УДК 72.03.
Е.Н. ПОЛЯКОВ, канд. архит., доцент,
sainaru@rambler.ru
К.Б. КОЧЕРЫГИНА, студентка,
ignatova@tsuab.ru
ТГАСУ, Томск
ОБРАЗ СВЯЩЕННОГО ДРАКОНА В ИСКУССТВЕ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Исследование посвящено причинам необычайной популярности священных драконов в Древнем и средневековом Китае. Приведены примеры использования этих изображений в прикладном искусстве и архитектуре Поднебесной империи.
Ключевые слова: Древний Китай, искусство, архитектура, мифология, священный дракон.
Эта статья посвящена древнекитайскому культу священных драконов, отличному от западно-европейской традиции: «Восточный дракон не является ужасным монстром, плодом средневекового воображения. Он являлся гением и символом доброты и силы. Дракон - это дух изменения, а поэтому дух самой жизни. Он скрывается в пещерах неприступных гор или погружается в недоступные глубины моря, ожидая там времени пробуждения и действия. Он раскрывается в грозовых тучах, он умывается своей гривой во мраке бурлящих водоворотов. Его когти в изгибах молний, его чешуя искрится в коре сосновых деревьев. Его голос слышится в урагане, который катится по ослабевшему лесу, пробуждая его к новой весне...» (Шоу Вен, II век). Ранее мы уже рассматривали эту тему в одной из своих работ [1]. Появление дополнительной информации позволило продолжить это исследование.
В образах драконов и «змиев», как в обобщенном представлении о чем-то неуправляемом и опасном, могли быть запечатлены многие природные явления: извивающиеся огненные потоки лавы, несущиеся с гор потоки селя, морские смерчи, гигантские водовороты, пустынные вихри. Это могли быть кровавые росчерки метеоров в ночном небе, молнии, грозные клубящиеся тучи, взрывающиеся бурными фонтанами гейзеры: «Едва ли не все глобальные и катастрофические явления природы в Древнем Китае связывались с действиями дракона: проливные ливни и засухи, землетрясения и наводнения, солнечные и лунные затмения, пролеты комет и метеоров и др. Неистовством дракона объясняли извержения подводных вулканов, выбросы огня, потоки лавы, кипение воды и пар, гигантские волны, клубы дыма и поражающие воображение моретрясения.» [2, с. 113].
Судя по археологическим находкам, одно из древнейших в Китае изображений дракона в виде большой извивающейся змеи из мелких речных раковин насчитывает около семи тысячелетий. Оно было найдено в 1987 г. в провинции Хэнань. Другим изображениям из нефрита, найденным в захоронениях на местах стоянок древнего человека во Внутренней Монголии, Центральном и Восточном Китае, примерно пять тысяч лет.
© Е.Н. Поляков, К.Б. Кочерыгина, 2009
С воцарением династии Чжоу (Х1-УШ вв. до н. э.) дракон стал знаком отличия, украсившим стяги принцев и принцесс, в то время как император сделал своими символами Солнце и Луну. В этот период миниатюрные бронзовые сосуды покрывали сложным узором с повторяющимися линиями и завитками. На этом фоне видны силуэты фантастических птиц, олицетворявших ветер, рельефные фигуры драконов, символизирующих водную стихию, цветы и многое другое, напоминающее то плавники диковинных рыб, то рогатых ящериц, высунувших острые морды из древесного дупла, то быков либо тигров. Подчас узор имел условный, собирательный смысл, изображая страшную звериную маску. В период распада государства (УШ-Ш вв. до н. э.) дракона стали рисовать не только на светильниках и сосудах, но и на погребальных саванах, надеясь, что он перенесет усопшего на небеса. В период Цинь и Хань (III в. до н. э. - III в.) его изображали на каменных барельефах, печатях, фигурных кирпичах и шелковых свитках. Позже он появился на керамической и фарфоровой посуде, на зеркалах и тканях.
Когда к власти пришла династия Тан (618-907), появился указ о том, что отныне дракон будет олицетворять только императора и его двор. С этого времени дракон превратился в национальный символ. Его изображали на флагах и штандартах, на императорских регалиях - троне, корабле, кровати. Все предметы обихода, утварь, одежда, посуда, музыкальные инструменты, предназначенные для использования императором и членами его семьи, а также архитектурные постройки, мебель, предметы искусства во дворце украшались этим символом. Причем только император, его супруга и принцы 1-2 рангов могли носить изображения дракона с пятью когтями. Принцам 3-4 рангов было разрешено использование дракона с четырьмя когтями, в то время как принцам 5 ранга и некоторым официальным лицам дозволялось использовать в качестве эмблемы змеевидного дракона с тремя когтями. Впрочем, на государственном флаге Китая дракон появился лишь в конце XIX в. Вплоть до падения монархии (династии Мин) в 1911 г. это животное считалось родоначальником императорской власти, а сам владыка получил статус «живого воплощения дракона». Возникли легенды о необычном рождении первых императоров. Так, например, Шэн-нун якобы был зачат матерью от горного духа, Хуан-ди - от света молнии, Яо - от красного дракона.
Естественно, что образы священных драконов появлялись во всех видах изобразительных искусств. В годы раннего средневековья китайские поэты слагали о них стихи, а мудрецы писали объемные трактаты. Считалось, что дракон имеет тело змеи, брюхо лягушки, рога оленя, глаза зайца, уши коровы, золотую чешую карпа, хвост и лапы тигра. Черты различных животных здесь слились воедино, и появился образ, который остается неизменным уже четыре тысячи лет. Чем это можно объяснить?
Дело в том, что сюжетная символика в искусстве и архитектуре Китая всегда была неразрывно связана с образами окружающего мира. Каждое природное явление сопоставлялось народной мудростью с общими законами бытия и с человеческими качествами. Если в Древней Греции мерилом прекрасного был человек, то в Китае таким эталоном стала сама природа, силы которой обожествлялись и обрели религиозно-философское толкование. Начиная
с середины III тыс. до н. э. в Китае постепенно сформировался круг основных символов, нашедших отражение в письменности, в орнаментах, украшавших ритуальные сосуды, в произведениях скульптуры, живописи и архитектуры (рис. 1).
Иероглиф «лун / long» - «дракон».
Кроме этого, имел значения: «любовь, ласка; благосклонность; благоволение, милость; гармония, согласие, мир», (типографическое начертание)
Рис. 1. Иероглифы, изображающие священных драконов
Наиболее популярными разновидностями драконов в искусстве Китая были следующие:
1. Пу-лао - горластый карлик, восседающий на колоколах в виде ушка. Иногда вырезался в верхней части колоколов или гонгов.
2. Чиу-ниу изображался на колках скрипки из-за своей любви к музыке;
3. Цю-ню - также любитель музыки; его изображение встречается на многих музыкальных инструментах.
4. Пи -хси помещался в верхнюю часть каменных табличек из-за своей любви к литературе.
5. Яцзы (Йай-цу) - кровожадный и злой монстр, из-за тяги к битве поселившийся на лезвии сабли в месте, где оно соединяется с рукояткой, на эфесах мечей и рукоятках кинжалов. Считался покровителем мастеров боевых искусств.
6. Па -хся помещали на поверхность колонн и в подножия каменных монументов, так как считалось, что он способен поднимать огромные тяже-
сти. Так, например, резными изображениями драконов были покрыты колонны южного фасада павильона Дачэндянь (1730 г.) и многие другие памятники архитектуры. Причем не только в Китае, но и в сопредельных странах (рис. 2).
Рис. 2. Драконы, украшающие элементы несущих конструкций:
а - стволы колонн (Вьетнам); б - постаменты (пай-лоу) комплекса минских гробниц (Китай)
7. Чаофэн (Чао-Фенг) - дракон, остро чувствующий приближение опасности; поэтому он несет свою вахту под карнизами жилых построек, храмов. Он охранял деревянные постройки от пожаров. Он же сторожит имущество семьи, отгоняет от дома злых духов тьмы (рис. 3).
Рис. 3. Резные драконы в конструкции деревянных стропил (Южный Китай)
8. Чих-вен из-за своей тяги к воде вырезался на перилах мостов. Также его изображение можно увидеть на крышах домов, так как считалось, что он способен уберечь жилище от пожара. Он стоит настороже с раскрытой пастью и иногда изображается в виде рыбы с поднятым хвостом (рис. 4-5).
Рис. 4. Чих-вен на коньках крыш (рисунки Е.А. Ащепкова) [3]
Рис. 5. Фигурки животных-оберегов на коньках здания
9. Цзяо-лун - редкий для Китая злой дракон-людоед (рис. 6).
Рис. 6. Варианты скульптурных изображений драконов
Этот дракон похож на змею, но имеет четыре ноги. Маленькая голова и тонкая шея. На горле белое ожерелье. Передняя часть груди красного цвета. На спине темные пятна. На боках как будто узоры. На голове рога, зубы выдаются из-за губ.
10. Баси - также большой любитель воды; изображения его вырезали на столбиках мостов, лестниц (рис. 7).
Рис. 7. Изображения драконов в конструкциях лестниц (по Е.А. Ащепкову) [3]
11. Бихань (Пи-хан) - однорогий драчун, похожий на тигра; страж ада, изображающийся на воротах тюрем. Имел склонность к судам и спорам, любит использовать свою силу и энергию в состоянии гнева. Имеет чешуйчатую грудь и рог.
12. Биси - дракон-черепаха, силач и любитель словесности, поддерживающий на своей спине-панцире массивные каменные стены.
13. Цзиоту - нелюдимый грубиян, никого не пускавший в дом. Поселялся на воротах с кольцом в зубах.
14. Суаньни (Суан-ни, «Золотой Кипа») - питающий слабость к огню, отдыху, благовониям и проповедям. Его изображения можно видеть на курильницах и пьедесталах Будды в храмах. Его также отождествляли с Чих-цу - символическим львом (рис. 8).
Рис. 8. Суан-ни, «Золотой Кипа»
15. Чивэнь (Маньвэнь) - зоркий наблюдатель и непоседа; живет на коньках крыш; прибит к ним мечом, чтобы не оставил свой пост (рис. 9-10).
Рис. 9. Фигурки-обереги драконов на коньковых балках и стропилах
Рис. 10. Драконы-обереги, охраняющие кровлю и лестничные марши
Как видно, изображения священных драконов можно встретить везде. Они охраняли кровлю, двери и ворота во дворцы, храмы, гробницы. Входы обычно ориентировали на восток, а потому драконы, сидящие у входа, каждое утро встречали Солнце. Своим грозным взором они также останавливали людей, идущих в храм с недобрыми мыслями. Каменные драконы украшали дворцовые лестницы, изогнутые мосты. Их хищные силуэты можно встретить возле водных источников. Считалось, что драконы охраняют их от злых духов и всякой нечисти. Нередко их изображения помещали на защитные ширмы ин-би, устанавливаемые перед входом в дом, храм или императорский дворец.
В XVIII в. в Пекине была возведена «Стена девяти драконов». Она облицована разноцветными глазурованными кирпичами. На каждой стороне стены изображено по девять драконов. Среди клубящихся волн извиваются их гибкие тела, выполненные в высоком рельефе. Эта стена стоит под открытым небом уже более двухсот лет, но по сей день ее краски не померкли и не потеряли своей свежести (рис. 11).
Рис. 11. «Стена девяти драконов» в Пекине, XVIII в.
Встречаются также многочисленные изображения драконов в прикладном искусстве стран Дальнего Востока. Зачастую изображения писались на веерах, ширмах, свитках и в альбомных листах, на одежде и зонтах (рис. 12).
Чем же можно объяснить столь широкую популярность драконов в культуре Китая? Вряд ли этот феномен связан с традиционным почитанием императорской власти. Причины следует искать в культах природы, о которых мы уже говорили ранее.
Рис. 12. Варианты изображения священных драконов (лун-ванов) в живописи Китая
Следует напомнить, что в Древнем Китае священные драконы были повелителями не только воды или подземелья, но и владыками воздушного океана. Была создана подробная классификация драконов по внешнему виду,
возрасту, месту обитания, функциям и цвету. Различают, по крайней мере, четыре типа драконов:
- небесный дракон, охранявший обитель богов;
- божественный дракон, посылавший ветер и дождь;
- земной дракон, определявший направление и глубину рек и ручьев;
- подземный дракон, охранявший сокровища.
Наивысшую ступень занимают небесные (желтые, золотые) драконы - покровители «земного центра». Они самые крупные и милосердные, имеют на лапах по пять пальцев (все остальные - по три или четыре).
Желтые драконы охраняют небеса и служат надежными опорами дворцам небожителей. Именно они входят в свиту китайского императора, поскольку являются его ближайшими родственниками. Недаром владыка Поднебесной называл себя Великим Драконом и считал, что в его жилах течет драконья кровь. Некоторые источники отождествляют золотого дракона с Солнцем, а белого - с Луной (рис. 13).
Рис. 13. Повелитель неба - золотой дракон
Вторую ступень занимают синие драконы - владыки морских и океанских просторов, «повелители погоды». Именно они управляют всеми ветрами, дождями и тучами, гарантируют приход весны. Вся небесная влага в их полном распоряжении, поэтому в периоды засухи китайцы делали из палок и бумаги синих змеев и несли их впереди процессии. Если не помогало, то бумажного дракона торжественно сжигали. В древнекитайской космологии синий дракон, как самый умный из священных животных, был покровителем востока и, по-видимому, олицетворял воды Тихого океана: «В морских глубинах
в великолепных дворцах, сооруженных из цветных прозрачных камней, с хрустальными дверьми обитали пять морских драконов. Длина каждого из них была необъятной. Чудовища считались настолько огромными, что, изменяя свое местонахождение, сталкивали одну гору с другой. Главный дракон занимал центральное место, а остальные четыре северную, западную, южную и восточную стороны. Народная легенда утверждала, что на дне моря хранятся бесчисленные сокровища, и все они принадлежат царю-дракону. Отсюда появилось выражение «Богат, как царь-дракон». Морской дракон имел пять лап с длинными острыми когтями на каждой. Весной он взлетал на небо, а осенью укрывался в водной стихии. Он был владыкой всех соленых вод. Места, где обитали эти драконы, носили, соответственно, названия: Восточное море, Южное море, Западное море и Северное море. Впрочем, народная фантазия создала множество разновидностей драконов - повелителей водной стихии. Существовало поверье, будто моря, реки и озера управляются особыми драконами, которые не способны подниматься на небо.» [2, с. 112] (рис. 14).
Рис. 14. Морской дракон (рисунок на ткани)
В китайских и японских мифах бог морских бурь обычно изображался в образе огромного дракона, несущегося по небу среди мрака и разъяренных волн. Своим единственным оком высматривает он внизу добычу - все, что можно предать разрушению. В этом фантастическом сюжете есть нечто от реальности. Такой «глаз» имеется у многих тропических тайфунов. Это геометрический центр урагана - своеобразный «колодец» с чистым голубым небом диаметром в 15-20 километров, вокруг которого беснуется стена ревущего на все голоса вихря высотой в десятки километров. Нет спасения мореходам и на дне «колодца» - со всех сторон несутся сюда громадные, высотой до сорока метров, волны, увенчанные потоками пены. Они демонстрируют поис-тине ужасающую мощь океана. Нависая и сталкиваясь над утлыми суденышками, водяные горы уподоблялись пастям ревущих морских чудовищ, готовых уничтожить все, очутившееся на их пути.
Земные драконы имели покровительственную зеленую окраску и были немного похожи на крокодилов. Они ведали всеми пресными водами и земным плодородием. Жили они в реках, следили за скоростью их течения, чистотой воды и береговой линией, обеспечивали удобную связь реки с морем. Одним словом, они полностью отвечали за водный режим в стране и за наводнения. Нередко люди принимали горы за окаменевших земных драконов (рис. 15).
Зелень на их склонах отождествлялась с «кровеносными жилами» зверя. По цвету растительности знатоки определяли «здоровье» данной местности. Разумеется, никто не имел права наносить земному дракону какой-либо вред, ведь он был символом добра, мира и процветания государства. В китайской мифологии зеленый дракон Цинлун считался стражем востока. Поскольку восток всегда ассоциировался с весной, то и символом его был дракон цвета весенней травы (рис. 16).
Рис. 15. Горные силуэты - окаменевшие тела земных драконов
Рис. 16. Зеленый дракон - покровитель земной растительности и плодородия
Под землей жили свирепые черные и красные драконы, которые охраняли земные сокровища, - пласты драгоценной яшмы и нефрита, золотые жилы и россыпи, клады древних императоров. Красные драконы, кроме того, владели жемчужинами Мудрости и были покровителями науки. Между подземными драконами нередко вспыхивали ссоры - тогда они вылетали на поверхность, вызывая землетрясения и бури (рис. 17-18).
Рис. 17. Фрагмент «Стены девяти драконов» (Пекин, XVII в.)
Рис. 18. Подземные драконы в произведениях живописи
Есть символике священных драконов и астрономическое толкование. «Изображения животных зодиака там (в Китае) построены в несколько циклов, от центра и изобилуют фигурами символических животных. И там на каждом кругу имеются свои драконы (рис. 19).
Рис. 19. Древнекитайская карта звездного неба
1. Внутренний круг состоит из четырех животных, отображающих секторы (квадранты) неба. Один из четырех здесь Синий Дракон.
2. Средний круг включает 12 животных. Он представляет собой фактически солнечный зодиак, одним из животных которого является дракон.
3. Внешний круг состоит из 28 животных. Он представляет собой лунный зодиак, число 28 характеризует количество дней, за которые происходит полный проход (оборот) Луны вокруг Земли, с приходом вновь на прежнее место. Двое из 28 здесь драконы, крылатый и бескрылый.» [2, с. 116].
Разумеется, каждое из четырех небесных животных в системе созвездий начинало восходить на небо лишь после того, как полностью миновало «тело» предыдущего животного. Синий Дракон (весна) шел за Черной Черепахой, Черепаха (зима) - за Белым Тигром, Тигр (осень) - за Красным Фениксом, Феникс (лето) - за Синим Драконом. Четыре духа-опекуна охраняют и четыре стороны света. Их изображения в виде фресок применялись в рельефах, украшавших еще в начале нашей эры погребения и храмы. Синий Дракон хранил восток, Белый Тигр - запад, Красный Феникс - юг, Черная Черепаха - север. К примеру, четыре духа-опекуна на стенах японского склепа ТакашаІ8^ика вместе со звездами, Солнцем и Луной символизируют Вселенную, а похороненный человек помещен в ее центр: «Желтый центр занят стихией Земли и планетой Сатурн. Черная Черепаха владеет черным дворцом (сектором) севера и холода, зимы и ночи, сектором стихии Воды и Меркурия. Красный Феникс действует в красном дворце (секторе) юга и жары, лета и дня, сектором стихии Огня и Марса. Белый Тигр руководит белым дворцом (сектором) запада и прохлады, осени и вечера, сектором Металла и Венеры. Синий (Лазоревый, Бирюзовый) Дракон представляет синий дворец (сектор) востока и тепла, весны и утра, сектор Дерева и Юпитера. Восточный дворец неба есть одна четвертая его часть, которая из зодиакальных созвездий включает в себя Деву, Весы, Скорпиона и Стрельца.» [2, с. 116].
С астрономической символикой связано еще одно любопытное наблюдение Б.А. Арефьева: «Ночное звездное небо перемещается (вращается) только относительно земного наблюдателя. Звезды же неподвижны относительно друг друга. Созвездие Большой Медведицы (Бэй-Доу) расположено среди центральных «полярных» созвездий и жестко вращается вместе со всеми остальными. Ручка ковша Большой Медведицы всегда направлена в сторону осенних созвездий Весов и Скорпиона (на Восточный дворец неба Дун-Гун, на Дворец весны, тело Лазоревого Дракона). Не случайно на целом ряде древних рисунков, изображавших Большую Медведицу в виде «колесницы» небесного императора, около ручки всегда изображался именно дракон. Отверстие Ковша всегда направлено в сторону зимних созвездий Козерога и Водолея (на Северный дворец неба Бэй-Гун, на Дворец зимы, тело Черной Черепахи). Запомнить это просто - открытая поверхность студеной воды в ковше направлена в сторону севера, зимы и холода. Бортик Ковша обращен в сторону весенних созвездий Овна и Тельца (на Западный дворец неба Си-Гун, на Дворец осени, тело Белого Тигра). Дно ковша смотрит в сторону летних созвездий Рака и Льва (на Южный дворец Нань-Гун, на Дворец лета, тело Алого Феникса). Запомнить это легко - любой ковш подогревают на огне со стороны донышка, то есть с юга, жара и лета. Помимо этих четырех дворцов, существовал Центральный Дворец (Цзы-Гун), «Пурпурный дворец» желтой стихии Земли, для приполярных созвездий северного неба. Он никогда не исчезал за горизонтом. Звезды в нем для земного наблюдателя никогда не
опускались ниже линии горизонта. Этот Центральный Дворец вобрал в себя околополярные звезды, он имел форму окружности с примерным радиусом в 37 градусов. Он фактически играл роль своеобразной «оси», вокруг которой и обращались другие четыре дворца, размеченные как бы по странам света.» [2, с. 117-118].
Торжественная надпись в древнеегипетском храме богини Хатхор в Дендере гласила: «Сотис великая сияет на небе, и Нил выходит из берегов своих.». Так в Древнем Египте определяли начало разлива Нила по восходящей звезде. Нечто подобное вершилось и в Древнем Китае. Правда, отмечали там появление не Сириуса (Сотис), а полной Луны, голубой звезды Цзяо (Спика из созвездия Девы) и оранжевой Да Цзяо (Арктур из созвездия Волопаса). Именно это астрономическое явление на Дальнем Востоке определяло начало года, весны, энергии Ян (после долгого зимнего периода Инь). Две названные звезды, возникающие у горизонта в момент весеннего пробуждения природы, сравнивались древними китайцами с двумя усами или рогами огромного небесного дракона, «рычание» которого уже слышалось в громе первых гроз. И когда оба «рога» появлялись над горизонтом («цзяо» - рог), это означало, что Дракон окончательно пробудился от своего долгого зимнего сна. Если теперь вообразить себе контуры Дракона, то из-за горизонта как бы торчит его огромная голова с двумя длинными усами (рогами), а полная Луна находится у него во рту: «Дракон больше не спит, когда держит в пасти свою жемчужину». Если звезды Цзяо и Да Цзяо (Спика и Арктур) представляют собой усы долгожданного небесного дракона, то сияющую красную звезду Синь (Антарес в Скорпионе) называют «сердцем Дракона». Эта звезда определяет середину весны. Так появляется и проходит по небу великий Синий Дракон, дракон всех драконов, знаменующий собой весну, обновление и жизнь.» [2, с. 119].
Библиографический список
1. Поляков, Е.Н. Дом с драконами: история и мифы / Е.Н. Поляков, П.Ю. Рачковский // Сибирская старина: Краеведческий альманах. - 1999. - № 18(21). - Томск : ТГФ им. П.И. Макушина. - С. 7-9.
2. Арефьев, Б.А. Дракон «раскусит» звездочета? / Б.А. Арефьев // Знак вопроса. - 1999. -№ 4. - С. 84-124.
3. Ащепков, Е.А. Архитектура Китая. Очерки / Е.А. Ащепков. - М. : Госиздат по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1959. - 367 с.
E.N, POLYAKOV, K.B. KOCHERYGINA
IMAGE OF HOLY DRAGON IN ANCIENT CHINA ART
The research is devoted to the reasons of unusual popularity of Saint Dragons in ancient and medieval China. The examples of use of these subjects in applied art and architecture of Under-celestial Empire are given in the paper. This work is based on the material of the report presented at the TSUAB student’s research conference and rewarded by the second degree diploma.