ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010
УДК 930.85
Н. В. ГУРСКАЯ
Поволжский государственный университет сервиса, г. Тольятти
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ УРАЛЬСКОГО (ЯИЦКОГО) КАЗАЧЕСТВА В XVIII - XIX вв.__________________________________________
В статье раскрывается специфика развития уральского (яицкого) казачества через образование и просвещение. Новизна заключается в комплексном анализе образовательных источников. Впервые предпринята попытка совмещения 2-х аспектов: образование и просвещение, как проблематика дифференциации общественного сознания уральского (яицкого) казачества на период XVIII — XIX вв.
Ключевые слова: грамотность, старообрядцы, интеллигенция, расслоение, традиции, урбанизация.
Казачество, как часть военного сословия, главной своей задачей ставило несение военной службы. Исходя из этого, долгое время образование и просвещение казаками серьёзно не воспринималось. Первыми источниками получения знаний для казаков являлись: расквартировка по городам и границам (Москва, Кавказ), военные кампании, плен. Бывалые казаки собирались вместе «...рассказывали о своих службах, походах, сражениях в век Екатерины, Павла и Николая I» [1, с. 182]. Второй группой источников знаний являлась ссылка к уральцам интеллигентных, но неблагонадёжных военных (С. Сераковский, В. Ханыков, А. Плещеев, Т. Шевченко), а также посещение Уральского войска поэтами и писателями (В. Даль, А. Пушкин, Г. Потанин, М. Михайлов, Л. Толстой, И. Аксаков, В. Короленко).
Новыми источниками просвещения уральских казаков стало складывание системы образования в Уральском войске, а также урбанизация, как процесс формирования городской культуры. Третья группа источников знаний была всё более и более необходима.
Впервые об образовании яицкого казачества заговорил В.Н.Татищев, который указал на то, что атаман и старшины грамоте не обучены, законов не знают, а писари что хотят то и пишут, поскольку их некому проверить. Школ до начала XIX века не было вовсе. Знания и умения передавались из поколения в поколение и носили прикладной характер. Например, до начала XIX века у уральского (яицкого) казачества не было медицинских работников. Лечение проводилось старинными способами — народная медицина (питьё трав и т.д.). Вместо медиков людям помогали знахари, повитухи и прочие лица, обладающие «особыми знаниями». Главной надеждой на выздоровление оставалась вера (чтение молитв и т.п.). Так как уральские казаки в основном были старообрядцы, то и прививки они отвергали [2]. Вследствие чего болели холерой, дифтеритом, скарлатиной, корью, коклюшем, сифилисом, цингой и другими заболеваниями. Несмотря на серьёзность данных болезней, казаки редко добровольно обращались за медицинской помощью, считая это за грех. Долгое время казаки были не только безграмотными и необразованными, но и мало просвещёнными в силу особой любви к своим традициям. Книжная лавка, открытая в Уральске в 1830-е
годы — закрылась по причине отсутствия покупателей. Книга в доме в первой трети XIX века была большой редкостью. Книжных магазинов не было даже к концу XIX века. «... Казаки. принуждены пользоваться. скудным по количеству и плохим по содержанию запасов книжек, которые имеются. у базарных торговцев. преимущественно издания московских лубочников» [3, с. 586]. Генерал-губернатор Оренбургской губернии Неплюев И.И. дал распоряжение: «.выше урядничего и хорунжего чина безграмотных не производить.» [4, с. 311 — 312]. В итоге к началу XIX века в самой верхушке Уральского войска безграмотных уже не было [5].
Все образовательные учреждения в Уральском казачьем войске делились на 4 группы: первая группа частные, вторая группа учебных заведений находилась в ведении войсковой канцелярии, третья группа — подчинялась духовному ведомству, четвёртая — министерству народного просвещения.
К частным школам относилась деятельность мастеров и мастериц. В основном это были старо-обрядцы. Такие учителя сами были малограмотны и невежественны [6, с. 107], поэтому мало чему могли научить: письму, церковной грамоте, молитвам. Мастеров было меньше, потому что первоначально мужчины считали ученье делом недостойным для казака.
Учебные заведения, находящиеся в ведении войсковой канцелярии, существовали и функционировали в основном за счёт войсковой казны и пожертвований. Расходы включали: жалованья учителям, наём школьных помещений и прислуги, снабжение школ книгами и учебными пособиями, письменными принадлежностями, ремонт школьных помещений и мебели, освещение [7]. Первые образовательные учреждения в Уральском войске, несмотря на старания войсковой канцелярии во главе с наказными атаманами, не пользовались популярностью. Уездное училище, открытое в 1831 году, находящееся в ведении Казанского учебного округа, позже критиковалось казаками, которые там учились. «Преподавали в училище священники и отставные казаки» [8, с. 203]. В 1857 году это училище из трёхклассного было преобразовано в пятиклассное. В нём были введены новые более совершенные программы, пришли грамотные учителя. Его отделения открылись в Гурьеве, Сакмарске и Илецке.
В 1832 г. было учреждено Уральское войсковое училище (с программой гражданских уездных училищ) для обучения сыновей офицеров Уральского казачьего войска. Во второй половине XIX века возникло Общество для основания в г. Уральске мужского среднего учебного заведения, которое ходатайствовало перед Министерством народного просвещения об открытии гимназии в Уральском войске. И в 1870 году на базе войскового училища в Уральске начала свою работу мужская классическая гимназия. В неё были приглашены учителя высокой квалификации. Гимназия считалась престижным учебным заведением. В ней обучались дети зажиточных семей казачьей верхушки, чиновников, купцов, мещан. Успешные ученики по окончании гимназического курса могли поступать в университеты страны. Комитет «Общества вспомоществования недостаточным ученикам Уральской войсковой гимназии» организовал систему помощи ученикам из бедных семей в виде единовременных пособий, одежды, обуви, предоставления репетиторов. Деятельность «Общества» основывалась на пожертвованиях. В 1890 году гимназия была преобразована в реальное училище, что было обусловлено дефицитом в войске квалифицированных гражданских специалистов. В 1836 году впервые в войске было открыто женское училище, но через год оно закрылось, так как учащихся было слишком мало. Его деятельность была вновь возобновлена в 1859 году. Но это было уже женское училище 1-го разряда. В 1877 году оно было преобразовано в женскую гимназию. Женское образование, таким образом, стало развиваться. Вслед за Уральском девичья школа открылась в Илецке [9].
«Народные школы в уральском войске начали своё существование с 1858 г.». Сначала образования народных школ их численность быстро увеличивалась. Однако недостаточное количество квалифицированных учителей и низкий уровень комфортности учебновоспитательного процесса явились причинами сокращения народных школ с 1860 по 1862 гг. от 100 до 72, а к 1865 г. до 33. Народные школы отличались заметной бедностью. Школьные помещения представляли собой «.войсковые общественные или наёмные квартиры.» [10], мало удовлетворяющие гигиеническим условиям. Перед тем как поступить в народную школу дети обучались 2 — 3 года у мастеров. Сравнивая обучение в народных школах и у мастеров, казаки первое время отдавали предпочтение последним. У них дети не балуют, а учатся, из дому убегают рано и возвращаются поздним вечером. Ревизия войсковых школ 1866— 1867 гг. выявила слабую методическую базу преподавательского состава. Вследствие чего учителям были рекомендованы учебники и учебные пособия. Учебники для детей не предусматривались. Зато в войсковых народных школах предполагалось некоторые предметы на выбор, например, чтение по церковной печати. Со временем положение исправилось. По результатам летней ревизии за 1886 год было построено 3 новых просторных здания для школ, некоторые школы переместились из тесных наёмных помещений в более поместительные, увеличилось число школьных домов и классных комнат.
Образование в войске со временем стало приобретать специфическую направленность. Например, в 1880 году в Гурьеве был открыт мореходный класс [11], а в 1891 году начало работать сельскохозяйственное училище.
В результате положительных изменений в сфере образования в войске, предоставленные вакансии для
уральских казаков в гимназиях России (Оренбург, Казань) закрывались.
Первоначальные основы духовного образования закладывались в воскресных и церковно-приходских школах (в 1883 году их было 9, а в 1893 году — 278). Они давали минимум знаний по причине скудного финансирования и слабой подготовки учителей. Обучались в них дети беднейшего казачества и иногородние. Популярной воскресной школой в Уральске была «Пушкинская воскресная школа». Двери воскресных школ были открыты как для взрослых, так и для детей. «Обучение в них носило исключительно церковный характер...» [12]. В 1862 году последовал указ Синода об усилении надзора в духовноучебных заведениях [13]. Это было связано с событиями, которые произошли в Санкт-Петербурге. Самсониевская и Введенская воскресные школы явились центром распространения революционных идей. Однако Оренбургско-Уральскую епархию больше пугали идеи «старой веры». Такая ситуация придавала особую актуальность миссионерскому аспекту и образовательной деятельности церкви. В 1863 году Священный Синод даёт согласие на открытие в городе Уральске духовного единоверческого училища [14]. Об этом важном событии в том же году сообщал епископу Оренбургскому и Уральскому, первый смотритель училища, протоиерей Алексей Добровидов [15]. В данном учебном заведении преподавались: арифметика, русский, латинский и греческий языки, закон Божий, русская история, нотное пение [16]. Цель его функционирования заключалась в обучении детей войскового духовенства, а также для поддержания в среде уральского казачества очага официальной веры. На духовное училище возлагалась обязанность готовить «.священнослужителей для городских и станичных приходов» [17, с. 20]. За 1865 — 1866 учебный год трое лучших учеников было отправлено в Самарскую семинарию для продолжения своего обучения [18]. В 1866 году Уральская войсковая канцелярия направила прошение епископу Оренбургскому и Уральскому о переходе Уральского духовного училища в её подчинение. Однако просьба была отклонена [19]. На содержание духовного Уральского училища снимались взносы с ближайших монастырей и церквей. За хорошую учёбу ученики освобождались от уплаты за обучение. В 1875 году вышел «Указ Святейшего Правительствующего Синода .на .Епископа Оренбургского и Уральского. О мерах к улучшению письменных сочинений воспитанников духовных семинарий и училищ» [20]. Дело в том, что в основном преподавателями училищ Уральска, Гурьева, Илецка становились выпускники Оренбургской духовной семинарии [21]. Также «учительские должности.(занимались. — Г.Н.) членами причтов, мало подготовленными к школьному делу». Для учителей выпускалась особая методическая литература, которой они могли пользоваться и повышать свой профессиональный уровень, например, «Книга для учителей» [22]. Лучших учителей вносили в особые именные списки и награждали в 1875 г., 1883 г., 1885 г., 1888 г., 1889 г., 1905 г. Служащие духовных училищ имели возможность карьерного роста. За выслугу лет их представляли к повышению чина [23]. Несмотря на то, что образовательные учреждения, находящиеся под властью духовного ведомства, были более ограничены в средствах, но и в них по силе возможностей проводились разного рода ревизии и преобразования. Например, приобретение дома для Уральского духовного училища или замена в библиотеке старых учебников на новые [24]. В практику управления
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010
образовательными учреждениями во второй половине XIX века входило открытие обществ «для вспомоществования недостаточным ученикам» [25].
В 1905 году Святейший Синод по всем епархиям провёл опрос архиереев о проблемах образования в духовных учебных заведениях. Специалисты в области духовного образования, признали то, что духовные школы России, призванные готовить пастырей, не справляются со своей задачей. Основной причиной сложившегося положения они назвали совмещение в этих школах двух целей: подготовки пастырей и предоставления общего образования духовному сословию. Ко всему этому, в Оренбургско-Уральской епархии наблюдался низкий удельный вес духовенства. Количество церковнослужителей, несмотря на образование и деятельность духовных учебных заведений, выросло минимально: в 1880 — 0,1%; в 1890 — 0,12%; в 1910 - 0,099%; в 1915 - 0,096%.
Школы Министерства народного просвещения в большинстве своём находились в киргизской степи, меньшая часть — на войсковой территории, и предназначались они для обучения киргизов русскому языку. В этих школах грамотности обучались также и иногородние. Ярким примером таких образовательных учреждений стала русско-киргизская школа [26].
Динамика увеличения количества учебных заведений наблюдалась как по отдельным городам, так и по общему состоянию Уральского войска в целом. В связи этим в 1871г. в Уральске была открыта первая публичная библиотека. Однако учителей профессионалов было не достаточно. Около половины преподавателей не имели учительских свидетельств. В связи с этим с 1894 года в Уральске администрация края стала устраивать ежегодные курсы усовершенствования учителей. В 1904 году были учреждены стипендии для студентов учительских семинарий. А в 1913 году в столице войска открылась собственная учительская семинария для подготовки профессиональных учителей начальных школ.
Дети казачьей верхушки не редко обучались за пределами войска. Прежде всего, это касалось военноучебных заведений, которых не было в Уральской области. Молодые казаки учились в следующих кадетских корпусах: Неплюевский в Оренбурге [27], Александровский в Санкт-Петербурге, Владимирский в Киеве. Несколько казаков получили военно-специальное образование в Михайловском артиллерийском и Николаевском кавалерийском училищах, также в Императорской военно-медицинской академии, в Оренбургском юнкерском училище [28]. Образование в высших учебных заведениях России получали и девушки [29]. Учащимся выделялись деньги из войсковой казны для обучения «фельдшерской науке», «гражданской архитектуре» [30], коммерции [31]. В 1846 году уральцы отправились обучаться в строительное училище [32]. Стипендии были не только войсковыми, но и частными. Таким образом, формировалась своя казачья интеллигенция: профессиональные преподаватели — Дынников и Чалусов [33], Чуреев; биологи и ботаники — Н.А. Бородин, И.И. Ива-наев, А.А. Шапошников; врачи — Л.В. Скворкин, И.Е, Ширявсков; писатели — И.И.Железнов, Н.Ф.Са-вичев. Благодаря формированию интеллигентной прослойки казачества во второй половине XIX века начала издаваться периодическая печать «Уральские войсковые ведомости» (1867г.), «Уральский лис-ток»(1891г.), «Уралец» (1897г., в 1903г. газета переименована в «Уральский дневник»).
В результате образовательной политики Неп-люева, Покатилова, Столыпина, Верёвкина уровень
грамотности уральского казачества превысил среднероссийский и средне-казачий уровни. В Уральском войске была относительно высокая грамотность женщин — они составляли примерно 40% всех грамотных, тогда как в большинстве других войск ситуация была иной. Анализ уровня грамотности по крупным городам России показал, что Уральск в этом аспекте уступает на 3%. Первая причина такого результата заключалась в том, что большинство грамотного населения имело лишь начальной образование. Второй причиной являлось большое количество в Уральске иногородних жителей, которые не очень блистали образованностью. Третья причина крылась в этнической принадлежности части населения. Например, уровень образованности киргизов был вдвое ниже, чем у казаков.
Процессы образования и просвещения во второй половине XIX века в Уральском казачьем войске только набрали обороты. Казачье сообщество подверглось расслоению. Казачья верхушка при титулах, при деньгах считалась самой образованной и просвещённой частью войска. Она посещала в Уральске клубы, собрания, маскарады, балы. Таким образом, патриархальные традиции начали терять свою силу, прежде всего, в городах, где устанавливались новые светские традиции, например, посещение театров, организация благотворительных обществ. В 1850 году небольшой кружок уральской интеллигенции открыл свой театр (молодёжный), где ставились пьесы на произведения зарубежных и современных русских авторов: У. Шекспира, Шиллера, А.С. Грибоедова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, А.М. Горького. В 1862 году на средства генерала С. Шипова в Уральске был сооружён театр для солидной публики. На его подмостках выступали как местные театралы, так и заезжие гастролёры. В театре ставились не только пьесы, но и давались концерты. Репертуар был достаточно широк: казачьи песни, романсы и увертюры из опер Крейцера, Штрауса, Глинки. В конце XIX века был построен театр на базарной площади. На его подмостках ставились пьесы А.Н. Островского, А.П. Чехова. Театр получил популярность, по воспоминаниям Ф.Шаляпина, который там выступал. На Пушкинском бульваре для мещан был построен театр народной трезвости. В театре пропагандировался здоровый образ жизни: шашки, шахматы, городки, библиотека, хоровое пение, бесплатные чаепития, танцы.
Основная же масса простых казаков, проживающих в посёлках, оставалась патриархальной. Идеализируя старинные порядки, казаки продолжали жить по-старому. Именно поэтому в пореформенное время—«брожения умов», общественное сознание уральских казаков в подавляющей массе осталось неизменным.
Работа представляет интерес для специалистов, занимающихся историей и культурой уральского казачества и казачества в целом. Результаты исследований могут быть использованы для защиты интересов уральского казачества, как сообщества на современном этапе развития и в будущем. Данный материал можно использовать при подготовке к учебным занятиям в средней и высшей школе.
Библиографический список
1. Савичев, Н.Ф. Уральская старина. Рассказы из виденного и слышанного / Н.Ф. Савичев [Текст] : рисунки из альбома Н.Ф. Са-вичева. Общественный культурно-просветительский фонд «Старый Уральск», серия «Уральская библиотека». — Уральск : Изд-
во ТОО «Оптима», 2006. — 468 с. — КВК 9965-9370-1^.
2. ГАОО Ф. 6. Оп. 10. Д. 8544. Л. 34 — 36.
3. Бородин, Н. А. Уральское казачье войско. Уральск [Текст] : печатано по распоряжению Уральского войскового хозяйственного правления. В 2 т. Т. 1. / Н. А. Бородин. — Типография Уральского казачьего войска, 1891. — 966 с.
4. Витевский, В. Н. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его состав до 1758 г. В 3 т. Т. 3. / В. Н. Витевский. — 2-ое изд. — Казань : Типо-Литография В. М. Клочникова, 1891. — 581 с.
5. РГВИА Ф. 489. Оп. 1. Д. 3092. Л. 3 — 12 об.
6. Герасимова, Э. И. Уральск. Исторический очерк. (1613 — 1917 гг.) / Э. И. Герасимова ; АН КазССР. Ин-т истории, археологии и этнографии им. Ч. Ч. Валиханова. — Алма-Ата : Изд-во «Наука», 1969. — 215 с.
7. Веберг, А. Ответ инспектора уральских народных училищ / А. Веберг // Оренбургский листок. — 1887. — № 18. — С. 2 — 3.
8. Дубовиков, А. М. Уральское казачество в системе российской государственности (XVIII — начало XX вв.) : монография. — Тольятти : Изд-во ТГУС, 2007. — 308 с.
9. Еремин, М. Несколько слов о народном образовании в Уральском войске / М. Еремин // Уральские войсковые ведомости. — 1870. — № 3. — С. 2—3.
10. Город Илек // Оренбургский листок. — 1887. — № 9. — С. 2 — 3.
11. ГАОО Ф. 6. Оп. 10. Д. 8547
12. Грекулов, Е. Ф. Православная церковь — враг просвещения. Академия наук СССР. Научно-популярная серия. — М. : Издательство АН СССР, 1962 [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://warrax.net/грс edu704.html.
13. ГАОО Ф. 174.Оп. 1. Д. 6. Л. 1.
14. ГАОО Ф. 174. Оп. 1. Д. 9. Л. 5.
15. ГАОО Ф. 174. Оп. 1. Д. 9. Л. 16.
16. ГАОО Ф. 174. Оп. 1. Д. 9. Л. 53.
17. Мухин, Г. Л. Лицо Старого Уральска / Г. Л. Мухин // Серия «Уральская библиотека». — Изд-е 4-е с изменен. и доп. — Уральск : Изд-во ТОО «Оптима» 2006 г. — 92 с. — ТБВК 9965-9370-8-7.
18. ГАОО Ф. 174. Оп. 1. Д. 21. Л. 43.
19. ГАОО Ф. 174. Оп. 1. Д. 25. Л. 1.
20. Указ Святейшего Правительствующего Синода, последовавший на имя Его Преосвященства, Преосвященнейшего Митрофана, Епископа Оренбургского и Уральского [Текст] // Оренбургские епархиальные ведомости. — 1876. — № 4. — 15 февраля . — С. 109— 123.
21. ГАОО Ф. 177. Оп. 1. Д. 185. Л. 1.
22. Указ Святейшего Правительствующего Синода, последовавший на имя Его Преосвященства, Преосвященнейшего Митрофана, Епископа Оренбургского и Уральского [Текст] // Оренбургские епархиальные ведомости. 1876. - № 5. - 1 марта. - С. 145- 170.
23. ГАОО Ф. 174. Оп. 1. Д. 157. Л. 1.
24. Циркуляр министерства народного просвещения попечителям учебных округов [Текст] // Оренбургские епархиальные ведомости. - 1876. - № 18. - 15 сентября. - С. 625.
25. ГАОО Ф. 174. Оп. 1. Д. 131.
26. ГАОО Ф. 6.Оп. 10. Д. 7846.
27. РГВИАФ. 1754. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.
28. РГВИАФ. 330. Оп. 1, Д. 176. Л. 15.
29. ГАОО Ф. 6. Оп. 10. Д. 6163. Л. 1,13.
30. ГАОО Ф. 6. Оп. 11. Д. 268. Л. 13-14.
31. ГАОО Ф. 6. Оп. 11. Д. 1135.
32. ГАОО Ф. 6. Оп. 11. Д. 1227.
33. РГВИА Ф. 653. Оп. 1. Д. 2. Л. 20.
ГУРСКАЯ Нина Валентиновна, аспирантка кафедры отечественной истории и правоведения, преподаватель истории и обществознания гимназии № 35. Адрес для переписки: е-таД: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.03.2010 г.
© Н. В.Гурская
УДК 94 : 2 : 141.45(571.12) З. Ш. МАВЛЮТОВА
Тюменский государственный нефтегазовый университет
ФОРМЫ И МЕТОДЫ АНТИРЕЛИГИОЗНОЙ РАБОТЫ В ТЮМЕНСКОМ КРАЕ В 1920-е гг.___________________________________
В статье рассматривается одна из сторон церковной политики Советского государства — антирелигиозная агитация и пропаганда. Автор анализирует формы и методы атеистической деятельности на территории Тюменского края.
Ключевые слова: антирелигиозная комиссия, агитация, пропаганда, атеизм.
Одной из важнейших задач церковной политики Советского государства являлась антирелигиозная агитация и пропаганда. Центральным планирующим и координирующим органом в антирелигиозной деятельности стала созданная в 1922 г. Антирелигиозная комиссия Политбюро ЦК ВКП(б). В этом же году она получила официальное название «Комиссия по про-ведению отделения церкви от государства при ЦК РКП(б)», а 13 июня 1928 г. была переименована
в «Антирелигиозную комиссию» при Политбюро ЦК ВКП(б).
Основные направления деятельности комиссии определил расширенный майский партийный пленум 1921 года. На нем было принято постановление, в котором указывалось: «Задача всей этой работы в совокупности должна заключаться в том, чтобы на место религиозного понимания поставить стройную коммунистическую научную систему, обнимающую и объясняющую
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ