Научная статья на тему 'Образование и качество образования в контексте социокультурного подхода'

Образование и качество образования в контексте социокультурного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
759
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / EDUCATION / CULTURE / QUALITY OF EDUCATION / SOCIAL AND CULTURAL APPROACH / SOCIAL AND CULTURAL PHENOMENON / SYSTEM OF EDUCATION / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милосердова Оксана Юрьевна

Рассмотрено образование и качество образования с точки зрения социокультурного подхода. Выделен контекст «социокультура», приведена его интерпретация в узком и широком значении. Раскрыта сущность социокультурного подхода и особенности его понимания у разных исследователей, начиная от П.А. Сорокина и заканчивая современными учеными. Образование рассмотрено как социокультурный феномен, обусловливающий взаимосвязь культуры и социальности. Выделены социальные и культурные функции образования. Наряду с социокультурными особенностями образования уделено внимание оценке качества образования как социокультурному феномену. В качестве доказательства социокультурных особенностей оценки качества образования предложена попытка рассмотрения системы оценки качества образования в соответствии с принципами социокультурного подхода, которые были сформулированы отечественным социологом Н.И. Лапиным. Раскрывая вышеуказанные принципы и применяя их к системе оценки качества образования, обращено внимание на то, что в центре всей образовательной системы находится обучающийся. В связи с чем система оценки качества образования должна выстраиваться и развиваться, прежде всего, с учетом интересов обучающихся. Приведена схема принципов социокультурного подхода применительно к системе оценки качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION AND QUALITY OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF SOCIAL AND CULTURAL APPROACH

The education and the quality of education from the point of view of social and cultural approach are considered. The context “socioculture” is marked, its interpretation in the narrow and wide meaning is presented. The essence of social and cultural approach and peculiarities of its understanding among different researchers starting with P.A. Sorokin and finishing with the modern scientists is revealed. The education is considered as social and cultural phenomenon, conditioning the connection of culture and sociality. The social and cultural functions of education are marked. Along with social and cultural peculiarities of education the attention is paid to education quality estimation as social and cultural phenomenon. As a proof of social and cultural peculiarities of education quality estimation the attempt to consider the system of education quality estimation in accordance with the principles of social and cultural approach, which were formed by the native sociologist N.I. Lapin are considered. Revealing the pointed above principles and using them for the system of education quality estimation the attention is paid to the fact that in the centre of attention of educational system there is a student. That is why the system of education quality estimation must be build and developed first of all taking into consideration the interests of the students. The scheme of the principles of social and cultural approach to the system of education quality estimation is presented.

Текст научной работы на тему «Образование и качество образования в контексте социокультурного подхода»

УДК 008+37.01

ОБРАЗОВАНИЕ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА

© Оксана Юрьевна МИЛОСЕРДОВА

аспирант, кафедра теоретической и прикладной социологии Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: milos68@mail.ru

Рассмотрено образование и качество образования с точки зрения социокультурного подхода. Выделен контекст «социокультура», приведена его интерпретация в узком и широком значении. Раскрыта сущность социокультурного подхода и особенности его понимания у разных исследователей, начиная от П.А. Сорокина и заканчивая современными учеными. Образование рассмотрено как социокультурный феномен, обусловливающий взаимосвязь культуры и социальности. Выделены социальные и культурные функции образования. Наряду с социокультурными особенностями образования уделено внимание оценке качества образования как социокультурному феномену. В качестве доказательства социокультурных особенностей оценки качества образования предложена попытка рассмотрения системы оценки качества образования в соответствии с принципами социокультурного подхода, которые были сформулированы отечественным социологом Н.И. Лапиным. Раскрывая вышеуказанные принципы и применяя их к системе оценки качества образования, обращено внимание на то, что в центре всей образовательной системы находится обучающийся. В связи с чем система оценки качества образования должна выстраиваться и развиваться, прежде всего, с учетом интересов обучающихся. Приведена схема принципов социокультурного подхода применительно к системе оценки качества образования.

Ключевые слова: образование; культура; качество образования; социокультурный подход; социокультурный феномен; система образования; обучающиеся

Изучение любого феномена в социокультурном контексте подразумевает его рассмотрение через взаимосвязи социальных аспектов с культурными составляющими, такими как культурные нормы, ценности, традиции. И здесь речь идет не только о духовной нематериальной культуре, но и о результатах культурной деятельности общества и личности на протяжении всей истории существования человечества. Социокультура может рассматриваться в широком и в узком смысле. В широком смысле - это проникновение культуры в экономику, политику, социальную сферу. В узком смысле - это синтез социальных отношений и культуры, проявление социальной сущности культуры [1, с. 154]. Социокультурный феномен, таким образом, обозначает явление, которое рассматривается в социокультурной реальности, во взаимосвязи социального и культурного, и может обладать как социальными признаками, так и культурными.

Для начала уместно раскрыть сущность социокультурного подхода. В классической социологии наиболее ярким представителем данного научного направления по праву считается П.А. Сорокин. По мнению исследова-

теля, взаимодействие людей основывается на триаде «значение - ценность - норма». Процесс взаимодействия, таким образом, имеет три неотделимых друг от друга компонента или три аспекта социального явления: личность, общество и культуру. Культура понимается как «совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения» [2, с. 218].

В современной российской социологии есть исследования, в которых наиболее четко сформулированы основные положения социокультурного подхода. Так, например, Ф.И. Минюшев утверждает, что любая принятая в данной культуре парадигма взаимодействия людей, если придать ей динамичность, выступает как социокультурный процесс. При этом аналитической единицей социокультурного процесса является социальное действие [3, с. 29].

А.С. Ахиезер в своей социокультурной концепции истории пишет о социокультурных противоречиях, которые возникают при конфликтах в обществе, и в центре которых всегда будет находиться человек - носитель

определенной культуры и социальных отношений [4, с. 124-125].

Социокультурный подход, с точки зрения новосибирского философа В.П. Фофанова, понимается как уровень исследования, при котором в движении от абстрактного к конкретному реализуется переход от единого общего к отдельному общему [5].

Наиболее подробно сущность социокультурного подхода раскрывает Н.И. Лапин. Согласно его точке зрения, социокультурный подход есть понимание общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека. По мнению ученого, специфика социокультурного подхода состоит в том, что он интегрирует три измерения человеческого бытия - человека в его соотношении с обществом, характер культуры, тип социальности -именно как фундаментальные. Каждое из этих измерений не сводится к другим и не выводится из них, однако, все они взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга как важнейшие составляющие человеческих общностей [6, с. 3-4].

Рассматривая образование как социокультурный феномен, следует отметить, что несколько десятилетий назад в социологических теориях постиндустриального общества образование было названо основным социальным институтом новой социокультурной реальности. За эти несколько десятилетий образование изменилось до неузнаваемости [7, с. 9]. И сегодня его изучение в социокультурном плане можно найти в разработках отечественных исследователей.

Так, образование как социокультурный феномен представляет собой оптимальный способ вхождения человека в мир науки и культуры. Именно в образовательном процессе субъект осваивает культурные ценности, образцы поведения и деятельности, а также устоявшиеся формы общественных отношений [8, с. 177]. Его можно представить как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду [9, с. 5].

Изучая образование с точки зрения социокультурного подхода, можно определить его социальные и культурные функции.

Социальные функции образования - это формирование образовательных общностей,

связанных включенностью в образовательные процессы и ценностным отношением к образованию, их воспроизводство, гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов, активизация социальных перемещений и функция социальной селекции, предопределяющая их будущий статус. Функции образования в сфере культуры - воспроизводство социальных типов культуры, инновации в сфере культуры, формирование и воспроизводство общественного интеллекта (менталитета, определенных отраслей и социальных технологий интеллектуальной деятельности) [10, с. 78].

Таким образом, образование как социокультурный феномен представляет собой сложное явление, направленное на приобщение личности не только к социальным аспектам жизнедеятельности, но и к культурным ценностям, нормам и образцам поведения, которые выступают необходимыми условиями для ее дальнейшего существования и всестороннего развития.

Если рассматривать систему оценки качества образования в контексте социокультурного подхода, то важно учитывать следующие принципы, которые были сформулированы Н.И. Лапиным:

- принцип человека активного - является исходным в социокультурном подходе;

- принцип взаимопроникновения культуры и социальности - утверждает их постоянную взаимосвязь и взаимовлияние;

- принцип антропосоциетального соответствия указывает на совместимость лично-стно-поведенческих характеристик этого общества;

- принцип социокультурного баланса означает динамическое равновесие между культурными и социальными компонентами как условие устойчивости общества;

- принцип симметрии и взаимообратимости социетальных процессов - каждому процессу соответствует противоположно направленный (парный) процесс;

- принцип необратимости эволюции социокультурной системы как целого означает, что по мере удаления системы от точки равновесия нарушается симметрия процессов и структур [6, с. 5].

Все эти принципы можно применить к системе оценки качества образования (рис. 1).

Рис. 1. Процесс формирования системы оценки качества в соответствии с принципами социокультурного подхода Н.И. Лапина

1. Принцип человека активного заставляет систему образования находить новые способы существования и развития. Применительно к обучающемуся можно отметить, что высокое качество образования личности способствует поиску новых знаний, человек постоянно ощущает потребность в самообразовании. Он активен в своем желании учиться и образовываться.

Применительно к системе образования можно говорить о том, что она активно внедряет инновационные методы (новые знания) в образовательную практику, а результаты внедрения впоследствии проверяются не только временем, но и процедурами по оценке качества образования. Полученные результаты свидетельствуют о новом качестве образования, одним из компонентов которо-

го становится внедряемый инновационный метод или инновационное решение.

2. Принцип взаимопроникновения культуры и социальности отражается на качестве образования. Высокий культурный уровень обучающегося способствует постоянному желанию повысить свой образовательный уровень. Уровень культуры оказывает влияние на социальные аспекты жизни обучающихся и, наоборот, социальные факторы проникают в культурную составляющую личности. В совокупности оба этих фактора будут оказывать прямое влияние и на качество получаемого школьниками образования. Чем выше уровень культуры и благополучнее социальный контекст обучающихся, тем, в большинстве случаев, будет выше и качество получаемого ими образования. Подобную закономерность можно наблюдать и в самой системе образования, если рассматривать общую культуру обучающихся наряду с социальными факторами. Высокие показатели культурной и социальной составляющих будут отражаться на показателях качества образования самой системы. Здесь стоит отметить, что система с высокими показателями качества образования будет предъявлять более высокие требования как к самой себе, так и к своим структурным элементам (школам, обучающимся, педагогам, учебным материалам и пр.).

3. Руководствуясь принципом антропо-социетального соответствия, можно говорить о том, что в современном обществе «приоритет отдается свободам и ответственности людей, которые стремятся так изменить сложившиеся структуры, чтобы они соответствовали возросшим потребностям и способностям индивидов и их коллективов, открывали пространство для целерациональных инноваций» [6, с. 5]. Сфера образования как нельзя лучше отражает все изменения, происходящие в обществе, неся ответственность в лице управленческих структур за содержательный и законодательный аспекты образовательной деятельности, имея свободу в выборе образовательной траектории. И вновь результатом всех устремлений, направленных на изменение структурных элементов образовательной системы, будет являться высокая или низкая оценка качества образования. Относительно потребностей - можно с уверенностью сказать, что современное

общество нуждается в качественном образовании, а профессиональные сообщества предпочитают специалистов с высоким уровнем образования.

4. Функции, процессы и структуры образовательной среды обеспечивают не просто удовлетворение противоречивых потребностей, ценностей, интересов субъектов, но и направлены на сохранение баланса между ними. В этом заключается сущность принципа социокультурного баланса, при котором культурные и социальные компоненты приходят в динамическое равновесие, тем самым обусловливая устойчивость общества. Сегодня систему образования пытаются привести к единому знаменателю на государственном уровне: введение единого государственного экзамена в 11 -х классах, а также основного государственного экзамена в 9-х классах; попытка внедрения принципов единой формы контроля знаний в конце учебного года в виде всероссийских проверочных работ; разработка учебников и учебно-методических комплексов в соответствии с ФГОС и т. д. Особое место в этом перечне отведено ЕСО-КО - единой системе оценки качества образования с единым подходом к оценочным процедурам и едиными требованиями к региональным и муниципальным образовательным системам. Все эти меры как нельзя лучше способствуют некоему балансу системы образования на всей территории нашей страны. При достижении баланса в образовательной системе критериальное оценивание качества образования будет являться более объективным по отношению не только к образовательным организациям, но и к отдельно взятым обучающимся.

5. Каждому процессу, имеющему определенную направленность, соответствует противоположно направленный процесс. Если взять, к примеру, процесс интеграции, то противоположный ему - процесс дезинтеграции. Такая парность процессов имеет функциональную природу, поскольку обеспечивает воспроизводство или изменение соответствующих структур. Например, прогрессивное развитие системы оценки качества образования будет способствовать воспроизводству организационных структур системы, напротив - регресс, стагнация в развитии, в конечном итоге, изменит соответствующие структуры таким образом, что

система оценки качества изживет себя. Сегодня процесс формирования системы оценки качества находится в динамичном развитии. Поэтому очень важно, чтобы этот процесс продлился как можно дольше, так как именно результаты оценки качества позволяют изменить или скорректировать образовательную траекторию. Если рассматривать под данным углом зрения обучающегося, то его эффективное обучение, приобретение социальных навыков и усвоение культурных норм приведет к высокому уровню знаний и, соответственно, к высокому качеству образования его как личности.

6. Применив принцип необратимости эволюции социокультурной системы как целого к системе образования, можно увидеть, что, существуя в социуме, она подвержена изменениям. Изменения могут иметь не только положительный, но и отрицательный характер. Причем все они будут необратимы. Каждое изменение в системе образования будет способствовать ее переходу в новое, необратимое состояние как целостной системы. Любая система в своем развитии эволюционирует, а процесс эволюции по своей сущности является процессом однонаправленным. Изменения в обществе будут изменять образовательную систему, а изменения в образовании будут способствовать изменениям в жизни общества. Сегодня российская система образования переживает непростое время, полное противоречивых процессов модернизации и реформирования. Запущенные векторы изменений необратимы. Однако оценку успешности происходящих инновационных процессов можно дать, ориентируясь на качество знаний и уровень образования в целом, которые показывают наши школьники.

Опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод, что качество образования -социокультурная характеристика, продиктованная временем и возникшая в связи с потребностью общества в качественном образовании, являющаяся результатом образовательной, социальной и культурной деятельности человека. Потребность в качестве образования у человека может изменяться на протяжении всей его жизни под влиянием многих факторов, одним из которых будет, безусловно, являться культура человека, заставляющая его повышать свой образова-

тельный уровень, переходя на новую, более

высокую ступень своего развития.

Список литературы

1. Захаров Д.Н., Винокурова Д.М. Социокульту-ра как важнейший фактор модернизации отношений высшего образования и рынка труда // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 5 (10). C. 153-157.

2. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / пер. с англ. С.А. Сидоренко; под общ. ред. А.Ю. Согомонова. М., 1992.

3. Минюшев Ф.И. Социальная антропология. М., 2004.

4. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Новосибирск, 1997. Т. 1. С. 124-125.

5. Фофанов В.П. Методологическое значение социокультурного подхода в разработке новой концепции советского общества // Современные интерпретации социокультурных процессов. Кемерово, 1994.

6. Лапин Н.И. Социокультурный подход и со-циетально-функциональные структуры // Социологические исследования. 2000. № 7. С. 312.

7. Налетова И.В. Изменения системы образования под влиянием онлайн-технологий // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2015. № 2 (26). С. 9-14.

8. Долголенко И.А. Образование как социокультурный феномен и предмет социальной философии // Культура народов Причерноморья. 2012. № 248. С. 176-179.

9. Геворкян Е.Н. Социология в образовании: монография. М., 2015.

10. Сухомлинова Л.В., Сухомлинова М.В. Высшее образование как современный социальный феномен // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. № 7-2. С. 77-80.

References

1. Zakharov D.N., Vinokurova D.M. Sotsiokul'tura kak vazhneyshiy faktor modernizatsii otnosheniy vysshego obrazovaniya i rynka truda [Sodo^ltee as the most important factor of relations modernization of higher education and labour market]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl' - Historical and Social Educational Ideas, 2011, no. 5 (10), pp. 153157. (In Russian).

2. Sorokin P.A. Chelovek. Tsivilizatsiya. Obsh-chestvo [Human. Civilization. Society]. Moscow, 1992. (In Russian).

3. Minyushev F.I. Sotsial'naya antropologiya [Social Antropology]. Moscow, 2004. (In Russian).

4. Akhiezer A.S. Rossiya: kritika istoricheskogo opyta [Russia: Criticism of Historical Experience]. Novosibirsk, 1997, vol. 1, pp. 124-125. (In Russian).

5. Fofanov V.P. Metodologicheskoe znachenie sotsiokul'turnogo podkhoda v razrabotke novoy kontseptsii sovetskogo obshchestva [Methodological meaning of social and cultural approach in new conception of Soviet society development]. Sovremennye interpretatsii sotsiokul'tur-nykh protsessov [Modern Interpretations of Social and Cultural Processes]. Kemerovo, 1994. (In Russian).

6. Lapin N.I. Sotsiokul'turnyy podkhod i sotsiet-al'no-funktsional'nye struktury [Sociocultural approach and social and functional structures].

Sotsiologicheskie issledovaniya - Sociological Studies, 2000, no. 7, pp. 3-12. (In Russian).

7. Naletova I.V. Izmeneniya sistemy obrazovaniya pod vliyaniem onlayn-tekhnologiy [Changing systems of education under the influence of online-technologies]. Psihologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus - Psychological-Peda-

gogical Journal Gaudeamus, 2015, no. 2 (26), pp. 9-14. (In Russian).

8. Dolgolenko I.A. Obrazovanie kak sotsiokul'turnyy fenomen i predmet sotsial'noy filosofii [Education as sociocultural phenomenon and subject of social philosophy]. Kul'tura narodov Prichernomor'ya [Culture of People in Black Sea Region], 2012, no. 248, pp. 176-179. (In Russian).

9. Gevorkyan E.N. Sotsiologiya v obrazovanii [Sociology in Education]. Moscow, 2015. (In Russian).

10. Sukhomlinova L.V., Sukhomlinova M.V. Vys-shee obrazovanie kak sovremennyy sotsial'nyy fenomen [Higher education as modern social phenomen]. Uchenye zapiski Rossiyskogo gosu-darstvennogo sotsialnogo universiteta - Scientific Notes of the Russian State Social University, 2009, no. 7-2, pp. 77-80. (In Russian).

Поступила в редакцию 13.09.2017 г. Отрецензирована 15.10.2017 г. Принята в печать 08.11.2017 г.

Received 13 September 2017 Reviewed 15 October 2017 Accepted for press 8 November 2017

UDC 008+37.01

EDUCATION AND QUALITY OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF SOCIAL AND CULTURAL APPROACH Oksana Yurevna MILOSERDOVA

Post-Graduate Student, Theoretical and Applied Sociology Department Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: milos68@mail.ru

The education and the quality of education from the point of view of social and cultural approach are considered. The context "socioculture" is marked, its interpretation in the narrow and wide meaning is presented. The essence of social and cultural approach and peculiarities of its understanding among different researchers starting with P.A. Sorokin and finishing with the modern scientists is revealed. The education is considered as social and cultural phenomenon, conditioning the connection of culture and sociality. The social and cultural functions of education are marked. Along with social and cultural peculiarities of education the attention is paid to education quality estimation as social and cultural phenomenon. As a proof of social and cultural peculiarities of education quality estimation the attempt to consider the system of education quality estimation in accordance with the principles of social and cultural approach, which were formed by the native sociologist N.I. Lapin are considered. Revealing the pointed above principles and using them for the system of education quality estimation the attention is paid to the fact that in the centre of attention of educational system there is a student. That is why the system of education quality estimation must be build and developed first of all taking into consideration the interests of the students. The scheme of the principles of social and cultural approach to the system of education quality estimation is presented.

Keywords: education; culture; quality of education; social and cultural approach; social and cultural phenomenon; system of education; students

Для цитирования: Милосердова О.Ю. Образование и качество образования в контексте социокультурного подхода // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. Тамбов, 2017. Т. 3. Вып. 4 (12). С. 36-41.

For citation: Miloserdova O.Y. Obrazovanie i kachestvo obrazovaniya v kontekste sotsiokul'turnogo podkhoda [Education and quality of education in the context of social and cultural approach]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Obshchestvennye nauki - Tambov University Review. Series: Social Sciences, 2017, vol. 3, no. 4 (12), pp. 36-41. (In Russian, Abstr. in Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.