ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОБРАЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ВЗРОСЛЫМИ
И ДЕТЬМИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ О. ГЕНРИ (НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗА «ВОЖДЬ КРАСНОКОЖИХ»)
1 "2 "I
Иванова А.В. , Жукова А.А. , Алексеева Е.В.
1 Иванова Александра Витальевна - студент-бакалавр; Жукова Алина Андреевна - студент-бакалавр;
Алексеева Елена Владимировна - кандидат филологических
наук, доцент, кафедра социологии и билингвального образования, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород
Аннотация: в статье рассматриваются взаимоотношения между взрослыми и детьми в XX веке в Америке, их поведение в экстренных ситуациях, воспитание детей в то время на примере рассказа «Вождь Краснокожих». Ключевые слова: характер американского народа, общечеловеческие ценности, взаимоотношения между родителями и детьми, воспитание детей в Америке в XX веке, американский образ жизни.
Литература 20 столетия, к которой относится также и исследуемый рассказ О. Генри "Вождь Краснокожих" (1910), имеет свои отличительные особенности: излюбленными темами писателей указанной эпохи стали темы познания действительности, социальных пороков, места человека в современном мире, а также проблема взаимоотношения поколений.
Данная тема рассматривается писателями того времени по-разному, в частности, и как неизбежное противопоставление двух миров, двух поколений, и как представление человека "нового времени", его современного воспитания. И проблема взаимоотношения поколений не зря поднимается во все времена - эта "вечная" тема в литературе, всегда привлекает
39
внимание читателя, имеет историческую и политическую ценность, оказывает влияние на мироощущение многих людей всех возрастов, также носит поучительный и воспитательный характер. В данном контексте стоит заметить, что взаимоотношения между родителями и детьми в XX веке в Америке менее авторитарны. Взглянув на отношение родителей в плане психологического и эмоционального состояния ребенка, отмечается, что американцы придают большое значение развитию в нем индивидуализма, автономии, независимости, что являлось семейной ценностью уже в конце XIX века [3; с. 1]. «Ребенок должен «жить в звучащем мире». Ему надо разрешать постоять за себя, когда на него нападают, так как это естественная реакция человека. Иными словами, действия ребенка не следует ограничивать жесткими оковами взрослой морали» - так полагал исследователь Холл. Также он считал, что надо поощрять в ребенке стремление высказаться о своих истинных чувствах, какими бы они ни были, и сделать это он должен на своем собственном языке детского сленга, богатого оригинальными идиомами [3; с. 1].
Ярким примером для подтверждения вышеперечисленных утверждений служит «Вождь Краснокожих» О. Генри. Идейной сюжетной линией рассказа является характер американского народа того времени, его общечеловеческих ценностей и, самое главное, цена человеческой жизни.
Литературовед Юрий Манн назвал творчество О'Генри «энциклопедией американского образа жизни» XX века. В частности, критик отметил в рассказах О'Генри «подчёркнутый демократизм» и стремление «привлечь внимание к людям, обделённым благами» [1; с.1]
Произведение «Вождь Краснокожих» о мальчике десяти лет и двух его похитителях. Он был из знатной семьи, а его кража стала для воришек, у которых совсем не было денег, отличным поводом подзаработать. Но они еще не понимали, с какими последствиями им предстоит столкнуться. Похищение прошло успешно, но это было только началом их мучений. Трудный характер не заставил долго ждать, и
маленький герой стал настоящим сорванцом в глазах похитителей. Ребенок ничего не боялся, кроме своего возвращения домой, он просил не возвращать его отцу. Учитывая меркантильный замысел «бандитов» в данной ситуации, они отправили мистеру Эбенезеру Дорсету, отцу мальчика, письмо, где указали денежную сумму для возврата сына. Ответ Дорсета стал для них полной неожиданностью, где он выразил свое несогласие с их требованиями и выдвинул свое, а именно, заберет ребенка обратно домой, если те заплатят ему за этот возврат. Один из похитителей был согласен на все условия папы, так как очень хотел избавиться от несносного мальчишки и умолял своего напарника отдать все деньги за него. Одной ночью они выполнили встречные требования его отца, чтобы не привлекать внимания соседей.
Все герои рассказа «неправильные». Так, Сэм и Билл, так зовут похитителей, украли мальчика ради выкупа. Но они во всем потакали ему, играли с ним, и не они держали ребенка в страхе, а наоборот. В итоге они сами заплатили за него выкуп. Также Эбенезер Дорсет - отец ребёнка, совсем не переживает о пропаже сына. Поведение бандитов могло быть непредсказуемым, это его единственный ребенок и он мог пострадать. Отец не ищет сына, спокойно ждет письма похитителей. Более того, он ставит свои условия, хочет, чтобы бандиты сами заплатили деньги за возврат ребенка. И соседи Дорсетов, которые также рады пропаже мальчика, и были бы огорчены, если бы узнали, что его вернули за деньги. Даже сам мальчик так юн, а вовсе не боится своих похитителей. Он не пытается вырваться от похитителей, не скучает по дому, ему нравится проводить время с ними, играть с ними, постоянно манипулируя взрослыми. Когда за него заплатили выкуп, он не хотел возвращаться домой. Ребёнок заплакал и, «как пиявка, прицепился к ноге Билла» [4].
Говоря о маленьком герое рассказа, изначально, в первых фразах, где еще нет описаний его действий, можно предположить, что он тихий, ведь отец его - «папенька был почтеннейшим в городе ростовщиком и пауком и
принципиальнейшим противником всяких сборов и пожертвований.» [4] Но как только раскрывается поведение ребенка, становится ясно, что похитителей ждут трудности. У мальчика отсутствуют любые признаки воспитанности, он озорник и хулиган, бесстрашен. Единственный, кто может его запугать - напарник Билла, но ненадолго: «На заре я проснулся от ужасного визга Билла. Это не были крики, или восклицания, или вопли, или рев, или что-нибудь в этом роде, -хоть сколько-нибудь достойное голосовых связок мужчины. ... Я вырвал у него нож и уложил его опять. Но с этой минуты Билл уже не мог прийти в равновесие. Он лежал на своем месте, но не закрыл ни одного глаза, пока мальчишка лежал между нами.» [4].
Мальчик играет на нервах Билла, запугивает, чувствует свободу вдали от дома, и, вероятно, понимает, зачем его похитили, что никто не позволит ударить его, он нужен целым и невредимым отцу, поэтому позволяет себе много вольностей. Стоит отметить, какую радость ему доставляли мучения Билла, несмотря на то, что в произведении это было названо играми: «-Мистер Билл будет тоже играть с тобою. В чем заключается эта игра? - Я разведчик, -говорит Вождь Краснокожих, -и я должен предупредить поселенцев, что индейцы собираются напасть на них. Мне надоело самому быть индейцем. Я хочу быть разведчиком. - Чудесно, -говорю я. - По-видимому, это безобидная игра. Я думаю, мистер Билл поможет тебе натянуть нос этим кровожадным дикарям. - А что я должен делать? - спрашивает Билл, подозрительно глядя на мальчишку. - Ты лошадь, - говорит разведчик. - Ты становись на четвереньки. Я поеду на тебе в лагерь поселенцев. Не могу же я ехать верхом без лошади!», «-Он, наконец, утихомирился, -сказал Билл, заворачивая штаны и осматривая кровоподтеки на своих ногах. -Мы играли в индейцев. Я старый зверобой и нахожусь в плену, у вождя краснокожих! На заре с меня снимут скальп. Чёрт его дери! Этот мальчишка здорово лягается.» [4].
Поведение сына было далеко не примерным для такой знатной семьи. Вряд ли за все его провинности и шалости
ребенок получал наказания дома, так как первостепенной заботой американской семьи было вырастить и подготовить ребенка к будущей самостоятельной жизни, через получаемый им жизненный опыт, через отсутствие взаимоотношений между поколениями, между близкими людьми, где деньги важнее семейных ценностей - всё это типичные примеры, раскрывающие образ американского общества того времени.
Таким образом, О. Генри через содержание данного рассказа пытается донести до читателя основную идею этого произведения - важность и ценность отношений между людьми, между детьми и их родителями, ведущей роли общественного восприятия человеческих отношений.
Список литературы
1. Американский образ жизни. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https: //ru.wikipedia. org/wiki/Американский_образ_жизни/ (дата обращения: 07.05.219).
2. Особенности литературы XX века. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://licey.net/free/15-analiz_proizvedenii_zarubezhnyh_pisatelei_biografïi_inostranny h_pisatelei/61 zarubezhnaya_literatura/stages/2068osobennosti_lit eratury_xx_veka.html/ (дата обращения: 07.05.219).
3. Пышко М.В. Дипломная работа на тему «Эволюция семейных ценностей американской семьи 19 века». [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.istorya.ru/referat/6834/1.php/_(дата обращения:
07.05.219).
4. Рассказ О' Генри «Вождь Краснокожих». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://az.lib.ru/o/ogenri/text_08_vozhd_krasnokozhih. shtml/ (дата обращения: 07.05.219).
5. Шабловская И.В. История зарубежной литературы (ХХ век, первая половина) / И.В. Шабловская. Минск: Изд. центр Экономпресс, 1998. С. 11-44.