Панасенко Вероника Николаевна
Образование и профессиональная подготовка как мера противодействия религиозному
экстремизму в Китае
В статье анализируется опыт противодействия экстремизму и терроризму в Китайской Народной Республике, связанный с созданием центров образования и профессиональной подготовки. Обосновывается целесообразность его заимствования в практику и законодательство Российской Федерации.
Ключевые слова: экстремизм, терроризм, центры образования и профессиональной подготовки, Белая книга Китая, теракт, патриотическое, правовое, религиозное и культурное воспитание.
Education and training as a measure to counter religious extremism in China
The article analyses the experience of countering extremism and terrorism in the People's Republic of China related to the creation of educational and vocational training centers. The advisability of borrowing it into the practice and legislation of the Russian Federation is justified.
Keywords: extremism; terrorism; education and professional centers; white paper of China, terrorist attack, patriotic, legal, religious and cultural education.
На официальном сайте правительства Китайской Народной Республики (далее - КНР) 17 августа 2019 г. была опубликована Белая книга «Образование и профессиональная подготовка в Синьцзяне»
[1], анализ которой лег в основу нашего исследования китайского опыта противодействия религиозному экстремизму и терроризму.
В предисловии к указанному документу говорится, что «терроризм и экстремизм являются общими врагами человечества, а борьба с терроризмом и экстремизмом является общей ответственностью международного сообщества. Основная задача любого ответственного правительства, действующего на базовых принципах, состоит в том, чтобы устранить злокачественную опухоль терроризма и экстремизма, которая угрожает жизни и безопасности людей, защитить достоинство и ценность людей, защитить их права на жизнь, здоровье и развитие и обеспечить им мирное и гармоничное социальное окружение» [1].
Проблема противодействия экстремизму и терроризму остро стояла в Синьцзян-Уйгур-ском автономном районе Китая (далее - СУАР) с 1990 по 2016 г. В этот период в Синьцзяне были зарегистрированы тысячи нападений экстремистов, в результате которых погибли сотни мирных граждан, в том числе сотрудников полиции, нанесен существенный материальный ущерб государству и частным лицам
Для того чтобы усилить психологическое давление на верующих, экстремисты побуждали их к отказу от получения образования и использования государственного языка. В результате значительная часть населения СУАР не могла читать и писать на китайском языке, не имела базовых представлений о законах, что, несомненно, облегчало манипулирование сознанием людей. В Белой книге подчеркивается, что эти действия «были бесчеловечными и асоциальными, носили варварский характер» [1].
Для устранения первопричин сложившейся ситуации КНР были созданы центры образования и профессиональной подготовки (далее -образовательный центр), основными целями которых являются:
предотвращение распространения терроризма и религиозного экстремизма;
сдерживание экстремистских и террористических проявлений;
защита права на жизнь, здоровье, развитие людей всех этнических групп.
В образовательных центрах проходят обучение три категории граждан:
лица, которых подстрекали, вынуждали силой или обманом участвовать в террористической или экстремистской деятельности, но доля их личного участия и степень опасности поведения не позволяют квалифицировать их действия как преступление;
люди, участвовавшие в террористической или экстремистской деятельности, которая
27
потенциально несла угрозу, но в результате их действий реальный общественный вред не был причинен. Эти нарушители должны признать свои преступления и раскаяться в них, а также дать добровольное согласие на прохождение обучения в соответствующих центрах, чтобы освободить себя от уголовного преследования;
лица, отбывшие наказание за участие в террористической или экстремистской деятельности, но по тем или иным причинам признанные потенциально опасными для общества и по решению суда направленные в образовательный центр в СУАР.
В соответствии с китайским законодательством нарушителям, относящимся к первой и третьей категориям, предоставляется возможность получения образования в образовательных центрах и оказывается помощь в дальнейшем трудоустройстве. Деятельность граждан, входящих во вторую категорию из числа рассмотренных, сначала подлежит оценке со стороны правоохранительных органов. В случае отсутствия оснований для их уголовного преследования по решению суда данным нарушителям предписывается прохождение профессиональной подготовки и обучения для дальнейшей интеграции в общество [3].
В образовательных центрах все категории лиц проходят обучение бесплатно. Обучение осуществляется квалифицированными специалистами.
Деятельность образовательных центров базируется на принципах и нормах международного права. Учебная программа центров включает в себя изучение китайского языка, правовую подготовку, получение профессиональных навыков.
Так, изучение государственного языка способствует успешной адаптации обучающихся к жизни в современном обществе (открывает новые возможности в освоении различных наук, приобретении новых профессиональных навыков, трудоустройстве, общении с другими этническими группами и т. д.).
Для повышения уровня правовой грамотности к проведению занятий привлекаются практические работники - судьи, прокуроры и адвокаты. В своих лекциях они разъясняют положения Конституции КНР, уголовного права Китая, Гражданского закона КНР, Закона о региональной этнической автономии, Закона о браке КНР, Закона о защите прав и интересов женщин, Закона о защите несовершеннолетних, Закона о трудовых отношениях и др. В результате у слушателей формируется пра-
вильное понимание своих гражданских прав и обязанностей.
Следует отметить, что программы профессионального обучения основаны на компетенциях, востребованных в регионе. Так, например, в образовательных центрах можно пройти обучающие курсы по кройке и шитью, технологии пищевого производства, сборке электронных изделий, набору текста, парикмахерским и косметическим услугам, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, дизайну интерьера и декорированию, животноводству, садоводству, лечебному массажу, рукоделию, плетению ковров, художественному и исполнительскому искусству (музыка, танцы) и др. Отдельные слушатели, проявившие интерес к обучению и выразившие желание, могут по своему выбору овладеть несколькими профессиональными навыками.
В связи с тем что большинство обучающихся находятся под влиянием религиозных экстремистов, в образовательных центрах особое внимание уделяется их дерадикализации. На занятиях обучающиеся получают знания, позволяющие им отличать религиозную деятельность от экстремистской.
Заметим, что перед образовательными центрами не стоит задача изменения религиозных убеждений граждан, каждому обучающемуся гарантируется свобода выбора религии. Более того, в центрах:
запрещена дискриминация; охраняется личная свобода граждан; гарантируется уважение чести и достоинства личности, свобода переписки;
обеспечивается право на использование родного языка и уважение этнических обычаев.
Вместе с тем в образовательных центрах не допускается организация публичных религиозных мероприятий или участие в них, а также запрещается проповедовать какую-либо религию. Однако после завершения процесса обучения обучающиеся вправе самостоятельно принимать такие решения, но при этом обязательно руководствоваться законом.
В образовательных центрах регулярно проводятся культурно-развлекательные мероприятия, направленные на просвещение обучающихся и формирование у них духовно-нравственных ценностей, функционируют библиотеки и кабинеты для оказания юридической и психологической помощи.
Помимо этого, сотрудники образовательных центров помогают бывшим правонарушителям в решении проблемных вопросов, возникающих у членов их семей (трудоустройство, полу-
28
чение образования или медицинской помощи и др.).
Следует отметить, что благодаря деятельности образовательных центров общественный порядок и безопасность вернулись в общество. Большинство слушателей «достигли требуемых стандартов с точки зрения владения китайским языком и правосознания и успешно освоили образовательные программы в соответствующих центрах в Синьцзяне. Многие из них нашли работу на различных заводах и предприятиях, основали свой собственный бизнес. Некоторые продолжили обучение в образовательных центрах более высоких ступеней с целью еще больше улучшить свои будущие перспективы на рынке труда» [3]. С 2016 по 2018 г. в СУАР создано 1,4 млн новых рабочих мест [4].
Научный сотрудник Китайской академии современных международных отношений Ли Вэй отмечает, что «центрам профессиональной подготовки удалось спасти множество "стоявших на краю пропасти": тех, кто попал под влияние религиозного экстремизма. Они смогли дать этим людям новую жизнь - именно такова цель проведения в Синьцзяне программы профессионально-технического образования» [5].
Вместе с тем до декабря 2018 г. деятельность образовательных центров подвергалась критике со стороны зарубежных средств массовой информации и неправительственной организации «Хьюман Райтс Вотч», которая на своем официальном сайте опубликовала доклад «Искореняя идеологическую заразу. Репрессии китайских властей против мусульман в Синьцзяне». Следует отметить, что этот документ был подготовлен исключительно на основе материалов интервью 58 жителей СУАР, 19 из которых в 2017 г. уехали из этого района и только 5 человек проходили обучение в этих центрах. Ссылаясь на интервьюируемых, авторы доклада утверждают, что к обучающимся применяются пытки и суровые наказания за неповиновение, при этом конкретные факты недозволенного обращения с ними не приводятся. Кроме того, в докладе сообщается о том, что в центры направляются несовершеннолетние, лица с инвалидностью, беременные и кормящие женщины [6], однако власти Китая данную информацию не подтверждают.
Несомненно, деятельность образовательных центров, функционирующих в СУАР, вызывает особый интерес у международного сообщества. Начиная с декабря 2018 г. их посетили должностные лица ООН, представители средств массовой информации, более
40 делегаций политических партий, общественных и религиозных организаций, которые смогли убедиться в законности, необходимости, рациональности и эффективности принятых мер по противодействию религиозному экстремизму [1].
Российские дипломаты, побывавшие в образовательных центрах в СУАР (в г. Каши, уездах Хэтянь и Моюй) в декабре 2018 г., также отметили, что «...эти центры используются в целях профилактики и борьбы с угрозами распространения в регионе идей экстремизма и терроризма» [7].
В июле 2019 г. постоянные представители 37 стран при ООН, в том числе России, подписали письмо Председателю Совета по правам человека и Верховному комиссару ООН по правам человека, в котором высоко оценили достижения КНР в борьбе с терроризмом и экстремизмом в СУАР [8], что свидетельствует о несостоятельности доводов критиков, пытающихся очернить деятельность образовательных центров.
С момента их учреждения в этом районе не было зарегистрировано ни одного теракта, что также подтверждает эффективность созданной в КНР системы противодействия экстремизму и терроризму, в основе которой лежит идея патриотического, правового, религиозного, трудового и культурного воспитания.
Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональные и образовательные центры в Китае способствуют изменению радикальных взглядов и искоренению причин, порождающих это социально негативное явление.
Так, согласно рейтингу стран по уровню терроризма (Global Terrorism Index) [9] Китай в 2014 г. занимал 25 место, а в 2019 г. переместился на 42 позицию. Этот результат также доказывает высокую результативность принятых в стране мер по борьбе с экстремизмом и терроризмом.
Руководство Китая, видя корни экстремизма в безграмотности и бедности населения, справедливо делает упор на повышение уровня его образования.
Аналогичная практика существует и в других странах. Так, в 2016 г. о создании учреждений, целью которых является дерадикализация населения, объявила Франция. В 2018 г. в Великобритании была принята антитеррористическая стратегия, в которой подчеркивается необходимость превентивного воспитания лиц, попавших под влияние идеологии терроризма и экстремизма. В США организованы специальные классы для оказания помощи таким
29
гражданам [5]. На наш взгляд, создание подобных учреждений в России также необходимо.
В отечественном уголовном законодательстве предусмотрена возможность возложения на осужденного обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию (ч. 1 ст. 72.1 УК РФ «Назначение наказания лицу, признанному больным наркоманией»). Думается, что по аналогии с этим целесообразно закрепить в уголовном законе России для определенных категорий лиц обязательство пройти обучение в специальных центрах, задачей которых является профессиональное развитие граждан и противодействие религиозному экстремизму.
Деятельность этих центров должна регламентироваться отдельным законодательным актом, в котором, по нашему мнению, необходимо предусмотреть цели, задачи, функции, структуру центров образования и профессиональной подготовки, их виды, форму обучения и порядок пребывания в них (дневное пребывание или постоянное) и др.
Однако сдерживание экстремизма и терроризма посредством обучения в специальных центрах должно осуществляться с обязательным соблюдением прав и свобод человека. Недопустимо направление в круглосуточные центры несовершеннолетних, женщин, имеющих малолетних или несовершеннолетних детей. При помещении мужчин в круглосуточные центры также следует учитывать, как это может отразиться на условиях жизни их семей.
Вместе с тем необходимо предусмотреть последствия отказа лица от помещения или пребывания в центре, а также определить период нахождения в нем и основания досрочного завершения обучения.
Ключевым моментом в организации деятельности центров должен являться качественный подбор кадров (преподавателей, психологов, юристов), которые действительно способны изменить экстремистские установки обучающихся, в противном случае может быть достигнут обратный эффект.
1. Белая книга Китая // Официальная англоязычная платформа электронных коммуникаций Государственного совета Китайской Народной Республики. URL: http://english.www. gov.cn/archive/whitepaper/201908/17/content_ WS5d57573cc6d0c6695ff7ed6c.html (дата обращения: 28.05.2020).
2. В Китае заявили о намерении беспощадно бороться с терроризмом и экстремизмом. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6227454 (дата обращения: 28.05.2020).
3. Сизов Г.А. Китай рассказал о опыте противодействия экстремизму. URL: https:// riss.ru/analitycs/61808/ (дата обращения: 23.05.2020).
4. Власти КНР рассказали о продолжении борьбы с терроризмом в Синьцзяне. URL: https:// www.nakanune.ru/news/2019/03/18/22535869/ (дата обращения: 25.05.2020).
5. Соколов П. Синьцзян: жить без экстремизма. Чем интересен опыт КНР по деради-кализации и искоренению терроризма. URL: https://rg.ru/2019/12/05/chem-interesen-opyt-knr-po-deradikalizacii-i-iskoreneniiu-terrorizma.html (дата обращения: 28.05.2020).
6. Хьюман Райтс Вотч. Искореняя идеологическую заразу. Репрессии китайских властей против мусульман в Синьцзяне. URL: https://www.refworld.org.ru/docid/5baf7aab4.html (дата обращения: 26.05.2020).
1. China White paper//Official English-language electronic communication platform of the State Council of the People's Republic of China, catering to the international community. URL: http://english. www.gov.cn/archive/whitepaper/201908/17/ content_WS5d57573cc6d0c6695ff7ed6c.html (date of access: 28.05.2020).
2. In China, they announced their intention to ruthlessly fight terrorism and extremism // Federal state unitary enterprise «Information Telegraph Agency of Russia (ITAR TASS)». URL: https:// tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6227454 (date of access: 28.05.2020).
3. Sizov G.A. China told about experience of counteraction to extremism. URL: https://riss.ru/ analitycs/61808/ (date of access: 23.05.2020).
4. The PR China authoritiestoldaboutthe continuation of the fight against terrorism in Xinjiang. URL: https:// www.nakanune.ru/news/2019/03/18/22535869/ (date of access: 25.05.2020).
5. Sokolov P. Xinjiang: live without extremism. What is interesting is the experience of China on deradicalization and the eradication of terrorism. URL: https://rg.ru/2019/12/05/chem-interesen-opyt-knr-po-deradikalizacii-i-iskoreneniiu-terrorizma.html (date of access: 28.05.2020).
6. Human Rights Watch. Eradicate the ideological infection. The repression of the Chinese authorities against Muslim in Xinjiang. URL: https://www.refworld.org.ru/docid/5baf7aab4.html (date of access: 26.05.2020).
30
7. Лавров прокомментировал сообщения о «лагерях перевоспитания» в Китае // Выступление министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова в Кыргызско-Российском Славянском университете имени Б. Ельцина в Бишкеке. URL: https://ria.ru/20190204/1550342004.htmL (дата обращения: 27.05.2020).
8. На Западе должны поучиться китайскому опыту борьбы с терроризмом. URL: https:// rg.ru/2019/07/16/na-zapade-dolzhny-pouchitsia-kitajskomu-opytu-borby-s-terrorizmom.html (дата обращения: 28.05.2020).
9. Глобальный индекс терроризма. Гуманитарная энциклопедия: Исследования. URL: https://gtmarket.ru/ratings/global-terrorism-index/ info (дата обращения: 21.05.2020).
7. Lavrov commented on the reports about «the re-education camps» in China // The speech of the Minister of foreign Affairs of the Russian Federation of Sergey Lavrov in Kyrgyz-Russian Slavic University named after B. Yeltsin in Bishkek. URL: https://ria.ru/20190204/1550342004.html (date of access: 27.05.2020).
8. The West must learn the Chinese experience of fighting terrorism. URL: https://rg.ru/2019/07/16/ na-zapade-dolzhny-pouchitsia-kitajskomu-opytu-borby-s-terrorizmom.html (date of access: 28.05.2020).
9. Global terrorism index. Humanitarian encyclopedia: Researchers. URL: https:// gtmarket.ru/ratings/global-terrorism-index/info (date of access: 21.05.2020).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Панасенко Вероника Николаевна, кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского центра Академии управления МВД России; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHOR
V.N. Panasenko, Candidate of Law, Associate Professor, Leading Researcher of the Research Center of the Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
31