Научная статья на тему 'Образ трикстера в кинотрилогии «Пираты Карибского моря»'

Образ трикстера в кинотрилогии «Пираты Карибского моря» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
828
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРИКСТЕР / АРХЕТИП / МЕДИАТИВНОСТЬ / КУЛЬТУРНАЯ ФУНКЦИЯ / КИНЕМАТОГРАФ / TRICKSTER / ARCHETYPE / MEDIATON / CULTURAL FUNCTION / CINEMA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Платицына Татьяна Владимировна

Данная статья посвящена рассмотрению образа трикстера, воплощенном в персонаже Джека Воробья, сыгранном Дж. Деппом в кинотрилогии «Пираты Карибского моря». Качествами данного трикстера являются находчивость, аморальность, склонность к нарушению законов и границ, приверженность вредным привычкам, трюкачество и принадлежность к смеховой культуре, медиативность и приверженность трансформациям от жизни к смерти, креативная сила демиурга. В ходе реализации данных качеств архетипический образ трикстера Дж. Деппа выполняет в культуре психотерапевтическую, компенсаторную, коррекционную, развлекательную и деструктурирующие функции. Как и для большинства трикстеров, для Джека Воробья характерно «доброе ядро», его поступки представляют своего рода «выпускной вентиль» для общества, в то же самое время репрезентируя тенденции, наблюдающиеся в современном американском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trikster image in «Pirates of the Caribbean» movie trilogy

The article deals with the character of the trickster represented by Jack Sparrow played by J. Depp in The Pirates of the Caribbean trilogy. The trickster’s qualities are being smart, immoral, prone to break laws and boundaries, having bad habits, being tricky, belonging to a laughter culture, mediation and being able to transform from life to death, having creative abilities of demiurge. As many tricksters, J. Sparrow is also characteristic of having a “good core“. While realizing these qualities, the archetypal character trickster played by J. Depp is performing entertaining, creative, psychotherapeutic, compensatory, correctional, entertaining and destructuring functions, and thus representing the unique tendencies in American contemporary society.

Текст научной работы на тему «Образ трикстера в кинотрилогии «Пираты Карибского моря»»

УДК 791.43

ОБРАЗ ТРИКСТЕРА В КИНОТРИЛОГИИ «ПИРАТЫ КАРИБСКОГО МОРЯ»

© Платицына Татьяна Владимировна

кандидат культурологии, доцент, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: tplatitsyna@gmail.com

Данная статья посвящена рассмотрению образа трикстера, воплощенном в персонаже Джека Воробья, сыгранном Дж. Деппом в кинотрилогии «Пираты Карибского моря». Качествами данного трикстера являются находчивость, аморальность, склонность к нарушению законов и границ, приверженность вредным привычкам, трюкачество и принадлежность к смеховой культуре, медиативность и приверженность трансформациям от жизни к смерти, креативная сила демиурга. В ходе реализации данных качеств архетипический образ трикстера Дж. Деппа выполняет в культуре психотерапевтическую, компенсаторную, коррекционную, развлекательную и деструктурирующие функции. Как и для большинства трикстеров, для Джека Воробья характерно «доброе ядро», его поступки представляют своего рода «выпускной вентиль» для общества, в то же самое время репрезентируя тенденции, наблюдающиеся в современном американском обществе. Ключевые слова: трикстер, архетип, медиативность, культурная функция, кинематограф.

В культурных текстах любого народа неизбежно присутствует трикстер -персонаж в большой степени универсальный, обладающий уникальными качествами культурного героя, медиатора между сакральным и профанным, жизнью и смертью; способностью к трансформации и нарушению всякого рода границ, и являющийся фигурой лиминальной, принадлежащей смеховой культуре и обладающей развлекательной, компенсаторной, креативной и другими важными для культуры функциями.

Однако, несмотря на архетипичность трикстера, в каждой культуре он обладает своими уникальными свойствами. В нашем случае речь идет о трик-стере постмодерна в американском кинематографе, отражающем не только общие тенденции развития мировой культуры, но и индивидуальные особенности развития американского общества.

Более подробно мы планируем остановиться на персонаже Дж. Деппа -капитане Воробье. Одним из главных качеств Джека является его находчивость и способность никогда не падать духом и двигаться вперед, позволяющая ему избежать смерти и достичь своих целей. Он выбирается из-за решетки, будь то тюрьма короля Англии или короля морей Дэви Джоунза. Он может избежать костра и не стать обедом для аборигенов, даже если костер уже зажжен, а он уже привязан к вертелу, как свежепойманная дичь. Он избегает вечной службы Дэви Джоунзу на Летучем Голландце, также, как и службы

английским властям, вылезает из гроба, возвращается с необитаемого острова, и находит способ вернуться с того света - из рундука Джоунза.

Для Джека несвойственно обращать внимание на правила, законы, моральные принципы и всякого рода границы. Начиная с рода его занятий и заканчивая его способностью предать своих «товарищей» (например, в третьем фильме «На краю Света», когда он раскрывает Беккету место собрания членов Братства), Джек аморален в глазах любого общества [4].

Он любит выпить - и проводит три дня на необитаемом острове, опустошая запас рома, заготовленный кем-то до него. Он не гнушается воровством, будь это кошелек смотрителя порта, или же английский корабль. Он спасает Элизабет, когда она падает в воду, и, спасая себя, берет ее в заложники. Он подвергает опасности Уильяма, чтобы найти заветный ключ от сундука, где спрятано сердце Джоунза, и передать его Беккету. Он эгоистичен и следует девизу: «Возьми, все, что можешь! Ничего не отдавай взамен!» [2].

Стремясь завладеть кораблем «Черная Жемчужина», чужим кошельком, или сундуком мертвеца, сознательно или нет применяя свои трюки, он выполняет рефлективную функцию трикстера, а нарушая правила и законы и переходя границы, происходит реализация деструктурирующей функции.

У него, как и у большинства трикстеров, есть «доброе ядро», на его «зло» нельзя обижаться и можно легко простить, так как оно непременно оборачивается чем-то еще благодаря трюкачеству и юмору. После того, как Джек отправляется в пасть огромного осьминога, все скорбят о нем, и называют его «хорошим человеком» (Элизабет), «остроумным Джеком» (Тиа Далма), а Гиббс говорит, что «он дурачил... всех до самого конца, пока его честность все-таки не проявила себя» [3].

Он может общаться и с существами, всплывшими со дна морского, так и с реальными людьми - он выступает посредником между миром мертвых, «старым» миром живых и наступающим «новым» миром. Уничтожая «новый» мир, как он уничтожает Беккета и его корабль, с его правилами, законами и ненасытным желанием контролировать сердца и кошельки, и сохраняя мир «старый» с его романтикой, жизнью по пиратскому кодексу, и возможностью следовать туда, куда хочешь, он создает другой мир, проявляя с в о ю к р е а т и в н у ю с п о с о б н о с т ь д е м и у р г а .

Капитан Воробей в «Пиратах Карибского Моря», осуществляя свои трюки как бы невзначай, «случайно», бессознательно, неизбежно становится жертвой трюков и своей собственной бессознательности. Компас Джека не указывает на север, он указывает туда, где каждый может найти то, чего он хочет больше всего на свете. В руках Джека стрелка вертится и пляшет, не указывая ни в каком определенном направлении.

Эта смелость в выборе своего пути и способов достижения своей цели, так же как и все головокружительные трюки, которые он совершает, соседствует с самой обыкновенной трусостью. Получив черную метку от Бутстрапа, он чрезвычайно напуган и бежит на землю, чтобы скрыться от питомца Дэви Джоунза и не расстается с банкой, наполненной землей, которую приготовила колдунья Тиа Далма. Он считает лучшим убежать - от Дэви Джоунза, от его осьминога, от битвы и драки. Однако для него становится трудным убе-

75

жать от самого себя, и «трюк», заключающийся в том, чтобы остаться с самим собой навсегда, его не прельщает, и, попав в рундук Дэви Джоунза, он ведет себя как трикстер - воспроизводит сам себя [4], общаясь со своими многочисленными копиями.

Несмотря на подверженность Джека человеческим порокам, в нем проглядывает и божественная природа. Для туземного племени он становится богом, который, правда, также не избежит своей участи быть съеденным (в чем заключается юмор ситуации и заставляет нас смеяться над Джеком). Он преодолевает границы, отделяющие жизнь от смерти, возвращаясь из царства мертвых и, держа в одной руке сердце Дэви Джоунза, а в другой - нож, ощущает, что держит «жизнь и смерть в одной руке», а жизнь и смерть лежат в области ведения высших существ. Многие, отвечая на вопрос Уилла о Джеке, причисляют его к мертвым, но он оказывается живым. Таким образом, он подвергается трансформации, путешествуя из живого состояния в мертвое и наоборот.

Смех, который вызывает Джек на протяжении всех трех фильмов - одно из преимуществ трилогии и одно из главных качеств Джека. Компас, который в его руках никуда не показывает, сломанная подзорная труба, лодка с дырявым парусом, на которой большую часть времени путешествует Джек, при том, что он гордо именует себя капитаном- все это вызывает смех, делая Джека шутом, который развлекает публику, являясь представителем смехо-вой культуры и выполняя функцию освобождения и очищения аудитории благодаря смеху. Однако, развлекая, современные трикстеры несут в себе некий трагизм того, что в современном мире и современном обществе больше нет места трикстеру и его шуткам.

Хелен Лок говорит о том, что «понимая трикстера лучше, мы лучше понимаем самих себя» [1]. Мы бы назвали данную функцию психотерапевтической. В каждом из нас живет трикстер - злой, глупый, трусливый или хитрый, а может быть, мстительный и коварный. Персонаж трикстера помогает нам понять себя и свои чувства.

Поступки, совершаемые трикстером, запрещены в реальной жизни, но мы можем прожить их вместе с ним, испытать то же чувство свободы и вседозволенности, не нарушая в реальности никаких законов. Так трикстер является своего рода «выпускным вентилем» для общества, отдушиной, при помощи которой мы можем осуществлять самые дерзкие свои мечты, и это ярко проявляется в проанализированном произведении. С другой стороны, наблюдая «бесчинства» трикстера, мы можем осудить его поведение, и не последовать его примеру. Так трикстер осуществляет функцию укрепления социальной морали и коррекции поведения.

Совершая трюки, нарушая границы и переходя из одного состояния в другое, капитан Воробей выполняет психотерапевтическую, компенсаторную, коррекционную и развлекательную функции, а также отражает такие особенности американского менталитета на современном этапе, как приверженность демократии, законопослушание, «детскость», чувство незащищенности, недоверие к «Другому» и др. В целом, современный трикстер в амери-

канском кинематографе репрезентирует тенденции, наблюдающиеся в современном американском обществе.

Литература

1. Lock H. Transformations of the trickster, 2002. - URL: https: // www.southerncrossreview.org/18/trickster.htm (дата обращения: 08.04.2013).

2. Pirates of the Caribbean. The Curse of the Black Pearl. A Jerry Bruckheimer production. Gore Verbinski Film. Distributed by Buena Vista Home Entertainment, Inc. 2005 DVD Release.

3. Pirates of the Caribbean. Dead Man's Chest. A Jerry Bruckheimer production. Gore Verbinski Film. Distributed by Buena Vista Home Entertainment, Inc. 2006 DVD Release.

4. Pirates of the Caribbean. At World's End. A Jerry Bruckheimer production. Gore Verbinski Film. Distributed by Buena Vista Home Entertainment, Inc. 2005 DVD Release.

References

1. Lock H. Transformations of the trickster. 2002. Available at: https: // www.southerncrossreview.org/18/trickster.htm (accessed April, 8, 2013).

2. Pirates of the Caribbean. The Curse of the Black Pearl. A Jerry Bruckheimer production. Gore Verbinski Film. Distributed by Buena Vista Home Entertainment, Inc. 2005 DVD Release.

3. Pirates of the Caribbean. Dead Man's Chest. A Jerry Bruckheimer production. Gore Verbinski Film. Distributed by Buena Vista Home Entertainment, Inc. 2006 DVD Release.

4. Pirates of the Caribbean. At World's End. A Jerry Bruckheimer production. Gore Verbinski Film. Distributed by Buena Vista Home Entertainment, Inc. 2005 DVD Release.

TRIKSTER IMAGE IN "PIRATES OF THE CARIBBEAN" MOVIE TRILOGY

Tatiana V. Platitsyna

Candidate Degree in Cultural Studies, Associate Professor, Buryat State University 24a Smolina Str., Ulan-Ude, 670000 Russia

The article deals with the character of the trickster represented by Jack Sparrow played by J. Depp in The Pirates of the Caribbean trilogy. The trickster's qualities are being smart, immoral, prone to break laws and boundaries, having bad habits, being tricky, belonging to a laughter culture, mediation and being able to transform from life to death, having creative abilities of demiurge.As many tricksters, J. Sparrow is also characteristic of having a "good core". While realizing these qualities, the archetypal character - trickster played by J. Depp is performing entertaining, creative, psychotherapeu-tic, compensatory, correctional, entertaining and destructuring functions, and thus representing the unique tendencies in American contemporary society. Keywords: trickster, archetype, mediaton, cultural function, cinema.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.