ОБРАЗОВАНИЕ И ЭМОЦИИ: ЗНАЧЕНИЕ ЭМОЦИЙ В НАШЕЙ ЖИЗНИ И В ОБУЧЕНИИ
Берман Н.Д.
Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, Российская Федерация
Эмоции являются значимым фактором в развитии и воспитании личности. В статье рассмотрены текущие эмпирические исследования в контексте образования и эмоций, показана необходимость переосмысления педагогического образования, профессионального развития и образовательной политики.
Ключевые слова: эмоции; образование; обучение; эмоционально-познавательное взаимодействие; когнитивные навыки.
EDUCATION AND EMOTIONS: THE IMPORTANCE
OF EMOTIONS IN OUR LIFE AND IN EDUCATION
Berman N.D.
Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation
Emotions are a significant factor in the development and education of the individual. The article discusses current empirical research in the context of education and emotions, shows the needfor rethinking of pedagogical education, professional development and educational policy.
Ключевые слова: emotions; education; training; emotional and cognitive interaction; cognitive skills.
В последние десятилетия эмоции стали неотъемлемой частью целостного понимания человечества, что привело к так называемому «эмоциональному повороту» в начале XXI века в социальных и гуманитарных науках, искусстве. Эмоции связаны не только
с разумом или рациональным мышлением; они определены как необходимая предпосылка «когнитивных навыков высокого уровня» (мета-компетенции) [1].
Несмотря на неуклонно растущее число исследований, связанных с проблемой образования и эмоций, дискурс о последствиях этих вопросов для профессионального развития и интегрированных в него культуры обучения и преподавания, в образовании только начинается [2].
Широко распространено мнение, что эмоция относится к совокупности психологических состояний, которые включают субъективный опыт, выразительное поведение и периферические физиологические реакции, а также, что эмоции являются центральной чертой любой психологической модели человеческого разума [3].
Эмоции - это фаза нейробиологической активности, ключевой компонент эмоционально-познавательных взаимодействий. Эмоциональные схемы, наиболее часто встречающиеся эмоциональные переживания, представляют собой динамические эмоционально-когнитивные взаимодействия, которые могут состоять из мгновенных (ситуативных) реакций или устойчивых черт личности, возникающих со временем развития. Эмоции играют решающую роль в эволюции сознания и деятельности всех психических процессов. Типы эмоций по-разному относятся к типам или уровням сознания. Необузданное воображение и способность к сочувствующей регуляции эмпатии могут представлять как потенциальные выгоды, так и потери от эмоциональных процессов и сознания.
Данная работа преследует двойную цель: 1) рассмотреть текущие эмпирические исследования в контексте образования и эмоций; 2) показать необходимость переосмысления педагогического образования, профессионального развития и образовательной политики.
Анализ исследований российских и зарубежных ученых показывает значение эмоций для преподавания и обучения, их влияние на будущие улучшения в образовательных учреждениях:
1) Эмоции играют важную роль в процессах социальной интеграции и социальной изоляции среди детей и подростков, показывают
сложную взаимосвязь между социальной динамикой отчуждения и эмоциональным стрессом, еще раз доказывая неоспоримую необходимость создания благоприятной учебной среды в образовательных учреждениях [4].
2) Важность воспитания положительных эмоций и уменьшения отрицательных эмоций в школах и вузах. Студенты испытывают много эмоций во время учебы, при сдаче тестов и экзаменов. Эти эмоции могут быть положительными или отрицательными и оказывать сильное влияние на обучение и достижения обучающихся. Четыре группы эмоций особенно актуально для обучения студентов [5]:
• эмоции, связанные с деятельностью при достижении успеха (удовольствие от обучения, гордость за отличный результат; а также беспокойство и стыд, связанные с неудачей);
• эмоции, вызванные когнитивными проблемами (любопытство, растерянность, разочарование, радость от решения проблемы). Они особенно важны в обучении новым, нестандартным задачам;
• эмоции, относящиеся к изучаемым темам, (сочувствие, восхищение, беспокойство и отвращение и т. д). Эмоции помогают вызывать интерес у студентов в изучении учебного материала;
• социальные эмоции относятся к учителям и сверстникам в классе (любовь, сострадание, восхищение, презрение, зависть, гнев или тревога). Эти эмоции особенно важны во взаимодействии учителя и ученика.
3) Эмоциональные аспекты профессиональной деятельности учителя. Исследование выявляет, как эмоции структурируют взаимодействие между учителями и учениками. Учителя, предоставляя «эмоциональную поддержку и предсказуемую, последовательную и безопасную среду», могут помочь учащимся стать более самостоятельными, мотивированными на учебу и готовыми рисковать [6].
4) Извлечение преимуществ из эмоций для профессионального развития учителя. Исследование показывает развитие непрерывного педагогического образования, подчеркивая существенную роль эмоций в процессах развития школы [7].
5) Эмоции в целом можно рассматривать как важнейший ключевой фактор развития школы. Исследование подчеркивает, что многоуровневое рассмотрение эмоций в значительной степени помогает со структурными проблемами в контексте школьного образования и обучения [8].
Эмоции являются значимым фактором в развитии и воспитании личности. Задачей педагога является управление процессом обучения так, чтобы создавался тот или иной эмоциональный фон, целенаправленно вызывая эмоции, побуждая к познавательной деятельности обучающихся.
Список литературы
1. Pekrun R. International handbook of emotions in education. New York: Taylor. 2014.
2. Иванисова О.Ю., Морева Ю.В., Стрелкина Л.И. Роль эмоций в педагогическом процессе / Современное общество: проблемы, идеи, инновации. 2016. № 5. С. 24-28.
3. Изард C.E. Теория эмоций и исследования. Ежегодный обзор психологии. 2009. №60. С. 1-25.
4. Малви К., Босвелл К., Чжэн Д. Причины и последствия социальной изоляции и отказа от сверстников среди детей и подростков.
5. Schutz P.A., Pekrun R. Emotion in Education. San Diego, CA, US: Elsevier Academic Press. 2007.
6. Блазар Д., Крафт М.А. Влияние учителя и преподавателя на отношение и поведение студентов. / EEPA. 2017. март; 39 (1): 146-170.
7. Семенова В.Г., Филиппова О.Н. Положительные эмоции как одна из составляющих речевого манипулирования в образовательном процессе / Инновации в образовании. 2016. № 10. С. 129-136.
8. Hascher T. Learning and Emotion: perspectives for theory and research. European Educational Research Journal, 9(1), рр. 13-28. 2010.
References
1. Pekrun R. International handbook of emotions in education. New York: Taylor. 2014.
2. Ivanisova O.Yu., Moreva Yu.V., Strelkina L.I. Rol' e'mocij v pedagogich-eskom processe [The role of emotions in the pedagogical process] / Sovre-mennoe obshhestvo: problemy', idei, innovacii. 2016. № 5. S. 24-28.
3. Izard C.E. Teoriya e'mocij i issledovaniya. Ezhegodny'j obzor psixologii. 2009. №60. S. 1-25.
4. Malvi K., Bosvell K., Chzhe'n D. Prichiny' i posledstviya social'noj izolyacii i otkaza ot sverstnikov sredi detej i podrostkov.
5. Schutz P.A., Pekrun R. Emotion in Education. San Diego, CA, US: Elsevier Academic Press. 2007.
6. Blazar D., Kraft M.A. Vliyanie uchitelya i prepodavatelya na otnoshe-nie i povedenie studentov. / EEPA. 2017. mart; 39 (1): 146-170.
7. Semenova V.G., Filippova O.N. Polozhitel'ny'e e'mocii kak odna iz sostavlyayushhix rechevogo manipulirovaniya v obrazovatel'nom processe [Positive emotions as one of the components of speech manipulation in the educational process] / Innovacii v obrazovanii. 2016. № 10. S.129-136.
8. Hascher T. Learning and Emotion: perspectives for theory and research. European Educational Research Journal, 9(1). R. 13-28. 2010.