Научная статья на тему 'Образование и культура толерантности'

Образование и культура толерантности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
247
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование и культура толерантности»

ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ

В.ТАЛАНОВ, кандидат химических наук Южно-Российский государственный технический университет

Духовные миры людей удивительно многообразны. Сегодня, как никогда ранее, стало важным понимание того, что в этом ошеломляющем разнообразии культурных, исторических, политических, социальных, научных, эстетических, философских, религиозных взглядов, представлений и верований, устремлений и надежд необходимо учиться находить единство и гармонию, без которых все это богатство не только не имеет смысла, но и небезопасно для человека и его будущего. Человечество должно научиться жить в рамках новой культуры - культуры терпимости и согласия, культуры диалога [1].

Трудность достижения толерантности (tolerantia - терпение, снисходительность) в том, что она одновременно и необходима (ведь нам жить вместе на одной планете и решать многочисленные общие проблемы), и как бы невозможна (приходится принимать во внимание взгляды, поступки, образы жизни глубоко чуждые, отталкивающие своей «ненашестью»). Толерантность нужна только в отношении того, с чем невозможно мириться. Как справедливо замечает В.С. Библер, «понимание существует до тех пор, пока есть непонимание (разумение того, что это - иной человек, иная духовная вселенная, запредельная для моего бытия...), но... совершенно насущная, необходимая для моего бытия, моего мышления» [2]. В этом проблема и парадокс. Согласие и консенсус необходимы там, где взаимодействуют люди с прямо противоположными интеллектуальными, нравственными, политическими, религиозными, культурными убеждениями, а альтернативы совместной работе и совместному проживанию нет.

Образование и культура толерантности

Толерантность — это хрупкая, ненадежная, но абсолютно необходимая конструкция в человеческих, конфессиональных, социальных, государственных отношениях [3]. Культура терпения и согласия начинается с отношения человека к себе и к своему ближайшему окружению — с преодоления своей отчужденности и внутреннего разлада с самим собой [4].

В современной общественно-политической жизни толерантность едва пробивает себе дорогу в форме принципов ненасилия и демократического согласия. Образ врага по-прежнему не исчезает, но все-таки идет процесс отказа от антагонистического и агрессивного идейно-духовного противостояния. Это - главное условие поиска взаимоприемлемых ценностей, преодоления нынешнего раздрая и смягчения идейных, политических, социальных и экономических противостояний и конфронтаций. Полагаю, что воспитание культуры терпения (толерантности) и согласия должно стать одной_из центральных тем образования наступившего века. Как воспитывается толерантность? Как научиться принимать бесконечное разнообразие людей и идей? Как убедить себя терпеть нетерпимое, принимать невозможное, радоваться чуждому? Каковы границы терпимости? Где кончается толерантность и начинается беспринципность и нравственное преступление? На чем основана терпимость, и какие формы она принимает? Ведет ли терпимость к постижению истины и к свободе совести? Убедительные и полные ответы на все эти вопросы пока еще трудно себе представить. Оригинальное решение данных проблем предлагает современный философ Г.С. Ба-

Из редакционной почты

151

тищев, вводя понятия «глубинного общения» и «онто-коммуникации» [5].

Мне лично кажутся исключительно важными вопросы воспитания культуры прощения. Не нести в своей душе досаду и недоброе чувство к обидчику — не утопия ли это в наше время, наполненное злом, преступлениями и несправедливостью? Давно известно, что «наиболее почитаем у Бога тот, кто прощает обиду обидчику, особенно когда обидчик в его власти» (Магомет). В Евангелии написано: «Если кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и дру-гую«. Совершенно очевидно, что человек (группа людей, народ, государство), следующий подобным религиозным установлениям, придерживающийся учения о непротивлении злу насилием и других не «силовых» взглядов, тотчас окажется физически побежденным, оскорбленным и униженным. Но парадокс состоит в том, что ответным злом нельзя остановить зло. И в этом суть проблемы. Как система образования может противостоять удручающей жестокости современного мира, издевательствам сильного над слабым, многих над одним, вооруженных над безоружными? Возможно ли в принципе реально противостоять насилию ненасильственными методами?

Необходимым условием решения этих вопросов является педагогика толерантности. Н.К. Рерих считал, что следовало бы ввести своего рода испытания терпимости в программу государственных экзаменов: «Справедливо мы восхищаемся каждым актом самообладания, проявленным вождями и руководителями. Иногда люди пытаются отнести это несломимое самообладание лишь за счет мужества того лица. Но для такого рода выявлений прежде всего потребуется и терпение, воспитанное в себе в разнообразных к тому упражнениях. Безразлично, будут ли эти испытания сознательно себе назначенными или же они будут восприняты бессознательно из глубин жизни, важно то, что какие бы они ни были, они дадут крепость духу. Они же воспитают и то победное мужество, которое не остановится ни перед одним препятствием» [6, с. 358].

Среди многочисленных аспектов проблемы отмечу еще один. Мне кажется, что воспитание толерантности должно начинаться с формирования синтетической культуры мышления, способного оперировать как точными научными понятиями, так и художественными образами и размытыми символами. Синтетическим этот тип мышления является потому, что должен органично соединить рациональные, сенситивные и интуитивные способы познания. Оно является и научным, и художественным, и религиозным, т.е. мышлением по типу «и-и». Такое обозначение фиксирует нерасторжимое единство науки, искусства, религии, этики в восприятии окружающего мира: разум вне морали — неразумен, мораль вне разума — не мораль, разум вне красоты — неразумен, красота вне разума — не красота и т.д. Прообразы такого мышления можно найти в устном народном творчестве. Вспомним пословицы: «Кто добрее, тот умнее«, «В ком добра нет, в том и правды мало« и другие. «Если смотреть с вершин чистого разума, — писал Гете, — вся жизнь представляется дурной болезнью, а мир — чем-то вроде сумасшедшего дома« (Цит. по [7]). «Соединение красоты с истиной есть целостное преображение, просветление жизни», — считал Н.А. Бердяев [8, с.339].

Такое мышление трудно отразить в логически непротиворечивой понятийной системе, и тем не менее оно остро необходимо при описании «внутреннего» мира человеческой души и его отношения к «внешнему» миру. Мышление типа «и-и« описывает не столько расчлененные противоборствующие части объекта, сколько его целостность - не то, что разъединяет, а то, что объединяет. Этот тип мышления противостоит доминирующему сегодня дихотомическому типу, основанному на аристотелевой логике. Мышление «или-или» конфликтно (не толерантно) по своей природе, не ориентировано на согласие и поиск гармонизирующего разрешения системы противоречий и приводит к сценарию бесконечных безумных войн (человека с самим собой и с другими).

152

Высшее образование в России • № 3, 2001

Известный ученый-палеоботаник Сергей Викторович Мейен сформулировал принцип сочувствия. Суть его состоит в том, что одной интеллектуальной терпимости, понимания рассуждений и исходных установок другого человека недостаточно, «надо мысленно стать на место оппонента и изнутри с его помощью рассмотреть здание, которое он построил«[9], встать в позицию со-чувствия. Не отражает ли принцип сочувствия фундаментальный принцип организации общества и одну из основных и необходимых черт личности? Вспомним Ф.И. Тютчева:

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать...

Логика движения общественной мысли от принципа толерантности к принципу сочувствия неизбежно приводит к христианскому принципу всеобщей любви. У Хиеро-нимуса Босха есть удивительная, по моему мнению, картина — «Несение креста». На фоне разноликих, переполненных злорадством и ненавистью персонажей, готовых растерзать друг друга, лишь двое — Христос и св. Вероника —сохраняют человеческое достоинство, терпеливо и смиренно принимают свою участь на крестном пути. Карикатурные образы персонажей карти-

ны ассоциируются у меня с современным миром, в котором так много жестокости, насилия и горя и который неизбежно — вследствие одичания — придет на «свою Голгофу». Хватит ли нашей системе образования прозорливости и храбрости остановить этот «крестный ход» и вступить на путь воспитания терпимости и согласия, ведущий к будущему рода человеческого?

Литература

1. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. - М., 1991.

2. Библер В.С. Из «Заметок впрок» // Вопр.

филос. - 1991. - №6. - С. 38.

3. УолцерМайкл. О терпимости. - М., 2000.

4. Бахтин М.М. К философии поступка //

Философия и социология науки и техники. Ежегодник. - М., 1986.

5. Батищев Г.С. Особенности культуры

глубинного общения //Вопр. филос. -1995. - №3. - С. 122.

6. Рерих Н.К. Листы дневника. Т.1. - Меж-

дународный центр Рерихов, 1995.

7. Томас Ман. Гёте - в поисках гармонии //

Курьер Юнеско. - 1993, декабрь, с.42-43.

8. Бердяев Н.А. О назначении человека. -

М., 1993.

9. ШрейдерЮ.А. Лекции по этике. М., 1994.

Л. ГОСТОМЫСЛОВ, декан Дальневосточный технологический университет

Практически всем известен такой компьютерный способ обучения и проверки знаний: на экране вопрос и несколько ответов. Обучаемый должен выбрать правильный ответ и нажать клавишу. Появляется следующий вопрос с ответами. В конце тестирования (проверки знаний) компьютер сам выводит оценку.

Возможен вариант такого тестирования и без компьютера - вопросы и ответы написаны на бумаге, и обучаемый должен по-

ТЕСТИРОВАНИЕ: плюсы и минусы

метить номера правильных ответов. Преподаватель имеет дешифратор с номерами вопросов и правильных ответов.

Такой способ тестирования очень выгоден преподавателям по сравнению с традиционным устным опросом каждого обучающегося:

• Даже при бумажном варианте преподаватель получает огромный выигрыш времени при проверке знаний больших групп обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.