Научная статья на тему 'Образование и Просвещение в Ярославской губернии как направление деятельности Ярославской городской думы'

Образование и Просвещение в Ярославской губернии как направление деятельности Ярославской городской думы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
573
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / XIX НАЧАЛО XX ВВ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА / ГИМНАЗИИ / ДЕМИДОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ / DEMIDOV'S JURIDICAL LYCEUM / EDUCATION / XIX THE EARLY XX CENTURIES / PRIMARY EDUCATION / SECONDARY EDUCATION / VOCATIONAL SCHOOLS / GYMNASIUMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бутусов Алексей Сергеевич

В статье показано развитие образования и просвещения в Ярославской губернии во второй половине XIX начале XX вв. Рассмотрены изменения, имевшие место в начальном, среднем и профессиональном образовании: расширение круга дисциплин и передаваемых знаний, охват системой обучения широких слоев населения, большая доступность образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION AND ENLIGHTENMENT IN THE YAROSLAVL PROVINCE AS A DIRECTION OF YAROSLAVL CITY COUNCIL’S ACTIVITIES

The article describes the development and expansion of education and enlightenment in the Yaroslavl Province in the second half of the 19f h the early 20 th centuries. The author observes the changes, which took place in primary, secondary and vocational education. There was an expansion of the range of disciplines and knowledge. The system of education was involving wider and wider groups of population. The education became more affordable.

Текст научной работы на тему «Образование и Просвещение в Ярославской губернии как направление деятельности Ярославской городской думы»

УДК 908 Бутусов Алексей Сергеевич

аспирант кафедры отечественной средневековой и новой истории

Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В ЯРОСЛАВСКОЙ ГУБЕРНИИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯРОСЛАВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ

Butusov Alexey Sergeevich

PhD student, Department for Medieval and Modern History of Russia, Yaroslavl State University

EDUCATION AND ENLIGHTENMENT IN THE YAROSLAVL PROVINCE AS A DIRECTION OF YAROSLAVL CITY COUNCIL’S ACTIVITIES

Аннотация:

В статье показано развитие образования и просвещения в Ярославской губернии во второй половине XIX- начале XX вв. Рассмотрены изменения, имевшие место в начальном, среднем и профессиональном образовании: расширение круга дисциплин и передаваемых знаний, охват системой обучения широких слоев населения, большая доступность образования.

Ключевые слова:

образование, XIX- начало XXвв., начальное образование, среднее образование, профессиональные училища, гимназии, Демидовский юридический лицей.

Summary:

The article describes the development and expansion of education and enlightenment in the Yaroslavl Province in the second half of the 19fh - the early 20th centuries. The author observes the changes, which took place in primary, secondary and vocational education. There was an expansion of the range of disciplines and knowledge. The system of education was involving wider and wider groups of population. The education became more affordable.

Keywords:

education, XIX - the early XX centuries, primary education, secondary education, vocational schools, gymnasiums, Demidov’s juridical lyceum.

Реформы 1860-70-х гг. оказали значительное влияние на развитие образования. Во 2-й половине XIX в. отмечается развитие потребности в образовании. Это было связано с социально-экономическим развитием, что сопровождалось ростом производства во многих промышленных и сельскохозяйственных отраслях. После реформ многое стало меняться в общественных процессах, устройстве экономики, формах собственности и в других процессах. Городская дума активно участвовала в развитии образования. Оно составляло одну из статей расходов, сюда направлялись значительные средства, включавшие содержание городских школ, пособие на содержание казенных учебных заведений, пособия и награды учащимся, стипендии и плату за обучение в высших и средних учебных заведениях, содержание народной читальни, а также различные мероприятия [1] .

Система образования включает в себя как базу низшее звено (школы грамоты, одноклассные училища); двуклассные училища; уездные училища (их в губернии шесть: в Ярославле, Рыбинске, Ростове, Романове-Борисоглебске, Угличе, Мологе). На этой арене взаимодействуют государство, земство и церковь. Земство активно шло навстречу народной потребности в образовании, но его активность сдерживалась материальными возможностями [2].

Создавалась единая система начального образования - «начальные училища», начальные школы могли создаваться как местными органами, так и по инициативе частных лиц и церковью. Курс в них был единый: закон божий, чтение, письмо, четыре действия арифметики.

В Ярославской губернии начальное образование стало активно развиваться с появлением земств, более 80 % всех вновь создаваемых начальных училищ открывались по инициативе земств [3].

В городах начальное образование было представлено фабричными школами (кроме земских). Наиболее известной такой школой была школа при Ярославской Большой мануфактуре. В 1894 г. для нее было построено специальное здание на 600 учащихся.

Из 483 учебных заведений губернии в 1862 г. 343 приходилось на церковно-приходские школы. Их рост пришелся на период контрреформ 1880-х гг. Ярославский губернатор и архиепископ Ионафан даже поставили вопрос о преобразовании земских училищ в церковно-приходские школы. Этого сделать не удалось, но число учащихся в церковно-приходских школах выросло с 5 до 39 %. По этим показателям губерния занимала пятое место по России [4].

Среднее образование было представлено в губернии различными учебными заведениями, как светскими, так и духовными. Самой распространенной формой средней общеобразовательной школы становится в это время гимназия. В Ярославле и Рыбинске работали две мужские

- B5 -

классические гимназии, в которых обучалось 770 учеников. Классические гимназии ориентировали своих выпускников на поступление в университет. С точки же зрения подготовки специалистов, для губернии они мало что давали. Специфика губернии требовала открытия реальных училищ, о чем постоянно напоминали городские думы.

Лишь в 1880 г. было открыто частное реальное училище, но из-за недостатка средств оно просуществовало всего пять лет. Это было частное реальное училище П.Я. Морозова с уклоном в сторону естественных наук. Государственное реальное училище будет открыто в городе в 1907 г. [5].

Особенностью пореформенного периода было развитие женского образования в губернии. В 1861 г. в Ярославле была открыта Мариинская женская гимназия, а с 1876 г. начала работать Екатерининская женская гимназия. Это были классические 8-классные гимназии. Восьмой класс был педагогическим, т. е. выпускницы могли преподавать в учебных заведениях. В 1875 г. полная женская гимназия была открыта в Рыбинске. В Ростове и Угличе были созданы женские прогимназии. По законодательству средняя школа была всесословной. Но высокая плата не позволяла поступать в гимназию всем желающим. В Ярославской мужской гимназии плата за обучение составляла 20 руб. в год, а в Мариинской женской - от 15 до 88 руб. за семь классов. В 1887 г. появился циркуляр «о кухаркиных детях», по которому запрещалось допускать в гимназии детей лиц, работавших по найму [6].

В пореформенный период в Ярославле открылось военное учебное заведение, пережившее ряд преобразований. С 1868 г. это военная прогимназия, с 1884 г. - военная школа, а с 1895 г. -кадетский корпус [7].

На рубеже веков возникают профессиональные училища. В 1898 г. была открыта торговая школа в Ярославле с четырехгодичным сроком обучения. В конце XIX в. появились механикотехнические училища в Ярославле и Рыбинске (например, техническое училище им. Н.П. Пастухова). Слесарному, сапожному, столярному делу обучали в Соболевском училище, названном по имени купца-основателя. Кроме того, профессиональные учебные заведения открывались помещиками. Это было продиктовано местными потребностями в профессиональных кадрах. Примером такой школы может служить учебное заведение И.Н. Ельчанинова, открытое им в угличском поместье. Ученики получали здесь на практике навыки работы, связанной с молочным животноводством, свиноводством, пчеловодством, а также приобретали профессии столяра и кузнеца. Но эти учебные заведения не решали кадровые проблемы, остро стоявшие в губернии в пореформенный период [8].

«Из событий, относящихся к развитию народного образования, особенно важное для губернии значение имеет совершившееся в отчетном году (1870 г.) преобразование существующего в Ярославле Демидовского лицея камеральных наук в лицей юридический (впоследствии в XX в. и в настоящее время - Ярославский государственный университет (ЯрГУ) им. П.Г. Демидова. - Прим. авт.). Этот новый рассадник высшего специального образования принесет, без сомнения, пользу краю впоследствии» [9].

В 1881 г. в Демидовском юридическом лицее было 311 студентов, здесь стало больше выходцев из городских сословий и духовенства. По инициативе Владимира Дмитриевича Левшина в 1884 г. был реставрирован памятник Павлу Григорьевичу Демидову. Губернатор создал специальный комитет по сбору пожертвований, которому удалось получить 1183 руб. Было принято решение разбить около Демидовской колонны сквер [10].

С 1907 г. здесь стал выпускаться журнал «Юридическая библиография», один из лучших библиографических журналов России. Кроме того, лицейская профессура все чаще стала публиковать свои работы в «Юридических записках». Одной из лучших библиотек в губернии стала лицейская библиотека, которая насчитывала к 1914 г. более 53 тыс. книг. С начала века начала работать студенческая читальня. В 1896 г. при лицее было создано «Юридическое общество», целью которого стала разработка теоретических и практических вопросов права. В 1903 г. лицей отметил свое 100-летие. В эти годы число его студентов росло особенно заметно: с 644 человек в 1905 г. до 1053 - в 1908 г. [11].

Губернатор В.Д. Левшин и архиепископ Ионафан уделяли большое внимание средним и начальным учебным заведениям. Например, 2 декабря 1885 г. они посетили школы Ярославля, Ионафан осмотрел церковную домашнюю школу П. Смирнова. 12 декабря губернатор посетил церковно-приходскую школу купца А.В. Беляева в Коровницкой слободе. Одновременно В.Д. Лев-шин осмотрел церковь Иоанна Златоуста: ее архитектурный облик, металлические украшения, фрески и иконы. Вообще 1880-е гг. были периодом успешного развития церковно-приходских школ, когда их количество и уровень преподавания в них заметно возросли. Такие посещения губернатором учебных заведений стали традиционными [12].

«Из числа учебных заведений в губернском городе находятся:

1) Демидовский юридический лицей, в котором к концу года состояло студентов - 173, 2) мужская классическая гимназия - учащихся было 413, 3) женская гимназия - 454 ученицы, 4) женское училище девиц духовного звания - 105 учениц, 5) Дом призрения ближнего имел воспитанников: мальчиков - 74 и девочек - 168; первые обучаются в губернской гимназии, городском и приходском училищах, девочки же получают образование в самом заведении по программе женской гимназии, 6) военная мужская прогимназия - обучающихся 392, 7) городское мужское училище - 294 обучающихся, 8) начальных училищ - 7 и один частный мужской пансион, все они имели учеников 383.

Сверх того, в Ярославле существуют два приюта, имеющие характер учебно-воспитательных заведений» [13].

За сорок пореформенных лет число светских учебных заведений в губернии возросло в 3,5 раза, а число учащихся в них - в 6,5 раз. Но все-таки эти учебные заведения не удовлетворяли потребности губернии. В 90-е гг. XIX в. до 50 % детей школьного возраста еще не могли учиться, но по сравнению с 1862 г., когда этот процент составлял 95 %, прогресс был явный [14].

Таким образом, мы видим, что образование переживало существенные сдвиги и рост в период второй половины XIX - начала XX вв. Эти изменения были видны во всех видах и уровнях образовательных учреждений, начиная от начального образования и заканчивая крупными училищами, а также Демидовским юридическим лицеем. Но при этом были и проблемы, такие как недостаточное количество учебных мест и далеко не полный охват всего населения, несмотря на расширение образования. Также многим было недоступно образование по финансовым причинам. Учебные заведения не решали до конца кадровые проблемы. Но в целом развитие было ощутимо, образование стало намного шире, и за пореформенный период наметились явные тенденции к прогрессу в этой сфере.

Ссылки:

1. «К благу и выгодам жителей служить...» Из истории финансовой системы города Ярославля, Ярославль, 2008. С. 52.

2. Сборник материалов по истории Ярославского края [Электронный ресурс]. 11Р1_: 1"|Пр://уако^8о!о-

vyov.narod.ru/yar.crai/15.pdf (дата обращения: 15.03.2014).

3. Ярославль. История города в документах и материалах от первых упоминаний до 1917 года, Ярославль, 1990. С. 283.

4. История Ярославского края с древнейших времен до конца 20-х гг. XX века, Ярославль, 2000. С. 176.

5. Там же. С. 177-178.

6. Ярославский архив : историко-краеведческий сборник. СПб. ; М., 1996. С. 103.

7. Там же. С. 104.

8. Ярославль. История города . С. 286.

9. Из отчета ярославского губернатора о преобразовании Демидовского лицея в юридический лицей, 1870 г. ГАЯО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 5803. Л. 4. Копия. Документы дел Ярославской городской думы. Деятельность по развитию образования.

10. Ярославские губернаторы : историко-биографические очерки. Ярославль, 1998. С. 274.

11. История Ярославского края ... С. 186.

12. Ярославские губернаторы ... С. 274-275.

13. Сведения из «Обзора Ярославской губернии за 1878 год» о числе учебных заведений в городе. 1878 г. // Обзор Ярославской губернии за 1878 год. Ярославль, 1879. С. 77. ГАЯО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 5918. Документы дел Ярославской городской думы. Деятельность по развитию образования.

14. Местное управление в Российской империи (На материалах Верхнего Поволжья). М., 2004. С. 165.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.