Научная статья на тему 'Образ вещи в рассказе Н. С. Лескова «Интересные мужчины»'

Образ вещи в рассказе Н. С. Лескова «Интересные мужчины» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
703
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЩЬ / ФУНКЦИИ / ЦИКЛ «РАССКАЗЫ КСТАТИ» / БЫТ / THE THING / FUNCTIONS / CYCLE OF “BY-THE-WAY STORIES” / WAY OF LIFE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Клюха Ирина Константиновна

Что такое вещь в философском толковании? Это предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования. Каждая вещь имеет свое место в пространстве. Совокупность вещей составляет вещный мир, поэтому, говоря о вещи в литературном произведении, мы обращаемся ко всей совокупности создаваемых человеком предметов, входящих в мир произведения. Это может быть костюм персонажа, интерьер его дома, утварь, личные предметы и многое другое, что составляет привычную сферу культурного быта. Чем дальше, тем больше человек живет не в окружении природы, а в окружении рукотворных, созданных им самим предметов. Естественно, что мир вещей отражается и в литературе, причем с течением времени приобретает все большую значимость. Глубинные особенности авторского мировидения плодотворно можно исследовать, анализируя разные идейно-тематические произведения писателя. В результате исследования оказывается, что вещный мир представлен в рассказах полно и одинаково. Следовательно, видение вещного мира является более глубинным свойством авторского сознания, нежели идейно-тематическая наполняемость. Вещный мир - одна из основных проблем лесковского видения мира. Лесков- реалист. Наполнение вещного мира может быть или религиозным, или социальным. В духовных рассказах вещь должна уйти на второй план и быть религиозным символом. Лесков ломает эту систему и пишет как светский человек

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

What is the thing under the philosophical interpretation? The thing is a subject of the material reality, which existence is relatively independent and stable. Everything has its place in space. The material world consists of the totality of things, and that is why, concerning the image of “the thing” in a literary work, we address to all the objects created by men, which enter the world of the plot. It can be a costume of a character, an interior of his house, utensils, personal items and many other things which compose the usual sphere of cultural life. In the course of the development of the society people withdraw themselves from the natural environment; their environment becomes man-made. The world of things is naturally reflected in the literature, and in the course of time its importance increases. We can explore some features of an author’s worldview through the analysis of his ideological and topical works. The study proves that the material world is fully and equally represented in the author’s stories. Therefore, the vision of the material world is a deeper property of the author's consciousness than the ideological and thematic occupancy of the works. The material world is one of the main problems of Leskov's worldview. Leskov is a realist. The filling of the material world can be either religious or social. In the spiritual stories «the thing» must be pushed to the sidelines and become a religious symbol. But Leskov breaks this system and remains temporal

Текст научной работы на тему «Образ вещи в рассказе Н. С. Лескова «Интересные мужчины»»

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

1

УДК 821.161.1

10.00.00 Филологические науки

ОБРАЗ ВЕЩИ В РАССКАЗЕ Н. С. ЛЕСКОВА «ИНТЕРЕСНЫЕ МУЖЧИНЫ»

Клюха Ирина Константиновна аспирант

SCIENCE INDEX SPIN-код: 7381-9111

Тел. : 89024376840

e-mail: irina220890@mail.ru

Марийский Государственный университет,

Йошкар-Ола, Россия

Что такое вещь в философском толковании? Это предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования. Каждая вещь имеет свое место в пространстве. Совокупность вещей составляет вещный мир, поэтому, говоря о вещи в литературном произведении, мы обращаемся ко всей совокупности создаваемых человеком предметов, входящих в мир произведения. Это может быть костюм персонажа, интерьер его дома, утварь, личные предметы и многое другое, что составляет привычную сферу культурного быта. Чем дальше, тем больше человек живет не в окружении природы, а в окружении рукотворных, созданных им самим предметов. Естественно, что мир вещей отражается и в литературе, причем с течением времени приобретает все большую значимость. Глубинные особенности авторского мировидения плодотворно можно исследовать, анализируя разные идейно-тематические произведения писателя. В результате исследования оказывается, что вещный мир представлен в рассказах полно и одинаково. Следовательно, видение вещного мира является более глубинным свойством авторского сознания, нежели идейнотематическая наполняемость. Вещный мир - одна из основных проблем лесковского видения мира. Лесков- реалист. Наполнение вещного мира может быть или религиозным, или социальным. В духовных рассказах вещь должна уйти на второй план и быть религиозным символом. Лесков ломает эту систему и пишет как светский человек

Ключевые слова: ВЕЩЬ, ФУНКЦИИ, ЦИКЛ «РАССКАЗЫ КСТАТИ», БЫТ

UDC 821.161.1 Philology

THE IMAGE OF THE THING IN THE STORY OF “INTERESTING MEN” WRITTEN BY NIKOLAI LESKOV

Klukha Irina Konstantinovna

postgraduate student

RSCI SPIN-code: 7381-9111

Tel: 89024376840

e-mail: irina220890@mail.ru

Mari State University, Yoshcar-Ola, Russia

What is the thing under the philosophical interpretation? The thing is a subject of the material reality, which existence is relatively independent and stable. Everything has its place in space. The material world consists of the totality of things, and that is why, concerning the image of “the thing” in a literary work, we address to all the objects created by men, which enter the world of the plot. It can be a costume of a character, an interior of his house, utensils, personal items and many other things which compose the usual sphere of cultural life. In the course of the development of the society people withdraw themselves from the natural environment; their environment becomes man-made. The world of things is naturally reflected in the literature, and in the course of time its importance increases. We can explore some features of an author’s worldview through the analysis of his ideological and topical works. The study proves that the material world is fully and equally represented in the author’s stories. Therefore, the vision of the material world is a deeper property of the author's consciousness than the ideological and thematic occupancy of the works. The material world is one of the main problems of Leskov's worldview. Leskov is a realist. The filling of the material world can be either religious or social. In the spiritual stories «the thing» must be pushed to the sidelines and become a religious symbol. But Leskov breaks this system and remains temporal

Keywords: THE THING, FUNCTIONS, CYCLE OF “BY-THE-WAY STORIES”, WAY OF LIFE

Актуальность статьи обусловлена недостаточной изученностью проблемы изображения вещного мира Н.С. Лесковым, в частности способам и приемам создания образа вещи, его функциями в художественном произведении. http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/22.pdf

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

2

Цель статьи - проанализировать образы вещей в рассказе Н. С. Лескова «Интересные мужчины».

Видение вещного мира является более глубинным свойством авторского сознания, нежели идейно-тематическая наполняемость. Вещный мир - одна из основных проблем лесковского видения мира. Лесков сам по себе «вещный», он - реалист. Наполнение вещного мира может быть или религиозным, или социальным. В духовных рассказах вещь должна уйти на второй план и быть религиозным символом. Лесков ломает эту систему и пишет как светский человек. Докажем это на примере рассказа «Интересные мужчины», который включен в цикл «рассказы кстати». Отметим, что новеллы, объединенные в этот авторский цикл, представляют собой совершенно разные по сюжету произведения, построенные на анекдоте, «курьезном случае», рисующие забавные, но от этого не менее значительные в своей национальной характерности ситуации.

«...я вам расскажу одну старую историйку из самого невеликого армейско-дворянского быта», - такими словами заканчивается первая глава рассказа. Обратим внимание на термин «быт», которому наиболее полное, на наш взгляд, определение дается в Энциклопедическом словаре: «Быт есть уклад повседневной жизни, внепроизводственная сфера, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей (в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья), так и освоение духовных благ, культуры, общение, отдых, развлечения (общественный, национальный, городской, сельский, семейный, индивидуальный быт). Складывается и изменяется под влиянием материального производства, общественных отношений, уровня культуры, а также географических условий и оказывает огромное влияние на другие стороны жизни людей, на формирование личности». В данном определении нас более интересует его первая часть -удовлетворение материальных потребностей. С точки зрения философии,

http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/22.pdf

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

3

вещь - отдельный предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования. Окружающий нас быт состоит именно из неодушевленных, пассивных вещей, благодаря которым можно не только совершенствовать условия своей жизнедеятельности, но и иметь возможность составить психологический портрет человека, сделать выводы о его характере, вкусах, предпочтениях, проанализировав окружающий его мир вещей.

По нашим наблюдениям, существуют два способа изображения героев произведения: 1) герой как типичный представитель своей среды и культуры своей среды; 2) герой как личность со своим характером.

Типизация героя находится в прямой зависимости от окружающего его быта, вещей. В этом аспекте вещь выполняет фундаментальную (основную) функцию и оказывает влияние на развитие всего сюжета.

Руководствуясь этим, мы можем выделить такие основные функции

вещи:

1) функция - типизация (герой как типичный представитель);

2) функция - индивидуализация (герой как личность).

Кроме того, существует еще несколько функций вещей (дополнительных): 1) аксессуарная; 2) миромоделирующая; 3)

культурологическая; 4) характерологическая; 5) сюжетно -

композиционная.

Термин «аксессуарная функция» вещи был введен А. Б. Есиным и достаточно подробно изучен А. П. Чудаковым. «Вещный мир создает фон, условия или обоснования действий или поступков персонажей. Вещный ряд мотивирован излагаемыми обстоятельствами и рассчитан на определенную осведомленность читателя».

Что касается миромоделирующей функции, то концепция мира художественного произведения - «вещь» штучная, и подход к ней неосуществим без понимания мировоззрения и мировосприятия автора.

http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/22.pdf

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

4

Культурологическая функция вещей заключается в изображении культуры и быта разных сословий людей в разных ситуациях их пребывания, в изучении вопросов происхождения, функционирования и развития культуры.

Вещь может выступать в характерологической функции. Костюм и интерьер, личные вещи помогают определить не только эпоху и социальное положение, но и характер, вкусы, привычки персонажа. А. Б. Есин отмечает: «Вещная деталь обладает способностью одновременно и характеризовать человека, и выражать авторское отношение к

персонажу...».

Сюжетно-композиционная функция вещей заключается в том, что вещь занимает особое место в сюжете произведения, является центром внимания действующих лиц, влияет на развитие сюжета и дальнейшую судьбу какого - либо персонажа.

Исходя из выше представленной классификации, совершим попытку проанализировать мир вещей в данном рассказе.

Дадим комментарий к следующему эпизоду: «.тогда мужчины были интереснее. С виду они были очень форменны, ходили в узких мундирах, а между тем имели много одушевления, сердечного жара, благородства и занимательности - словом, того, что делает человека интересным и через что он нравится. Нынче, по замечанию дамы, этого стало меньше, да порою и совсем не встречается. По профессиям мужчины теперь стали свободнее и одеваются как хотят и разные большие идеи имеют, а при всем том они стереотипны, они скучны и неинтересны». Обратим внимания на вид одежды мужчин - мундир, который является основной вещью в данном эпизоде.

По нашим наблюдениям, существует два способа изображения вещи: описание и упоминание.

http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/22.pdf

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

5

Как гласит Большой Академический словарь русского языка, описание - это изображение, предоставление сведений о чем-то в письменной или устной речи; один из элементов литературнохудожественного повествования, особое выделение какой-либо формы изображаемого — внешности человека, обстановки, природы. Согласно Толковому словарю русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова, упоминание - это краткое сообщение, беглое замечание, касающееся чего - либо или кого-либо.

Описание мундира в данном эпизоде не представлено. Создавая образ мундира, писатель использовал такой способ изображения вещи, как упоминание, тем самым давая возможность читателю включить воображение и представить мундир самостоятельно.

Мундир скрыто «обязывал» мужчин держать себя в форме как внешне, так и внутренне, то есть обогащать свой внутренний мир, быть эрудированным человеком. Хорошо выглядеть внешне, но иметь узкий кругозор считалось неприличным.

Таким образом, вещь (мундир) становится способом характеристики человека, выражением его индивидуальности. Следовательно, мундир выполняет функцию - индивидуализацию.

Аналогично проанализируем еще один эпизод: «Вон рукава его рубашки, которая несравненно тоньше и белее всех наших, а под нею красная шелковая фуфайка как кровь сверкает из-под белых манжет. Точно он снял с себя свою живую кожу да чем-то только обернулся. А на руке у него женский золотой браслет, который то поднимается к кисти, то снова упадет и спрячется вниз за рукав. На нем явно читается польскими буквами исполненное русское женское имя «Olga». В данном эпизоде с помощью образов вещей представлен образ человека (Августа Матвеича). Вещи (рубашка, фуфайка и браслет) подчеркивают его индивидуальность, которая закреплена фразой: «И все на нем какое-то отменное...». Писатель

http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/22.pdf

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

6

хотел подчеркнуть незаурядность своего героя. Наделяя его браслетом с женским именем, Лесков осуществил задумку дать представление о внутреннем мире этого человека, о его способности любить. Как выяснилось позднее, Ольгой звали умершую жену Августа Матвеича. «Я вдов. Счастье, какого я был удостоен, было так полно и велико, что не могло быть продолжительно, но я о сю пору счастлив воспоминанием о русской женщине, которая находила себя со мною счастливою».

Повторимся, что в данном эпизоде, рисующем образ Августа Матвеича, фигурируют три вещи. Создавая образы этих вещей, писатель использовал описание: прилагательные «красная, шелковая» для создания образа фуфайки, сравнительную степень прилагательных «тоньше, белее» для создания образа рубашки и прилагательные «женский, золотой» для создания образа браслета. Исходя из выше представленного эпизода, мы видим, что браслету писатель уделил большее внимание,

индивидуализируя его образ. Мы можем сделать вывод, что вещи в данном эпизоде выполняют функцию индивидуализацию, так как они характеризуют человека как личность.

Отметим, что вещная деталь обладает способностью одновременно и характеризовать человека, и выражать авторское отношение к персонажу. Создавая образ портрета, Лесков использовал такой способ изображения вещи, как описание. «На груди Саши был акварельный портрет его милой розовой кузины Ани, которая была теперь его полковницей и дала жизнь новому человеческому существу в то самое мгновение, когда Саша самовольно разрешил себя от жизни. Этот портрет был залог не столько страстной любви, как светлой детской дружбы и целомудренных обетов <...> Портретик был чистый, невинный, даже мало схожий с тою, кого изображал он, с дробною надписью: «Милому Саше его верная Аня». Сравним изображения портретов в данном рассказе и в рассказе «Старинные психопаты», также включенном в цикл «рассказы кстати»: «В

http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/22.pdf

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

7

минуты душевного подъема он только вздыхал, и искал глазами портрета Степаниды Васильевны, и ей улыбался...». Портрет характеризует Вишневского как чуткую и личность через отношение к Степаниде. Даже перед смертью Вишневский последний раз посмотрел именно на портрет: «Степан Иванович повел глазами направо и налево... Он искал портрета Степаниды Васильевны, но остановил их на кусте цветущей сирени и улыбнулся... Надо думать, что он увидал там самое Степаниду Васильевну с ее продолговатым обличьем типа Шубинских и... упал со стула к ее ногам - мертвый. В жизни иной они оба друг друга, вероятно, узнали». Аналогичная ситуация происходит и в «Интересных мужчинах». Любовь к Ане помогала Саше жить и бороться с трудностями. Таким образом, в обоих рассказах портрет является символом любви и взаимопонимания и, следовательно, выполняет характерологическую функцию. Помимо портрета, в рассказе упоминаются картины, которые также являются предметами быта: «Отец мой имел страсть к старым картинам. Он их много разыскивал и портил: он сам их размывал и покрывал новым лаком. Мы, бывало, смотрим, как он привезет откуда-нибудь старую картину, и видим темноватую ровную поверхность, на которой все колера как-то мирно стушевались и сгладились во что-то неразборчивое, но гармоническое, под слоем потемневшего лака; но вот по этой картине проехала губка, напитанная скипидаром; остеклившийся лак пошел сворачиваться, проползли грязные потоки, и все тоны той же самой картины зашевелились, изменились и, кажется, пришли в беспорядок. Она стала как будто не она - именно потому, что теперь-то она и являлась глазам сама собою, как есть, без лакировки, которая ее усмиряла и сглаживала». Дано частичное описание картины с помощью использования прилагательного «старые». Через отношение к картинам мы делаем выводы о характере, вкусах и предпочтениях отца героя: он любил реставрировать старые картины, следовательно, имел пристрастие к

http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/22.pdf

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

8

живописи, не был лишен художественных способностей. Поэтому мы можем утверждать, что в данном рассказе картины выполняют характерологическую функцию.

Создавая образ портрета и картин, Лесков использовал такой прием, как аналогия. С помощью создания образов как картин, так и портрета писателю удалось раскрыть внутренний мир героев.

Таким образом, в рассказе преобладает функция - индивидуализация и характерологическая функция; способы создания образов вещей - это упоминание и описание, прием создания образа вещи - аналогия. Так, образ вещи проявляется через способы, приемы и функции создания вещи.

Список литературы

1. Лесков, Н С. Собр. соч.: В 12 т. М., 1989. Т. 7. 439 с.

2. Большая советская энциклопедия. Т-4. 3-е издание. М.: 1971.

3. Чудаков, А. П. Слово-вещь-мир / А. П. Чудаков. - М.: 1992. - 320 с.

4. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / А.Б. Есин. - М.: 2007. - 245 с.

5. Большой Академический словарь русского языка. Т. 13, М, СПб, 2009.

6. Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова. Т. IV. М., 2000.

7. Старыгина, Н.Н. Лесков в школе. Учебно - методическое пособие / Н.Н. Старыгина. - М.: 2001. - 359 с.

References

1. Leskov, N.S. Sobr. soch.: V 12 t. M., 1989. T. 7. 439 s.

2. Bol'shaja sovetskaja jenciklopedija. T-4. 3-e izdanie. M.: 1971.

3. Chudakov, A. P. Slovo-veshh'-mir / A. P. Chudakov. - M.: 1992. - 320 s.

4. Esin, A.B. Principy i priemy analiza literaturnogo proizvedenija / A.B. Esin. - M.:

2007. - 245 s.

5. Bol'shoj Akademicheskij slovar' russkogo jazyka. T. 13, M, SPb, 2009.

6. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka pod red. D. N. Ushakova. T. IV. M., 2000.

7. Starygina, N.N. Leskov v shkole. Uchebno - metodicheskoe posobie / N.N. Starygina. - M.: 2001. - 359 s.

http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/22.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.