Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДОБРОДЕТЕЛИ'

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДОБРОДЕТЕЛИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
76
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА / ДОБРОДЕТЕЛЬ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / МОРАЛЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Васильев Вячеслав Александрович

В статье анализируется образовательная программа В.А. Жуковского, рассчитанная на 12 лет обучения. Он был наставником-воспитателем будущего императора-реформатора России Александра Николаевича. Программа включает развитие познавательных способностей, требование физической и духовной гармонии. Важнейшее значение в воспитании и образовании отводится просвещению, проблемам нравственности. Подчеркивается особая важность гуманитарных дисциплин: истории, географии, политике, этике, философии. Неоднократно подчеркивается положение, что образование для добродетели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Васильев Вячеслав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION FOR TRAINING VIRTUES

The article analyzes the educational program of V.A. Zhukovsky, designed for 12 years of study. He was a mentor-educator of the future emperor-reformer of Russia Alexander Nikolaevich. The program includes the development of cognitive abilities, the requirement of physical and spiritual harmony. The most important role in upbringing and education is given to enlightenment and moral problems. The special importance of humanitarian disciplines is emphasized: history, geography, politics, ethics, philosophy. The position that education is for virtue is repeatedly emphasized.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДОБРОДЕТЕЛИ»

УДК 37.012

DOI 10.34823/SGZ.2022.2.51805

В.А. ВАСИЛЬЕВ доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философских наук Московского государственного лингвистического университета'

Образование для воспитания добродетели

В статье анализируется образовательная программа В.А. Жуковского, рассчитанная на 12 лет обучения. Он был наставником-воспитателем будущего императора-реформатора России Александра Николаевича. Программа включает развитие познавательных способностей, требование физической и духовной гармонии. Важнейшее значение в воспитании и образовании отводится просвещению, проблемам нравственности. Подчеркивается особая важность гуманитарных дисциплин: истории, географии, политике, этике, философии. Неоднократно подчеркивается положение, что образование для добродетели.

Ключевые слова: программа, добродетель, просвещение, воспитание, образование, мораль.

V.A. VASILIEV Doctor of Philosophy, Professor, Professor Department of Philosophical Sciences of the Moscow State Linguistic University

Education for training virtues

The article analyzes the educational program of V.A. Zhukovsky, designed for 12 years of study. He was a mentor-educator of the future emperor-reformer of Russia Alexander Nikolaevich. The program includes the development of cognitive abilities, the requirement of physical and spiritual harmony. The most important role in upbringing and education is given to enlightenment and moral problems. The special importance of humanitarian disciplines is emphasized: history, geography, politics, ethics, philosophy. The position that education is for virtue is repeatedly emphasized.

' Васильев Вячеслав Александрович, e-mail: prof.Vasiliev@ro.ru

Keywords: program, virtue, enlightenment, upbringing, education, morality.

Слова, послужившие названию для данной статьи, принадлежат русскому поэту В. А. Жуковскому (1783-1852). Своим литературно-гуманитарным творчеством он оказал значительное влияние на российскую культуру. А.С. Пушкин с огромным уважением относился к поэтическому дарованию Жуковского, а тот, в свою очередь, восхищался молодым чудотворцем и подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя». Современники говорили о Василии Андреевиче как о человеке чистой, благородной души. Его религиозное мировоззрение, гуманистические убеждения, просветительские, нравственные взгляды снискали расположение в общественных кругах, в том числе и у царской семьи. В октябре 1817 г. по рекомендации вдовствующей императрицы Марии Федоровны, при которой Жуковский состоял чтецом, он был назначен учителем русского языка великой княгини Александры Федоровны, жены Николая Павловича. По просьбе императора Николая I Василий Андреевич становится наставником-воспитателем великого князя Александра Николаевича, которому в день его рождения он посвятил такие строчки:

Лета пройдут, подвижник молодой, Откинувши младенчества забавы, Он полетит в путь опыта и славы...

Да встретит он обильный честью век! Да славного участник славный будет! Да на чреде высокой не забудет Святейшего из званий: человек. Жить для веков в величии народном, Для блага всех - свое позабывать, Лишь в голосе отечества свободном С смирением дела свои читать: Вот правила царей великих внуку.

В данном посвящении Государыне Великой княгине Александре Федоровне на рождение Великого князя Александра Николаевича (1818 г.) подчеркиваются важнейшие и праведные для России преобразования, которые предстоит осуществить будущему императору Александру II. Нужно было обладать гражданским мужеством, чтобы воспевать величие народа, говорить об управлении государством для

блага всех в отечестве свободном, не забывать святейшего из званий - человек. Это было время активизации открытых и тайных общественных движений, требующих либеральных реформ, отмены крепостного права, ограничения самодержавия, введения конституции, что вылилось, в конечном счете, в восстание декабристов.

Жуковский, приняв предложение стать воспитателем Александра, активно занялся разработкой учебной программы. Одним из подготовительных материалов он поделился с великой княгиней Александрой Федоровной. В письме от 15 (27) ноября 1825 г. он пишет: «Я позволю себе представить Вашему Высочеству, сколь смогу, кратко, некоторые общие мысли о ходе обучения, которое мы могли бы избрать для нашего дорогого дитя. Вначале: в воспитании и обучении есть три основных срока, которые нужно с ясностью различать и отделять четкими границами: Ребенок - мужчина - государь. Ребенок должен быть счастлив. Мужчина должен учиться и быть деятельным. Государь должен иметь великие замыслы, прекрасный идеал, возвышенный взгляд на его предназначение, ничего несбыточного, но естественный результат всего, что предшествовало. Нужно относиться к нему, как к ребенку, в детстве, чтобы он мог стать однажды мужчиной, и, чем более будет он чувствовать себя мужчиной, тем менее усомнится он в том, что он государь, когда еще не настанет пора быть государем, и тем более будет он рад представшей пред ним великой судьбе, когда однажды его поздравят с его титулом»1.

Должность воспитателя наследника престола требовала всесторонней и детальной разработки педагогической и образовательной программы, осуществлять которую предстояло многим частным учителям, которых Жуковский подбирал согласно своим мировоззренческим, гуманитарным и просветительским устремлениям. Каждый из педагогов четко придерживался своего предмета обучения. На Жуковского были возложены задачи преподавания русского языка, литературы и координация деятельности всего педагогического коллектива, чтобы все были устремлены к единой цели - приобретению необходимых для великого князя зна-

1 Жуковский В.А. Проект плана учения Его Императорского Высочества Государя Великого Князя Наследника Цесаревича, составленным В.А. Жуковским, для представления Государю Императору Николаю Павловичу. 1827 г. Полн. собр. соч. и писем в 20 т. М., 2016, т. 11 первый полутом, с. 673.

ний, которые бы способствовали его просвещению. Главной своей задачей поэт-педагог считал формирование в ученике высоких нравственных качеств. В своем дневнике Василий Андреевич записал: «Цель воспитания вообще и учения в особенности есть образование для добродетели»1. В этих словах отразилась педагогическая концепция поэта, учителя-воспитателя.

Обращаясь к юному воспитаннику, Василий Андреевич отмечал: Вы должны видеть в ваших наставниках товарищей начинающейся вашей жизни. Они теперь живут с вами и для вас. Они дают вам свои знания и свою опытность, которых вы еще не имеете, и которые будут для вас необходимы, когда начнете жить без них. Вы, со своей стороны, давайте им полную доверенность и внимательность, будьте покорны вашим наставникам, которые теперь представляют для вас и закон ваш, и ваши обязанности. Сия покорность есть не что иное, как уважение правила. Привыкнув теперь повиноваться нам (по доверенности к любви нашей), вы и тогда, когда мы вас покинем, останетесь с привычкою повиноваться закону, а это главное в жизни, как для собственного счастья, так и для пользы другим. На том месте, которое со временем займете, вы должны будете представить в себе образец всего, что может быть великого в человеке2.

Программа образования и воспитания Великого князя, рассчитанная на 12 лет, разбита по годам на возрастные периоды и классы, каждый из которых решал задачу усвоения определенной системы знаний. В силу ограничительных статейных рамок, обратим внимание на Первый период обучения, который разбивается на четыре класса.

Класс первый предполагает:

а) Образование ума, опираясь на практическую логику, которая акцентирует внимание, разрабатывает мышление. Такими основаниями выступают начальные теоремы геометрии. Используется арифметический счет с заимствованием задач из повседневной жизни, из знакомых предметов. Изучается грамматика русского языка, включающая анализ слов, фраз, устное и письменное выражение мыслей. Извлечение правил из упражнений практических.

1 Жуковский В.А. Полн. собр. соч. и писем в 20 т. М., 2016, т. 11 первый полутом, с. 104.

2 См. там же, с. 124.

б) Образование сердца, с упором на теоретическую логику, которая выстраивается на чтении избранных библейских сюжетов, фактов священной истории Древнего и Нового заветов. Осуществляется простой пересказ пройденного материала с соблюдением хронологии событий. Извлечение из фактов правил нравственности, основанной на христианском учении.

Класс второй составляет связующую сумму знаний, которая отвечает учению о физическом строении человека, его социальному назначению:

а) Человек физический, строение тела. Человек как существо нравственное и его обязанности. Общие понятия психологии. Человек в отношении к окружающей его природе. Нужды человеческие и употребление произведений природы для их удовлетворения.

б) Человек в отношении к другим людям. Потребность человеческого общения и роль языка. Семейство. Народ в естественном состоянии. Естественное право. Постепенное образование общества политического. Начало политики.

в) Ход изменений человеческого общества. История вместе с географиею.

Нынешнее состояние человеческого общества. Новейшая география и статистика.

Класс третий обозначает четкую последовательность при изучении иностранных языков: французский, немецкий, английский и польский. Утверждение в правописании, правильное произношение, практическое приобретение навыка высказываться и понимать то, что говорят. Легкие упражнения в слоге.

Правописание. Диктование фраз, заимствованных из главной лекции. Исправление ошибок. Заставлять ученика самого исправлять и переписывать то, что им же исправлено. Таким способом воспитанник не только научится писать правильно, но и сам для себя напишет на разных языках то, что было ему преподаваемо на русском.

Произношение. Чтение простое для правильного произношения. Чтение с выражением, декларация. Чтение наизусть легких стихотворений.

Приобретение навыка говорить. Учение наизусть слов и составление фраз, заимствованных из общежития и главной лекции. Таким способом слова лучше запоминаются, приобретаются новые знания и навык речевого общения.

Упражнение в слоге. Предметы для сочинения можно заимствовать из главной лекции. Ученик будет писать о том, что знает. Следовательно, будет выражать свои мысли, располагать их ясно и правильно.

Класс четвертый ориентирует на укрепление физического состояния юноши, выявление приятных талантов:

Гимнастика. Цель гимнастических упражнений есть не одно развитие и укрепление сил телесных, но в то же время и дарование мужества и способов владеть собою во всех обстоятельствах жизни. Это важная часть воспитания требует методического плана, как и другие дисциплины.

Правила архитектуры и рисования. Рисование с натуры и с гипсов геометрических тел, деревьев, ландшафтов, отдельных частей зданий. Сочинение рисунков, сюжетов которые могут быть заимствованы из лекций по мифологии, географии, истории. Тем самым рисованием дополняется лекционный материал.

Ручная работа: токарное или столярное мастерство. Самостоятельное изготовление предметов, чтобы сам деятель мог радоваться и гордиться своими трудовыми достижениями.

Музыка. Анатомия животных и человека. Их отдельные части и целые фигуры.

В основу образовательной системы положены гуманитарные дисциплины: география, политика, этика, философия, классическая литература. Чтение по данным предметам должно сопровождаться процессом обучения. Читать рекомендуется только полезное, чтобы не вырабатывать вредную привычку читать все подряд, что ни попадет в руки. Это приводит в беспорядок идеи и портит вкус. Предпочтение следует отдавать таким книгам, которые познакомят цесаревича со страною, управлению которой он посвятит свою жизнь. И не случайно, что особое внимание в образовательной программе отводилось изучению истории. Она является великим сокровищем просвещения, возвышает душу, расширяет кругозор и предохраняет от излишней мечтательности. Своим прошедшим опытом история лучше вырисовывает нам настоящее и дает возможность предвидеть будущее. Она знакомит с нуждами своей страны и других государств и должна быть главною наукой и лучшей школой для будущего монарха. Он обязан так знать свою Россию, чтобы это знание возбудило в нем энтузиазм к великому делу царствования. История, по замыслам Жу-

ковского, воспламеняет любовь к благотворной славе. В процессе ее изучения происходит ознакомление с судьбами великих людей древности. Из их жизни познается то, что земная слава и земное счастье приобретаются только добродетельной деятельностью. Обращаясь к своему ученику, Василий Андреевич говорил: История «станет самым убедительным доказательством, что уважение приобретается одними постоянными добродетелями. Вы, великий князь, по тому месту, на которое назначил вас Бог, будете со временем замечены в истории: от этого ничто избавить вас не может, она скажет об вас свое мнение перед целым светом и на все времена...»1.

В программе обращается внимание на методику преподавания, подчеркивается желательность разговорно-диалоговой формы передачи материала. Вместо собственного изложения текста, желательно ученику задавать вопросы, чтобы он сам находил ответы и выражал их с надлежащей четкостью. Особо следует придерживаться установленных планом правил преподавания. Среди набора планов выделяются такие, которые, на наш взгляд, не теряют своей актуальности и для нашего времени. Например, не следует пытаться обнять все, нагружая ученика большим объемом знаний. Лучше в малой форме немного знаний, но полных и ясных. Основываться на главных предметах, чтобы они могли послужить тем взглядам, которые легко объемлют все целиком. Не затуманивать голову тем, что лишь второстепенно, что составляет лишь частности. Вдаваться в подробности изложения материала лишь ради того, чтобы составить достаточно обоснованную мысль о главном. Каждый предмет преподается в его естественной связи с другими, по порядку, с сохранением надлежащей постепенности, медленно переходя от легкого к трудному, от известного к неизвестному и оставлять позади лишь то, что глубоко усвоено. Если же занимать воспитанника многими предметами, не имеющими между собой последовательной связи, то в его голове произойдет беспорядок, многое ему будет непонятно. Выделять в обсуждаемой теме главное, не обременять память излишними подробностями; избегать того, что в скором времени может быть легко забыто. Не поощрять механического запоминания. Употреблять этот

1 Жуковский В.А. Полн. собр. соч. и писем в 20 т. М., 2016, т. 11 первый полутом, с. 122.

способ только для изощрения памяти, утверждая в ней то, что хорошо выучено. Возбуждать у воспитанника собственную деятельность, внимание, чтобы он механически не повторял без надлежащего осмысления чужое мнение, а проявлял самостоятельную активность. Использовать в ходе умственного труда пособия, наглядности, которые бы облегчали деятельность ума, но не делали его ленивым. Стараться сделать предмет учения и процесс обучения привлекательными, возбуждая любопытство, овладевая вниманием и воображением, соединяя чувственный познавательный процесс с умственным. Одним словом, лучше меньше прилично усвоенного материала, чем много, но не четко воспринимаемого. Ничего ради внешнего блеска, все ради глубинной прочности знания. В то же время следует создать такую атмосферу отношений, в которой ученик должен чувствовать себя свободным, не замечая, что его ведут. «Это основной принцип его нравственного воспитания и одновременно это же принцип его обучения»1.

В воспитательных целях не следует хвалить князя за его прилежание, а просто оказывать свое удовольствие ласковым обращением. Такое одобрительное выражение должно быть предоставлено для немногих случаев. Чем будет оно реже, тем более будет иметь цены, тем сильнее будет действие. Великому князю надлежит привыкать видеть в исполнении своих обязанностей простую необходимость, не заслуживающую никакого особенного одобрения: такая привычка образует твердость характера. Каждый отдельный хороший поступок весьма маловажен: одно только продолжительное постоянство в добре заслуживает внимание и хвалу2.

Оценивая основные идеи образования и воспитания Александра, Жуковский выделяет то главное, ради которого он взял на себя такую почетную, но и весьма обременительную задачу. Его Величеству, подчеркивал педагог, нужно быть не ученым, а просвещенным. Просвещение должно познакомить его только со всем тем, что в его время необходимо для общего блага, а в общем благе находить и свое собственное. Просвещение в истинном смысле есть многообъемлющее знание, соединенное с нравственностью. Человек знающий, но не нравственный - будет вре-

1 Жуковский В.А. Полн. собр. соч. и писем в 20 т. М., 2016, т. 11 первый полутом, с. 677.

2 См. там же, с. 119.

дить, ибо худо употребит известные ему способы действия. Человек нравственный, но невежда - будет вредить, ибо и с добрыми намерениями не будет знать способов действия. Просвещение соединит знание с правилами относительно того, как следует осуществлять на своем месте ту или иную форму деятельности.

В образовательной и воспитательной программе выделяются правила-наставления, с которыми Жуковский обращается к Великому князю: Любите и распространяйте просвещение. Оно необходимо для народа, ибо народ просвещенный более привязан к закону, в котором заключается его нравственность, и к порядку, в котором заключается его благоденствие и безопасность. Народ без просвещения теряет свое достоинство. Им, кажется, легко управлять только тому, кто хочет властвовать для одной власти. Однако из слепых рабов легче сделать свирепых мятежников, нежели из подданных просвещенных, умеющих ценить благо порядка. Уважайте общее мнение, оно часто бывает просветителем монарха и часто оказывается на стороне правосудного государя. Уважайте закон и научите других уважать его своим примером. Закон, игнорируемый царем, не будет исполняться и народом. Любите свободу, то есть правосудие, ибо в нем заключается и милосердие, и повиновение подданных. Владычествуйте не силою, а порядком: истинное могущество государя не в числе его воинов, а в благоденствии народа. Будьте верны данному слову: без доверенности нет уважения, неуважаемый человек - бессилен. Окружайте себя достойными Вам помощниками: слепое самолюбие царя удаляет от него людей превосходных, предает его на жертву корыстолюбивым рабам, губителям его чести и народного блага. Уважайте народ свой: без любви царя к народу нет любви народа к царю. Не обманывайтесь на счет людей и всего земного, но имейте в душе идеал прекрасного - верьте добродетели! Вы для нас прекрасная, чистая надежда1.

Будучи глубоким просветителем, прогрессивным общественным деятелем Жуковский формировал у своего ученика гуманистические идеи и знания, воспитал творца-реформатора России, освободившего в 1861 г. крестьян от крепостного права, осуществившего финансовую и судебную, цензурную и

1 См. Жуковский В.А. Полн. собр. соч. и писем в 20 т. М., 2016, т. 11 первый полутом, с. 120-122.

военную реформы. Испытало структурное преобразование Среднее и Высшее образование. Активизировалась работа Земства и Городского самоуправления, что значительно способствовало укреплению институтов гражданского общества.

Воспитание в человеке высокой нравственности всегда было приоритетным делом любого общества. Ведь речь идет не только о настоящем, но и о будущем страны. Накопленные на протяжении долгой человеческой истории лучшие традиции образовательно-воспитательной системы особенно важны для современной России. Сегодня совершенствование образования связывается с его гуманистической направленностью, с развитием творческого потенциала личности. Считается, что чем элитарнее вуз, тем большее значение в нем придается гуманитарной подготовке. Поэтому наше обращение к разработанной А.В. Жуковским образовательной и воспитательной программе вполне объяснимо. Оно отвечает идеалам просвещения, современным задачам нравственного воспитания молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.