Научная статья на тему 'ОБРАЗ ВОИНА В ЗАПАДНОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ'

ОБРАЗ ВОИНА В ЗАПАДНОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
203
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ПРОЕКЦИЯ / ПОП-АРТ / СУБЛИМАЦИЯ / ПСИХОАНАЛИЗ / IDENTIFICATION / PROJECTION / POP ART / SUBLIMATION / PSYCHOANALYSIS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Давыдов А.И.

В данной статье автор рассматривает проблему влияния различных элементов современной западной массовой культуры на ментальность будущих солдат армии США и их союзников по НАТО. В статье особый акцент делается на кинематографе как важнейшем элементе поп-арта - массовой культуры. Исследуются психологические механизмы этого воздействия с опорой на методологию психоаналитических исследований феноменов восприятия аудиторией, главным образом молодежью, содержания художественных произведений. Главная цель - показать, как формируются будущие Рэмбо, которые могут стать солдатами потенциального противника нашей страны. Автор исходит из предположения, что личность солдата во все времена (и особенно сегодня, когда неизмеримо выросла роль СМИ и расширилось информационное пространство) формируется культурой, в которой он живет и воспитывается. При этом значительную роль играет искусство данной культурной среды. Мотивы же и сюжеты произведений искусства, в свою очередь, определяются господствующей политической и экономической элитой общества, каким бы оно ни было плюралистичным, ее идеологией и пропагандистским аппаратом. В данной статье автором делается попытка обобщить составляющие того культурного слоя, в котором формируются психологические особенности солдат вероятного противника нашей страны. Актуальность темы статьи диктуется необходимостью знания психологии солдат вероятного противника и способов ее формирования. Тем более что западная массовая культура давно воздействует и на российскую аудиторию, особенно на молодежь. Это важно в условиях обострившейся международной конфронтации Российской Федерации и стран НАТО. Со времен холодной войны подобные исследования в отечественной литературе не предпринимались и, к сожалению, возникла необходимость к ним вернуться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A WARRIOR IMAGE IN THE WESTERN MASS CULTURE

The author of the article examines the way in which the various elements of modern western mass culture influence the mentality of the US Army soldiers-to-be as well as their NATO allies. Special attention is payed to the cinema as an essential element of the mass culture. The psychological mechanism of its impact is considered on the basis of psychoanalytic methodology used in studying the phenomena of perception of the works of art by the audience, mostly by young people. The main purpose is to show how the "Rambo" type of soldiers is shaped with the potential to become our country’s enemy soldiers in the future. The author assumes that the identity of a soldier has always been formed by the culture in which he is brought up, which is especially true nowadays when the role of mass-media has increased and the information space has expanded dramatically. The art of a particular cultural tradition plays important role in the up-bringing process. The motives and subjects of works of art are mainly determined by the ruling political and economic elite of a society, however plural, by its ideology, and the propaganda apparatus. The author of the article makes an attempt to summarize the elements of the cultural environment wherein the psychological characteristics of potential enemy soldiers are developed. The importance of issue is determined by the need to understand the psychology of potential enemy soldiers and the ways of its formation. Moreover, the western pop-culture has influenced Russian young people for a long time, which has become critical due to the increased confrontation between the NATO countries and the Russian Federation. This kind of research has not been conducted in our country since the end of the cold war. Unfortunately, there seems to be a need to renew such studies.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ ВОИНА В ЗАПАДНОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ»

А И. Давыдов

Образ воина в западной массовой культуре

УДК 930.85

А. И. Давыдов

Образ воина в западной массовой культуре

В данной статье автор рассматривает проблему влияния различных элементов современной западной массовой культуры на ментальность будущих солдат армии США и их союзников по НАТО. В статье особый акцент делается на кинематографе как важнейшем элементе поп-арта - массовой культуры. Исследуются психологические механизмы этого воздействия с опорой на методологию психоаналитических исследований феноменов восприятия аудиторией, главным образом молодежью, содержания художественных произведений. Главная цель - показать, как формируются будущие Рэмбо, которые могут стать солдатами потенциального противника нашей страны. Автор исходит из предположения, что личность солдата во все времена (и особенно сегодня, когда неизмеримо выросла роль СМИ и расширилось информационное пространство) формируется культурой, в которой он живет и воспитывается. При этом значительную роль играет искусство данной культурной среды. Мотивы же и сюжеты произведений искусства, в свою очередь, определяются господствующей политической и экономической элитой общества, каким бы оно ни было плюралистичным, ее идеологией и пропагандистским аппаратом. В данной статье автором делается попытка обобщить составляющие того культурного слоя, в котором формируются психологические особенности солдат вероятного противника нашей страны.

Актуальность темы статьи диктуется необходимостью знания психологии солдат вероятного противника и способов ее формирования. Тем более что западная массовая культура давно воздействует и на российскую аудиторию, особенно на молодежь. Это важно в условиях обострившейся международной конфронтации Российской Федерации и стран НАТО. Со времен холодной войны подобные исследования в отечественной литературе не предпринимались и, к сожалению, возникла необходимость к ним вернуться.

Ключевые слова: идентификация, проекция, поп-арт, сублимация, психоанализ.

С древнейших времен фольклор, литература и изобразительное, вокальное и драматическое искусство оказывали значительное влияние на воспитание воинов наряду с религиозными верованиями и представлениями. Вначале это были мифология и эпос, ритуальные танцы и жертвоприношения. Затем появились героические сказания, эпические поэмы. Воины в античных Греции и Риме воспитывались на «Иллиаде» и «Энеиде», преданиях о Геракле, Тезее, Персее, Беллерофонте, «Ана-базисе», в Индии - на «Махабхарате», в Мезо-америке воины ацтеков - на преданиях о Кет-цалькоатле. В раннем Средневековье боевой дух скандинавских викингов формировали саги скальдов, японских самураев - кодекс Бу-сидо, «Хэйкэ-Моногатари» [1], рыцари воспитывались на «Песне о Роланде» и т. д. Русские воины взращивались на былинах о богатырях, защитниках русской земли (Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, Никите Кожемяке, Святогоре и др.), «Задонщине». В дальнейшей истории культуры данная тенденция продолжалась.

В психоаналитических исследованиях раскрыт механизм воздействия произведений искусства и литературы на психику человека (идентификация) [2]. Человек неосознанно отождествляет себя с героями произведений и копирует их образцы поведения. Считается, что

данный психологический механизм закладывается на полуинстинктивном уровне в раннем детстве, когда ребенок повторяет поведение родителей. Так человек социализируется в обществе, сохраняется преемственность поколений. В дальнейшем развитии человек по такому же типу копирует образцы эталонных носителей культуры и становится ее частью. Психология солдата предполагает патриотизм, верность долгу, готовность выполнить приказ вплоть до самопожертвования, умение мобилизовать все силы на выполнение боевой задачи, быть максимально бесстрашным. Искусство всегда предоставляло такой набор качеств героев, становившихся образцами для подражания.

Со временем культура приобретает все более массовый характер, начинает пользоваться все более технологичными и доступными для массового сознания средствами. В ХХ в. появляются радио и кинематограф, которые немедленно подхватывают общие принципы воздействия на человека и, сочетая воздействие на разные системы восприятия - аудиальную и визуальную, оказывают еще более мощное влияние. Страны, столкнувшиеся в самой ужасной войне в истории - Второй мировой: с одной стороны, СССР, США, Британия, с другой стороны, нацистская Германия, фашистская Италия и Япония - также использовали все средства искусства для пропагандистских целей. Пла-

каты, литература и кино активно воздействовали на население - будущих солдат. В Советском Союзе, ставшем жертвой агрессии со стороны фашистского блока, родились такие произведения, как плакат «Родина-мать зовет», песня «Вставай, страна огромная...», фильм «Александр Невский» и др.

После войны между бывшими союзниками началась холодная война, мир раскололся на два противоборствующих лагеря, и это незамедлительно сказалось на пропагандистском аппарате и искусстве. В 1949 г. возникает военно-политический блок НАТО, направленный против СССР, а в настоящее время - против России. В странах - участниках данного блока, прежде всего в США, развивается мощная пропагандистская машина, исподволь подчиняющая себе всю национальную культуру. В 40-50-е гг. XX в. одновременно с гонкой вооружений раскручивается шпиономания и военная истерия, приобретающая характер массового психоза, помимо бондианы Флеминга и аналогичной литературы, комиксов о Супермене, важнейшим звеном милитаристской культуры становится Голливуд, киностудии которого выпускают тысячи фильмов в год. Это не только «фабрика грез», призванная развлекать массового зрителя, но и аппарат формирования массовой милитаристской психологии. Используются разные жанры - от боевиков и детективов до исторических и фантастических фильмов. Вкладываются гигантские финансовые средства. И неважно, что в США нет аналога нацистского Министерства пропаганды. Принципы доктора Геббельса памятны. Американский кинематограф, пусть и бессознательно, верно служит правящей элите США, стремящейся сохранить достигнутое после гибели СССР мировое первенство и вкладывающей в Голливуд огромные средства [3].

Лучшую возможность для демонстрации эталонов воинской доблести предоставляет жанр исторического кино. Однако искусство США, не имея возможности опереться на собственную историческую традицию, которая в этой стране, в отличие от Старого Света, слишком непродолжительна, вынуждено обращаться в поисках сюжетов к эпизодам из истории Европы. Действительно богатое событиями в истории страны время (гражданская

война Севера и Юга) сейчас по идеологическим мотивам замалчивается. Остается только война за независимость, по мотивам которой поставлены фильмы «Вашингтон» и «Патриот». Поэтому единственный выход - обратиться к европейскому прошлому. И здесь богатейшую почву предоставляет история величайшей империи - Рима, продолжателями которой США пытаются предстать. Киноконвейер Голливуда каждый год штампует фильмы на эту тему: «Спартак», «Рим», «Орел девятого легиона», «Последний легион», «Окта-виан Август», «Юлий Цезарь», «Клеопатра», «Центурион» и т. д. Не обращая внимания на историческую достоверность, режиссеры Голливуда акцентируют внимание своей аудитории на воинских ценностях: верности долгу, доблести, дисциплине, служении стране.

Пусть США не Рим, однако зрителю внушается идея противостояния цивилизации варварству, исторической миссии, государственного величия. Римские орлы начинают ассоциироваться с орланом на гербе США. Молодежная в основном аудитория со сниженным порогом критического восприятия -благоприятная среда для внушения идей великодержавности. Вербовка в армию США (внушают подспудно им) - возможность стать героями, достойными римских добродетелей. Защищать свободу и демократию в борьбе против злокозненных врагов отечества - высший долг истинного мужчины и гражданина. Рубежами отечества, как и у Рима, могут стать далекие земли - Вьетнам, Корея, Ливия, Сирия, Сербия, Ирак. Завербуйся в морскую пехоту и станешь героем.

Другие популярные темы: историческая активность скандинавских викингов (снято множество фильмов и сериалов) и европейское Средневековье, главным образом история Британии: «Король Артур», «Храброе сердце», «Царство небесное», «Роб Рой», «Айвенго». Опять же, историческая канва мифологизируется, факты тасуются сценаристами как угодно, но остается главное - приоритет военной доблести вне зависимости от времени и эпохи. Вальтер Скотт просто используется как поставщик сюжетов. Зрителю внушается - сила и умение убивать самоценны. Герои этих фильмов (как и герои вестернов, убивающие «злобных» индейцев десятками) - без страха и упреков совести.

А. И. Давыдов

Образ воина в западной массовой культуре

Жестокие налетчики и пираты викинги героизируются. Главное для авторов - отсутствие у них страха смерти. Так христианско-пуританская Америка черпает вдохновение у язычников, грабивших и сжигавших церкви и монастыри. Таким образом формируются психологические качества солдата армии НАТО (это касается и бундесвера, и французского иностранного легиона), молодежь европейских стран также находится под влиянием американского образа жизни, декларируемого Голливудом: слепая верность долгу, инициативность, хитрость, яростная агрессивность, стойкость и бесстрашие в бою.

Поскольку западная культура индивидуалистична, особо проповедуются индивидуальные боевые качества, способность сражаться в одиночку. Наиболее показательный пример -фильм «Рэмбо». Здесь и главный противник -советские солдаты. При их показе включается еще один психологический механизм - проекция, т. е. приписывание потенциальному противнику всех отрицательных качеств: бессердечия, коварства, садистской жестокости. Хотя этот фильм - очевидная пропагандистская агитка, а его герой - супермен из комиксов.

То, что в этих фильмах снимаются голливудские первоклассные актеры (Кирк Дуглас, Рассел Кроу, Брэд Питт, Мел Гибсон), только добавляет им художественной убедительности и эффективности воздействия.

Чего не достигают боевики и исторический «экшн», компенсируют фильмы о спорте и фантастика. За последние 50 лет в Голливуде снят ряд фильмов о боксерах, которые в массовом сознании воспринимаются как бойцы, воины: «Чемпион», «Рокки», «Нокдаун» и др. В подобных фильмах анонсируется образ настоящего бойца, «простого американского парня», преодолевшего себя и трудности жизни и ставшего победителем. Мало того, что так рекламируется миф о пресловутой «американской мечте», так опять внедряется в сознание идея, что каждый (происходит это на ринге или на поле боя) бьется за свою страну и свои идеалы. Особенно это видно в фильме с Сильвестром Сталлоне «Рокки», который бьется с демоническим советским боксером. Проводится другая, но схожая идея [4].

В фантастических фильмах и сериалах (наиболее показательны «Звездная пехота», «Чужие», «Морской бой», «Звездные врата»)

в борьбе с разнообразными инопланетными монстрами Землю представляют исключительно американцы и западноевропейцы. Именно они спасают планету, галактику, Вселенную. Так внедряется в сознание миф о глобальном технологическом преимуществе США и их всеобъемлющей ответственности за человечество. К слову, в западной фантастической литературе это главный лейтмотив. Многие злобные инопланетяне носят подозрительно русские имена - Коля, Ваня [5].

В правдоподобных исторических фильмах («Хозяин морей» и «Перл Харбор») всю тяжесть войны с Наполеоном и Гитлером вынесли на себе Британия и США. Россия остается за кадром и вообще не упоминается. Несмотря на то что холодная война вроде осталась в прошлом, главные силы «мирового зла» все те же: Россия, исламские террористы, покупающие оружие опять же в России, Северная Корея и все чаще Китай. В фильмах сплошь и рядом фигурирует русская мафия, русские спецслужбы. Сейчас появились еще и русские хакеры. Типичные примеры - «Красная жара» с Арнольдом Шварценеггером и серия боевиков с любимцем нынешней российской власти Стивеном Сигалом. Публике по-прежнему внушается мысль, что главный враг «свободного мира» - Россия. Это полностью коррелирует с идеологией западных властей, обложивших нас разнообразными санкциями и повсеместно проводящих враждебную нам политическую линию [6].

В распространенном на Западе «искусстве» комиксов русские - главные враги, впрочем, как и в компьютерных играх. Аудитория комиксов - подростки. Этот миф внушается с детства. Главная идея все та же - борьба с «мировым злом». Герои - Супермен, Человек-паук и мужественные американские солдаты и полицейские. На те же темы выпускаются мультфильмы, в которых солдат Джейн все чаще вытесняет традиционных Микки Мауса, Дональда Дака, Тома и Джерри. Это уже для самых маленьких [7].

Вообще, во всех этих художественных «поделках» проводится характерная для идеологии США мысль: Америка и американская нация -оплот свободы и демократии, а США - избранная Богом страна, основное дело которой - спасение мира от зла во всех его проявлениях. Невольно вспоминается, что на оружии и пряжках

ремней немецких солдат, участвовавших во Второй мировой войне, была выгравирована надпись «С нами Бог» [8].

Эстафету Голливуда подхватывает Бродвей. В театральных постановках, шоу и мюзиклах те же сюжеты, хотя публика более возрастная и обеспеченная, поэтому качество постановок выше, а мысль о неизменной доблести американских солдат подается тоньше и с более сложными коллизиями [9].

К сожалению, российский кинематограф сегодня не может по ряду причин конкурировать с Голливудом и современные российские фильмы часто просто копируют западные стандарты, оказываясь откровенно художе-

ственно слабыми. Например, «Викинг. Начало», «Легенда о Коловрате», «Скиф» и т. п. В результате наш зритель становится заложником чуждой пропаганды.

В заключение можно констатировать, что, как и во времена холодной войны, в настоящее время культура США и других западных стран выполняет свою сублимационную миссию, отвлекая аудиторию от ее внутренних проблем за счет создания образа врага, на которого проецируются причины всех бед, реальных и мнимых, и воспитания милитаристского менталитета молодежи - будущих солдат, готовых к нападению армий.

Библиографический список

1. Давыдов А. И. Дренгрскарп и бусидо : «Путь воина» на Западе и Востоке // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2014. № 31. С. 11-15.

2. Григорьев И. Психоанализ как метод исследования художественной литературы // З. Фрейд, психоанализ и русская мысль / под ред. В. М. Лейбина. М. : Республика, 1994. С. 221-236.

3. Беленький И. Лекции по всеобщей истории кино. М. : Искусство, 2008. 549 с.

4. Гладильщиков Ю. Справочник грез. Путеводитель по новому кино. М. : Искусство, 2008. 436 с.

5. Гройс Б. Политика поэтики. М. : Ad Margintum, 2012. 320 с.

6. Липов А. Н. К. Г. Юнг. Феномен «автономного комплекса» и проблемы искусства // Философия и культура. 2008. № 9. С. 156-181.

7. Каррьеро К. Потребление и поп-арт. М. : Искусство, 2010. 238 с.

8. Кийк С. Ожившие сказки. М. : Академия, 1976. 256 с.

9. Хоннеф К. Поп-арт. М. : Арт-Родник, 2005. 453 с.

А. I. Davydov

A Warrior Image in the Western Mass Culture

Abstract. The author of the article examines the way in which the various elements of modern western mass culture influence the mentality of the US Army soldiers-to-be as well as their NATO allies. Special attention is payed to the cinema as an essential element of the mass culture. The psychological mechanism of its impact is considered on the basis of psychoanalytic methodology used in studying the phenomena of perception of the works of art by the audience, mostly by young people. The main purpose is to show how the "Rambo" type of soldiers is shaped with the potential to become our country's enemy soldiers in the future. The author assumes that the identity of a soldier has always been formed by the culture in which he is brought up, which is especially true nowadays when the role of mass-media has increased and the information space has expanded dramatically. The art of a particular cultural tradition plays important role in the up-bringing process. The motives and subjects of works of art are mainly determined by the ruling political and economic elite of a society, however plural, by its ideology, and the propaganda apparatus. The author of the article makes an attempt to summarize the elements of the cultural environment wherein the psychological characteristics of potential enemy soldiers are developed.

The importance of issue is determined by the need to understand the psychology of potential enemy soldiers and the ways of its formation. Moreover, the western pop-culture has influenced Russian young people for a long time, which has become critical due to the increased confrontation between the NATO countries and the Russian Federation. This kind of research has not been conducted in our country since the end of the cold war. Unfortunately, there seems to be a need to renew such studies.

Key words: identification; projection; pop art; sublimation; psychoanalysis.

Давыдов Алексей Иннокентьевич - кандидат философских наук, доцент кафедры «История и политология» СГУПСа. E-mail: Dove3@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.