Научная статья УДК 229
doi: 10.18522/2687-0770-2021-4-11-16
ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В НОВОЗАВЕТНЫХ АПОКРИФИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ
Наталья Владимировна Волохова1н, Елена Николаевна Гончарова2
1 2 Курский государственный университет, Курск, Россия
1 [email protected], SPIN-code: 4491-6439, ORCID: 0000-0002-7048-3509
Аннотация. Исследуются новозаветные апокрифы, представляющие собой своеобразный феномен в раннехристианской литературе, где соединены черты античной и христианской идеологии. Апокрифы являются «практической» составляющей раннехристианской антропологии, так как воплотили целостные образы людей, так называемых «идеальных христиан». Проводится анализ новозаветной апокрифической литературы, текстов апокрифических Евангелий («Первоевангелие» Иакова, «Евангелие о рождестве Приснодевы Марии», Евангелие от Фомы, Евангелие от Никодима) и апокрифических Деяний с целью формирования комплексного и системного представления об образе женщины в раннем христианстве, а также с целью раскрытия влияния апокрифических текстов на формирование статуса женщины в обществе, имеющее основополагающую значимость при определении места и роли женщины в последующие периоды развития христианства. Установлено, что именно новозаветная апокрифическая литература наряду с каноническими текстами оказала большое влияние на формирование женского образа в период становления раннехристианской идеологии.
Ключевые слова: библейский канон, апокрифы, апокрифические Евангелия, женщина, Богородица, Мария Магдалина, Прокула, Фекла, Саломия
Для цитирования: Волохова Н. В., Гончарова Е. Н. Образ женщины в новозаветных апокрифических текстах // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2021. № 4. С. 11-16.
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Original article
THE IMAGE OF A WOMAN IN THE NEW TESTAMENT APOCRYPHIC GOSPELS
Natalia V. Volokhova1H, Elena N. Goncharova2
1 2 Kursk State University, Kursk, Russia
1 [email protected], SPIN-code: 4491-6439, ORCID: 0000-0002-7048-3509
Abstract. The New Testament Apocrypha is a kind of phenomenon in early Christian literature, where features of ancient and Christian ideology are combined. The Apocrypha is a "practical" component of early Christian anthropology, since the Apocrypha embodied the holistic images of people, the so-called "ideal Christians". The study analyzes the New Testament Apocryphal literature, in particular, examines the texts of the Apocryphal Gospels ("The First Gospel" of James, "The Gospel of the Birth of the Ever Virgin Mary", the Gospel of Thomas, the Gospel of Nicodemus) and the Apocryphal Acts in order to form a complex and systematic representation of the image of a woman in early Christianity, as
© Волохова Н. В., Гончарова Е. Н., 2021
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 4
well as in order to reveal the influence of apocryphal texts on the formation of the status of women in society, which is of fundamental importance in determining the place and role of women in subsequent periods of development of Christianity. In the course of the study, it was found that it was the New Testament apocryphal literature, along with the canonical texts, that had a great influence on the formation of the female image during the formation of early Christian ideology.
Keywords: biblical canon, apocrypha, apocryphal Gospels, woman, Mother of God, Mary Magdalene, Procula, Thekla, Salome
For citation: Volokhova N. V., Goncharova E. N. The Image of a Woman in the New Testament Apocryphic Gospels. Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2021;(4):11-16. (In Russ.).
This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Актуальность заявленной темы обусловлена тем, что изучение образа женщины в новозаветных апокрифах в период раннего христианства не получило полного освещения в философских исследованиях. Поэтому нами представлен широкий круг материалов и научной литературы, которые составляют базу для проведения комплексного анализа данной проблемы. Новозаветная апокрифическая литература, так же как и гностические произведения, изучалась по большей части зарубежными учеными [1-4].
В отечественной историографии среди исследователей апокрифической литературы следует отметить И. С. Свенцицкую [5-7], М. К. Трофимову [7, 8], А. П. Скогорева [9], А. Л. Хо-сроева [10], и др. Однако труды вышеперечисленных ученых по большому счету посвящены проблемам возникновения апокрифической литературы, образ женщины в них рассматривается косвенно и в исторической ретроспективе. Поэтому цель нашего исследования - раскрытие женского образа на основе новозаветной апокрифической литературы и особенности его закрепления в раннехристианском культурном контексте. Предметом исследования является образ женщины в новозаветных апокрифах.
Уже во II в. христианство становится одной и самых массовых религий в Римской империи. Процесс подкрепляется обширным потоком христианской литературы. Вместе с текстами, которые впоследствии были включены в библейский канон, создаются и другие произведения аналогичного характера, авторство которых приписывают либо апостолам, либо ближайшим последователям Христа. Тексты, не вошедшие в канон, называются апокрифами, что с греческого означает «тайный», «скрытый». Многие учителя Церкви в своих произведениях упоминают и делают ссылки на апокрифические тексты, например крупные раннехристианские писатели: Климент Александрийский («Строматы»), Ириней Лионский («Против ересей»), Ориген («О молитве»). Многие апокрифические тексты были утрачены, некоторые уничтожены как «еретические», а некоторые из них известны только по заглавиям при упоминании в христианских произведениях, т.е. «цитируя фрагменты апокрифов, писатели сохранили их тексты, на которых основывался первый этап изучения неканонической христианской литературы» [11, с. 6].
Лишь незначительная часть апокрифических произведений сохранилась целиком в рукописном предании. Но отношение к таким текстам в богословской среде весьма неоднозначно. Одни отрицательно относятся к изучению апокрифов, считая их «подложными сочинениями» и «нечестивыми текстами». Например, Ириней Лионский в своем трактате «Против ересей» обвинял последователей Валентина (яркий представитель гностицизма) в том, что «они дошли до такой дерзости, что свое недавнее сочинение озаглавливают "Евангелием истины", хотя оно ни в чем несогласно с Евангелиями Апостолов, так что у них и Евангелия нет без богохульства» [12, с. 216]. Другие авторы, наоборот, в апокрифах находят дополнение к каноническим текстам. Например, христианский богослов Ориген в своем произведении «О молитве» приводит слова, отсутствующие в канонических Евангелиях. Он с похвалой отзывался об апокрифическом «Евангелии назареев» [13, с. 50-51]. А известный церковный историк Евсевий Памфил писал: «Полагая, что мы должны знать, какие книги подлинны, не из-
мышлены и приняты церковным преданием и какие, наоборот, из книг Нового Завета исключены, хотя известны большинству церковных писателей» [14, с. 293].
Апокрифические произведения играют значительную роль в истории христианской Церкви, в частности они повлияли на установление богослужебного канона, формирование христианских обрядов и праздников. Апокрифы принято разделять на апокрифические Евангелия (напр., Евангелие от Иакова, Евангелие от Фомы, Евангелие от Никодима и т.д.), апокрифические Деяния (напр., Деяния Павла, Деяния Филиппа и т.д.), апокрифические Послания (напр., Третье послание к Коринфянам, Послание к Александрийцам, Послание к Лаодикий-цам и т.д.), апокрифические Апокалипсисы (Апокалипсис Петра, Апокалипсис Павла). Также в особую группу можно отнести апокрифическую литературу, известную по русским сборникам апокрифических текстов.
Анализ новозаветной апокрифической литературы, так же как и анализ канонических книг Священного Писания, дает общее представление об образе человека в раннем христианстве, так как «в новозаветных апокрифах впервые в христианской культуре явлено целостное, всестороннее представление о человеке, сложившееся в "народном христианстве"» [11, с. 3]. В частности, рассмотрение образа и роли женщины в становлении христианской идеологии в апокрифической литературе представлено в более полном объеме, нежели в канонических текстах.
И начинать его надо с апокрифов, которые посвящены рождению и жизни Богородицы. В книгах Священного Писания, вошедших в библейский канон, содержатся скудные сведения о жизни Матери Христа, и поэтому «первоначальными источниками вне библейских сведений о жизни Богородицы явились апокрифические сочинения, которые подробнее канонических текстов освещали отдельные евангельские сюжеты» [15, с. 46]. Хотя Богородица и упоминается во всех четырех Евангелиях (Мф. 1:16, Мф. 1:18-25, Мф. 13:55; Мк. 3, 31-32; Лк. 1:26-56, Лк. 2:1-40,48; Ин. 2:1-11, Ин. 19:25-27), сведения о Ней весьма фрагментарны. В Деяниях апостолов также содержатся упоминания о Богородице: «Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, материю Иисуса, и с братьями Его» (Деян. 1:14), (Деян. 2:1-4).
В апокрифических текстах содержатся более подробные сведения о рождении и жизни Девы Марии. «Первоевангелие» Иакова, написанное во II в., хотя и не вошло в библейский канон, но пользовалось большой популярностью, особенно в восточных церквях. Это произведение повествует о детстве и юности Девы Марии. Некоторые эпизоды легли в основу церковного предания о земной жизни Богородицы и создали условия для возникновения целого ряда Богородичных праздников, например Рождество Богородицы, Введения в храм Пресвятой Богородицы. «Евангелие о рождестве Приснодевы Марии» отражает те же события, что и «Первоевангелие» Иакова.
Следующей ключевой и значимой фигурой, упоминаемой как в канонических, так и в апокрифических текстах, является Мария Магдалина, на формирование образа которой оказали влияние не только тексты, вошедшие в библейский канон, но и апокрифы. В канонических Евангелиях Мария Магдалина упоминается при описании событий распятия и воскресения Христа (Мф. 27:55-56, Мф. 28:1, Лк. 8:1). Следует отметить, что она первой удостоилась видеть Христа воскресшим (Мк. 16:9, Ин. 14:18). Весьма показателен тот факт, что в апокрифической литературе Мария Магдалина занимала видное место среди первых последователей Христа. Упоминания о ней содержатся в Евангелии от Марии, в Евангелии от Фомы, в Евангелии от Филиппа и в других апокрифах. В апокрифических Евангелиях Мария Магдалина выступает в роли любимой ученицы Христа, которой открыты тайны спасения. В беседах Христа с учениками она принимает активное участие. Но несмотря на то, что в апокрифической литературе роль Марии высока, ученики Христа относятся к ней недоброжелательно. В Евангелии от Фомы явно отражена тема враждебного отношения Петра к Марии. «Пусть Мария уйдет от нас, ибо женщины недостойны жизни» [16, с. 66]. Но Христос на слова Петра отвечал, что «всякая женщина, которая сделается мужчиной, войдет в Царствие небесное» [16, с. 66], тем самым стирая грань между мужским полом и женским.
Евангелие от Никодима, также известное под названием «Акты Пилата», или «Деяния Пилата», не было включено в канон, но имело широкое распространение, проникая в христианскую гимнографию и иконографию. В этом Евангелии встречается имя жены Пилата - Клавдия Прокла (Прокула), хотя в канонических Евангелиях жена Пилата не называется по имени и упоминается лишь в Евангелии от Матфея при описании событий суда над Иисусом Христом (Мф.27:19). Как отмечает целый ряд христианских писателей (напр., Августин Блаженный), впоследствии Клавдия Прокла обратилась в христианство и, по преданию, мученически пострадала за Христа.
Мать апостолов Иоанна и Иакова Саломия вскользь упоминается в канонических Евангелиях. В книгах, вошедших в библейский канон, говорится, что она обратилась к Спасителю с просьбой «чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем» (Мф. 20:21), но получила мягкий отказ. Также Саломия вместе с другими женщинами присутствовала при распятии и погребении Христа (Мк. 15:40). В апокрифической литературе Саломия упоминается в Евангелии от Египтян, которое сохранилось лишь фрагментарно, и, благодаря трактату богослова Климента Александрийского «Строматы», отрывки этого апокрифического Евангелия дошли до наших дней. «Когда Саломия спросила, сколько еще смерть будет властвовать, Господь сказал: "До тех пор, пока вы, женщины, будете рожать детей"» (Строматы III. 4, 45), показывая тем самым высокое предназначение женщины как продолжательницы рода человеческого. Как и многие женщины, Саломия следовала за Христом, внимая Его учение, а также присутствовала при распятии и погребении Спасителя и была в числе женщин, которые рано утром пришли к гробу, чтобы помазать тело Христа. А также она была в числе тех женщин, которые первыми узнали от ангела о воскресении Спасителя и после явления Христа Марии Магдалине прежде других удостоились видеть воскресшего Господа (Мф. 28, 8-10; Мк. 16, 1).
После воскресения Христа апостолы продолжили традицию иметь учениц. «Деяния Павла и Феклы» представляют собой яркий пример женского служения в раннехристианский период. В Деянии описана история Феклы из Иконии. Отказавшись от замужества, она стала ученицей апостола Павла и последовала за ним. Известно, что после смерти она была причислена к лику святых.
Выводы
Таким образом, судя по анализу апокрифических текстов, можно сказать, что в апокрифической литературе содержатся больше сведений о женщинах - последователях Христа, чем в текстах, вошедших в библейский канон. Образ женщины в апокрифических текстах является возвышенным, в духовном плане женщина равна мужчине. Согласно этим текстам, женщины активно участвуют в распространении христианского учения, и им даже «открыты тайны спасения». Новозаветная проповедь абсолютного равенства и братства продемонстрировала совершенно иную позицию христиан в женском вопросе.
Список источников
1. Брюс Ф. Документы Нового Завета: достоверны ли они? Чикаго : Slavic Gospel press, 1990. 155 с.
2. Геффкен И. Из истории первых веков христианства / пер. с нем. А.Я. Брусова; под ред. В.В. Битнера. СПб. : Вестн. знания (В.В. Битнера), 1908. 87 с.
3. Мецгер Б.М. Новый Завет - контекст - формирование - содержание / пер. с англ. Г. Ястребова. 4-е изд. М. : Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 2013. 360 с.
4. Дин Э. Знаменитые женщины Библии. М. : КРОН-пресс, 1995. 330 с.
5. Свенцицкая И. С. Апокрифические Евангелия : исслед., тексты, коммент. М. : Присцельс: Русслит, 1996. 199 с.
6. Свенцицкая И. С. Тайные писания первых христиан. М. : Политиздат, 1980. 196 с.
7. Свенцицкая И. С., Трофимова М. К. Апокрифы древних христиан : исслед., тексты, коммент. М. : Мысль, 1989. 336 с.
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 4
8. Трофимова М. К. Мария Магдалина коптских гностических текстов // Женщина в античном мире. М. : Наука, 1995. С. 168-181.
9. Скогорев А. П. Апокрифические деяния апостолов. Арабское Евангелие детства Спасителя. Исследования. Переводы. Комментарии. СПб. : Алетейя, 2000. 480 с.
10. Хосроев А. Л. Другое благовестие. «Евангелие Иуды»: исслед., пер. и коммент. СПб. : Нестор-История, 2014. 138 с.
11. Лях Е. Е. Раннехристианская парадигма человека: Образ человека в новозаветных апокрифах : авто-реф. дис. ... канд. ист. наук. Ярославль, 2001. 19 с.
12. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди / священномученик Ириней Лионский / пер. прот. П. Преображенского, Н.И. Сагарды. СПб. : Изд-во Олега Абышко, 2008. 672 с.
13. Ориген. О молитве и увещание к мученичеству. СПб. : СамВен, 1994. 236 с.
14. Евсевий Памфил. Церковная история / коммент. и примеч. С. Л. Кравца. М. : Изд. отд. Спасо-Преображен. Валаам. монастыря, 1993. 446 с.
15. Прокуратова Е. В. Образ Богородицы в апокрифических текстах крестьян Верхней Вычегды // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 12, ч. 4. С. 45-48.
16. Евангелие от Фомы / пер. с копт. В.И. Нечипуренко. Ростов н/Д. : Феникс, 2007. 254 с.
References
1. Bruce F. New Testament Papers: Are They Credible? Chicago: Slavic Gospel Press; 1990. 155 p. (In Russ.).
2. Geffken J. From the history of the first centuries of Christianity. Tr. from Germ. by I. Brusov; V.V. Bitner, ed. Saint Petersburg: Vestnik znaniya Publ.; 1908. 87 p. (In Russ.).
3. Metzger B.M. New Testament - Context - Formation - Content. Tr. from Engl. by G. Yastrebov. 4th ed. Moscow: The Bible-Theological Institute of St. Andrew the Apostle Press; 2013. 360 p. (In Russ.).
4. Dean E. Famous Women of the Bible. Moscow: KRON-press Publ.; 1995. 330 p. (In Russ.).
5. Sventsitskaya I.S. Apocryphal Gospels: Research, texts, commentary. Moscow: Pristsels: Russlit Publ.; 1996. 199 p. (In Russ.).
6. Sventsitskaya I.S. Secret writings ofthefirst Christians. Moscow: Politizdat Publ.; 1980. 196 p. (In Russ.).
7. Sventsitskaya I.S., Trofimova M.K. Apocrypha of Ancient Christians: Research, Texts, Commentaries. Moscow: Mysl' Publ.; 1989. 336 p. (In Russ.).
8. Trofimova M.K. Mary Magdalene of Coptic Gnostic Texts. Woman in the Ancient World. Moscow: Nau-ka Publ.; 1995:168-181. (In Russ.).
9. Skogorev A.P. Apocryphal acts of the apostles. Arab Gospel of the Savior's childhood. Research. Translations. Comments. Saint Petersburg: Aleteya Publ., 2000. 480 p. (In Russ.).
10. Khosroev A.L. Another gospel. The Gospel of Judas: research, translation and commentary. Saint Petersburg: Nestor-Istoriya Publ., 2014. 138 p. (In Russ.).
11. Lyakh E.E. Early Christian paradigm of man: The image of man in the New Testament apocrypha. Dissertation Thesis. Yaroslavl, 2001. 19 p. (In Russ.).
12. Against heresies. Proof of the apostolic sermon. Hieromartyr Irenaeus of Lyons. Tr. by archpriest P. Preobrazhensky, N.I. Sagarda. Saint Petersburg: Publishing house of Oleg Abyshko, 2008. 672 p. (In Russ.).
13. Origen. About prayer and admonition to martyrdom. Saint Petersburg: SamVen Publ., 1994. 236 p. (In Russ.).
14. Eusebius Pamphilus. Church History. Tr. by Eusebius Pamphilus, Comment. and note of S. L. Kravets. Moscow: Spaso-Preobrazhensky Valaam Monastery Press, 1993. 446 p. (In Russ.).
15. Prokuratova E.V. The image of the Mother of God in the apocryphal texts of the peasants of Upper Vychegda. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki = Philological Sciences. Questions of Theory and Practice. 2017;12(4):45-48. (In Russ.).
16. The Gospel of Thomas. Tr. from Coptic by V. Nechipurenko. Rostov-on-Don: Feniks Publ.; 2007. 254 p. (In Russ.).
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 4
Информация об авторах
Н. В. Волохова - доктор философских наук, профессор кафедры философии. Е. Н. Гончарова - соискатель.
Information about the authors
N. V. Volokhova - Doctor of Science (Philosophy), Professor of Department of Philosophy. E. N. Goncharova - Applicant.
Статья поступила в редакцию 10.09.2021; одобрена после рецензирования 26.09.2021; принята к публикации 13.12.2021. The article was submitted 10.09.2021; approved after reviewing 26.09.2021; accepted for publication 13.12.2021.