Научная статья на тему 'ОБРАЗА АДАМА В РИМ. 5:12-21'

ОБРАЗА АДАМА В РИМ. 5:12-21 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Апостол Павел / послание к Римлянам / Адам / грех / смерть / царство смерти / амартия. / Apostle Paul / epistle to the Romans / Adam / sin / death / kingdom of death / hamartia

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сергей Ковура

Идея «о двух Адамах» в богословии апостола Павла является одной из центральных тем. Вокруг нее выстраивается как остальной тематический ряд письменного наследия апостола язычников, так и, вероятнее всего, его личное мировоззрение. Христос, придя на землю, исцеляет те повреждения, которые природа человека получила вследствие греха праотцов. Спаситель дает новую реальность человеческого бытия — возможность приобщаться божественной природе и, уходя от власти и господства смерти, приходить к царству жизни, все более освящаясь и преображаясь. Воплощение Сына Божьего и Его влияние на человеческий род описывается апостолом наиболее ярко в виде антитезы — противопоставления первого Адама Второму. Апостол Павел последовательно излагает факторы негативного влияния поступка Адама на человека и их противоположности — то влияние на человека, которое оказывает Христос. Данная статья посвящена рассмотрению фигуры Адама и его влияния на природу человека в отрывке Рим. 5:12–21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF ADAM IN ROM. 5:12-21

The idea of “two Adams” in the theology of the apostle Paul is one of the central themes. Around it is built on both the rest of the thematic series of the written heritage of the apostle to the pagans, and, most likely, his personal worldview. Christ, having come to earth, heals the damage that human nature had received as a result of the sin of the forefathers. The Savior gives a new reality of human existence — the opportunity to partake in the divine nature and, leaving the power and domination of death, come to the kingdom of life, more and more sanctifying and transfiguring. The incarnation of the Son of God and His influence on the human race is described most vividly by the Apostle in the form of an antithesis — the opposition of the first Adam to the Second. Ap. Paul consistently sets out the factors of the negative influence of Adam’s act on a person and their opposites — the influence on a person that Christ has. This article is devoted to the consideration of the figure of Adam and his influence on human nature in the passage Rom. 5:12–21.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗА АДАМА В РИМ. 5:12-21»

УДК 2 (993)

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6991-4009

Сергей Ковура ОБРАЗА АДАМА В РИМ. 5:12-21

Аннотация. Идея «о двух Адамах» в богословии апостола Павла является одной из центральных тем. Вокруг нее выстраивается как остальной тематический ряд письменного наследия апостола язычников, так и, вероятнее всего, его личное мировоззрение. Христос, придя на землю, исцеляет те повреждения, которые природа человека получила вследствие греха праотцов. Спаситель дает новую реальность человеческого бытия — возможность приобщаться божественной природе и, уходя от власти и господства смерти, приходить к царству жизни, все более освящаясь и преображаясь.

Воплощение Сына Божьего и Его влияние на человеческий род описывается апостолом наиболее ярко в виде антитезы — противопоставления первого Адама Второму. Апостол Павел последовательно излагает факторы негативного влияния поступка Адама на человека и их противоположности — то влияние на человека, которое оказывает Христос.

Данная статья посвящена рассмотрению фигуры Адама и его влияния на природу человека в отрывке Рим. 5:12-21.

Ключевые слова. Апостол Павел, послание к Римлянам, Адам, грех, смерть, царство смерти, амар-

Цитирование. Ковура С.О. Образ Адама в Рим. 5,12-21 //

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6991-4009

Сведения об авторе. Ковура Сергей Олегович, аспирант кафедры библеистики Московской духовной академии. E-mail: sergikovura@mail.ru

Sergey Kovura THE IMAGE OF ADAM IN ROM. 5:12-21

Abstract. The idea of "two Adams" in the theology of the apostle Paul is one of the central themes. Around it is built on both the rest of the thematic series of the written heritage of the apostle to the pagans, and, most likely, his personal worldview. Christ, having come to earth, heals the damage that human nature had received as a result of the sin of the forefathers. The Savior gives a new reality of human existence — the opportunity to partake in the divine nature and, leaving the power and domination of death, come to the kingdom of life, more and more sanctifying and transfiguring.

The incarnation of the Son of God and His influence on the human race is described most vividly by the Apostle in the form of an antithesis — the opposition of the first Adam to the Second. Ap. Paul consistently sets out the factors of the negative influence of Adam's act on a person and their opposites — the influence on a person that Christ has.

This article is devoted to the consideration of the figure of Adam and his influence on human nature in the passage Rom. 5:12-21.

Keywords. Apostle Paul, epistle to the Romans, Adam, sin, death, kingdom of death, hamartia.

Citation. Kovura S.O. Obraz Adama v Rim. 5,12-21 //

About the author. Postgraduate Chairs of Biblical Studies of Moscow Theological Academy.

E-mail: sergikovura@mail.ru

ВВЕДЕНИЕ

Учение апостола Павла о двух Адамах является одним из основополагающих и центральных богословских аспектов его gосланий. В указанную идею апостол язычников вложил всю глубину своей мысли и риторического таланта проповедника.

Наиболее полно противопоставление изложено им в двух отрывках из корпуса его посланий: Рим. 5:12-21, а также в 1 Коринфянам 15:45-571. Кроме указанных текстов в корпусе Посланий апостола Павла наличествует ряд отрывков, которые в той или иной степени содержат богословскую идею о двух людях: ветхом (яа\аю^) и новом (кагуо^) (Рим. 6:6). Этот и подобные отрывки составляют ансамбль сотериологии, христологии, а также антропологии апостола Павла, выражающихся в адамиеском богословии.

Кроме описанных случаев нельзя не отметить общую насыщенность посланий апостола Павла «ада-мическим» богословием2. Оно не всегда выражено при помощи прямой терминологии, зачастую его можно увидеть в схожих философско-богословских идеях. В качестве примеров здесь можно привести ряд христологических гимнов: Кол. 1:15-20; 2 Кор. 4:4, а также Флп. 2:6-1. В этих текстах Христос именуется апостолом образом Божиим, что перекликается со строками Книги Бытия, где образом Божиим называется Адам3.

В настоящей статье рассмотрен отрывок из послания к Римлянам: 5:12-21. Как уже говорилось, настоящий фрагмент является одним из двух важнейших мест корпуса посланий апостола Павла, излагающих адамическую параллель. Указанная богословская идея изложена апостолом при помощи антитезы двух ключевых событий в истории человечества — грехопадении Адама и освобождении от греха Христом. Первая часть отрывка излагает механизм грехопадения Адама, его отделение от Бога и впадение в поврежденное состояние, характеризующееся страстностью и смертностью. Вторая часть отрывка описывает исцеление человеческого рода Христом — освобождение от духовной смерти и получение им качественно новой жизни, основанной не на Законе, но на благодати.

Стоит отметить, что изложение адамического богословия в пятой главе послания к Римлянам имеет несколько особенностей. Во-первых, в богословскую логику данного текста заложена подразумеваемая данность некой духовной и физической связи всех людей между собой. Ею объясняется и благодаря ей становится возможным распространение как греха, так и благодати между всеми людьми. Во-вторых, указанная богословская идея излагается в форме антитезы. На протяжении последних семи стихов отрывка происходит постоянная конфронтация смертоносных последствий падения Адама и спасительного действия благодати Христа4.

Стоит также отметить значение отрывка Рим. 5:12-21 во внутреннем контексте послания к Римлянам. Он является не просто значимым богословским элементом, но смысловым центром Послания, тем Евангельским содержанием, ради которого апостолом Павлом создавалось все письмо. Отрывок крайне насыщен богословием, в нем нет ни одного незначительного слова5.

ГРЕХОПАДЕНИЕ АДАМА И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ КАК ПЕРВАЯ ЧАСТЬ АДАМИЧЕСКОЙ АНТИТЕЗЫ

В рассматриваемом отрывке в первую очередь говорится о падении первого человека — нарушении Адамом запрета Бога, первом грехе. Природа, поврежденная грехом праотца, стала тленной и смертной, а впоследствии передалась потомкам первых людей. Затем речь идет о пришествии на землю Сына Божьего, через которое, а также через его смерть, а затем воскресение, люди получили качественно новое бытие.

На протяжении изучения богословия апостола Павла данная мысль вызывала споры и непонимание — здесь возникает вопрос коллективной ответственности за грех. Несогласие вызывало то, что за

1 VanMaaren J. The Adam-Christ Typology in Paul and its Development in The Early Church Fathers. // Tyndale Bulletin / Cambridge, 2011. p. 275297. P. 278.

2 Kreilz L.J. Адам и Христос // Словарь Нового Завета. Т. 2. С.5.

3 Hooker M.D. From Adam to Christ. Essays on Paul. P. 32.

4 Хаакер К. Богословие Послания к Римлянам. // Современная библеистика./ М.: Библейско-Богословский ин-ститут св. Апостола Андрея, 2006. 249с. С. 183-184.

5 Schweinsberg L. An Investigation Of Paul's Use Of The Word "Type" In Romans 5,12-21. P. 25.

грех Адама стали ответственны его потомки, что выразилось в тленном и страстном существовании всех без исключения людей. Такое затруднение разрешает упомянутая выше особенность богословия апостола Павла — подразумевающаяся данность того, что все люди связаны друг с другом и состояние и жизнь одних людей влияют на других. Затруднение в понимании рассматриваемого места связано с тем, что апостол Павел писал свое послание в контексте иудейского мышления и, более того, древнего мышления в целом. Мышление того времени являлось коллективным: каждый человек сознавал себя как часть целого общества, где все несли ответственность за своих окружающих. Ряд ученых, таких как Уильям Баркли и Уильям Грейтхауз, находят подтверждение приведенному объяснению апостольской позиции в текстах Ветхого Завета, а также в народных обычаях. Одним из таких примеров является случай, описанный в книге Иисуса Навина: причиной поражения евреев под Гайем стало нарушение Божьего повеления Аханом, который утаил часть богатства из Иерихона от уничтожения. Таким образом, причиной такого значительного негативного, поучительного события для целого народа было одно преступление одного человека. Наряду с этим стоит отметить, что такое понимание коллективной ответственности встречалось в те времена не только у евреев — оно наличествовало практически у всех народов Древнего мира. Наглядным подтверждением тому является обычай кровной мести, который был распространен повсеместно: семьи и общины были ответственны за поступки своих членов6.

Приведенные примеры наглядно показывают, что люди в древности ясно осознавали взаимосвязь частных поступков конкретного человека с судьбой всего общества, к которому он принадлежал. Таким образом, слова апостола Павла о распространении вины за грех и смерти в рассматриваемом отрывке были вполне удобопонятны для адресатов послания — христиан Рима. Римляне до принятия христианства имели различное происхождение и вероисповедание. Таким образом, они представляли тогдашнее общество, обладавшее коллективным сознанием. Касательно мышления современного человека необходимо отметить то, что оно тяготеет к индивидуализму. На первый взгляд, парадигма человеческого сознания не является чем-то особо важным вообще. Однако за ней кроется такое же двойственное понимание сотериологии.

Рассмотренная модель сознания древнего человека получает развитие во взгляде на вопрос наследования людьми природы, поврежденной грехом Адама, а также благодати Христа, освободившей людей от власти смерти. Еп. Михаил (Лузин) прежде чем начать экзегетический анализ Рим. 5:12-21 в своем труде по посланию к Римлянам говорит об указанных выше парадигмах мышления. Ученый наглядно демонстрирует значимость верного мировоззрения через пример понимания сотериологии блаженным Августином и Пелагием, ересиархом IV в. Данные авторы были выразителями двух указанных парадигм мышления в богословии. Блаж. Августин считал, что люди невидимо связанны между собой. Таким образом как Адам, так и Христос своими поступками повлекли изменения человеческой природе, ставшие судьбоносными для человека. Пелагий же учил о том, что человеческое общество представляется собранием множества отдельных друг от друга единиц. Следовательно, ни поступок Адама, ни действия Христа не повлияли на человеческую природу в целом. Согласно мысли еретика, Адам и Христос стали глобальными и значимыми примерами, которые увлекли людей за собой7.

Таким образом, приведенные еп. Михаилом богословские воззрения древних авторов наглядно показывают важность верного понимания мироустройства для осмысления христианского учения.

Теперь необходимо обратиться непосредственно к анализу главных тем, содержащихся в выбранном отрывке послания к Римлянам. По той причине, что текст строится на противопоставлении Христа Адаму, а также их влияний на человечество, следует рассмотреть вначале фигуру Адама как первопричину. В послании говорится, что через праотца в мир вошли грех и смерть, по причине чего все его дети и прочие потомки начали грешить, а затем умирать. Это происходило из-за наследования ими греховной природы прародителя.

Изложение и анализ последствий грехопадения необходимо начать с греха по причине того, что именно о нем апостол Павел говорит как о причине всех бедствий для человека.

6 Баркли У Толкование Послания к Римлянам. С. 89-90. Аналогичного мнения придерживается еп. Михаил (Лузин). См. Михаил (Лузин), еп. Римская Церковь и Послание к Римлянам.// Библейская Наука. Академические чтения по св. Писанию Нового Завета. III. (выпуск второй)./ Под ред. Н.И. Троицкого. Тула: Электропечатня и типография И.Д. Фортунатова, 1905. 141 с. С. 116.

7 Михаил (Лузин), еп. Римская Церковь и Послание к Римлянам. С. 116.

ГРЕХ

Понятия греха неоднородно, оно содержит в себе множество различных значений и вариаций. Однако при таком положении дел его понимание все же единообразно. В христианстве грех понимается как нарушение установленного Богом естественного порядка жизни. Грех представляется неким противоестественным и ненормальным явлением в жизни человека. По своей сути он есть не что иное, как проявление зла в жизни людей8. Грех как негативное явление сопровождал человечество на протяжении всей истории с момента грехопадения. Каждый человек, независимо от своих душевных качеств и нравственного состояния, испытывает естественную склонность ко греху. Именно о такой склонности апостол Павел говорит следующее: «Одним человеком грех вошел в мир» (Рим. 5:12). Следует отметить особенность принятия человечеством греховности: люди приняли склонность ко греху, подверженность его влиянию на все существо, но не сам личный грех Адама или же вину за него. В приведенном стихе послания к Римлянам ап. Павел использовал слово ^ ацартча, которое буквально переводится с древнегреческого языка как «преступление, грех, провинность». Отечественный ученый Н.Н. Глубоковский называет ^ ацарпа в контексте рассматриваемого отрывка не грехом в собственном смысле понятия, но греховным принципом, некоей поврежденностью. Такой греховный принцип получили потомки Адама после его падения вследствие того, что он укоренился в природе праотца9.

Термин ^ ацартча буквально переводится с греческого языка как «грех»10. Однако, несмотря на это, в рассматриваемом месте апостольского корпуса его следует понимать в несколько расширенном значении — таком, как «греховная зараза», которая передалась всем представителям человечества и ввела их в поврежденное, ослабленное состояние11. Повреждение получило возможность распространиться на каждого из людей по причине их прямой зависимости от предка Адама как родоначальника всех людей12. Адам явился своего рода корнем всего древа человечества. Получив повреждение, корень передал его

" 13

всему остальному дереву по причине естественной взаимосвязи между ними13.

Необходимо особо отметить, что понятие ^ ацарпа в Рим. 5:12-21 апостол Павел употребил несколько раз. Особо примечательно здесь то, что каждый раз оно имеет отличный смысловой оттенок. Кроме двенадцатого стиха ацартча употребляется апостолом в тринадцатом, четырнадцатом, шестнадцатом, девятнадцатом, двадцатом, а также двадцать первом стихе данного отрывка. В первых четырех случаях оно употребляется без артикля. Артикль ^ употребляется три раза — в двенадцатом, двадцатом и двадцать первом стихах. Текстолог Ленски считает, что он дает понятию греха значение некой обобщенности, своего рода греховной сущности. Эта греховная сущность по сути дела и является вредоносным свойством в природе человека, приобретенным ею через грех Адама. В тех же местах отрывка, где артикль отсутствует, о грехе говорится как о проступке, т.е. непосредственно о действии, о самом греховном акте14.

Для большей наглядности стоит привести буквальный перевод указанных мест на русский язык. Рим. 5:13: «до ведь Закона грех был в мире, грех же не засчитывается...», Рим. 5:14: «но воцарилась смерть... над не согрешившими.», Рим. 5:16: «И не как через одного согрешившего.», Рим. 5:19: «...грешные были поставлены многие.». Данные тексты наглядно подтверждают высказанную выше мысль и отражают значения термина ацартча как действия. В свою очередь, при буквальном переводе тех мест, где артикль ^ употребляется, становится понятно, что речь в них идет не о греховном действии, но о греховной поврежденности: 20. «Закон же вдобавок вошел чтобы умножилось преступление; где же умножился грех ацар-ла), явилась сверхизобильно благодать, 21. чтобы как воцарился грех ацартча) к смерти, так и благодать воцарилась через праведность в жизнь вечную через Иисуса Христа Господа

8 Иванов М. С. Грех // Православная Энциклопедия. 2006. Т. 12. 752 с. С. 330.

9 Подробнее о теориях вменения греха потомкам Адама см. Жила Стефан, прот. Послания апостола Павла: пособие по изучению и толкованию / Сретенская духовная семинария. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2019. 720 с. С. 116-117.

10 В древнегреческой литературе встречается слово ацартЧа в значении «промах».

11 Глубоковский Н.Н., проф. Благовестие св. ап. Павла ... Кн. 1. С. 318-319.

12 Scroggs R. The Last Adam. P. 24.

13 Михаил (Лузин), еп. Римская Церковь и Послание к Римлянам. С. 116. С данным мнением соглашается ряд отечественных библеистов, таких как еп. Михаил и Н.Н. Глубоковский. Также его разделяют некоторые зарубежные исследователи Нового Завета — Гарет Риз, Эрнест Бест, Уильям Баркли и др. Кроме того, его излагают многие отцы Церкви, такие как: свт. Иоанн Златоуст, блж. Августин, свт. Кирилл Александрийский, и др. См. Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Издание в 17 т. Тверь: «Герменевтика», 2003. Т. 6. 600 с. С. 208-212. С ними также согласен Ефрем Сирин, см. Творения Святого Ефрема Сирина. // Творения Святых Отцев в русском переводе. Т. 6. Ч. 7./ Сергиев Посад: 2-я типография А. И. Снегиревой, 1895. 357 с. С. 18. Этой же точки зрения придерживаются Феофан Затворник, блж.Феофилакт Болгарский и др.

14 Lenski. Romans, р.363. цит. по: Риз Г. Л. Послание к Римлянам. С 164.

Нашего». Особо интересен тот факт, что в рассматриваемых стихах грех как действие описывается другими словами. Так, в двадцатом стихе негативный поступок Адама назван словом «преступление», от греч. то ларалтшца, о котором сказано, что оно умножилось в людях и выразилось в фактических поступках. Таким же словом грех праотца обозначается и в четырнадцатом стихе.

Далее идет описание морально-нравственного состояния человечества — усилившаяся «греховная зараза». Подобно этому и в следующем стихе речь идет о царстве повреждения в человеческой природе, от которого не было спасения, поскольку оно являлось уже частью сущности человека, а не о конкретных поступках.

Произведенный лингвистический анализ смысловых различий термина ацарт^а в Рим. 5:12-21 наглядно подтверждает то, что человеку передался не грех Адама как таковой, но греховное повреждение, склонность к нему и слабость. Сам факт т.н. первородного греха15, падение Адама в раю с четырнадцатого по восемнадцатый стих обозначается при помощи слова то ларалтшца, которое буквально переводится как преступление, нарушение закона, проступок16.

СМЕРТЬ

После амартии как склонности человека ко греху второй составляющей последствий грехопадения для человеческой природы стала смерть17. Апостол Павел говорит, что смерть явилась прямым следствием греха. Св. Павел пишет, что смерть не просто стала сопутствующим фактором человеческой жизни, но стала царствовать над ней. По этой причине необходимо посвятить рассмотрению вопроса смерти в апостольском тексте особое внимание, поскольку она является одним из главных составляющих антитезы адамического богословия.

сущность смерти

Прежде всего необходимо затронуть вопрос о природе смерти, пришедшей в мир посредством греха Адама. Стоит отметить, что сущность смерти по-разному трактуется исследователями послания к Римлянам. Некоторые понимают смерть как явление, имеющее двойственную сущность: телесную смерть, постигаемую видимо и опытно, а также смерть духовную, которая выражается в отпадении человека от Бога, склонности к страстям и зависимости от них. Также духовная смерть выражалась во всеобщей посмертной участи, которая была у людей ветхозаветного времени18. Иные авторы, напротив, считают, что смерть, полученная потомками Адама, описанная в послании к Римлянам является только телесной смертью и ничем большим. Каждое из приведенных мнений отстаивается своими сторонниками и подкрепляется рядом научных аргументов.

Анализ указанных аргументов производит Николай Никанорович Глубоковский в своем труде. Ученый называет плоть человека (оарО по своей сущности некоей нейтральной почвой, способной произвести то, что в нее посеяно. Она может развиться в любую из сторон — как в сторону зла, так и в сторону чистоты и праведности19. Однако вместе со способностью к совершенствованию и развитию в человеке присутствует повреждение -«греховная зараза» (ацарт^а), о которой говорилось выше. Данное повреждение, усугубляясь духовной слабостью, также приобретенной грехом Адама, зачастую порабощает человека, использует его как свое орудие. Таким образом оно искореняет из человека склонность к духовному развитию. В итоге греху подчиняется человеческая личность в целом20. Именно такое состояние приверженцы понимания двойной смертности именуют духовной смертью.

15 В буквальном смысле данный грех нельзя именовать первородным по той причине, что райское преступление Адама было первым грехом человека, однако не первым от создания мира. Первым грехом был грех Денницы, который, в свою очередь, совратил человека на его первый грех. Текстолог Гарет Риз замечает, что глагол е1ст^Хбеу (от греч. «вошел») обозначает попадание в мир уже произошедшего греха, существовавшего до этого. См. Риз Г.Л. Послание к Римлянам. С. 160.

16 Роджерс-младший. К.Л. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета. С. 525.

17 Согласно общепринятому определению, смерть есть прекращение процессов жизни организма. Смерть наступает неизбежно у каждого живого существа. См. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона : современная версия : в 24 т. — Т.5. М.: Эксмо, 2007. 931 с. С. 915-917.

18 Указанной точки зрения придерживаются такие отцы Церкви и церковные авторы, как Амброзиастр и Констанций, см. Библейские комментарии отцов Церкви. С. 209-210, а также более близкие к нам по времени ученые, такие как еп. Михаил (Лузин) (см. Римская Церковь и послание к Римлянам. С. 80) и Д. Фаркашфалфи. (Послание к Римлянам. комментарий к греческому тексту. // Реферат под редакцией А. Р. Фокина./ М.: Центр биб-лейско-патрологических исследований, 2005. 127 с. С. 48-49).

19 Глубоковский Н., проф. Благовестие св. ап. Павла ... Кн. 1. С. 363.

20 Там же. С. 371.

Однако в полном смысле такое состояние нельзя назвать смертью по той причине, что оно условно и во многом зависит от жизни человека. Примером тому могут служить праведники Ветхого Завета, жившие до пришествия Христа и имевшие необновленную природу. Телесная смерть, в свою очередь, безусловна. Ей подвержены все потомки Адама без исключения.

Сама по себе смерть для человека является естественной составляющей его сущности как биологически живого существа. Однако богообщение, пребывание вблизи Творца давало человеку состояние нетления, делало его недоступным для телесных слабостей. Своим падением первый человек лишил себя этого «сверхдолжного» блага, а также стал подвержен смерти как наказанию.

Таким образом, смерть как естественная черта телесного создания приобрела значение проклятия для человека. Поэтому нельзя мыслить смерть, появившуюся в нем после грехопадения, отдельно от негативного изменения природы в целом. Два этих процесса стоят рядом друг с другом. Таким образом, прояснить загадку «наследства» Адама, по мнению ученого, не представляется возможным21.

В заключение разбора понятия смерти и ее природы стоит отметить следующее. Во-первых, телесная смерть не подвергается никакому сравнению и оспариваться не может. Духовная же смерть есть некое загадочное состояние, динамичное по своей природе. Оно представляется не смертью души в буквальном смысле, как фактическом прекращении ее существования, но как некоторая духовная болезнь и поврежденность. Самостоятельно искоренить в себе такое состояние для человека не представляется возможным.

ПРИЧИНЫ СМЕРТИ ПОТОМКОВ АДАМА

После рассмотрения понимания исследователями послания к Римлянам сущности смерти, унаследованной потомками Адама от своего праотца, следует перейти к рассмотрению причин данного наследования.

Причиной появления в мире греха является падение Адама в Раю, его первый грех (греч. ларалтшца). Однако не вполне ясным может показаться причина смерти каждого человека в отдельности. Комментаторы послания к Римлянам расходятся во мнении в отношении данного вопроса. Подавляющее большинство отцов Церкви, а также ученых склонны считать, что смерть наступает у человека по причине того, что каждый обладает поврежденной природой, уже содержащей в цикле своего развития неизбежную физическую смерть22. Наряду с этим есть и другое мнение — оно заключается в том, что смерть, пришедшая в мир с грехом Адама, постигает каждого человека не как его свойство, ставшее природным, но

" 23

как наказание за личный грех, его результат23.

Для более детального рассмотрения смерти и смертности в отрывке Рим. 5:12-21 стоит выделить слова апостола Павла о них из остального контекста отрывка. Соответственно, это двенадцатый, четырнадцатый, пятнадцатый, семнадцатый, а также двадцать первый стихи. Таким образом получается приблизительно следующая картина: при помощи греха одного человека смерть попала в мир. Она распространилась на каждого из людей по причине того, что они согрешили (5:12). Смерти стали подвластны все из-за преступления одного человека (5:15). По этой причине она начала царствовать над людьми (:,17). Грех также царствовал к смерти (5:21).

Такой тематический анализ отрывка, действительно, создает двоякое представление о предпосылках и причинах наступления смерти. Н.Н. Глубоковский в своем труде пишет, что двенадцатый стих, где говорится о том, что в Адаме согрешили все остальные люди (¿ф' ф лауте^ ^цартоу), очень затруднителен для толкования и анализа. Ученый сомневается в том, что кто-либо когда-либо сможет верно трактовать его до конца. Однако существующее затруднение все же не мешает осмыслить вопрос о причинах существования смерти как таковой24.

21 Глубоковский Н.Н., проф. Благовестие св. ап. Павла ... Кн. 1. С. 331.

22Августин Иппонийский, блж., Иоанн Златоуст, свт. Кирилл Александрийский (см. Библейские комментарии отцов Церкви. Т. 6. С. 208212), блж. Феофилакт Болгарский (см. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Послание к Римлянам. С. 46), свт. Феофан Затворник (см. Феофан затворник, свт. Толкование послания св. апостола Павла к Римлянам. Сергиев Посад: Типография СТСЛ, 1910. 426 с. С. 135). Кроме того, данный взгляд разделяют более поздние отечественные и зарубежные авторы, такие как Н.Н. Глубоковский (см. Благовестие св. ап. Павла. Т. 1. С. 327-328), еп. Михаил (Лузин) (см. Римская Церковь и послание к Римлянам. С. 118), У. Баркли (см. Толкование послания к Римлянам. С. 92-93), Гарет Риз (см. Критический и экзегетический комментарий к книге апостола Павла «Послание к Римлянам». С. 168), Э. Бест (см. Толкование послания к Римлянам святого апостола Павла. С. 90.) и др.

23 Геннадий Константинопольский, Феодорит Кирский (См. БКОЦ. Т. 6. С. 211-212) и Ефрем Сирин (см. Творения святых Отцов в русском переводе. С. 19-20); Д. Фаркашфалви (см. Послание к Римлянам, комментарий к греческому тексту. С. 48-49) и C. Weizsacrera (Das apostolische Zeitalter der christl. Kirche, S 125. цит. по.: Н.Н. Глубоковскому. Благовестие св. ап. Павла... кн. 1. С. 338.

24 Н.Н. Глубоковский. Благовестие св. ап. Павла... кн. 1. С. 327-328.

Утверждение апостола Павла о том, что все согрешили в Адаме есть не что иное, как указание на единство Адама с остальным человечеством. Слова апостола говорят о том, что кардинальное изменение в природе первого человека повлекло онтологические изменения в природе его потомков естественным способом наследования25. Словосочетание 5ш тоито, с которого начинается весь отрывок, вводят причинную связь между грехом Адама и всеми последующими бедствиями его потомков. Однако, несмотря на то, что оно прямо указывает их причину, оно является одним из самых неоднозначных и спорных мест

послания26.

Теперь следует перейти к рассмотрению непосредственных причин смерти. Доподлинно известно, что все люди во все времена умирали. Смерть по той или иной причине наступала у каждого человека, невзирая на его нравственное состояние: существует множество усопших праведников, почитаемых Церковью святыми. Безусловно, можно привести мнение о том, что данные люди, несмотря на свою праведность, так или иначе совершали в своей жизни грехи. Однако данный аргумент сторонников понимания смерти как наказания за личные грехи легко сводится на нет смертью младенцев, умерших по тем или иным причинам.

Таким образом, понимание личных грехов людей как причины их смерти лишаеют падение Адама особой значимости. Кроме того, такое видение вопроса приводит к выводу о том, что каждый человек способен полностью контролировать продолжительность физической жизни своей нравственной жиз-нью27. Помимо указанного логического следствия рассматриваемого мировоззрения оно обесценивает действия Христа, поскольку наделяет человека духовной независимостью, основанной на способности полностью управлять своей судьбой самостоятельно28.

Таким образом, как уже говорилось выше, смерть по своей сути является биологической чертой, естественной для человека, которая получила свое развитие благодаря грехопадению Адама. Смерть есть естественный процесс, не функционировавший в первых людях до грехопадения по причине соприкосновения с Творцом и его благодатью. Он начал действовать в Адаме только после его отпадения от Создателя. Телесная смерть ожидала каждого человека даже в то время, когда грех не вменялся, замечает Н.Н. Глубоковский. Это является прямым подтверждением тому, что личный грех не влияет на физическую смерть человека29.

Однако, здесь важно отметить, что грех и смерть вошли в мир вместе и поэтому находятся крайне близко друг к другу. Они единообразно переходят каждому человеку естественным способом генетического наследства30. В этом заключается одно из возможных разрешений затрудненного понимания вышеупомянутых слов бю тойто. Они связывают причину с результатом. В качестве первой выступает грех Адама, в то время как греховность и смертность потомков Адама являются плодом их природы, а также личного выбора31.

Рассмотрев приведенные аргументы, можно сделать вывод, что смертность в человеке является составляющей частью его природы, которую он получил в качестве естественного наследства от падшего прародителя, Адама. Относительно же личных грехов каждого отдельного человека необходимо отметить то, что они не играют решающей роли в отсутствии или же наличии смерти. Однако, несмотря на это, не стоит недооценивать влияния грехов на жизнь человека32. Смерть является спутницей греха и естественным следствием любого греховного падения человека. Грех же, в свою очередь, является подпиткой силы смерти и ее власти над человеком. Данная мысль наглядно подтверждается историей человечества. Из исторического текста Библии видно то, что, чем развращеннее было какое-либо общество, тем более увеличивалась и ускорялась в нем смертность, стимулируемая различными пороками33. Кроме того, сам апостол Павел в начале Послания к Римлянам говорит о близкой связи здоровья тела и греха: «...мужчины... разжигались похотью друг на друга... и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим. 1:27).

25 Stott J.R.W. Men Made New, an Exposition of Romans 5-8. Downers Grove. IL.: InterVarsity Press, 1966. 173 p. P. 24-25.

26 SchweinsbergL. An Investigation Of Paul's Use Of The Word "Type" In Romans 5,12-21. P. 25.

27 Н.Н. Глубоковский. Благовестие св. ап. Павла... кн. 1. С. 324

28 Н.Н. Глубоковский. Благовестие св. ап. Павла. кн. 1. С. 328.

29 Там же. С. 327; Э Бест Э. Толкование послания к Римлянам святого апостола Павла. // Кембриджские Библейские Толкования./ Машинопись. 271 с. С. 89.; Риз Г.Л. Критический и экзегетический комментарий к книге апостола Павла «Послание к Римлянам». С. 164, а также еп. Михаил (Лузин). Римская Церковь и послание к Римлянам. С. 118.

30 Н.Н. Глубоковский. Благовестие св. ап. Павла. кн. 1. С. 328.

31 Burton E.D.W. Syntax of the Moods and Tenses in New Testament Greek (Edinburgh: T. & T. Clark, 1973). P. 28. Цит. по: Schweinsberg L. An Investigation Of Paul's Use Of The Word "Type" In Romans 5,12-21: Comparison, Contrast, Or Both? P. 33.

32 Михаил (Лузин), еп. Римская Церковь и Послание к Римлянам. С. 118.

33 К примеру, Содом и Гомора.

На основании всего вышеизложенного стоит заключить, что при условии того, что слабость тела, а также болезни являются дорогой к смерти, грехи, приносящие человеку болезни, служат своего рода службу смерти. Стоит отметить, что не только физические грехи приводят человека к болезням: в медицине и психологии существует такой термин как, психосоматика, под которым понимается негативное влияние душевного состояния человека на его физическое здоровье34. Все это дает возможность сделать вывод о том, что личные грехи человека предствляются своего рода подпиткой для смерти, увеличивающей ее силу. Однако крайне важно понимать то, что они не являются непосредственной причиной физической смерти. Человек умирает вне зависимости от того, какую жизнь он ведет, а также от уровня его духовного развития. Таким образом, причиной смерти каждого человека в отдельности является обладание им поврежденной первым грехом природы, которая переходит к каждому человеку по наследству от первого согрешившего человека, Адама.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЦАРСТВО СМЕРТИ

В данном разделе представляется необходимым описать то, что получила смерть, попав в природу человека, и как ее преобразовала. Апостол Павел говорит, что смерть стала царствовать над всеми людьми. Данными словами св. Павел характеризует то состояние, какое получила природа человека после грехопадения. Выше шла речь о некоторых частностях повреждения природы, полученных посредством греха Адама, теперь необходимо систематизировать изложенные данные и описать то царство смерти, о котором говорит апостол Павел.

Из-за грехопадения Адама в природу человека вошло некое повреждение, которое изменило ее и подтолкнуло к новому способу существования. Данное повреждение делится на две основные части. Первой из них является ^ ацарт1а, полученная естественная склонность воли человека ко греху. Эта склонность создает в человеке двойственность — с одной стороны человек, как Божье творение, стремится к своему Творцу; с другой, имея амартию, тяготеет ко греху. Вторая часть указанного повреждения проявилась в виде физической смерти. Смерть изначально была естественной для человека, однако бездейственной для него по причине приобщения к благодати Божьей. Смерть активизировалась как только человек отдалился от Создателя через свой грех. Такое двоякое состояние человека апостол Павел называет «царствующей смертью». Оно получило над человеком господство. Тело стало страдать, а со временем умирать. Душа, в свою очередь, стала страдать от двойственности — стремления к Богу и

35

тяготению ко греху35.

Таким образом, во власти смерти находилось все человечество, от не грешащих младенцев до праведных людей, борющихся с последствиями повреждения природы36. Каждый человек в различной степени подвержен «царству смерти», которое характеризовалось главным образом состоянием отделенности от Бога.

ЗАКОН

Закон чтился иудеями превыше всего. Для них он был мерилом всего — жизни, нравственности, благочестия, греховности. Кроме всего прочего, он был для них залогом и гарантом спасения. Апостол Павел же в послании к Римлянам описывает его в несколько ином свете. В двадцатом стихе пятой главы о законе говорится следующее: «Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление...». Приведенный текст взят из Синодального перевода. При буквальном же прочтении перевод выглядит несколько сглаженным, поскольку дословно это место будет выглядеть так: «Закон же вдобавок присоединился, чтобы умножилось преступление». Таким образом, из слов апостола следует, что закон был дан Богом человеку не для того, чтобы дать нравственные ориентиры, но за тем, чтобы сделать его виновным в грехе. При первом прочтении данные слова апостола кажутся непонятными и, более того, — не соответствующими любви Бога к людям. Однако они содержат значительно больший смысл, нежели может показаться на первый взгляд.

34 Энциклопедический словарь медицинских терминов [В 3 т., т. 2] / гл. ред. акад. Б.В. Петровский. — 1-е изд. М: Советская Энциклопедия, 1983. 447 с. С. 394.

35 Барт К. Толкование посланий к Римлянам и Филипийцам. М.: Библейско-Богословский институт св. Андрея. 306 с. С. 60.

36 Слова из 5:15 «...преступлением одного подверглись смерти многие» нередко вызывают разногласия в трактовке экзегетами. Слово «многие» употреблено в данном месте в контексте мышления евреев того времени. Параллель такому обобщению можно найти у пророка Исаии (53:12), где пророк говорит, что Спаситель возьмет на себя грех «многих» для спасения человечества. См. Риз Г.Л. Критический и экзегетический комментарий к книге апостола Павла «Послание к Римлянам». С. 165-166.

Богоизбранному народу Господь дал через пророка Моисея закон. Закон был чем-то совершенно новым для евреев и людей в целом — откровением греха. Он представлялся перечнем ограничений и правил, расхождение с которыми или же нарушение которых становилось сознательными поступками наперекор воле Бога, т.е. преступлением. Иудеи беспрекословно верили в то, что праведность и спасение достигаются буквальным исполнением закона. В то время как он являлся только условными рамками нормальной для человека жизни. По прошествии значительного времени закон приобрел среди иудеев необычное почитание, которое практически не имело ничего общего с Богом. Кроме того, закон дополнился несколькими сотнями новых, привнесенных туда книжниками, предписаний.

Иудейские взгляды на спасение и благочестивую жизнь, как уже говорилось выше, зависели исключительно от личного исполнения постановлений закона и преданий старцев. Мнение апостола Павла касательно Моисеева законодательства идет вразрез с ними. Тогда как иудеи считали залогом спасения закон, апостол языков низводит его значение как искупительной силы, дающей человеку праведность. Однако здесь не следует понимать слишком буквально слова апостола: несмотря на своего рода пренебрежение к иудейскому почитанию закона, усматриваемое в словах благовестника, необходимо понимать и помнить, что он воспринимал его как Божие изречение, бесспорно являющееся благим. Апостол лишь ниспровергает нездоровое почитание закона иудеями. Об этом он сам говорит в седьмой главе послания к Римлянам: «Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим. 7:12). Исследователь Гарет Риз, опираясь на принципы текстологии, подтверждает положительное значение закона как его основного свойства. Он утверждает, что «вхождение» в мир закона находится в ряду Божиих благодеяний людям и, более того — оно является их завершением. В девятнадцатом стихе рассматриваемого отрывка находится перечисление благодеяний, которые Спаситель дал миру. После этого, в самом начале двадцатого стиха, находится словосочетание v6цog 5е ллрешп^Веу, дословно переводящееся так: «Закон же вошел вдобавок»37. Из этого можно заключить, что данный неоднозначный дар — закон — не просто оканчивает перечисление Божиих благодеяний, но он венчает список тех даров, которые получило человечество через искупление Спасителя. Отечественный ученый Василий Мыщцын пишет в своем труде о понятии Закона в богословии апостола Павла, что последний был добр и духовен. Праведность закона, по мысли ученого состояла в любви Бога к своим созданиям, заключенной в нем38. При всем этом он, однако, не мог дать человеку силы, могущей спасти его духовно39. По этой причине представляется важным раскрыть цели, содержащиеся в столь неоднозначно оцениваемом ветхозаветном законе.

Первой целью закона, с которой он был дан Богом путешествующему по пустыни еврейскому народу, является явление ему греха. Оно было призвано оградить людей от него40. Человек и ранее в различной степени сознавал, что некоторые внутренние побуждения, а также совершенные им отрицательные поступки являются чем-то негативным. Было бы неразумно утверждать противоположное по той причине, что совесть человека, своего рода внутренний закон, была у него с момента сотворения.

Закон показал людям то, что грех является не только вредом самому себе41, но чем-то большим того — преступлением перед Творцом42. Таким образом, через изменение статуса греха из обычного вреда самому себе в преступление Бог ясно очертил границы нормативной жизни для израильского народа, который в то время находился под влиянием язычества.

Второй и важнейшей целью закона является вышедшая из первой цели — приготовление людей к пришествию на землю Христа. Именно для этой цели, как необычно это ни звучит, грех должен был умножиться на земле. Личные грехи, которые после появления Закона стали преступлением, должны были дать человеку понять всю глубину его падения на примере его собственной внутренней драмы. Это, в свою очередь, должно было привести его к осознанию беспомощности собственных сил для борьбы с последствиями грехопадения43. Благодаря такому действию закона человек был призван постепенно развиваться, совершенствоваться духовно, в доступной для ветхозаветных времен мере. Этот духовный в свою очередь был призван привести человека к состоянию, в котором его существо было бы наполнено Божиим законом. человек в таком состоянии должен был думать и желать им и в его контексте, а его благочестие

37 Риз Г.Л. Критический и экзегетический комментарий к книге апостола Павла «Послание к Римлянам». С. 172.

38 Мышцын В. Н. Учение Св. Апостола Павла о законе дел и законе веры. Сергиев Посад: 2-я типография А. И. Сни-геревой в Сергиевом Посаде Московской губ., 1894. 264 с. С. 8-9.

39 Там же. С. 6-7.

40 Иоанн Златоуст, свят. Гомилии на Послание к Римлянам.// БКОЦ./ Т. 6. С. 228.

41 Амброзиастер. Комментарий на Послание к Римлянам.// БКОЦ./ Т. 6. С. 213.

42 Фаркашфалфи Д. Послание к Римлянам, комментарий к греческому тексту. С. 52-53.

43 Михаил (Лузин, еп.). Римская Церковь и Послание к Римлянам. С. 73.

было бы рождено не страхом перед буквализмом закона, но любовью — тем единственным, что оживляет закон и наполняет его смыслом44.

Однако стоит отметить, что несмотря на свой благой замысел, закон не мог осуществить главного: он не мог исцелить страдающего под тяжестью греха человека. Данную мысль апостол Павел выразил в своем послании к Галатам: «...Ибо если был дан закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона» (Гал. 3:21).

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать некоторые выводы о законе. Во-первых, он был подготовительным этапом, нес сотериологически значимую задачу, однако при этом не был первостепенно значимым фактором религии, в который превратили его иудеи45. Еп. Михаил (Лузин) проводит сравнение между законом и юношеским возрастом. Владыка пишет, что состояние людей, живших до появления закона есть безнаказанное младенчество. В раннем детстве человек по причине присущей ему в таком возрасте бессознательности не может отвечать за совершенные им поступки. Однако эти поступки могут причинить ему вред различной степени. Появление закона представляется наступлением юношеского возраста, в котором человек вполне сознает себя, а также отвечает за совершенные дела. Однако данное состояние не может являться полноценной зрелостью, оно лишь является переходным периодом. Зрелость у человека наступает только после пришествия благодати Христа, которая дает ему большую ответственность, а вместе с ней и способность к духовному развитию46.

При помощи приведенного примера можно наблюдать значимость Закона, а также его служебное назначение и функции. Таким образом, он не может претендовать на первое место в религиозной жизни древнего человека.

Неверное понимание закона является следствием роковой ошибки его главных обладателей — иудеев. Эти религиозно образованные люди превратили «детоводителя ко Христу» (Гал. 3:24) в непоколебимую самоцель, подвигнувшую их на противостояние главной цели закона — Христу47, доведшему их до Его убийства.

заключение

Итак, рассмотренный отрывок послания апостола Павла к Римлянам изображает Адама как причину и путь, которым в мир и человеческую природу попали грех и смерть. В завершении настоящего обзора данного отрывка следует сделать ряд заключений о специфике богословия апостола язычников.

Грех Адама ввел человека в состояние страстности, тленности и смертности. Эти три фактора являются главными антиподами райской жизни Адама. Два из них — тленность и смертность — были изначально присущи человеческой природе, вложены Богом при сотворении — очевидно, по причине Божественного всеведения и знания о грядущем грехопадении. Эти факторы природы не имели действия, находились в своего рода анабиозе благодаря тому, что человек находился в непосредственной близости к Творцу, приобщался Ему через личное общение. Страстность — склонность ко греху и зависимость от него — стала новой составляющей природы, дотоле не бывшей в ней.

Все эти факторы сформировали новый образ жизни человека, значительно сузили ее духовные и физические рамки — человек стал страдать от греха и умирать — попал во власть смерти.

Наряду с указанным новым способом и образом существования человека со временем у него появилось еще одно бремя и ограничение — закон. Важно понимать назначение и роль этого закона. Он выполнял подготовительную функцию — вел израильский народ путем познания своих грехов и осознания неполноценности собственных сил в борьбе с ними. Это сознание родило вывод о необходимости помощи Бога, явлении Мессии — того антипода, чье влияние на человеческую природу апостол Павел противопоставляет Адаму.

44 Мышцын В. Н. Учение Св. Апостола Павла о законе дел и законе веры. С. 8-9.

45 Кирилл Александрийский, свят. Фрагменты.// БКОЦ./ Т.6. С. 230.

46 Михаил (Лузин, еп.). Римская Церковь и Послание к Римлянам. С. 117-118. Подобно еп. Михаилу Закон как под-готовительную ступень трактует Эрнест Бест, см. Толкование Послания к Римлянам святого апостола Павла. С. 94.

47 Антоний (Паканич), еп. Послание святого апостола Павла к Римлянам в отечественной библейской науке с от-дельными экскурсами в западную библеистику. Киев: Издательский отдел УПЦ, 2009. 230 с. С. 194.

СПИСОК использованной литературы

1. Burton E.D.W. Syntax of the Moods and Tenses in New Testament Greek (Edinburgh: T. & T. Clark, 1973). P. 28.

2. Hooker M.D. From Adam to Christ. Essays on Paul. Cambridge: University Press, 1990. 198 p.

3. Kreilz L.J. Адам и Христос // Словарь Нового Завета. Т. 2. С.5.

4. Schweinsberg L. An Investigation Of Paul's Use Of The Word "Type" In Romans 5,12-21. P.

5. Scroggs R. The Last Adam: Studyin Pauline Anthropology. Basil: Blackwell, 1966. 139 p.

6. Stott J.R.W. Men Made New, an Exposition of Romans 5-8. Downers Grove. IL.: InterVarsity Press, 1966. 173 p. P. 24-25.

7. VanMaaren J. The Adam-Christ Typology in Paul and its Development in The Early Church Fathers. // Tyndale Bulletin / Cambridge, 2011. p. 275-297.

8. Антоний (Паканич), еп. Послание святого апостола Павла к Римлянам в отечественной библейской науке с отдельными экскурсами в западную библеистику. Киев: Издательский отдел УПЦ, 2009. 230 с. С. 194.

9. Баркли У Толкование послания к Римлянам.

10. Барт К. Толкование посланий к Римлянам и Филипийцам. М.: Библейско-богословский институт св. Андрея. 306 с. С. 60.

11. Бест Э. Толкование послания к Римлянам святого апостола Павла. // Кембриджские библейские толкования./ Машинопись. 271 с.

12. Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Издание в 17 т. Тверь: «Герменевтика», 2003. Т. 6. 600 с.

13. Глубоковский Н.Н., проф. Благовестие св. ап. Павла по его происхождению и существу. Библейско-богословское исследование. Кн. 1. Введение. — Обращение Савла и «Евангелие» Павлово и иудейско-рав-винское богословие, апокрифы и апокалиптика. СПб.: Синодальная типография, 1905. LXX + 890 с.

14. Жила Стефан, прот. Послания апостола Павла: пособие по изучению и толкованию / Сретенская духовная семинария. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2019. 720 с.

15. Иванов М. С. Грех // Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. 2006. Т. 12. 752 с.

16. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И. А. Ефрона : современная версия : в 24 т. — Т.5. М.: Эксмо, 2007. 931 с.

17. Михаил (Лузин), еп. Римская Церковь и Послание к Римлянам.// Библейская Наука. Академические чтения по св. Писанию Нового Завета. III. (выпуск второй)./ Под ред. Н.И. Троицкого. Тула: Электропечатня и типография И.Д. Фортунатова, 1905. 141 с.

18. Мышцын В. Н. Учение св. апостола Павла о законе дел и законе веры. Сергиев Посад: 2-я типография А. И. Снигеревой в Сергиевом Посаде Московской губ., 1894. 264 с.

19. Риз Г.Л. Послание к Римлянам. // Критический и экзегетический комментарий к книге апостола Павла «Послание к Римлянам». / М.: «Весть», 2004. 646 с.

20. Роджерс-младший. К.Л. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета. СПБ.: Библия для всех, 2001. 1007 с.

21. Фаркашфалви Д. Послание к Римлянам. комментарий к греческому тексту. // Реферат под редакцией А.Р. Фокина./ М.: Центр библейско-патрологических исследований, 2005. 127 с.

22. Хаакер К. Богословие послания к Римлянам. // Современная библеистика./ М.: Библейско-бого-словский институт св. апостола Андрея, 2006. 249с.

23. Энциклопедический словарь медицинских терминов [В 3 т., т. 2] / гл. ред. акад. Б.В. Петровский. — 1-е изд. М: Советская Энциклопедия, 1983. 447 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.