Научная статья на тему 'Образно-перцептивная характеристика лингвокультурного типажа «Русскоязычный кыргызстанец» (на материале ассоциативного эксперимента – метода неоконченных предложений)'

Образно-перцептивная характеристика лингвокультурного типажа «Русскоязычный кыргызстанец» (на материале ассоциативного эксперимента – метода неоконченных предложений) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
283
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ ТИПАЖ / ОБРАЗНО-ПЕРЦЕПТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / МЕТОД НЕОКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ / LINGUOCULTURAL TYPE / IMAGERY AND PERCEPTUAL CHARACTERISTICS / ASSOCIATIVE EXPERIMENT / METHOD OF INCOMPLETE SENTENCES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Салахиева Венера Садртдиновна

Исследован опыт моделирования образно-перцептивных характеристик лингвокультурного типажа через анализ результатов анкетирования представителей лингвокультуры. Приведены основные образно-перцептивные характеристики лингвокультурного типажа «русскоязычный кыргызстанец» как основного социокультурного типа в современной лингвокультуре Кыргызстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Салахиева Венера Садртдиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGERY AND PERCEPTUAL CHARACTERISTICS OF THE LINGUOCULTURAL TYPE “THE RUSSIAN-SPEAKING KYRGYZSTANI” (based ON THE MATERIAL OF ASSOCIATIVE EXPERIMENT – THE METHOD OF INCOMPLETED SENTENCES)

The experience of modelling imagery and perceptual characteristics of linguocultural type through the analysis of the survey results of the representatives of the linguoculture is investigated. Basic imagery and perceptual characteristics of the linguocultural type of the "Russian-speaking Kyrgyzstani" as the main socio-cultural type in modern linguoculture of Kyrgyzstan are given.

Текст научной работы на тему «Образно-перцептивная характеристика лингвокультурного типажа «Русскоязычный кыргызстанец» (на материале ассоциативного эксперимента – метода неоконченных предложений)»

УДК 81’1

Салахиева Венера Садртдиновна

аспирантка кафедры русского языка з/о аспирантуры Кыргызско-Российского университета им. Б.Н. Ельцина, старший преподаватель кафедры иностранных языков Кыргызско-Российского университета им. Б.Н. Ельцина (г. Бишкек, Кыргызстан) editor@hist-edu.ru

ОБРАЗНО-ПЕРЦЕПТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИНГВОКУЛЬТУРНОГО ТИПАЖА

«РУССКОЯЗЫЧНЫЙ КЫРГЫЗСТАНЕЦ»

(НА МАТЕРИАЛЕ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА - МЕТОДА НЕОКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ)

Исследован опыт моделирования образно-перцептивных характеристик лингвокультурного типажа через анализ результатов анкетирования представителей лингвокуль-туры. Приведены основные образно-перцептивные характеристики лингвокультурного типажа «русскоязычный кыргызстанец» как основного социокультурного типа в современной лингвокультуре Кыргызстана.

Ключевые слова: лингвокультурный типаж, образноперцептивная характеристика, ассоциативный эксперимент, метод неоконченных предложений.

Salakhieva Venera Sadrtdinovna

Postgraduate Student of the of Russian Language Department of Kyrgyz -Russian Slavic University named after B.N. Yeltsin, Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages of Kyrgyz-Russian Slavic University named after B.N. Yeltsin (Bishkek, Kyrgyzstan) editor@hist-edu.ru

IMAGERY AND PERCEPTUAL CHARACTERISTICS OF THE LINGUOCULTURAL TYPE “THE RUSSIANSPEAKING KYRGYZSTANI” (BASED ON THE MATERIAL OF ASSOCIATIVE EXPERIMENT - THE METHOD OF INCOMPLETED SENTENCES)

The experience of modelling imagery and perceptual characteristics of linguocultural type through the analysis of the survey results of the representatives of the lin-guoculture is investigated. Basic imagery and perceptual characteristics of the linguocultural type of the "Russianspeaking Kyrgyzstani" as the main socio-cultural type in modern linguoculture of Kyrgyzstan are given.

Key words: linguocultural type, imagery and perceptual characteristics, associative experiment, method of incomplete sentences.

Современное языкознание фокусируется на исследовании языковой личности в русле антропоцентрического подхода, объединяющего подходы различных гуманитарных наук: социологии, психологии, культурологии, социальной философии. В современной лингвистике широкое распространение получают методы социологии и психолингвистики (направленный и ненаправленный ассоциативный эксперимент, позволяющий выявить ценностную, понятийную и образноперцептивную составляющую типизируемой личности - лингвокультурного типажа).

Существует опыт исследования образно-перцептивных характеристик лингвокультурного типажа по методике, предложенной О.А. Дмитриевой [1, с. 87]. В образно-перцептивных характеристиках лингвокультурного типажа отражается возраст, особенности внешнего вида, характерная деятельность, особенности коммуникативного поведения, виды деятельности, окружение. Наряду с традиционным изучением лингвокультурных типажей на основе изучения художественных текстов, пословиц, поговорок, появились работы, исследующие паспорт лингвокультурного типажа с помощью анкетирования и изучения источников СМИ [2].

Метод неоконченных предложений широко используется в гуманитарных науках для определения структуры образа какого-либо узнаваемого типажа в культуре социума в контексте национального характера. Российские социологи А.В. Бурлов, Г.Г. Татарова, сопоставив образ культурного человека (измеренный с помощью метода неоконченных предложений) с моделью русского национально-типического характера, пришли к мнению, что люди наделяют образ культурного человека национальными чертами. Этот вывод имеет важное значение для всех последующих исследований национальных типажей лингвокультур по проективным методикам, т.к. он позволяет применять метод для изучения языкового сознания людей в определенных социумах [3].

Характеристики ядра образа типажа носят характер структурных показателей, основанных на основных компонентах образа, точнее, на интенсивности проявления этих компонентов, выявляемого подсчетом частоты встречаемости смысловых единиц компонентов (метод контент-анализа), что позволяет выделять ядро и периферийную часть исследуемого концепта. Традиционно в лингвокультурологии, лингвокультурный типаж исследуется и как разновидность языковой личности, и как вид концепта.

По аналогии с описанным исследованием, нами была разработана анкета по методу неоконченных предложений, нацеленная на определение структуры образа лингвокультурного типажа

«русскоязычный кыргызстанец» и проведен опрос по анкете «Образ ЛКТ РК: неоконченное предложение» методом случайной выборки 235 чел. (136 женщин и 99 мужчин) - граждан Кыргызстана, свободно владеющих русским языком. Образно-перцептивная характеристика типажа состоит из следующих основных компонентов (с учетом частоты упоминаний респондентами).

Компонент А включает в себя интеллектуальную деятельность, развитие, самосовершенствование (219). Особенность ответов респондентов заключается в том, что такие качества, как интеллектуальность, уровень развития связаны с интеллигентностью в сознании русскоязычных кыргызстанцев.

Компонент В предполагает описание положительных качеств культурного человека, таких как внешний вид, вежливость, тактичность. Респонденты отмечают важность таких культурных качеств как приветливость, вежливость, открытость, чувство юмора, тактичность (85).

Компонент С включает внутреннюю саморефлексию и самоконтроль, чувство собственного достоинства, критичное отношение к себе (31).

Компонент D, включающий акцентирование необходимости строгого соблюдения различного рода норм, правил, этикета в современном кыргызстанском обществе занял доминирующие позиции (122), что отчетливо демонстрирует традициционализм кыргызстанского общества наряду со стремлением к прогрессивности.

Интересна специфика структуры норм и этикета, принятая в Кыргызстане. Что является нормами и предписаниями для носителей русского языка в культуре Кыргызстана? В ответах на вопрос «Русскоязычный кыргызстанец должен...» большинство ответов респондентов распределились по следующим группам, приведенным в порядке частотности ответов: должен уважать, любить и развивать родной (кыргызский) язык (79); должен быть патриотом своей родины, любить и защищать ее, знать госсимволику и конституцию, быть законопослушным, знать госязык (46); должен знать русский и кыргызский языки, должен знать много языков (37); должен знать русский язык, уметь грамотно на нем разговаривать (25); должен быть терпимым, толерантным, любить и уважать людей (22); должен знать, помнить и соблюдать кыргызские обычаи, культуру (21); никому ничего не должен (7); должен много работать, быть трудолюбивым и ответственным (4); должен уметь грамотно, красиво, ясно выражать свои мысли (2). Примечательно, что языковая (и этноязыковая) идентичность среди прочих других лидирует в сознании культурных предписаний и долженствований в обществе. Респондентами высказываются большая тревога за сохранность родного материнского языка, что находит свое выражение не только в кыргызстанском обществе, но и является устойчивой тенденцией многих современных поликультурных обществ. Второе место в этом списке занимает гражданско-языковая идентичность - забота о сохранности и защите гражданства, государства и госязыка, третье место занимает билингвальная /полилингвальная идентичность как осознание необходимости реагирования на вызовы современного многоязычного мира.

Компонент Е связан с совокупностью элементов, характеризующих отношение культурного человека к другим людям (уважает других, внимателен к другим, не покажет, что у другого отсутствуют какие-то качества). Среди качеств культурного человека важное место занимают такие качества, как уважение к другим народам, равное отношение ко всем, толерантность, гостеприимство, доброта (164). Наряду с моральным требованием любить, уважать, не забывать родной язык, лингвокультура Кыргызстана предписывает уважение к другим культурам, обычаям и традициям как неотъемлемое правило культурного человека.

В отношении к языковой идентичности, типичными являются ответы, когда билингвы выражают намерение говорить на языке, понятном для всех участников коммуникации, даже если он не является их материнским, несмотря на очень высокую значимость общения на родном языке (54). Приведем характерные ответы респондентов: «если в окружении кыргызов есть русский человек, который не понимает кыргызского языка, они должны ему перевести, помочь понять, а то тому человеку будет неудобно».

Русский язык (высокая степень владения) признается всеми респондентами как неотъемлемое условие успешной коммуникации. Основное преимущество хорошо знающих русский язык, по мнению данного лингвокультурного типажа, заключается в том, что он «не будет затрудняться в общении с другими» (25). Владение русским языком престижно в обществе, имеет высокий статус, высоко ценится способность говорить на русском языке (26), подчеркивается важность владения русским языком в связи с его большими возможностями как средства коммуникации (14). Владение русским языком дает «преимущество общаться на нескольких языках» (29), способность «быстро и легко адаптироваться в обществе» (23). Важность русского языка подчеркивается в связи с его функцией приобщения общества к мировой науке, культуре (23). А стремление быть образован-

ным, стремиться к самосовершенствованию является одной из культурных доминант лингвокультурного типажа «русскоязычный кыргызстанец» (219).

Итак, в ассоциативном эксперименте (методе неоконченных предложений) были выделены основные компоненты образа культурного человека - образные характеристики лингвокультурного типажа «русскоязычный кыргызстанец». Считаем перспективным исследование национальных типажей лингвокультур по методике неоконченных предложений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Дмитриева О.А. Лингвокультурные типажи России и Франции XIX в.: монография. Волгоград, 2007.

2. Рощина А.А. Эмблематические характеристики ЛКТ «китайский врачеватель»: автореф. дис. ...канд. фи-лол. наук. URL: http://www.dissers.ru/avtoreferati-kandidatskih-dissertatsii1/a391.php (дата обращения 19.09.2007).

3. Татарова Г.Г., Бурлов А.В. Логическая организация анализа данных, полученных методом неоконченных предложений // Социологические исследования. 1999. № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.