Научная статья на тему 'Образование для развития в условиях глобализации. Коллективные усилия в области содействия развитию по сектору образования'

Образование для развития в условиях глобализации. Коллективные усилия в области содействия развитию по сектору образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦРТ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОМОЩЬ В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ / ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / MDGS / EDUCATION / EDUCATION ASSISTANCE / EQUITY AND QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шадрикова Арина Петровна

Статья посвящена анализу коллективных усилий по содействию развитию в образовании. Автором рассматривается эволюция проблематики образования в международных документах ХХ столетия, создание предпосылок и фундамента для включения образовательных целей в формлировку ЦРТ. Также рассматриваются и анализируются взаимосвязи между положениями международных документов в сфере образования, глобализацией, механизмами и формами коллективных усилий по реализации заявленных задач. Отмечается роль Российской Федерации в формировании повестки дня Группы восьми вопроса содействия развитию по сектору образования в глобальном масштабе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шадрикова Арина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education for Development in the Era of Globalization. The Collective Achievements of Development Assistance in the Educational Sector

The paper presents the analysis of the results the collective efforts made by the countries in the development assistance in the educational sector. The author highlights the evolution of the issue in the agenda of international multilateral institutions and in the international acts signed in the XX century which reflect the startpoint of the MDGs in education and gender equality in education. The special focus is given to the interdependence between statements in the international acts in education, globalization and mechanism and forms of providing the development assistance for education. The article considers the role of Russia in the formulating the G8 Agenda and concentration its efforts for achievement of the declared goals in education.

Текст научной работы на тему «Образование для развития в условиях глобализации. Коллективные усилия в области содействия развитию по сектору образования»

Образование для развития в условиях глобализации. Коллективные усилия в области содействия развитию по сектору образования

А.П. Шадрикова

Шадрикова Арина Петровна - н.с. Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета -Высшей школы экономики; E-mail: shadrikova.piacquadio@gmail.com

Ключевые слова: ЦРТ, образование, помощь в развитии образования, доступность и качество образования Key words: MDGs, education, education assistance, equity and quality of education

Статья посвящена анализу коллективных усилий по содействию развитию образования. Автор рассматривает эволюцию проблематики образования в международных документах ХХ столетия, создание предпосылок и фундамента для включения образовательных целей в формулировку ЦРТ. Также рассматриваются и анализируются взаимосвязи между положениями международных документов в сфере образования, глобализацией, механизмами и формами коллективных усилий по реализации заявленных задач. Отмечается роль Российской Федерации в формировании повестки дня «Группы восьми» вопроса содействия развитию по сектору образования в глобальном масштабе.

Одной из центральных тем содействия развитию является сфера образования. Именно через институты образования реализуется процесс воспитания человека, обучения его социальным коммуникациям, навыкам поведения в обществе, а также развитие умений, необходимых для профессионального роста, что впоследствии способствует развитию общества в целом. Поэтому неслучайно включение действий в секторе образования в принятые Цели развития тысячелетия. Задача ЦРТ2 «Обеспечение всеобщего начального образования» формулируется следующим образом: «Обеспечить к 2015 г. детям во всем мире - как мальчикам, так и девочкам - возможность получать в полном объеме начальное школьное образование» [11]. Но некорректным будет вести отчет о коллективных действиях по достижению ЦРТ2 в развивающихся странах, которые не способны ввиду ряда экономических, политических и исторических причин справиться с этой проблемой самостоятельно, лишь с 2000 г. Потому что предпосылки к интенсификации усилий по достижению обеспечения возможностей получать образование складывались с 1940-х годов ХХ столетия. Поэтому остановимся более подробно на эволюции проблематики в международных документах.

Право на образование зафиксировано в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г. Согласно положениям данной статьи, «каждый человек имеет право на образование» [2]. В статье также

прописан механизм реализации данного права: «образование должно быть бесплатным» (начальное и общее образование), «начальное образование должно быть обязательным» [2]. Что касается профессионального и высшего образования, то подчеркивается его доступность, но для высшего образования необходимо соблюдение условия соответствия способностей каждого индивида. Ни техническое и профессиональное, ни высшее образование не являются обязательными. В ст. 2 Всеобщей декларации прав человека также заявляется отсутствие каких-либо различий в реализации прав человека, в том числе и права на образование. Ряд современных исследователей, среди которых Е. Унтерхальтер [25], а также Кле-менс и соавторы [13], предлагают трактовать гендерный аспект и дискриминацию именно в таком качестве, не ограничиваясь лишь половыми различиями, а учитывать все существующие виды дискриминации, перечисленные в ст. 2 Всеобщей декларации прав человека [2], и возникающие не только между мальчиками и девочками в одной конкретной стране, но и как между девочками и девочками, так и мальчиками и мальчиками, рожденными в разных странах. Хотя в современном мире и акцентируется внимание на образовании как важном факторе обеспечения возможностей женщин, именно получить образование «девочки из беднейших семей имеют вдвое меньше шансов, чем их более обеспеченные сверстницы» [12], что напрямую свидетельствует о широком контексте

дискриминации. Таким образом, предпосылки первой задачи ЦРТ3 по ликвидации неравенства между полами в сфере начального и среднего образования к 2005 г., а к 2015 г. - на всех уровнях, также находят отражение в международных документах еще первой половины ХХ в.

В Декларации о ликвидации неграмотности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1964 г., были сделаны уточнения по задачам в достижении всеобщего образования, а также прописан механизм разделения ответственности всем мировым сообществом. Согласно документу, основная цель развития не может быть достигнута «до тех пор, пока человечество разделено на тех, кто обладает, и тех, кто не обладает средствами, которые образование и грамотность обеспечивают для обогащения их жизни» [5]. Но распространение грамотности как таковой не являлось целью, поскольку это средство, при помощи которого перед каждой личностью открываются новые перспективы образования и, как следствие, возможности улучшения качества жизни. Более того, в 1964 г. задача искоренения неграмотности считалась важным, но дополнительным фактором развития школьного образования, хотя и представляла «одну из основ экономического развития» [5]. Тем не менее именно критерий распространения грамотности среди взрослого населения является одним из ключевых при оценке эффективности оказания помощи, затраченных усилий и достигнутого прогресса в развитии сектора образования [15].

Другим не менее важным коллективным достижением, закрепленным в Декларации 1964 г., является положение об общей ответственности за ликвидацию неграмотности и развитие образования в целом не только в развивающихся странах, но и во всем мире. Несмотря на то, что особо подчеркивается ответственность национальных правительств стран-членов в решении поставленной задачи на национальном и местном уровнях, признается необходимость международной помощи извне и, что более важно, закрепляется обязательство предоставления такой помощи в различных формах (двусторонняя и многосторонняя).

Следующим шагом в обсуждении образования и признании необходимости базового образования в качестве условия развития стало принятие Всемирной декларации об образовании для всех - удовлетворение базовых образовательных потребностей в 1990 г. Учитывая ситуацию сокращения финансирования обра-

зования во многих странах мира, ограничились возможности людей получить необходимый объем навыков и знаний [10]. С другой стороны, в 1980-е годы наблюдался кумулятивный эффект от слияния возможностей новых технологий коммуникаций и массива информации, а также позитивный опыт образовательных реформ. Все это позволило полагать, что достижение обеспечения «образования для всех» стало возможным [1].

На этом этапе страны, подписавшие данную декларацию, согласовали, что включает в себя образование для удовлетворения базовых образовательных потребностей (необходимый набор навыков и основное содержание обучения) с учетом различий и особенностей каждой страны, а соответственно, масштаба потребностей и методов их удовлетворения [1, с. 4]. Впоследствии на основе такого диверсифицированного подхода страны-доноры и международные организации, Всемирный банк в частности, стали осуществлять разработку, планирование и контроль за расходованием средств на развитие с учетом специфики культурных и социальных традиций каждой отдельной страны или региона.

Выделенный в отдельный параграф пункт о задаче «обеспечения возможностей получения образования для девушек и женщин» и «необходимости устранения стереотипов в области образования, основывающихся на признаке пола» [1, с. 6], возможно, стал результатом деятельности феминистского движения в борьбе за права женщин, что позднее повлияло на включение задачи упразднения гендерного неравенства в повестку ЦРТ [12]. Данное утверждение оправданно, потому что, например, пункты об обеспечении равного доступа к образованию всех категорий инвалидов и групп населения, обделенных в предоставлении услуг, не вошли в повестку ЦРТ. Это свидетельствует об активности деятельности общественных движений и третьего сектора, защищающего интересы наиболее уязвимых групп населения.

Наблюдается изменение отношения к качеству обучения через измерение эффективности не по количеству номинально охваченных образованием, а по качеству полученных знаний и навыков, что, по сути, изменило подход к оценке затраченной помощи на образование. До 1990 г. отсутствовала статистика о результатах обучения, да и в целом статистика оказанной помощи по сектору образования появилась лишь после 1990 г. При оценке эффективности помощи стран-доноров главным становится не количество денег, переведенных на счет или

в бюджет проблемной страны, а достигнутые результаты обучения. Но это не означает, что можно сокращать размеры предоставляемой помощи, поскольку все равно вовлеченность в процесс обучения остается существенным критерием отчетности. Также при расчете на душу населения [13, 22] каждый дополнительный доллар финансовой помощи увеличивает численность детей и молодежи, охваченных базовым школьным образованием, на 0,2%. При том что даже сегодня практически невозможно найти данные о том, какая часть средств тратится на развитие сектора образования, гипотезы и расчет делаются исходя из предположения, что сфера образования является важнейшей составляющей социального обеспечения, куда наряду с образованием входят здравоохранение и борьба с бедностью. По сути, такая трактовка допустима положениями о мобилизации финансовых ресурсов ст. 9 Всемирной декларации об образовании для всех [1, с. 11].

Также вместе с Декларацией были приняты «Руководящие принципы осуществления Декларации» с прописанными направлениями, целями, принципами деятельности и рекомендациями по разработке стратегий. Особый акцент сделан на потенциале взаимодействия с группой неправительственных организаций как играющих определенную роль «в контроле, исследованиях, подготовке кадров и материальном производстве в интересах неформального и продолжающегося на протяжении всей жизни процесса образования» [1, с. 21]. Но, к сожалению, роль НПО как независимого эксперта оказалась не столь значительна, как ожидалось.

В части двустороннего и многостороннего сотрудничества подчеркивается не перенос привычных моделей и практик, а именно разработка наиболее оптимального варианта развития собственных возможностей для каждой отдельной страны. Это затрагивает не только помощь в совершенствовании (реформировании) системы управления и аналитической оценки, но и партнерского отношения к странам со слабо развитой экономикой: через облегчение долгового бремени и сокращение экономического неравенства, поскольку в противном случае проблемные страны просто не смогут выделять средства на образование.

В 1997 г. с принятием Гамбургской декларации об обучении взрослых [3] происходит переосмысление содержания образования с учетом возраста, равноправия мужчин и женщин, физических и умственных недостатков, языка, культуры и экономического неравенства. Здесь стоит обратить внимание на события последне-

го десятилетия ХХ в., характеризующиеся изменениями на политической карте мира, волной демократизации и реформ в экономической и социальных сферах. Главным образом случившиеся изменения коснулись взрослого населения, столкнувшегося с необходимостью жить в новых реалиях, что потребовало до этого неизвестных или неиспользовавшихся навыков и умений. Также активизируется деятельность социальных и общественных движений в государствах с переходной экономикой, активно идет процесс реформирования управления во всех сферах жизнедеятельности общества. Отмечается, что с изменением роли государства происходит изменение роли отдельного гражданина, соответственно ответственность за образование разделяется между государственными органами управления, межправительственными и неправительственными организациями, а также человеком, которому для «всестороннего, свободного и активного участия» нужно проявить «энергию, творческое воображение и талант» [3, с. 26]. Все эти обстоятельства нашли отражение в тексте Гамбургской декларации и послужили стимулом для развития обсуждения и выработки совместных действий на международной арене.

В 1990-е годы образование попадает в категорию «глобализированных общественных благ» [8]. Особое внимание уделяется проблеме производства, передачи и использования знания как результата трудового процесса. Несмотря на то что сила и богатство играют существенную роль в завоевании мирового господства и власти, они зависят от уровня знания. В широком смысле именно обладание знанием представляет источник развития, и в то же время - глобального неравенства. Такие обстоятельства заставили по-новому посмотреть на проблему образования и сделали ее одним из важнейших вопросов в повестке форумов «Группы восьми».

При обращении к анализу темы образования в документах «Группы восьми» (частота упоминания в документах и приоритетность) можно выделить три периода [4]. В 1975-1983 гг. тема образования практически отсутствовала в основных документах саммитов «Группы восьми» и встреч министров финансов стран «Группы восьми». В 1984-1998 гг. тема образования все чаще появлялась в основных документах саммитов «Группы восьми» и встреч министров финансов стран «Группы восьми». Но самостоятельно фигурировать она начала с 1999 г. Так, благодаря инициативе европейских лидеров тема образования в течение всей

жизни обсуждается на Саммите в Кёльне. В результате была принята Хартия «Цели и задачи обучения в течение всей жизни» [14] и признана роль образования в достижении экономического успеха, гражданской ответственности и социальной сплоченности. Также после саммита в Кёльне документально фиксируются инструменты и механизмы реализации решений «Группы восьми» в секторе образования, среди которых совместные исследования с международными организациями, обмен наилучшими практиками, механизмы финансирования, специальные программы и рабочие группы, а также проведение мониторинга исполнения обязательств.

В качестве ответа мирового сообщества на вызовы времени в 2000 г. были приняты Дакарские рамки и шесть целей Инициативы «Образование для всех»1. Помимо согласия относительно целей, было принято решение о создании национальных, региональных и международных механизмов их (шести целей) реализации.

Нельзя сказать, что такие механизмы отсутствовали до 2000 г. Периодически с 1960-х годов проходили региональные конференции по различным аспектам образования под эгидой ЮНЕСКО, Инициативы Всемирного банка в странах Африки к югу от Сахары, усилия Комитета по содействию развитию ОЭСР. Более того, именно страны - члены КСР ОЭСР инициировали «Партнерства по развитию в новом глобальном контексте» в 1995 г., положения которого стали фундаментом для ЦРТ [19]. По мнению С. Хайнемана [18], принципиальным отличием стала обстановка в конце ХХ в., а именно то, что в результате глобализации и мирового развития исчезло понятие "развитое государство" в сфере образования, поскольку каждое государство столкнулось с необходимостью модернизации и реформирования образовательного сектора». И сегодня каждая нация стремится к совершенствованию и улучшению своего благосостояния через создание эффективных моделей и использование успешного опыта, что на практике не всегда реализуемо. Каждый актор (страны-доноры, страны-реципиенты, международные организации, неправительственные организации и благотворительные фонды, экспертное и научное сообщество) имеет свои определенные функции, и каждый считает свое видение решения пробле-

1 Десятилетие грамотности ООН 2003-2010. Дакарские рамки действий, принятые Всемирным форумом по образованию. 26-28 апреля 2000. Дакар (Сенегал). URL: http://www.un.org/russian/events/literacy/ dakar.htm (дата обращения: 01.11.2011).

мы единственно верным. Главное, чтобы была возможность обмена этими решениями и принятие критики других заинтересованных сторон, чего не удавалось достигнуть до 2000 г.

С одной стороны, причинами невыполнения странами заявленных раннее целей и обязательств можно назвать отсутствие конкретного срока, к которому нужно завершить реализацию запланированных целей, с другой стороны - отсутствие представительства всех заинтересованных сторон, особенно неправительственных организаций и общественных движений, мнения и позиции которых не были представлены при обсуждении проблемы образования во время всемирных конференций и форумов, хотя уже существовали союзы учителей, а также гуманитарные и религиозные организации, предоставлявшие помощь в сфере образования [21]. С развитием проблематики образования увеличивается и число экспертов по вопросам образования для развития. Но поскольку процесс оказания помощи носил фрагментарный характер - отсутствовали данные в статистике стран-доноров по предоставленной помощи в сфере образования и о достигнутых результатах странами-реципиентами, а также общая повестка дня, то в результате организации гражданского общества и эксперты не могли влиять на формулировку общих задач. Оказание помощи по развитию строилось на основе геополитических приоритетов каждой отдельной страны, которые менялись с течением времени. Таким образом, Франция, а позже и Австралия сосредоточились на предоставлении стипендий и поддержке учителей, Скандинавские страны - на развитии знаний с акцентом на профессиональное обучение и ликвидацию неграмотности среди взрослого населения, Великобритания и Германия - на оказании технического сотрудничества [20]. Отчасти это подтверждается появлением темы образования в приоритетах официальных встреч «Группы восьми» [4].

Таким образом, Цели развития тысячелетия представляют собой международное политическое обязательство, которое необходимо в идеале выполнить полностью к конкретному сроку - к 2015 г., а также механизм скоординированных совместных действий, разработанный при участии международных многосторонних институтов.

После принятия программ и планов действий перед странами-донорами и перед международными организациями встал вопрос измерения результатов деятельности, поиска наиболее эффективных практик в до-

Приоритеты Ключевые цели Определенные задачи

Рис. 1. Частота упоминаний ЦРТ2 и ЦРТ3 в Планах действий Стратегий по сокращению бедности (по данным С. Фукуда-Парр [17])

стижении ЦРТ и исправления неудач. В частности, основным показателем достигнутых результатов ЦРТ2 служит количество людей, получивших начальное образование. Упразднение гендерного неравенства в обеспечении доступа к образованию также оценивается по количественным показателям и по принятым приоритетам повестки дня развивающихся стран-реципиентов.

Проблематика измерения результатов от вложений в такую сложную сферу, как образование, которая напрямую связана с другими ЦРТ, достаточно подробно представлена в исследованиях по развитию [13, 15, 16, 17, 24].

Финансирование образования как сферы общественной жизни осуществляется, как правило, из средств бюджета. И именно сфера образования попадает под сокращение в условиях кризиса и бюджетного дефицита. Это обусловлено тем, что отдача от инвестиций в сектор образования наступает через длительный период времени. Но, к сожалению, во многих странах с низким уровнем дохода более приоритетной обычно является сфера здравоохранения или строительства инфраструктуры, а не развитие образовательных программ по развитию навыков и знаний. С учетом взаимосвязи образования и бедности2 был проведен контент-анализ [17] принятых в 22 развиваю-

2 Бедность характеризуется в данном контексте определением Всемирного банка и включает в себя низкий доход, неспособность иметь основные товары и услуги, необходимые для достойного существования, а также низкий уровень здоровья и образования, ограничения в физической безопасности, в возможностях права голоса и улучшения жизни (www.worldbank.org).

щихся странах Стратегий по сокращению бедности: 14 стран Африки к югу от Сахары, две страны Латинской Америки и Карибского бассейна, две страны СНГ, три страны Азии и одна страна из группы Арабских государств. А проследить, в какой мере в Стратегиях по сокращению бедности присутствуют ЦРТ по сектору образования. Разница «стремлений» в достижении ЦРТ2 (всеобщее начальное образование) и ЦРТ3 (достижение гендерного равенства) существенна (Рис. 1). Особый дисбаланс прослеживается по ключевым целям Стратегии, что в принципе ставит под сомнение действительное стремление обеспечить гендерное равенство в части доступности образования. Такая постановка задач в национальных Стратегиях также является свидетельством отчетности посредством количественных показателей без учета качественных достижений, и постановки количественных задач.

Достижение количественных показателей не правомерно и не всегда отражает действительность. Поэтому Программы, реализуемые Всемирным банком, имеют долгосрочные цели качественного характера и измеряются с учетом факторов спроса и возможностей поставки образовательных услуг при помощи зарубежных доноров [15, с. 293]. Основными показателями успешного использования предоставляемой помощи является количество детей, охваченных начальным школьным образованием, грамотность взрослого населения, число школьников, уровень урбанизации, «цена школы» (сопутствующие затраты семьи на подготовку к школе и обеспечение материалами), а также результативность обучения (знания и навыки,

которыми владеют школьники), результаты экзаменов и тестов, посещаемость. Модальности предоставления помощи на реализацию определенных проектов основаны на возможности предоставить отчетность по указанным показателям, что упрощает отслеживание прогресса. Такая форма оказания помощи используется главным образом международными организациями и основными странами-донорами, в том числе и новыми донорами (Индия, Китай, Бразилия).

В большинстве случаев донорская помощь превращается в инвестиции для строительства школьных зданий, предоставления материалов для обучения, управления школьной системой (с учетом гендерного аспекта), развития программ обучения и качества обучения (включая подготовку учителей). Такие цели могут повлиять на уровень посещаемости, что отражает реальный результат затраченных усилий. Этот аспект важен наряду с уровнем грамотности взрослого населения: чем он выше, тем выше вероятность, что образованные родители отправят своих детей учиться. Хотя это в равной степени зависит и от уровня дохода в семье: даже если люди в одной из 22 беднейших стран будут жить около школьного здания, посещаемость повысится лишь на 3,3% [13]. Выводы, полученные в результате проведенных расчетов [13], показывают, что при выполнении донорами обещаний по увеличению финансирования всеобщее школьное образование вполне достижимо.

Образование для развития проявляется по прошествии времени через экономический рост, сокращение детской смертности, повышение уровня жизни. В то же время увеличение бюджетного финансирования редко приводит к повышению вовлеченности в образование. Поэтому политика Всемирного банка по выделению средств на сферу образования в те страны и регионы, в которых действительно это необходимо на основе критериев вовлеченности и посещаемости, представляется оправданной.

Другим важным критерием предоставления помощи на развитие образования является надежность руководства страны-реципиента. Возможно, что процесс демократизации оказывает какое-то влияние, но пока не была доказана зависимость эффективности освоения средств донорской помощи от уровня развития демократии. Хотя, конечно, при западном понимании демократии, институты гражданского общества «работают контролерами» государственных агентств и других структур, задей-

ствованных в освоении зарубежной помощи развитию.

Страны-реципиенты очень разнообразны, что проявляется в разной политике в области образования, разном уровне благосостояния, а также в институциональных, политических и географических условиях. Такое разнообразие не может быть преодолено за 15 лет. Учитывая средний уровень увеличения распространения образования по странам - 4% в год [13, 16] -за установленные сроком 15 лет прогресс должен оказаться не просто атипичным, а беспрецедентным.

Остановимся чуть подробнее на подходах к формам предоставления донорами помощи, так как в зависимости от этого страна-реципиент обязана следовать принимаемым договоренностям. Как правило, в исследованиях выделяются два подхода к организации формы оказания помощи в сфере образования: широкий секторный подход и прямая поддержка бюджета страны-реципиента [24].

Широкий секторный подход представляет собой оказание всевозможного финансирования для поддержки проведения реформы в конкретной политической сфере и программе расходов, реализуемых правительством страны при условии применения общего подхода по сектору, а также полагаясь на установленные правительством процедуры распределения средств и отчетности. Ключевым актором является правительство страны-реципиента. По сути, такая форма является историческим продолжением проектной формы предоставления помощи развитию. Основным преимуществом широкого секторного подхода является развитие у страны-реципиента способности к руководству и укрепление государственных процедур, поиск и использование положительного опыта своего региона, а также в некотором смысле упрощенный порядок отчетности за освоение средств. В таком случае поддержка донора включает политическое консультирование и содействие в развитии политических институтов, стратегическое планирование, финансовое управление и создание партнерств. Правительства же стран-реципиентов участвуют в процессе принятия решений и должны продемонстрировать политическую волю и способность к разработке реализации помощи (планирование, формулировка приоритетов и мониторинг результатов), а также умение вести политический диалог на высоком уровне (согласование и подписание Меморандумов о понимании и различных Партнерств). Такой подход используется новыми донорами (Китаем,

Индией, ЮАР), которые активно вкладывают усилия в развитие определенных секторов в регионах Африки.

Форма прямого бюджетирования или предоставления помощи стране-реципиенту предполагает перевод средств напрямую в бюджет3. Условия оказания такой формы помощи могут быть «связывающими» (примерно как "tied aid"), но в любом случае от министров образования требуется еще более гибкие способности ведения переговоров с донорами, чтобы избежать стратегических ошибок в национальной политике, хотя все выделенные средства поступают сначала в казначейство и только потом распределяются по ведомствам. Такая форма скорее выгодна для доноров, поскольку упрощает процедуру предоставления помощи и требований отчетности. Одной из первых стран, перешедших на такую форму оказания помощи, стала Великобритания.

Таким образом, ЦРТ представляют собой не технические цели, а инструмент для измерения прогресса человеческого развития, социальных и экономических прав и свобод, «инструмент мобилизации усилий к действию» [24, с. 397]. С другой стороны, ЦРТ по сектору образования - это составляющие обязательств по развитию, принятые странами - членами «Группы восьми», разделившими ответственность за ситуацию, сложившуюся в результате глобального экономического развития (когда рост богатства происходил за счет экономических потерь других стран) в беднейших странах4.

Как показывает ретроспективный анализ исполнения обязательств по образованию в сфере содействия развитию [26, с. 126], средний уровень исполнения по странам «Группы восьми» составляет 46% (3-е место после списания задолженностей и здравоохранения), средний уровень исполнения за период с 2002 по 2008 г. - 32% (наименьшее значение среди других сфер развития). Данный результат подтверждает стремление стран прилагать усилия для достижения количественных показателей ЦРТ, из которых измерение сферы образова-

3 Одним из ярких примеров успеха широкого секторного подхода и неудачного прямого бюджетирования является Руанда [22].

4 Доклады об исполнении обязательства странами - членами «Группы восьми» и «Группы двадцати» доступны на сайте Исследовательского центра «Группы восьми» Университета Торонто (Канада) (http://www. g8.utoronto.ca) и Института международных организаций и международного сотрудничества ГУ ВШЭ (http:// www.iori.hse.ru).

ния при экономическом балансе и распределении финансовых ресурсов остается наименее обеспеченной.

Как уже отмечалось, появление темы образования в приоритетах председательства в «Группе восьми» стало новым импульсом для расширения и углубления задач и инструментов решения проблем образования. Россия также внесла вклад в эти процессы. В рамках своего первого председательства в клубе развитых государств в 2006 г. в качестве одной из приоритетных тем была названа тема образования.

Также в Москве состоялась Встреча министров образования, которая до этого созывалась только в период председательства Японии в 2000 г. В Заключении председателя была зафиксирована готовность стран «Группы восьми» содействовать становлению инновационного общества за счет обеспечения надежных основ образования и подготовки и вложений в область исследований человеческих ресурсов и профессиональных знаний. Министры в очередной раз выразили приверженность улучшению всех аспектов качества образования [7].

Итогом саммита 2006 г. для образовательной сферы стало принятие декларации «Образование для инновационного общества в XXI в.» с признанием, что цели по ликвидации гендерного неравенства в системе начального и среднего образования не были достигнуты. Таким образом, страны вновь подтвердили приверженность целям содействия развитию, в том числе и в образовании, и обещали сосредоточить усилия на их достижении к 2015 г.

Говоря о России, трудно не отметить имеющийся опыт содействия развитию и оказания технической помощи развитию в сфере образования, накопленный за время существования СССР. Советские специалисты обучали граждан развивающихся стран рабочим и техническим профессиям не только в СССР, но и у них на родине, в процессе строительства промышленных, сельскохозяйственных и энергетических объектов, объектов транспортной инфраструктуры (железные дороги, автомагистрали, морские и речные пути) в Алжире, Афганистане, Бангладеш, Бирме, Гвинее, Египте, Индии, Ираке, Иране, Ливии, Мали, Непале, Нигерии, Пакистане, Сирии, Сомали, Турции, Уганде, Эфиопии и других странах. Помощь предоставлялась в форме широкого секторного подхода: оказывалось техническое содействие за счет советской техники и специалистов, а также кредитов. Отмечается [9, с. 228-229], что лишь за период 1957-1976 гг. удалось подготовить около 350 тыс. квалифици-

рованных рабочих и представителей среднего технического персонала. Советский Союз помогал развивающимся государствам в организации собственной системы обучения рабочих и кадров среднего технического персонала, или, как сейчас принято говорить, развивать способность к развитию (capacity building). Так, за период существования СССР при экономическом и техническом содействии были созданы средние специальные учебные заведения в 36 странах, а также центры профессионального и технического образования.

Современная Россия, может быть и не такими темпами как другие страны - члены «Группы восьми», но постепенно вносит свой вклад в содействие образованию для развития. Продолжая традиции СССР, Россия предоставляет стипендии для обучения иностранных студентов, число которых должно увеличиться до 10 тыс. человек5.

Россия стремится соответствовать современным требованиям и уделяет особое внимание качеству образования. Совместно со Всемирным банком правительство России реализует проект, направленный на повышение качества образования в странах с низким уровнем доходов (четыре страны Африки, две страны Центральной Азии и одна страна Юго-Восточной Азии) 6.

Для России содействие по сектору образования сегодня пока не является приоритетной сферой. Отчасти это связано с модернизацией и реформами образования, происходящими внутри страны, отчасти обусловлено геополитическими интересами, сосредоточенными в энергетической сфере, отчасти отсутствием национального агентства по координации оказания помощи содействия развитию, в том числе и по сектору образования. Поэтому стремиться делать так, как делают другие традиционные доноры, Россия не готова по объективным экономическим причинам и вследствие незавершенности внутренних реформ. Но в то же вре-

5 Выступление специального представителя МИД России по взаимодействию с Альянсом цивилизаций К.В. Шувалова на 3-м форуме Альянса цивилизаций, Рио-де-Жанейро, 28 мая 2010 г. // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. 01.06.2010. URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/458 DB10D6AF25B85C32577340055CCCF (дата обращения: 01.11.2010).

6 Российская программа содействия образованию в целях развития (READ). Программа действует с 2008 г. Подробнее см.: READ Annual Report 2009. URL: www.siter-esources.worldbank.org/EDUCATI0N/Resources/278200-12566662138WREAD_AnnualReport_2009_web.pdf (дата обращения: 01.11.2010).

мя Россия признает и ЦРТ, и обязательства по достижению равенства доступа в образовании, и сделала ставку не на масштабное, а на постепенное качественное оказание помощи в сотрудничестве с главным мировым «контролером расходуемых средств» - Всемирным банком.

Литература

1. Всемирная декларация об образовании для всех и рамки действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей // Всемирная конференция по образованию для всех. 5-9 марта 1990 г. Джомтьен (Таиланд). URL: http://www. un.org/russian/documen/declarat/jomtien.pdf (дата обращения: 01.11.2010).

2. Всеобщая декларация прав человека // ООН, 1948. URL: http://www.un.org/russian/documen/de-clarat/declhr.htm (дата обращения: 01.11.2010).

3. Гамбургская декларация об обучении взрослых // Пятая Международная конференция по образованию взрослых. 14-18 июля 1997 г. Гамбург (Германия). URL: http://www.un.org/russian/events/litera-cy/hamburg_decl.pdf (дата обращения: 01.11. 2010).

4. Горбунова Е.М., Ларионова М.В. Эволюция проблематики образования в контексте приоритетов и обязательств «Группы восьми» // Вестник международных организаций. 2006. № 3. URL: http://www. iori.hse.ru/g8/a_material/evolution_problem_G8.pdf (дата обращения: 01.11. 2010).

5. Декларация о ликвидации неграмотности в ходе Десятилетия развития ООН. 13-я Генеральная конференция ЮНЕСКО, 1964. URL: http://www.un.org/ russian/events/literacy/1964decl_educ.pdf (дата обращения: 01.11.2010).

6. Зайцев Ю.К., Ларионова М.В. Исполнение странами - членами «Группы восьми» обязательств по содействию развитию // Вестник международных организаций. 2009.№ 3. С. 124-168.

7. Ларионова М.В. Выполнение решений «Группы восьми» в сфере образования: роль международных организаций // Вестник международных организаций. 2006. № 6.

8. Медведев С.А., Томашов И.А. Знание и образование как глобальные общественные блага // Вестник международных организаций. 2009. № 2. С. 121-125.

9. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. М.: ЦСПиМ, 2010.

10. Салми Дж. Сценарии устойчивого финансирования высшего образования // Вестник международных организаций. 2010. № 1. URL: http://www. iori.hse.ru/publications/herald/material/1_10/Finan-cial_Stability.pdf (дата обращения: 01.11.2010).

11. Цель развития тысячелетия № 2: Обеспечение всеобщего начального образования // Информационный бюллетень ООН. Департамент общественной информации ООН - ДОИ/2650 В. Сентябрь 2010. URL: http://www.un.org/ru/mdg/pdf/fact_she-et_goal_2.pdf (дата обращения: 01.11.2010).

12. Цель развития тысячелетия № 3: Поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин // Информационный бюллетень ООН. Департамент общественной информации ООН - ДОИ/2650 В. Сентябрь 2010. URL: http://www.un.org/ru/mdg/pdf/fact_sheet_goal_3.pdf (дата обращения: 01.11.2010).

13. Clemens M.A., Kenny C.J., Moss T.J. The Trouble with the MDGs: Confronting Expectations of Aid and Development Success // World Development. 2007. Vol. 35. No. 5. Р. 735-751.

14. Cologne Charter "Aims and Ambitions for Lifelong Learning" // G8 Summit. Cologne. 1999 / UofT G8 Information Centre. URL: http://www.g8.utoronto. ca/summit/1999koln/charter.htm (дата обращения: 01.11.2010).

15. Dreher A., Nunnenkamp P., Thiele R. Does Aid for Education Educate Children? Evidence from Panel Data // The World Bank Economic Review. 2008. Vol. 22. No. 2. P. 291-314.

16. Fukuda-Parr S. Millennium Development Goals: Why They Matter // Global Governance. 2004. No. 10. P. 395-402.

17. Fukuda-Parr S. Reduction Inequality - The Missing MDG: A Content Review of PRSPs and Bilateral

Donor Policy Statements // IDS Bulletin. 2010. Vol. 41. No. 1. P. 26-35.

18. Heyneman S.P. Development Aid in Education: a Personal View // International Journal of Educational Development. 1999. No. 19. Р. 183-190.

19. Inside the DAC. A Guide to the OECD Development Assistance Committee 2009-2010. OECD, 2009. URL: http://www.oecd.org/dataoecd/43/32/40986871. pdf (дата обращения: 01.11.2010).

20. King K. Aid and Education in the Developng World: the Role of Donor Agencies in Educational Analysis. Essex: Longman, 1991.

21. Mundy K., Murphy L. Transnational Advocacy, Global Civil Society: Emerging Evidence from the Field of Education // Comparative Education Review. 2001. No. 45. P. 85-126.

22. Roberts J. Poverty Reduction Outcomes in Education and Health: Public Expenditure and Aid // ODI Working Paper 210. L.: Overseas Development Institute, 2003.

23. Rwanda: Country Assistance Plan. DFID, 2004.

24. Smith H. Ownership and Capacity: Do Current Donor Approaches Help or Hinder the Achievement of International and National Targets for Education? // International Journal of Educational Development. 2005. No. 25. P. 445-455.

25. Unterhalter E. Global Inequality, Capabilities, Social Justice: The Millennium Development Goal for Gender Equality in Education // International Journal of Educational Development. 2005. No. 25. Р. 111-122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.