Научная статья на тему 'Образование и будущее'

Образование и будущее Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
371
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТТНАМ ДЭВИД / НАГРАЖДЕНИЕ / РЕЧЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование и будущее»

вестного этнографа М. Мид) понимает, что молодежь сегодня стоит перед лицом будущего, которое настолько неизвестно, что им нельзя управлять так, как мы пытались делать раньше. Сегодня, вдруг во всех частях мира, объединенных электронной коммуникативной сетью, у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших. И наоборот, старшее поколение никогда не увидит в жизни молодых людей повторения

своего беспрецедентного опыта перемен, сменяющих друг друга.

Успешность ректора Л. А. Вербицкой, на наш взгляд, кроется в ее уникальной преданности настоящего университетского профессора своим ученикам. Людмиле Алексеевне нравятся студенты. И каждый новый набор нравится больше предыдущего. Вот и в этом году она убеждена, что пришли талантливые, раскованные, очень перспективные ребята. И это правда.

Примечания

1. Вербицкая Л. А. Университеты России в третьем тысячелетии: выбор пути // Вестник СевероЗападного отделения РАО: Образование и культура Северо-Запада России. СПб., 1999. Вып. 4.: Университет: единство науки, образования и культуры. С. 6.

2. Соловьев С. М. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1984. С. 90.

3. Вербицкая Л. А. Давайте говорить правильно. 3-е изд., испр. и доп. М., 2003.

* * *

Ученый совет РГПУ им. А. И. Герцена присвоил звание почетного доктора Герценов-ского университета гражданину Великобритании лорду Дэвиду Паттнаму за выдающийся вклад в развитие образования и межуниверситетское сотрудничество.

Дэвид Паттнам окончил Лондонскую школу. В течение 10 лет занимался рекламным бизнесом. Около 30 лет лорд Паттнам работал в области киноискусства. С 1986 по 1988 г. он был председателем и президентом правления «Коламбия-Пикчерс» (единственный неамериканец, когда-либо работавший в киностудии Голливуда). Продюсер более 40 теле- и кинофильмов. С 1974 по 1996 г. — управляющий, а позже президент школы национального кино и телевидения. С 1997 г. он был руководителем, а также читал лекции в Лондонской школе экономики и политики, до этого 14 лет преподавал в Бристольском университете. Дэвид Паттнам отошел от кинопродюсерства в 1998 г., сейчас работает в системе образования. В настоящее время лорд Паттнам является канцлером университета Сандэрленда (Великобритания), с которым наш университет в течение многих лет поддерживает партнерские отношения. Дэвид Паттнам является обладателем 24 почетных званий. В 1995 г. лорд Паттнам был посвящен в рыцари, в 1997 г. назначен в Палату лордов. С июля 2002 г. утвержден в должности президента детского фонда Организации Объединенных Наций в Великобритании.

Д. Паттнам,

почетный доктор Герценовского университета ОБРАЗОВАНИЕ И БУДУЩЕЕ*

Я чувствую одновременно гордость и волнение, приехав в первый раз в этот прекрасный город. Я испытываю гордость, поскольку вы оказали мне сегодня большую честь. Я тронут, поскольку многие поколения семьи моей мамы жили в Санкт-Петербурге, до

того как мои прадедушка и прабабушка переехали в Лондон, около 125 лет назад. Наша семейная история гласит, что мой прадедушка решительно отказывался учить английский язык и настаивал вплоть до самой смерти, чтобы его дети дома говорили по-русски.

* Выступление на заседании Ученого совета университета 17 мая 2007 г. на церемонии вручения диплома почетного доктора Герценовского университета.

мысль, я бы хотел привести вам слова другого выдающегося писателя, бывшего президента Чешской Республики Вацлава Гавела, который, размышляя о своем опыте пребывания у власти, говорил, что с течением времени он стал менее уверенным в себе. Он говорил о том, что мы должны отдать предпочтение пути разума, мира и справедливости и отвергнуть путь, который неизбежно ведет нас к нашему собственному уничтожению. Чтобы пойти по пути разума, мира и справедливости, необходимо тяжело и много работать, необходимы самоотречение, терпение, знания, спокойный самоанализ и даже готовность пойти на риск непонимания. В то же время, такой путь означает, что каждый должен быть способен оценивать свои возможности и действовать соответственно, ожидая, что его или ее силы будут укрепляться по мере того, как каждый человек ставит перед собой все новые задачи. Другими словами, нельзя больше полагаться на сказки и сказочных героев, нельзя больше полагаться на случайные повороты истории, которые возносят поэтов туда, где рушатся империи и распадаются военные союзы. Необходимо внимательно слушать предостережения поэтов и воспринимать их очень серьезно, возможно, даже более серьезно, чем предупреждения банкиров или биржевых брокеров.

Для меня как бывшего режиссера, который сейчас работает в сфере образования и политики, эти слова имеют огромное значение. Гавел, как я думаю, пытался сказать нам, что мы должны перестать верить в героев и чудеса и осознать тот непростой факт, что наше будущее будет определяться такими же людьми, как мы сами, людьми долга, образованными и хорошо информированными, обладающими жаждой знаний. Послание политика всем нам состоит в том, что ничего не дается легко, но если нам удастся держаться всем вместе, решая сложности нашей жиз-

Другим важным связующим звеном является то, что мой сын Саша, да, Саша, изучал музыкальную композицию в вашей стране в

течение четырех лет, хотя в его случае ему пришлось обосноваться не в столь прекрасном городе, а в Москве, в Институте имени П. И. Чайковского. Следуя замечательной семейной традиции, он прекрасно говорит по-русски, именно сегодня мне особенно хотелось бы обладать тем же даром.

Таким образом, имея такую семейную историю, совсем неудивительно, что я всегда радовался многообразию идей, осознавая в то же время, что мы все больше и больше хотим друг от друга. Я глубоко убежден, что какие бы ни были наши поверхностные различия, все люди в конечном итоге члены одного гражданского общества, что те связи, которые объединяют нас, в конце концов, окажутся более важными, чем то, что разделяет нас, и поэтому делает нас слабее. Это неизбежно должно быть именно так, поскольку теперешняя непрочность нашего мира делает любое другое видение слишком страшной альтернативой, чтобы серьезно ее рассматривать. В нашем глобализованном мире я все больше ощущаю, что те вещи, которые соединяют нас всех вместе, то, что сплачивает нас, это не только наш общий опыт, но и наши общечеловеческие ценности, это не только толерантность, которая может означать не более, чем безразличие, но и активное взаимное уважение и солидарность, ценности, на основе которых может быть выстроено поистине устойчивое понятие свободы. То, что так жизненно необходимо везде, это обновленное чувство коллективной веры в себя, это такая вера в себя и такое мужество, которые (в этом городе в особенности) всегда проявлялись во времена испытаний.

Именно Антон Павлович Чехов напомнил нам, что человек — это то, во что он верит. Чтобы развить эту

ни, а не избегая их, тогда вместе мы можем достичь очень многого. Именно поэтому я горд честью, оказанной мне вашим выдающимся университетом и предо-ставившей мне возможность рассказать вам сегодня немного о том, почему лично я считаю, что образование настолько жизненно важно для нашего совместного будущего. Все, что я узнал в ходе своей работы в ЮНИСЕП, а также в различных правительственных сферах, только укрепило мое понимание того, что, по словам британского писателя Герберта Уэллса, будущее для всех нас является выбором между образованием и катастрофой. Лично я, не считая катастрофу слишком уж привлекательной, выбрал образование. В прошлом году правительства мира потратили 2 триллиона долларов на образование, практически в каждой стране мира одной из самых приоритетных проблем была реформа образования. Тем не менее, несмотря на относительное увеличение финансирования и еще более амбициозные попытки реформирования, данные о подавляющем большинстве школьных и университетских систем не свидетельствуют о значительном улучшении. Дело не

только в том, что устойчивый рост глобальной экономики зависит от повышения стандартов образования, вопрос заключается в том, что решение серьезных проблем богатства и бедности во имя мира, а также устойчивое будущее всех граждан нашей планеты существенным образом зависит от того, будет ли следующее поколение самым образованным, разносторонним, наиболее подготовленным к сотрудничеству и творчеству. Чтобы достичь этого, нам потребуется значительно более смелый подход к решению проблемы использования этих двух или более триллионов долларов в год, конечно, если нам удастся осуществить это наиболее благородное и значительное устремление человечества, а именно — предоставление более чем двум миллиардам детей в мире лучших возможностей в жизни (а ведь 115 млн детей еще никогда не ходили в школу). От нашей способности решить эту проблему зависит не только дальнейшее развитие мыслей о свободе, от этого зависят здоровье и счастье каждого из нас, наших детей и наших внуков.

Благодарю вас за оказанную мне честь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.