Традиционные художественные промыслы - великолепие художественного наследия России. Есть ли будущее?
Традиционные художественные промыслы - неотъемлемая часть духовной и художественной культуры России, произведения которых воплощают «культурный код» страны - специфику мировоззрения конкретного этноса; нравственные идеалы; традиционные ценности, обуславливающие сохранение национальной идентичности и самоидентификацию молодого поколения в условиях вызовов времени.
Традиции основных регионально-исторических центров художественных промыслов России формируются в XVIII - XIX вв., и, пережив сложный период 1920-х гг., активно развиваются в XX в. при поддержке и участии сотрудников Научно-исследовательского института художественной промышленности (Москва), региональных музеев.
В 1990-е гг. многие из предприятий традиционных художественных промыслов были приватизированы или вовсе закрыты; ликвидирован Научно-исследовательский институт художественной промышленности; нарушена система преемственности подготовки профессиональных кадров для производств.
Создание в 2003 г. ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)» - единственного в России высшего учебного заведения, реализующего систему непрерывного профессионального образования (среднее профессиональное образование - бакалавриат - магистратура / специалитет - подготовка научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре) по конкретным 22 видам традиционного прикладного искусства - стало важным шагом на пути сохранения, возрождения и развития традиционных художественных промыслов в условиях современности.
Научно-исследовательская, художественно-творческая и
образовательная деятельность Академии и ее филиалов - институтов, расположенных в центрах традиционных художественных промыслов, доказывает, что у национального искусства России есть настоящее и будущее.
Настоящая серия статей в рубрике «Традиционные художественные промыслы - великолепие художественного наследия России. Есть ли будущее?» призвана дать читателям объективное представление о современном состоянии и перспективах развития традиционных художественных промыслов в наши дни, рассказать о миссии Высшей школы народных искусств (академии) и роли ее преподавателей и студентов в сложном процессе преумножения великолепия художественного наследия России.