Научная статья на тему 'ОБРАЗ ЖИЗНИ И АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ГОРОДЕ (НА ПРИМЕРЕ ВЛАДИВОСТОКА)'

ОБРАЗ ЖИЗНИ И АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ГОРОДЕ (НА ПРИМЕРЕ ВЛАДИВОСТОКА) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
247
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ВЛАДИВОСТОК / ВУЗ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РОССИИ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / ФОКУСИРОВАННОЕ ИНТЕРВЬЮ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Крупа Татьяна Альбертовна

В статье рассмотрены особенности образа жизни и адаптации иностранных студентов в дальневосточном городе (Владивостоке). Социокультурная обстановка в разных регионах России имеет свою специфику, что оказывает непосредственное влияние на адаптационные процессы иностранных обучающихся в том или ином субъекте. Актуальность темы исследования объясняется необходимостью выявления разнообразных факторов, воздействующих на адаптацию иностранных студентов к условиям проживания в не вполне типичном российском городе - Владивостоке. Новизна обусловлена проблемой недостаточной изученности аспектов обозначенной темы. Первичному анализу был подвергнут эмпирический материал, полученный в ходе фокусированного интервью. Использование этого метода дало возможность описать основные черты образа жизни и адаптации. Успешности анализируемого процесса способствуют безопасность города и его небольшие размеры. Привлекательность Владивостока состоит в схожести с азиатскими или латиноамериканскими портовыми городами, которые привыкли видеть иностранцы у себя на родине. У Дальневосточного университета, где был проведен опрос, хорошая международная репутация, иностранцам нравятся современный университет и кампус на острове Русский, что значительно облегчает адаптацию. В целом студентов из других государств привлекает русская культура, высокий уровень образования в вузе. По мнению иностранцев, Владивосток безопасен, здесь комфортно жить и учиться. Эффективной адаптации препятствуют такие факторы, как сложная ситуация с транспортом, климат и недостаточное количество магазинов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Крупа Татьяна Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFESTYLE AND ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS IN THE FAR EASTERN CITY (ON THE EXAMPLE OF VLADIVOSTOK)

The article considers the peculiarities of the lifestyle and adaptation of foreign students in the Far Eastern city (Vladivostok). The socio-cultural situation in different regions of Russia has its own specifics, which has a direct impact on adaptation processes of foreign students in a particular subject. The relevance of the research is explained by the need to identify various factors affecting the adaptation of foreign students to living conditions in a not quite typical Russian city - Vladivostok. The novelty is due to the problem of insufficient knowledge of the aspects of the present problem. The empirical material obtained during the focused interview was subjected to the primary analysis. The use of this method made it possible to describe the main features of lifestyle and adaptation. The success of the analyzed process is facilitated by the safety of the city and its small size. The attractiveness of Vladivostok is in its similarity to Asian or Latin American port cities that foreigners are used to seeing in their homeland. The Far Eastern University, where the survey was conducted, has a good international reputation, foreigners like the modern university and the campus on Russian Island, which greatly facilitates adaptation. In general, students from other countries are attracted by Russian culture, a high level of education at the university. According to foreigners, Vladivostok is safe, it is comfortable to live and study here. Effective adaptation is hindered by such factors as difficult transport situation, climate and insufficient number of shops.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ ЖИЗНИ И АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ГОРОДЕ (НА ПРИМЕРЕ ВЛАДИВОСТОКА)»

Теория и практика общественного развития. 2021. № 8. С. 32-36. Theory and Practice of Social Development. 2021. No. 8. P. 32-36.

Научная статья

УДК 316.346.32-053.6(571.63-25) https://doi.org/10.24158/tipor.2021.8.4

Образ жизни и адаптация иностранных студентов в дальневосточном городе

(на примере Владивостока)

Татьяна Альбертовна Крупа

Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия, krupa.ta@dvfu.ru, https://orcid.org/0000-0002-2533-1290

Аннотация. В статье рассмотрены особенности образа жизни и адаптации иностранных студентов в дальневосточном городе (Владивостоке). Социокультурная обстановка в разных регионах России имеет свою специфику, что оказывает непосредственное влияние на адаптационные процессы иностранных обучающихся в том или ином субъекте. Актуальность темы исследования объясняется необходимостью выявления разнообразных факторов, воздействующих на адаптацию иностранных студентов к условиям проживания в не вполне типичном российском городе - Владивостоке. Новизна обусловлена проблемой недостаточной изученности аспектов обозначенной темы. Первичному анализу был подвергнут эмпирический материал, полученный в ходе фокусированного интервью. Использование этого метода дало возможность описать основные черты образа жизни и адаптации. Успешности анализируемого процесса способствуют безопасность города и его небольшие размеры. Привлекательность Владивостока состоит в схожести с азиатскими или латиноамериканскими портовыми городами, которые привыкли видеть иностранцы у себя на родине. У Дальневосточного университета, где был проведен опрос, хорошая международная репутация, иностранцам нравятся современный университет и кампус на острове Русский, что значительно облегчает адаптацию. В целом студентов из других государств привлекает русская культура, высокий уровень образования в вузе. По мнению иностранцев, Владивосток безопасен, здесь комфортно жить и учиться. Эффективной адаптации препятствуют такие факторы, как сложная ситуация с транспортом, климат и недостаточное количество магазинов.

Ключевые слова: адаптация, Владивосток, вуз, Дальний Восток России, иностранные студенты, образ жизни, российское образование, социальные практики, фокусированное интервью

Для цитирования: Крупа Т.А. Образ жизни и адаптация иностранных студентов в дальневосточном городе (на примере Владивостока) // Теория и практика общественного развития. 2021. №. 8. С. 32-36. https://doi.org/10.24158/tipor.2021.8.4.

Original article

Lifestyle and adaptation of foreign students in the Far Eastern city (on the example of Vladivostok)

Tatiana A. Krupa

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, krupa.ta@dvfu.ru, https://orcid.org/0000-0002-2533-1290

Abstract. The article considers the peculiarities of the lifestyle and adaptation of foreign students in the Far Eastern city (Vladivostok). The socio-cultural situation in different regions of Russia has its own specifics, which has a direct impact on adaptation processes of foreign students in a particular subject. The relevance of the research is explained by the need to identify various factors affecting the adaptation of foreign students to living conditions in a not quite typical Russian city - Vladivostok. The novelty is due to the problem of insufficient knowledge of the aspects of the present problem. The empirical material obtained during the focused interview was subjected to the primary analysis. The use of this method made it possible to describe the main features of lifestyle and adaptation. The success of the analyzed process is facilitated by the safety of the city and its small size. The attractiveness of Vladivostok is in its similarity to Asian or Latin American port cities that foreigners are used to seeing in their homeland. The Far Eastern University, where the survey was conducted, has a good international reputation, foreigners like the modern university and the campus on Russian Island, which greatly facilitates adaptation. In general, students from other countries are attracted by Russian culture, a high level of education at the university. According to foreigners, Vladivostok is safe, it is comfortable to live and study here. Effective adaptation is hindered by such factors as difficult transport situation, climate and insufficient number of shops.

Keywords: adaptation, Vladivostok, University, Russian Far East, foreign students, lifestyle, Russian education, social practices, focused interview

For citation: Krupa T.A. Lifestyle and adaptation of foreign students in the Far Eastern city (on the example of Vladivostok) // Theory and Practice of Social Development. 2021. No. 8. P. 32-36. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/tipor.2021.8.4.

Актуальность исследования обусловлена тем, что российское образование в последнее время становится все более привлекательным для иностранцев. В РФ обучаются студенты преимущественно из КНР, Индии, Вьетнама и стран СНГ. Эксперты отмечают причины, по которым иностранцы решают получить образование в России. Основной из них для жителей обозначенных государств является низкая стоимость услуг [1, с. 382]. Большинство из них обучаются в вузах Москвы и Санкт-Петербурга, но в последние годы повышается интерес к учебным заведениям Дальнего Востока. Позиции вузов этого региона в сфере международного образования укрепляются, государство заинтересовано привлекать иностранных студентов и создавать им достойные условия для обучения. В таком контексте актуально изучение образа жизни и жизненных стратегий иностранцев, обучающихся и проживающих в дальневосточном городе Владивостоке.

Проблематика, в рамках которой исследовались особенности адаптации иностранных студентов в российских вузах, представлена некоторыми научными работами. Так, Т.Т. Капезина в одной из статей обращала внимание на специфику адаптации обучающихся, которые находятся в иной психологической и социокультурной ситуации [2]. О.В. Куликова подчеркивала, что в процессе обучения необходим учет их мотивации, при этом важно принимать в расчет комплекс индивидуально- и социально-психологических аспектов [3, с. 231]. И.Л. Беккер, С.А. Иванчин, С.И. Моднов, Л.В. Ухова, изучая вопросы адаптации иностранных студентов к образовательному процессу российского вуза, делали акцент на фактических различиях в социокультурной обстановке регионов России. Авторы отмечали, что анализ проблем таких обучающихся позволяет более осознанно и целенаправленно проектировать социально-воспитательную среду университета [4, с. 248; 5, с. 114].

Объектом нашего исследования являлись иностранные студенты, обучающиеся по программам высшего профессионального образования во Владивостоке, предметом - их образ жизни и специфика адаптации. Цель работы - рассмотреть особенности образа жизни и адаптации иностранных обучающихся в дальневосточном городе. В круг задач входили описание социально-демографических характеристик иностранных обучающихся; анализ факторов адаптации; оценка социальных практик и отношений в повседневной жизни в интернациональной среде; изучение возможных жизненных планов относительно учебы и работы. Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут представлять интерес как для муниципальных властей Владивостока, так и для организаторов инфраструктуры высшего образования для иностранных студентов в России.

Первичному анализу был подвергнут материал, полученный в 2020-2021 гг. в ходе фокусированного интервью. В качестве респондентов выступали иностранные студенты, обучающиеся и проживающие во Владивостоке. В ходе эмпирического исследования получено 37 интервью. Была применена логика выборки типичных случаев по И.Е. Штейнбергу [6, с. 65]. Метод фокусированного интервью с открытыми вопросами дал возможность описать в основных чертах образ жизни и особенности адаптации иностранных студентов.

В процессе общения обсуждался большой круг вопросов. В центре внимания находились социальные практики адаптации иностранцев в не вполне типичном городе России - Владивостоке - и их занятия в свободное от учебы время. Один из блоков интервью был посвящен жизненным ситуациям и планам обучающихся - причинам приезда в этот город и намерениям уехать или остаться по завершении учебы.

Занимаясь изучением проблем иностранных студентов, нельзя не обратить внимание на социально-демографические характеристики данной категории лиц. В интервью принимали участие обучающиеся из КНР, Колумбии, Вьетнама, КНДР, Южной Кореи, Панамы, Эквадора, Бразилии, Ганы, Египта, Афганистана и Республики Кот-Д'Ивуар. Представители КНР и Колумбии преобладали.

В российских вузах в течение последних нескольких лет фиксируется прирост студентов из разных стран. При этом Китай располагается на первом месте, самый большой поток абитуриентов из этого государства зарегистрирован в 2019 г. - 29 172 чел. Стоит также отметить быстрое увеличение численности обучающихся из Латинской Америки - 5 339 чел. в 2018 г. [7]. В целом такой тренд, характерный для центральных регионов России, теперь наблюдается и в Дальневосточном регионе.

Возраст респондентов - от 18 до 30 лет. Опрошены студенты первого курса с преобладающим возрастным диапазоном 20-24 года. Нужно отметить, что первокурсники российских вузов - это, как правило, 18-19-летние юноши и девушки. Из данных исследования видно, что иностранцы старше и не вполне ассоциируются со студентами первого года обучения. Опрос показал, что они уже учились у себя на родине в университетах или колледжах по схожим специальностям. Среди опрошенных большинство обучаются по инженерно-техническим и гуманитарно-социальным программам. По мнению экспертов, эти направления относятся к числу популярных среди студентов из других государств [8, с. 127; 9].

В ходе интервью удалось выяснить, что 50 % опрошенных обучаются платно, остальные -по международному договору или квоте для иностранцев. В беседе студенты говорили, что выиграли стипендию для получения образования в российском вузе, также сообщали, что государство каждый год выбирает лучших, чтобы направить учиться за границу. Респонденты, обучающиеся платно, отмечали, что учебу оплачивают родители. Последние обычно занимаются бизнесом, работают в сфере торговли и услуг. На втором месте - дети преподавателей и учителей, третьем -представителей интеллигентных профессий разного рода - врачей, инженеров, переводчиков. В наименьшей степени наблюдаются выходцы из семей рабочих и крестьян. Следовательно, среди участников исследования преобладают представители среднего класса. Значительное количество детей успешных предпринимателей обусловлено, видимо, необходимостью платить за обучение в иностранном вузе, что семьям с доходами ниже среднего уровня недоступно.

В рамках анализа жизненных стратегий обсуждался вопрос о том, почему для учебы выбран именно Владивосток. Город не вполне комфортен из-за отдаленности, рельефа, климата и недостаточно развитой инфраструктуры. Прежде всего иностранную молодежь привлекает студенческий кампус на острове Русский. Представители КНР и Вьетнама сообщали, что Владивосток - портовый город, похожий на другие азиатские города. Кроме того, респонденты выделяли территориальную близость: «Владивостокнаходится недалеко от Китая». Студенты из Колумбии отмечали высокий уровень образования в Дальневосточном федеральном университете: «Ууниверситета хорошая международная репутация, современный университет, прекрасный кампус высокого уровня, нравится, что университет находится на острове» ; «Приехали сюда, чтобы получить лучшее образование». Также опрошенных из Латинской Америки и Африки устраивает «недорогое обучение, дешевле, чем на родине». Кроме того, часть респондентов мотивировала возможность учиться на другом языке. Привлекательным является международный статус вуза: «В ДВФУ люди со всего мира, я хочу познакомиться с людьми из разных стран, разных национальностей». Некоторые опрошенные приехали сюда учиться потому, что любят русскую культуру: «Мне нравится русская культура»; «Хочу изучать русскую культуру и язык»; «Я люблю русскую культуру»; «Я веду канал "Друзья России"»; «Хочу узнать русские обычаи, культуру, язык». Многие также указывали на ее схожесть с культурой их родины.

Результаты нашего исследования коррелируют, в частности, с материалами, представленными в статье И.Л. Беккера, С.А. Иванчина [10, с. 249]. Авторы отмечали, что студенты позитивно воспринимали город и университет, где им приходилось учиться. Им нравятся погода, природа, климат, море, русская культура и русские люди, что в целом соответствует данным, полученным в ходе нашего опроса.

С помощью интервью изучалась специфика адаптации студентов в дальневосточном городе, анализировались привлекающие и отталкивающие аспекты. Все респонденты отмечали, что им импонирует Владивосток. В отличие от местных жителей, которые часто критикуют недостатки города, иностранные обучающиеся давали много положительных эмоционально окрашенных характеристик. Иностранным студентам во Владивостоке нравится многое: «Город маленький и тихий, здесь безопасно»; «Здесь много иностранцев, разные культуры со всего мира, люди со всего мира». Кроме того, участники исследования отмечали, что во Владивостоке проживают добрые открытые люди: «Привлекает простота местных жителей». Также место изобилует интересной архитектурой, историческими зданиями, красивыми городскими пейзажами. Следовательно, население, интернациональная среда, внешний облик выступают для студентов других государств позитивными аспектами.

Визуально Владивосток привлекателен, однако иностранцы выделяют и недостатки [11]. Ощущение дискомфорта в городской среде мешает успешной адаптации. Анализ интервью показал, что некоторых студентов, в частности из Колумбии, не устраивают климат, дорожное движение, недостаточное количество магазинов, высокие цены: «Мало торговых центров»; «Мало магазинов, где можно купить необходимые вещи»; «На острове Русский нет магазинов»; «Очень высокие цены на фрукты». Респондентам из Колумбии, Панамы, Эквадора не нравится местный климат: «Холодно зимой и жарко летом».

Самое слабое место города - движение и транспорт, данный аспект студенты отмечали в интервью как отрицательный: «Автобусов мало, машин много, дорог мало, плохие дорожные условия, проблемы с транспортом, плохо, что нет метро»; «Приходится долго ехать из кампуса в город, надо потратить 2 часа, чтобы купить продукты». Некоторые сообщали, что «город нужно урбанизировать». Сами россияне в резких тонах характеризуют недостатки: «Владивосток - совершенно неуютный город, который постоянно стоит в пробках. Здесь практически полностью отсутствует общественный транспорт» [12].

В то же время треть опрошенных не относили транспортную ситуацию к числу недостатков и сравнивали ее с положением дел родине: «Машин здесь немного»; «У меня на родине <в Кито, Боготе, Акре, Кали, Ухане, Кабуле> гораздо больше»; «Много машин, но это нормально». Не для

всех транспортный фактор оказался отрицательным. Таким образом, в тройке негативных аспектов Владивостока для иностранцев присутствуют транспорт, климат и недостаточное количество магазинов.

В рамках анализа социальных практик и повседневной жизни информантам было предложено обсудить их занятия в свободное время. Большинство отметили, что они «гуляют с друзьями» в центре города либо на берегу моря, а также занимаются спортом. Колумбийские студенты периодически собираются в барах в центре, играют латиноамериканскую музыку (на флейте или укулеле), ходят в кафе и рестораны или сами готовят еду. Некоторые занимаются в танцевальных коллективах университета, посещают боулинг, театр, делают фото и видео Владивостока. Из занятий спортом респонденты выделяли футбол, волейбол, баскетбол, бадминтон, бег, серфинг. Игры на компьютере, просмотр телефильмов, чтение книг и журналов обозначены как варианты досуга, но их называли в меньшей степени в сравнении с другими занятиями.

Был исследован еще один важный аспект повседневной жизни - отношение к русской кухне. На вопрос «Нравится ли Вам русская еда?» 24 респондента ответили утвердительно, 13 опрошенным она не нравится или не очень нравится. Из блюд чаще всего отмечали борщ (19 чел.), шашлык (8), блины (6), плов (5), пельмени (4 чел.). В представлении иностранцев не исконно русские блюда (шашлык, плов) трактуются как таковые. Из блюд, которые не нравятся, иностранцы упоминали соленую рыбу, соленые огурцы, окрошку, молочные продукты, черный хлеб. Некоторые информанты говорили, что им приходится часто самим готовить в общежитии: «Русскую еду я не ем, она мне не подходит»; «Я не могу есть местную еду, мне не нравится, как здесь готовят»; «Русскую еду не ем никогда, готовлю сам». Как правило, студенты готовят свои национальные блюда, например колумбийские и африканские обучающиеся - блюда из курицы, риса, яиц с применением разнообразных приправ: «В Африке еда с большим количеством специй, а здесь еда пресная».

Владивосток - город, привлекающий иностранцев с разными целями - туризм, учеба, бизнес. В данном случае стояла исследовательская задача выяснить - хорошо ли относятся к приезжим местные жители. Большинство отвечали утвердительно, 4 человека затруднились с ответом, 7 - отметили, что и хорошо, и плохо. Вьетнамцы, китайцы, колумбийцы сообщали, что «на них косо смотрят», «с русскими сложно общаться, они плохо говорят по-английски». Колумбийцы отмечали, что представители охранной службы иногда в шутку называют их Пабло Эско-баром и делают вид, что ищут наркотики. Бразильские студенты любят громко разговаривать, «а в городе это не нравится местным жителям». Обучающиеся обращали внимание на контраст между хорошим отношением к ним в кампусе и отсутствием такового в черте города.

Далее была предпринята попытка выяснить миграционные намерения и жизненные планы иностранных студентов. Им был задан вопрос: «Куда Вы собираетесь уехать после окончания университета?» Большинство хотели бы вернуться на родину, в частности все опрошенные корейцы и колумбийцы. У китайских и вьетнамских респондентов зафиксированы иные намерения: «Если найду работу, то останусь здесь, возможно, уеду в Москву или Сочи». Колумбийцы иногда сообщали о стремлении уехать в США, Канаду, Австралию или Испанию, Италию.

В результате исследования можно сделать некоторые выводы. Адаптации иностранных студентов способствуют привлекательность Владивостока, его специфика, совпадающая с особенностями их родных городов, территориальная близость к родине. Многим импонируют русская культура, природа. Безопасность города и его небольшие размеры также способствуют успешности адаптационных процессов.

Однако многие участники исследования испытывают ощущение дискомфорта в городской среде ввиду чрезмерной оживленности дорожного движения, недостаточного количества магазинов, неразвитой инфраструктуры, в том числе транспортной. Если говорить об отдельных сегментах жизнедеятельности, то половина опрошенных отмечали, что им не подходят блюда русской национальной кухни.

В повседневной жизни успешной адаптации способствуют широкие возможности для проведения свободного времени. Иностранные студенты реализуют разнообразные формы досуга: прогулки, спорт, встречи с друзьями, посещение развлекательных и зрелищных мероприятий, которых в городе достаточно.

Кроме того, адаптационные процессы связаны с восприятием со стороны окружающих. Респонденты отмечали, что чувствуют к себе хорошее отношение в университете, но оно не всегда позитивное у местных жителей. Опрошенные испытывают проблемы при общении, поскольку русские плохо говорят по-английски.

В предыдущих исследованиях мы отмечали, что молодежь в поисках лучшей доли готова уезжать за пределы родной страны, это касается и иностранных, и российских студентов [13, с. 208]. После учебы большинство опрошенных хотели бы вернуться на родину. Некоторые при условии получения хорошего рабочего места не исключали возможность остаться в России (во Владивостоке или центральных городах).

Список источников:

1. Слепнева Д.А. Иностранные студенты как часть новой образовательной системы в России // Молодой ученый. 2019. № 2 (240). С. 381-383.

2. Капезина Т.Т. Проблемы обучения иностранных студентов в российском вузе // Наука. Общество. Государство. 2014. № 1 (5). С. 5-10.

3. Куликова О.В. Особенности мотивации учения иностранных студентов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 8. С. 229-232.

4. Беккер И.Л., Иванчин С.А. Проблемы адаптации иностранных студентов к образовательному процессу российского вуза (на примере Пензенского государственного университета) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. № 4 (36). С. 247-257.

5. Моднов С.И., Ухова Л.В. Проблемы адаптации иностранных студентов, обучающихся в техническом университете // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 1, № 2. С. 111-115.

6. Штейнберг И.Е. Логические схемы обоснования выборки для качественных интервью // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2014. № 38. С. 38-71.

7. Иностранные студенты российских вузов [Электронный ресурс] // Study in Russia : официальный сайт о высшем образовании в России для иностранных студентов. 2019. 19 дек. URL: https://studyinrussia.ru/actual/articles/inostrannye-studenty-rossiyskikh-vuzov (дата обращения: 21.07.2021).

8. Арефьев А.Л. Экспорт российского образования: основные показания и тенденции // Высшее образование в России. 2010. № 1. С. 125-141.

9. Шатикова Н. Обучение иностранных студентов в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Visasam.ru. 2021. 23 июня. URL: https://visasam.ru/russia/rabotavrf/inostrannye-studenty-v-rossii.html (дата обращения: 21.07.2021).

10. Беккер И.Л., Иванчин С.А. Указ. соч. С. 249.

11. Иностранцы о Владивостоке. Интересуются, куда мы дели туземцев [Электронный ресурс] // ЯндексДзен. 2021. 2 янв. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5cb0d6d5f21f6200b3cedc00/inostrancy-o-vladivostoke-interesuiutsia-kuda-my-deli-tuzemcev-5fd7c1961c5dc116520237b4 (дата обращения: 21.07.2021) ; Почему во Владивосток приезжают только один раз - турфирмы и иностранцы рассказали о проблемах города [Электронный ресурс] // VL.ru. 2019. 21 янв. URL: https://www.newsvl.ru/vlad/2019/01/21/177354/#ixzz6t6RFCXN7 (дата обращения: 21.07.2021).

12. Варламов И. Плохой Владивосток [Электронный ресурс] // Varlamov.ru. 2014. 5 июня. URL: https://var-lamov.ru/1090620.html (дата обращения: 21.07.2021).

13. Крупа Т.А. Факторы студенческой миграции: (на примере г. Владивостока) // Историческая и социально-образовательная мысль. 2019. Т. 11, № 2. С. 203-213. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2019-11-2-203-213.

Информация об авторе Т.А. Крупа - кандидат социологических наук, доцент, доцент департамента истории и археологии, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=357330.

Information about the author T.A. Krupa - PhD in Sociology, Associate Professor, Department of History and Archeology, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=357330.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 05.07.2021;

Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 15.07.2021;

Принята к публикации / Accepted for publication 05.08.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.