Научная статья на тему 'Образ жизни и физическая активность педагогов как фактор здоровьесбережения в экстремальных условиях проживания (на примере Сахалинской области)'

Образ жизни и физическая активность педагогов как фактор здоровьесбережения в экстремальных условиях проживания (на примере Сахалинской области) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
106
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ жизни и физическая активность педагогов как фактор здоровьесбережения в экстремальных условиях проживания (на примере Сахалинской области)»

^[ГШ , E^^^HZEQ

Казанский педагогический журнал

10'200ô

Литература:

1. Фельдман Д.М. Закономерности и тенденции в развитии международных отношений // Введение в социологию международных отношений: Учеб. пособие. -М., 1992.- С. 67-68.

2. Мнацаканян М.О. Нации, «нацие-строительство» и национально-этнические процессы в современном мире / Социологические исследования.- 1999.- № 3.-С. 118-127.

3. Берри Дж.В. и др. Кросскультур-ная психология. Исследования и применение / Пер. с англ.- Харьков: Гуманитарный центр, 2007.- 560 с.

4. Демократия: конфликтность и толерантность / Под ред В.С. Рахманина.-Воронеж, 2002.

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- 4-е изд.-М.: А ТЕМП, 2007.- 944 с.

6. Гудков Л. Смещенная агрессия: отношение россиян к мигрантам / Вестник общественного мнения.- № 6 (80) ноябрь -декабрь.- 2005.- С. 60-77.

7. Кросс-культурная психология: актуальные проблемы: Сб. статей / Под ред. Л.Г. Почебут, И.А. Шмелевой.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2005.- 377 с.

8. Налчаджян А. А. Этнопсихология. -2-е изд.- СПб., Питер, 2004.- 381 с.

9. Стефаненко Т.М. Этнопсихология.- М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999.

10. All different All equal / Education pack. 1st edition, September 1995. Repri-ted 1999, European Youth Centre, Strasbourg.

11.Fons Trompenaars and Charles Hampden-Turner, Riding the waves of culture: understanding diversity in global business / McGraw-Hill, 1998.

12. Richard R. Gesteland Cross-Cultural Business Behavior Copenhagen Business School Press, 2002.

ОБРАЗ ЖИЗНИ И ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ПРОЖИВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ)

П.Н. Пасюков, доктор педагогических наук, профессор, O.P. Кокорина, кандидат педагогических наук, зам. декана по УР, Сахалинский государственный университет (СахГУ), г. Южно-Сахалинск

Федеральная программа модернизации российского образования, определяемая современным уровнем социально-экономического развития общества, нацелена на совершенствование системы профессионального образования, которое принимает как изначальную основу своей деятельности идею качественной подготовки специалиста.

В связи с этим встают задачи глубокого осмысления наметившихся негативных тенденций ухудшения

здоровья нации, разработки новых подходов к изучению здоровья и воспитания человека, перестройки всей системы воспитания и образования подрастающего поколения и в целом государственной политики. Стратегическая цель - поднять и укрепить авторитет здоровья как общечеловеческой ценности в сознании и мироощущении населения и особенно учащейся молодежи, представляющей собой основной резерв пополнения трудовых ресурсов страны.

96

Здоровье людей само по себе представляет огромную ценность. Здоровый человек, здоровая нация или цивилизация составляют предпосылки для оптимистичных перспектив существования жизни на земле, если при этом люди тянутся к образованию, становятся образованными. Однако участие людей в образовании весьма энергозатратно, что может приводить к ухудшению их здоровья, если не предпринимать специальных мер по охране здоровья (Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков, 1999, П.Н. Пасюков, 1999).

Проблема здоровьесбережения в системе образования стоит в ряду приоритетных задач, требующих незамедлительного решения, поскольку это напрямую связано с подготовкой специалистов и формированием рынка труда.

Профессиональное здоровье педагога - это способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности педагога в любых условиях профессиональной деятельности.

Особое значение она приобретает в регионах с экстремальными условиями проживания, в таких, как Сахалинская область. Территория Сахалинской области отнесена к районам Крайнего Севера (Север Сахалина и Курильские острова) и приравненным к ним (вся остальная территория Сахалина). Это является правовым отражением отдаленности и экстремальности природных условий Сахалинской области, которые в опреде-

ленной мере затрудняют ведение хозяйства и сказываются на условиях жизни населения.

Географическое положение обусловливает существование множества специфических региональных социально-экономических и медико-биологических особенностей, которые негативно влияют на здоровье человека. Среди них: муссонный климат с экстремальными характеристиками, частые природные катаклизмы (тайфуны, цунами, снежные заносы, наводнения, землетрясения), растянутость коммуникаций, энергодефицит, постоянные и сезонные миграции населения, близость границ и т. д.

Исследование образа жизни, состояния здоровья и физической активности педагогов Дальневосточного региона проводится на базе Лаборатории региональных образовательных систем и педагогических технологий Сахалинского государственного университета с 1999 года.

В настоящее время целью нашего исследования явилось определение состояния здоровья, физической активности учителей различных районов Сахалинской области, расположенных в разных климато-геогра-фических зонах (Охинский, Ноглик-ский, Углегорский и Долинский районы), а также острова Курильской гряды; мнение педагогов по сохранению и укреплению здоровья, а также поиск путей и средств здоровьесбере-жения в системе профессионального образования, т.к. настоящие педагоги являются бывшими выпускниками регионального вуза, и неумение или нежелание сохранять свое здоровье является следствием недостаточного

иоиг_М0_2008.р65 97 05.11.08, 13:55

■ 1111

п

ш

Казанский педагогический журнал

10'2006

применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе вуза.

Охинский район - самый северный район острова. Он попадает по своему географическому расположению в зону тундры с соответствующими климатическими и погодными условиями. Ногликский район также расположен на севере острова, граничит с Охинским, но по географическому расположению чуть южнее последнего. Климатические и погодные условия Ногликского района достаточно суровы. Углегорский район расположен в центральной части острова Сахалин, на западном побе-

режье, обращенном к материку. Климат здесь намного теплее и мягче, так как в Татарский пролив, вблизи которого этот район расположен, заходит теплое течение из Японского моря. Долинский район расположен на юге Сахалина.

Несмотря на суровый климат северной части Сахалина, по некоторым параметрам заболеваемости показатели выше в Углегорском и Долин-ском районах, но это уже связано с социально-экономическими условиями и как следствие низким уровнем жизни населения, в том числе и представителей учительской профессии (табл. 1-2).

Таблица 1

Состояние здоровья и частота заболеваемости учителей общеобразовательных школ различных районов Сахалинской области

№ п/п Исследуемые параметры Районы области

Охинский п = 89 (%) Ногликский п = 37 (%) Углегорский п = 12 (%) Долинский п = 31 (%)

1 2 3 4 5 6

1 Считают себя здоровыми 15,7 64,8 33,3 32,2

2 Отмечают нарушения в состоянии здоровья 41,5 35,1 66,6 67,7

3 Болеют 1 раз в год 19,1 45,9 33,3 29,0

4 Болеют 2 раза в год 23,5 29,7 33,3 38,7

Продолжительность заболевания

1 2 3 4 5 6

1 1 неделя 4,5 18,9 50,0 25,8

2 2 недели 8,9 27,0 33,3 35,4

3 Более 2 недель 2,2 13,5 8,3 32,2

4 Общая заболеваемость в учебном году (дней) 190 89 60 273

Таблица 2

Структура заболеваемости учителей различных районов Сахалинской области

№ п/п Структура заболеваемости Районы области

Охинский п = 89 (%) Ногликский п = 37 (%) Углегорский п = 12 (%) Долинский п = 31 (%)

1 Сердечно-сосудистые 32,5 24,3 41,6 51,6

2 Пищеварительные 20,2 29,7 50,0 25,8

3 Нервные 7,8 37,8 66,6 45,1

4 Заболевания органов дыхания 29,0 21,6 16,6 20,2

5 Ожирение различной степени (избыточный вес) 21,3 27,0 25,0 32,2

6 Другие заболевания 11,2 10,8 25,0 22,5

В связи с этим представляют интерес результаты исследования образа жизни и состояния здоровья школьных учителей на Южных Курилах (о. Шикотан - п. Крабозаводское, Малокурильское с населением 2100 человек) и Северных Курилах (о. Па-рамушир - г. Северо-Курильск с населением 2595 человек). Всего было опрошено 25 педагогов (женщин - 20, мужчин - 5). Средний возраст - 45,3 года.

Большая Курильская гряда протянута с юго-запада на северо-восток на 1200 км от полуострова Камчатка (на севере) до японского острова Хоккайдо (на юге). В составе гряды насчитывается более 30 островов. Наиболее крупные острова: Парамушир, Симушир, Уруп, Итуруп и Кунашир. Все острова гряды - действующие или потухшие вулканы. Малая Курильская гряда вытянута с юго-запада (от японского острова Хоккайдо) на северо-восток (параллельно Большой

Курильской гряде) на 105 км. В состав гряды входит 6 островов (Шикотан, Полонского, Зеленый, Танфильева, Анучина, Юрий).

Курильские острова - это совершенно особый мир, столь своеобразны их физические и биологические характеристики, экономические и демографические показатели, относительная оторванность от материка сказывается на их флоре и фауне, а также экономическом и социальном равновесии. Особую остроту жизни населения Южных Курил придают политические притязания Японии на «северные территории».

Результаты исследований свидетельствуют о высоком уровне заболеваемости среди курильских педагогов. Только четверть опрошенных учителей считают себя здоровыми. При этом из учителей, имеющих те или иные заболевания, две трети болеют два и более раз в году (табл. 3).

99

Казанский педагогический журнал 10'2006

Таблица 3

Состояние здоровья и частота и продолжительность заболеваемости учителей Южно-Курильского и Северо-Курильского районов

№ п/п Исследуемые параметры Населенные пункты

п. Малокурильское (п = 10) п. Крабозаводское (п = 8) г. Северо-Курильск (п = 7)

Состояние здоровья и частота заболеваемости

1 Считают себя здоровыми 5 1 -

2 Отмечают нарушения в состоянии здоровья 5 7 7

3 Болеют 1 раз в год 2 4 1

4 Болеют 2 раза в год 2 2 4

5 Болеют более 2 раз в год 3 - 1

Продолжительность болезни учителей

1 1 неделя 3 6 -

2 2 недели 2 2 4

3 Более 2 недель 2 - 2

4 Общая заболеваемость в учебном году (дней) 110 14 45

Вместе с тем общее число дней, проведенных на больничном педагогами, в целом незначительно, так как они стараются справляться с недугами, не прерывая профессиональной деятельности.

В структуре заболеваемости преобладают заболевания органов дыхания. За ними следуют заболевания нервной системы и сердечно-сосудистые заболевания. При этом отдельные курильские педагоги отмечают у себя наличие двух и более заболеваний одновременно (табл. 4).

Природно-климатические условия Курильских островов во многом опре-

100

деляют образ жизни и состояние здоровья населения. Продолжительная зима, прохладное лето, резкие смены погоды вследствие влияния Охотского моря и Тихого океана во многом определяют сезонный характер заболеваемости в исследуемой группе: п. Малокурильское - октябрь-ноябрь, апрель-май, п. Крабоза-водское - март-май, г. Северо-Ку-рильск - октябрь-декабрь и март-май, что в целом совпадает с неблагоприятными периодами года.

Среди факторов заболеваемости учителя особо отмечают условия труда. На о. Шикотан учебный процесс

Таблица 4

Структура заболеваемости учителей Южно-Курильского и Северо-Курильского районов

№ п/п Структура заболеваемости Населенные пункты

п .Малокурильское (п = 10) п.Крабозаводское (п = 8) г.Северо-Курильск (п = 7)

1 Сердечно-сосудистые заболевания 2 2 3

2 Пищеварительные заболевания 2 2 1

3 Нервные заболевания 2 3 3

4 Заболевания органов дыхания 5 3 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Ожирение различной степени (избыточный вес) 2 3 6

6 Другие заболевания 3 1 -

организован в ветхих, неприспособленных помещениях. Капитальные здания школ п. Малокурильского и Крабозаводского, которые были разрушены мощным землетрясением (1994 г.), не восстанавливаются. В лучшем положении находятся учащиеся и учителя начальных классов школы п. Крабозаводского, которые занимаются в учебном модуле, построенном в рамках программы оказания гуманитарной помощи Правительства Японии России.

В течение года над островами проходит около ста циклонов, вызывающих усиление ветра и пасмурную с осадками погоду, а в конце лета и осенью с юго-запада наблюдаются выходы тайфунов - тропических циклонов, зарождающихся вблизи экватора. Тайфуны приносят на Курильские острова штормовые ветры. Осо-

бенно большой силы они достигают на охотоморском побережье островов (до 40 м/сек.). В такие периоды трудно поддерживать нормальный температурный режим учебных помещений, а учебные и внеучебные занятия физической культурой на открытом воздухе невозможны (табл. 5).

Ряд учителей школы п. Малокурильского в качестве фактора заболеваемости ссылаются на двухсменную работу. Это те педагоги, которые совмещают работу в обеих школах о. Шикотана, так как отделу образования Южно-Курильского района трудно своими силами организовать обучение по всему диапазону дисциплин учебного плана и обеспечить учебный процесс в островных школах необходимым количеством учителей, особенно в узкоспециализированных областях.

Казанский педагогический журнал 10'2006

Таблица 5

Факторы заболеваемости учителей Южно-Курильского и Северо-Курильского районов

№ п/п Факторы заболеваемости, связанные с условиями труда Населенные пункты

п. Малокурильское (п = 10) п.Крабозаводское (п = 8) г. Северо-Курильск (п = 7)

1 Низкий

температурный режим учебных помещений 5 2 2

2 Нерациональное питание 7 5 1

3 Двухсменная работа 4 1 -

4 Неудобное расписание - 1 -

5 Другие 1 1 4

Особо остро обстоит проблема рационального питания («пищевых цепей») учителей, которую отмечает более половины респондентов. В структуре питания преобладают рыба и морепродукты, картофель и мучные изделия. В п. Малокурильском в рационе педагогов в большей

степени представлены мясные и молочные продукты. Продукты доставляются предпринимателями с материка и частично с о. Хоккайдо (Япония) экипажами рыбопромысловых судов. Цены на продукты питания одинаково высоки. В то же время продукты из сопредельной страны

Таблица 6

Структура питания учителей Южно-Курильского и Северо-Курильского районов

№ п/п В рационе питания преобладают Населенные пункты

п.Малокурильское (п = 10) п.Крабозаводское (п = 8) г. Северо-Курильск (п = 7)

1 Мучные продукты 4 3 3

2 Картофель 7 5 4

3 Рыба и морепродукты 7 3 7

4 Фрукты 1 - -

5 Овощи 2 - 2

6 Мясные продукты 4 1 -

7 Молочные продукты 3 1 1

102

■ 1111

п

ш

выгодно отличаются высоким качеством. В целом структура питания исследуемой группы отражает общий характер компенсации материальных и физиологических затрат населения Курильских островов в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях (табл. 6).

К другим факторам, негативно влияющим на состояние здоровья, респонденты относят: низкий уровень организации медицинской помощи, материальные (доходы растут медленнее, чем потребительские расходы) и жилищно-бытовые условия, нервные перегрузки, отсутствие возможностей для полноценного летнего отпус-

ка и санаторно-курортного лечения, отсутствие традиций здорового образа жизни среди населения Курильских островов в целом.

Показатели употребления табака и алкоголя учителями общеобразовательных школ Южно-Курильского и Северо-Курильского районов в целом отражают сдержанное отношение их к пагубным для здоровья человека привычкам. При общем высоком уровне распространения табакокурения и потребления алкоголя среди жителей Курил, особенно среди сезонных рабочих, занятых на обработке рыбы и морепродуктов, школьным учителям удается сохранять статус-кво.

Таблица 7

Показатели употребления табака и алкоголя учителями Южно-Курильского и Северо-Курильского районов

№ п/п Показатели Населенные пункты

употребления табака п.Малокурильское (п = 10) п.Крабозаводское (п = 8) г.Северо-Курильск (п = 7)

Отношение к употреблению табака

1 Курят от случая к случаю 1 2 -

2 Раньше курил (а), сейчас не курит - 1 -

3 Не курят 9 5 7

Отношение к употреблению алкоголя

1 Употребляют алкоголь 4 4 5

2 - 2-3 раза в неделю - - -

3 - по выходным дням 2 - -

4 - только по праздникам 4 4 5

5 Не употребляют алкоголь 6 4 2

иоиг_Ы10_2008.р65

103

^[ГШ , E^^^HZEQ

Казанский педагогический журнал

10'200ô

В то же время определенное число учителей умеренно употребляют алкоголь «по праздникам», что является неотъемлемой частью островной культуры населения Курильского архипелага в целом (табл. 7).

Все вышеизложенное явилось основанием для создания модели педагогического содействия здоровьесбе-режению личности в системе непрерывного педагогического образования Сахалинского государственного университета.

Литература:

1. Пасюков П.Н., Кокорина O.P. Профессиональное здоровье учителя: проблемы формирования / / Высшее образование на Дальнем Востоке и в странах АТР на пороге XXI века: Материалы междунар. конф.- Ч.2.- Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 1999.- С. 78-81.

2. Сериков Г.Н., Сериков С. Г. Здо-ровьесбережение в гуманитарном образовании: Монография.- Екатеринбург -Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999.-С. 167-171.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.