Научная статья на тему 'Образ вещи как маркер святочного хронотопа в рассказе Н. С. Лескова «Белый орел»'

Образ вещи как маркер святочного хронотопа в рассказе Н. С. Лескова «Белый орел» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
581
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТОЧНЫЙ РАССКАЗ / ВЕЩЬ / ВЕЩНЫЙ МИР / СВЯТОЧНЫЙ ХРОНОТОП / ОБРАЗЫ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА / ПРИЗНАКИ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА / CHRISTMAS STORY / THING / MATERIAL WORLD / THE CHRISTMAS CHRONOTOPE / IMAGES OF TIME AND SPACE / SIGNS OF TIME AND SPACE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Клюха Ирина Константиновна

В статье обобщены работы ученых, занимающихся проблемой хронотопа. На их основе выделены признаки времени и пространства в литературном произведении. Выяснено, что хронотоп играет важную роль, так как определяет художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности. Представлены результаты изучения хронотопа и вещного мира на примере святочного рассказа Н.С. Лескова «Белый орел». Установлено, что рассказ «Белый орел» нетипичен для жанра «святочного рассказа», а его сюжет разворачивается в двух временных пространствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The image of a thing as marker of Christmas chronotope in the story «The White Eagle» written by N.S. Leskov

The paper summarizes the works of scholars of chronotope. Based on them signs of time and space in a literary work are marked. It is found that the chronotope plays the important part because it determines the artistic unity of a literary work in its relation to reality. The results of the study of the chronotope and the material world as an example of Christmas story «The White Eagle» written by N.S. Leskov are presented. It is established that the story «The White Eagle» is a typical for the genre of Christmas story and its story takes place in two time dimensions.

Текст научной работы на тему «Образ вещи как маркер святочного хронотопа в рассказе Н. С. Лескова «Белый орел»»

2. Розенталь, Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов : пособие для учителей / Д. Э. Розенталь, М. А. Те-ленкова. — Изд. 2-е перераб. и доп. — М. : Просвещение, 1976. - 543 с.

3. Нелюбин, А. А. Толковый переводоведческий словарь / А. А. Нелюбин. - М. : Флинта, Наука, 2003. - 320 с.

4. Карпинская, Е. В. Норма в терминологии // Культура русской речи / Е. В. Карпинская, Л. К. Граудина, В. П. Дани-ленко. - М. : Норма, 2000. - 560 с.

5. Ивлева, Г. Г. О факторах развития лексического состава / Г. Г. Ивлева // НДВШ. Филологические науки. — 1983. — № 6. - С. 57-62.

6. Чернышова, Л. А. О национально-когнитивной синонимии терминов / Л. А. Чернышова // II Вестник МГОУ. Сер. Лингвистика. - 2009. - Вып. 1. - С. 46-52.

7. Волгина, Н. С. Активные процессы в современном русском языке / Н. С. Волгина. - М. : Логос, 2001. - 303 с.

8. Гак, В. Г. Языковые преобразования / В. Г. Гак. - М. : Языки русской культуры, 1998. - 768 с.

9. Демидова, Г. В. Варьирование и синонимия в англоязычной терминосистеме переводоведения / Г. В. Демидова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. - Т. 12. - № 5 (2). - С. 494-496.

10. Иванов, А. В. Метаязык фонетики и метрик : дис. ... д-ра филолог. наук / А. В. Иванов. - Северодвинск, 2004. -632 с.

ДЕНИСОВА Инна Валерьевна, старший преподаватель кафедры русского и иностранных языков. Адрес для переписки: innad2003@gmail.com

Статья поступила в редакцию 27.03.2015 г. © И. В. Денисова

УДК 8211611 И. К. КЛЮХА

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

ОБРАЗ ВЕЩИ КАК МАРКЕР СВЯТОЧНОГО ХРОНОТОПА В РАССКАЗЕ Н. С. ЛЕСКОВА «БЕЛЫЙ ОРЕЛ»

В статье обобщены работы ученых, занимающихся проблемой хронотопа. На их основе выделены признаки времени и пространства в литературном произведении. Выяснено, что хронотоп играет важную роль, так как определяет художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности. Представлены результаты изучения хронотопа и вещного мира на примере святочного рассказа Н. С. Лескова «Белый орел». Установлено, что рассказ «Белый орел» нетипичен для жанра «святочного рассказа», а его сюжет разворачивается в двух временных пространствах. Ключевые слова: святочный рассказ, вещь, вещный мир, святочный хронотоп, образы времени и пространства, признаки времени и пространства.

Многие исследователи поднимали проблему хронотопа в своих работах. Например, один из ведущих теоретиков литературы М. М. Бахтин в своем исследовании «Формы времени и хронотопа в романе» дает собственное толкование понятию «хронотоп» и называет его взаимосвязью художественно освоенных в литературе временных и пространственных отношений [1]. В свою очередь, В. Н. Топоров трактует хронотоп в соотношении с категорией «вещи», обозначая пространство и время как ее свойства [2]. Н. С. Сергиева считает актуальным совершить попытку исследования «пространственно-временной (хронотопической) организации жизненного пути человека как фрагмента образа мира в русском языковом сознании» [3]. Н. Э. Фаликова, опираясь на исследования М. М. Бахтина, пришла к выводу, что суть хронотопа — в существенной взаимосвязи временных и пространственных отношений, и если при анализе эта взаимосвязь не учитывается, то употребление термина «хронотоп» теряет значение [4].

Обращаясь к текстам литературных произведений, мы замечаем, что они пронизаны временными и пространственными представлениями. Существуют образы времени биографического (детство, отрочество, юность, зрелость, старость); исторического (смена эпох, поколений, переломных для общественной жизни явлений); суточного (утро, день, сумерки, вечер, ночь); календарного (смена сезонов, будничных, выходных и праздничных дней); космического (представление о вечности); а также представление о об изменчивости мира, о движении и неподвижности, о соотнесенности прошлого, настоящего и будущего. Что касается пространственных картин, то они также очень разноплановы в литературе. Например, образы замкнутого и распахнутого пространства, земного и космического, реального и воображаемого. Таким образом, временные и пространственные единства в литературе составляют единое и неделимое целое, названное хронотопом. Следовательно, хронотоп — это пространство и время, изображенные писателем

в художественном произведении; действительность в ее пространственно-временных координатах.

Кроме этого, существуют основные признаки времени и пространства в литературном произведении.

Признаки времени:

1) большая конкретность, непосредственная достоверность;

2) стремление писателя к сближению художественного и реального времени;

3) представления о движении и неподвижности;

4) соотнесенность прошлого, настоящего и будущего.

Признаки пространства:

1) не имеет непосредственной чувственной достоверности, материальной плотности, наглядности;

2) воспринимается читателем ассоциативно [5].

Попробуем проанализировать рассказ Лескова

«Белый орел» с точки зрения святочного хронотопа и роли вещи в его создании. Отметим, что святочный хронотоп, во-первых, может являться частью обрамления, а во-вторых, частью рассказа героя-рассказчика. Как известно, действие святочного рассказа разворачивается в течение одной рождественской ночи или в канун святок, а это прямой указатель на святочный хронотоп.

Несмотря на то что рассказу «Белый орел» Н. С. Лесков дал название фантастический, тем не менее святочная топика в нем используется, поэтому рассказ можно с уверенностью считать святочным. В нем упоминаются типичные персонажи святочных ряжений: цыгане, старуха, «выходец из могилы». Такая атмосфера таинственности и загадочности, весьма характерная для святок, выражена здесь и в мотиве «сглаза».

Само название «Белый орел», на первый взгляд, не дает читателю правильного представления о сюжете рассказа, но мы сразу обращаем внимание на оксюморон, заложенный в названии. Лесков придавал большое значение заглавиям своих произведений, так как считал важным поразить внимание читателя еще до начала чтения. Это один из основных законов его композиционной системы. «Белый орел» не является исключением. Как известно, белых орлов (птиц) не существует в природе, поэтому название кажется интригующим. Если в других святочных рассказах Лескова, например «Жемчужное ожерелье» и «Неразменный рубль», мы сразу понимаем, о какой вещи будет идти речь, то в «Белом орле» ситуация сложнее. Как выясняется из сюжета, Белый орел — это орден Российской империи, награда, которая представляла собой медальон с изображением белого орла. Таким образом, Белый орел — это вещь, вокруг которой и фигурирует весь сюжет.

Отметим, что орел является символом воскресения и духовного обновления. В христианской символике орел — заместитель не только ангела, но и самого Христа. Белый цвет также является одним из атрибутов Христа. Таким образом, возвращение ордена Иваном Петровичем символизирует, с одной стороны, его прощение, с другой, что принципиально важно, — достижение им полного внутреннего умиротворения.

Действие всего рассказа, вопреки законам жанра классического святочного рассказа, не разворачивается в течение одной ночи. Вспомним, что Лесков в свои святочные рассказы привнес новаторские черты, а именно установку на достоверность событий, изображаемых в рассказе, и фанта-

стическую основу повествования. Из традиционных признаков святочного рассказа писатель использует приуроченность к рождественским праздникам и преобладание нравственной проблематики в сюжете рассказа. Следовательно, рассказ нетипичен «жанровому канону» святочного рассказа.

«Белый орел» написан как воспоминание. Первая глава является эпилогом, введением в историю. Во второй главе, она представляет собой развернутую авторскую ремарку, дан подробный портрет главного героя — Галактиона Ильича. С третей главы начинается непосредственное повествование: «Не с большим двадцать пять лет тому назад, — начал худородный сановник, — до Петербурга стали доходить слухи о многих злоупотреблениях власти губернатора П-ва». Таким образом, мы видим, что основные события рассказа происходили двадцать пять лет назад, следовательно, в нем и два временных пространства. Началось все с того, что главному герою Галактиону Ильичу выпала возможность получить орден Белого орла. Его непосредственный покровитель граф Панин « ...снял своей огромной рукою его известный тяжелый бронзовый пресс-папье «убитую птичку», достал из-под него столовую памятную тетрадь, а правою рукою всеми пятью пальцами взял толстый исполин-карандаш черного дерева и, нимало от меня не скрывая, написал мою фамилию и против нее «белый орел»

[6]. Таким образом главный герой уже заранее знал награду, которая ожидала его за выполнение некоего поручения, и с тем «совершенно спокойный уехал на другой же день из Петербурга» [6]. Однако в жизнь Галактиона Ильича неожиданно входит Иван Петрович — молодой и красивый офицер, уже имевший орден Белого орла, а вместе с данным персонажем — и значительный слой мистики. По странному стечению обстоятельств Иван Петрович умирает, а его дух начинает преследовать Галактиона Ильича, обвиняя в своей смерти: «Вот можете меня видеть; но только покорно вас благодарю — вы меня сглазили. Я вам за это отомщу»

[7]. И вот дух начал мстить, буквально преследовать героя, пока наконец не успокаивается и не дарует ему прощение. Герой получает конверт, в котором на почтовой бумаге «оказался экземпляр приказа: мне дали «Белого орла». <...>Иван Петрович, <...> отлетая, <...> больше меня уже никогда не побеспокоит. Так и вышло: он мне отмстил и помиловал. Это понятно. А вот почему у них в мире духов все так спутано и смешано, что жизнь человеческая, которая всего дороже стоит, отомщевается пустым пуганьем да орденом.» [8]. Отметим, что награду Галактион Ильич получил через три года после смерти Ивана Петровича. Таким образом, в рассказе присутствует еще одно временное пространство — это так называемое будущее в прошлом. То есть действие рассказа происходило двадцать пять лет назад, а через три года произошел переломный момент в жизни главного героя. Таким образом, на данный момент оба эти действия происходили в прошлом с трехгодичным промежутком. Следовательно, по нашим наблюдениям, в рассказе три временных пространства — настоящее, прошлое и предпрошедшее.

Однако есть еще один аспект рассмотрения пространственно-временного хронотопа. В рассказе немаловажную роль играет облик привидения — духа умершего. Привидение вполне реально, оно играет важную роль в развитии сюжета, выполняет определенные действия по отношению к главному

герою. Таким образом, происходит столкновение мира реального и мира загробного (ирреального). Поэтому можно утверждать, что сюжет данного рассказа разворачивается в нескольких пространственно-временных пространствах, в этом и заключается своеобразие данного рассказа и одновременно новаторство Н. С. Лескова в области возможного развертывания хронотопа святочного рассказа.

Библиографический список

1. Бахтин, М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / М. М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. — М. : Художеств. лит., 1975. — С. 234-407.

2. Топоров, В. Н. Пространство и текст / В. Н. Топоров // Текст, семантика и структура. — М. : Наука, 1983. — 500 с.

3. Сергиева, Н. С. Пространство и время жизненного пути в русском языковом сознании / Н. С. Сергиева. — СПб. : Наука, 2009. — 314 с.

4. Фаликова, Н. Э. Хронотоп как категория исторической поэтики / Н. Э. Фаликова // Проблемы исторической поэтики : сб. науч. тр. — Петрозаводск : ПГУ, 1992. — Вып. 2. Худ. и научные категории. — С. 45 — 57.

5. Миронова, Н. А. Литература в таблицах / Н. А. Миронова. — М. : Астрель, 2003. — 127 с.

6. Лесков, Н. С. Собрание сочинений : в 12 т. / Н. С. Лесков. — М. : Правда, 1989. — Т. 7. — С. 445.

7. Лесков, Н. С. Собрание сочинений : в 12 т. / Н. С. Лесков. — М. : Правда, 1989. — Т. 7. — С. 453.

8. Лесков, Н. С. Собрание сочинений : в 12 т. / Н. С. Лесков. — М. : Правда, 1989. — Т. 7. — С. 459.

КЛЮХА Ирина Константиновна, аспирантка кафедры русской и зарубежной литературы. Адрес для переписки: irina220890@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.12.2014 г. © И. К. Клюха

УДК 111.1+и7+539 Г. В. БАРАНОВ

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Омский филиал

СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ ПРИРОДЫ

Предлагается гипотеза объяснения структурных уровней природы по критериям методов и концепций физических наук; обосновывается вариант десяти структурных уровней природы; уровни природы характеризуются как стадии самоорганизации природы.

Ключевые слова: материя, природа, структурные уровни природы.

По критериям специалистов Высшей аттестационной комиссии (ВАК) России одной из областей исследований по специальности «09.00.01 Онтология и теория познания» является «Взаимоотношение структурных уровней материи в микро-, макро-и мегамире...» [1]. Для реалистической философии исследования онтологической проблемы по критериям парадигмы материализма связаны с логическим обобщением достижений физических наук и иных естественных наук, в которых применяются методы физического познания природного бытия, или природы.

По логическим критериям соотношение понятий «бытие», «природа», «материя» отличается противоречивостью. В частности, философское понятие материи и естественно-научное понятие материи различаются как общее и частное, как родовое и видовое понятия. По мнению разработчиков проблем физического естественнонаучного познания, понятие материи означает состояние вещества. По мнению теоретиков философии бытия, понятием материи обозначаются не только состояния вещества, но и физического поля, состояния объективных свойств бытия общества и бытия человека, а также непознанных ещё объектов бытия. Общая онтологическая теория (концепция) материи ещё не создана. Специалисты естественных наук достигли выдающихся результатов познания первичных фун-

даментальных состояний бытия в форме (состоянии, виде) вещества.

По мнению автора, понятия материи и природы (природного бытия) в абстрактном обобщении при объяснении единства онтологии и научного естествознания могут оцениваться в качестве синонимов. В этой познавательной ситуация понятием «природа» называется «часть материального бытия, существующая по автономным/самостоятельным естественным закономерностям независимо от психики и вещественной деятельности индивида/людей» [2, с. 228 — 229].

Объекты природы отличаются автономностью от психических познавательных способностей человека, бесконечностью и множественностью состояний. Бесконечность объектов природы ограничивают специалисты естественных наук и превращают хаос бытия в состояния человеческого знания и вещественных изобретений.

Структурные уровни природы — познанные специалистами физических наук и специалистами иных естественных наук с применением методов физики состояния природы в их последовательности по критерию сложности в пределах Вселенной. «Основные части физически познанной природы: Вселенная; галактический уровень; звёздный уровень; планетарный уровень; уровень живого вещества, или жизни; молекулярный уровень; атомный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.