Научная статья на тему 'Образование и наука в России'

Образование и наука в России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
231
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / HIGHER EDUCATION / UNIVERSITIES / INTEGRATION OF SCIENCE AND EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Грэхэм Лорен Р.

Профессор Массачусетского технологического института (MIT) и научный работник Центра российских исследований в Гарварде Л.Р.Грэхэм изучает российскую систему образования уже больше пятидесяти лет. Он опубликовал почти двадцать книг о системе образования в Советском Союзе и в России. Приводим его интервью по теме настоящего выпуска журнала, которое он дал в Российском Совете по международным делам 30 ноября 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education and Science in Russia

L.R. Graham,Professor of MIT and research worker at Harward Centre for Russia Studies, is studying Russian system of education for more than 50 years. He has published almost 20 books on education in the Soviet Union and in Russia. His interview, on topic of this issue of the journal, given by him to the Russian Council on International Affairs in 2012, is reproduced.

Текст научной работы на тему «Образование и наука в России»

УДК 378.4.014(47+57)

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА В РОССИИ

ЛОРЕН Р. ГРЭХЭМ

Массачусетский Технологический Институт (MIT, USA)

Профессор Массачусетского технологического института (MIT) и научный работник Центра российских исследований в Гарварде Л.Р.Грэхэм изучает российскую систему образования уже больше пятидесяти лет. Он опубликовал почти двадцать книг о системе образования в Советском Союзе и в России. Приводим его интервью по теме настоящего выпуска журнала, которое он дал в Российском Совете по международным делам 30 ноября 2012 г.

Ключевые слова: образование, наука, модернизация.

- Давайте начнем разговор с проекта «Сколково». Я проводил интервью с Вами примерно в это же время два года назад и помню, что Вы были настроены критически в отношении «Сколково». Первая причина -Вам не нравилось, что оно находится так близко от Москвы. Вы хотели бы, чтобы оно было размещено подальше от столицы, с тем, чтобы его можно было воспроизвести еще где-нибудь в России. Вторая - Вы были недовольны решением не создавать там бакалавриат. Сейчас, спустя два года, хотелось бы узнать Ваше мнение о том, что там происходит.

- Обе причины все еще актуальны, и я думаю, что испытываю даже более критическое отношение к «Сколково», чем раньше. Ничего не поделаешь, это своего рода повторение того, что Россия проделывала уже много раз за свою историю, пытаясь совершить рывок в сторону модернизации, основанный преимущественно на новых технологиях. Проблема такого подхода заключается в том, что он недостаточно учитывает необходимость реформирования общества, нацеленного на то, чтобы эти технологии использовались, приносили прибыль и становились частью

культуры. А это включает в себя правовую реформу, экономическую реформу и социальную реформу. Если бы меня спросили, думаю ли я, что «Сколково» будет провальным проектом, я бы спросил в ответ: для кого? Он вполне может быть успешным для некоторых западных фирм и организаций-участников, например для моего родного MIT, а также для «Siemens», «Boeing» и тому подобных компаний (всего около 500), участвующих в этом проекте. Для них это может быть полезно и даже прибыльно, учитывая участие очень многих талантливых российских ученых и инженеров. И я не удивился бы, если бы лучшие из них, в конечном счете, оказались в MIT. MIT для них как раз подойдет.

- Вы надеетесь, что это вызовет цепную реакцию в России?

- Я надеюсь на то, что влияние будет оказано на все общество. Но этого, скорее всего, не случится, если российское общество останется в том же состоянии, в каком оно пребывает сейчас. Вот только один маленький пример: в рейтинге Всемирного банка за 2011 год Россия занимала 120-е место среди 180 стран в категории «благоприятные условия для ведения бизнеса». Другими словами, в России существует множество факторов, затрудняющих успешное использование хорошей технологии. Поэтому та хорошая технология, которая может быть продуктом деятельности «Сколково», скорее всего, будет использоваться для получения прибыли кем-то за пределами России. А если все же в самой России, то ее продажей скорее будут заниматься западные компании, чем российские. Поэтому боюсь, что она будет больше помогать Западу, чем России.

- Недавно Вы принимали участие в конференции по проблемам российской системы образования, которая проходила в Ярославле. Какие именно проблемы на ней обсуждались?

- Основная проблема касалась базовой трансформации высшего образования и науки в России. Происходит ли она? Традиционная модель высшего образования, о которой нет нужды здесь говорить, заключалась в том, что российские университеты имели, по крайней мере, в сравнении с американскими университетами большую педагогическую направленность - там, где осуществлялся процесс преподавания. А исследования проводились, скорее, в Российской академии наук или в некоторых других государственных институтах, может быть военного профиля. Таким образом, наука и преподавание не были тесно связаны между собой.

В течение пятнадцати лет я участвую в проекте, цель которого интегрировать сильную научную составляющую в некоторые российские университеты. Я имею в виду совместную программу американского фонда и российского правительства. Руководящий совет этой программы наполовину состоит из американских экспертов, наполовину - из российских. Мы добились некоторых успехов. Однако основанные нами центры

науки и преподавания - это все еще отдельные самостоятельные части общей картины.

- Какова, на Ваш взгляд, главная проблема, не позволяющая использовать их как общую модель?

- Прежде всего, исследования требуют финансирования. Откуда брать деньги? В Соединенных Штатах, по оценкам экспертов, гранты наиболее часто выделяются Национальным научным фондом или университетскими организациями. В России есть такой фонд - я имею в виду Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ). Но до настоящего времени выделяемые ему средства были настолько малы, что не позволяли делать массивные вливания в исследования, подобные тем, что делает фонд в США. Если российские университеты хотят иметь деньги на исследования, то где они могут их взять? И будет ли это финансирование находиться под экспертным контролем? Это действительно большой вопрос.

- Но у России есть ряд независимых исследовательских центров, так ведь? Как Вы думаете, следует ли объединить их с университетами или лучше оставить как есть? Ведь сегодня они конкурируют с университетами за одни и те же деньги.

- Они действительно в некоторой степени конкурируют за одни и те же деньги. Но я думаю, что сегодня уже накоплен достаточный мировой опыт, позволяющий утверждать: наиболее продуктивные центры исследований - это центры, где исследовательская работа и преподавание осуществляются совместно. Приведу лишь один пример. Билл Гейтс, Майкл Делл, большинство основателей Google или Марк Цукерберг - все они недоучки. И они бросили учебу, уже будучи студентами старших курсов бакалавриата или начальных курсов магистратуры. Именно здесь начинается реальное творчество. Но когда вы имеете дело с образованием, подобным российской традиционной образовательной системе, когда исследования проводятся здесь, а преподавание - там, вы не получаете ту закваску и креативность, которые имеют место там, где наука и образование идут бок о бок.

- Многие ли специалисты в России разделяют Ваши взгляды?

- Конференция в Ярославле была в большей степени посвящена этой теме. Вот почему у нас есть основания утверждать, что все больше людей в России приходят к такому мнению. Думаю, что это все еще мнение меньшинства. Но оно становится все сильнее. Однако одно лишь выражение такого мнения хотя и необходимо, но не достаточно для решения проблемы. Нужно иметь как мнение, так и средства для достижения поставленной цели - я имею в виду деньги и структурные изменения.

- Могут ли эти деньги поступать от частных организаций, бизнес-структур?

- В определенной степени да, и в некоторых странах, включая Соединенные Штаты, MIT, например, крупные фармацевтические компании и т.д. действительно вкладывают деньги в исследовательские университеты. Но даже в США это не основной источник поступлений. Основной источник - правительство, предоставляющее гранты на конкурсной основе с использованием независимой экспертизы. Когда меня спрашивают, считаю ли я экспертную оценку совершенной, я отвечаю, что к ней можно применить слова Уинстона Черчилля, сказанные им в отношении демократии, - «наихудшая форма правления, если не считать всех остальных». Вот что такое экспертная оценка. И это лучшее, что мы можем предложить.

- Если сравнивать объем средств, поступающих от правительства и от частных организаций, то какова доля государственных вложений - 70%, 80%, 90%?

- У меня сейчас нет точных цифр. Не хочу вводить вас в заблуждение. Но это что-то порядка того.

- Сколько университетов сегодня участвует в Вашей программе?

- Центров? В программе, в которой я принимаю участие, - двадцать.

- Эта цифра будет расти?

- Да. Речь идет о программе базовых исследований и высшего образования. Спонсорами с американской стороны выступают Фонд Макар-туров и Фонд гражданских исследований и развития. С российской стороны - Министерство образования и науки и местные организации. Эта программа уже настолько успешна, что ее повсюду копируют. Поэтому мы настроены в отношении нее очень оптимистично.

- Вы имеете в виду повсюду в других странах или в России?

- На самом деле я говорил о России. Но в действительности она воспроизводится и в некоторых других странах. В России ее копируют, но успешно ли? Конечно, нет. Поэтому, хотя мы настроены оптимистично в отношении этой программы, было бы, несомненно, преждевременным говорить о том, что эта базовая реформа, что она действительно изменит положение дел. Мы этого пока не знаем.

- Но как можно устранить конкуренцию между университетскими исследовательскими центрами и научно-исследовательскими институтами? НИИ должны уйти и дать дорогу университетам?

- Это и есть главная проблема. Вы отчасти говорите о конкуренции между Академией наук и университетской системой. Российская академия наук располагает огромными талантами. Никто в этом не сомневается. Поэтому любое революционное действие, направленное на упразднение РАН и передачу исследовательских функций полностью в ведение университетов, было бы ошибочным и принесло бы огромный вред. По

моему мнению, России нужно действовать тонко. Будут исследования отобраны у РАН или нет, я не знаю. Россия должна запустить долгосрочную программу, в рамках которой университеты будут брать на себя все больше исследовательских функций. Придет время, когда хорошие исследователи предпочтут быть в университетах, а не в Академии наук.

- И она умрет естественным путем...

- Она может умереть естественным путем. Может быть, нужно будет ее лишь немного подтолкнуть с разных сторон. Возможны разные варианты. Одни академические институты могли бы слиться с существующими университетами, другие - стать национальными исследовательскими институтами, особенно те, которые явно связаны с военной сферой. Существует множество способов сделать это. Но ключевым направлением должно стать превращение университетов через 20-30 лет в научно-исследовательские центры, а не в образовательные исследовательские институты. Но этого не стоит делать привычным способом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.