Научная статья на тему 'Образ врага периода “холодной войны” в детективно-приключенческих фильмах 1950-х – 1980-х гг.: зрительская аудитория и проблема исторической памяти'

Образ врага периода “холодной войны” в детективно-приключенческих фильмах 1950-х – 1980-х гг.: зрительская аудитория и проблема исторической памяти Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
234
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of the Enemy in the Period of Cold War in detective-adventure films of 1950s – 1980s: Audience and Problems of Historical Memory

Th e problem of the image of the enemy is closely connected with cumulative eff ect engendered in the process of its presence in the informative-visual fi eld and determines the phenomenon of historical memory, characterizing its meaningfulness for the mass consciousness. On the one hand the image of the enemy included features of product of ideology constructed by institution of power and helping the governing elite solve several strategic tasks at once without wasting many resources (maintenance and strengthening of power, mobilization of human resources of Soviet country, suppression of inner opposition etc.). On the other hand we can speak about mutual ideological and spontaneously mass conditionality of the image of the enemy in the period of cold war. Th at time it was not only a complex of ideas formed by the mass-media and long-term propaganda in the process of global political-ideological confrontation of the SU and the West, but also a historical and cultural heritage, “echo of war” that (with some structural changes, of course) stimulates the phenomenon of historical memory.

Текст научной работы на тему «Образ врага периода “холодной войны” в детективно-приключенческих фильмах 1950-х – 1980-х гг.: зрительская аудитория и проблема исторической памяти»

Анна Колесникова

Образ врага периода "холодной войны в детективно-приключенческих фильмах 1950-х - 1980-х гг.:

зрительская аудитория и проблема исторической памяти*

33

В период «холодной войны» созданный средствами советской пропаганды образ врага, выполнив свою основную функцию по консолидации и мобилизации общества, надолго остался в визуально-информационном пространстве и, как следствие, в исторической памяти.

Историческая память в контексте данного исследования понимается «как ценностная опора национального самосознания, источник самооценки народа, а во многом - ценностей и идеалов, определяющих силу нации, ее способность к развитию, к преодолению трудностей и препятствий, способность выдерживать исторические испытания».1 Особое значение имеет память о военной истории, поскольку войны (в том числе и идеологические, такие как «холодная война», исключающие прямые военные столкновения непосредственных противников) являются апогеем напряжения сил, проверкой «на прочность» государств и их исторической состоятельности.

В статье приводятся и анализируются некоторые статистические данные (главным образом, исследования бывшего НИИ теории и истории кино при Госкино СССР, ныне НИИ киноискусства, и данные анкетирования журналов «Советский экран» за разные годы) и письма с отзывами советских зрителей (адресованные Съездам Союза кинематографистов СССР), доказывающие наличие широкой зрительской аудитории у детективно-приключенческих фильмов 1950-х - 1980-х гг. Кроме того, рассматривается проблема воздействия персонажей образа врага на советского зрителя.

Прежде всего, необходимо раскрыть содержание некоторых писем читателей разных лет в советские периодические издания. В 1958 г. в связи с нашумевшим случаем - скандалом между двумя известными изданиями - «Литературной

газетой» и «Советским экраном», в первое было направлено множество писем читателей журнала о кино («Литературная газета» опубликовала статью «Ради рекламы» за подписью некого «Литератора» от 9 января 1958 г. с жесткой критикой журнала «Советский экран» за неинформативную рекламную деятельность). Среди этих посланий было письмо некой Ф.Я. Гершгорн, читательницы журнала «Советский экран» из Москвы. Она возмущена тем, что «Литератор» назвал в своей статье фильм «Тайна двух океанов» (Грузия-фильм, 1955 г.) откровенно слабым и пропагандистским произведением:

«Я и моя дочь, например, не раз посмотрели этот фильм с большим удовольствием. А знаете ли Вы, что этот фильм посмотрели десятки миллионов советских зрителей?».2

Читательница «Советского экрана» права: этот фильм стал одним из лидеров проката 1957 г. (6-е место в прокате). С ней согласны еще несколько читателей журнала, которых возмутила низкая оценка, данная «Литератором» фильму «Тайна двух океанов».3 Можно сделать вывод, что подобный отклик читателей не мог возникнуть просто так: эти люди посмотрели фильм (некоторые - не по одному разу!), он им понравился, причем настолько, что, увидев статью с его критикой, тут же ответили возмущенными письмами в адрес редакции.

Можно привести еще несколько ярких примеров за другие годы. В № 14 журнала «Советский экран» за 1978 год разворачивается полемика в рубрике «Отклики, отклики»: происходит обсуждение таких фильмов в жанре «детектив» как «Транссибирский экспресс», «Мертвый сезон».4 В целом, отзывы на эти картины самые положительные: «до этого фильма не было такого понимания человеческой психологии, таких сильных,

Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Проект № 08-01-00496а.

запоминающихся характеров»5 (читатель А. Курганов из Коломны про «Транссибирский экспресс»); «когда-то смотрел фильм на одном дыхании»6 (читатель С. Хохлов из Калуги). В № 21 за этот же год также приводится несколько писем читателей в защиту жанра «детектив» под названием «Очень трудный легкий жанр».7 Читательница Ирина Н. (19 лет) пишет:

«Такие фильмы, как «Мертвый сезон»... действительно найдут отклик в душе. Это фильмы приключенческие, но, в то же время, глубоко жизненные, в них выдвигаются проблемы, волнующие людей».8

Весьма показательными с точки зрения влияния кинематографических версий образа врага и их популярности в советском обществе являются письма советских зрителей к I и II Съездам кинематографистов СССР с отзывами на некоторые игровые фильмы. Так, в письме юных зрителей детского кинотеатра «Пионер» (г. Львов) в Президиум I Учредительного Съезда Союза кинематографистов СССР (ноябрь 1965 г.) ребята просят работников кинематографии не только о создании экранизаций их любимых книг. «Нам хочется увидеть фильмы о героизме советских людей, о борьбе наших чекистов со всякими врагами нашей Родины; мы убедительно просим вас создать фильмы о детях-помощниках пограничников»,9 - говорится в письме. Даже относясь к этому источнику с известной долей критики, можно говорить о том, что «просьба» детей была услышана, и после 1965 г. на большой экран выходит серия фильмов о борьбе советской разведки с западногерманскими и американскими шпионами и диверсантами; были сняты также картины и о приключениях детей в приграничных районах, об их помощи пограничникам в поимке диверсантов и нарушителей советской границы.

В письме советского инженера Г.И. Рогова (г. Ульяновск) работникам кинематографии I Учредительного съезда Союза кинематографистов СССР (декабрь 1965 г.) поставлена проблема обличения новых «классовых врагов»:

«По моему мнению, надо начать с привлечения к ответу наших противников в прошлой и новой войне - носителей идей войны. И конечно необходимо обрушить всю силу видов искусства, в первую очередь, кино на поджигателей войны в настоящее время, начиная с американских и английских... А всякие Аденауэры - только люди на побегушках у этих военных воротил».10

Если не принимать во внимание имеющийся идеологический «налет», это письмо - типичное для советского человека эпохи «холодной войны». Вполне отчетливо звучат призывы к критике идейных противников с помощью средств игрового кино; причем, критика эта должна быть направлена не только на побежденный немецкий фашизм (противники в прошлой войне), но и на нынешних поджигателей войны - американцев, англичан и западногерманское правительство («Аденауэры на побегушках»). Встречаются письма с призывами снимать больше психологических детективов, отходить от сложившихся штампов в изображении персонажей образа врага и положительных героев.11 В целом, снятые до 1965 г. детективно-приключенческие ленты оцениваются зрителями положительно: «Разве не победа нашего киноискусства создание таких фильмов как «Летят журавли», «Над Тисой», «Как Вас теперь называть?»», - пишет учитель школы №49 С.В. Блохин из г. Ростова.

Оценивая в целом письма зрителей, присланные до и во время работы II Съезда кинематографистов СССР (10 мая - 8 июня 1971 г.), можно отметить, что в большинстве своем зрители позитивно оценивают снятые за последние годы кинофильмы, однако по-прежнему просят снимать побольше психологических детективов (экранизировать детективные произведения советских к и зарубежных авторов, например, О. Пинто «Охот- |! ник за шпионами», А. Адамова «Черная моль» и '„ «Дело пестрых»12), комедий и военно-историчес- Ц ких картин о событиях Второй мировой войны. £ Можно заключить, что, во-первых, советский | зритель находился под огромным влиянием тех ® версий образа врага, которые были созданы до 5 начала 1960-х гг. (шпионы, диверсанты, бывшие | нацисты и др.), во-вторых, остро реагировал на | политическую конъюнктуру (конечно, в русле § идейных установок КПСС), в-третьих, действи- | тельно смотрел советские детективы, находя в | них как положительные, так и отрицательные § стороны, но с нетерпением дожидаясь следую- " щей «шпионской» киноленты.13 Таким образом, ^ детективный жанр (каким он был в СССР), по I праву считающийся развлекательным, «легким», ° пришелся по душе советским гражданам; об этом свидетельствуют и впечатляющие данные о прока- | те фильмов, и отзывы потенциальных зрителей, и, 3 кроме того, данные статистических исследований. «

Статистические исследования в области кинематографии начинаются с 1960-х гг. Киноведы ^ Г.М. Лившиц, А.Л. Богданов и Л.А. Васильева ис- н следуют социологические аспекты кинопосе- ¡13

щаемости в конце 1960-х - начале 1970-х гг.14 Согласно выстроенному ими соотношению жанрово-тематических групп, в 1969 г. было выпущено 45 ильмов, из них 4 - детективно-приключенческих, в 1972 г. всего в прокат вышло 60 фильмов, 7 из которых - в жанре «детектив».15 На этом примере можно убедиться, что количество фильмов-детективов росло пропорционально числу снимаемых кинокартин; их не становилось меньше, они всегда находили своего зрителя, о чем свидетельствуют данные анкетирований, проведенных НИИ теории и истории кино при Госкино СССР и журналом «Советский экран». Например, в результате проведения НИИ киноискусства анкетирования в 1966 г. был выявлен список из 12-ти лучших отечественных фильмов, и 8-е место в нем занимает детективно-приключенческая лента «Как Вас теперь называть?» (Мосфильм, 1965 г.).16 Сопоставим эти данные с результатами опроса журнала «Советский экран» за тот же год: указанный фильм входит в 10-ку лучших по итогам опроса, занимая 7-е место.17

Исходя из данных, представленных НИИ киноискусства, фильмы детективно-приключенческого жанра пользуются популярностью у служащих, студентов, работников сферы быта и услуг, учащихся школ, т.е. обширной категории советских граждан. Кроме того, «шпионское» кино по достоинству оценивается зрителями с высоким уровнем образования (например, фильмы «Игра без правил», «След в океане» только 7% зрителей с высшим образованием оценили отрицательно);18 эти оценки в основном подтверждаются данными «Советского экрана» за 1966 год (№10).19 В их анкете также исследуется проблематика любимого героя: в возрастной группе с 16 до 25 лет довольно много персонажей советских воинов-чекистов (тех самых антинонимичных образов, которые противопоставлены персонажам образа врага).

Интересны также опубликованные данные анкеты журнала «Советский экран» за 1969 год (№ 10 за май 1970 г.): в списке из 10-ти фильмов, получивших наибольшее одобрение участников опроса кинолента «Мертвый сезон» (Ленфильм, 1968 г.) на 7-м месте; кроме того, 14 % участников опроса считают его лучшим фильмом 1969 года. Актер Донатас Банионис, сыгравший в этом фильме главную роль (разведчик Ладейников) был признан 2-м в категории «лучший актер» (он «уступил» 1-е место только Олегу Стриженову).20

Некоторые статистические данные за более поздние годы имеются в исследованиях сотрудников НИИ киноискусства; проблемы социологии кино стали активно исследоваться только в 1970-е гг.: например, Востриков Ю.А., занимаясь вопро-

сами посещаемости, отмечает, что наибольший успех имели фильмы о Великой Отечественной войне - у 46,6 % зрителей, комедии - у 51,9 %, мелодрамы - у 41,0 % и детективы - у 32,1 % зрителей, соответственно.21

Таким образом, невозможно поставить под сомнение популярность детективно-приключенческого кино в СССР - об этом свидетельствуют как источники личного происхождения, так и киностатистика за отдельные периоды. К сожалению, анкетирование журнала «Советский экран» проводилось, во-первых, нерегулярно, во-вторых, оно не могло охватить всю зрительскую аудиторию СССР, а в-третьих, справедливости ради надо отметить, что не все детективные ленты периода «холодной войны» входят в списки лучших.

Итак, потенциальные зрители у фильмов детективного жанра в период «холодной войны» имелись в достаточном количестве: судя по данным опросов, это были многочисленные категории граждан (школьники, студенты, рабочая молодежь, служащие и др.).22 В этих картинах людей привлекал не только сюжет, но и психологизм характеров, моральные приоритеты героев, проблемы противостояния врагам всех категорий.

Если учесть, что за 1950-е - 1980-е гг. было снято более 50-ти кинокартин детективного жанра, содержащих элементы образа врага «холодной войны», то можно представить себе аудиторию тех, кто принял на себя эффект воздействия кинематографических образов. Под таким эффектом в данном исследовании понимаются все те изменения, количественные и качественные, которые происходят в сознании и поведении человека в предкоммуникативной (до просмотра картины), коммуникативной (во время просмотра) и посткоммуникативной (после просмотра) фазах его контакта с продуктами кинопроизводства.23 Посткоммуникативная фаза связана еще и с возникающим в дальнейшем эффектом исторической памяти - долговременной ретрансляции последствий тех изменений, которые произошли в зрителе под воздействием фильма.

Действительно, как показали данные социологических опросов, поведение зрителя избирательно: из потока текущего кинорепертуара он выбирает для просмотра определенный фильм, таким образом, зрительский выбор является условием воздействия кинокартины, т.е. степени ее привлекательности. Но решение посмотреть фильм, кроме того, зависит и от его «аттрагирующих» свойств - наличия увлекательного сюжета, погонь, драк, тайн, приключений, игры знаменитых актеров. Что касается коммуникативной фазы, то, по мнению социолога кино М.И. Жабского, на ней

происходит информационно-заражающее воздействие: «то есть фильм сообщает зрителю определенную информацию и заражает определенными чувствами».24 Далее, в посткоммуникативной фазе человек обдумывает фильм, обсуждает его с друзьями и знакомыми, т.е. увиденное по-прежнему оказывает на него влияние. Наконец, получив некую информацию и, возможно, в какой-то степени преобразившись под влиянием фильма, человек иначе чувствует, думает, ведет себя.

Теперь вставим эти теоретические выкладки в исторический контекст. Детективно-приключенческое кино периода «холодной войны» - это тип развлекательного и, одновременно, пропагандистского кино, в котором посредством различных художественных приемов визуализируется система образа врага. Она носит официальный характер, на ее формирование и эволюцию направлены усилия ряда государственных органов, вследствие чего «шпионское» кино находится в период «холодной войны» под многоступенчатым контролем власти. То есть, советским зрителям изначально представляется продукт киноискусства, обладающий как ярко выраженными «аттрагирующими» свойствами, так и официально сконструированной системой идеологических символов. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что образы и характеристики, дающиеся в этих фильмах западному обществу (политической системе, гражданам, продуктам его духовной и материальной культуры), столь эмоционально усваивались советским зрителем по той причине, что, согласно Постановлению ЦК КПСС от 8 августа 1963 г. «О порядке показа кинофильмов», показ фильмов производства студий капиталистических стран запрещался (делалось лишь послабление по согласованию с Госкино СССР).25 Таким образом, реалии западного образа жизни возникали перед среднестатистическим советским зрителем в основном из отечественных игровых фильмов, т.е. из кинокартин, изначально идеологизированных, «нагруженных» необходимыми образами, в том числе и элементами образа противника в «холодной войне» (внешнего «западного» врага и его пособников из числа советских граждан).

Можно привести цитату из выступления на заседании Президиума Оргкомитета Союза работников кинематографии СССР (еще 14 сентября 1957 г.) одного из известных в свое время кинематографистов Б.А. Метальникова - режиссера и сценариста фильмов на производственные и сельские темы:

«Говорили, и совершенно справедливо, что

сейчас идет самая ожесточенная идеологи-

ческая борьба. Буржуазная критика ведет нападки на киноискусство, на принципы социалистического реализма. Нам нельзя об этом забывать, нельзя забывать об окружении. Но мне кажется, что все-таки нельзя забывать и о том, что происходит у себя в тылу... мы должны бороться с отрицательными явлениями у себя внутри. Мы должны делать картину, условно говоря, для внутреннего потребления. Давайте не будем давать их на внешний рынок. Почему у искусства, которое всегда было острым оружием, хотят затупить острие этого оружия?».26

Следовательно, можно предположить, насколько значительную роль в распространении образа врага в массовом сознании советского общества играл художественный кинематограф: постепенно система негативных характеристик создавала в сознании устойчивые стереотипы, обладающие еще и кумулятивным свойством. Под этим термином следует понимать последствия восприятия советским зрителем на протяжении всей его жизни повторяющихся схем, историй, образов, идеологических посланий, содержащихся в продуктах киноискусства.

В результате проведенного анализа совокупности игровых фильмов 1950-х - первой половины 1980-х гг., зафиксировавших образ врага . «холодной войны», были установлены следующие к

о

явления. Можно констатировать постепенные |!

изменения в классификации образа врага, пред- '„

ставленного в художественных фильмах, а также Ц

отметить заметную трансформацию ее элементов £

в периоды усиления конфронтации между СССР |

и странами Запада. Это было связано, во многом, ®

X

с культурной политикой советской власти, вклю- 5

чающей многосторонний контроль над сферой |

искусства и кинематографом, в частности. Образ |

врага периода «холодной войны» как явление ус- §

тойчивое, если иметь в виду его присутствие в |

игровом кино, как совокупность негативных ха- | рактеристик потенциального противника, не мог §

не отложиться в исторической памяти общества, "

влияя на массовое сознание, помогая власти вы- ^

страивать в нем определенные представления. I Это подтверждается присутствием «вражеского» ° элемента в структуре образа в советском игровом

кино детективного жанра весьма длительный пе- |

риод времени - вплоть до конца 1980-х гг. 3

Период «холодной войны» определяется воз- « действием на сознание советских граждан так

называемого кумулятивного эффекта, что подра- ^ зумевает распространение стабильных, прочных н

и повторяющихся образов и представлений, вы- ¡13

ражающих институциональные характеристики, данные советским государством своим «идеологическим противникам».

Значимость исторической памяти для коллективного сознания велика и необычайно важна в деле налаживания международных отношений. Так, память об идеологическом противнике имеет две стороны.27 С одной из них, в сознании людей она носит стихийный характер, так как принадлежит области массовой социальной психологии; с другой - историческая память и ее отдельные элементы формируются под воздействием института государства посредством пропаганды, через массовые произведения искусства (литература, кинематограф).

Можно с уверенностью утверждать, что несколько поколений людей, родившихся и выросших во время «холодной войны», воспитаны на произведениях массового искусства, в которых элементы образа врага присутствовали в полном объеме и, безусловно, повлияли в дальнейшем на позицию этих людей по отношению к «враждебной» нации. Проблема исторической памяти, тесно связанная с особенностями восприятия ме-диатекстов (таких, например, как художественные фильмы), содержащих элементы образа врага, может и должна исследоваться в каждом конкретном случае в комплексе с продуктами средств массовой информации и пропаганды. х Внимание власти к проблемам насыщения про-

|| изведений киноискусства определенными образа-^ ми и идеями связано, главным образом, с тесным влиянием продуктов идеологии на национальное й самосознание, «которое, в свою очередь имеет ре-| шающее влияние на развитие страны, жизнеспо-® собность народа и государства в условиях неста-5 бильности».28 Значимыми являются представления I о противнике, с которым велась война (пусть и «хо-| лодная»), как составляющая исторической памяти. §■ Эти представления имеют свойство не исчезать, а | вновь и вновь актуализироваться в периоды обос-| трения внешнеполитических отношений с бывшим ц противником, как это было на протяжении деся-" тилетий «холодной войны», когда элементы образа врага в игровом кино то проявлялись отчетливо, I. выстраиваясь в иерархичную систему негативных ° персонажей (50-е - начало 70-х гг., первая половина *§ 80-х гг.), то практически полностью исчезали либо | смягчали свое негативное содержание (как это 3 было в период разрядки международных отноше-9 ний с 1972 по 1979 гг.).

"I Последствия воздействия идеологичес-^ ки окрашенной фигуры врага в советском ки-^ ноискусстве можно оценить как факторы, во Ь многом детерминировавшие современное от-

ношение россиян к западному и американскому социумам, их представителям, культуре, искусству и политике. «Холодная война», как полагают многие историки, закончилась с распадом СССР в 1991 году, однако отдельные ее отголоски и рецидивы имеют место по сей день. На современном этапе можно говорить о том, что интенсивная многолетняя пропаганда дала свои результаты. Тенденции нарастания, например, антиамериканизма в российском обществе на данный момент прослеживаются достаточно отчетливо. Этому способствовали и бомбардировки Югославии в 1999 г. (официальным поводом начала военных действий было объявлено присутствие сербских войск на территории края Косово и Метохия; с марта по июнь 1999 г. войска НАТО осуществляли военные действия на территории Сербии: основная часть военной операции состояла в применении авиации для бомбардировки военных и гражданских объектов; погибло, по-видимому, не менее 2000 гражданских лиц, около 6000 были ранены в ходе бомбардировок),29 и недавний августовский грузино-юго-осетинский вооруженный конфликт (8 августа 2008 г. к конфликту на стороне Южной Осетии официально присоединилась Россия в рамках операции по принуждению Грузии к миру; 9 августа 2008 г. -Абхазия, в рамках соглашения о военной помощи между членами содружества непризнанных государств; 12 августа Россия официально объявила об успешном окончании операции по принуждению грузинских властей к миру). США и ряд прибалтийских стран активно поддержали нападение Грузии на Южную Осетию для «наведения конституционного порядка» на ее территории. Россия защитила независимость самопровозглашенной республики вооруженным путем, давая «втянуть» себя в новую конфронтацию с западным сообществом и, прежде всего, с США. После этого конфликта в начавшейся информационной войне (это социальное явление проявилось как социально опасная форма информационного противоборства, осуществляемого различными средствами и способами воздействия на информационно-психологическую сферу противника с целью решения стратегических задач) вновь стал конструироваться образ врага. Сферами его присутствия становится Интернет, телевизионные программы, авторские ток-шоу на радио и др. Причем, основные элементы отчасти повторяют образ врага «холодной войны», воплощаются в подобных образах: диверсанта, шпиона, а также их пособников, «милитаристскую» элиту США. Апогеем проявления черт вновь созданного образа врага явился фильм «Олимпус Инферно»30 (производство Первого ка-

нала, премьера 29 марта 2009 г.), где, помимо негативных персонажей грузинских военных, есть и американский «вражеский» элемент.

Таким образом, проблема образа врага тесно связана с тем кумулятивным эффектом, который порождается в процессе его бытования в информационно-визуальном поле и детерминирует феномен исторической памяти, характеризуя ее значимость для массового сознания. С одной стороны, образ врага носил черты идеологемы (т.е. продукта идеологии), сконструированной институтами власти, с помощью которой правящая элита, не затрачивая значительных ресурсов, решала сразу несколько стратегических задач (сохранение и увеличение власти, мобилизация человеческих ресурсов советского государства, подавления внутренней оппозиции и др.). С другой - можно говорить о взаимной обусловленности как идеологической, так и стихийно-массовой составляющей образа врага времен «холодной войны». В тот период это не только комплекс

представлений, сформированный средствами массовой информации и долговременной пропаганды в ходе самого процесса глобального политико-идеологического противостояния СССР и стран Запада, но еще и историко-культурное наследие, «эхо войны», которое (конечно, с отдельными структурными изменениями) стимулирует феномен исторической памяти. «Важнейшим субъектом, формирующим историческую память, является государство, а фактором - политическая конъюнктура (политический режим, взаимоотношения с государством - бывшим противником и др.)».31

В контексте данного исследования историческая память подтверждает свое значение сложного феномена сознания постольку, поскольку через нее из поколения в поколение будет передаваться и претерпевать конъюнктурные изменения та система образа врага в «холодной войне», которая была визуализирована, в том числе, и в игровом кинематографе данного периода.

1 Сенявский А.С., Сенявская Е.С. Историческая память о войнах ХХ в. как область идейно-политического и психологического противостояния // Отечественная история. 2007. № 2. С. 139.

2 Российский государственный архив новейшей истории (далее - РГАНИ). Ф. 5. Оп. 36. Д. 78. Л. 65.

3 РГАНИ. Ф. 5. Оп. 36. Д. 78. Л. 67 - 68.

4 Отклики, отклики. Письма читателей // Советский экран. № 14. 1978. С. 17.

5 Там же.

6 Там же.

7 Очень трудный легкий жанр. Письма читателей // Советский экран. № 21. 1978. С. 14.

8 Там же.

9 Российский государственный архив литературы и искусства (далее - РГАЛИ). Ф. 2936. Оп. 4. Д. 12. Л. 15.

10 РГАЛИ. Ф. 2936. Оп. 4. Д. 13. Л. 54.

11 РГАЛИ. Ф. 2936. Оп. 4. Д. 316. Л. 79 - 80.

12 РГАЛИ. Ф. 2936. Оп. 4. Д. 316. Л. 81.

13 Там же.

14 Лившиц Г.М., Богданов А.Л. и др. О динамике кинопосещаемости. // Кино и зритель. Проблемы социологии кино. Сб. науч. тр. М.: ВНИИ киноискусства, 1978. С. 39-58.

15 Там же. С. 42.

16 Кочан Л.Н., Томилов Г.А. и др. Кино и зритель. Опыт социологического исследования. М.: Искусство, 1968. С. 168 - 169.

17 Там же. С. 194.

18 Там же. С. 215.

19 Советский экран. 1966. № 10. С. 18 - 19.

20 Советский экран. 1970. № 10. С. 1.

21 Востриков Ю.А. Проблема посещаемости как практическая проблема // Проблемы социологии кино: Материалы заседания Совета по координации научно-исследовательских работ в области киноведения. М., 1978. С. 127.

22 Мухин П.Я. Кино и зритель: статистика общественного мнения. Учеб. пособие / П.А. Мухин, В.Я. Орлова. М.: ВГИК, 1987. С. 71.

23 Тарасов К. Кино в современном обществе: функции - воздействие - востребованность. / К.А. Тарасов, М.И. Жабский, Ю.У Фохт-Бабушкин. М.: ВНИИ киноискусства, 2000. С. 106 - 107.

24 Там же. С. 106.

25 РГАНИ. Ф. 5. Оп. 55. Д. 51. Л. 144.

26 РГАЛИ. Ф. 2936. Оп. 1. Д. 11. Л. 104.

27 Сенявская Е.С. Противники России в войнах XX века: эволюция «образа врага» в сознании армии и общества. М.: РОСПЭН, 2006. С. 250.

28 Там же.

29 Война НАТО против Югославии. URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B9 %D0%BD%D0%B0_%D0%9D%D0%90%D0%A2%D0%9E_ %D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2 _%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B8%D0%B 8_(1999) (дата обращения: 14.12.2009).

30 Олимпус Инферно // Производство Первого канала. 2008. URL: http://www.youtube.com/view_ play_list?p=E0 3BE AB0054F18B3 (дата обращения: 14.12.2009).

31 Сенявская Е.С. Указ. соч. С. 250.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.