УДК 7.072.3
А. И.Карлова
образ великой степи в творчестве художника
Зорикто доржиевА (по материалам выставки в русском музее)
Статья посвящена творчеству российского художника Зорикто Доржиева (род. в 1976 г.), представившего серию живописных и графических работ, посвященных теме Великой степи. Великая степь как общее сборное понятие, обозначающее культуру монгольских народов, живших на территории Средней Азии в прошлые времена, стала главным персонажем в творчестве художника. В статье анализируются наиболее значимые произведения, осмысляются особенности его творческого метода и предлагается определение специфики его художественного подхода, который оказывается созвучен одновременно и традиционному, и современному актуальному искусству. Ключевые слова: Зорикто Доржиев, Великая степь, Степная история.
The image of the Great Steppe in the art of Zorikto Dorzhiev (based on the Russian Museum Exhibition materials). ANASTASIA I. KARLOVA (The State Russian Museum, Saint Petersburg).
The article deals with the art of the Russian artist Zorikto Dorzhiev who produced a series of pictorial and graphic works devoted to the Great Steppe, a general notion indicating the culture of Mongolian peoples, who lived on the territory of Central Asia in the past. The article contains the analysis of his most significant works, proposes the comprehension of his artistic method and suggests the definition of the specificity of his artistic approach that turns out to be in keeping both with traditional and contemporary art. Key words: Zorikto Dorzhiev, Great Steppe, Steppe story.
Выставка российского художника Зорикто Доржиева (род. в 1976 г.) «Степная история», проходившая в 2009 г. в Санкт-Петербурге в залах Мраморного дворца Русского музея, привлекла большое количество посетителей и вызвала бурный интерес как широкой общественности, так и профессионального сообщества. На выставке была показана серия живописных, графических и скульптурных работ, посвященных теме Великой степи. Великая степь как общее сборное понятие, обозначающее культуру монгольских народов, живших на территории Средней Азии в прошлые времена, стала главным персонажем в творчестве художника. Именно персонажем, а не темой: в каждой работе серии - будь то портрет, жанровая сцена или пейзаж - создан особый визуальный мир, в котором неразделимы фон и передний план, фигуры и окружение, общее и детали. Серия не имеет ничего общего с попытками реконструкции определенных исторических периодов - художник создает собственный образ Великой степи, свободно соединяя фантазию с реальными географическими и этнографическими мотивами.
Феномен успеха Доржиева - в «широте охвата» его творческого подхода. Современная российская
арт-сцена может быть условно разделена на три сегмента - Союз художников, Салон и Contemporary. Каждый из сегментов представлен своим кругом художников, критиков и зрителей и практически не соприкасается с другими.
Союз художников основан на традиции и классическом художественном образовании, на сегодняшний день по качеству и уровню подготовки, пожалуй, не имеющем аналогов в мире. Но художники этого «лагеря» в своем творчестве нередко теряют связь с реальной окружающей жизнью, сосредоточиваясь на тех эстетических и технических проблемах, которые не всегда близки современному зрителю и часто оказываются интересны лишь узкому кругу профессионалов. Салон - это искусство прежде всего коммерчески-ориентиро-ванное, направленное на удовлетворение вкуса покупателя, отчего оно нередко теряет в эстетическом уровне и оказывается вне поля интересов искусствоведов. Художники Contemporary, ставя во главу угла новаторство и актуальность, создавая яркие и часто скандальные работы, привлекают внимание молодой аудитории, настроенной на новое, а также собственного круга кураторов и искусствоведов. Но одним из главных факторов, вызывающим кри-
КАРЛОВА Анастасия Ивановна, кандидат культурологии, старший научный сотрудник отдела новейших течений (Русский музей, Санкт-Петербург). E-mail: [email protected] © Карлова А.И., 2013
2013 • № 2 • гуманитарные исследования в восточной сивири и на дальнем востоке 35
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
тику и часто неприятие contemporary art широкой аудиторией, является сознательный отказ многих художников следовать профессиональной традиции в искусстве.
В творчестве Доржиева соединились лучшие и сильные стороны каждого из названных направлений. Резонанс выставки в Русском музее, интерес прессы, широкой публики и коллекционеров вызван именно сочетанием творческих концепций, которые характеризуют художественный подход мастера.
Доржиев получил классическое художественное образование. Родившись в семье художников (г. Улан-Удэ, 1976 г.), рисовал с детства. Учился в Бурятском республиканском училище культуры и искусств, в 2002 г. с отличием закончил Красноярский государственный художественный институт, кафедру живописи (мастерская А.М. Знака). В период с 2003 по 2005 г. стажировался в творческих мастерских Российской академии художеств под руководством профессора А.П. Левитина (отделения Сибири, Урала, Дальнего Востока) [1, с. 135]. На основе «школы» сложился собственный стиль Зорикто Доржиева, базирующийся на твердом рисунке. В картинах, рисунках и скульптурах серии художник создает особый мир, своеобразный, индивидуальный и очень современный, - это Великая степь, увиденная глазами человека XXI в., человека, равным образом ощущающего свою связь с древней монгольской историей и являющегося частью современной российской и мировой культуры.
Зорикто Доржиев - художник современный, оперирующий в своих работах такими постмодернистскими приемами, как цитатность, коллаж-ность, ирония, игра. Но его «Джоконда-Хатун» (см. вклейку) - ироничная «цитата» самой знаменитой работы в истории искусства - лишена «отстраненности» и «безоценочности», характерных для постмодернистского художественного дискурса. Будучи очевидно постмодернистской в концептуальном плане, эта работа вызывает «теплый» интерес у зрителя, а изображенная на ней модель - улыбку и симпатию. Объединяя приемы и содержательные качества классического искусства с современными художественными подходами (постмодернистской игрой и модернистской индивидуальностью авторского видения), Зорикто Дор-жиев демонстрирует блестящий синтез традиции и актуальности.
Помимо этого картины Доржиева оказываются понятны и близки широкой аудитории зрителей, возможно, благодаря созвучному времени визуальному подходу: одна из ключевых особенностей
его работ - кинематографичность. Восторженные записи в книге отзывов, многочисленные звонки в музей с желанием больше узнать о художнике, статьи, телевизионные передачи продемонстрировали интерес людей к творчеству мастера. Сотрудничество с кино началось в 2005 г. Тогда Доржиев участвовал в работе над фильмом Сергея Бодрова-старшего «Монгол». Эскизы костюмов, которые он создавал для фильма, легли в основу его серии «Степная история» (2005-2007 гг.), а знакомство с операторской работой позволило привнести в живописную композицию приемы киноискусства.
Работы Доржиева, несомненно, «постановочны». В них исключается случайность или неопределенность, все до мельчайших мелочей продумано и «построено». В картине «Степная история» из фондов Русского музея (см. вклейку) передано ощущение стремительной схватки: конь, воины, сабли, одежды - все соединено, все перемешано, все летит в некоем общем вихре. В то же время картина удивительно статична. Центр композиции -круглый щит - собирает вокруг себя персонажей с их атрибутами, как в декоративном коллаже. Все элементы оказываются уравновешены и объединены в этой круговой композиции. Ощущение «вневременного» и «надмирного» покоя подчеркивают стилизованные облака (им придана геометрическая форма прямоугольников) на фоне бескрайнего желто-оранжевого неба. Динамика и статика, напряжение и покой, борьба и умиротворение - такие противоположные характеристики свойственны данной работе. Художник с равным вниманием показывает и предметы, и самих героев. Он «представляет» их зрителю, наполняя тем ощущением «Великой степи», которая складывается из пустынного, но тщательно выписанного пейзажа с низким горизонтом, декоративного цветового решения, обилия придуманных автором деталей и точного рисунка с характерными дугообразными линиями и своеобразными пропорциями. Фигуры воинов монументальны и скульптурны. И падающий воин смотрится настолько устойчиво и уравновешенно в композиции, что создается ощущение - он как будто парит в воздухе. А вся группа летит, отбрасывая на землю только узкую тень. В этом парадоксе - в «статике движения», в «покое напряжения», в «вечности мгновения» - заключается основа индивидуального и оригинального стиля, который был найден автором для серии «Степная история».
Женские образы - и в рисунке, и в живописи Зорикто Доржиева - по-особому стилизованы. Автор сознательно прибегает к искажению пропорций, сокращая или удлиняя их (как в картине «Утро»), использует обилие деталей, которые часто, обладая
36
ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ • № 2 • 2013
Образ великой степи в творчестве художника Зорикто Доржиева
А. И. КАРЛОВА
богатой фантазией, придумывает сам: украшения, костюмы, предметы интерьера («Воскресенье»). Картины превращаются почти в орнаменты, рождаемые в синтезе образов древнемонгольского эпоса и глубоко индивидуального видения художника.
Особое философское звучание обретает в творчестве Зорикто Доржиева детская тема. Многие картины серии изображают мальчиков и девочек, играющих на фоне бескрайнего неба степи. На картине «Игра II» (см. вклейку) фигуры трех детей и собаки. Лица мальчишек серьезны (они изображают суровых воинов, за поясом «вождя» щит -крышка от кастрюли, на головах шлемы - ведро и жестяная воронка), девочка с традиционными косичками и куклой в руках слегка улыбается. Строгая центральная композиция, ясные устойчивые формы, постановочность и монументальность трактовки превращают легкую по содержанию картину в глубокое символическое полотно. Условный - почти локальный - голубой цвет неба выполняет роль абстрактного фона, символизирующего вечность и открывающего путь для метафизического осмысления работы.
«Степная история» - это первый художественный проект Зорикто Доржиева, принесший ему мировую известность. Помимо залов Мраморного дворца Русского музея в Санкт-Петербурге выставка демонстрировалась в Люксембурге, Лондоне, Пекине, Москве. И везде была встречена неизменным интересом публики. Его умение
соединить историю кочевых народов Монголии, историю Великой степи с современными видением и образностью, выработать собственный стиль, синтезирующий подходы и методы различных «полюсов» арт-сцены и различных видов искусства (живопись, книжная иллюстрация, кино), - создало уникальный авторский художественный язык. Как отмечает заведующий отделом новейших течений Русского музея А.Д. Боровский, Доржиев «ощущает себя не только наблюдателем (и уж совсем - не реконструктором), но - соучастником событий, будь это схватка, длительное безмолвное общение путников на караванной стоянке, любовная игра» [2, с. 15]. В «Степной истории» Зорикто Доржиев передал «современность вечного» и «актуальность прошедшего», оказавшись в равной степени худож-ником-традиционалистом, художником-новатором и художником-постмодернистом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зорикто Доржиев. Биография // Зорикто Доржиев. Степная история: каталог выставки / науч. рук. Е.Н. Петрова. СПб.: Palace Editions, 2008. С. 135.
2. Боровский А.Д. Зорикто Доржиев // Зорикто Доржиев. Степная история: каталог выставки / науч. рук. Е.Н. Петрова. СПб.: Palace Editions, 2008. С. 7-17.
2013 • № 2 • ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ 37