Научная статья на тему 'Образ суицидента в представлении студентов медицинского и технического ВУЗов'

Образ суицидента в представлении студентов медицинского и технического ВУЗов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
562
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Суицидология
Область наук
Ключевые слова
СУИЦИД / СУИЦИДАЛЬНАЯ ПОПЫТКА / СТУДЕНТЫ / МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / SUICIDE / SUICIDE ATTEMPT / STUDENTS / MEDICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зотов П.Б., Зырянов А.В., Зотова О.П., Севастьянов А.А., Грачёв Сергей Иванович

Система суицидальной превенции представляет собой многоуровневый комплекс мероприятий, среди которых важное место занимает формирование у медицинских работников более объективных представлений о суицидальном поведении в популяции. Интерес представляют студенты-медики старших курсов, так как базовые знания, приобретённые в ВУЗе, чаще без серьёзных правок будут следовать за ними всю последующую профессиональную карьеру, и будут определять уровень их готовности к оказанию помощи, её характер и качество. Цель исследования: анализ общих представлений студентов-медиков о суицидентах (покушения) в сравнении со студентами технического ВУЗа. Материал и методы: проведен опрос 92 студентов-медиков 6 курса медицинского и 86 студентов технического ВУЗов по специально разработанной анкете. Результаты: анализ анкетных данных позволил сделать следующий собирательный образ суицидента. Обычно это девушка, 21 год, со сложным характером, студентка, не замужем, проживающая в родительской семье со средним или ниже среднего материальным достатком. Проявляет суицидальную активность преимущественно при разрыве любовных отношений или материальных трудностях, путем падения с высоты, реже приёмом отравляющих средств или попыткой повешения. Для получения информации и поиска помощи обсуждает свою проблему в соцсетях. Полученный образ, мало соответствует реальным данным и наиболее соответствует представлениям обывателей. Негативным моментом является то, что студенты 6-го курса медицинского университета, прошедшие соответствующие программы подготовки, не обладают достаточным уровнем знаний по общей суицидологии, а оперируют информацией, предоставляемой СМИ, или бытующей в общей популяции (студенты технического ВУЗа). Искажённые представления о суицидальном поведении в популяции могут негативным образом отразиться и на их последующей профессиональной деятельности при столкновении с данной ситуацией как среди пациентов, так и коллег. Вывод: в качестве мер повышения уровня знаний предлагается выделение самостоятельного курса суицидологии в программе базового образования студентов, а так же включение в программы последипломной подготовки медицинских работников (в том числе среднего медицинского персонала) соответствующих профильных тем по суицидологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The perception of a suicide attempter presented by medical and technical students

The suicide prevention system is a multilevel complex of measures of which formation of objective conceptions on suicide behavior is of special significance for medical workers. From this perspective last-year medical students are of high interest as the knowledge acquired by them at universities will proceed mostly unchanged into their careers and will determine the level of their alacrity to provide help, its character and quality. The aim of the research: To analyze medical students’ perceptions of suicide attempters and compare them with technical students’ perceptions (used as controls). Methods and materials: 92 6-year medical students and 86 technical students were interviewed using a specially designed questionnaire. Results: The questionnaire data analysis allowed to produce the following collective representation of a suicide attempter. It is usually an unmarried female student of 21 years of age with a complicated character living with her (low) middle-class parents. She mostly becomes suicidal during the break ups or when in need. More often she chooses to fall down from heights, rarer she takes poisoning agents or hangs herself. To get information or to find help she tends to discuss her problems in social media. The representation obtained is far from reality and is more common for general public. The negative aspects here is the fact that specially trained for years medical students do not actually possess sufficient knowledge of suicidology and operate information that is presented by Mass Media or popular among general public. The distorted perceptions of suicidal behavior can have a negative effect on their further professional career when they come across suicidal patients or colleagues. Conclusions: To enhance medical students’ knowledge and expertise in suicidology we suggest to allot Suicidology as a substantive course in the Master’s and Post-Doctorate programmes for medical specialties, including secondary medical personnel.

Текст научной работы на тему «Образ суицидента в представлении студентов медицинского и технического ВУЗов»

УДК: 616.89-008

ОБРАЗ СУИЦИДЕНТА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗОВ

П.Б. Зотов, А.В. Зырянов, Е.В. Родяшин, С.И. Грачёв, О.П. Зотова, А.А. Севастьянов

ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Тюмень, Россия ГБУЗ ТО «Областная клиническая психиатрическая больница», Тюмень, Россия ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет». г. Тюмень, Россия

Контактная информация:

Зотов Павел Борисович - доктор медицинских наук, профессор. Место работы и должность: профессор кафедры онкологии ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России. Адрес: Россия, г. Тюмень, ул. Одесская, д. 24; специалист центра суицидальной превенции ГБУЗ ТО «Областная клиническая психиатрическая больница». Адрес: Тюменская область, Тюменский район, р.п. Винзили, ул. Сосновая, д. 19. Телефон: (3452) 270-552

Зырянов Александр Владимирович - доктор медицинских наук. Место работы и должность: заведующий кафедрой онкологии ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России. Адрес: Россия, г. Тюмень, ул. Одесская, д. 24. Телефон: (3452) 270-510

Родяшин Евгений Владимирович - главный врач ГБУЗ ТО «Областная клиническая психиатрическая больница». Адрес: Тюменская область, Тюменский район, р.п. Винзили, ул. Сосновая, д. 19.

Грачёв Сергей Иванович - доктор технических наук, профессор. Место работы и должность: заведующий кафедрой разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет». Адрес: 625000, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 38. Телефон: (3452) 28-36-60

Зотова Ольга Павловна - ассистент кафедры разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет». Адрес: 625000, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 38. Телефон: (3452) 28-36-60

Севастьянов Алексей Александрович - кандидат техническийх наук. Место работы и должность: доцент кафедры разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет». Адрес: 625000, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 38. Телефон: (3452) 28-36-60

Система суицидальной превенции представляет собой многоуровневый комплекс мероприятий, среди которых важное место занимает формирование у медицинских работников более объективных представлений о суицидальном поведении в популяции. Интерес представляют студенты-медики старших курсов, так как базовые знания, приобретённые в ВУЗе, чаще без серьёзных правок будут следовать за ними всю последующую профессиональную карьеру, и будут определять уровень их готовности к оказанию помощи, её характер и качество. Цель исследования: анализ общих представлений студентов-медиков о суицидентах (покушения) в сравнении со студентами технического ВУЗа. Материал и методы: проведен опрос 92 студентов-медиков 6 курса медицинского и 86 студентов технического ВУЗов по специально разработанной анкете. Результаты: анализ анкетных данных позволил сделать следующий собирательный образ суицидента. Обычно - это девушка, 21 год, со сложным характером, студентка, не замужем, проживающая в родительской семье со средним или ниже среднего материальным достатком. Проявляет суицидальную активность преимущественно при разрыве любовных отношений или материальных трудностях, путем падения с высоты, реже приёмом отравляющих средств или попыткой повешения. Для получения информации и поиска помощи обсуждает свою проблему в соцсетях. Полученный образ, мало соответствует реальным данным и наиболее соответствует представлениям обывателей. Негативным моментом является то, что студенты 6-го курса медицинского университета, прошедшие соответствующие программы подготовки, не обладают достаточным уровнем знаний по общей суицидологии, а оперируют информацией, предоставляемой СМИ, или бытующей в общей популяции (студенты технического ВУЗа). Искажённые представления о суицидальном поведении в популяции могут негативным образом отразиться и на их последующей профессиональной деятельности при столкновении с данной ситуацией как среди пациентов, так и коллег. Вывод: в качестве мер повышения уровня знаний предлагается выделение самостоятельного курса суицидологии в программе базового образования студентов, а так же включение в программы последипломной подготовки медицинских работников (в том числе среднего медицинского персонала) соответствующих профильных тем по суицидологии.

Ключевые слова: суицид, суицидальная попытка, студенты, медицинский университет

Система суицидальной превенции представляет собой многоуровневый комплекс мероприятий, направленных на первичную профилактику, раннее выявление и коррекцию суицидального поведения, предупреждение

повторных покушений и помощь близким суи-цидентов [1, 2, 3], а так же регистрацию и учёт [4]. Сложность суицидокинеза и необходимость междисциплинарного подхода требует участия не только врачей-психиатров и психо-

терапевтов, традиционно курирующих эту проблему, но и привлечение других специалистов - психологов, педагогов, социологов, этнографов, юристов и др. [1, 5, 6].

Для синергичной работы межпрофессиональных групп и определения конкретных задач по отдельному направлению важно как наличие у специалистов некой универсальной картины о проблеме в целом, так и более узкопрофильных знаний у каждого участника с учётом его профессиональных интересов [6, 7]. Между тем, как показывает практика, данные литературы и наши исследования [8, 9], представления лиц, призванных профессионально заниматься этой проблемой, не всегда соответствуют научным и объективным статистическим данным. Отсутствие чётких представлений о проблеме, нередко ложно сформированные и индуцированные средствами массовой информации (СМИ) образы о суицидальной активности, контингенте, факторах риска и методах профилактики [10, 11, 12], как минимум, не позволяют эффективно развивать систему суицидальной превенции даже при наличии достаточных материальных ресурсов и научно-методического обеспечения. В более сложной реальной ситуации следование сложившимся стереотипам нередко проявляется игнорированием прямых или косвенных запросов на помощь, уходом от обсуждения темы, внешней демонстрацией различных негативных эмоциональных, вербальных или поведенческих реакций, ведущих к стигматизации суи-цидента [13, 14], что способствует повышению суицидального риска, реализации и повторению суицидальных действий.

В этой связи отдельный интерес представляют студенты-медики старших курсов, прошедшие весь необходимый объём подготовки по основным специальностям в медицинском университете. Независимо от дальнейшего профессионального выбора большинство из них даже при узкопрофильной специализации, не связанной с психическим здоровьем, столкнётся с суицидальным поведением пациентов (своих или коллег). Поэтому базовые знания, приобретённые в ВУЗе, чаще без серьёзных правок будут следовать за ними всю последующую профессиональную карьеру, и будут определять уровень их готовности к оказанию помощи, её характер и качество. Необходимо помнить так же о высоком суицидальном риске самих студентов-медиков [15, 16, 17] и врачей относительно других профессий [18], что подтверждает важность системы знаний студентов в разделе «Суицидология».

Цель исследования: анализ общих представлений студентов-медиков о суициден-тах (покушения) в сравнении со студентами технического ВУЗа.

Материал и методы: проведен анкетный опрос 92 студентов-медиков 6 курса Тюменского государственного медицинского университета (ТюмГМУ). Из них - мужчин - 41, женщин - 51, в возрасте от 21 до 24 лет (средний 21,9±0,2 года). Все студенты проходили на соответствующих курсах предусмотренное программами изучение вопросов медицинской психологии и психиатрии, судебной медицины, в том числе с обсуждением тем, посвящённых суицидальной активности.

Инструментом исследования являлась специально разработанная анкета, заполняемая студентами при прохождении ими курса паллиативной помощи на кафедре онкологии перед семинаром, посвящённом суицидальной активности онкологических больных.

Группу сравнения составили 86 студентов 6-го года обучения (магистратура второго года обучения, направление - «Нефтегазовое дело») на кафедре разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» (ТИУ). Среди этой группы студентов мужчин было - 45, женщин - 41. Возрастные интервалы - от 21 до 26 лет (средний 22,1±0,2 года). Программы подготовки этих студентов в ВУЗе не предусматривали изучение специальных тем по суицидологии. В целом, группы исследования были сопоставимы по полу и возрасту.

Заполнение анкет проводилось на добровольной основе, однократно, без указания персональных данных (кроме пола и возраста). Перед заполнением анкеты обращалось внимание аудитории, что речь идёт о покушениях на самоубийства (попытки).

Полный объём разработанной анкеты включал оценку представлений опрашиваемых о суицидентах, а так же возможных проявлениях их собственной суицидальной активности. Для настоящей статьи был взят материал, отражающий лишь образ суицидента.

Статистическая обработка материалов проводилась с помощью стандартного пакета программ Excel 2010.

Результаты и их обсуждение.

Оценка полученных данных позволила получить следующие результаты.

1. Пол. Большинство (67,4%) опрошенных студентов-медиков указали на преобладание среди суицидентов лиц женского пола над мужчинами. В группе студентов технического

ВУЗа, напротив 83,7% высказались за доминирование мужчин.

В данном случае студенты медицинского университета были ближе к реальным данным, регистрируемым другими исследователями [19]. По данным территориального суицидологического регистра Тюменской областной психиатрической больницы так же отмечается преобладание женщин, хотя соотношение М : Ж не очень велико и обычно составляет 1 : 1,11,2 с максимальным повышение в отдельные годы до 1 : 1,6 [20].

Конечно, следует упомянуть, что среди погибших это соотношение противоположно. Данные многолетней российской статистики свидетельствуют о стойком преобладании мужского населения над женским. И это соотношение значительно - 4 к 1 [21]. В Тюменской области (регион исследования) это соотношение в отдельные годы ещё более выраженное - от 3,2 : 1 до 6,6 : 1 [20].

2. Возраст. Средний возраст совершения попыток, по мнению студентов-медиков, составляет 20,9±1,1 года, что очень близко к данным опрошенных технического ВУЗа -22,3±0,9 года. Между тем, удивительное единодушие во мнении обеих групп исследования, не отражает реальной ситуации. Средний возраст лиц, совершивших суицидальную попытку в Тюменской области, в отдельные годы варьирует и составляет 34,3 года (российские данные отсутствуют). По данным Росстата [21] средний возраст лиц, погибших от суицида, составляет для мужчин 46,3, а для женщин -53,9 года. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о значительном смещении (снижении) возрастного ценза совершения суицидальных действий в представлениях студентов от реально доминирующих суицидо-опасных возрастных групп.

3. Образование. Категорию «Учащийся / студент», в которой наиболее часто, по мнению опрашиваемых, совершаются суицидальные попытки, отметили 69,6% студентов-медиков и 81,4% студентов технического ВУЗа.

Высокая частота данного показателя в обеих группах, конечно, далека от реальности, но согласуется и указанным в п. 2 (см. выше) смещением на преимущественно молодой возраст суицидентов.

4. Семейное положение: до брака (проживание в родительской семье) - отметили 68,5% студентов медицинского и 90,7% ТИУ, что так же не отражает объективных статистических показателей (в соответствии данными о средневозрастных уровнях суицидентов, представ-

ленных в п. 2.). Подобные представления могут быть применимы лишь при отдельном рассмотрении лиц молодого возраста.

5. Материальное положение. Студенты-медики / ТИУ: ниже среднего - 55,4% / 59,3%; среднее - 41,3% / 34,9%. Эти данные в целом ближе к реальным показателям, свидетельствующим о невысоком материальном положении большого числа суицидентов.

6. Психическое состояние. Студенты-медики / ТИУ: сложный характер - 55,4% / 34,9%; наличие психических нарушений: 27,2% / 24,4%. Можно предположить, что более высокие показатели по указанным категориям у студентов медВУЗа отражают специфику их образования, и более близки к реальным данным.

7. Мотивы суицидальной активности (до 5 наиболее вероятных, по степени убывания). Студенты-медики / ТИУ: разрыв любовных отношений - 72,9% / 65,1%; финансовые проблемы - 48,9% / 59,3%; измена - 20,8% / 16,3%; конфликты - 9,4% / 16,3%.

Полученные данные очень созвучны в обеих группах и указывают на доминирование взаимоотношений с любовной тематикой (разрыв отношений, измена). Финансовые сложности ставятся студентами обеих групп на второе место. Конфликты, как самостоятельный мотив - лишь на третью нижнюю позицию. Такая расстановка приоритетов, конечно, не отражает действительной иерархии мотивов у суициден-тов в популяции, а скорее связана с переносом личных представлений опрашиваемых о данной теме, и отражает отмеченное выше смещение возрастного ценза на более молодой возраст. Если отвлечься от статистики суицидального поведения общей популяции и сравнить с исследованиями суицидентов молодого возраста, то полученные данные будут достаточно точно отражать доминирование «любовной» тематики и сексуальных отношений, отмеченных в литературе [19, 22].

8. Влияние алкоголя на суицидальное поведение. Студенты-медики / ТИУ: 23,9% / 16,3%.

Полученные цифры значительно различаются с объективными данными, что указывает на недостаток знаний об одном из важнейших просуицидальных факторов. Между тем, известно, что при летальных суицидах в крови алкоголь выявляется в более чем половине случаев, а среди погибших от самоубийства лиц юношеского и молодого возраста эта доля достигает 79,2% [19]. На момент совершения суицидальной попытки потребление алкоголя отмечается так же у значительного числа юношей (до 74,1%) и девушек (до 60,7%) [19].

9. Способы суицидальных действий (до 5 наиболее вероятных, по степени убывания). Студенты-медики / ТИУ: падение с высоты -81,5% / 83,7%; отравление - 68,5% / 11,9% (р<0,05); повешение - 52,1% / 8,1% (р<0,05); самопорезы - 35,9% / 5,8% (р<0,05); самострел 9,4% / 8,1% (р<0,05).

Данный раздел анкеты - один из наиболее примечательных, так как в полной мере отражает влияние СМИ на представления молодежи о рассматриваемой теме. Можно отметить максимальные значения падения с высоты как наиболее вероятного способа суицида. Между тем, статданные свидетельствуют о том, что в Тюменской области (регион исследования) доля падений при суицидальных попытках составляет 1,6-2,6%, а при летальных суицидах -0,7-1,8%, что согласуется с исследованиями других авторов, оценивающих этот показатель среди молодых суицидентов - 2,9% [19].

Среди других указанных данных ближе к реальным показателям лишь самоотравление, выделенное студентами-медиками в 68,5% (в Тюменской области самоотравление при покушениях достигает 59,2%), а занимающие второе место - самопорезы - 35,9% (в Тюменской области - до 32,4%) смещены ниже, уступив резко завышенной частоте самоповешений - 52,1% (в Тюменской области - до 12,5%) [20]. Для сравнения - в регионе исследования в группе летальных суицидов преобладает самоповешение (до 91,1%), значительно реже регистрируются самострел (до 9,2%), самоотравление (до 6,5%) и самопорезы (до 5,8) [20]. Эти данные по покушениям и летальным суицидам так же согласуются с показателями других авторов [19].

10. Откуда преимущественно получают информацию о суициде (до 3 наиболее вероятных). Студенты-медики / ТИУ: интернет -63,1% / 75,6%; окружающие - 23,9% / 24,4%; телевидение / радио - 19,6% / 16,3%.

Эти цифры скорее отражают реально существующую ситуацию о высокой частоте получения информации о суицидальном поведении в сети интернет, указываемой многими авторами [10, 23, 24].

11. К кому обращаются за помощью (3 наиболее вероятные). Студенты-медики / ТИУ: соцсети - 78,3% / 75,6%; к сверстникам - 23,9% / 29,1%; родители / близкие - 9,8% / 16,3%.

С достаточной долей уверенности можно сказать, что эти данные так же близки к реальным и отражают общую тенденцию поиска помощи в интернет-пространстве, вместо обращения к специалистам в области психического здоровья [10, 23, 24].

12. Присутствие среди круга общения, лиц, совершивших суицидальную попытку. Студенты-медики / ТИУ: 34,8% / 29,1%.

Практически каждый третий студент обоих ВУЗов имел среди круга общения лицо, совершившее суицидальную попытку, что указывает на высокую распространённость этого явления в данной возрастной группе. Соответственно, респонденты могли видеть условия формирования суицидального поведения, динамику его развития и последствия свершившихся событий, что, безусловно, подвергалось обсуждению в своей среде, и не могло не отразиться на их представлениях о суициде. Тем не менее, проведённый анализ полученных анкетных данных позволяет сделать следующий собирательный образ суицидента. Обычно -это девушка, 21 год, со сложным характером, студентка, не замужем, проживающая в родительской семье со средним или ниже среднего материальным достатком. Проявляет суицидальную активность преимущественно при разрыве любовных отношений или материальных трудностях, путем падения с высоты, реже приёмом отравляющих средств или попыткой повешения. Для получения информации и поиска помощи обсуждает свою проблему в соцсетях.

Заключение.

В целом, анализируя полученный образ, можно отметить, что он наиболее соответствует представлениям обывателей, и очень созвучен картине, представляемой средствами массовой информации. Негативным моментом в этой ситуации является то, что студенты 6-го курса медицинского университета, прошедшие соответствующие программы подготовки по медицинской психологии, психиатрии, наркологии, судебной медицине и др. специальностям, не обладают достаточным уровнем знаний по общей суицидологии, а оперируют информацией, предоставляемой СМИ, или бытующей в общей популяции (в данном случае среди студентов технического ВУЗа). Искажённые представления о суицидальном поведении могут негативным образом отразиться и на их последующей профессиональной деятельности при столкновении с данной ситуацией как среди пациентов, так и коллег.

Между тем, снижение суицидальной смертности, как потенциально регулируемого показателя, требует активного внедрения многоуровневых и разнонаправленных мер первичной, вторичной и третичной профилактики, повышения уровня подготовки не только профильных специалистов, реализующих помощь в сфере психического здоровья, но и

расширения базовых знаний среди врачей других специальностей.

В этой связи одной из мер повышения уровня знаний может быть выделение самостоятельного курса суицидологии в программе

Литература:

1. Положий Б.С. Интегративная модель суицидального поведения // Российский психиатрический журнал. - 2010. - № 4. - С. 55-63.

2. Корнетов Н.А. Мультиаспектная модель профилактики суицидов // Тюменский медицинский журнал. - 2013. - Том 15, № 1. - С. 11-12.

3. Mathur A., Lorillard S., Schmitt L. Qui vient en consultation de crise apms un passage aux urgences? // Rev. fr. psychiat. et psychol. med. -2010. - Vol. 14, № 115. - P. 46-49.

4. Зотов П.Б., Уманский С.М., Уманский М.С. Необходимость и сложности суицидологического учета // Академический журнал Западной Сибири. - 2010. - № 4. - С. 48-49.

5. Dabbagh N. Behind the statistics: The ethnography of suicide in Palestine// Cult., Med. and Psychiat. -2012. - Vol. 36, № 2. - Р. 286-305.

6. Корнетов Н.А., Дубовская Л.Н. Развитие антикризисной суицидологической помощи в системе социальной защиты // Тюменский медицинский журнал. - 2013. - Том 15, № 3. - С. 39-41.

7. Mishara B.L., Weisstub D.N. Defis ethiques pour les nouvelles pratiques en prevention du suicide // Rev. fr. psychiat. et psychol. med. - 2010. - Vol.

14, № 114. - P. 6-9.

8. Зотов П.Б. Образ суицидента в представлении педагогов-психологов // Тюменский медицинский журнал. - 2016. - Том 18, № 4. - С. 47-50.

9. Ross J., Darke S., Kelly E., Hetherington K. Suicide risk assessment practices: A national survey of generalist drug and alcohol residential rehabilitation services // Drug and Alcohol Rev. - 2012. - Vol. 31, № 6. - P. 790-796.

10. Вихристюк О.В. Влияние средств массовой информации на суицидальное поведение подростков и молодёжи (обзор зарубежных источников) // Современная зарубежная психология. - 2013. - № 1. - С. 100-106.

11. Любов Е.Б. СМИ и подражательное суицидальное поведение. Часть I // Суицидология. - 2012. - № 3. - С. 20-29.

12. Chan Yuen-Ying, Fu King-Wa, Yip P.S.F. Newspaper reporting of suicides in Hong Kong, Taiwan and Guangzhou: Compliance with WHO media guidelines and epidemiological comparisons // J. Epidemiol. and Community Health. - 2011. -Vol. 65, № 10. - P. 928-933.

13. Любов Е.Б., Куликов А.Н. Отношение работников психиатрических больниц к суицидальному поведению пациентов: первичные результаты // Тюменский медицинский журнал. - 2013. - Том

15, № 1. - С. 14.

14. Руженкова В.В. Некоторые аспекты стигматизации суицидентов специалистами, участвующими в оказании психиатрической помощи // Тюменский медицинский журнал. -2014. - Том 16, № 1. - С. 17-18.

базового образования студентов, а так же включение в программы последипломной подготовки медицинских работников (в том числе среднего медицинского персонала) соответствующих профильных тем по суицидологии.

References:

1. Polozhij B.S. Integrativnaja model' suicidal'nogo povedenija // Rossijskij psihiatricheskij zhurnal. -2010. - № 4. - S. 55-63. (In Russ)

2. Kornetov N.A. Multiaspect model for the prevention of suicide // Tyumen Medical Journal. - 2013. - Vol. 15, № 1. - P. 11-12. (In Russ)

3. Mathur A., Lorillard S., Schmitt L. Qui vient en consultation de crise apms un passage aux urgences? // Rev. fr. psychiat. et psychol. med. -2010. - Vol. 14, № 115. - P. 46-49.

4. Zotov P.B., Umansky S.M., Umansky M.S. the Necessity and complexity results accounting // Academic Journal of West Siberia. - 2010. - № 4. - Р. 48-49. (In Russ)

5. Dabbagh N. Behind the statistics: The ethnography of suicide in Palestine// Cult., Med. and Psychiat. -

2012. - Vol. 36, № 2. - Р. 286-305.

6. Kornetov N.A., Dubovskaya L.N. The development of anti-crisis assistance to a suicide in the system of social protection // Tyumen Medical Journal. -

2013. - Vol. 15, № 3. - P. 39-41. (In Russ)

7. Mishara B.L., Weisstub D.N. Defis ethiques pour les nouvelles pratiques en prevention du suicide // Rev. fr. psychiat. et psychol. med. - 2010. - Vol. 14, № 114. - P. 6-9.

8. Zotov P.B. The image of suicide in the view of educational psychologists // Tyumen Medical Journal. -2016. - Vol. 18, № 4. - P. 47-50. (In Russ)

9. Ross J., Darke S., Kelly E., Hetherington K. Suicide risk assessment practices: A national survey of generalist drug and alcohol residential rehabilitation services // Drug and Alcohol Rev. - 2012. - Vol. 31, № 6. - P. 790-796.

10. Vyhristyuk, O. V. Influence of the media on suicidal behaviour in adolescents and youth (review of foreign literature) // Modern foreign psychology. -2013. - No. 1. - P. 100-106. (In Russ)

11. Lyubov E.B. Mass media and copycat suicidal behavior: Part I. // Suicidology. - 2012. - № 3. - P. 20-29. (In Russ)

12. Chan Yuen-Ying, Fu King-Wa, Yip P.S.F. Newspaper reporting of suicides in Hong Kong, Taiwan and Guangzhou: Compliance with WHO media guidelines and epidemiological comparisons // J. Epidemiol. and Community Health. - 2011. -Vol. 65, № 10. - P. 928-933.

13. Lyubov E.B., Kulikov A.N. The attitude of the employees of psychiatric hospitals for suicidal behavior of patients: initial results // Tyumen Medical Journal. - 2013. - Vol. 15, № 1. - P. 14. (In Russ)

14. Rozenkova V.V. Some aspects of the stigma of suicides with professionals in mental health care // Tyumen Medical Journal. - 2014. - Vol. 16, № 1. -P. 17-18. (In Russ)

15. Васильева Л.Н., Щепеткова С.С. О суицидальном риске у студентов-медиков // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - Том 7, № 3. - С. 179-183.

16. Бушмелева Н.Н., Опалева А.С., Соколова Е.П. Оценка склонности студентов Удмуртской республики к суициду // Проблемы современной науки и образования. - 2015. - № 12 (42). - С. 222-224.

17. Хритинин Д.Ф., Сумарокова М.А., Есин А.В., Самохин Д.В., Щукина Е.П. Условия формирования суицидального поведения у студентов медицинского ВУЗа // Суицидология. - 2016. -Том 7, № 2. - С. 49-54.

18. Vanstechelman F., van Heeringen C. Suicide bij artsen // Tijdschr. geneesk. - 2009. - Vol. 65, № 23. - P. 60-63.

19. Кирпиченко А.А., Барышев А.Н. Суицидальное поведение подростков г. Витебска и Витебской области // Вестник ВГМУ. - 2015. - Том 14, № 2. - С. 77-82.

20. Зотов П.Б., Родяшин Е.В. Суицидальные действия в г. Тюмени и юге Тюменской области (Западная Сибирь): динамика за 2007-2012 гг. // Суицидология. - 2013. - Том 4, № 1. - С. 54-61.

21. Российский статистический ежегодник. 2015: Стат.сб. / Росстат. - Р76 М., 2015. - 728 с. ISBN 978-5-89476-412-2

22. Азарных Т.Д. Суицидальные идеации в юношеском возрасте при стрессе, вызванном разрывом любовных отношений // Тюменский медицинский журнал. - 2013. - Том 15, № 3. - С. 16-18.

23. Фондеркина Л.А. К вопросу о социально-психологической экспертизе интернет - информации, формирующей суицидальное поведение подростков // Историческая и социально - образовательная мысль. - 2014. - № 2 (24). - С. 264-266.

24. Демдоуми Н.Ю., Денисов Ю.П. Социальная сеть как аспект суицидальной активности среди детей и молодёжи (на основе анализа социальной сети «Вконтакте») // Тюменский медицинский журнал. - 2013. - Том 15, № 3. - С. 37-39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. VasiFeva L.N., Shchepetkova S.S. About suicidal risks of medical students // Historical and social educational ideas. - 2015. - Vol. 7, № 3. - P. 179183. (In Russ)

16. Bushmeleva N.N., Opaleva A.S., Sokolova E.P. Ocenka sklonnosti studentov Udmurtskoj respubliki k suicidu // Problemy sovremennoj nauki i obrazovanija. - 2015. - № 12 (42). - S. 222-224. (In Russ)

17. Chritinin D.F., Sumarokova M.A., Esin A.V., Samokhin D.V., Shchukina E.P. Conditions of suicidal behavior formation among medical college students // Suicidology. - 2016. - Vol. 7, № 2. - P. 49-54. (In Russ)

18. Vanstechelman F., van Heeringen C. Suicide bij artsen // Tijdschr. geneesk. - 2009. - Vol. 65, № 23. - P. 60-63.

19. Kirpichenko A.A., Baryshev A.N. Suicidal'noe povedenie podrostkov g. Vitebska i Vitebskoj oblasti // Vestnik VGMU. - 2015. - Tom 14, № 2. - S. 77-82.

20. Zotov P.B., Rodyashin E.V. Suicide in Tyumen and the south of the Tyumen region (Western Siberia): dynamics for 2007-2012 // Suicidology. - 2013. -Vol. 4, № 1. - P. 54-61. (In Russ)

21. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2015: Stat.sb. / Rosstat. - R76 M., 2015. - 728 s. ISBN 978-589476-412-2 (In Russ)

22. Azarnyh T.D. Suicidal ideatio in adolescence when the stress caused by the breakup of a love relationship // Tyumen Medical Journal. - 2013. - Vol. 15, № 3. - P. 16-18. (In Russ)

23. Fonderkina L.A. K voprosu o social'no-psihologicheskoj jekspertize internet-informacii, formirujushhej suicidal'noe povedenie pod-rostkov // Istoricheskaja i social'no-obrazovatel'naja mysl'. -2014. - № 2 (24). - S. 264-266. (In Russ)

24. Demdom N.Yu., Denisov Yu.P. Social network as an aspect of suicidal activity among children and youth (based on the analysis of social network "Vkontakte") // Tyumen Medical Journal. - 2013. -Vol. 15, № 3. - P. 37-39. (In Russ)

THE PERCEPTION OF A SUICIDE ATTEMPTER PRESENTED BY MEDICAL AND TECHNICAL STUDENTS

P.B. Zotov1,2, A. V. Ziryanov1, E. V. Rodyashin2, S.I. Grachev3, O.P. Zotova3, A.A. Sevastyanov3

1Tyumen State Medical University, Tyumen, Russia 2Tyumen Psychiatric Hospital, Russia industrial University of Tyumen, Russia

Abstract:

The suicide prevention system is a multilevel complex of measures of which formation of objective conceptions on suicide behavior is of special significance for medical workers. From this perspective last-year medical students are of high interest as the knowledge acquired by them at universities will proceed mostly unchanged into their careers and will determine the level of their alacrity to provide help, its character and quality. The aim of the research: To analyze medical students' perceptions of suicide attempters and compare them with technical students' perceptions (used as controls). Methods and materials: 92 6-year medical students and 86 technical students were interviewed using a specially designed questionnaire. Results: The questionnaire data analysis allowed to produce the following collective representation of a suicide attempter. It is usually an unmarried female student of 21 years of age with a complicated character living with her (low) middle-class parents. She mostly becomes suicidal during the break ups or when in need. More often she chooses to fall down from heights, rarer she takes poisoning agents or hangs herself. To get information or to find help she tends to discuss her problems in social media. The representation ob-

tained is far from reality and is more common for general public. The negative aspects here is the fact that specially trained for years medical students do not actually possess sufficient knowledge of suicidology and operate information that is presented by Mass Media or popular among general public. The distorted perceptions of suicidal behavior can have a negative effect on their further professional career when they come across suicidal patients or colleagues. Conclusions: To enhance medical students' knowledge and expertise in suicidology we suggest to allot Suicidology as a substantive course in the Master's and Post-Doctorate programmes for medical specialties, including secondary medical personnel.

Key words: suicide, suicide attempt, students, medical University

Дискуссии

УДК: 347.152; 347.162

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПОПЫТКУ СУИЦИДА

М.А. Зинковский, С.А. Рубанов, Е.Ю. Цуканова, И.Н. Перемышленникова, О.В. Цуканов ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород

Контактная информация:

Зинковский Максим Александрович - кандидат юридических наук. Место работы и должность: доцент кафедры гражданского права и процесса Юридического института ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». Адрес: Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, д. 85; адвокат Адвокатской палаты Белгородской области. Адрес: Россия, 308001, г. Белгород, ул. Нагорная, д. 2. Электронный адрес: zinkovsky2010@mail.ru

Рубанов Сергей Александрович - кандидат юридических наук. Место работы и должность: старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Юридического института ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». Адрес: Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, д. 85. Электронный адрес: rubanov@bsu.edu.ru

Цуканова Елена Юрьевна - кандидат юридических наук. Место работы и должность: доцент кафедры гражданского права и процесса Юридического института ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». Адрес: Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, д. 85. Электронный адрес: tsukanova@bsu.edu.ru

Перемышленникова Инна Николаевна - ассистент кафедры гражданского права и процесса Юридического института ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». Адрес: Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, д. 85. Электронный адрес: peremysЫennikova_i@bsu.edu.ru

Цуканов Олег Владимирович - кандидат юридических наук. Место работы и должность: доцент кафедры гражданского права и процесса Юридического института ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». Адрес: Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, д. 85. Электронный адрес: tsukanov@bsu.edu.ru

Обсуждаются проблемы осуществления и защиты гражданских прав физических лиц, совершивших попытку суицида. Проблема первая: осуществление личных прав субъектов суицида. Авторы указывают, что до и после суицида физическое лицо имеет определённый набор гражданских прав неимущественного и имущественного характера: право на здоровье, право на квалифицированную медицинскую помощь, право совершать сделки, право на жилье, право на неприкосновенность частной жизни и др. Субъект суицида не всегда осознаёт характер, цели и последствия гражданско-правовых сделок, может быть ограничен в осуществлении своих гражданских прав умышленно или неумышленно своими родственниками, членами семьи, сожителями, криминальными элементами. Вторая проблема касается периода времени до факта совершения суицида. Гражданское право практически не регулирует период времени с момента зарождения у физического лица мыслей и конкретных действий, направленных на совершение суицида. Особенность этой правовой ситуации определяется тем, что субъект суицида на догоспитальной стадии занят мыслями о попытке самоубийства, лечением своей болезни, болезненным состоянием и иными обстоятельствами. Авторы предлагают ввести в действующий Гражданский кодекс РФ понятие «юридическое досуицидное состояние». Третья проблема: совершённый суицид. Предлагается термин «суицид» изложить в части 3 статьи 418 Гражданского кодекса РФ, что позволит усилить защиту гражданских прав субъектов суицида. Четвертая проблема посвящена жизни после суицида. Выделяется обычный суицид и криминальный суицид (когда помогают уйти из жизни другие лица). Авторы предлагают законодательно усовершенствовать институт недобровольной госпитализации, так как на практике могут получиться две крайности. Первая, когда здорового человека незаконно помещают в психиатрическую клинику, а пока он лечится, иные лица могут распоряжаться его имуществом. Вторая, когда человек действительно болен, угрожает сам себе и окружающим, но его не госпитализируют в больницу до

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.