Научная статья на тему 'ОБРАЗ ВОЛАНДА В РОМАНЕ МИХАИЛА АФАНАСЬЕВИЧА БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"'

ОБРАЗ ВОЛАНДА В РОМАНЕ МИХАИЛА АФАНАСЬЕВИЧА БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1330
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУЛГАКОВ / РОМАН / МИСТИКА / ОБРАЗ / МИСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ / ВОЛАНД / СВИТА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Часыгова Л.М., Итарова Л.Б.

В статье рассматривается мистический образ Воланда из романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Его описание и значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ ВОЛАНДА В РОМАНЕ МИХАИЛА АФАНАСЬЕВИЧА БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"»

УДК 1

Часыгова Л.М.

Студентка 3 курса филологического факультета

ИнГУ Р.И. г. Магас

Итарова Л.Б.

магистрант 2 курса филологического факультета

ИнГУ Р.И. г. Магас

Научный руководитель:

Хадзиева А.А.

к.ф.н., доцент кафедры русской и зарубежной литературы

ИнГУ Р.И. г. Магас

ОБРАЗ ВОЛАНДА В РОМАНЕ МИХАИЛА АФАНАСЬЕВИЧА БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Аннотация: в статье рассматривается мистический образ Воланда из романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Его описание и значение.

Ключевые слова: Булгаков, роман, мистика, образ, мистический образ, Воланд, свита.

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита», бесспорно, одно из величайших произведений мировой и отечественной литературы ХХ века. Споры и обсуждения вокруг этого романа продолжаются и в наши дни. Это одна из самых известных книг писателя, самая таинственная, мистическая и загадочная история, не потерявшая со временем своей актуальности. Роман вызывает интерес не только у

отечественных исследователей, но и у зарубежных, он затягивает читателя с первых страниц. Опус включает в себя элементы сатиры, философии и детектива. Он имеет несколько сюжетных линий: любовная линия Мастера и Маргариты, религиозно-философская линия Понтия Пилата, а также мистико-сатирический образ Воланда и его свиты.

Образ Воланда и его свиты в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» самый замысловатый и затягивающий. Свита Воланда состоит из нескольких персонажей, в неё входят Азазелло, Коровьёв или «Фагот», кот Бегемот и Гелла: «... рекомендую вам, донна, мою свиту. Этот валяющий дурака - кот Бегемот. С Азазелло и Коровьёвым вы уже познакомились, служанку мою Геллу рекомендую.» [1, с.307 ]

Воланд получил своё имя от гётевского Мефистофеля. Хотя сам, М.А. Булгаков отрицал, что образ Воланда основан на каком-то прототипе: «Не хочу давать поводы любителям разыскивать прототипы. У Воланда никаких прототипов нет», - писал М.А. Булгаков.[ 2, с. 87]. Но символы Мефистофеля как правило, относящиеся к внешним атрибутам Воланда в романе, несомненно, присутствуют. Возьмем, к примеру, пуделя. Мефистофель сам залез в шкуру пуделя. В «Мастере и Маргарите» символ пуделя встречается несколько раз. Во-первых, это трость Воланда: «Под мышкой нёс трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя»[1, с.1] Во-вторых, это подушечка на которую Маргарита ставит ногу во время бала: «Какой-то чернокожий подкинул под ноги Маргарите подушку с вышитым на ней золотым пуделем.» [1, с. 317]. И в третьих, это цепь на шее у Маргариты: «Откуда-то явился Коровьёв и повесил на грудь Маргариты тяжёлое в овальной раме изображение чёрного пуделя на тяжёлой цепи» [1, с. 314] Для подтверждения данной мысли, можно взять эпиграф к роману «Мастер и Маргарита». Это слова того же Мефистофеля: «.так кто ж ты наконец?

- Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Таким образом, Воланд - один из самых ярких и загадочных персонажей в

произведении М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».В романе его называют по -

разному: «Духом зла», «Повелителем тьмы», «Князем тьмы», «Мессиром», так как этот

персонаж воплощение нечистой силы, дьявол, сатана: «Вчера на Патриарших прудах

42

вы встретились с сатаной» [1, с. 162 ]. Или: «Взор её притягивала постель, на котором сидел тот, кого ещё совсем недавно бедный Иван на Патриарших убеждал в том, что дьявола не существует. Этот несуществующий и сидел на кровати» [1, с. 304].

По одной из версий имя «Воланд» восходит к англо-саксонскому языческому пантеону «Велунда». По другой версии это имя восходит к немецкому «Еа1апё», что означает «Лукавый». Важно отметить, что слово «Ба1апё» упоминается и в самом тексте: «Может быт, и не Воланд. Может быть, Фаланд.» [1, с. 223] Воланд характеризуется ироничностью, скептичность, театральностью: «Я - специалист по чёрной маги» [1, с. 21], так представляется нам персонаж на первых страницах романа.

В романе даётся чёткое описание повседневного вида этого персонажа: «Росту был не маленького и не громадного, а просто высокого... С левый стороны у него были платиновые коронки, а с правой - золотые.Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма туфлях. Под мышкой нёс трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя[1, с. 11].

Очень искусно и магически описываются в романе глаза персонажа, как будто писатель хотел при помощи подобного описания глаз передать всю сущность этого персонажа: «Правый с золотой искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый - пустой и чёрный, вроде как узкое игольное ухо, как вход в бездонный колодец всякой тьмы и теней» [1, с. 304 ]. Или: «Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый -почему-то зелёный.» «... Разные глаза, брови!»[1, с. 11].

У Воланда низкий, тяжёлый голос: «Приглушив свой низкий голос» [1, с.13]. Воланд обладает неограниченными возможностями, творит чудеса, существует вне времени и пространства. Он вездесущ: «Вздор! Лет через триста это пройдёт» [1, с. 310] «Я лично присутствовал при всём этом. И на балконе был у Понтия Пилата» [1, с. 52]

Князь тьмы и его свита, появившись в Москве, начинают наказывать людей за их

аморальные, дурные поступки: жадность, взяточничество, доносительство. Воланд не

совращает души людей. Многие мысли и фразы Воланда и его свиты нехарактерны для

«дьявола-искусителя», он лишён традиционного образа сатаны. Воланд, исполняет свои

обещания, он и добр, и справедлив с теми, кто этого заслуживает. По просьбе

Маргариты он освобождает Фриду, которая убила своего ребёнка: «Я хочу, чтобы

43

Фриде перестали подавать тот платок, которым она удушила своего ребёнка» [1, 340] Довлатов пишет про Воланда: «.Добро, то, что олицетворяет Воланд? Абсолютное зло? Нет, всего лишь справедливость» [3, с. 78].

Таким образом, исследовав одного из главных образов романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - Воланда, мы пришли к выводу о том, что персонаж он неоднозначный и расплывчатый, так как отходит от привычного всем облика дьявола, но во внешности его сохранён традиционный отличительный признак - глаза разного цвета. С помощью этого персонажа писатель показал портрет современного ему общества, указал людям на их же грехи.

Список литературы:

М.А. Булгаков // «Мастер и Маргарита» СПб.: Азбука- Атикус, 2017.- 480с., Чудакова М. О // «Жизнеописание Михаила Булгакова». М.: Книга, 1998., Генис // «А. Довлатов и окрестности» Новый мир, 1998.,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.