Научная статья на тему 'Образ святого равноапостольного Владимира как царя в древнерусской гимнографии'

Образ святого равноапостольного Владимира как царя в древнерусской гимнографии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
340
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦАРЬ / KING / КНЯЗЬ / PRINCE / КАГАН / KAGAN / АПОСТОЛЬСТВО / УЧИТЕЛЬСТВО / TEACHING / МИССИЯ / MISSION / ЦЕР-КОВЬ / АРХЕТИП / ARCHETYPE / ОБРАЗ / IMAGE / САКРАЛЬНОСТЬ / APOSTOLATE / CHURCH / SACREDNESS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Василик Владимир Владимирович

В статье рассматривается образ св. равноапостольного князя Вла-димира как царя в посвященных ему церковно-поэтических текстах. Титул царя не соответствует ни его прижизненному наименованию князя, ни традиции XI в., в которой креститель Руси именуется степным хазарским титулом «каганом». Име-нование св. равнапостольного князя Владимира царем носило не политический, а сакральный характер, связанный с его священным учительством и апостольством, с образом ромейского автократора-священника и восходит к христианским и биб-лейским архетипам сакральной власти св. равноапостольного царя Константина, царя Давида и Соломона. Связь гимнографического образа св. Владимира с обра-зом св. императора Константина обусловлена проповедью христианства и под-держкой Церкви, сердечным характером веры и отеческим характером власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the image of St. Prince Vladimir as a king in the church poetic texts. The title of the king does not match his lifetime Prince name nor the tradi-tion of the XI century, when the Baptizer of Rus was called by the steppe Khazars title “Kagan”. The naming of St. Prince Vladimir as a king was motivated not in a political but in a sacred character associated with his sacred magisterium and the apostolate, with the image of Romans autocrat-priest and goes back to the Christian and biblical arche-types of the sacred power St. Emperor Constantine, Kings David and Solomon. The tie of hymnographic image of St. Vladimir with the image of St. Emperor Constantine stipu-lates by the preaching of Christianity and the support of the Church, of the cordial na-ture of faith and of the Patriotic nature of power.

Текст научной работы на тему «Образ святого равноапостольного Владимира как царя в древнерусской гимнографии»

Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях

ПаХаюрыстьа: еп хР°пм, еп -просты™, еп еьбеь

Выпуск 3

2015

страницы 169-175

Василик В. В. диакон

Образ святого равноапостольного Владимира как царя в древнерусской гимнографии1.

Тысячелетие со дня преставления св. равноапостольного Владимира побуждает вновь заняться непростой историей его почитания, а равно и изучением смыслов, содержащихся в посвященных ему гим-нографических текстах. Весьма сложна история службы св. равноапостольному великому князю Владимиру2. Древнейший список служебной минеи, содержащей стихиры и канон св. кн. Владимиру, датируется концом XIII - началом XIV в.3. В целом исследователи насчитывают три редакциии службы св. равноапостольному князю Владимиру.

В историографии существует несколько точек зрения относительно времени создания службы. Если Н. К. Никольский считал службу памятником начала XII в.4, то Е. Е. Голубинский само начало почитания св. Владимира относил к 1240 году и связывал с Новгородом и Невской битвой (дата 15 июля)5. Ю. К. Бегунов предполагал еще

1 Статья частично уже публиковалась в сети Интернет, но для данного издания была специально переработана и дополнена.

2 См. традиционный богослужебный текст в Июльской Минее. 15 июля, любое издание. Научное издание службы см.: Славнитский М. Канонизация св. князя Владимира и службы ему по спискам ХШ-ХШ! в. с приложением двух неизданных служб по рукописям XIII и XVI в. // Странник. 1888. Май-август. С. 197-238. - Всего Славнитский выявил три редакции службы, относящиеся к XIII, XV и XVI в. Глубокое и разностороннее исследование стихирам службы св. кн. Владимиру посвятила Н. С. Серегина (Серегина Н. С. Песнопения русским святым. СПб., 1994. С. 67-72, 300-309). Наконец, Н. И. Милютенко внесла много нового при комплексном исследовании служб св. равноапостольному князю Владимиру (Милютенко Н. И. Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси. СПб., 2008).

3 ОР РНБ. Софийское собр. 382. Л .67-71. См.: Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР (Ш-ШП в.). М., 1984. С. 354. Последнее издание текста службы: Милютенко Н. И. Святой равноапостольный князь Владимир... С. 470-493.

4 Никольский Н. Материалы для повременного списка русских писателей X-XI в. М., 1906. С. 443.

5 Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви. М., 1904.

С. 63-64.

более позднюю датировку - строительство церкви св. кн. Владимира в Новгороде в 1311 году6.

Ключевым вопросом для датировки службы является рассмотрение свидетельства канона: «Придете вси снидетесл къ честьней церкви Володимера, нареченнаго Василил, преклаженнаго великаго кна^а, оугодни-ка Христова преславнаго»7. Среди исследователей до сих пор ведутся споры: считать ли эту церковь новгородским храмом св. Владимира (1311 г.) или киевским в честь св. Василия, построенным самим св. Владимиром в 988 г., где могла совершаться его память8. На наш взгляд, проблема может быть решена методом изучения широкого контекста. В гимнографических текстах службы мы не находим апелляции к новгородским реалиям. Напротив, многочисленны реминисценции, связанные с Киевом, который несколько раз именуется «материю вс^хъ градовъ» (первый канон, 8 песнь, 1 тропарь). Особенно характерно двукратное упоминание Десятинной Церкви Успения Пресвятой Богородицы: «да торжествуютъ весело памлть твою свлтол^пно въ церкви EожiA Матере когои^кранти людiе, юже люке^но оукрасилъ еси» (первый канон, 9 песнь, 2 тропарь). Этот тропарь подтверждает точку зрения А. В. Назаренко, согласно которой Десятинная Церковь явилась одним из центров почитания св. кн. Владимира9. Этот тропарь является одновременно и основанием датировки службы ante quem. Она была создана не позднее осени 1240 года - взятия Киева монголами и разрушения Десятинной Церкви. Terminus post quem -канонизация Бориса и Глеба, упоминаемых как святые, или перенесение их мощей в 1051-1052 г.10. Одна из наиболее вероятных датировок - 90-е годы XI в., эпоха половецких нашествий на Русь и неудач в борьбе со Степью, на которые может указывать прошение: «и^кави отъ сопротивныхъ поганъ твое достолше» (икос).

В службе подчеркивается высокий статус св. князя Владимира -он именуется царем: «Якоже отецъ духовно, царь же чувственно россий-стем людем кыл еси, Василие» (стихира на Господи воззвах)11. «Радуйся,

6 Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы «Слово о погибели Русской земли». М.; Л., 1965. С. 49.

7 Второй канон. 9 песнь, 3 тропарь. См.: ОР РНБ Соф. 382. Л. 69.

8 Серегина Н. С. Песнопения русским святым. С. 69.

9 Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. М. 2001. С. 449.

10 См., в частности, первый канон, 5 песнь, 1 тропарь: «принесл если вогоизрядный твой плод, Бориса славнаго и Глеба влагочестиваго».

11 Минея. Июль. М., 1992. С. 182.

яко кывдепш верным цлрь» (Икос). Соответственно, князь Владимир обращается к «греческому царю» как равный к равному. В службе мы не находим ни одного упоминания, тем более похвалы в адрес византийского императора или патриарха, или иерархов: непосредственно Христос призывает русского князя к вере. Здесь очевидна связь со Словом о Законе и Благодати митрополита Илариона: «Как уверовал? Как воспламенился ты любовью ко Христу? Как вселилось и в тебя разумение превыше земной мудрости, чтобы возлюбить невидимого и устремиться к небесному? Как взыскал Христа, как предался ему? Не видел ты Христа, не следовал за ним. Как же стал учеником его? Иные, видев его, не веровали; ты же, не видев, уверовал. Поистине, почило на тебе блаженство, о коем говорилось Господом Иисусом Фоме: "Блаженны не видевшие и уверовавшие". Как разверзлось сердце твое? Как вошел в тебя страх Божий? Как приобщился ты любви его? Не видел ты апостола, пришедшего в землю твою и своею нищетою и наготою, гладом и жаждою склоняющего к смирению сердце твое»12.

Говоря о св. князе Владимире до крещения авторы служб избегают уничижительных характеристик относительно языческого периода его жизни. Напротив, в тропаре Владимир именуется «сллвнодер-жлвным», а еще языческий Киев - материю градов и, тем самым, сравнивается с Константинополем. В этом авторы служб гораздо ближе к Слову о законе и благодати, чем к Повести временных лет.

Возникает вопрос: каковы источники представлений о св. равноапостольном Владимире как о царе? Отметим, что в Слове о Законе и благодати он носит степной, хазарский по своему происхождению титул кагана. Вероятно, титул царя связан с его образом как «подобника Константина Великого», говоря языком Слова о Законе и Благодати.

На богослужебные тексты, посвященные св. равноапостольному Владимиру, глубокое влияние оказали гимнографические тексты, посвященные св. равноапостольному царю Константину, подтверждением чему являются прямые параллели - «ороужие крепкое кнл^ю нлшему дллъ еси, Господи, крестъ твой честный» (первая стихира на «Хвалите»), целиком соответствующее началу стихиры на «Господи воззвах» службы царю Константину: «блЛоv кратагото^ хф РаогХег бебюкад, т6v Eтаuр6v оои т6v тiдюv»13, а равно и стихира «Дллъ еси Господи кнл^ю нлшему». Св. Владимир постоянно сравнивается с

12 Слово о законе и благодати / / БЛДР. Т. 1. СПб., 1997. С. 183.

13 Мг^ага тоб Маюи. АО-уаг, 1993. 2. 196.

императором Константином: «вторый ты вылъ если Константина» (первая стихира на «Господи воззвах»). Это не случайно, ибо князь Владимир «землю христианскую обновил крещением».

Образ царя Константина связан с образом князя Владимира тремя смысловыми линиями. Во-первых, Константин получил наименование равноапостольного за легализацию Церкви и ее постоянную поддержку, Владимир - за крещение Руси и приведение всех язычников к христианству. «Костантинл в'Ьрндго подокникт» такие а, ХрТстд в сердце воспримм!*, и ©го ^лпов'Ьди, гакоже отецн* всега Руси ндоумилт! еси» (3 песнь, 2 тропарь)14.

Св. Владимир явился «подобником» или подражателем (ср. греческое дгдптЛ?) св. Константина не только в силу того, что крестил Русь, но также и потому, что подобно благочестивому императору стремился исполнять заповеди Христовы. О св. Константине Евсевий Памфил писал: «Так как он один из римских василевсов с глубочайшим благоговением чтил Всецаря — Бога, один не обинуясь проповедовал всем учение Христа, один столько прославил Церковь Его, сколько никто от века, один ниспроверг все заблуждения многобожия и обличил все роды идолослужения, то один также, и при жизни и по смерти, удостоился благ, каких не достигал никто другой. И действительно, из всех автократоров, он один различными делами чтил всех Бога и Христа его, а потому один по всей справедливости и сподобился этого. Одному только ему сущий над всеми Бог даровал преимущество царствовать над людьми даже по смерти, и людям, не лишенным смысла, этим ясно указал на нестареющее и нескончаемое царствование души его»15. «Он чествовал Христа Божьего со всей решительностью и перед всеми, не стыдясь спасительного наименования, он сделался предметом уважения аа свое чествование и им обозначал себя, то ограждая свое лицо спасительным знамением, то украшаясь этим победоносным трофеем» 16.

О св. князе Владимире митрополит Иларион в Слове о Законе и благодати написал: «И воссиял в сердце его <свет> ведения, чтобы познать ему суету идольского прельщения и взыскать единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое. К тому же непрестанно слушал он о православной Греческой земле, христолюбивой и сильной верою: что <в земле той> чтут и поклоняются единому в Троице Богу...

14 Милютенко Н. И. Святой равноапостольный князь Владимир. С. 481.

15 Евсевий Памфил Жизнь Константина. М., 1998. С. 150 (IV, 74-75).

16 Евсевий Памфил Жизнь Константина. С. 140 (III, 6).

И, слыша это, возгорелся духом и возжелал он сердцем стать христианином самому и <христианской> — земле его. Так, произволением Божиим о человеческом роде, и произошло. И совлек с себя князь наш — вместе с одеждами — ветхого человека, отложил тленное, отряс прах неверия — и вошел в святую купель. И возродился он от Духа и воды: во Христа крестившись, во Христа облекся». Для митрополита Илари-она это событие - чудо: «Как разверзлось сердце твое? Как вошел в тебя страх Божий? Как приобщился ты любви его? Не видел ты апостола, пришедшего в землю твою и своею нищетою и наготою, гладом и жаждою склоняющего к смирению сердце твое»17.

Общим со св. императором Константином, по мысли автора службы, у равноапостольного князя Владимира является и отеческое начало. Здесь уместно привести мнение Евсевия Кесарийского о Константине: «В этом отношении не переставал он оказывать всем жителям провинций, непрерывно одни за другими, благодеяния, то являя отеческую свою заботливость о целой Ойкумене, то украшая разными достоинствами частных, известных себе лиц, и великодушно даруя всем все. Кто ни просил у него милости, всякий достигал цели, никто не обманывался в своих чаяниях»18. Об отеческом характере св. князя Владимира и его учительском служении говорит митрополит Иларион в Слове о Законе и благодати: «Радуйся, учитель наш и наставник благочестия! Ты облечен был правдою, препоясан крепостью, обут истиной, венчан добромыслием и, как гривною и золотою утварью, украшен милосердием. Ты, о честная глава, был нагим — одеяние, ты был алчущим — насыщение, ты был жаждущим — охлаждение их утробы, ты был вдовам — вспомоществование, ты был странствующим — обиталище, ты был обидимым — заступление, убогим — обогащение»19.

На сердечный характер веры св. Владимира, общий с равноапостольным Константином, обращает внимание и автор второго тропаря св. Владимиру: «Новый ты кысть Костлнтинъ, Хрктл въ сердце вос-приимъ, просветилъ еси хр^щетемъ землю Русскую».

Во-вторых, князь Владимир, как и император Константин, - основатель христианской династии и ее небесный покровитель. Династический план переплетается с планом апостольства и миссии через образ св. Ольги как новой равноапостольной Елены, тем паче, что она в крещении была наречена именем матери св. равноапостольного царя Кон-

17 Слово о законе и благодати // БЛДР. Т. 1. С. 180.

18 Евсевий Памфил Жизнь Константина. С. 145. (IV, 3).

19 Слово о законе и благодати / / БЛДР. Т. 1. С. 180.

стантина: «Елены ты новыл известисл люковью внукъ клаженныл Ольги, Констлнтинъ же новый великий Христу лвися, Василие, вотл... Благосло-венъ Богъ отец нашихъ» (7 песнь, 1 тропарь)20. В этом контексте Десятинная Церковь - место погребения св. равноапостольного князя Владимира - становится как бы подобием храма Святых Апостолов в Константинополе, где упокоилось тело св. императора Константина.

В третьих, христианский император по самому своему сану являлся равноапостольным (гоаяоотоХод), и этот эпитет применительно к св. Владимиру акцентирует его царское достоинство.

Однако, не только св. равноапостольный Константин становится прообразом св. князя Владимира, но и библейские цари - Давид и Соломон: «Давидъ окр^теся прежде 1зраилю державный царь и люди спасе, коги инолзычныл низложивъ» (первый канон, 9 песнь, 1 тропарь). Св. князь Владимир, подобно царю Давиду, разрушает идолов, избавляет свой народ от идолопоклонства, основывает священное царство и становится основателем новой, благословленной Богом династии.

Из богослужебных текстов в целом явствует, что наименование св. равноапостольного князя царем носило характер не политический, а сакральный характер, связанный со священным учительством и апостольством св. князя Владимира: «Правоверью наставниче, и всеiа Руси просветителю, кр^щетемъ просв^тилъ еси всехъ насъ благочестивый царю Рускыи. и церкви воздвиглъ еси».

Подведем итоги.

1. В богослужебных текстах св. князь Владимир именуется царем, что не соответствует ни его прижизненному наименованию князем, ни традиции XI в., в частности отраженной в Слове о Законе и благодати, где креститель Руси именуется «каганом».

2. Именование св. князя Владимира царем носило характер не политический, а сакральный, связанный со его священным учител ь-ством и апостольством, и восходит к христианским и библейским архетипам сакральной власти - святых императора Константина и царей Давида и Соломона.

3. Общим с равноапостольным императором Константином является проповедь христианства и поддержка Церкви князем Владимиром, сердечный характер веры и отеческий характер власти. С другой стороны, общим является и то, что и св. Константин, и св. Владимир являются родоначальниками благословенной династии, что уси-

20 Милютенко Н. И. Святой равноапостольный князь Владимир. С. 492.

ливается параллелью между храмом Апостолов в Константинополе и Десятинной Церковью в Киеве.

4. Царь Давид не случайно становится прообразом равноапостольного Владимира: как по причине своей кротости и веры, так и потому, что он спасает свой народ от идолопоклонства, основывает священный град Иерусалим и становится родоначальником династии, получившей Божественное обетование.

Источники и литература:

1. Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы «Слово о погибели Русской земли». М.; Л., 1965.

2. БЛДР. Т. 1. СПб., 1997.

3. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви. М., 1904.

4. Евсевий Памфил Жизнь Константина. М., 1998.

5. Милютенко Н. И. Святой Равноапостольный Великий Князь Владимир и крещение Руси. СПб., 2008.

6. Минея. Июль. М., 1992.

7. Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. М. 2001.

8. Никольский Н. Материалы для повременного списка русских писателей X-XI в. М., 1906.

9. Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР (XI-XШ в.). М., 1984.

10. Серегина Н. С. Песнопения русским святым. СПб., 1994.

11. Славнитский М. Канонизация св. князя Владимира и службы ему по спискам XШ-XVII в. с приложением двух неизданных служб по рукописям XIII и XVI в. // Странник. 1888. Май-август. С. 197-238.

12. М^ага тоб Маюи. АО^аг, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.