Научная статья на тему 'ОБРАЗ УЧЕНОГО В ВОСПРИЯТИИ ФИКРАЙТЕРОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОПУЛЯРНЫХ ФАНДОМОВ)'

ОБРАЗ УЧЕНОГО В ВОСПРИЯТИИ ФИКРАЙТЕРОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОПУЛЯРНЫХ ФАНДОМОВ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
220
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАНФИКШН / ФАНФИК / СЮЖЕТ / ОБРАЗ / НАУКА / НАУЧАЯ ФАНТАСТИКА / УЧЁНЫЙ / FANFICS / FANFIC / STORY / IMAGE / SCIENCE / SCIENCE FICTION / SCIENTIST

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шамова Н.В., Кургузова Н.В., Федорчук М.А.

Предметом анализа в статье стали особенности образов учёных в текстах фанфиков, исследуются популярные сюжеты, круг устойчивых мотивов, композиционная структура, образная структура, соотношение канона и фанона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF A SCIENTIST IN THE PERCEPTION OF FIKRAITERS (BASED ON POPULAR FANDOMS)

The subject of the analysis in the article is the features of scientists images in fanfic text popular stories, the circle of stable motives, compositional structure, figurative structure, and the ratio of Canon and Fanon are studied.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ УЧЕНОГО В ВОСПРИЯТИИ ФИКРАЙТЕРОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОПУЛЯРНЫХ ФАНДОМОВ)»

УДК 82-31 ШАМОВА Н.В.

студентка 3 курса института филологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: shamova2597@gmail.com КУРГУЗОВА Н.В.

кандидат филологических наук, доцент, кафедра истории русской литературы XI-XIX вв., Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: marusia_nv@mail.ru ФЕДОРЧУК М.А.

кандидат филологических наук, кафедра истории русской литературы XI-XIX вв., Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: mari-korobok2009@yandex.ru

UDC 82-31 SHAMOVA N.V.

3rd Year Student of the Institute of Philology, Orel State

University

E-mail: shamova2597@gmail.com KURGUZOVA N.V.

Candidate of Philology, Associate Professor, Department of History of Russian Literature of XI-XIX Centuries, Orel State

University E-mail: marusia_nv@mail.ru FEDORCHUK M.A.

Candidate of Philology, Department of History of Russian Literature of XI-XIX Centuries, Orel State University E-mail: mari-korobok2009@yandex.ru

ОБРАЗ УЧЕНОГО В ВОСПРИЯТИИ ФИКРАЙТЕРОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОПУЛЯРНЫХ ФАНДОМОВ) THE IMAGE OF A SCIENTIST IN THE PERCEPTION OF FIKRAITERS (BASED ON POPULAR FANDOMS)

Предметом анализа в статье стали особенности образов учёных в текстах фанфиков, исследуются популярные сюжеты, круг устойчивых мотивов, композиционная структура, образная структура, соотношение канона и фанона.

Ключевые слова: Фанфикшн, фанфик, сюжет, образ, наука, научая фантастика, учёный.

The subject of the analysis in the article is the features of scientists images in fanfic text popular stories, the circle of stable motives, compositional structure, figurative structure, and the ratio of Canon and Fanon are studied.

Keywords: Fanfics, fanfic, story, image, science, science fiction, scientist.

Современную жизнь сложно представить без смартфона, компьютера, интернета и многих других изобретений, делающих нашу жизнь интереснее и легче. Они стремительно вошли в повседневность каждого из нас и прочно обосновались в ней. Популярность научного знания в 21 веке обусловила внимание к собственно науке и к людям, создающим и продвигающим эту науку. Образ учёного становится фигурой массовой культуры и тем самым вызывает потребность в интерпретации. Биографии учёных изучаются в школах, вузах, на волне популярности науки создаются художественные фильмы и мультсериалы, рассчитанные на взрослую аудиторию. Учёные становятся героями популярных фильмов («Вселенная Стивена Хокинга», «Игра в имитацию», даже киновселенная «Марвел» не обошла образ учёного стороной, подарив нам таких персонажей как Тони Старк, Брюс Бэннер и Скот Лэнг), сериалов («Теория большого взрыва», «Доктор Кто», «Демоны да Винчи») и мультфильмов («Рик и Морти», «Гравити Фолз», «Мегамозг»).

Образ ученого привлекает и фикрайтеров, которые создают свои работы на основе таких произведений. В нашей статье мы обратимся к рассмотрению интерпретации образа ученого в текстах фанфикшн, а также к выявлению популярных сюжетов, отличительных черт

героев, тенденций к соблюдению или несоблюдению канона в фанфиках, в центре которых стоит образ учёного.

Сумасшедшие изобретатели интересовали авторов с давних времён. Подобный образ встречается уже в древнегреческих мифах: Дедал - выдающийся художник и инженер, изобретения которого принесли много страданий. Позже в литературе появляется образ Фауста - человека, который ради получения знаний готов продать душу дьяволу. Далее - в романе Роберта Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», в работе Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей». Образная оппозиция «гений-социопат и честный простак» довольно популярна в художественных произведениях (например, Шерлок и Ватсон).

Проанализировав тексты, выложенные на сайте «Книга фанфиков» (https://ficbook.net/), мы ограничили круг исследуемых фандомов тремя: фильм «Назад в будущее», мультфильм «Рик и Морти» и сериал «Доктор Кто». Такая выборка обусловлена несколькими факторами:

1. Популярность этих произведений среди фикрай-теров (на момент исследования (13.10.2019) фандом «Назад в будущее» насчитывает 139 фанфиков, «Рик и Морти» - 986, «Доктор Кто» - 14217);

© Шамова Н.В., Кургузова Н.В., Федорчук М.А. © Shamova N.V, Kurguzova N.V, Fedorchuk M.A.

10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)

2. Жанровая принадлежность этих произведений массовой культуры (все они относятся к научной фантастике);

3. Сходство персонажной системы: главный герой

- гениальный учёный, его помощник - самый обычный, ничем не примечательный человек.

Статистический анализ выявил, что для фандома «Назад в будущее» наиболее популярной направленностью является джен (87 фанфиков - 63% от общего количества), рейтинг - G (62 фанфика - 45%), размер -мини (58 фанфиков - 42%). Для фандома «Рик и Морти» самой популярной направленностью оказался слэш (508 фанфиков - 52%), рейтинг - NC-17 (285 фанфиков

- 29%), размер - мини (456 фанфиков - 46%). В фан-доме «Доктор Кто» мы получили следующую закономерность: направленность - джен (7691 фанфик - 54%), рейтинг - G (7299 фанфиков - 51%), размер - драббл (6218 фанфиков - 44%) и мини (5887 фанфиков - 41%).

Для каждого анализируемого фандома характерно использование размера мини, что свидетельствует о стремлении написать законченную небольшую самостоятельную историю. При этом в двух из трех сообществ («Назад в будущее», «Доктор Кто») популярным является направленность джен (general, описывает неромантические отношения между героями) и рейтинг G, которые соотносятся друг с другом в аспекте описания любовной линии. Фандом «Рик и Морти» в отличие от других сообществ сфокусирован на направленности «слэш», и рейтинг, популярный в фандоме, соответствует выбранной направленности - NC-17.

Наиболее популярными жанрами в изучаемых фан-домах стали:

- Hurt/Comfort (работа сосредоточена на эмоциональных и/или физических страданиях одних персонажей и заботе о них со стороны других персонажей [https://ficbook.net/]);

- драма (работа сосредоточена на конфликтах героев с собой, обществом или друг с другом. Основное внимание в таких работах уделяется переживаниям различных внутренних и/или внешних коллизий персонажей [https://ficbook.net/]);

- ангст (работа нацелена вызвать у читателя сильные эмоциональные переживания, ощущение экзистенциальной тревоги и подавленности. Такая работа характеризуется депрессивными мотивами и чаще всего сосредоточена на эмоциональных или физических страданиях персонажей [https://ficbook.net/]);

- AU (работа, в которой один или несколько элементов канона подвергаются изменению: это может быть другой мир, другой исторический период, помещение персонажей в обстоятельства, не связанные с каноном, частичное или полное изменение канонических событий и т.д. [https://ficbook.net/]).

Отличительным (в рамках исследуемых работ) жанром для фандома «Рик и Морти» является повседневность (работа сосредоточена на описании событий и ситуаций из повседневной жизни персонажей [https:// ficbook.net/]). Для фандома «Назад в будущее» - исто-

рические эпохи, романтика, фантастика и юмор. Для фандома «Доктор Кто» - пропущенная сцена, романтика, флафф (работа нацелена вызвать у читателя приятные, позитивные чувства [https://ficbook.net/]).

Серия фильмов «Назад в будущее» рассказывает о путешествиях во времени школьника Марти Макфлая с помощью машины, изобретённой его другом-профессором Эмметтом Брауном.

Характеры персонажей обычно каноничны и не подвержены изменениям. Как и в фильме, второстепенные персонажи считают Эмметта Брауна сумасшедшим и опасным:

«Его папаша не поладил с их соседом - доктором Брауном - а тот, полный псих, их всех и прикончил -всю семейку! <...> А он до сих пор на свободе, ведь доказать ничего нельзя, <... > Браун растворил тела в аммиаке. У него дома целая лаборатория для опытов. Ни одной кошки в округе не осталось. Да и люди исчезают не впервые» [2].

Внешность Дока описывают редко, но если это происходит, акцент вновь делают на его безумии:

«...длинные спутанные волосы, глаза навыкате и взгляд фанатика <... > Седые волосы беспорядочно разметались, глаза безумно поблескивали, пуговицы на рубашке были застегнуты по какой-то странной системе, на шее, наподобие галстука, болталась прозрачная трубка, а из кармана почти белого рабочего халата кокетливо выглядывало нечто, в лучшем случае напоминающее розоватый шнур» [2].

Стоит отметить, что создатели фильма «Назад в будущее», продумывая внешний образ Эмметта Брауна, явно вдохновлялись Альбертом Эйнштейном: возраст, седые всклокоченные волосы, глаза навыкате. Его портрет давно стал иконографичным для массовой культуры. Позже этот образ перенял и главный герой мультсериала «Рик и Морти».

Трилогией «Назад в будущее» вдохновились создатели мультфильма «Рик и Морти», сюжет которого строится на фантастических приключениях гениального учёного Рика и его внука Морти - обычного школьника, не отличающегося какими-либо талантами или способностями. Несмотря на общую идею, мультфильм и фильм во многом разнятся. В отличие от своего кино-прототипа, Рик - чёрствый, эгоистичный персонаж, заинтересованный в науке куда больше, чем в своей семье. Он алкоголик, сквернослов, социопат, в целом, персонаж не самый приятный, однако является протагонистом.

Фандом «Рик и Морти» тоже отличается от фандома «Назад в будущее». Обращаясь к этому произведению, фикрайтеры обычно концентрируются на душевных переживаниях героев. Обычные для мультфильма приключения либо вообще отсутствуют, либо отходят на второй план, уступая место раскрытию семейных и/или романтических отношений персонажей.

Рик в фанфиках становится более мягким, почти всегда он влюблён и страдает из-за этого:

«Он медленно разбирал портальное устройство,

попутно приводя его систему в порядок. Юнити давно покинула его мысли, в частности после того, как он вспомнил, что еще вчера хотел прострелить себе голову из-за нее» [29].

Однако есть черты, которые фикрайтеры обычно сохраняют в его образе: чаще всего Рик пьян, много матерится, да и в целом, авторы стараются сохранять речевую характеристику мульт-персонажа:

«- Морти, убери оттуда руки. Это э-э-э неонный бластер, он тебе голову отшибет, - промычал Рик, на секунду присосавшись к фляге» [10].

Характер Морти менее подвержен изменениям. Как и в оригинальном произведении, чаще всего это добродушный, милый и впечатлительный парень. В мультфильме он часто заикается, что авторы передают в своих текстах:

«- Р-р-рик, посмотри! Планета. Возможно, м-м-мы не зря потратили время!» [9].

Сериал «Доктор Кто» повествует о приключениях инопланетного путешественника во времени, известного как Доктор, и его спутнице - самой обычной девушки с Земли. Главный герой по сюжету имеет далеко не одну жизнь, и с момента начала сериала (1963 год) до настоящего времени «регенерировал» 13 раз. Благодаря этой особенности изменяется как внешность персонажа (возраст актёров, игравших Доктора, варьируется от 27 до 56 лет, а в последнем сезоне Доктора впервые сыграла женщина), так и его характер. Именно поэтому границы соответствия персонажа фанфика и каноничного Доктора размыты. Несмотря на то, что фикрайтеры при написании своих работ чаще всего указывают, про какого именно Доктора идёт речь, характер персонажа очень изменчив. В случае, когда автор не указывает конкретную «регенерацию» Доктора, единственное, что даёт читателю подсказку - это спутница, которая чаще всего присутствует в сюжете фанфика, или другие второстепенные персонажи. Но и здесь не всегда всё однозначно: например, Роуз Тайлер была спутницей как Девятого, так и Десятого Доктора, а Ривер Сонг появлялась в сериале с Одиннадцатым и Двенадцатым Доктором.

Однако есть черта, объединяющая все «регенерации» Докторов, - странность поведения, они всегда немного «не от мира сего». Это можно объяснить как гениальностью героя (в характеристику таких персонажей очень часто приписывают асоциальность), так и его происхождением (Доктор - инопланетянин).

Стоит отметить, что фикрайтеров интересуют истории не всех Докторов, а лишь с Девятого по Тринадцатого. Это связано с тем, что с 1996 по 2005 год сериал был закрыт и возобновлён именно с истории Девятого Доктора. Сюжет хоть и давал отсылки к предыдущим сезонам, однако выступал скорее как самостоятельная история, не требующая знания первоисточника.

Чаще всего фикрайтеры пишут тексты о Десятом Докторе и Роуз Тайлер. Скорее всего, в это время сериал начал набирать популярность и, следовательно, аудиторию, кроме того, именно этот Доктор и эта спутница больше всего полюбились фанатам как пара. Также ча-

сто авторы пишут про Одиннадцатого Доктора и Ривер Сонг - их история пришлась на пик популярности телесериала. Другие «регенерации» встречаются значительно реже.

Как уже говорилось выше, самой популярной направленностью по количеству фанфиков в этом фандо-ме является джен (романтические отношения либо не описываются вовсе, либо играют второстепенную роль [https://ficbook.net/]). Но если посмотреть на популярность работ среди читателей, то лидирующую позицию занимает гет (в центре сюжета романтические отношения между мужчиной и женщиной [https://ficbook.net/]). Сюжет таких фанфиков чаще всего незамысловат: небольшие зарисовки повседневной жизни Десятого Доктора и Роуз Тайлер или Одиннадцатого и Ривер Сонг. Например, Роуз беременна, и счастливые родители волнуются, сидя у кабинета УЗИ [14]; Роуз лечит Доктора [11].

Сюжеты джен-фанфиков очень разнообразны. Чаще всего это новые приключения Доктора и его спутников. Есть и то, что объединяет многие тексты - наличие антагонистов. Как и в сериале, это Мастер - Повелитель Времени и бывший лучший друг Доктора, или далеки

- внеземная раса полукиборгов-мутантов, испытывающих лишь одну эмоцию - ненависть ко всему, кроме своих сородичей.

В сюжетах этих фанфиков встречается мотив упущенного времени. В сериале часто Доктор «промахивается» мимо намеченной временной цели и опаздывает на какое-либо историческое событие или, наоборот, прибывает слишком рано. В фанфикшн популярен сюжет, где Доктор расстаётся с Роуз Тайлер, но обещает вернуться за ней в скором времени, однако опаздывает. Когда он возвращается, она уже доживает последние дни:

«- Моё время в этом мире истекло, Доктор... Я рада, что встретила тебя, без этого взъерошенного Повелителя Времени и ТАРДИС моя судьба осталась бы пустой до самой смерти. Доктор, я всегда ждала и любила...» [26].

Или же Роуз возвращается слишком поздно:

«Новая ТАРДИС, новый Доктор, новая жизнь, новые приключения... В которых ей уже нет места. Она

- всего лишь призрак прошлого. Ей незачем тревожить настоящее» [25].

Как отмечала Линор Горалик в работе «Как размножаются Малфои: Жанр «фанфик»: потребитель масскультуры в диалоге с медиаконтентом», для фан-фикшн характерны определённые направления создания фанона. Фанон - «события, созданные фанатским сообществом в конкретном фандоме и распространенно повторяющиеся в фантекстах» [Hellikson, Busse, 2006].

Для исследуемых нами фандомов можно выделить следующие направления:

1. Заполнение «белых пятен» - «автор ставит перед собой задачу дать ответы на некоторые вопросы, поднятые, но недостаточно уясненные в каноне» [27, с. 131-146].

Часто фикрайтеры «отталкиваются» от событий

10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)

оригинального произведения, но обращают своё внимание на сцены, которые были недостаточно или совершенно не освещены в оригинале. Например, на события, произошедшие с Эмметтом Брауном в тот отрезок времени, когда сюжет фильма был сосредоточен на Марти Макфлае [23]. Также в конце первого фильма Док обещал найти Марти в будущем и отправился на тридцать лет вперёд, но что именно там произошло? [18]

В 10 серии 1 сезона мультсериала «Рик и Морти» герои встречают самих себя из других параллельных вселенных. И в одной из этих вселенных Морти по каким-то причинам убил «своего» Рика, заменив его роботом. В фанфике «До чего ты довел меня...» рассказывается о том, почему же он так поступил и что из этого вышло [28].

Или в фандоме «Доктор Кто» фикрайтеры раскрывают сюжет свадьбы Ривер Сонг и Двенадцатого Доктора более подробно, чем это показали в самом сериале [6].

2. Альтернативное развитие - «автор развлекает себя и читателя расширением поля деятельности героев, заодно используя это в целях все той же детализации - скажем, разглядывая характер героя сквозь призму новых обстоятельств или находя ответы на поставленные исходным сюжетом вопросы в новой, неосвоенной и оттого более гибкой реальности» [27, с. 131-146].

Описание многих фанфиков начинается словами «а что если?..». Что бы произошло, если бы Эмметт Браун не путешествовал в прошлое и не встретил Клару? [24] Если бы Марти не смог вернуться в своё время, и остался в 1955 году? [16] Если бы Вселенная решила «отомстить» за спасение Клары, которая должна была умереть в 1885, но была спасена нашими героями? [31] Если бы Марти был девочкой? [15], [16] А что если бы события фильма развивались иначе? [3] Если бы доктор Эмметт Браун в молодости участвовал в программе США по разработке ядерного оружия, чтобы он почувствовал, узнав о последствиях для Хиросимы и Нагасаки? [8] А что если Морти с помощью портальной пушки увидит свою жизнь в другом измерении? [19]

Что было бы с главными героями сериала «Доктор Кто», если бы они застряли на борту сломанной ТАРДИС на целую неделю, и что стало бы с их отношениями, если бы их не отвлекали все эти безумные приключения и они были заняты только друг другом [4].

Также встречаются тексты, которые «отталкиваются» от событий оригинального произведения, но переосмысляют и изменяют некоторые моменты, раскрывая тем самым героя с другой стороны. Например, взяв за основу сюжет 6 серии 1 сезона мультфильма «Рик и Морти», где Рик создаёт сыворотку, которая должна помочь приворожить Джессику к Морти, автор фанфика «Судьбоносная ошибка» попыталась представить, как бы сложилась судьба персонажей, если бы это «зелье» подействовало бы на самого Рика [20].

3. Приквелы - фанфики описывают события, которые могли бы произойти до начала повествования ка-нонного произведения.

Часто авторы задаются вопросом, а как же всё-таки

познакомились и подружились Марти и Док? На момент событий первой части герои уже являются близкими друзьями, но что могло свести вместе столь разных людей? [2], [32], [7], [30] Вопросом знакомства главных героев интересуются и фанаты мультфильма «Рик и Морти» [10].

Несмотря на то, что в сериале «Доктор Кто» всегда подробно рассказывают о знакомстве Доктора с его очередной спутницей, фикрайтерам всё же хочется показать альтернативную версию знакомства главных персонажей. Например, в фанфике «Twenty Years» автор фантазирует на тему того, что Роуз Тайлер могла бы встречать Доктора и раньше [21]. А вот события знакомства спутницы Одиннадцатого Доктора, Эми Понд, со своим возлюбленным Рори Уильямсом сериал не показывает, это даёт фикрайтерам возможность пофантазировать [13]. Встречаются тексты, рассказывающие о детстве тех или иных персонажей. Например, о пятилетней Эми Понд [12]. События таких фанфиков не включают путешествия во времени, сосредотачиваясь на повседневной жизни героев.

4. Сиквелы - фанфики, описывающие события, которые могли бы произойти после уже известных событий канона. Иногда фикрайтеры берут за основу только героев и возможность путешествия во времени, создавая для персонажей совершенно новые приключения.

Например, отправляя персонажей в прошлое, где Эмметт Браун знакомится со своим предком [1]. Или в будущее, на поиски лекарства для заболевшей Клары [22]. Или в альтернативный 2125 год, где миром правят чудовища [5]. Можно заглянуть поболтать к Жюль Верну - любимому писателю Клары Клейтон [17]. Автор может рассказать о том, как Морти откликнулся на зов о помощи неизвестного пришельца и в какие неприятности из-за этого попали герои [9]. Часто встречаются сюжеты, описывающие события, которые могли бы произойти после последней серии 4 сезона сериала «Доктор Кто». В оригинальном произведении в этой серии заканчивается история Роуз Тайлер, которая остаётся жить в другом измерении вместе с копией Десятого Доктора-человека [14].

Для фандома «Назад в будущее» характерны тексты, которые концентрируются на продвижении сюжета и создании новых приключений для героев. Для фандомов «Рик и Морти» и «Доктор Кто» свойственны мелодраматические сюжеты, раскрывающие чувства и эмоций персонажей. Фикрайтеры стараются сделать холодных и отвлечённых героев более человечными, стремятся понять их и раскрыть своё видение их внутреннего мира. Такой разный подход, возможно, можно объяснить тем, что сериалы («Рик и Морти» и «Доктор Кто») пресыщены приключениями, в отличие от фильма «Назад в будущее», где в каждом фильме нам рассказывают лишь об одном приключении за фильм. Таким образом фикрайтеры и фикридеры восполняют недостаток именно того аспекта произведения, раскрытия которого им не хватило в оригинале. Также для этих фандомов характерен мотив спасения, когда один из персонажей

страдает (морально или физически), а второй приходит ему на помощь.

Проанализировав тексты по трём выбранным нами произведениям, мы выделили следующие закономерности. Главных героев этих фандомов объединяет одна черта - гениальность. Из этого вытекает странность их поведения, невозможность вписаться в общество и эмоциональная закрытость. Такому герою противопоставлен спутник - обычный среднестатистический человек. Фикрайтеров и фикридеров прежде всего интересует внутренний мир гениального учёного, то, что он чувствовал в той или иной ситуации. Фикрайтеры придают главным героям черты более «человечные» в привычном нам понимании, чем присущи им в оригинальном произведении.

Мотив путешествия во времени в данных фандо-мах стал для авторов лишь инструментом для помещения героев в ситуации, раскрывающие их с новой, часто «неканонной» стороны.

Мотив безумия главного героя и опасности изобретателя для общества почти не занимает фикрайтеров. Если авторы и касаются этой темы, то вскользь, не развивая эту тему в своих произведениях. Опасные эксперименты, свойственные персонажам канона, часто

становятся завязкой сюжета: из-за научной неудачи герои попадают в проблемную ситуацию, в ходе решения которой сближаются и решают какие-то личные проблемы. Этот мотив, опять же, является лишь средством для помещения героев в ситуацию, в которой автор раскрывает их внутренний мир. Герои всех трёх фандомов являются протагонистами, несмотря на их опасность в глазах общества, невозможность вписаться в социум, а также проводимые ими рискованные эксперименты. Все это говорит об определённой закономерности в создании образа научного деятеля и, возможно, отражает восприятие массового зрителя и читателя научного знания и учёных в современном обществе.

Сложно сказать, что повлияло на интерес фи-крайтеров и фикридеров к теме гения и его научных открытий. Возможно, это связано с историей 20 века: техногенными катастрофами и порой бесчеловечными экспериментами, однако это вопрос скорее психологии и социологии, нежели литературоведения. А возможно, популярность образа гения-социопата связана с навязанным нам современным кинематографом образом человека со сверхспособностями, известным художественной литературе еще с эпохи романтизма.

Библиографический список

1. _scally, За семью печатями [https://ficbook.net/readfic/409535]

2. _scally, Знакомство [https://ficbook.net/readfic/318961]

3. BACK IN TIME, Вера науки [https://ficbook.net/readfic/3773500]

4. Electro_Light, ТАРДИС сломалась или Неделя на борту [https://ficbook.net/readfic/1132498]

5. Epoch of solitude, Шорох тьмы [https://ficbook.net/readfic/2751780]

6. FantaZy, The Wеdding Night of River Song [https://ficbook.net/readfic/445059]

7. Felha_Royven, Немного о смелости [https://ficbook.net/readfic/3614014]

8. Felha_Royven, Точка невозврата [https://ficbook.net/readfic/3546301]

9. GaykaBolt, Морти, мы в дерьме! [https://ficbook.net/readfic/3620322]

10. Immortal Axolotl, Первые шаги [https://ficbook.net/readfic/1755662]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. LongLongWay, 10:09 [https://ficbook.net/readfic/952439#part_content]

12. mabwch, Если перед Рождеством... [https://ficbook.net/readfic/565070]

13. mabwch, Как зарождаются дружба и любовь [https://ficbook.net/readfic/499833]

14. Mey, Сердце [https://ficbook.net/readfic/10560]

15. Rohipnol, Девочка по имени Марти [https://ficbook.net/readfic/2932682]

16. Rohipnol, Точка невозврата [https://ficbook.net/readfic/4462966]

17. Sinistral gardens, Wrong time travel. А что если... [https://ficbook.net/readfic/5155998]

18. Siverius, Твой друг во времени... [https://ficbook.net/readfic/5765646]

19. Tsunayoshi-kun, Не думай долго [https://ficbook.net/readfic/3793755]

20. Tsunayoshi-kun, Судьбоносная ошибка [https://ficbook.net/readfic/3761060]

21. Vashta Nerada, Twenty Years [https://ficbook.net/readfic/2072810]

22. VasiliaMary, Тяжелый случай [https://ficbook.net/readfic/1966215]

23. Yennefer, 1985 А [https://ficbook.net/readfic/1398638]

24. Yennefer, Tomorrow will be awkward... [https://ficbook.net/readfic/1274046]

25. Безумная Птица, Будь счастлив, мой Доктор... [https://ficbook.net/readfic/167307]

26. Безумная Птица, Женщина, которая ждала [https://ficbook.net/readfic/94967]

27. Горалик Л. Как размножаются Малфои: Жанр «фанфик»: потребитель масскультуры в диалоге с медиаконтентом // Новый Мир. 2003, №12. С. 131-146.

28. Кейт Грэйв, До чего ты довел меня... [https://ficbook.net/readfic/3376985]

29. Кейт Грэйв, Обещай мне [https://ficbook.net/readfic/3570094]

30. Кроулик_, Сюрприз на день рождения [https://ficbook.net/readfic/5270090]

31. Лев Джон, Вселенная и Время [https://ficbook.net/readfic/3700981]

32. Татьяна Соземин, Пора экспериментов [https://ficbook.net/readfic/5280081]

References

1. _scally, Behind seven seals [https://ficbook.net/readfic/409535]

2. _scally, Acquaintance [https://ficbook.net/readfic/318961]

3. BACK IN TIME, Faith of science [https://ficbook.net/readfic/3773500]

4. Electro_Light, TARDIS broke or Week on board [https://ficbook.net/readficZ1132498]

5. Epoch of solitude, Rustle of darkness [https://ficbook.net/readfic/2751780]

10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)

6. FantaZy, The Wedding Night of River Song [https://ficbook.net/readfic/445059]

7. Felha_Royven, A little bit about courage [https://ficbook.net/readfic/3614014]

8. Felha_Royven, Point of no return [https://ficbook.net/readfic/3546301]

9. GaykaBolt, Morty, we're in shit! [https://ficbook.net/readfic/3620322]

10. Immortal Axolotl, First steps [https://ficbook.net/readfic/1755662]

11. LongLongWay, 10:09 [https://ficbook.net/readfic/952439#part_content]

12. mabwch, If before Christmas... [https://ficbook.net/readfic/565070]

13. mabwch, How friendship and love originate [https://ficbook.net/readfic/499833]

14. Mey, Heart [https://ficbook.net/readfic/10560]

15. Rohipnol, Girl named Marty [https://ficbook.net/readfic/2932682]

16. Rohipnol, Point of no return [https://ficbook.net/readfic/4462966]

17. Sinistral gardens, Wrong time travel. What if... [https://ficbook.net/readfic/5155998]

18. Siverius, Your friend in time... [https://ficbook.net/readfic/5765646]

19. Tsunayoshi-kun, Don't think long [https://ficbook.net/readfic/3793755]

20. Tsunayoshi-kun, Fatal mistake [https://ficbook.net/readfic/3761060]

21. Vashta Nerada, Twenty Years [https://ficbook.net/readfic/2072810]

22. VasiliaMary, Hard case [https://ficbook.net/readfic/1966215]

23. Yennefer, 1985 A [https://ficbook.net/readfic/1398638]

24. Yennefer, Tomorrow will be awkward... [https://ficbook.net/readfic/1274046]

25. Mad Bird, Be happy, my Doctor ... [https://ficbook.net/readfic/167307]

26. Mad Bird, The Woman Who Was Waiting [https://ficbook.net/readfic/94967]

27. Goralik L. How Malfoys reproduce: Genre "fanfiction": mass culture consumer in dialogue with media content // new world. 2003, №»12. C. 131-146.

28. Kate Grave, What have you brought me to ... [https://ficbook.net/readfic/3376985] Kate Grave, Promise me [https://ficbook.net/ readfic/3570094]

29. Crowlick, Surprise for a birthday [https://ficbook.net/readfic/5270090]

30. Leo John, the Universe and Time [https://ficbook.net/readfic/3700981]

31. Tatyana Sozemin, It's time to experiment [https://ficbook.net/readfic/5280081]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.