Научная статья на тему 'Образный мир есенинской лирики в творчестве О. Проститова'

Образный мир есенинской лирики в творчестве О. Проститова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
352
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСЕНИНСКАЯ ЛИРИКА / ТВОРЧЕСТВО / КОМПОЗИТОР / ВОКАЛЬНЫЙ ЦИКЛ / ЖАНР / ВРЕМЕН ГОДА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Козулина Светлана Юрьевна

Анализ поэтического и музыкального текста в вокальном цикле композитора Олега Проститова на стихи С. Есенина позволяет высказать соображение о наличии в произведении философской идеи «времен года» как олицетворения круговорота времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образный мир есенинской лирики в творчестве О. Проститова»

"Культурная жизнь Юга России" 142 ;

№ 4 (63), 2016

3. Амиров Ф. Музыкальные размышления. Баку, 1971.

4. Магомаев М. Азербайджанские тюркские песни. В., 1927. 100 с. (азерб. яз.).

5. Гаджибеков У. Избранные произведения. Т. 2. Баку, 2005. 456 с. (азерб. яз.).

6. Мамедов В. Музыкальный мир Физули. Баку, 1977 (азерб. яз.).

7. Касумова С., Багиров Н. Азербайджанская советская музыкальная литература. Баку, 1984 (азерб. яз.).

References

1. Hajibekov U. From "Leyli and Majnun" to "Koroglu" // Selected works. Vol. 2. Baku, 2005, p. 395-399 (azerb. lang.).

2. Gafarova Z. Ramiz Mustafayev. Baku, 2009 (azerb. lang.).

3. Amirov F. Muzikalnye razmyshleniya [Musical thoughts]. Baku, 1971.

4. Magomayev M. Azerbaidzhanskie tyurkskie pesni [Azerbaijani Turkish songs]. В., 1927. 100 p. (azerb. lang.).

5. Gadzhibekov U. Izbrannye proizvedeniya [Selected works]. Vol. 2. Baku, 2005. 456 p. (azerb. lang.).

6. Mamedov V. Muzykal'nyi mir Fizuli [Music world Fizuli]. Baku, 1977 (azerb. lang.)

7. Gasimov S., Bagirov N. Azerbaidzhanskaya sovetskaya muzykal'naya literatura Azerbaijan Soviet musical literature. Baku: Maarif, 1984 (azerb. lang.).

УДК 78.072.2 С.Ю. КОЗУЛИНА

ОБРАЗНЫЙ МИР ЕСЕНИНСКОЙ ЛИРИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ О. ПРОСТИТОВА

Козулина Светлана Юрьевна, аспирант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, 40 лет Победы, 33), sveta-kozylina@mail.ru

Аннотация. Анализ поэтического и музыкального текста в вокальном цикле композитора Олега Проститова на стихи С. Есенина позволяет высказать соображение о наличии в произведении философской идеи «времен года» как олицетворения круговорота времени.

Ключевые слова: есенинская лирика, творчество, композитор, вокальный цикл, жанр, времена года.

UDC 78.072.2 S.YU. KOZULINA

IMAGINATIVE WORLD YESENIN'S POETRY IN THE WORKS OF O. PROSTITOV

Kozulina Svetlana Yuryevna, post-graduate student of Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), sveta-kozylina@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the works of contemporary composer Oleg Leonidovich Prostitov, in particular his vocal cycle on verses S.S. Esenin. The analysis of poetic and musical text allowed to make observations about the presence in the product of the philosophical idea of «seasons» as the personification of the cycle time.

Keywords: Esenin poetry, art, composer, song cycle genre, seasons.

Есенинская лирика охвачена глубоким чувством любви к родной природе, именно природа является для поэта источником вдохновения. Любовная лирика Есенина раскрывает личные переживания и сожаления поэта, грусть, тоску, печаль. Сближаясь с темой любви, тема Родины проходит красной нитью через весь образный мир поэта.

№ 4 (63), 2016

"Культурная жизнь региона' ^^

Как отмечают многие литературоведы, Есенин часто использует символику образов. Наиболее значимыми для него являются мотивы родной природы, воплощенные в художественных образах березы, клена, черемухи. Кроме того, особый смысл в его творчестве занимает цветовая символика [1]. Любимые цвета поэта - синий и голубой - способствуют созданию атмосферы светлой радости бытия («синь, упавшая в реку», «вечером синим, вечером лунным» и др.) и как бы вбирают в себя ощущение необъятности просторов России1.

Особенно хочется выделить, что благодаря тонкой музыкальности и художественной образности поэзии С. Есенина на его стихи написано около двухсот произведений различных композиторов ХХ и XXI вв. (Я. Солодухо, Т. Хренникова, Г. Свиридова, М. Гнесина, В. Рыбальченко, Н. Пейко, В. Веселова, Р. Бунина, Р. Бойко, А. Флярковского и др.). Как правило, композиторов привлекает образная сфера природы - зарисовки пейзажей, любование окружающей природой, любовь ко всему живому.

На наш взгляд, значение образов родной природы в творчестве Есенина наполнено особым философским смыслом и имеет отношение к мифопоэтической концепции «времен года».

В историческом контексте в творчестве композиторов подход к теме «времен года» эволюционирует в тесной взаимосвязи с философией, литературой и эстетикой, которые оказывают определенное влияние как на замысел, так и на художественные задачи воплощения темы. Такое воплощение отчетливо прослеживается в скрипичных концертах «Времена года» А. Вивальди (1723), оратории «Времена года» Й. Гайдна (1801), фортепианном цикле «Времена года» П.И. Чайковского (1876), одноактном балете «Времена года» А.К. Глазунова (1900), цикле «Времена года» для бандонеона и ансамбля в Буэнос-Айресе» А. Пьяццоллы (1965-1970) и др. Следует отметить, что пример трактовки родной природы в четырех ипостасях «времен года» можно найти в творчестве В. Гаврилина (цикл песен «Времена года», «Осень» на слова С.С. Есенина).

На наш взгляд, именно в таком ключе есенинская лирика находит свое отражение в творчестве О.Л. Проститова - современного композитора, выпускника Ленинградской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова (класс профессора Александра Мнацаканяна, который, в свою очередь, был учеником Д.Д. Шостаковича), заслуженного деятеля искусств РФ, члена союза композиторов РФ, профессора Краснодарского государственного института культуры, талантливого педагога, общественного деятеля.

Вокальный цикл О. Л. Проститова на стихи С. Есенина для баритона в сопровождении фортепиано был написан в Ленинграде в 1977 году. Олег Леонидович избирает пять стихотворений С.С. Есенина: 1. «Троицыно утро» (1914), 2. «Спите, любимые братья» (1918), 3. «Слышишь - мчатся сани» (1925), 4. «Голубая кофта» (1925), 5. «Вечером синим» (1925). Структура музыкального произведения предполагает наличие четкого деления на номера. В цикле, помимо личного трагического восприятия жизни, на более обобщенном уровне раскрывается идея «времен года» (Лето - Осень - Зима - Весна) как показатель еди-нораздельности (термин А.Ф. Лосева [2]) изменяемого и неизменного, бесконечности и конца времени - пространства.

Первый номер цикла «Троицыно утро» рисует картину праздника - начало лета. Однако образная сфера данного стихотворения неоднозначна: на фоне картины празднества поэт раскрывает внутренний мир героя, полный трагизма. Следует отметить, что в кульминации третьей строфы привлекает внимание скачок на большую септиму (^е) с задержанием к ноте (т. 24). Эта яркая запоминающаяся интонация ассоциируется с вокальными традициями русского романса, однако композитор дает свое индивидуальное прочтение: вместо секстовости акцентируется более широкий, диссонирующий интервал, обладающий особой эмоциональной окраской.

1 См. работы Л. Вельской, О.Е. Вороновой, М. Никё (Франция), Г. Маквея и Д. Дэвис (оба Англия), Л. Кошута (Германия), и др.

"Культурная жизнь Юга России" 144 -

Л- 4 (63), 2016

Второй номер «Спите, любимые братья», с учетом времени описанных в нем событий, ассоциируется с осенью.

В данном номере весьма примечательна работа композитора с поэтическим текстом в плане раскрытия эмоциональной образной сферы. Так, например, обращение к павшим героям в поэтическом тексте встречается трижды. Благодаря мастерству композитора каждый раз это обращение приобретает совершенно иную эмоциональную окраску.

Третий номер «Слышишь - мчатся сани» олицетворяет образную сферу русской зимы. В поэтическом тексте представлена энергичная, действенная и экспрессивная образная картина. Композитор максимально ярко передал звукоизобразительные моменты, связанные с образом пути-дороги, колокольности, не только с помощью особых средств музыкальной выразительности, но и при помощи графического рисунка мелодической линии.

Четвертый номер цикла «Голубая кофта. Синие глаза» может рассматриваться в качестве авторского отступления. Композитор как бы продлевает эмоциональную сферу зимы посредством драматизации музыкальной речи, повышения уровня экспрессии средств музыкальной выразительности. Отметим, что данный номер цикла в аспекте формообразования репрезентирует точку золотого сечения.

Пятый номер «Вечером синим, вечером лунным» ассоциируется с наступлением Весны. Данная идея основана не только на существующих в поэтическом тексте прямых указаний на определенное время, но и в большей степени на характере внутренних переживаний лирического героя. В номере присутствуют две образные сферы, связанные с феноменом колокольности и жанром баркаролы. Феномен колокольности проходит красной нитью через весь цикл, являясь как бы связующим началом всего произведения. Мифологема звона [3] находит претворение на уровне средств музыкальной выразительности композитора: перезвон - №1. «Троицыно утро», молитва - №2. «Спите, любимые братья», бубенчик - №3. «Слышишь - мчатся сани». Феномен колокольного звона находит свое отражение на различных уровнях художественного целого: жанровом, фактурном, графическом и ритмическом. Композитор, благодаря своему мастерству и тонкой интуиции, во всей полноте раскрывает различные грани названных тем и образов и дает им свою собственную трактовку - вечное движение времен года.

Таким образом, средства музыкальной выразительности формируют характерную черту, присущую русской музыке в целом, отражающую идею соборности и духовности. На первый взгляд, возникает противоречие между отмеченными образными сферами (лирической и драматической). Однако удивительным образом их может объединять концепция циклического времени-пространства. Времена года, избранные нами в качестве мифопоэтической концепции прочтения данного сочинения, также являются «проводником» в постижении глубины творческого замысла О.Л. Проститова.

Данный подход, на наш взгляд, можно применить при рассмотрении творчества Г.В. Свиридова. Как отмечает Д.В. Фришман, «Он первый из музыкантов, кто показал Есенина как национального художника огромных масштабов, одного из крупнейших русских поэтов революционной эпохи» [4, 20]. Вокальный цикл Г.В. Свиридова «У меня отец -крестьянин» написан в 1956 году. В данном произведении композитор воссоздает атмосферу народной жизни прошлого с яркими красками родной природы («Березка», «Вечером», «В сердце светит Русь»). Здесь и метут зимние вьюги, и расцветает нежная весна, и обжигает жаркими лучами летнее солнце. Так отразился почти весь круговорот времен года [5].

Вокальный цикл О.Л. Проститова для баритона в сопровождении фортепиано на стихи С. С. Есенина несет в себе черты индивидуальности автора и пронизан искренним и неподдельным чувством. Остро реагирующий на все происходящее вокруг, О.Л. Проститов в своем творчестве выступает как романтик и поэт, влюбленный в жизнь во всем многообразии ее проявлений.

Таким образом, музыкально-изобразительная трактовка темы времен года находит свое отражение в многочисленных произведениях крупнейших композиторов разных эпох и стилевых направлений, что дает возможность проследить ее реализацию в разнообраз-

№ 4 (63), 2016

"Культурная жизнь региона" ^

ных стилистических замыслах и одновременно индивидуальных художественных решениях.

В заключение следует отметить, что О.Л. Проститов в своем творчестве продолжает традицию воплощения философской темы-идеи цикличности времени, привнося в нее свое собственное видение.

Литература

1. Вельская Л.Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство Сергея Есенина. М., 1990.

2. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. 588 с.

3. Толстая С.М. Семантические категории языка культуры: Очерки по славянской этнолингвистике. М., 2010. 368 с.

4. Фришман Д.В. Георгий Свиридов. Сборник статей М., 1971.

5. Проститов О.Л. Рукопись. Вокальный цикл для баритона в сопровождении фортепиано на стихи С. Есенина. Л., 1977.

References

1. Velskaya L.L. Pesennoye slovo: Poeticheskoye masterstvo Sergeya Esenina [The lyrics: Poetic skill of Sergei Yesenin]. Moskow, 1990.

2. Losev A.F. Filosofiya. Mifologiya. Kultura [Philosophy. Mythology. Culture]. Moskow, 1991. 588 p.

3. Tolstaya S.M. Semanticheskiye kategorii yazyka kultury: Ocherki po slavyanskoy etnolingvistike [Semantic search language of culture: Essays on slavonic ethnolinguistics]. Moskow, 2010. 368 p.

4. Frishman D.V. Georgiy Sviridov [Georgy Sviridov]. Sbornik statey. Moskow, 1971.

5. Prostitov O.L. Rukopis. Vokalnyy tsikl dlya baritona v soprovozhdenii fortepiano na stikhi S.S. Esenina [Manuscript. Vocal cycle for baritone and piano to poems by Sergey Yesenin]. Leningrad. 1977.

УДК 168.522 С.А. МОРОЗОВ

КУЛЬТУРНЫЕ ИНДУСТРИИ VS КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ

Морозов Сергей Александрович, доктор философских наук, профессор Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, 40 лет Победы, 33), morozovsakras@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема соотношения концептуальных понятий творческих (культурных) и креативных индустрий в рамках культурологического подхода на основе соотнесения этих феноменов современной культуры с уровнем развития современного российского общества и опыта реализации региональных культурных проектов по развитию современных культурных форм. Ключевые слова: творчество, творческий процесс, креатив, креативная деятельность, культурные (творческие) индустрии, креативные индустрии.

UDC 168.522 S.A. MOROZOV

CULTURAL INDUSTRY VS CREATIVE INDUSTRY

Morozov Sergej Aleksandrovich, Full PhD (philosoph.), Full professor of Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), morozovsakras@yandex.ru

Abstract. The article discusses the problem of the relation of the conceptual notions of creative (cultural) and creative industries within the framework of cultural approach based on the correlation of these

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.