УДК 903.044
Булакова Екатерина Александровна
магистрант I курса исторического факультета
Уральский федеральный университет им. первого Президента России
Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия, e-mail: [email protected]
ОБРАЗ ЖИЗНИ СИНТАШТИНСКО-ПЕТРОВСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОГО УРАЛА: «ТЕКСТИЛЬНАЯ» ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА СОСУДОВ
Ekaterina A. Bulakova
I year Master of the Faculty of History
Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia, e-mail: [email protected]
LIFE STYLE OF THE SINTASHTINSKO-PETROVSKY POPULATION OF THE SOUTHERN URALS: "TEXTILE" TECHNOLOGY OF VESSELS
PRODUCTION
Аннотация. В статье кратко рассматриваются этапы становления археологии Южного Урала и накопления археологических данных о группе памятников бронзового века, известной современной науке как «Страна городов». Подробнее описываются работы об одном из поселенческих памятников данной группы - укрепленном поселении Каменный Амбар и приводятся последние данные об архитектурной реконструкции памятника. Уделяется внимание особенной технологической традиции, выявленной при анализе керамического комплекса памятника, подчеркивается возможность реконструкции древнего ткачества у синташтинско-петровского населения памятника на основании данного косвенного источника.
Ключевые слова: археология, бронзовый век, Южный Урал, синташтинско-петровская культура, «текстильная» керамика, образ жизни.
Abstract. The article briefly examines the stages of the archeology of the Southern Urals and the accumulation of archaeological data on the group of monuments of the Bronze Age, known to modern science as the "Country of Cities." More details are given of works on one of the settlement monuments of this group - the fortified settlement Kamenny Ambar and the latest data on the architectural reconstruction of the monument. Attention is paid to the special technological tradition revealed on the monument during the analysis of the ceramic complex, emphasizes the possibility of reconstructing ancient weaving in the Sintashta-Petrovsky population of the monument on the basis of this indirect source.
Keywords: Archaeology, Bronze Age, pottery, Southern Urals, Sintashta culture, Petrovskaya culture, «textile» pottery, life style.
Воссоздание образа прошлого, обстоятельств жизни людей, быта и культуры является ключевой задачей исторической науки. Накопление
© Булакова Е.А., 2017
археологических данных, их статистическая и аналитическая обработка позволяют реконструировать современным ученым материальную (и иногда духовную) культуру прошлого, вводить все новые данные в научный оборот.
Территория Южного Зауралья в бронзовом веке являлась ареалом проживания развитых древних обществ, которые оставили после себя большое число памятников поселенческого типа. Возможность определить для археологических объектов границы и четко выраженную экологическую нишу позволила дать этой группе памятников название «Страна городов». Эта группа включает не только поселения, но и могильники, а также производственные участки по выборке руды и добыче камня. Однако именно наличие укрепленных поселений является ключевой характеристикой для данной группы памятников, расположенной в пределах Зауральского пенеплена, культурная принадлежность которой определена как синташтинско-аркаимская. А данные радиоуглеродного анализа позволяют датировать памятники III -первой третью II тысячелетия до н. э. [3, с. 6].
История изучения памятников бронзового века на территории южноуральских степей имеет во многом ключевое значение для осознания древней истории степи-лесостепи Евразии в целом. Хронологически история изучения была разделена Г.Б. Здановичем и И.М. Батаниной на три условных этапа. Первый этап (середина 1950-х - середина 1970-х гг.) характеризовался постепенным накоплением археологического материала, целостность и единство которого еще не были осмыслены. Проводились раскопки отдельных памятников средней бронзы, но они не носили системного, целенаправленного характера [3, с. 8].
Второй этап (середина 1970-х - конец 1980-х гг.). Начало этапа отмечено несколькими крупными открытиями в Зауралье и Южном Приуралье. Эти данные привели исследователей к выводам о большой культурно-исторической значимости памятников урало-казахстанских степей эпохи средней бронзы. Внимание привлекали остатки боевых колесниц, костяные псалии дисковидной формы, богатство и пышность погребального обряда [3, с. 8-9].
Третий этап (с конца 1980-х гг.) ознаменовался расширением базы источников по синташтинско-аркаимской культуре за счет новых полевых открытий и введения в широкий научный оборот итогов археологических раскопок предшествующего времени. В 1987 г. на юге Челябинской области было открыто укрепленное поселение Аркаим, на котором производились системные раскопки. Также благодаря методу дешифрования аэрофотоснимков в Южном Зауралье была выявлена целая группа укрепленных поселений синташтинского типа. В итоге с начала 1990-х гг. раскопки памятников синташтинско-аркаимской культуры приобрели целенаправленный и системный характер [3, с 9-10]. А синташтинский феномен стал обозначаться двумя научными метафорами «Страна городов» и «протогородская цивилизация». Эти названия имеют условный характер, но их употребление целесообразно, так как подчеркивает принципиальное отличие синташтинского жестко спланированного и укрепленного центра от традиционного для эпохи бронзы поселения, например срубного или андроновского. Важно и то, что «Страна городов» имеет четко выраженные границы и хорошо читаемую, относительно небольшую территорию [3, с. 11-12].
Одним из поселений, входящих в состав «Страны городов», является Каменный Амбар. Памятник представляет собой укрепленное поселение, которое находится на юге Челябинской области, по левому берегу реки Карагайлы Аят, недалеко от населенного пункта Карталы [4, с. 7]. Поселение подпрямоугольной формы, с замкнутой системой ограждений, состоящей из грунтовой (дерево, глина) стены, облицованной снаружи с помощью глинистого раствора каменными плитами, рва неровной конфигурации и невысокого глинистого вала. Площадь внутри ограждения около 1,8 га, из них раскопами исследовано 2800 м2. Изучено два участка внешней оборонительной стены и рва, два участка поперечной стены, шестнадцать построек, из которых четыре исследованы полностью, остальные - частично. На основании результатов анализа хроностратиграфического распределения керамики в слое поселения и радиоуглеродного датирования было выявлено два основных
периода в истории жизни поселения - синташтинско-петровский (2030-1870 (2050-1760) ВС) и срубно-алакульский (1980-1780 (2040-1770) ВС) [5, с. 9293]. Исследование было выполнено в междисциплинарной парадигме. В ходе полевых работ использованы методы и инструментарий археологии (методы контекстуального анализа, хроностратиграфии, анализ пространственного распределения артефактов, трасологический метод), а также методы геофизики; в процессе изучения остатков построек применялись методы архитектурного моделирования, компьютерного проектирования и графики [5, с. 93].
Интересно отметить, что помимо классического керамического комплекса, выступающего в качестве маркера культуры, на поселении зафиксирован совсем небольшой процент (3,17 % от общего числа коллекции) керамики с текстильными отпечатками. Такая керамика называется «текстильной», при этом имеется в виду особая технология догончарного производства сосудов, в которой формовка изделия происходит на модели с использованием тканевой прокладки, оставляющей отпечатки на внутренней поверхности сосуда [1, с. 80]. Они представляют собой характерный оттиск тканевого переплетения. Такой тип керамики позволяет воссоздать образ древних сосудов поселения Каменный Амбар и также является косвенным источником для реконструкции древнего ткачества. Исследование керамики с «текстильными» отпечатками производилось на основании формализованного списка критериев, таких как культурная принадлежность фрагментов керамики, качество текстильного оттиска на фрагменте, материал нити, тип переплетения и др. с визуальным исследованием и фиксацией всех сведений в базе данных. Проведенная работа позволила установить у населения Каменного Амбара присутствие такой традиции производства лепной керамики, которая предполагала использование текстиля для изготовления нового сосуда. Распределение текстильных оттисков по типу материала нити зачастую вызывает трудности, поскольку на данный момент выявлена только одна достоверная характеристика, отличающая растительное волокно от животного, на основании одного лишь отпечатка - это глубина и четкость оттиска [2, с. 96].
Однако полученная картина (почти равное распределение текстильных оттисков на «растительные» и «животные») вполне обоснована: скотоводческая направленность экономики Каменного Амбара вовсе не исключает активного использования некультурных видов растений как в пищу, так и для хозяйственных нужд. Палеоботанический анализ показал, что обитатели поселения использовали широкий спектр растений, пыльца которых и их макроостатки обнаружены в слое памятника и за его пределами [6, с. 235-237]. Относительно небольшое количественное присутствие фрагментов (целых сосудов выявлено не было) керамики такого типа в коллекции частично объясняется спецификой процесса формовки изделий (жгутовая лепка), а также позволяет утверждать, что это была не основная технологическая традиция, а методика, присущая какой-то части населения, но стабильно встречающаяся на протяжении всего периода существования поселения. Также небольшая доля «текстильной» керамики в коллекции объясняется тем, что использование такого ценного материала, как ткань, в производстве сосудов определялось особенным случаем и не было доступно для формовки керамики повседневного пользования.
Рассмотренный здесь случай реконструкции образа жизни населения и приведенный в качестве примера аспект производства догончарных изделий, позволяют ближе познакомиться с традициями населения Южного Зауралья в эпоху палеометалла. Культурная принадлежность памятника, его архитектурный образ и присутствие достаточно интересной технологической традиции могут помочь провести исторические параллели и проследить социокультурные связи.
Список литературы
1. Виноградов Н.Б. Новые данные о технологии гончарства у населения алакульской культуры Южного Зауралья и Северного Казахстана // Древности Среднего Поволжья: межвузов. сб. Куйбышев: Куйбышев. гос. ун-т, 1985. С. 79-84.
2. Галиуллина М.В. К реконструкции сырьевой базы ткацкого производства на поселении эпохи бронзы Аркаим // Археологический источник и моделирование древних технологий: тр. музея-заповедника Аркаим. Челябинск, 2000. С. 95-103.
3. Зданович Г.Б. Аркаим - Страна городов: Пространство и образы (Аркаим: горизонты исследований). Челябинск: Крокус; Юж.-Урал. кн. изд-во, 2007. 260 с.
4. Корякова Л.Н. Отчет об археологических раскопках укрепленного поселения Каменный Амбар (Ольгино) в 2009 г. Екатеринбург, 2012. 57 с.
5. Корякова Л.Н., Кузьмина С.А. Некоторые особенности архитектуры укрепленного поселения Каменный Амбар в контексте образа жизни населения Южного Зауралья начала II тыс. до н. э. // Уральский исторический вестник. 2017. № 1 (54). С. 92-102.
6. Rüdiger Krause, Ludmila N. Koryakova (eds.) Multidisciplinary investigations of the Bronze Age settlements in the Southern Trans-Urals (Russia) // Verlag Dr. Rudolf Habelt GmbH. Bonn, 2013. 352 с.
УДК 902
Савиных Марина Михайлова
студентка II курса исторического факультета
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь,
Россия, e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ КУРГАННОГО ОБРЯДА НАСЕЛЕНИЯ УРАЛА В ЭПОХУ ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Marina M. Savinykh
student of the Faculty of History
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: [email protected]
FEATURES OF THE BURIAL RITE OF THE POPULATION OF THE URALS THE ERA OF THE GREAT MIGRATION OF PEOPLES:
COMPARATIVE ANALYSIS
Аннотация. В статье приведено сравнение курганов археологических культур Приуралья и Западной Сибири по конструкции насыпи и расположению животных остатков. В результате сделан вывод о сходстве гороховской культуры, харинского этапа ломоватовской культуры и турбаслинской культуры. Полученные выводы сопоставлены с существующими теориями происхождения харинского этапа ломоватовской культуры.
Ключевые слова: погребальный обряд, курган, археология, погребение, могильник, археологическая культура, археозоология, животные останки, Великое переселение народов, Приуралье» Западная Сибирь, Прикамье.
Abstract. The comparison of barrows archaeological cultures of the Urals and Western Siberia in the structural barrow and location of animal bones. The conclusion about the similarity Gorokhovskaya culture, Kharinskii stage Lomovatovskya culture and Turbaslinskya culture. The results are compared with existing theory of the origin Kharinskii stage Lomovatovskay culture.
Keywords: funeral rites, mound, archaeology, burial, burial ground, archaeological culture, archeozoology, animal remains, the great migration of peoples, the Urals" Western Siberia, Kama.
© Савиных М.М., 2017