Научная статья на тему 'Образ США в современной российской прессе (на примере «Новой газеты»)'

Образ США в современной российской прессе (на примере «Новой газеты») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
610
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ПРЕССА / "НОВАЯ ГАЗЕТА" / ОБРАЗ США / ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕДИАПЕРСОНЫ / THE MODERN RUSSIAN PRESS / "NOVAYA GAZETA" / IMAGE OF THE USA / THEMATIC SPACE / MEDIA PEOPLE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Середа Виктория Владимировна

Статья посвящена исследованию образа США в «Новой газете». Доказано, что издание демонстрирует устойчивый интерес к событиям, происходящим в США. Установлено, что в тематическом пространстве выявленных публикаций доминирует политическая сфера, одним из главных информационных поводов была предвыборная гонка, а ведущими медиаперсонами были американские политики, однако издание проявляло интерес и к темам культуры, социума, реже спорта, криминала и науки, создавая многокомпонентный образ США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE USA IN THE MODERN RUSSIAN PRESS (BY THE EXAMPLE OF “NOVAYA GAZETA”)

The article is devoted to the study of the image of the USA in “Novaya Gazeta”. It is proved that the newspaper shows the sustained interest in the events taking place in the United States. It is ascertained that in the thematic space of the identified publications the political sphere dominates, and one of the main newsbreaks was the election race, and the leading media people were American politicians, but the newspaper showed the interest in the themes of culture, society, less often sports, crime and science, creating the multicomponent image of the USA.

Текст научной работы на тему «Образ США в современной российской прессе (на примере «Новой газеты»)»

Середа Виктория Владимировна

ОБРАЗ США В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРЕССЕ (НА ПРИМЕРЕ "НОВОЙ ГАЗЕТЫ")

Статья посвящена исследованию образа США в "Новой газете". Доказано, что издание демонстрирует устойчивый интерес к событиям, происходящим в США. Установлено, что в тематическом пространстве выявленных публикаций доминирует политическая сфера, одним из главных информационных поводов была предвыборная гонка, а ведущими медиаперсонами были американские политики, однако издание проявляло интерес и к темам культуры, социума, реже - спорта, криминала и науки, создавая многокомпонентный образ США. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2017/6-2/14.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 6(72): в 3-х ч. Ч. 2. C. 52-55. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2017/6-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

3. Анисимкова М. К. Танья-богатырь [Электронный ресурс]. URL: http://litHfexlub/br/?b=240839&p=7 (дата обращения: 02.04.2017).

4. Баевский В. С., Романова И. В., Самойлова Т. А. Русская лирика XIX-XX веков в диахронии и синхронии [Электронный ресурс]. URL: http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-9-html/baevskii/baevsky.htm (дата обращения: 02.04.2017).

5. Грысык Н. Е. Щука в верованиях, обрядах и фольклоре русских // Из культурного наследия народов Восточной Европы: сборник статей / отв. ред. Т. В. Станюкович. СПб.: Наука, 1992. С. 56-61.

6. Карнаухова Г. Русские богатыри (сборник) [Электронный ресурс]. URL: http://detectivebooks.ru/book/34469113/ ?page=3 (дата обращения: 04.04.2017).

7. Сабинина Ю., Самсоненко М. Последний богатырь северной земли [Электронный ресурс]. URL: http://old.t-i.ru/ article/14603/ (дата обращения: 04.04.2017).

8. Себелева А. В. Трансформация архетипов и мифологем в творчестве ханты и манси // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 8 февраля 2013 года). Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. Ч. III. С. 128-129.

9. Себелева А. В., Рымарева Е. Н. Понятие «архетип» и мифология обских угров: теоретический аспект // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 12 (66): в 4-х ч. Ч. 2. С. 34-37.

10. Юнг К. Г. Архетип и символ [Электронный ресурс]. URL: https://refdb.ru/look/2008309.html (дата обращения: 04. 07. 2017).

ARCHETYPES AND MYTHOLOGEMES IN THE LITERARY MYTHS BY E. D. AIPIN "MASAI-BOGATYR" AND M. K ANISIMKOVA "TAN'YA-BOGATYR"

Rymareva Elena Nikolaevna Sebeleva Anastasiya Valerievna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Nizhnevartovsk State University Rymareva-EN@te. ru; sebelevaa@mail. ru

The article discusses the interdependence of the terms "mythologeme" and "archetype", explains the essence of their perception by the consciousness of literary artists by the example of E. Aipin's literary myths "Masai-Bogatyr" and M. K. Anisimkova's "Tan'ya-Bogatyr". The authors substantiate the position that archetypical meanings are present in the text regardless of the writer's creative individuality. They are organically inherent in all literature, despite its national and temporal identity. Mythologemes, as components of mythmaking, are the basic models for creating literary myths and unite in one space archaic thinking and individual author's myth-making.

Key words and phrases: mythologeme; archetype; literary myth; E. D. Aipin; M. K. Anisimkova; the Khanty epos; archetype of house; archetype of wife; archetype of hero; cultural tradition.

УДК 070.19

Статья посвящена исследованию образа США в «Новой газете». Доказано, что издание демонстрирует устойчивый интерес к событиям, происходящим в США. Установлено, что в тематическом пространстве выявленных публикаций доминирует политическая сфера, одним из главных информационных поводов была предвыборная гонка, а ведущими медиаперсонами были американские политики, однако издание проявляло интерес и к темам культуры, социума, реже - спорта, криминала и науки, создавая многокомпонентный образ США.

Ключевые слова и фразы: современная российская пресса; «Новая газета»; образ США; тематическое пространство; медиаперсоны.

Середа Виктория Владимировна

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь victoriaghost@mail. гы

ОБРАЗ США В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРЕССЕ (НА ПРИМЕРЕ «НОВОЙ ГАЗЕТЫ»)

На современном этапе вырос научный интерес к исследованию медиаобразов различных стран. Так, например, стоит назвать диссертационное исследование Е. Н. Богдан, в котором понятие «медиаобраз» «обозначает то суммарное представление о стране, которое создается средствами массовой информации в результате отражения в журналистских материалах тех или иных ее черт, тех или иных сторон ее жизни» [2].

В журналистской науке заметен интерес к отражению в СМИ образа США. Есть работы, посвященные историческому аспекту [1; 17], созданию образа США в британском медиадискурсе [6], в современной российской прессе [9] и зарубежных изданиях [8].

Цель нашего исследования - выявить специфику образа США в современном российском общественно-политическом издании «Новая газета», характеризующемся современными учеными следующим образом: «.. .отражает взгляды либеральной части российского общества, активно борется за свободу выражения мнений,

проводит серьезные журналистские расследования, связанные с незаконной деятельностью государственных и коммерческих структур» [18]. Хронологические рамки исследования были ограничены 2016 годом.

Анализ издания показал, что журналисты «Новой газеты» в 2016 году часто пишут о Соединенных Штатах Америки или упоминают их в своих публикациях. В ходе исследования нами были рассмотрены все 144 номера издания за выбранный период. Выявлено 163 публикации о США и 151 упоминание о них в текстах. При этом упоминания - это полноценные реплики, где раскрываются сущностные особенности образа США. В среднем в каждом номере есть обращение к данной теме, и можно говорить об устойчивом интересе редакции и журналистов «Новой газеты» к происходящему в этой стране.

Тематическое пространство текстов о США в «Новой газете» можно разделить на несколько блоков: политика, экономика, культура, общество. Из редких - спорт, криминал, наука.

Авторы издания чаще всего в 2016 году освещали жизнь США через призму политики - этот блок самый многочисленный в газете (96 материалов, что составляет 59% в общем массиве выявленных текстов), что закономерно, поскольку она по области информационного внимания относится к типу общественно-политических изданий.

Одним из самых главных информационных поводов для публикаций о США в «Новой газете» стала предвыборная гонка. Уже в первых материалах звучала мысль о том, что «нынешний настрой вашингтонского внешнеполитического истеблишмента по отношению к нашей стране крайне негативный» и «российская и американская политические системы имеют больше общего, чем, например, китайская и американская» [7]. Выборы нового президента расценивались авторами как одни из самых скандальных и непредсказуемых за всю историю США. «Новая газета» проявила большой интерес к предвыборным дебатам, знакомила читательскую аудиторию с «громкими» репликами выдвиженцев, казусами и «черным пиаром», в том числе с всплывающими «грязными» фактами многолетней давности. Например, рассказывала о компромате на одного из кандидатов - его разговоре с журналистом в автобусе 11 лет назад: «Самая "живописная" часть высказываний Трампа (она же и наиболее натуралистичная) изобиловала нецензурщиной. В общем - кандидат показал себя настоящим самцом» [13].

Журналисты пристально следили за ходом предвыборной гонки и информировали аудиторию о прогнозах по ее исходу, полученных из авторитетных источников: «По данным CNN, Трамп снова заметно проиграл: 57% опрошенных отдали победу Клинтон, 34% - ему. В опросе сайта YouGov 47% отдали победу Клинтон, 42% - Трампу» [Там же].

Осветив победу на выборах Дональда Трампа, авторы стали писать о расколе общества, протестах, эмиграции в Канаду, провале индустрии экспертов и предсказателей. На наш взгляд, продемонстрировав повышенный интерес к выборам в США, «Новая газета» транслировала образ Америки как государства-лидера на мировой политической арене.

В 2016 году журналисты регулярно освещали действия США в Сирии. В текстах говорилось о несхожести взглядов России и Америки по решению конфликта в этой стране и о том, что часто стороны не могут договориться: «Министр обороны Эштон Картер, председатель объединенного комитета начальников штабов генерал Джозеф Данфорд и директор ЦРУ Джон Бреннан представили на совещании в Белом доме свой план, призывая "причинить русским настоящую боль, если они нарушат соглашение"» [14]. Также отмечалось, что по одному из планов военных США предусмотрено «расширение скрытой военной помощи отрядам оппозиции, попавшим под российские авианалеты, и планирование наступательных операций. Это может втянуть США в "опосредованную войну" с Россией» [Там же]. Подобные тексты формировали образ Америки как агрессивного противника. Этому же служила информация о роли США в НАТО: «Военные расходы Вашингтона - это примерно 4,5% их ВВП. <...> Расходы стран ЕС на оборонные исследования упали на треть за 10 лет, из-за чего Европа зависит от Америки в области новейших вооружений» [9].

В этих публикациях появились отсылки к «холодной войне»: «Россия и США возвращаются к "спирали холодной войны"» [12]. Собственный корреспондент «Новой газеты» в Вашингтоне А. Панов утверждал, что еще шесть лет назад американские политики не воспринимали Россию как главную угрозу, но ситуация изменилась: «Сейчас Россия стала основной темой при обсуждении доклада разведки на Капитолийском холме, потеснив ИГИЛ и Иран» [Там же].

Следующий крупный блок выявленных текстов - о культуре США (26 материалов, что составляет 16% от общего массива анализируемых публикаций). Журналисты «Новой газеты» часто обращались к новинкам кинематографа, сериалам, кинопремиям, новостям из мира литературы и музыки, часто писали о талантливых актерах и режиссерах. Этот блок материалов представлял читателям «Новой газеты» США как страну с развитыми кинематографом и музыкой, диктующими моду всему миру.

Авторы «Новой газеты» обращались также к теме американского социума. В 23 материалах, составивших этот блок, шла речь о политических традициях, об организации правопорядка силами общества, об отношении американцев к русским и русской культуре и т.д. Встречались отсылки к прошлому США для сравнения с современностью, иногда в ироничной форме: «В сущности, это - тот пролетарский рай, который старая добрая Америка построила, а новая и злая - отобрала. Закрылись заводы и фабрики. На их месте, пользуясь видом из окна, выросли многоэтажки с квартирами за миллион» [5]. Говорилось об отношении общества к выборам: «В каждом палисаднике плакат в поддержку Трампа или Сандерса» [Там же].

Значительно реже в «Новой газете» появлялась информация о новостях спортивной жизни в США (10 публикаций), в том числе большой материал был опубликован в связи с кончиной известного американского

боксера Мохаммеда Али. Освещение криминальных событий носило эпизодический характер (всего 5 материалов за год), однако характеризовало Соединенные Штаты Америки как страну, в которой может быть небезопасно. В одной из таких публикаций шла речь об актуализации в США проблемы расизма: «.. .афроамериканец, ветеран вооруженных сил США Мика Джонсон, убил пятерых белых полицейских в Далласе, штат Техас, в стране снова вспыхнуло обсуждение расового вопроса» [7].

Единичными были тексты на тему науки (всего 3). «Новая газета» представила отдельные научные направления и отозвалась на уход из жизни основателя футурологии Элвина Тоффлера: «Его ключевые труды - "Футуршок", "Третья волна", "Метаморфозы власти" — всколыхнули мир» [16].

Анализ текстов, в которых Соединенные Штаты Америки только упоминались, позволил определить, что журналисты обращались к опыту США при освещении таких тем, как политика (в 52 случаях), культура (в 33 случаях), экономика (в 30 случаях), социум (в 19 случаях), спорт (в 16 случаях). В политических публикациях США чаще всего выступали как активное государство, участвующее во всех ключевых событиях мировой арены, в экономических - как страна с сильной экономикой, но в то же время подверженной кризисам. Упоминание США позволяло авторам провести некие аналогии с американским опытом.

Таким образом, выявлен стабильный интерес издания к этой стране, в первую очередь к политической сфере, а также к культурной жизни и социальным реалиям.

Исследование медиаперсон в публикациях о Соединенных Штатах Америки подтвердило этот вывод. «Новая газета» в 2016 году чаще всего обращалась к политическим деятелям. Лидером по количеству публикаций и упоминаний являлся Дональд Трамп (всего в 79 материалах). Его характеризовали как «непредсказуемого партнера для России и для всего мира», «главного "возмутителя спокойствия"» [15], сообщали о скандальных заявлениях Трампа в период предвыборной кампании: «построить стену на границе с Мексикой, выслать всех (!) нелегальных мигрантов, "закошмарить" Китай торговыми тарифами, запретить въезд в страну мусульман и т.д.» [Там же]. В другой публикации А. Панов, используя аллегорию, назвал политика «новым Гудвином Америки» и иронично охарактеризовал его предвыборные обещания: «С легкостью необыкновенной Трамп обещает решать проблемы. Страшиле - опилки, Дровосеку - шелковое сердце. 11 миллионов нелегалов? Выслать из страны и построить на границе с Мексикой стену, да еще на деньги мексиканской стороны. Торговый дефицит с Китаем? Повысить до неба торговые пошлины» [11]. Газета информировала, что против Трампа как кандидата в президенты выступают не только обычные жители Америки, но и звезды Голливуда, музыканты.

После выборов журналисты «Новой газеты» характеризовали Трампа нейтрально или также негативно: «.республиканцы коварно рассчитывают сделать из президента английскую королеву, которая царствует, но не правит, не смея вмешаться в дела собственной страны» [3].

Второй медиаперсоной по количеству упоминаний в текстах о США была Хиллари Клинтон (в 57 публикациях), которую в газете характеризовали следующим образом: «Хиллари, конечно, лиса, причем - Алиса. Она умна, хитра, всегда себе на уме, знает много и обо всем. Помня, что говорит и к кому обращается, Хиллари ловко манипулирует сторонниками, играя наверняка» [4].

Среди других популярных политических деятелей фигурировали президент США Барак Обама (в 52 материалах) и кандидат в президенты Берни Сандерс (в 31 материале). В текстах также встречались имена госсекретаря Джона Керри, бывших президентов США Билла Клинтона и Джорджа Буша, сенатора Джона Маккейна, Мишель Обамы, Меланьи Трамп, а также представителей киноиндустрии, музыки, литературы, спорта и др.

Исследование образа США в «Новой газете» на современном этапе свидетельствует о многокомпонент-ности образа этой страны в издании. Демонстрируя преимущественный интерес к политической ситуации и ведущим акторам предвыборной гонки, в то же время журналисты смогли избежать односторонности в отражении жизни в США и представляли их как страну с развитой кино- и музыкальной индустрией, а также знакомили читательскую аудиторию с известными американскими спортсменами, писателями, учеными.

Список источников

1. Арустамова А. А. Образы России и Америки на страницах журнала «Земля Колумба» // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2013. № 3 (23). С. 152-157.

2. Богдан Е. Н. Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно-функциональные характеристики: дисс. ... к. филол. н. М., 2007. 224 с.

3. Генис А. Белая печка с черным пятном // Новая газета. 2016. 14 ноября.

4. Генис А. Еж и лиса // Новая газета. 2016. 13 мая.

5. Генис А. Закат пролетария // Новая газета. 2016. 8 июля.

6. Кожина Н. Б. О роле цитации в создании образа США в британском медиадискурсе (на материале газеты «The Independent») // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2013. № 1 (21). С. 19-23.

7. Костяев С. Наших там нет // Новая газета. 2016. 15 февраля.

8. Лобанова Т. Н. США в новых медиа КНР: лингвомедийные технологии создания образа // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). С. 84-92.

9. Минеев А. Америка и Европа успокаивают друг друга // Новая газета. 2016. 9 декабря.

10. Морозова О. В. Образ России и США в российской прессе как реализация коммуникативной категории «свой - чужой» // Известия Саратовского университета. Серия: Филология. Журналистика. 2015. Т. 15. № 2. С. 34-39.

11. Панов А. Новый Гудвин Америки // Новая газета. 2016. 25 июля.

12. Панов А. По данным разведки // Новая газета. 2016. 12 февраля.

13. Панов А. Секс интересной политики // Новая газета. 2016. 12 октября.

14. Панов А. Хочешь мира - готовься к «опосредованной войне» // Новая газета. 2016. 26 февраля.

15. Панов А. Что обещает Трамп? // Новая газета. 2016. 25 июля.

16. Петров Д. Хаос, ужас и третья волна // Новая газета. 2016. 11 июля.

17. Путенихина А. В. Трансформация образа США в советской прессе в период окончания Второй мировой войны (1945-1949) // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2015. № 2 (9). С. 56-60.

18. Черепова Т. Н. Ценностный аспект телевизионной критики в «Новой газете» // Журналистский ежегодник. Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2014. № 3. С. 78-80.

THE IMAGE OF THE USA IN THE MODERN RUSSIAN PRESS (BY THE EXAMPLE OF "NOVAYA GAZETA")

Sereda Viktoriya Vladimirovna

North-Caucasus Federal University, Stavropol victoriaghost@mail. ru

The article is devoted to the study of the image of the USA in "Novaya Gazeta". It is proved that the newspaper shows the sustained interest in the events taking place in the United States. It is ascertained that in the thematic space of the identified publications the political sphere dominates, and one of the main newsbreaks was the election race, and the leading media people were American politicians, but the newspaper showed the interest in the themes of culture, society, less often - sports, crime and science, creating the multicomponent image of the USA.

Key words and phrases: the modern Russian press; "Novaya Gazeta"; image of the USA; thematic space; media people.

УДК 82-14

Целью статьи является проведение художественного анализа краткостиший чувашского поэта С. Азамат, выявление особенностей традиций фольклора и восточной лирики. Было замечено, что обращение к краткости в форме, восточным традициям становится особенно характерным для переходных периодов в развития литературы. Особенностями одностиший является использование слов с близким звучанием, трансляция через них особого смысла. В трехстишиях поэт изображает пейзажные зарисовки, периоды изменения любовного чувства, для четверостиший характерно изображение внутреннего мира лирического героя параллельно с пейзажем. Сочетание восточной поэтики и традиций чувашского фольклора характерно и для чувашскоязычных, и для русскоязычных стихотворений. Таким образом, стремление к краткости, выражение в них глубокого смысла есть синтез художественного замысла автора, влияния традиций чувашского фольклора и восточной литературы.

Ключевые слова и фразы: стихотворение; поэтика; восточные традиции; краткостишие; чувашский фольклор; стихотворные жанры; синтез; образный параллелизм; слова-символы; С. Азамат.

Софронова Ирина Владимировна, к. филол. н., доцент

Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары muxtar2@yandex. гы

ОСОБЕННОСТИ КРАТКОСТИШИЙ С. АЗАМАТ

Расцвет поэзии С. Азамат пришелся на 1990-2000-е гг. Данный переходный период в чувашской литературе характеризуется «как период поиска новых форм. Поэты обращаются к народным поэтическим традициям» [3, с. 195], придают своим произведениям необычные формы, обращаются к традициям восточной литературы. Для раннего периода творчества С. Азамат характерно использование произведений большого объема, многословность. Ею написаны поэмы «Тяжелые думы», «Разговор с Михаилом Сеспелем», «Пусть будет легкой земля государства Волжской Булгарии», триптихи, более 20 циклов стихотворений. Её беспокоит судьба народа, духовная чистота, чистое имя, взаимоотношение человека с природой... Так как поток мысли не умещается в одно стихотворение, оно перерастает в цикл, поэму. Нередко произведения носят публицистический характер. Со временем поэтесса обращается к кратким по форме стихотворениям. Она предпочитает передавать свои мысли коротко, выбирать только главное. В содержании краткостиший С. Азамат проявляется влияние традиций чувашского фольклора и восточной литературы, сказывается песенный талант поэтессы.

Свои краткостишия С. Азамат создает на чувашском и русском языках. Выросшая с русской бабушкой, оба языка она воспринимает как родные. В первый раз краткостишия появляются в книге «Стихи под настроение» (1996). Здесь они не часты, представляют собой небольшие замечания о жизни, людских взаимоотношениях. Книга «Радость» (2003) состоит из стихотворений, содержание которых сводится к небольшим жизненным зарисовкам, размышлениям. Здесь дву- и трехстишия создают основу издания. В сборниках «В приоткрытую дверь.» (2002, на русском), «С намёком.» (2010, на чувашском) представлены краткостишия, состоящие от 1 до 10 строк. Каждое такое мини-стихотворение имеет свою особую структуру, композицию, тематику,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.