Научная статья на тему 'Образное мышление в сфере туризма'

Образное мышление в сфере туризма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
543
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МИРА / СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ / ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ / VISUAL THINKING / WORLD IMAGE / SUBJECT OF PERCEPTION / SENSE PERCEPTION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Белова Зоя Степановна

Раскрывается суть образного мышления в процессе осуществления человеком познавательной туристской поездки. Дано определение субъективного образа в процессе познания мира, при этом объект восприятия задан через представление, в контексте которого субъект воспринимает ту картину мира, которую он считает безусловно истинной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence of visual thinking in the process of a person's making an informative tourist trip is revealed. A definition of a "subjective image in the process of world perception" is presented. Furthermore a percep­tion object is indicated through a conception where a subject perceives the world view that he or she consid­ers absolutely true.

Текст научной работы на тему «Образное мышление в сфере туризма»

ТУРИЗМ

УДК 165

| ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

I Белова Зоя Степановна, доктор философских наук, профессор,

ФГБОУ ВПО «<Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The essence of visual thinking in the process of a person's making an informative tourist trip is revealed. A definition of a "subjective image in the process of world perception" is presented. Furthermore a perception object is indicated through a conception where a subject perceives the world view that he or she considers absolutely true.

Раскрывается суть образного мышления в процессе осуществления человеком познавательной туристской поездки. Дано определение субъективного образа в процессе познания мира, при этом объект восприятия задан через представление, в контексте которого субъект воспринимает ту картину мира, которую он считает безусловно истинной.

Keywords: visual thinking, world image, subject of perception, sense perception

Ключевые слова: образное мышление, представление мира, субъект познания, чувственное познание

Многие с малых лет любят книги с картинками, потому что иллюстрации значительно дополняют ту информацию, которую получает человек, читая текст книги. Туристу, желающему познакомиться с историей и культурой других народов и стран, свойственно представление мира в ярких образах, он ждет незабываемых впечатлений от увиденного, услышанного. Творческая сторона деятельности турфирм и гостиниц как раз состоит в том, чтобы создать у гостей яркие образы с помощью интересных рассказов экскурсоводов об исторических памятниках культуры, уникальных природных явлениях, своеобразном географическом положении тех или иных городов.

Образное представление и мышление значительно расширяет область знания, усиливает желание увидеть, познать увиденное. А чтобы узнать что-то, нужно непременно знать его сущность, то есть уметь объяснить, чем является данная вещь, сделать объект личного знания субъектом суждения. Для многих даже не сущность вещей важна, а ее познавательный аспект, то есть вещь как некое субъективное чувство (чувство-в-чувстве). Туристу, безусловно, присущ познавательный мотив: с древнейших времен множество людей отправлялись в другие страны с целью познания культуры других народов, установления торговых,

дипломатических отношений. Но не только познание является сущностью туризма, познание — это лишь одна из его функций.

Рассматривая культурно-исторические памятники, турист пытается понять сущность увиденного, сохранить уникальный образ. При этом он не просто познает те или иные объекты исторического памятника, явления природы, а прежде всего, стремится к их образному осмыслению, оценке, интерпретации. Процесс отражения реальной действительности носит в этом случае не пассивный, а активный характер. Многие туристы стремятся взаимодействовать с объектом познания, выделяя в нем яркие признаки и отличительные черты, пытаются выявить скрытые закономерности в развитии тех или иных явлений, понять их внутреннюю суть, дать им свою оценку, наконец, поделиться полученной информацией с друзьями и близкими.

Экскурсоводы и гиды, рассказывая, например, об архитектуре готики, барокко, модерн, стремятся не к простому описанию и соотношению с реальной картиной мира, а прежде всего, пытаются выразить в ярком, образном рассказе свое субъективное отношение. Если под объективным образом мы понимаем все то, что имеется непосредственно в реальной действительности, то субъективное — это пережи-

вания и размышления рассказчика, его отношение к этим культурным памятникам, оценка их и особое видение.

Любой художественный образ представляет собой не только отражение определенных памятников, знаний, но, в известном смысле, своеобразный фрагмент мировоззрения экскурсовода, играющего роль художника в словесном выражении. За каждым конкретным художественным образом стоит его творец.

Яркость и субъективность образов — показатель самобытности и оригинальности рассказа экскурсовода. Анализ их рассказов позволяет проследить те изменения, которым подвергались те или иные предметы действительности в их сознании. В процессе яркого, образного отображения реального мира значима не только этико-эстетическая оценка тех или иных историко-культурных памятников, но и их чувственно-образное постижение. По мнению С.Л. Рубинштейна, каждый человек имеет своеобразную эмоционально-образную базу чувств, с помощью которых он воспринимает этот мир [1, с. 243].

Эмоционально глубоко окрашенные впечатления и чувства стимулируют воображение, способны вызвать адекватные реакции на предмет отображения. Этим предметом отображения для туристов могут быть редкие исторические памятники, самобытная культура других народов, богатейшие истории городов. Хотя, как отмечал А.Н. Леонтьев, чувства познающего субъекта сами по себе не несут дополнительную информацию о внешнем мире, о связях и отношениях предметов, о тех условиях, в которых приходится действовать субъекту [2, с. 164].

Тем не менее, эмоции проявляют отношение человека к отображаемому миру. При эмоционально-образном постижении мира проявляются разные чувства, переживания и состояния. Поэтому эмоционально-образный рассказ экскурсовода позволяет выразить сопричастность и личностное отношение к отображаемым историческим фактам и памятникам, наделить яркие образы всей гаммой человеческих чувств. При этом мысленный образ не является фотокопией отображаемого объекта, в нем четко проявляется субъективное отношение рассказчика к предмету, но этот яркий образ обладает эстетической ценностью для туристов.

Чувственное познание в основном представляет объект познания туристов (памят-

ники, города, уникальные явления природы) в наглядно-образной форме в виде ощущения, восприятия при непосредственном контакте с предметами. Но представление — это в некоторой степени обобщенный отвлеченный образ предмета. Мы можем сидя у себя в кабинете, представлять теплое, чистое море, пляж или костер в лесу. Как писал А. Г. Спиркин, костер, представленный нами, не греет, камень ничего не весит. Еще Аристотель заметил, что познание начинается с удивления. Для туриста открытие удивительного всегда является ярким событием и стимулом в поездках. Самое лучшее, что туристы могут не раз переживать такую таинственность в поездке. Их неудержимо влекут чарующая красота многих регионов Земли, редкостные исторические памятники, щедрые и добрые люди. Чувственные в эстетическом смысле люди — туристы — видят красивые, гармоничные образы везде, где есть возможность. Именно изобилие красоты в мире вызвало развитие туризма, люди путешествуют в целях познания природы разных регионов, истории и культуры других народов.

Экскурсоводы в процессе рассказа стремятся создать образы реального мира, творчески преобразуя действительность. При этом они пользуются методом образного воспроизведения объектов и явлений реальной действительности, ориентируясь на их эстетическую оценку. Они не только пытаются воспроизвести реалии окружающего мира, а стремятся все осмыслить, оценить, сопоставить исходя из своего жизненного опыта, социальной ориентации, мысленных навыков. Поэтому рассказ экскурсовода — это целое устное художественное произведение, имеет этико-эстетическую ценность. Значение и ценность предметов туристы видят еще до того, как узнают, что с собой представляет этот предмет, а это вызывает у них различные интересы: практический, экономический, а возможно, религиозный или суеверный. Человеку не дано постичь значимую форму из ничего, но он может обнаруживать ее и создавать нечто образное.

Экскурсовод при подготовке к экскурсии изучает материал об интересных исторических событиях, самых значительных фактах, свой рассказ дополняет яркими образами, выражая свою аксиологическую позицию в отношении определенных событий. При этом он интерпретирует различные признаки событий с точки зрения собственных пристрастий.

По словам М.М. Бахтина, все ценности нашей жизни являются в какой-то степени эстетическим объектом. Поэтому каждый автор старается эти ценности преподнести в связи со своим взглядом, миропониманием, жизненным опытом, в движении тела показать пространственные ценности, в состоянии души — временные ценности, а через смысл раскрыть единство тела и души [3, с. 364].

Это способствует развитию образного мышления, что необходимо в процессе познания сложного мира. При этом цели и задачи познания соотносятся с мировоззрением, убеждениями, опытом. Известно, что необходимым звеном в процессе познания является представление, которое интегрирует значение понятий с визуальным образом предметов, при этом сознание может оперировать мысленными образами свободно, каждый раз в сознании человека своеобразно моделируя реальность. Представление является отвлеченным образом, оно дано только самому субъекту, понятно и известно человеку только изнутри — интроспективно. Таким образом, познавая этот мир, каждый из нас имеет дело не столько с самой реальностью, сколько с ее мысленными образами. Человек свободно оперирует ими в сознании, представляя разные модели мира, так как мысленные образы в самонаблюдении являются другой формой реальности [4, с. 3].

В художественном образе реальная жизнь предстает не сама по себе, не просто как предмет ценности в творческом синтезе с определенным отношением человека к ней, как специфически художественная разновидность. Ведь культурное сознание формируется и под влиянием внешней среды, общества, практической деятельности.

Суть объективации субъективного в восприятии человека заключается именно в том, что изображение, сформировавшееся в ответ на внешнее воздействие, устанавливает внутренние связи с многомерной действительностью. В психологии выделяют различные классы психических образов. К первым из них относятся архетипы. По мнению К. Г. Юнга, в сознании каждого человека имеются архетипы, изначальные образы, унаследованные от пращуров способности человека к представлениям [5, с. 49]. К подобным архетипам можно отнести мифы, легенды, а также различные иррациональные представления и понятия, например, идеи о существовании Бога. Можно

привести массу примеров, когда те или иные архетипы становятся прообразами художественных произведений.

Активное влияние на формирование психических образов человека оказывают процессы отражения. Например, на основе чувственного отражения действительности возникают различные психические образы, которые выступают в качестве своеобразного психологического инструмента контакта индивидуальной психики с многомерной реальностью. Психические образы появляются в процессе ощущения, представления, воспоминания, фантазии, сновидения и т. д. Каждый образ есть результат синтеза, специфических черт различного рода представлений, эмоций, идей, чувств, является продуктом чувственного отражения действительности. Психические образы отличаются целостностью, предметностью и наглядностью.

Характерной особенностью психических образов, возникших в сознании туриста при его взаимодействии с реальным миром, является то, что обычно человек не противопоставляет их внешней реальности. «Эти образы, — отмечает А.Л. Андреев, — выполняют функцию «представления, осмысления, и такой материал в подавляющем большинстве случаев субъективно выступает как «сама реальность» [6, с. 64].

Например, нередко читатель отождествляет себя с образом героя произведения, особенно если перевоплощение касается детей дошкольного возраста. Перед читателем раскрывается сцена существующего вне и независимо от его сознания. Реальность, которую он переживает, есть не что иное, как продукт его собственного воображения. Нет ничего удивительного в том, что читатель переживает эти образы как чуждые его личности события, как если бы они происходили независимо от него и вне его сознания, т. е. объективно. Излагая свою концепцию о бессознательном, Фихте отмечал: «Собственный продукт может казаться чужим только при сознательно творческой деятельности Я. Только продукты такой деятельности кажутся внешними объектами и не могут казаться другими. Бессознательное творчество есть основание и зерно сознания. Пока мы представляем бессознательно, продукты нашей деятельности кажутся нам внешними объектами» [7, с. 21-22].

В отличие от психологических образов, художественные образы относятся к эстетической категории. Следует отличать психический

образ от образа как эстетической категории — с одной стороны, а с другой — художественные образы от мысленных.

Каждый человек в своем сознании создает образы по своему усмотрению, вкусу, замыслу, даже если эти образы являются прототипами реальных людей. Но образ, отраженный в сознании субъекта, принципиально отличается от реального. Впечатления, получаемые в процессе жизнедеятельности, туристской поездки, претерпевают определенную трансформацию в сознании. Отсюда и уникальность мысленного образа: с одной стороны, этот образ является результатом видения реальных предметов, с другой — этот образ синтезирует эмоции, взгляды, настроения данного человека в данный момент.

Особенность мысленных образов в том и состоит, что они создаются на основе единства чувственного и рационального восприятия. Турист, воспринимая реальный исторический объект, как бы непредвзято создает особый сплав образа и мысли. В таком познавательном акте участвуют и чувственное, и рациональное отражение реальной действительности. Чувственное восприятие обеспечивает наглядные, визуальные образы, а рациональное — понятия, суждения, умозаключения. Взаимосвязь чувственного и рационального в процессе познания приводит к образному мышлению, которое от логического мышления отличается метафоричностью.

Мысленные образы, возникшие у туриста в ходе путешествия, богаты конкретными эмоциями и впечатлениями об увиденном, эти образы как бы чувственно-радостно «светятся» в сознании. Например, для того, чтобы у гостя осталось приятное впечатление, в современных гостиницах создают фирменный стиль, который проявляется во внешнем и внутреннем дизайне здания, освещении, элементах декора, рекламе, и, конечно, в скорости и качестве обслуживания. Это прекрасная база для пози-цирования, потому что фирменный стиль изначально рассчитан на визуальное восприятие, создание приятных, ярких образов.

Известно, что спрос на турпродукты складывается под воздействием как объективных, так и субъективных факторов. К объективным факторам относят, например, достопримечательности какого-то города, к субъективным — 1) появление новых ценностей, которые приводят к глубоким психологическим из-

менениям; 2) более свободное самовыражение личности в процессе турпоездки; радикальный пересмотр отношений с представителями других социальных групп; 3) более четкое понимание и осознание единства мира (природы, общества и самого себя).

Познать этот мир, понять существенные стороны действительности помогут образы, полученные в ходе турпоездки, если их синтез сопровождается осознанием и понятийным освоением.

Благодаря рефлексии мы наделены способностью видеть мир внутри собственного сознания, исследовать его в качестве своего рода модели. Любой человек, каким бы уникальным мышлением ни обладал, не достигает цели, если он не использует объективные наглядные модели, чтобы устранить недостатки моделей, которыми он оперирует в своем мышлении.

Видимо, в первоначальном значении терминов «субъект» и «объект», до пересмотра их И. Кантом, можно было предугадать расщепление на уровне понимания и наглядности. Термин «субъект» до И. Канта понимался и как материал, то есть неоформленная субстанция, и как индивидуальное бытие, т. е. нечто оформленное, предметное (лат. subjecum — то, что лежит в основе, лежащее под внешним многообразием форм обнаружения субстанции). Термин же «объект» в переводе с латинского означает «противолежащий». Таким образом, изначально с субъектом связывалось нечто целостное и индивидуальное, как нечто «просвечивающее» в плане всего бытия, представляющее всю материальную субстанцию. Это наполняет субъективную наглядность и субъективное понимание абстрактного, теоретического плана, когда единичное и индивидуальное представляют как бы каркас фундаментальной теории.

Под «объективным» понималась направленность на такие вещи, которые выступают как результат умственных операций, а «объект» — как нечто умственное, существующее не столько в вещах, сколько в виде внутреннего образа в мозгу человека. Здесь проявляется явная аналогия с умозрительной наглядностью и умозрительным пониманием как переходной формой от эмпирической к теоретической наглядности.

После Канта в философии закрепилась традиция, которая под термином «субъект» понимает познающего человека, а термин «объект»

указывает на предмет познания. Безусловно, базой для разграничения соотносительных понятий «субъект» и «объект» является, прежде всего, конкретно-историческая практика человека. Для марксистской философии «субъект» — прежде всего, деятельное, практическое общественное существо, а «объект» — предмет его деятельности, только в силу своего деятельного характера субъект — субъект познания, а объект — познаваемый предмет.

Античная философия не расчленяет явно понятия «наглядность» и «понимание», как нет явного разделения на «субъект» и «объект» в силу недостаточной развитости теоретической и практической деятельности общества. Первоначально здесь дается весьма наивное объяснение процесса познания. От вещей якобы отделяются частички, проникающие в органы чувств человека. Но при этом и от воспринимающего органа исходят некоторые частички, которые соприкасаются с извне идущими частичками. Возникающие таким путем образы и есть знание о предмете, которые ощущаются, переживаются познающим субъектом, причем образ понимается как результат чисто внешнего, механического соединения истечения образов, идущих от субъекта и объекта, и мыслится как некоторая вещь, которая может даже отделиться от познающего субъекта и существовать вне его. Истечения, идущие от субъекта во время познания, представляются подобными тем истечениям, которые отделяются от предмета, а последние подобны предмету. Таким образом, тезис Эмпедокла «Подобное познается подобным» точно характеризует античную постановку вопроса субъекта — объекта.

В философских учениях Платона и Аристотеля последовательно проводился в жизнь тезис о единстве знания и объекта. Именно Платону принадлежит каузальная теория восприятия, согласно которой воспринимающий субъект сравнивался с воском, а предмет восприятия — с печатью, которая отпечатывалась на воске. Как видно из примера, для понимания такой наглядности еще нет необходимости в сложных исследованиях и логических схемах. Предполагалось, что просто необходима определенная мыслительная деятельность познающего субъекта, хотя степень активности последнего невысока. Например, что касается человека, то его внутренние органы воспринимались как душа в виде материального тела. Го-

мер, например, диафрагму принимал как субъект, сознающий себя, поэтому со смертью человека (с уходом крови), душа покидает тело.

С прогрессом процесса познания роль односторонности знаний, дискретности понятий как элементов логических схем возрастает. Субъективность понятий, связанная с процессом абстракции в развитии научного познания, не уходит, а наоборот, усиливается. Как отметил А.Н. Леонтьев, «решающе важно то, какое место в жизни человека занимает познание, является ли оно частью его действительной жизни или только внешним навязанным извне условием ее» [8, с. 304].

В процессе познания и практической деятельности осознание и понимание мира человеком как в онто-, так и в филогенезе основывается на зрении, на развитии способности наглядно видеть и представлять объекты окружающего нас мира. Как в античности, так и сегодня первым проявлением сознания у ребенка является способность видеть, понимать, что данный объект познания есть данный объект. Ребенок видит, набирается опыта, знаний и эту способность нельзя считать врожденной. В нем проявляется сознание, то есть способность систематизировать полученные знания, опыт в процессе общения с себе подобными. Человек набирается знаний об окружающем мире, выделяя свое «Я» из него и противопоставляя себя ему.

Человек, создавая мысленный образ, направляет свое внимание на предмет внешнего мира, одновременно мысленно сравнивая с этим предметом. Ярким примером является стихотворение «Толпа» Роберта Рождественского:

Толпа на людей не похожа. Колышется, хрипло сопя. Зевак и случайных прохожих неслышно вбирая в себя. Затягивает, как трясина, — подробности не разглядеть... И вот пробуждается сила, Которую некуда деть. Толпа, как больная природа, дрожит от неясных забот. По виду — частица народа. По сути — его антипод [10, с. 408—409].

В данном случае внутренний мир поэта раскрывается как тонкий центр перспективы, в котором все приводится в логику, определен-

ную связь и соотносится в то, что поэт увидел, что почувствовал, что пережил и подумал.

Сознание человека раскрывает акты, что он мыслит, переживает, видит во взаимодействии «я» и «мир». Одновременно эта связь порождает акты: «я мыслю о том, что я вижу», «я переживаю, потому что увиденное радует меня» и т. д. Эти тонкие внутренние психические акты составляют процесс рефлексии и самосознания.

Турист, создавая мысленный образ, не просто любуется, а ищет ответа, почему он переживает, стремится осмыслить свои чувства. Ему необходимо понять то, как возникли эти образы, в чем их суть, почему эти предметы ассоциируются в его сознании такими яркими образами. Разум человека проясняет все смысложиз-ненные проблемы: для кого и что он говорит, доступен ли его рассказ, достойно ли все это внимания слушателей. Именно акт рефлексии и самосознания заставляют человека внимательно познать мир и самого себя, предполагая формирование «я» как состояния выделен-ности из природы, из общества других людей. В эстетическом и нравственном плане мысленные образы как бы отчуждаются от предмета, потому что эти образы слишком динамичны, порой моментально уходят из головы, даже не оставляя следа. А объективный мир более статичен, хотя развивается, но не такими темпами, как мысленные образы в голове.

В мировосприятии туриста образное мышление играет определенную роль. В последние годы увеличилось число туристов старшего (пенсионного) возраста, для которых еще актуален активный образ жизни, интерес к непознанному. В отличие от молодых, которые предпочитают днем лежать на пляже, а вечером пропадать в ресторане, туристы старшего поколения предпочитают познавательные туры. Им интересно все: национальные традиции, своеобразный пейзаж региона, исторические памятники, музыка, театр.

Все это подтверждает, что в психологии туристов произошли глубокие изменения, появились новые ценности, что проявляется в их поведении. Образное представление о стране, в которой отдыхает турист, обогащается, упорядочивается, проясняется отдельными связями, создав целостную картину мира. Главной сущностной чертой картины мира является ее организационная структура, которая представляет определенные связи и положения вещей и предметов. Туристу порой трудно провести

интеллектуальный синтез всех увиденных картин и мысленных образов, он порой прибегает к «объективации» мысленных образов, то есть свое субъективное, индивидуальное представление возвысить до общезначимого.

Мысленные образы выступают в качестве функции духа, стремящегося творчески познать мир, а не только воспроизвести. Как говорили еще древние греки, все познается в сравнении, а в сфере туризма эта истина проверяется каждым индивидуально. Сегодня турист уже требует в своем номере гостиницы видеотелефон, компьютер, подключенный к глобальной сети, он требователен к качеству услуг. Мысленные образы, которые уже созданы при первых поездках по миру, обогащаются, растут и потребности человека. Поэтому в гостиницах и турфирмах широко представляют мультимедийные компьютеры с дисками, звуком, что дает возможность организовать виртуальные экскурсии по странам мира, музеям и театрам. Все эти презентации способствуют созданию особых, ярких образов, представляющих по духовному происхождению интеллектуальных символов.

Процесс познания мира туристом — сложный процесс, это открытие некоторого духа в себе, некоторая объективация мысленных образов, самооткровение. Поэтому необходимо определение законов познания. Мысленные образы, интегрируясь с суждением, разумом, создают условия объективации, раскрывают основные формы познания.

Человек познающий ищет истину, он впервые видит знаменитые архитектурные здания, памятники истории, удивляется и старается познать, опираясь на надежное непосредственное восприятие. В сознании при этом возникают мысленные образы, яркие, порой расплывчатые, легко текучие, с силой воображения их можно усилить, увеличить или представить совершенно другой объект. Анализ такого творчества показывает, что мысленные образы, возникшие при определенном эмоциональном состоянии человека, с изменением настроения быстро исчезают, под влиянием радости в душе туриста — одно видение, а печаль нагоняет в душу другие мысленные образы. Поэтому в сфере туризма и гостеприимства все должно быть профессионально организовано. Пространство вокруг туристов — это зона культурно-организационного порядка. Есть порядок и высокое качество обслуживания,

значит, гость счастлив. Всякие очереди, недоразумения порождают психологический дискомфорт у людей, поэтому гостиницы в цепи туриндустрии должны создать образцы обустройства, уюта и безопасности туристов.

Турист, рассматривая сложные объекты внешнего мира, затрудняется создать в своей голове целостную систему, картину мира, потому что при поверхностном наблюдении предметы внешнего мира ему кажутся хаотичными, бессистемными. Неистребимое желание человека познать истину приводит к выявлению содержания и сути увиденного. На помощь сознанию идут рассудок, разум, которые мысленные образы обобщают в логических понятиях. Понятие тем ценнее для науки, чем больше объектов он обобщает по самым существенным критериям. Чувственное восприятие предметов дает возможность сверять внутренние, мысленные образы с предметом познания. При теоретическом (рациональном) познании такой возможности нет, человек может абстрагироваться от всех существенных параметров, что приводит к затруднениям в познании. В таких случаях обращаются к наглядным схемам, таблицам, к математическим формулам, логическим конструкциям. Если мысленные образы наблюдаемы только самому человеку (интроспективно), то после написания (на бумаге, в электронном письме, Интернете) эти образы-мысли становятся доступными всем.

Совместное путешествие, организованное для целой группы людей, оставляет в каждом свои неповторимые, яркие, приятные (или не совсем приятные) впечатления. Именно объективация мысленных образов проблематична. Ведь каждый видит мир по-своему, старается сохранить эти образы или не обращает на них никакого внимания. Любой образ предмета в сознании человека относителен, хотя человек всегда стремится к абсолютной истине. Разрешить проблему соответствия мысленного образа с реальным объектом должно помочь людям. Если эти модели наблюдаемы, то вполне можно установить соотношение мысленных образов и этих моделей. Мысленные образы текучи, не четки, поэтому для уточнения и конкретизации их в науке используют визуальные модели, соответствующие своей теории и структуре чувственного референта.

Иногда гид о каких-то событиях рассказывает с какой-то усмешкой, о других фактах — с юмором или явно преувеличивая. Поэтому

критически мыслящие люди события его рассказа «проверяют» на основании более «объективных» данных, сохранившихся документов и т. д. Оказывается, что многое происходило не совсем так, как это изображает человек в своем рассказе, с первого взгляда казавшимся столь правдивым.

Творчество любого человека тесно связано с его жизнью. Эмоциональный мир человека определяет его мироощущение, но находит свое выражение в мировоззрении, то есть в сложном взаимодействии интеллектуальных и эмоциональных компонентов, мироощущения и миропонимания. Разум и чувство входят в ткань мировоззрения человека не обособленно, а во взаимосплетении, сочетаясь с волей, памятью, что придает всему творчеству субъекта особый характер. Узловые моменты его мировоззрения всегда тяготеют к тому, чтобы стать более или менее целостным комплексом убеждений.

Таким образом, гид в своем творчестве прибегает к объективации своих внутренних чувств, переживаний, представлений в форме мысленного образа с той целью, чтобы более доступно, ярко передать их слушателю. Объективация субъективной реальности человека дает возможность другим понять его, показывает культурно-историческую динамику его мировоззрения. Субъективная реальность человека, или внутренний духовный его мир, тесно взаимосвязан социально-исторической практической деятельностью. Эта жизненная практика связывает экскурсовода как с туристами, так и со своим внутренним миром.

Туристы целенаправленно воспринимают рассказы экскурсовода, видят удивительные памятники и города. В результате познания у них возникает целостная модель страны, города, которая позволяет использовать ее в своих целях. Познание как специфический вид деятельности туриста приводит его к теоретическому осмыслению жизни, дает понять единство и различие культур народов мира, приносит удовлетворение от поездки, потому что он может объяснить многообразие окружающих его явлений, систематизировать их и в полной мере понять.

Люди всех времен и стран стремились познать истину, больше увидеть и больше узнать об этом мире, поэтому путешествовали, получая огромное наслаждение от увиденного. В сознании каждого туриста за время путешествия возникают сотни, тысячи мысленных образов, а мышление эти чувственно-яркие образы

Экономические ресурсы туристско-рекреационного потенциала регионов

как бы сверяет с логическими понятиями, разумом, способствуя созданию единой картины мира. В процессе познания мира зрительные образы доминируют над другими образами, поэтому каждый турист стремится увидеть соб-

ственными глазами все те чудеса, о которых говорят. Мысленные образы как бы выполняют функции посредника, связывая теоретические абстракции с конкретными чувственно-воспринимаемыми предметами.

Литература

1. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957.

2. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.

3. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

4. Белова З. С. Визуальные образы в научном познании мира. М.: Прометей, 2009.

5. ЮнгК.Г. Психологические типы. М.: Прогресс, 1995.

6. Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. М.: Наука, 1991.

7. ГайденкоП.П. Философия Фихте и современность. М.: Мысль, 1979.

8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981.

9. ПисаревД.И. Собр. соч. в 4 т. М.: Художественная литература, 1955. Т. З.

10. Роберт Рождественский. Последние стихи // Огонек — 110 лет. М.: Терра, 2009.

УДК 338.48

I ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ТУРИСТСКО-I РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ

Бутова Татьяна Георгиевна, доктор экономических наук, профессор, tgbutova@mail.ru,

Терещенко Наталья Николаевна, доктор экономических наук, профессор, ket@mail.kgtei.ru,

Яброва Ольга Александровна, доктор экономических наук, профессор, advanceOA@yandex.ru,

ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск

The article shows the main problems of regions' tourist resource systematization, determines terminology and scientific issues of"tourist industry" and "tourist infrastructure" category study, offers tourist economic resource typification based on functional approach and gives Krasnoyarsk Krai economic resource description.

Показаны основные проблемы систематизации туристских ресурсов регионов, определены терминологические и научные проблемы исследования категорий «туристская индустрия», «туристская инфраструктура», предложена типизация туристских экономических ресурсов на основе функционального подхода, дано описание экономических ресурсов Красноярского края.

Keywords: tourist resources, tourist resource systematization, economic resources, tourist economic resource typification, Krasnoyarsk Krai economic resources

Ключевые слова: туристские ресурсы, систематизация туристских ресурсов, экономические ресурсы, типизация туристских экономических ресурсов, экономические ресурсы Красноярского края

Мировая и российская практика туризма в настоящее время демонстрирует усиление внимания к его роли как инструменту реги-

онального развития. В связи с этим растет интерес регионов и муниципальных образований к эффективному использованию сво-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.