Научная статья на тему 'ОБРАЗ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ОБРАЗ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образ «военнослужащего по призыву» / образ «военнослужащего по контракту» / студенческая молодежь / семантические характеристики / отношение к военной службе / image of conscripted soldier / image of contract soldier / student youth / semantic characteristics / attitude towards military service

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смагина Светлана Сергеевна, Канина Наталья Анатольевна, Кондрина Ирина Валентиновна

Статья посвящена изучению специфики образа военной службы в молодежной среде. Проведен сравнительный семантический анализ образов «военнослужащий по призыву» и «военнослужащий по контракту» у не служившей в рядах вооруженных сил студенческой молодежи. Представлена содержательная характеристика оценочных представлений о военной службе у студентов. В результате проведенного исследования выявлены различия когнитивных и эмоциональных компонентов субъективного восприятия «военной службы по призыву» и «военной службы по контракту», а также профессиональноличностных и моральнонравст венных семантических характеристик, оценок предназначения, направленности службы, мотивации, степени ответственности и уровня профес сио на лизма военнослужащих. Дана обобщенная семантическая оценка образов военной службы «по контракту» и «по призыву» (военнослужащегокон тракт ника и призывника).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Смагина Светлана Сергеевна, Канина Наталья Анатольевна, Кондрина Ирина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF MILITARY SERVICE AMONG STUDENTS

The article is devoted to the study of the specifi cs of the image of military service among young people. A comparative semantic analysis of the images “conscripted soldier” and “contract soldier” was carried out among students who did not serve in the armed forces. The content characteristics of students’ evaluative ideas about military service are presented. As a result of the study, differences were identifi ed in the cognitive and emotional components of the subjective perception of “conscript military service” and “contract military service”, as well as professional, personal and moral semantic characteristics, assessments of the purpose, focus of service, motivation, degree of responsibility and level professionalism of military personnel. A generalized semantic assessment of the images of military service “under contract” and “on conscription” (contract serviceman and conscript) is given.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК/UDC 159.923.5

DOI 10/54509/22203036_2024_1_108

EDN KMHMFP

Смагина Светлана Сергеевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологических наук, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово

Канина Наталья Анатольевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологических наук, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово

Кондрина Ирина Валентиновна

кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева», г. Кемерово

Smagina Svetlana S.

Candidate of Psychology Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology Sciences, Kemerovo State University, Kemerovo

Kanina Natal'ja A.

Candidate of Psychology Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology Sciences, Kemerovo State University, Kemerovo

Kondrina Irina V.

Candidate of Pedagogy Sciences, Associate Professor of the Department of History, Philosophy and Social Sciences, T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, Kemerovo

ОБРАЗ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ THE IMAGE OF MILITARY SERVICE AMONG STUDENTS

Аннотация. Статья посвящена изучению специфики образа военной службы в молодежной среде. Проведен сравнительный семантический анализ образов «военнослужащий по призыву» и «военнослужащий по контракту» у не служившей в рядах вооруженных сил студенческой молодежи. Представлена содержательная характеристика оценочных представлений о военной службе у студентов. В результате проведенного исследования выявлены различия когнитивных и эмоциональных компонентов субъективного восприятия «военной службы по призыву» и «военной службы по контракту», а также профессионально-личностных и морально-нравственных семантических характеристик, оценок предназначения, направленности службы, мотивации, степени ответственности и уровня профессионализма военнослужащих. Дана обобщенная семантическая оценка образов военной службы «по контракту» и «по призыву» (военнослужащего-контрактника и призывника).

Abstract. The article is devoted to the study of the specifics of the image of military service among young people. A comparative semantic analysis of the images "conscripted soldier" and "contract soldier" was carried out among students who did not serve in the armed forces. The content characteristics of students' evaluative ideas about military service are presented. As a result of the study, differences were identified in the cognitive and emotional components of the subjective perception of "conscript military service" and "contract military service", as well as professional, personal and moral semantic characteristics, assessments of the pur-

pose, focus of service, motivation, degree of responsibility and level professionalism of military personnel. A generalized semantic assessment of the images of military service "under contract" and "on conscription" (contract serviceman and conscript) is given.

Ключевые слова: образ «военнослужащего по призыву», образ «военнослужащего по контракту», студенческая молодежь, семантические характеристики, отношение к военной службе.

Keywords: image of conscripted soldier, image of contract soldier, student youth, semantic characteristics, attitude towards military service.

Введение

В современных условиях достаточно обоснованно актуализируется проблема исследования представлений молодежи о вооруженных силах РФ. Образ военной службы в значительной степени определяется социально-психологическими характеристиками студенческой молодежи и опосредует ее групповое поведение, оказывая влияние на многие социально-психологические явления: уклонение от прохождения срочной военной службы, формирование готовности к службе ВС РФ, развитие мотивации к обучению в военно-учебных заведениях и военно-патриотической мотивации у призывников и солдат-срочников и др.

Введенная в понятийный аппарат психологии А. Н. Леонтьевым для обозначения системы значений

категория «Образ мира» имеет огромный описательный потенциал и в современных эмпирических работах, получая многообразные определения, определяется как «сложное субъективное переживание человеком окружающей действительности», и любой образ есть не что иное, как элемент образа мира, и сущность его не в нем самом, а в том месте, в той функции, которую он выполняет в целостном отражении реальности» [1-3]. Образ военной службы, будучи интегратив-ным явлением, содержащим в себе множество компонентов, является элементом образа мира, складывающегося у молодого человека в процессе формирования идентичности.

Рассмотрение теоретических аспектов изученности темы и исследовательской практики свидетельствует о развитии социологических подходов, ориентированных либо на исследование проблем молодежи призывного возраста как специфической группы общества, либо на изучение различных аспектов взаимоотношений армии с различными общественными институтами, что отражено в работах А. Арбатова, В. В. Алешина, Д. Зернова, В. Лисовского, В. К. Новикова [4].

Психологические исследования отношения молодежи к военной службе малочисленны, и фрагментарны, и в основном связаны с изучением ценностей и мотивационно-смысловых ориентаций военной службы у молодежи призывного возраста. Представляет интерес работа Д. Г. Давыдова, где предложен аналитический обзор немногочисленных социологических исследований и реализуется психосемантический подход к изучению имиджа Вооруженных Сил РФ, формирующегося в обыденном сознании современной молодежи. Исследуя механизмы, структуру, типы и социально-психологические особенности имиджа ВС РФ, Д. Г. Давыдов доказывает, что существующий неэффективный имидж ВС РФ в значительной степени обусловлен современным кризисом социальной и военной идентичности российской молодежи, а наибольшее значение для его формирования оказывает развитие социальной и военной идентичности молодых людей [5]. При рассмотрении региональных аспектов образа военной службы В. Н. Гребеньков приходит к выводу о региональной специфике (зависимости отношения к военной службе от субъекта РФ) и амбивалентности образа военной службы: «отрицательное на уровне идеологии и общественной психологии отношение молодежи к военной службе в любой ее форме; на ментальном уровне отношение к защите Отечества, как правило, положительное» [6].

В свете вышеизложенного целью настоящего исследования является изучение специфики образа военной

службы у не служившей в рядах ВС студенческой молодежи призывного возраста.

Методология

Для решения этой задачи использовалась методика субъективного шкалирования (модифицированный вариант частного СД) и «Незаконченные предложения». Частный СД позволяет проводить более тонкий семантический анализ и оценивать не столько само понятие, сколько восприятие молодыми людьми «стоящей за ним реальности».

Проведенное исследование на Ооод!е платформе имеет пилотажный характер, в нем приняли участие 50 студентов различных вузов (КемГУ, КузГТУ, КемГМУ, НГУ), профилей подготовки и этапов обучения города Кемерово и Новосибирска в возрасте 18-22 года. Студентам предлагалось прошкалировать (разместить) два тестируемых объекта (понятие «военнослужащий по контракту» и «военнослужащий по призыву») по стандарту биполярных шкал типа «сильные-слабые», «компетентный-некомпетентный», «патриотичный-непатриотичный» и т.д. в соответствие со своей субъективной оценкой значения. Таким образом, понятиям «военнослужащий по призыву» и «военнослужащий по контракту» фактически приписывалось значение оцениваемого признака по семибалльной шкале (-3 -2 -1 0 +1 + 2+ 3).

Обработка данных включала оценку первичных статистик (был произведен анализ выраженности исходных признаков), далее - сравнение различий в выраженности признака по Т-критерию Вилкоксона (для парных данных). Полученные данные представлены в виде семантического профиля.

Результаты

Семантический профиль в виде соотношения выраженности факторов частного СД (профессионально-личностные, морально-нравственные, коммуникативные и индивидуализированные характеристики) показан на рисунке 1 и в таблице 1.

Семантические характеристики всех 4 факторов размещены в диапазоне от +0,24 до +0,864 (при незначительном разбросе среднеквадратичного отклонения), что может свидетельствовать о преобладании нейтрально-позитивной оценки Образа военной службы («военнослужащего») ВС РФ. Исключение составляет статистически доминирующий фактор «профессионально-личностные характеристики» (р = 0,0024) при оценке «военнослужащего по контракту». При парном сравнении военнослужащие по контракту характеризуются более сформированным набором профессионально-важных качеств: исполнительные (р = 0,0026),

1

0,8 0,6 0,4 0,2 0

■ Образ призывника □ Образ контрактника

Профессионально-личностные качества

Морально-нравственные качества

Коммуникативные Индивидуализированные качества качества

Рис. 1. Соотношение факторов частного СД

добросовестные (р = 0,0017), компетентные (р = 0,038), оперативные (р = 0,0098), надежные (р = 0,0083), мужественные (р = 0,0073), обучаемые (р = 0,0056), организованные (р = 0,012), профессиональные (р = 0,0001), знающие (р = 0,0007), дипломатичные (р = 0,0105).

При парном сравнении по фактору «морально-нравственные качества» статистически значимые различия были обнаружены по 4 шкальным признакам: «патриотичные» (р = 0,0042); «внимательные» (р = 0,0037), «трудолюбивые» (р = 0,0003), «обязательные» (р = 0,0071).

Шкальные количественные оценки по факторам «коммуникабельность», «индивидуалистичность» сходные и слабо выражены (расположены в диапазоне до +0,7) как при оценке образа «военнослужащего по контракту», так и при оценивании военнослужащего «срочника» и ста-

тистического подтверждения не имеют. По-видимому, в сознании призывной молодежи семантические признаки, характеризующие межличностные отношения, не характерны для ВС РФ независимо от их разновидности. Рассмотрение наиболее значимых семантических признаков, характеризующих образ военнослужащего ВС РФ, позволяет сделать вывод о том, что в молодежной среде образ военнослужащего по контракту позитивен в ракурсе профессионально-личностных характеристик и некоторых морально-нравственных. Имидж призывника более нейтрален в оценках.

Результаты методики «незаконченные предложения», представленные в таблице 2, детализируют психологические особенности образа военнослужащего на основе анализа содержания его компонентов.

Таблица 1

Статистически значимые характеристики образа военнослужащего (значения по шкалам от -3 до +3)

Шкалы Призывники М Контрактники М Р

Исполнительный/своевольный 1,200 (1.699) 1,959 (1.662) 0,0026

Добросовестный/халатный 0,8800 (1,757) 1,673 (1,345) 0,0017

Компетентный/некомпетентный 0,5800 (1,864) 1,740 (1,291) 0,0383

Оперативный/медлительный 1,340 (1,733) 1,940 (1,284) 0,0098

Надежный/ненадежный 0,74 (1,838) 1,760 (1,422) 0,0083

Мужественный/трусливый 1,240 (1,492) 1,740(1,322) 0,0073

Дипломатичный/конфликтный 0,64 (1,699) 0,82 (1,222) 0,0105

Профессиональный/непрофессиональный 0,48 (2,188) 1,920 (1,291) 0,0001

Знающий/незнающий 0,6004 (1,738) 1,480 (1,542) 0,0007

Обучаемый/необучаемый 1,420 (1,372) 1,920 (1,291) 0,0056

Организованный/неорганизованный 1,220 (1,670) 1,940 (1,202) 0,012

Патриотичный/непатриотичный 1,220 (1,569) 1,980 (1,286) 0,0042

Трудолюбивый/ленивый 0,6800 (1,900) 1,56 (1,373) 0,0003

Обязательный/необязательный 0,94 (1,463) 1,440 (1,296) 0,0071

Внимательный/невнимательный 1,1140 (1,512) 1,780 (1,474) 0,0037

Таблица 2

Содержательная характеристика оценочных представлений о военной службе у студентов

Содержательные блоки Категории Призывники Контрактники

Эмоционально-оценочное отношение к военной службе Негативное 43,8 % «тяжелые условия службы» 26,4 % «не смогли реализовать себя нигде, кроме армии»

Позитивное 44,3 % «молодцы»; «нужная»; «приносит пользу обществу» 62,7% «добровольная защита родины»; «сверхлюди»; «восхищение»; «уважение»

Нейтральное или неопределенное 5,3 % «обязательная служба»; «неопределенность» 11,9% «безразличие»

Сочувствие 6,6 % «бедняги»; «сочувствую» 4% «сожаление, что подписали контракты»

Когнитивный компонент:

Предназначение направленность Развитие качеств (физическая подготовка дисциплина, характер) 22,8 % «носит учебный характер»; «развивает физические способности и дисциплину» 9% «физическое совершенствование»

Обучение военному делу 40% «обучение основам тактики боя» 28,1 % «грамотное обучение военному делу»

Защита родины 18,2% «защита Родины» 62,5 % «служба родине»; «решение проблем государства»

Мотивационные аспекты Внутренняя мотивация 24% «подошли к службе ответственно» 48,7 % «внутренний хорошо осознанный выбор»; «понимают, для чего они там»

Материальные мотивы - 36,5 % «ищут только материальную выгоду»; «им нужны деньги»

Принуждение 16,9% «не хотят, но приходится» 7% «не хотят этого»

Неопределенность мотивов 59% «служить в армии надо» -

Ответственность Высокий уровень ответственности 12,9% «должна быть на высоком уровне» 77,7% «ответственность серьезного характера»; «главная черта»

Наличие ответственности в принципе 48,38 % «должна быть у каждого солдата» 8,3 % «гораздо выше, чем усрочников»

Отсутствие ответственности 37,4 % «отсутствует»; «можно избежать» 2,7 % «нулевая»

Профессионализм Высокий уровень профессионализма 25,7 % «на достойном уровне» 82,5 % «на очень высоком уровне»

Неопределенный 13,2% «должен быть» 8,5% «не знаю»

Низкий уровень профессионализма 61,1 % «отсутствует»; «хромает»; «не наблюдается» 8,5% «еще не приобретен»

Эмоционально-оценочное отношение к срочной военной службе неоднозначно: 44,3 % выражают позитивные суждения («нужная», «приносит пользу», «конституциональная обязанность»); негативное отношение (43,8 %) связано с тяжелыми условиями службы, недостаточным качеством и организацией обучения военному делу; незначительная часть студентов связывает службу с конституциональной обязанностью гражданина. Для «сочувствующих» и «неопределившихся» студентов характерно сдержанное суждение.

Аффективный компонент образа профессиональной армии более привлекателен: 62,7% студентов достаточно позитивно оценивают военнослужащих контрактной службы («молодцы», «добровольные защитники нашей Родины», «нашли свою работу мечты», «мужественные воины»). Результаты качественного анализа ответов на незаконченные предложения «Считаю, что большинство военнослужащих по контракту...», «Военная служба по контракту - это.» показывают, что контрактники оцениваются как «высоко профессиональные защитники Родины», которые сделали

«осознанный выбор профессии», «приносят пользу», и они «должны выполнять свои профессиональные обязанности» и «идти на войну»; негативное отношение отмечают 26,5 %, связывая с субъективной оценкой их нереализованности в гражданской жизни.

Когнитивный компонент связан с определенным пониманием в молодежной среде предназначения военной службы, ее организации, некоторых аспектов мотивации, определенным уровнем профессионализма и ответственности военнослужащих. Обращает на себя внимание, что практически все компоненты образов «военная служба по призыву» и «военная служба по контракту» рассогласованы.

В оценочных представлениях студенческой молодежи «защита родины», «охрана границ», «усиление боевого потенциала» и др. являются прерогативой профессиональной армии, призывники срочной службы более ориентированы на обучение базовым основам военного дела, физическому совершенствованию, развитию самостоятельности, дисциплинированности и других качеств, защита территориальных политических интересов страны приоритетной задачей военнослужащих по призыву не является.

Поляризованы мотивационные аспекты службы: если мотивы срочной службы в значительной степени связаны с «долженствованием», то военнослужащие по контракту характеризуются сформированной внутренней мотивацией («понимают, для чего они там», «сделали осознанный выбор»). При этом 36,5 % студентов акцентируют внимание на большом значении материальных мотивов, даже приоритете денег и прагматических ценностей: «идут служить ради материальных привилегий», «служат за деньги», «материально заинтересованные», «тратят налоги государства».

Представления об «ответственности» и «профессионализме» контрактников и срочников также содержат значимые расхождения. Образ «военнослужащего по контракту» характеризуется преобладанием высокого уровня ответственности и профессионализма («ответственность серьезного характера», «профессионализм высокого уровня»). Оценка уровня «ответственности» и «профессионализма» срочника более сдержана и связана с «долженствованием»: «должна быть» или «должна быть на высоком уровне», может быть «неощутимой», «должна быть постольку, поскольку», «ее можно избежать».

Обобщая, можно заключить:

1. Образ военной службы по призыву и контракту в оценочных представлениях не служившей в рядах ВС РФ студенческой молодежи рассогласован. Различия в частных характеристиках представлений о военной

службе и отношении к ней обнаруживают себя практически во всех оценках предназначения и направленности службы, мотивации, степени ответственности и уровня профессионализма военнослужащих.

2. Военнослужащий по контракту характеризуется как представитель профессиональной армии с преобладанием более высокого уровня ответственности, профессионализма,внутренней мотивации, осознаваемой цели, приоритетной задачей которого является (и должна являться) защита территориальных политических интересов страны. Материальные мотивы военной службы по контракту очень весомы. Среди профессионально-личностных и морально-нравственных наиболее выражены следующие характеристики: исполнительность, добросовестность, компетентность, профессиональность, оперативность, надежность, мужественность, обучаемость, организованность, «патриотичность; внимательность, трудолюбие, обязательность.

3. Образ военнослужащего по призыву представлен несколько противоречиво: осознается социальная значимость и общественная необходимость военной службы при критичности в отношении организации и условий службы, недостаточной внутренней мотивации, снижения уровня ответственности и профессионализма. Содержанием срочной военной службы является обучение базовым основам военного дела, физическое совершенствование, развитие самостоятельности, дисциплинированности и других качеств. Профессионально-личностные, морально-нравственные и коммуникативные характеристики нейтрально окрашены.

Заключение

Образ военной службы в обыденном сознании современной молодежи оказывает существенное влияние на формирование установок и готовности молодых людей к службе в рядах ВС России, развитии военно-патриотической мотивации и поддержания высокой самооценки самих военнослужащих.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании выполненного семантического анализа авторам удалось выявить специфику отношения к военной службе в обыденном сознании современных студентов. Выявленные результаты позволяют говорить о значимых эмоционально-смысловых различиях образа военной службы по призыву и на контрактной основе и необходимости коррекции высшими образовательными учреждениями имиджа срочной военной службы. Полученные данные могут быть использованы для организации работы со студенческой молодежью по повышению престижа срочной военной службы и формированию благоприятного имиджа ВС РФ.

Литература

1. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М. : МГУ! 1981. 584 с.

2. Леонтьев А. Н. Психология образа // Вестник Московского университета. Серия Психология. 1979. № 2. С. 3-13.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / под ред. Д. А. Леонтьева. М. : Смысл. Академия, 2004. 346 с.

4. Бушков А. В. Образ вооруженных сил России как объект психологического исследования // Вестник Военного университета. 2011. № 1 (25). С. 21-26.

5. Давыдов Д. Г. Социально-психологические особенности имиджа Вооруженных Сил России в молодежной среде : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. 26 с.

6. Гребеньков В. Н. Региональные аспекты военной культуры и некоторые характеристики Образа военной службы в сознании молодых россиян // Вестник Башкирского университета. 2009. Т. 14. № 3. С. 933-937.

7. Петер С. Л. Развитие Я-образа военнослужащего по призыву : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М ., 2001. 26 с.

8. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М.: Издательство Московского Университета, 1988. 230 с.

9. Серкин В. П. Пять определений понятия и схема функционирования образа мира // Вестник Московского Государственного Университета. Серия 14. Психология. 2006. № 1. С. 11-28.

References

1. Leont'ev A. N. Problemy razvitija psihiki [Problems of mental development]. Moscow, 1981. 584 p. (In Russian).

2. Leont'ev A. N. Psihologija obraza [Psychology of image]. Vest-nik Moskovskogo universiteta. Serija Psihologija, 1979, no. 6, pp. 3-13. (In Russian).

3. Leont'ev A. N. Dejatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. ed. D. A. Leont'ev. Moscow, 2004. 346 p. (In Russian).

4. Bushkov A. V. Obraz vooruzhennyh sil Rossii kak ob"ekt psiholog-icheskogo issledovanija [The image of the Russian armed forces as an object of psychological research]. Vestnik Voennogo universiteta, 2011, no. 1 (25), pp. 21-26. (In Russian).

5. Davydov D. G. Social'no-psihologicheskie osobennosti imi-dzha Vooruzhennyh Sil Rossii v molodezhnoj srede. Avtoref. diss. ... kand. psihol. nauk. [Socio-psychological features of the image of the Russian Armed Forces among young people. Extended Abstract of Ph. D. habil. thesis]. Moscow, 2005. 24 p. (In Russian).

6. Greben'kov V. N. Regional'nye aspekty voennoj kul'tury i neko-torye harakteristiki Obraza voennoj sluzhby v soznanii molodyh rossijan [Regional aspects of military culture and some characteristics of the Image of military service in the minds of young Russians]. Vestnik Bashkirskogo universiteta, 2009, vol. 14, no. 3, pp. 933-937. (In Russian).

7. Peter S. L. Razvitie Ja-obraza voennosluzhashhego po prizyvu. Avtoref. diss. . kand. psihol. nauk. [Development of the self-image of a conscript soldier. Extended Abstract of Ph. D. habil. thesis]. Moscow, 2001. 26 p. (In Russian).

8. Petrenko V. F. Psihosemantika soznanija [Psychosemantics of consciousness]. Moscow, 1988. 230 p. (In Russian).

9. Serkin V. P. Pjat' opredelenij ponjatija i shema funkcionirovanija obraza mira [Five definitions of the concept and the functioning scheme of the image of the world]. Vestnik Moskovskogo Gosu-darstvennogo Universiteta. Serija 14. Psihologija, 2006, no. 1, pp. 11-28. (In Russian).

УДК/UDC 159.99

DOI 10/54509/22203036_2024_1_113 EDNLKDKHO

Рогова Евгения Николаевна

кандидат филологических наук, доцент кафедры психологических наук социально-психологического института, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово

Яницкий Леонид Сергеевич

кандидат филологических наук, доцент кафедры социологических наук социально-психологического института, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово

Rogova Evgenija N.

Candidate of Philology Sciences, Associate Professor, Docent of the Department of Psychology Sciences, Social and Psychological Institute, Kemerovo State University, Kemerovo

Janickij Leonid S.

Candidate of Philology Sciences, Associate Professor, Docent of the Department of Sociology Sciences, Social and Psychological Institute, Kemerovo State University, Kemerovo

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ FORMATION OF CULTURAL IDENTITY AMONG UNIVERSITY STUDENTS

Аннотация. Статья посвящена формированию культурной идентичности у студентов вузов. На современном этапе развития российского общества, кузбасского региона одной из актуальнейших проблем является раз-

витие у молодежи представления о своей культурной идентичности, принадлежности к мировой, национальной, региональной культурам. Идентичность, являясь динамическим феноменом, позволяет адаптироваться

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.