 16 8,7%

Скорее не удовлетворен 24 12,1 32 18,9 34 18,5

Скорее удовлетворен 34 17,1 % 61 36,1 73 39,7

Полностью удовлетворен 18 9,0% 25 14,8 42 22,8

Затрудняюсь ответить 79 39,7 % 25 14,8 % 19 10,3 %

Пропущенное значение 8 4,0% 5 3,0% -

Как видно из таблицы 3, очевидна взаимосвязь между уровнем образования респондентов и степенью удовлетворенности работой. Чем выше уровень образования, тем больше процент «полностью удовлетворенных» своей работой: показатели меняются от 5,7% (без образования) до 19% (с высшим образованием). И, наоборот, чем ниже уровень образования, тем больше процент «полностью не удовлетворенных» работой: от 10,6% (с высшим образованием) — до 17,1% (без образования).

152

Моя работа (образование)

Образование

Без образо- Среднее Неокончен-

вания или Среднее специ- ное высшее,

начальное альное высшее

Час- тоты % Часто- ты % Ча сто ты % /о Час- то- ты %

Полностью не удовлетворен 6 17,1 % 28 15,3% 24 12,6 % /о 15 10,6%

Скорее не удовле- 5 14,3 % 30 16,4% 34 17,8 % 21 14,8%

творен Скорее удовле- 8 /0 22,9 % 38 20,8% 68 /0 35,6 % 53 37,3%

творен Полно- стью удовле- творен 2 /0 5,7% 26 14,2% 30 /0 15,7 % /о 27 19,0%

Затрудняюсь от- 12 34,3 % 56 30,6% 32 16,8 % 23 16,2%

ветить

Пропу- щенное 2 5,7% 5 2,7% 3 1,5% 3 2,1%

значение

Молодые люди, независимо от уровня образования, стремятся реализовать себя в профессии. Самые значительные показатели (40%) даны по критерию «скорее удовлетворены» возможностью реализовать себя в профессии у людей без образования или имеющих начальное образование (Таблица 4). Скорее всего, данная категория населения, понимая сложность профессиональной реализации без спе-

153

электронный научный журнал

«НОВЫЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 4 2010 г.

циального образования, ценит саму возможность. Наибольшие значения у других категорий молодежи также получил данный ответ.

Таблица 4

Возможность реализовать себя в профессии

Образование

Без образования или начальное Среднее Среднее специаль- ное Неоконченное высшее, высшее

Час- то- ты % Час- то- ты % Час- тоты % Час- то- ты %

Полностью не удовлетворен 4 11,4% 12 6,6% 14 7,3% 9 6,3%

Скорее не удовлетворен Скорее 3 8,6% 38 20,8% 47 24,6% 28 19,7%

удовле- 14 40,0% 53 29,0% 65 34,0% 52 36,6%

творен Полно- стью удовле- творен Затруд- 3 8,6% 43 23,5% 36 18,8% 44 31,0%

нюсь от- 11 31,4% 35 19,1% 28 14,7% 9 6,4%

ветить

Пропу- щенное

значе-

ние - - 2 1,0% 1 0,6% - -

С точки зрения возрастных подгрупп существенных различий в данном вопросе нет (Таблица 5).

154

электронный научный журнал

«НОВЫЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ

ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 4 2010 г.

Таблица 5

Возможность реализовать себя в профессии (возраст)

Возраст

16-20 21- 24 25-29

Час- тота % Час- тота % Час- тота %

Полностью не удовлетворен 14 7,0% 10 5,9% 15 8,2%

Скорее не удовлетворен 28 14,1% 41 24,3% 47 25,5 /о

Скорее удовлетворен 68 34,2% 53 31,4% 64 34,8 %

Полностью удовлетворен 47 23,6% 43 25,4% 36 19,6 % /о

Затруднюсь ответить 40 20,1% 21 12,4% 22 11,9 0/ /О

Пропущенное значение 2 1,0% 1 0,6% -

Исследование общественного мнения молодых людей показало, что образование и профессия наряду с «пробивными качествами и личными усилиями человека» входят в число первых трех значимых факторов, от которых зависит материальное благополучие человека (можно было выделить три варианта ответов) (Таблица 5).

Таблица 6

От чего зависит материальное благополучие человека

Возраст

16-20 21 -24 25-29

Час- тота % Час- тота % Час- тота %

Профессия 91 45,7% 84 49,7% 90 49,2%

Образование 128 64,3% 116 68,6% 108 59,0%

Националь- ность 12 6,0% 8 4,7% 10 5,5%

Помощь родст- 27 13,6% 36 21,3% 39 21,3%

155

электронный научный журнал

«НОВЫЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ

ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 4 2010 г.

венников Пробивные качества и личные усилия человека 85 42,7% 86 50,9% 91 49,7%

Другое 2 1,0% 6 3,6% 1 0,5%

Затрудняюсь ответить 3 1,5% 1 ,6% 3 1,6%

Большая часть молодых людей все же на первое место поставила фактор образования. Хотелось бы обратить внимание и на то, что относительно высокими показателями представлена «помощь родственников». Определенная часть молодежи, по всей видимости, получает от родственников регулярную материальную поддержку.

Также, по мнению большинства респондентов, получение образования считается основным средством улучшения материального положения (Таблица 7). Причем, заметна следующая тенденция: чем ниже уровень образования, тем больше отмечен данный фактор — 65,7% у молодых людей, не имеющих образование и 29,8% — с высшим образованием. Таким образом, очевидна потребность молодежи в получении образования.

Среди респондентов, имеющих среднее специальное и высшее образование, относительно высок процент тех, кто считает, что улучшение материального положения можно добиться, открыв собственное дело или бизнес (20,9% и 22,7% соответственно). Это свидетельствует о готовности некоторой части молодых людей к самостоятельной экономической деятельности.

156

электронный научный журнал

«НОВЫЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ

ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 4 2010 г.

Высокие позиции в шкале ответов занимает профессиональная переподготовка: 19,1% респондентов с высшим образованием, 15,7% — со средним специальным и 11,4% — без образования.

Таблица 7

Какой способ улучшения материального положения Вы считаете наиболее выгодным для себя?

Образование

Без образования или начальное Среднее Среднее специаль- ное Неоконченное высшее, высшее

Час- тоты % Час- тоты % /о Час- тоты % Час- тоты %

Получить образование Пройти профес- 23 65,7% 95 51,9 /о 15,3 % 66 34,6% 42 29,8%

сиональную переподготовку Начать собствен- 4 11,4% 28 30 15,7% 27 19,1%

ное дело, заняться бизнесом Требовать от ад- 0 0,0% 15 8,2% 40 20,9% 32 22,7%

министрации прибавку к заработной плате Выполнять боль- 0 0,0% 6 3,3% 6 3,1% 1 0,7%

шой объем работы на основном рабочем месте Найти работу по 0 0,0% 3 1,6% 5 2,6% 1 0,7%

совместительству, приработок Перейти на дру- 1 2,9% 5 2,7% 5 2,6% 12 8,5%

гую, более оплачиваемую работу Заняться пере- 0 0,0% 3 1,6% 15 7,9% 8 5,7%

продажей вещей, товаров 2 5,7% 1 0,5% 2 1,0% 0 0,0%

Уехать за пределы Тувы на зара- 2 5,7% 6 3,3% 4 2,1% 2 1,4%

157

электронный научный журнал

«НОВЫЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ

ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 4 2010 г.

ботки Завести или расширить свое

хозяйство, вы- 2 5,7% 13 7,1% 9 4,7% 5 3,5%

ращивать скотину... Научиться жить по средствам, приспособиться к 0 0,0% 4 2,2% 5 2,6% 8 5,7%

новым условиям Другое Затрудняюсь от- - - 1 0,5% 2 1,0% 2 1,4%

ветить 1 2,9% 3 1,8% 2 1,2% 1 0,8%

Существенной разницы в данном вопросе в зависимости от типа поселения не выявлено (Таблица 8).

Таблица 8

Какой способ улучшения материального положения Вы считаете наиболее выгодным для себя?

Тип поселения

Го] о > Село

Час- Час-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тота % тота %

Получить образование 119 42,5% 107 39,9%

Пройти профессиональную пе- 37 13,2% 51 19,0%

реподготовку Начать собственное дело, заняться бизнесом 40 47

14,3% 17,5%

Требовать от администрации прибавку к заработной плате 9 3,2% 4 1,5%

Выполнять большой объем работы на основном рабочем 5 1,8% 4 1,5%

месте

Найти работу по совместительству, приработок 14 5,0% 9 3,4%

Перейти на другую, более оплачиваемую работу 13 4,65% 13 4,9%

Заняться перепродажей вещей, товаров 0 0,0% 5 1,9%

Уехать за пределы Тувы на за- 10 3,6% 4 1,5%

158

электронный научный журнал

«НОВЫЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ

ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 4 2010 г.

работки Завести или расширить свое хозяйство, выращивать скоти- 12 4,3% 17 6,3%

ну... Научиться жить по средствам, приспособиться к новым усло- 13 4,65% 4 1,5%

виям Другое 4 1,4% 1 0,4%

Затрудняюсь ответить 4 1,4% 2 0,7%

Подведем итоги. Социальное самочувствие молодежи Тувы в зависимости от таких факторов, как образование и работа, можно считать удовлетворительным. Во-первых, более половины респондентов удовлетворительно оценивает возможность получения образования и профессиональной переподготовки. Во-вторых, большинство молодых людей, начиная с 21 года, удовлетворены работой. В-третьих, чем выше уровень образования, тем больше процент «полностью удовлетворенных» своей работой. В-четвертых, молодежь устраивает имеющаяся возможность реализовать себя в профессии. В-пятых, по мнению большинства респондентов, получение образования, профессиональная переподготовка и открытие собственного бизнеса считаются основными способами улучшения материального положения.

Таким образом, социальное самочувствие молодежи Тувы, определяемое такими важными факторами, как образование и работа, имеет достаточный потенциал для успешной реализации жизненной стратегии молодых людей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Крупец, Я. Н. (2003) Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности // Социологические исследования. № 3.

159

электронный научный журнал

«НОВЫЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ

ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 4 2010 г.

С. 143-144. URL: http://www.ecsocman.edu.ru/data/549/394/1217/Kru-pec1.pdf (дата доступа 01.11.2010)

160

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.