Научная статья на тему 'Образ Стокгольма в поэтическом осмыслении Е. Завершневой (на материале цикла "Stockholm")'

Образ Стокгольма в поэтическом осмыслении Е. Завершневой (на материале цикла "Stockholm") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
60
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИЦИЯ / ЛИРИЧЕСКИЙ ЦИКЛ / МАРШРУТ / ОБРАЗ ПУТЕШЕСТВЕННИКА / СЮЖЕТ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / CYCLE OF POEMS / IMAGE OF TRAVELER / COMPOSITION / PLOT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Самойленко Виктория Александровна

В статье рассматриваются пути и характер развития лирического цикла путешествия в поэзии. На примере поэтического текста Е. Завершневой «Stockholm» показано расширение содержательных и формальных признаков жанровой формы путешествия в современной русской литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF STOCKHOLM IN POETIC CONCEPTUALIZING: A STUDY OF THE CYCLE OF POEMS "STOCKHOLM" BY E. ZAVERSHNEVA

The article considers the ways and types of transformation the lyrical travel cycle in modern poetry. The study of the poetic text "Stockholm" by E. Zavershneva shows the expansion of content and formal features of the travel genre in the modern Russian literature.

Текст научной работы на тему «Образ Стокгольма в поэтическом осмыслении Е. Завершневой (на материале цикла "Stockholm")»

САМОЙЛЕНКО В. А.

ОБРАЗ СТОКГОЛЬМА В ПОЭТИЧЕСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ Е. ЗАВЕРШНЕВОЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ЦИКЛА «STOCKHOLM»)

Аннотация. В статье рассматриваются пути и характер развития лирического цикла путешествия в поэзии. На примере поэтического текста Е. Завершневой «Stockholm» показано расширение содержательных и формальных признаков жанровой формы путешествия в современной русской литературе.

Ключевые слова: лирический цикл, образ путешественника, композиция, маршрут, художественный образ, сюжет.

IMAGE OF STOCKHOLM IN POETIC CONCEPTUALIZING: A STUDY OF THE CYCLE OF POEMS "STOCKHOLM" BY E. ZAVERSHNEVA

Abstract. The article considers the ways and types of transformation the lyrical travel cycle in modern poetry. The study of the poetic text "Stockholm" by E. Zavershneva shows the expansion of content and formal features of the travel genre in the modern Russian literature.

Keywords: cycle of poems, image of traveler, composition, plot.

Современная поэзия является предметом многих дискуссий среди исследователей и критиков. Сложности в этих спорах вызывают изменение идеологических и нравственных взглядов, становление новых художественных парадигм, утверждение разного рода ритмических и языковых экспериментов. В целом, для поэтического процесса современности характерны: развитие в двух направлениях - «авангардной» и «традиционной»; орфографические, семантические и ритмические эксперименты; активная прозаизация поэзии; размывание жанровых форм; многостилевой характер поэзии.

Наиболее интересным в этом отношении является лирический цикл путешествий. Это жанровое образованием, которое сформировалось благодаря синтезу таких форм как поэтический цикл и травелог. В современной поэзии лирический цикл путешествий, претерпевая различные изменения, продолжает существовать и в традиционной форме. Образцом классического текста данного жанрового образования можно назвать «Stockholm» Е. Завершневой.

Данный лирический цикл путешествий состоит из 8 стихотворений, каждое из которых является самостоятельным произведением и одновременно с этим - частью большого произведения - цикла.

Стержнем произведения является образ путешественника. Следует отметить, что эта категория представлена нетрадиционно, поскольку у героини есть безымянный попутчик.

Вместе они организовывают систему персонажей, которая не утвердилась как жанровый признак цикла путешествий, но отсылает нас к одному из первых, классических текстов данной формы - к циклу А. Мицкевича «Крымские сонеты», в котором систему персонажей составляют Пилигрим и Мирза.

Сюжет в поэтическом тексте Е. Завершневой развивается благодаря маршруту. Путешествие начинается у гранитных скал-островов, которые называются шхерами. Здесь лирическая героиня со своим попутчиком с кормы рыбацкой лодки наблюдают, как «извилистый берег/ раскрывается повторяя себя» [4, с. 10], в бинокль рассматривают пристань с одинокими домами и запретными знаками швартовки. Далее они оказываются на набережной, которая пестрит именами яхт: «Таави Лена Эсмеральда» [4, с. 12]. Все здесь размеренно и дышит спокойствием:

цветы в горшках герани и бегонии по случаю хорошей погоды выставлены на палубу

у бортика

бутылка из-под пива на донышке дождевая вода

при входе много обуви взрослой и детской ящик с инструментами канаты гвозди [4, с. 12]

С набережной путешественники отправляются в центральную часть города, которая расположена на острове Сёдермальм. В этом районе все им кажется вполне обыденным:

обыкновенные дома смотреть нечего одна высоченная кирха новая из красного кирпича в ней почти не служат нет прихожан [4, с. 13]

Далее, прогулявшись по набережной, наполненной отелями на первой линии, музеями без посетителей и парусниками с убранными парусами, лирическая героиня со спутником оказываются в гостинице. Здесь, преисполненные эмоциями и впечатлениями, они размышляют над местным колоритом и над менталитетом стокгольмцев:

посмеялись конечно над наивностью местных которые всюду видят праздник в бумажной короне настоящую в куске стекла инсталляцию и пьют из пластиковых стаканчиков дорогое вино

хотя если вдуматься сказал ты но они не вдумываются они видят как есть белое море синее солнце которое никуда не исчезает не заходит за горизонт а только становится голубым на закате [4, с. 15]

После отдыха в гостиничном номере герои отправляются дальше изучать «город детей/ выглядывающих/ из игрушечных домиков» [4, с. 16]. Они оказываются в районе Гамла стан, который станет финальной точкой их маршрута. Это исторический центр, место, где зародился Стокгольм. Лирическая героиня сравнивает его с затонувшим флагманским кораблем, который «поднимается из воды/ при полной оснастке» [4, с. 17].

В последнем стихотворении цикла звучит вывод лирической героини, ее общее субъективное впечатление. Столица Скандинавии не смогла влюбить в себя путешественницу, очаровать своей строгой северной красотой и размеренным течением жизни:

<.. .> на улицах ни крошки скверы памятники шпили прямое продолжение открыток

у города глаза без зрачков исполинские надбровные дуги монолитное тело найти себе что-то на память невозможно выступов нет не за что зацепиться

остается блеклая вода гранитная пыль для нас городских голубей серые розовые зерна восходов на твоих нескончаемых набережных Стокгольм [4, с. 16]

Объединенные под общим заглавием все части цикла при последовательном прочтении складываются в единство, в котором читатель обнаруживает пройденный путешественниками путь и детализированный городской пейзаж Стокгольма.

Автор, следуя традициям данного жанрового образования, с другой стороны, привносит в него авангардные тенденции современной поэзии. Текст полностью лишен знаков препинания, написан верлибром с многочисленными анжамбеманами. Благодаря этому текст получил прозаизированную интонацию, а также передал минорное настроение лирической героини.

Кроме того, интерес представляет и заголовочный комплекс цикла. В каждом стихотворении функцию заглавия берет на себя первая строка, выделенная авторским курсивом. Таким решением автор демонстрирует самостоятельность каждой части цикла и в то же время создает эффект непрерывности повествования.

Следует отметить и использование в тексте оригинальных названий стокгольмских районов - Sodermahlm, GamlaStan. Отказ от их написания кириллицей подчеркивает позицию лирической героини, не очаровавшейся холодным ландшафтом шведской столицы. Такой прием также придает тексту минорный характер настроения.

Таким образом, текст «Stockholm» демонстрирует современный авторский подход к традиционной форме лирического цикла путешествия. Е. Завершнева экспериментирует не с его структурой, а с приемами передачи поэтических впечатлений от поездки. Тем самым поэт делает данное жанровое образование созвучным современным тенденциям отечественной поэзии. С одной стороны, в нем реализованы все характерные черты данной

жанровой разновидности: есть образ путешественника и маршрут, мотив дороги и общее заглавие, все стихотворения в цикле в отдельности являются самостоятельными произведениями, а при последовательном прочтении складываются в единство, в котором читатель обнаруживает детализированный городской пейзаж Стокгольма. Но, с другой стороны, автор привносит в традицию модные тенденции современной поэзии. Текст полностью лишен знаков препинания, написан верлибром с многочисленными анжамбеманами. Тем не менее, такое авторское решение оказалось достаточно удачным. Текст не только получил прозаизированную интонацию, но и передал минорное настроение произведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гареева Л. Н. Вопросы теории цикла (лирического и прозаического) // «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева: Вопросы поэтики. - Ижевск: УдГУ, 2004. -С. 19-82.

2. Гудкова С. П. Современная русская поэзия (проблематика, поэтика, судьбы крупных жанровых форм). - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. - 300 с.

3. Гудкова С. П., Шаронова Е. А., Дубровская С. А. Специфика художественного преломления блоковских традиций в книге стихов П. Громова «Вне» (2014) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 11-12. - С. 45-50.

4. Завершнева Е. Stockholm // Напросвет. - СПб.: Свое издательство, 2015. -С. 10-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.