Научная статья на тему 'Образ женской красоты в современном западном кинематографе'

Образ женской красоты в современном западном кинематографе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1197
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАСОТА / КИНЕМАТОГРАФ / ОБРАЗ ЖЕНСКОЙ КРАСОТЫ / ТЕЛЕСНЫЕ МОДИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Парфенова Анна Евгеньевна

В статье рассматривается общий анализ современных зарубежных фильмов отражающих становление красивой женщины. В рамках статьи делается вывод о том, что основным параметром красоты в современных зарубежных фильмах является показатель ухоженности, а результатом изменения внешнего облика в сторону красоты дает возможность главной героини устроить личную жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ женской красоты в современном западном кинематографе»

SCIENCE TIME

ОБРАЗ ЖЕНСКОЙ КРАСОТЫ В СОВРЕМЕННОМ ЗАПАДНОМ КИНЕМАТОГРАФЕ

Парфенова Анна Евгеньевна, Южный Федеральный университет, Ростовская область, х. Красное Знамя

E-mail: anna0895@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается общий анализ современных зарубежных фильмов отражающих становление красивой женщины. В рамках статьи делается вывод о том, что основным параметром красоты в современных зарубежных фильмах является показатель ухоженности, а результатом изменения внешнего облика в сторону красоты дает возможность главной героини устроить личную жизнь.

Ключевые слова: красота, кинематограф, образ женской красоты, телесные модификации.

Актуальность исследования. Во все времена и во всех сообществах придавалось особое значение женской красоте. Красивыми женщинами восхищались, их превозносили, им посвящали произведения искусства и многое другое. Однако везде критерии красоты были различными. Это обусловлено особенностями культур, в которых происходило формирование определённых идеалов. С течением времени эталоны женской красоты менялись, критерии оценок претерпевали огромное количество изменений, но, несмотря на это, женщины всегда старались им соответствовать.

В современном обществе положение представительниц слабого пола кардинально поменялось за последние десятилетия. В связи с этим наблюдается повышенный интерес к таким понятиям как «красивый/некрасивый», «красивая женщина». Они стали включать в себя актуальные для данного периода времени характеристики.

В СМИ активно обсуждается эта тема. Различные журналы содержат в себе так называемые рецепты красоты, советы по совершенствованию себя. Возникает всё большее и большее количество телепередач, посвящённых красоте и моде. Существует также немалое количество фильмов, где раскрывается образ красивой женщины. В настоящее время существует

множество салонов красоты, БРЛ-салонов, где женщины могут уделить себе внимание, приблизить себя к некоторому идеалу. Также популярным стало посещать спортивные залы, следить за своей пищей, сидеть на разнообразных диетах. Так какой же должна быть женщина в современном обществе, чтобы считаться красивой?

Проблемой женских образов, в основном занимались исследователи в рамках гендерной психологии Н.И. Ажгина. А.Альчук, Т.Дашкова, С.Плаксина, И. Юдина, частично проблемы привлекательности женских образов и роли внешности в целом изучали Н. Рамси, Д. Харкорт, В.А. Лабунская.Д.В. Погонцева и другие.

Помимо СМИ в современном мире немаловажное влияние на сознание людей оказывает и такое направление искусства, как кинематограф. Кинематограф является наиболее ярким и красочным отражением идеологии, состояния и проблем современности. Как пишет Дашкова Т., это один из самых потенциально информативных источников, который являясь «слепком» своего времени, сохраняет в «законсервированном» виде представления о нормах и идеалах эпохи, воплощенных в художественных образах [4-6]. Дашкова Т. также отмечает, что кинематограф, в силу своей «постановочной» природы, не только отражает существующие тенденции, но и сознательно конструирует новый (желательный) образ взаимоотношений полов, становясь «культурным транслятором» норм и идеалов общественной и частной жизни [5]. Таким образом, именно кинематограф, являясь популярным, отражает и формирует самые современные тенденции. В том числе в фильмах активно транслируются современные желательные образы женщин и мужчин, в частности образ красивой женщины. Мы можем сделать вывод о том, что одним из самых наглядных способов отражения современных представлений о красивой женщине является кинематограф. Именно кинематограф ярко отображает актуальное понимание данного феномена. Таким образом, актуальность исследования обусловлена повышенным интересом общества к современным представлениям о красивой женщине.

Учитывая вышесказанное, цель исследования: выявить критерии формирования образа красивой женщины в современном западном кинематографе.

Объект исследования: представления о красивой женщине.

Предмет исследования: представления о физических компонентах внешнего облика, личностных особенностях и социально-психологическом статусе красивой женщины в современном кинематографе.

Эмпирическая задача: рассмотреть становление красивой женщины в современных зарубежных кинофильмах.

Для решения поставленной задачи нами было выбрано несколько

кинофильмов:

- Она неуправляема (She's Out of Control. 1989, США, реж. Стэн Дрэготи);

- У зеркала два лица (The Mirror Has Two Faces, 1996, США, реж. Барбра Стрейзанд);

- Это все она (She's All That, 1998, США, реж. Роберт Исков);

- Мисс Конгениальность (Miss Congeniality, 2000, США, Австралия, реж. Дональд Питри);

- Как стать принцессой (The Princess Diaries, 2001, США, реж. Гэрри Маршалл);

- Советы с того света (Teen Spirit, 2011, США, реж. Джил Джангер).

Все эти фильмы построены на общей линии «гадкого утенка» и/или «Пигмалиона», где из умной, но не красивой героини к концу фильма создают красивую и счастливую. Содержание таких кинолент сводится к тому, что невзрачная, как правило, замкнутая в себе героиня в процессе развития сюжета совершенствуется и к концу фильма окончательно преображается как внешне, так и внутренне. Все эти фильмы создают определенный стереотип, относительно привлекательности, так мы видим, что не красивые девушки носят очки в толстой оправе, мешковатую одежду, не используют косметику и их волосы скорее неопрятны. Они могут есть все, что угодно (включая гамбургеры, торты ит.д.) и смеются над популярными и красивыми девушками и женщинами. В начале фильма они всегда одинокие и всячески скрывают свое одиночество.

Практически все изменения заключаются в том, что главная героиня начинает следить за собой, ухаживать, реже худеет и тем самым преображается. В конце фильма это красивая и уверенная в себе героиня обретает счастье и любимого человека. Таким образом, внешняя красота в этих фильмах коррелирует с успехом в личной жизни и успехом в целом.

С каждым новым этапом развития кинематографа и СМИ, критерии красоты становятся все жестче, соответствовать им становится все труднее, а влияние, оказываемое масс-медиа на сознание людей, становится все сильнее. Все большее количество людей поддаются этому воздействию. Значение внешности, несомненно, велико, особенно в настоящее время, когда ей придается очень большое значение.

В дальнейшем мы планируем изучить проблемы лукизма (дискриминации лиц в зависимости от привлекательности внешнего облика) в кинематографе, а также изучить особенности восприятия экранных образов красивых и не красивых женщин девушками 18-30 лет (которые являются представителями возрастной группы, на которую эти фильмы рассчитаны). Исходя из теоретического анализа, мы можем предполагать, что удовлетворенность/ неудовлетворенность собственным внешним обликом может влиять на восприятие экранных образов красивых / некрасивых женщин.

Литература:

1. Ажгихина Н. И. "Железная леди" или Баба Яга? "Женская тема" в современной российской прессе // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям "Валдай-96" / МЦГИ. М., 1997. С. 4346.

2. Ажгихина Н. И. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа // Женщины: свобода слова и творчества: сборник статей. - М.: Эслан, 2001. СС. 522.

3. Альчук А. Метаморфозы образа женщины в русской рекламе // Гендерные Исследования. - Харьковский Центр Гендерных Исследований, 1998. № 1. СС. 255-261.

4. Дашкова Т. Визуальная репрезентация женского тела в советской массовой культуре 30-х годов. Минск: Белорусская цифровая библиотека LIBRЛRYBY, 2005.// http://library.by/portalus/modules/philosophy/print.php? агсЫуе=0217&М=1109331045&start_from=&subaction=showfull&ucat=

5. Дашкова Т., Идеология и кинорепрезентация (любовь и быт в советских фильмах 30-50-х годов) // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. - Саратов: Научная книга, 2007. С. 436-467.

6. Дашкова Т. Трансформация женских образов на страницах советских журналов 1920-1930-х годов, [электронный ресурс].// http://www.a-z.ru/ women_cd1/html/dashkova.htm

7. Лабунская В. А. Внешний облик в структуре представлений о враге и друге на различных этапах жизненного пути // В сборнике: Психология человека в современном мире Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна. Ответственные редакторы: Журавлев А. Л., Воловикова М.И., Ребеко Т. А.. Москва, 2009. С. 220228.

8. Лабунская В.А. Особенности развития способности к психологической интерпретации невербального поведения // Вопросы психологии. 1987. № 3. С. 70-77.

9. Лабунская В.А. Проблема обучения кодированию-интерпретации невербального поведения // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 5. С. 88.

10. Плаксина С., Трансформация женских образов в современной телевизионной рекламе. НИЯК, г. Санкт-Петербург.

11. Погонцева Д.В. Красивая женщина: социально-демографический анализ представлений // Социальная психология и общество. 2011. № 1. С. 73-82.

12. Погонцева Д.В. Социально-психологические особенности представлений женщин о красивой женщине // диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2010.

13. Рамси Н., Харкорт Д. Психология внешности. Издательство: Питер, 2011.

14. Юкина И.И. Дискурс женской прессы XIX в. // Женские и гендерные исследования. № 5 - СПб, 2000. С. 32-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.