УДК 379.85
ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗ ГРАНИЦ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ ОБУЧЕНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ
ЖИЗНИ
А .Г. Ширин
EDUCATION WITHOUT BORDERS: INTERNATIONAL SOURCES OF LIFELONG LEARNING
A.G.Shirin
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, alexander.shirin@novsu.ru
В статье описан образовательный туризм как форма организации образовательного процесса в условиях глобального и трансграничного образования, международных образовательных стандартов. Раскрыты сущность и специфика международного образовательного туризма, внешней академической мобильности. Представлен опыт межкультурной коммуникации в организациях, международные научно-образовательные проекты.
Ключевые слова: образовательный туризм, международный образовательный туризм, академическая мобильность, глобальное и трансграничное образование
The paper describes educational tourism as a form of educational process organization in the terms of global and trans-border education, international educational standards. It discloses the nature and specificity of the international educational tourism and external academic mobility. The experience of intercultural communication, international research and educational projects is shown. Keywords: educational tourism, international educational tourism, academic mobility, global and trans-border education
Непрерывное образование как важное социально-педагогическое явление опирается на определенные национальные и международные источники. К национальным источникам относятся: институты формального образования, альтернативные образовательные системы, другие социальные институты (семья, церковь, СМИ), неформальное и информальное образование. В обыденном сознании образование всегда ассоциируется с определенным институтом, будь то школа, колледж, вуз. Следовательно, система национальных институтов формального образования является основополагающим источником обучения человека в течение всей жизни.
Однако и эти институты переживают сегодня сложный период инновационных изменений, связанных как с демографическими процессами, так и но -выми вызовами современности. Наиболее радикальные изменения произошли в системе высшего образования. Во-первых, многие страны Восточной Европы столкнулись с серьезными демографическими проблемами, которые обусловили значительное сокращение числа абитуриентов. Во-вторых, в вузах прошли кардинальные структурные изменения, связанные с Болонским процессом. В -третьих, усилилась конкурентная борьба на рынке образовательных ус -луг, в различных странах мира стали появляться элитные университеты, повысилось значение различного рода рейтингов. В сфере высшего образования все чаще говорят о второй академической революции и так называемой третьей миссии вуза. Эта миссия
весьма разнопланова и включает различные аспекты: трансфер знаний, осуществление предпринимательской и экономической деятельности, активное участие вуза в социально-значимых проектах, имеющих большой общественный резонанс. Однако не следует забывать, что первоначально третья функция вузов ассоциировалась прежде всего с их новой задачей, сформулированной в ряде стран Западной Европы еще в 70-е годы прошлого столетия: создать систему непрерывного образования, позволяющую различным целевым группам населения удовлетворить свои образовательные запросы и потребности на различных этапах их жизнедеятельности. Это побудило универ-ситеты существенно расширить спектр оказываемых образовательных услуг и находить дополнительные источники доходов, как это произошло в вузах Гер -мании, Австрии, Венгрии и других стран Европы. В немецкоязычном пространстве в научный обиход вошел специальный термин «научное повышение квалификации», которым обозначают курсы повышения квалификации, проводимые университетами. В состав слушателей таких курсов во многих странах Европы все чаще входят пожилые люди. Для России это является сегодня недостаточно решенной проблемой. Иногда вузы не заинтересованы включать пожилых людей в систему непрерывного образования, поскольку это не приносит дополнительных доходов. В то же время, как показывает международный опыт, для пожилых людей такое обучение является не столько вопросом повышения профессиональной
квалификации, сколько фактором, способствующим поддержанию социальных контактов, активной коммуникации и самореализации. Хотя многие пожилые люди в России изъявляют желание совершенствовать и свою профессиональную компетенцию, поскольку, по данным Министерства экономического развития Российской Федерации, из 30 млн российских пенсионеров 8 млн пенсионеров работают и еще 5 млн готовы трудиться, но испытывают большие трудности при устройстве на работу.
Наряду с формальным образованием важным национальным источником обучения через всю жизнь становятся альтернативные образовательные системы, ориентирующиеся на потребности финансово-промышленных корпораций, заинтересованных в получении квалифицированных кадров, компетентных в непосредственной сфере деятельности компании. Организации крупного и среднего бизнеса строят собственную систему непрерывного фирменного профессионального образования. В педагогический дискурс все более активно входит понятие «корпоративное образование» как источник обучения в течение всей жизни. Наиболее распространенной формой такого обучения стали корпоративные университеты.
Однако в русле интеграционных и глобализа-ционных процессов, которые осуществляются во всем мире, наряду с национальными источниками непрерывного образования большое значение приобретают международные источники обучения через всю жизнь. К ним относятся: глобальное и трансграничное образование, международные образовательные организации и международные образовательные стандарты, внешняя мобильность и международный образовательный туризм, опыт межкультурной коммуникации в организациях, международные научно-образовательные проекты.
Глобальное образование — процесс обучения и воспитания, имеющий ярко выраженную поликультурную и интерсоциальную направленность, обра-щённый к ценностям мировой культуры. Можно выделить две модели глобального образования: когнитивную и деятельностно-коммуникативную. Первая модель связана с осознанием глобальных проблем человечества, формированием кросскультурной грамотности, формированием представлений о культурах различных стран и народов. Вторая модель предполагает деятельностное участие в межкультурной коммуникации, международных обменах, толерантное отношение к другим народам и культурам. Глобальное образование способствует формированию качественно новой мировой культуры эпохи постмодерна с характерной для нее открытостью и плюрализмом.
Второй разновидностью образования без границ является трансграничное образование. Применительно к вузам трансграничное образование предполагает обучение студентов в другой стране с последующим получением квалификации и дипломов в вузе, в который они поступали. Трансграничное образование может иметь и ограниченные временные рамки и осуществляться, например, в форме онлайн-лекций и онлайн-семинаров. Позитивный опыт такого инте-
рактивного общения был накоплен в процессе совместной проектной деятельности университетами-партнерами России, Украины и Беларуси. Достаточно часто трансграничное образование становится международным источником обучения человека в течение всей жизни. Оно позволяет экспортировать образовательные услуги в массовом масштабе с помощью современных технологий, в форме так называемого «открытого (виртуального) университета», осуществляющего дистанционное обучение.
Следует, однако, отметить, что для многих стран, включая Россию, сегодня весьма проблематичной является организация не только трансграничного образования, но и трансрегионального, так как в соответствии с действующими правовыми нормами требуется обязательное присутствие магистрантов в вузе, в котором они обучаются. Не менее проблематичной является и сама организация дистанционного обучения. Нередко оно является самоцелью и не обеспечивает необходимых социально-педагогических эффектов. Так, например, многие общеобразовательные и специальные образовательные учреждения разработали дистанционные курсы, которые предназначены прежде всего для детей, обучающихся по индивидуальному плану. Это, как правило, дети с ограниченными возможностями здоровья. Однако такие дети, как никто иной, нуждаются в живом общении с учителем, а у компьютера они и так проводят большую часть свободного времени.
Важным источником организации непрерывного образования являются международные образовательные стандарты. Противники глобализации считают мировые образовательные стандарты инструментом разрушения национальных систем образования или, по меньшей мере, инструментом их унификации и лишения культурно-исторического своеобразия. По нашему мнению, международные образовательные стандарты ни в коей мере не заменяют национальные стандарты. Если национальные стандарты отражают совокупность конкретных требований, предъявляемых в различных странах к уровню подготовки выпускников, то международные образовательные стандарты отражают мировые тенденции развития образования и, избегая конкретизации и детализации, задают вектор развития непрерывного образования. В основе современных образовательных стандартов лежит компетентностный подход и ориентация на конечный результат. Примером международного образовательного стандарта может служить Европейская квалификационная рамка непрерывного образования (БрЯ), которая позволяет сделать сопоставимыми компетенции, приобретенные в университетах различных стран [1]. Вместе с тем, следует отметить, что усилия европейских стран по взаимному признанию учебных достижений студентов сегодня наталкиваются на значительные бюрократические препоны. Так, например, несмотря на то, что многие университеты России и Германии имеют позитивный опыт реализации программ «двойной диплом», до сих пор отсутствует необходимая нормативно-правовая база для выдачи в России немецким участникам программы дипломов о высшем образовании государст-
венного образца. Российские вузы получают ограниченный список немецких университетов, дипломы которых безоговорочно признаются. В данный список входят всего лишь 13 вузов Германии. Однако если программы «двойной диплом», несмотря на все трудности, стали уже реальностью, то программа «двойная диссертация» может рассматриваться лишь как очень отдаленная перспектива из-за жесткой централизации процедуры присвоения ученых степеней в большинстве восточно-европейских стран. Так, например, если в западном вузе присвоение ученой степени часто является прерогативой факультета, на котором выполнялась докторская диссертация, то в университетах стран Восточной Европы даже решение специализированного диссертационного совета о присуждении ученой степени является недостаточным, поскольку такое решение в обязательном порядке должно быть утверждено Высшими аттестационными комиссиями.
Интернационализация высшего образования создает широкие возможности для расширения академической мобильности преподавателей и студентов, которая является одним из важных показателей качества работы вуза и международным источником обучения через всю жизнь. В настоящее время академическая мобильность во всем мире неуклонно растет: если в 1975 г. за рубежом обучалось 800 000 европейских студентов, то сейчас их количество приближается к 4 миллионам, а к 2020 г. их численность достигнет, по данным ЮНЕСКО, 7 млн человек [2]. Растёт количество иностранных студентов и в вузах России. В 2014 г. удельный вес иностранных студентов в государственных вузах страны должен превысить 2%. Необходимо отметить, что процент иностранных студентов к общему числу обучающихся в НовГУ значительно превышает среднестатистический российский показатель. Так, в Новгородском государственном университете сейчас обучается 490 иностранных студентов из 44 стран мира по 38 направлениям и специальностям. К 2011/12 учебному году число иностранных студентов выросло в 1,6 раза и составило 8% от числа студентов дневного обучения.
Внешнюю академическую мобильность часто рассматривают как вид международного образовательного туризма, выступающего в качестве важного международного источника обучения в течение всей жизни. Международный образовательный туризм можно трактовать как вид туризма, охватывающий различные виды обучения и просвещения, которые осуществляются вне постоянного места жительства, как правило, в форме туристических поездок в зарубежные страны на период от 24 часов до 6 месяцев без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от различных источников в стране (месте) временного пребывания.
По мнению специалистов, в последние десятилетия, когда элитарный туризм сменился массовым, многие потребители туристических услуг, выбирая между обычным отдыхом и образовательными программами за рубежом, отдают предпочтение обучению, возможности скомбинировать зарубежную по-
ездку с образованием, причем цели таких туров могут быть различными [3]. Они во многом зависят от индивидуальных особенностей потребителя: возраста, принадлежности к той или иной социальной группе, профессиональной квалификации и др. Наиболее распространенными целями образовательного туризма являются: краткосрочное профессиональное обучение или повышение квалификации; краткосрочное классическое обучение в школах и вузах зарубежных стран; обучающие языковые и спортивные туры.
То, что образовательный туризм является не только источником, но и формой образования в течение всей жизни, подтверждает тот факт, что участниками туристических поездок с образовательными целями являются не только школьники и студенты, но и дошкольники, люди среднего и преклонного возраста, лица с ограниченными возможностями и специальными потребностями. Следует отметить, что, помимо чисто учебных целей, образовательный туризм позволяет также смягчить вступление человека в «третий возраст» и сделать жизнь пожилых людей в современном обществе более насыщенной и интересной [4]. Не меньшее значение образовательный туризм приобретает и для социально незащищенных слоев населения, способствуя их приобщению к окружающей социокультурной среде. В этом плане общественную и личностную значимость имеют образовательные туры, специально организуемые в различных странах мира для детей-инвалидов [5]. Ожидается, что спрос на образовательные туры в России будет расти на 30% в год. Следует отметить, что общий рост уровня доходов населения и гибкие схемы кредитов, которые разрабатывают банки, делают более доступными не только краткосрочные курсы, но также высшее и постдипломное образование за рубежом.
Ярким примером современного образовательного туризма была Неделя России, организованная Новгородским государственным университетом совместно с университетом г. Хильдесхайм. Особенностью Недели стали занятия, проводимые совместно немецкими и российскими преподавателями для студентов двух университетов. Следует отметить интересные дискуссии, которые проходили на занятиях по истории, политологии, межкультурным коммуникациям и педагогике. Живой интерес вызвали мастер-классы, на которых студенты под руководством преподавателей создавали портреты участников Недели. Продукты совместного творчества были представлены вниманию участников Недели во время заключительного дня. Высокую оценку участников Недели получила выставка творческих работ, подготовленная студентами и преподавателями НовГУ, а также заключительный концерт, в котором выступили студенты-музыканты из Великого Новгорода и Хильдесхайма.
Следовательно, образовательный туризм можно рассматривать как форму организации образовательного процесса, осуществляемого за рамками основного образовательного учреждения и направленного на удовлетворение базовых потребностей личности. К позитивным социально-педагогическим эффектам образовательного туризма следует отнести и то, что образовательный туризм вовлекает в обучение
людей разных возрастных и социальных категорий, включая как дошкольников, так и пенсионеров, актуален на всех ступенях образования и на протяже -нии всей жизни, т.е. является одним из видов непре-рывного образования.
1. Болонский процесс: европейские и национальные структуры квалификаций / Под науч. ред. В.И.Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. С.76, 94.
2. ЮНЕСКО: онлайн-карта данных международной студен -ческой мобильности [Электронный ресурс]. URL: http://education-events.ru/2014/05/16/uis-unesco-international-student-flow/ (дата обращения 20.05.2014).
3. Данилова, Л .С. Оценка развития рынка образовательного туризма // Известия ИГЭА. 2010. № 3 (71), C.85.
4. Погодина В.Л. Традиции и инновации в образовательном туризме // Известия РГПУ имени А.И.Герцена. 2009. № 110. С.59.
5. Певзнер М.Н., Петряков П.А., Николаева А.Н От образо-вательного менеджмента к менеджменту образовательно -го туризма: экономический и педагогический аспекты // Вестник Новгородского государственного университета. 2011. №>64. С.59-62.
References
1. Baydenko V.I. (ed.). Bolonskiy prozess: evropeiskie i national'nye struktury kvalifikaziy [The Bologna process: European and national qualifications frameworks]. Moscow, Issledovatel'skiy centr problem kachestva podgotovki specialistov Publ., 2009, p. 76, 94.
2. UNESKO: online-karta dannykh mezhdunarodnoy studencheskoy mobil'nosti [UNESCO interactive map on global student mobility]. Available at: http://education-events.ru/2014/05/16/uis-unesco-international-student-flow/ (accessed 20.05.2014).
3. Danilova L.S. Ocenka razvitija rynka obrazovatel'nogo turizma [Assessment of educational tourism market development]. Izvestija of Irkutsk state economic academy, 2010, no. 3 (71), p. 85.
4. Pogodina V.L. Tradicii i innovacii v obrazovatel'nom turizme [Traditions and innovations in educational tourism]. Izvestia: Herzen university journal of humanities and sciences, 2009, no. 110, pp. 54-63.
5. Pevzner M.N., Petryakov P.A., Nikolaeva A.N. Ot obrazovatel'nogo menedzhmenta k menedzhmenty obrazovatel'nogo turizma: ekonomicheskiy i pedagogicheskiyaspekty [From educational management to the management of educational tourism: economic and pedagogical aspects]. Vestnik of NovSU, 2011, no. 64, pp. 59-62.