Научная статья на тему 'Образ тигра как национальный символ корейской культуры'

Образ тигра как национальный символ корейской культуры Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3782
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ТИГРА / СИМВОЛ КОРЕИ / КОРЕЙСКОЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / ЭПОХА ЧОСОН / КОРЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА / КОРЕЙСКАЯ МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / IMAGE OF A TIGER / SYMBOL OF KOREA / KOREAN FOLK ART / JOSEON PERIOD / KOREAN CULTURE / KOREAN POPULAR CULTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чой Чжунын

В статье рассматриваются несколько образов тигра в корейской культуре, различающихся по характеру и функциям (хищник, дух, антропоморфный тигр). С привлечением фактов из корейской истории автор прослеживает происхождение каждого из образов и в заключение обозначает место тигра в культуре современной Кореи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The image of a tiger as the national symbol of Korean culture

This article discusses various tiger’s images in Korean culture, differed in nature and functions (predator, spirit, anthropomorphic tiger). Involving facts from Korean history, the author traces the origin of each image and he finally refers to the place of the tiger in the culture of modern Korea.

Текст научной работы на тему «Образ тигра как национальный символ корейской культуры»

УДК 930.85:003.628(519) Чой Чжунын

аспирант кафедры культурологии и искусствоведения

Дальневосточного федерального университета

ОБРАЗ ТИГРА

КАК НАЦИОНАЛЬНЫЙ СИМВОЛ КОРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

https://doi.org/10.24158/fik.2017.3.18 Choi Jungeun

PhD student, Cultural Studies and Art History Department, Far Eastern Federal University

THE IMAGE OF A TIGER AS THE NATIONAL SYMBOL OF KOREAN CULTURE

Аннотация:

В статье рассматриваются несколько образов тигра в корейской культуре, различающихся по характеру и функциям (хищник, дух, антропоморфный тигр). С привлечением фактов из корейской истории автор прослеживает происхождение каждого из образов и в заключение обозначает место тигра в культуре современной Кореи.

Ключевые слова:

образ тигра, символ Кореи, корейское народное искусство, эпоха Чосон, корейская культура, корейская массовая культура.

Summary:

This article discusses various tiger's images in Korean culture, differed in nature and functions (predator, spirit, anthropomorphic tiger). Involving facts from Korean history, the author traces the origin of each image and he finally refers to the place of the tiger in the culture of modern Korea.

Keywords:

image of a tiger, symbol of Korea, Korean folk art, Joseon period, Korean culture, Korean popular culture.

На Корейском полуострове обитало множество тигров, поэтому Корею называют Страной тигра. Первое упоминание о тигре встречается в мифе о родоначальнике корейцев, Тангуне [1, с. 153]. Долгое время тигр существовал и по-разному воплощался в корейской культуре и истории, что привело к созданию его разнопланового образа. Выделяют не менее трех образов полосатого зверя, различных по характеру, поведению и функциям: тигр-хищник, тигр-дух или посланник духа и антропоморфный тигр.

Первый образ - образ хищника является самым старым. Хищный зверь обычно изображен на петроглифах или пещерных фресках. Самое древнее подобное изображение появилось на территории Кореи в эпоху неолита. Это петроглифы Вангудэ в городе Ульсан. На них показаны детали жизни в условиях присваивающего хозяйства, а также могучий зверь, поднимающийся по скалам [2, с. 32]. Изображения хищника на начальном этапе формирования искусства не являются реалистичными, они упрощены по причине недостатка техники и навыков у древнего художника. Тигр узнается по полосатой расцветке и длинному хвосту. Данное изображение в петроглифах Вангудэ трактуется как надежда на удачную охоту.

Другой образ тигра как хищника представлен на фреске в гробнице. Жанр фрески «На охоте» считается самым известным в эпоху Когуре. Это государство в районе современной Маньчжурии и северной части Корейского полуострова существовало с 37 г. до н. э. по 668 г. Здесь было развито военное искусство, поэтому часто изображения носят название «На охоте». Они показывают мощность и ловкость хищника.

Тигр, изображенный в исторических материалах в виде страшного хищника, также связан с охотой на него. Согласно военному положению судебного кодекса эпохи Чосон, Кенгук Тэджон собирал войско с целью охоты на дикого зверя [3, с. 285]. Раньше в Корее насчитывалось огромное количество особей тигра. Они периодически спускались с гор в близлежащие деревни, чтобы поохотиться, поэтому появление тигра вызывало у людей страх. В Чосон официально занимались охотой на зверя на государственном уровне, чтобы обезопасить население от нападений тигра.

Сюжеты исторической литературы с героем-тигром бывают двух видов: о неудачной и удачной охоте на хищника. В рассказах первого типа охотник погибал, второго - храбрый охотник одерживал победу над диким зверем и получал за это награду или повышение до уровня чиновника [4]. В те времена вред, приносимый опасным зверем, считался общественной проблемой. Успешное освоение навыков охоты на страшного хищника могло обеспечить охотнику высокое положение в обществе.

Физические параметры тигра - крупное тело и огромная сила - вызывали у людей не только страх, но и уважение. В связи с этим тигр постепенно приобрел сакральные черты. На территории Кореи располагается много горных хребтов, поэтому тигр ассоциировался с горным духом. В художественном искусстве тигр, обладающий святостью, изображен в гробнице Когуре, на картине в

храме монастыря горного духа. В гробнице Когуре белый тигр представляется мистическим духом наряду с драконом, фениксом и черепахой, нанесенными на стены погребальных каменных камер. Они изображены в виде мифических зверей и символизируют космический порядок. Белый хищник с крыльями считается святым зверем, спасающим от стихийных бедствий.

Тигр в храме монастыря горного духа описан более реалистично по сравнению с фантастическим зверем в гробнице. Картина в монастыре состоит из двух различных типов. Первый тип представляет собой страшного, хищного зверя как самый старый образ хищника. Второй относится к ручному, ласковому, редкому зверю и вызывает чувство приближенности к нему. Это объясняется тем, что грозный зверь постепенно приобретает свойства Будды [5, с. 293]. Образ тигра как горного духа или его посланника в монастыре несет коннотации храбрости и милосердия.

Как гласят предания, тигр в своем сакральном образе спасает героя, рождает основателя государства. Необыкновенное рождение или воспитание правителя обеспечивали и усиливали абсолютность и законность власти. К тому же в легенде подчеркиваются интуитивное предчувствие и материнская любовь редкого хищника. В этом образе частично отражено представление, что грозный зверь оберегает от опасности.

Полосатый зверь с религиозными чертами отражается и в гробнице Когуре, и в храме монастыря горного духа. В гробнице белый хищник является одним из мифических зверей в контексте того, что он избавляет человека от бедствия. В храме монастыря тигр изображен как горный дух или его посланник и имеет разнохарактерные черты. Он изображается как страшным, так и ручным. Храбрость и мощь присущи хищному зверю, а доброжелательность и милосердие исходят от священного Будды.

Следует отметить, что корейское традиционное верование отличается приписыванием тигру священных качеств. Полосатый хищник священного характера упоминается в религиозных верованиях во многих регионах Кореи. Охотиться на сильного зверя было гораздо труднее, чем на других животных, поэтому к могучему зверю относились с уважением, его образ боготворили. Такое отношение осталось и при переходе от народного хозяйства к современному обществу, дикий зверь по-прежнему носил культовый характер. В эпоху народного хозяйства тигра боялись, так как он спускался в села и охотился на домашних животных. Приручить крупного хищника было невозможно. И тогда начали считать, что могучий зверь может избавить село от злых духов и охранять его [6, с. 20].

В антропоморфном образе тигра хищнику придаются человеческие черты, как положительные, так и отрицательные. Он выступает положительным героем в исторических источниках и рассказах, является верным защитником человека. По содержанию исторических источников храбрый зверь спасает или охраняет героев и других людей. Сильный хищник данного типа трактуется как символ верности. Вторым типом является тигр, который отвечает добром на добро. Он жертвует собой для людей, которые его любили или спасли. Другими словами, тигр совершает морально-нравственные поступки, как человек.

Последним положительным типом является мудрый тигр, обладающий знанием об устройстве мира [7, с. 295]. Этот хищник честнее и справедливее человека. Пак Дживон, ученый эпохи Чосон утверждал, что могучий зверь поступает справедливо, а человек - эгоистично, стремясь извлечь пользу для себя [8, с. 296]. По мнению ученого, человек должен научиться правилам нравственности от природы.

В изобразительном искусстве, как и в литературе, тигр выступает как положительным, так и отрицательным героем. Положительный образ в первую очередь связан с изображением военного дела. В эпоху Чосон военных чиновников называли тигриными чиновниками. На их форме изображался храбрый хищник. Также тигр представлял собой могущество, силу дворянина Чосон. Например, на картине под названием «Соннходо» изображены тигр и сосна, которые символизируют благородную идею и устойчивый характер дворянина [9, с. 210]. Образ дикого зверя олицетворял мужественность, как на картине «Енходо» («ен» - 'дракон', «хо» - 'тигр', «до» - 'картина'), где изображена битва между сильными противниками: тигром на земле и драконом на небе.

Дикий зверь как отрицательный герой появляется обычно в народном искусстве. В преданиях подмечают глупость, жадность и жестокость хищника. Эти черты ассоциировались с жадным дворянством, каким его видел народ. В этом направлении творчества народ выражал чувство вражды и отвращение к дворянскому сословию. Здесь сильный зверь символизирует жестокость власти, угрожающей бессильному народу. В народных сказках тигр описывается как персонаж, обманутый зайцем, сорокой, даже сушеной хурмой. В одном из сюжетов он пытается подняться на небо, держась за сгнившую веревку.

Полосатый хищник с отрицательными чертами присутствует в корейских народных эпических песенных сказках, так называемых «пхансори». Здесь тигр также олицетворяет жадного и глупого дворянина. Сильный зверь, символизирующий эгоистичного, жадного дворянина, мучит

других бессильных животных - слабый народ. В этом сюжете народ проявляет сарказм по отношению к высшему классу, поэтому образ тигра отличается пассивностью.

В народной живописи появляется не только безумный, глупый, но и потешный тигр - герой, высмеиваемый народом. На Джакходо («джак» - 'сорока', «хо» - 'тигр', «до» - 'картина') кисти народного художника XIX в. дикий зверь изображен беспомощным [10, с. 69]. Косоглазый, с пухлыми лапами, хвостом, направленным вниз, униженный сорокой хищник вызывает скорее смех, чем страх. По мнению Чой Джунсик, создание юмористического героя-тигра было вызвано опти-мистичностью корейского народа [11, с. 89].

Подводя итог вышесказанному, отметим, что тигр как положительный герой изображался в основном в творчестве дворян, как отрицательный - в народном искусстве. Такая качественная оценка тигра зависит от намерения художника, его принадлежности к определенному социальному классу.

Таким образом, тигр стал одним из главных культурных прототипов в Корее. До сих пор создаются различные образы полосатого хищника как в повседневной жизни, так и в различных видах культуры. В настоящее время тигр является символом Кореи. Некоторые организации в качестве логотипа используют изображение зверя. Морда тигра служит символом футбольной команды, которая принадлежит городу Улсан с 1983 г. Тигренок Ходори («хо» - 'тигр', «дори» - 'мальчик') в национальном костюме был представлен как талисман летних Олимпийских игр в Сеуле в 1988 г. Символом зимних Олимпийских игр 2018 г. в южнокорейском городе Пхёнчхан стал белый тигр Сухоранг, имя которого переводится как 'защитник'. Белый тигр выбран талисманом предстоящих Игр не случайно: как священный хранитель в корейской мифологии, он будет защищать спортсменов, участников и зрителей спортивного события. Кроме того, таким образом осуществляется преемственность идеи, связь с предыдущим талисманом-тигренком.

Главный герой современного корейского комикса (веб-манхва) - отважный тигр. Цветной комикс «Старший брат - тигр» публикуется по субботам на веб-портале под названием Ыауег с 2015 г. [12]. Содержание этого комикса основано на реальных исторических событиях, однако встречаются и фантастические элементы. Недавно в конце 2015 г. вышел в свет фильм о корейском тигре «Дэхо» («дэ» - 'большой', «хо» - 'тигр'), в котором рассказывается о взаимопонимании между храбрым охотником и диким зверем - последним тигром в Корее. Действие фильма относится к началу ХХ в. Выпуски фильма и комикса формируют положительное отношение человека к полосатому хищнику, демонстрируют тигра в качестве элемента культурного наследия.

Подводя итог, отметим, что разноплановый образ тигра начал формироваться в Корее с первых лет существования государства и к настоящему времени утвердился как культурный символ Кореи.

Ссылки:

1. Юн Нэ-Хен. Исторический миф о Тангуне и идентичность Ханхунг, медведя и тигра // Гуманитарная наука. 1998. № 28. С. 143-162. На кор. яз.

2. Пак Джин-Тэ. Исследование образа тигра в литературе и художественном творчестве // Урималгл: Корейская литература. 2009. № 47. С. 277-303. На кор. яз.

3. Там же. С. 285.

4. Там же.

5. Там же. С. 293.

6. Ким Джон-Дэ. Исследование символа медведя и тигра в мифе Тангун // Исследование мультикультурного контента. 2008. № 4. С. 15-22. На кор. яз.

7. Пак Джин-Тэ. Указ. соч. С. 295.

8. Там же. С. 296.

9. Корейский культурный ген / Джу Енха [и др.]. Сеул, 2012. На кор. яз.

10. Ким Хенджу. Исследование по типологии и коллективному бессознательному фольклора и народной живописи с образом тигра // Устная литература. 2004. № 19. С. 57-86. На кор. яз.

11. Чой Джунсик. Корейское искусство и культура. Сеул, 2014. На кор. яз.

12. Сангю Ли. Старший брат - тигр [Электронный ресурс]. На кор. яз. 11Р1_: http://comic.naver.com/webtoon/detail.nhn7ti-tleId=650305&seq=1 .(дата обращения: 20.02.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.