Научная статья на тему 'Образ Средневековья в школьном образовании стран Западных Балкан в начале XXI века'

Образ Средневековья в школьном образовании стран Западных Балкан в начале XXI века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
133
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Vox medii aevi
Область наук
Ключевые слова
Албания / Босния и Герцеговина / Западные Балканы / историческая память / Косово / политика в области истории / политика памяти / Северная Македония / Сербия / Средние века / школьное образование / Albania / Bosnia and Herzegovina / historical memory / Kosovo / Middle Ages / North Macedonia / politics of memory / school education / Serbia / Western Balkans

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колосков Евгений Андреевич

Статья посвящена изучению образа средневековой истории в школьном образовании стран Западных Балкан. К этому региону относятся Республика Албания, Босния и Герцеговина, Республика Северная Македония, Республика Сербия и т. н. «Республика Косово». Анализ проведен по срезу ключевых исторических мифологем средневековой истории региона, в основном на материале школьных учебников. Наибольшее внимание в нашем исследовании уделяется войнам памяти вокруг исторической мифологии стран региона и взаимодействию всемирной, региональной и национальной историй. В рамках исследования выявлены и рассмотрены общие черты и различия учебных программ, особенности восприятия мировой и региональной истории странами региона, временные границы и ключевые сюжеты истории Средних веков. Мы пришли к выводу, что национальная история стран этого региона старательно вписывается в контекст всеобщей, в первую очередь европейской, истории путем выявления связей между регионом, страной и общеевропейскими историческими процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Image of the Middle Ages in the School Education of the Western Balkan Countries at the Beginning of the 21st Century

The article analyses the image of medieval history in the school education of the Western Balkans. The countries of the region include the Republic of Albania, Bosnia and Herzegovina, the Republic of of North Macedonia, the Republic of Serbia, and the so-called “Republic of Kosovo”. The study examines the key historical myths of the region’s medieval history through an analysis of memory wars related to the Western Balkans’ historical mythology and the interaction of global, regional, and national histories as they are represented in the school textbooks. The present study identifies common features and differences of curricula in the named countries, their distinct perceptions of world and regional histories, as well as the variations in temporal borders and key subjects of the Middle Ages. The author concludes that the national history of the Western Balkan countries fits carefully into the context of global — primarily European — history, by drawing comparisons between a region, a country, and pan-European processes.

Текст научной работы на тему «Образ Средневековья в школьном образовании стран Западных Балкан в начале XXI века»

КОЛОСКОВ ЕВГЕНИЙ АНДРЕЕВИЧ

Кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории международных отношений Факультета международных отношений, Санкт-Петербургский государственный университет eakoLoskov@gmaiL.com http://sir.spbu.ru/profs/?id=403

Образ Средневековья в школьном образовании стран Западных Балкан в начале XXI века

Статья посвящена изучению образа средневековой истории в школьном образовании стран Западных Балкан. К этому региону относятся Республика Албания, Босния и Герцеговина, Республика Северная Македония, Республика Сербия и т. н. «Республика Косово». Анализ проведен по срезу ключевых исторических мифологем средневековой истории региона, в основном на материале школьных учебников. Наибольшее внимание в нашем исследовании уделяется войнам памяти вокруг исторической мифологии стран региона и взаимодействию всемирной, региональной и национальной историй. В рамках исследования выявлены и рассмотрены общие черты и различия учебных программ, особенности восприятия мировой и региональной истории странами региона, временные границы и ключевые сюжеты истории Средних веков. Мы пришли к выводу, что национальная история стран этого региона старательно вписывается в контекст всеобщей, в первую очередь европейской, истории путем выявления связей между регионом, страной и общеевропейскими историческими процессами.

Ключевые слова: Албания; Босния и Герцеговина; Западные Балканы; историческая память; Косово; политика в области истории; политика памяти; Северная Македония; Сербия; Средние века; школьное образование.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Колосков Е. А. Образ Средневековья в школьном образовании стран Западных Балкан в начале XXI века [Электронный ресурс] // Vox medii aevi. 2019. Vol. 2(5). С. 88-101. URL: http://voxmediiaevi. com/2019-2-koloskov

EVGENY KOLOSKOV

Candidate of Sciences (History), Associate Professor at the Department of Theory and History of International Relations, Saint Petersburg State University eakoloskov@gmail.com http://sir.spbu.ru/profs/?id=403

The Image of the Middle Ages in the School Education of the Western Balkan Countries at the Beginning of the 21st Century

The article analyses the image of medieval history in the school education of the Western Balkans. The countries of the region include the Republic of Albania, Bosnia and Herzegovina, the Republic of of North Macedonia, the Republic of Serbia, and the so-called "Republic of Kosovo". The study examines the key historical myths of the region's medieval history through an analysis of memory wars related to the Western Balkans' historical mythology and the interaction of global, regional, and national histories as they are represented in the school textbooks. The present study identifies common features and differences of curricula in the named countries, their distinct perceptions of world and regional histories, as well as the variations in temporal borders and key subjects of the Middle Ages. The author concludes that the national history of the Western Balkan countries fits carefully into the context of global- primarily European- history, by drawing comparisons between a region, a country, and pan-European processes.

Key words: Albania; Bosnia and Herzegovina; historical memory; Kosovo; Middle Ages; North Macedonia; politics of memory; school education; Serbia; Western Balkans.

FOR CITATION

Колосков Е. А. Образ Средневековья в школьном образовании стран Западных Балкан в начале XXI века [Digital Resource] [Koloskov E. The Image of the Middle Ages in the School Education of the Western Balkan Countries at the Beginning of the 21st Century] // Vox medii aevi. 2019. Vol. 2(5). P. 88-101. URL: http://voxmediiaevi. com/2019-2-koloskov

ЕВГЕНИЙ КОЛОСКОВ

Образ Средневековья в школьном образовании стран Западных Балкан в начале XXI века

После банкротства социалистических моделей развития и трансформации политических режимов в Балканских странах остро встал вопрос формирования новой национальной мифологии1. В условиях отказа от революционной традиции и, зачастую, невостребованности социалистического прошлого, средневековая история оказалась важнейшим элементом формирования мифологии национализма, ставшего одним из ключевых факторов серии кризисов на Балканах в последнее десятилетие ХХ в. Здесь можно вспомнить хрестоматийный Косовский миф или другие средневековые сюжеты, которые оказали значительное влияние на процессы национальной мобилизации на Балканах, приведшие к межэтническим конфликтам.

После череды конфликтов, в том числе вооруженных, произошло переосмысление национальной мифологии в соответствии с новыми политическими реалиями региона, а именно с активизацией процесса евро-атлантической интеграции и, как следствие, с требованием предотвращения создания «негативного прошлого», основанного на средневековой мифологии, которое могло бы снова привести к очередным войнам памяти. Эти процессы способствовали смягчению радикальной национальной риторики и пересмотру многих пассажей, характерных для периода 1990-х гг., в том числе и в школьных учебниках по истории.

Тема исследования учебников и методики преподавания истории начала разрабатываться в исторической науке Марком Ферро2. Существуют также и фундаментальные работы,

1. Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ. Проект № 19-0900163.

2. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира / пер. с фр. Е. И.Лебедевой. М., 2010. Первое издание: Ferro М. Comment on raconte l'histoire aux enfants: à travers le monde entier. Paris, 1981.

© Е. Колосков, 2019

посвященные изучению исторической памяти стран Балканского полуострова3; однако, за исключением отдельных тем, как то история Косово4, медиевализму в современном школьном образовании Балканских стран не посвящено отдельных исследований.

Источниками нашего исследования являются школьные учебники, атласы и пособия, используемые в образовательных программах стран региона Западные Балканы, а именно Албании, Боснии и Герцеговины, Республики Северная Македония, и Сербии, включая т. н. Республику Косово, изданные в период 2009-2018 гг., а также результаты интервью с педагогами и историками региона, проведенные автором в вышеуказанных странах в 2017-2019 гг. Анализ проведен по срезу ключевых исторических мифологем средневековой истории региона, а именно таких сюжетов, как формирование государственности, период независимого существования, описание соседних народов и пантеона национальных героев. Наибольшее внимание в нашем исследовании уделяется моментам «войн памяти», спровоцированных исторической мифологией стран региона5.

Важно отметить, что уровень профессионального образования авторов учебников и их сферы научных интересов весьма разнятся в зависимости от возможностей национальной исторической науки каждой из исследуемых стран. Если среди авторов сербских учебников мы можем встретить таких именитых и международно признанных специалистов по истории Средних веков, как академик С. Чиркович и профессор С. Марьянович-Душанич6, то авторами боснийских, македонских, косовских и албанских учебников являются в основном специалисты по преподаванию истории в школе, а случаи привлечения профессиональных историков к работам над отдельными разделами в рамках коллективного авторства — единичны7.

В системах школьного образования стран Западных Балкан практически нет характерного для преподавания истории в российской средней школе разделения на отечественную и всемирную историю. Национальная история стран региона

3. Ancic M. Sto "svi znaju" i sto je "svima jasno": Historiografija i nacionalizam. Zagreb, 2008; Ancic M. Kako danas citati studije Franje Rackoga // Racki F. Nutarnje stanje Hrvatske prije XII. stoljeca. Zagreb, 2009. S. VII-XXXVIII; RametS.P. Dead Kings and National Myths: Why Myths of Founding and Martyrdom Are Important // Civic

and Uncivic Values. Serbia in the Post-Milosevic Era. Budapest, 2011. Р. 267-298.

4. Kostovicova D. Kosovo: the Politics of Identity and Space. London; New York, 2005; Popovic V Udzbenici na Kosovu

i u Srbiji sluze za mobilizaciju novih ratnika, stanje kao u ogledalu / Glas Amerike (VOA) [Электронный ресурс]. URL: https://www.glasamerike.net/a/ udzbenici-na-kosovu-i-u-srbiji-sluze-za-mobilizaciju-novih-ratnika-stanje-kao-u-ogledalu/4942275.html (дата обращения: 31.07.2019).

5. Kaufman S. J. Modern Hatreds: The Symbolic Politics of Ethnic War. Ithaca, 2001; Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика

в Закавказье. М., 2003; Ramet S. P. 1) Thinking about Yugoslavia: Scholarly Debates about the Yugoslav Breakup and the Wars in Bosnia and Kosovo. Cambridge, 2005; 2) Trajectories of Post-Communist Transformation: Myths and Rival Theories about Change in Central and Southeastern Europe // Journal of International Affairs. 2013. №18(2). P. 57-89.

6. Мар}анивиЬ-ДушаниЬ С, Шуица М. Истор^а: за II разред гимназ^е општег и друштвено^езичког смера. Београд, 2009; ЪиркоеиЪ С. Истор^а: за II разред гимназ^е природнаматематичког-смера. Београд, 2012.

7. См. например: Бошковски М. и др. Истор^а: за II година гимназ^ско образован^ Ско^е, 2006; Ристовски Б. и др. Истор^а за прва год гимназиско образование. Ско^е, 2014.

подается исключительно через призму всемирной истории. Единственным исключением является Албания, где в предвы-пускном классе имеется отдельный курс «Истории албанцев»8. Тем не менее в нашем исследовании мы условно разделяем европоцентричную всемирную историю и историю региона. Подчеркнем, что это разделение, применимое здесь лишь для удобства исследования, не проходит через структуру рассматриваемых учебных пособий: разделы, посвященные истории европейских стран (Франции, Германии и т. д.) могут следовать или предвосхищать разделы по истории непосредственно страны региона.

История западноевропейского Средневековья преподается через привычные для отечественного читателя сюжеты: франки, Арабский халифат, Византия, история церкви, крестовые походы, феодализм. Причем феодализм подается в его «классической» модели: рисунок феодальной лестницы, знакомые термины «феод», «сеньор» и «вассал», дополненные вполне очевидными примерами и иллюстрациями. Одно заметное отличие в выборе и качестве проработки средневековых сюжетов — это значительное преобладание истории Франции по сравнению с другими европейскими странами. История Англии и Германии, например, присутствует не во всех учебниках, а история Италии (представленная, например, историей итальянских городов-государств, а не исключительно Ренессансом) косвенно фигурирует только в албанских и македонских учебниках по истории, а именно в сюжетах, связанных с деятельностью Скандербега9, или в рамках описания экспансии Сицилии в XIII в.10

Значительный раздел в школьных учебниках и атласах стран Западных Балкан посвящен истории Византии. Так, например, в сербских учебниках история Византии занимает одну четверть от объема всего материала, посвященного Средневековью11, а в случае Албании — около одной десятой12. В этих разделах основное внимание уделяется взаимоотношениям Византии со странами региона, процессу христианизации, положению страны в составе империи и его последствиям для национальной культуры.

8. Derguti M, Ferit D. Historia e sh-qiptaréve 12. Рёг к^ёп e 12Чё të shkoltés së mesme. Ткапё, 2012.

9. Derguti M, Treska T. Histori 6. Рёг к^ёп e 7^ё të skol^s 9-vjegare. Ткапё, 2017. F. 52, 68.

10. Бошковски М. и др. Истор^а: за II година гимназ^ско образован^. CKonje, 2006. С. 31.

11. Мар}анивиЬ-ДушаниЬ С, Шуица М. Истор^а... Београд, 2009. C. 45-50, 179-197.

12. Derguti M, Treska T. Histori 6... Ткапё, 2017. F. 39-42; Derguti M, Ferit D. Historia e shqiptaréve 12... Ткапё, 2012. F. 51-53.

Также история Византии появляется в учебниках Косово и Боснии и Герцеговины в разделе, повествующем о «прони-ях», т. е. особом типе феодального владения, характерном для Византии и стран Балканского полуострова. В учебнике Боснии и Герцеговины этому посвящен целый раздел13, а в случае Косово — просто упоминание14.

Что касается непосредственно истории региона, представленной в школьных учебниках анализируемых стран, то главной особенностью мы можем назвать включение в курс истории и тщательное изучение следующих тем: истории Османской империи, истории соседних и других славянских стран, а также истории отдельной страны в контексте истории региона. Разделы, посвященные истории Османской империи, рассказывают ученикам о формировании, организации и военной силе османского общества, о прибытии османов на Балканы, об их завоеваниях, о роли ислама в культуре и развитии стран региона и о периоде нахождения стран региона под властью Порты, акцентируя внимание как на культурном взаимодействии и его последствиях, так и на борьбе с «османским владычеством». Для наглядности мы приведем названия разделов, посвященных Османской империи в учебниках разных стран:

• Сербия: «Вторжение турок в Европу и балканские государства»15;

• Косово: «Албанское сопротивление османскому вторжению»16;

• Македония: «Балканы и Македония под османской властью»17;

• Албания: «Османская империя на Балканах»18;

• Босния и Герцеговина: «Османское царство»19.

Вполне очевиден разброс от негативной оценки в сербском учебнике — «Вторжение турок в Европу и балканские государства» — до нейтральной «Балканы и Македония под османской властью» и практически позитивной «Османская империя на Балканах» и «Османское царство», в случае Албании и Боснии и Герцеговины соответственно.

Ключевой для национальной мифологии стран Западных Балкан Косовский миф20 также совершенно по-разному трактуется в учебниках стран региона:

13. Hasicic A. Historija/Povijest: udzebnik za 7. rayred devetogodisnje osnovne skole. Sarajevo, 2010. S. 13.

14. Rexhepi F, Demaj F. Historia 10. Për gjimnazin e përgjithshëm dhe për gjimnazin e shkencave shoqërore. Prisht^, 2015. F. 156.

15. Мар}анивиЬ-ДушаниЬ С, Шуица М. Истор^а... Београд, 2009. C. 198-239.

16. Rexhepi F, Demaj F. Historia 10... Prisht^, 2015. F. 169-185.

17. Бошковски М. и др. Истор^а... Ско^е, 2006. C. 58-91.

18. Derguti M, Treska T. Histori 6... ^^ё, 2017. F. 66-67.

19. Hasicic A. Historija/Povijest... ^^ё, 2017. S. 118-129.

20. Trgovcevic L. The Kosovo Myth in the First World War // Свети места на Балканите. Благоевград, 1996. С. 331338; Malcolm N. Kosovo: A Short History. New York, 1999; Greenawalt A. Kosovo Myths: Karadzic, Njegos, and the Transformation of Serb Memory // Spaces of identity. 2001. №3(51).

Р. 49-65; Kostovicova D. Kosovo...; Spasic I. The Trauma of Kosovo in Serbian National Narratives // Narrating Trauma: On the Impact of Collective Suffering. New York, 2016. P. 81-106; Ramet S. P. Dead Kings and National Myths... Р. 267-298; КолосковЕ.А. Косовский миф в современной сербской и албанской историографии: этапы и основные тенденции // Studia Slavica et Balcanica Petropoli-tana. 2016. №2. C. 152-168; Зашто jе косовски мит толико присутан у савременоj Срб^и // Нова српска политичка мисао, субота, 09. маj 2009 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.nspm.rs/prenosimo/zasto-je-kosovs-ki-mit-toliko-prisutan-u-savremenoj-srbi-ji.html (дата обращения: 31.07.2019); ВучиниЬM.M. Косовски мит и српски национални идентитет // Нова српска политичка мисао, четвртак, 14. маj 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://www.nspm.rs/kulturna-politika/ kosovski-mit-i-srpski-nacionalni-identitet. html (дата обращения: 31.07.2019); Hrvati «prisvojili» i Kosovsku bitku: U njoj je knez Lazar bio vazal hrvat-skog kralja // Novosti. 18. maj 2018 [Электронный ресурс]. [20] >

Албания: «Силы балканских христиан под командованием серба Лазаря <...> потерпели поражение»21; Босния и Герцеговина: «Поражение сербских феодалов»22;

Косово: «Тяжелые потери», «Победа османов»23; Македония: сражение упоминается в контексте сербской истории24;

Сербия: «Тяжелые потери обеих сторон», «Исход битвы неясен

.25

Мы наблюдаем большой разброс в оценке результатов битвы — от албанского и боснийского «поражения» до сербского «исход битвы неясен». Отметим, что лишь в сербских учебниках Косовской битве посвящен отдельный раздел26; во всех остальных случаях данный сюжет трактуется либо в рамках истории сербской государственности27, либо как эпизод османского завоевания Балкан28.

Что касается репрезентации истории славянских стран региона в школьных учебниках, то мы видим характерное для югославской историографии стремление привязать средневековые славянские государственные образования к республикам, входившим в состав Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ). При этом упоминания удостаивались и другие славянские государственные образования, такие как Держава Само, Великая Моравия, Каран-тания, Пагания, Хум, Травуния, но отсутствовали сюжеты об истории Блатенского и Нитринского княжеств. Отметим, что названия разделов, посвященных истории славянских стран региона, довольно красноречивы и заметно различаются в учебниках исследуемых стран:

• Босния — «Славянские государства Юго-Восточной Европы»29;

• Македония — «Восточная Европа»30;

• Сербия — «Славянский мир»31.

Необходимо уточнить, что при всем разнообразии названий разделов все они, включая «Восточную Европу» в случае Македонии, рассматривают исключительно историю славянских стран от Руси и Польши до Сербии и Болгарии. Как

< [20] URL: https://www.novosti.rs/ vesti/naslovna/drustvo/aktuelno.290. html:728048-%20HRVATI-PRISVOJILI-I-KOSOVSKU-BITKU-U-njoj-je-knez-Lazar-bio-vazal-hrvat-skog-kralja (дата обращения: 31.07.2019).

21. Derguti M, Treska T. Histori 6... Ткапё, 2017. F. 66.

22. Hasicic A. Historija/Povijest... Sarajevo, 2010. S. 119.

23. Rexhepi F, Demaj F. Historia 10... Prisht^, 2015. F. 169.

24. Бошковик М, Мачевска Д. Истор^а за l година средно стручно образование. Ско^е, 2010. С. 84.

25. Мар}анивиЬ-ДушаниЬ С, Шуица М. Истор^а... Београд, 2009. С. 203-204; ЪирковиЪ С. Истор^а... Београд, 2012. С. 75-76.

26. Ibid.

27. Hasicic A. Historija/Povijest... Sarajevo, 2010. S. 119.

28. Бошковик М., Мачевска Д. Истор^а... Ско^е, 2010. С. 84.

29. Hasicic A. Historija/Povijest... Sarajevo, 2010. S. 87-91.

30. Бошковик M., Mачeвcка Д. Истор^а... Ско^е, 2010. С. 59-б1.

31. Mарjанивиh-Душаниh С, Шуица M. Истор^а... Београд, 2009. С. 127-133.

следствие, в соответствующие разделы не включены многие «не-славянские» страны: например, Венгрия и Румыния. В сербских учебниках в разделе «Славянский мир» дается очень подробное описании истории Руси, включая монгольское нашествие и другие ключевые сюжеты32. Отметим также актуализацию темы славянской взаимности33.

В рамках традиционной для региона темы «Борьба за историческое наследие» фигурирует Дубровницкая республика, на историю которой в рассматриваемом регионе активно «претендуют» Сербия и Босния, помимо Хорватии (на территории которой и находится Дубровник), а также Черногории. Интерес к наследию Республики Святого Влаха очевиден: Дубровницкая республика воспринимается на постъюгославском пространстве как один из самых успешных примеров славянской государственности34. Крайне показательна цитата из боснийского учебника: «Дубровницкая республика для Боснии — как Швейцария для современной Европы»35, как и фраза из сербского учебника: «Для сербского средневекового государства Дубровник имел такое же значение, которое имеет Швейцария для современного мира»36. Претендуя на причастность к наследию Республики Святого Влаха, сербские учебники подчеркивают «сербскость» ре-спублики37, а боснийские — особые контакты Дубровницкой республики с Боснией38.

Еще одним неотъемлемым сюжетом школьного курса истории в странах западно-балканского региона является рассказ «о других»: это «не-славянская» история для славянских стран региона (Босния и Герцеговина, Македония, Сербия и Черногория) и история славян для Албании и Косово. Учебники Македонии и Сербии по-разному акцентируют внимание на истории албанцев. В македонских учебниках содержится подробное описание истории албанцев и албанской государственности39, тогда как в сербских учебниках единственное упоминание об албанцах относится к Скандербегу40 в главе «Прекращение государственной самостоятельности балканских стран»41. Отметим, что такая презентация албанской истории в современных сербских учебниках является отказом от югославской

32. Мар]анивиЬ-ДушаниЬ С., Шуица М. Истор^а... Београд, 2009. С. 127-128.

33. Ibid. С. 129.

34. См. например: Vojnovic L. Pad Dubrovnika (1797-1806). Zagreb, 1908 [Электронный ресурс]. URL: https:// archive.org/details/paddubrovnika01vo-jngoog/page/n23 (дата обращения: 31.07.2019); Kristovic I. Dubrovacka Republika prva u Europi zabranila ropstvo, cak 400 godina prije SAD-

a!, Vecernji list, 27. sijecnja 2014 [Электронный ресурс]. URL: https:// www.vecernji.hr/vijesti/dubrovacka-republika-prva-u-europi-zabranila-ropst-vo-cak-400-godina-prije-sad-a-917387 (дата обращения: 31.07.2019).

35. Hasicic A. Historija/Povijest... Sarajevo, 2010. S. 90.

36. Мар]анивиЬ-ДушаниЬ С., Шуица М. Истор^а... Београд, 2009. С. 192.

37. Ibid. С. 193-194.

38. Hasicic A. Historija/Povijest... Sarajevo, 2010. S. 90.

39. Бошковик М, Мачевска Д. Истор^а... Ско^е, 2010. С. 84; Бошковски М. и др. Истор^а... Ско^е, 2006. С. 29-31, 36-39.

40. Геогрий Кастриоти (1405-1468) Скандербег (от османского Искандер-бей) был героем антиосманской борьбы балканских народов в XV в. Он также принимал участие в конфликтах в Италии. С его именем связывают начало активного переселения албанцев на Апеннинский полуостров.

41. Мар}анивиЬ-ДушаниЬ С, Шуица М. Истор^а... Београд, 2009. С. 217.

традиции, которая трактовала Скандербега едва ли не как персонажа сербского героического пантеона42. В случае Боснии, однако, небольшой раздел учебника также отведен истории влахов43.

В албанских учебниках акцент делается на вторжении славян на Балканский полуостров и отдельно подчеркивается их воинственность; в частности раздел, посвященный данному сюжету в косовском учебнике, озаглавлен «Древние славяне и их вторжение»44 и повествует о появлении славян в Косово в IX в.45 Отметим, что истории соседних государств посвящены не только вышеупомянутые главы, но также отдельные атласы, используемые в педагогическом процессе46.

Отечественной, или национальной, истории в рассматриваемых учебниках отводится в среднем от одной четверти до одной трети от всего раздела Средних веков. Наибольшее внимание уделяется национальным героям и зарождению средневековой государственности: для славянских стран это мотив обретения родины, а в случае Косово и Албании подчеркивается их автохтонность. Несколько особняком стоит Македония, где точкой отсчета является античное Македонское царство47.

Национальные герои стран региона немногочисленны:

• Албания: Скандербег;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Босния: Котроманичи и в особенности Твртко I48;

• Косово: Скандербег;

• Македония: Краль Марко49, Скандербег;

• Сербия: Неманичи50 и герои Косовского цикла.

Для стран албанского круга выбор Скандербега в качестве ключевого национального героя легко объясним: Скандербег затмевает собой всех других героев «албанского» Средневековья и является, пожалуй, самым известным персонажем балканской истории за пределами региона. Босния продолжает следовать еще югославской традиции, которая настаивала на «боснийскости» династии Котроманичей51; в Сербии все еще актуальны герои Косовского цикла, которых постепенно вытесняют Неманичи. Для создания образа Средневековья в македонских школьных учебниках, помимо «славянского» королевича Марко, берется и албанский Скандербег; царь Самуил52

42. См. например: Historija naroda Jugoslavije I. Zagreb, 1953.

43. Hasicic A. Historija/Povijest... Sarajevo, 2010. S. 103.

44. Rexhepi F., Demaj F. Historia 10... Prisht^, 2015. F. 111.

45. Ibid. F. 113; Derguti M, Ferit D. Historia e shqiptaréve 12. Për к^ёп e 12^ё të shkol^s së mesme. Т^пё, 2012. F. 54.

46. См. например: Истор^ски атлас [Картографска гра^а] / уред. Г. Jовановиfi. Београд, 2014; Истор^ски атлас / гл. ред. М. Благоевич. Београд, 1997; Atlas. Historia e populit shqiptar — 9 / red. B. Meta. Т^пё, 2009; Atlas. Historia e populit shqiptar për к^ёп IX dhe XII / red. M.B. Kola. Т^пё, 2009.

47. Бошковик М., Мачевска Д. Истор^а... Ско^е, 2010. С. 45-46.

48. Стефан Твртко I Котроманич (1338-1391) — правитель средневекового боснийского государства, добившийся независимости от Венгерского королевства и претендовавший на наследие державы Стефана Душана. В 1377 г. был провозглашен королем «сербов, Боснии, Побережья и западных земель» (т. е. Далмации). В традиционной национальной историографии считается первым королем независимой Боснии.

49. Королевич Марко Мрнявчевич (1335-1395) — реальный исторический персонаж

и популярный герой южнославянского фольклора Королевич Марко. Был коронован в качестве наследника бездетного сербского короля Стефана Уроша V. После смерти последнего Марко не был признан королем и владел Прилепом (на территории современной Республики Северная Македония). Национальная македонская историография зачастую представляет Марко Мрнявчевича в качестве правителя Македонского средневекового государства.

50. 51, 52 >

при этом практически не упоминается, хотя его включение в македонский пантеон героев было бы ожидаемым ввиду активной академической и политической полемики вокруг его наследия в современных Македонии и Болгарии53.

В большинстве анализируемых учебников «конец» Средневековья трактуется исходя из сложившейся балканской традиции «Османского рабства» и обозначается началом деятельности будителей — т. е. применяется модель «долгого» Средневековья, тянущегося до XVIII в. включительно. Однако формально в ряде учебников (особенно это акцентируется в боснийских54) именно 1492 год упоминается в качестве рубежа Средних веков и раннего Нового времени; несмотря на это, раздел, посвященный периоду Средневековья, как правило, все равно охватывает события вплоть до XVIII в. Албанские и косовские учебники придерживаются другой традиции, в рамках которой XVI век ознаменовал окончание эпохи борьбы против османской экспансии (а вместе с этим — и «завершение» средневековой истории), что привело к концу существования независимой албанской государственности. Особенное внимание также уделяется 1453 году — году падения Константинополя, — что наиболее заметно в македонских учебниках55.

Ниже приведены различные варианты датировки «конца» средневекового периода в школьных учебниках стран Западных Балкан:

• Албания — середина XVI в.56;

• Босния — формально 1492 г., реально—конец XVIII в.57;

• Косово — середина XVI в.58;

• Македония — формально 1453 г. (для Западной Европы — 1555 г.), реально — конец XVIII в.59;

• Сербия — вторая половина XVI в.60

Проведенный анализ позволяет заключить, что национальная история рассмотренных нами стран старательно вписывается в контекст всеобщей, в первую очередь европейской, истории путем обозначения и сопоставления исторических связей между регионом, страной и общеевропейскими процессами. Во-вторых, образовательные системы стран региона в значительной степени переняли практики

< 50. Неманичи- сербская королевская династия 1166-1371 гг. Ее представители сначала правили Рашкой, а после коронации Стефана Первовенчанного в 1217 г.-королевством Сербия. Предпоследний и наиболее успешный представитель династии Стефан Урош IV Душан (Сильный) в 1346 г. был венчан

на царство «сербов и ромеев», которое трактуется как Сербско(-греческо)е царство (или империя) в национальных историографиях балканских государств.

< 51. HasicicA. Historija/Povijest... Sarajevo, 2010. S. 94.

< 52. Царь Самуил - последний правитель (Западно-)Болгарского царства (980-1018). Держава Самуила, чьей столицей был город Охрид в современной Р. Северная Македония, воспринималась

в югославской историографии как государство македонских славян, что впоследствии трансформировалось в Македонское царство в историографии Македонии сегодня.

53. См. подробнее: Колосков Е.А. «Македонское царство»: спор

о праве на средневековую историю между Македонией и Болгарией // Славянский альманах. 2018. №1-2.

C. 11-23.

54. Hasicic A. Historija/Povijest... Sarajevo, 2010. S. 130.

55. Бошковик М, Мачевска Д. Истор^а... Ско^е, 2010. С. 85; Бошковски М. и др. Истор^а... Ско^е, 2006. С. 57.

56. Dërguti M., Treska T. Histori 6... Т^пё, 2017. F. 59; Dërguti M, Ferit

D. Historia e shqiptaréve 12... ^гапё, 2012. F. 72.

57. Hasicic A. Historija/Povijest... Sarajevo, 2010. S. 130.

58. Rexhepi F, Demaj F. Historia 10... Prisht^, 2015. F. 186.

59. Бошковик М., Мачевска Д. Истор^а... Ско^е, 2010. С. 85; Бошковски М. и др. Истор^а... Ско^е, 2006. С. 57.

60. Мар}анивиЬ-ДушаниЬ С, Шуица М. Истор^а... Београд, 2009. C. 221; ЪирковиЪ С. Истор^а... Београд, 2012. C. 168.

изучения истории от стран бывшей Югославии и Албании. Это непосредственно сказалось на образе Средневековья в современных школьных учебниках, составители которых во многом следуют образовательным традициям времен социалистической Югославии и Албании. В-третьих, очевидны попытки смягчить противоречия и вывести конфликтные сюжеты из школьной программы; также заметен отказ от использования некоторых популярных в общественном дискурсе споров об историческом наследии. Именно так, практически не касаясь конфликтных вопросов, представлены Македонское царство, происхождение Скандербега (долгое время он считался славянским или «не-албанским» персонажем) и ряд других сюжетов. В-четвертых, несмотря на эти попытки сгладить углы, в нарративе школьных учебников по-прежнему сохраняются сюжеты, которые потенциально могут привести к «войнам памяти». Это, например, Старая Сербия в сербских учебниках и атласах, «этнические границы» в албанских учебниках, отказ от признания роли этнических меньшинств в национальной истории и многие другие спорные вопросы.

Мы полагаем, что намечающаяся тенденция к созданию региональных академических площадок для обсуждения спорных и дискуссионных сюжетов истории региона в будущем повлияет и на образ Средневековья в школьных учебниках. Сложно ответить на вопрос о скорости пересмотра моделей школьного образования вслед за актуальными научными исследованиями: это фактор, напрямую зависящий как от уровня развития национальной науки, о чем мы уже говорили выше, так и от политической воли, напрямую влияющей на политику в области истории и исторической памяти. Остается надеяться, что соглашения, подобные заключенным в Скопье в 2017 и 2018 гг., помогут «не допустить злонамеренной пропаганды со стороны [своих] институций и учреждений» и будут «препятствовать деятельности частных лиц, направленной на разжигание насилия, ненависти или других подобных действий, которые могут нанести ущерб их

61. Договор за приятелство, добросъседство и сътрудничество между Република България и Република Македония // Държавен Вестник. Брой: 19, от дата 2.3.2018 г. С. 16 [Электронный ресурс]. URL: https://dv.parliament.bg/DVWeb/show-MaterialDV.jsp?idMat=123506 (дата обращения: 17.12.2019).

отношениям»

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Бошковик М., Мачевска Д. Истори]'а за L година средно стручно образование. Скоп]'е: Министерство за образование и наука на Република Македони]'а, 2010.

2. Бошковски М., Дервиши Н., Поповски Д., Илиоски J., Сидоровска-Чупов-ска C., Котлар Н. Истори]'а: за II година гимнази]'ско образован^' Скоп]'е: Просветно дело АД, 2006.

3. Договор за приятелство, добросъседство и сътрудничество между Република България и Република Македония // Държавен Вестник. Брой: 19, от дата 2.3.2018 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// dv.parliament.bg/DVWeb/showMaterialDV.jsp?idMat=123506 (дата обращения: 17.12.2019).

4. Истори'ски атлас [Картографска гра^а] / уред. Г. Jовановиh. Београд: Итерсистем-картографи'а, 2014.

5. Истори'ски атлас / гл. ред. М. Благоевич. Београд: Завод за уубеники и наставна средства, Геокарта, 1997.

6. Мар]анивиЬ-ДушаниЬ С., Шуица М. Истори]'а: за II разред гимнази]'е оп-штег и друштвено-'езичког смера. Београд: Завод за уубенике, 2009.

7. Ристовски Б., Рахими Ш., Младеновски С., Панов М. Истори]'а за прва год гимназиско образование. Скоп]'е: Алби, 2014.

8. ЪирковиЬ С. Истори'а: за II разред гимнази]'е природна математич-ког-смера. Београд: Завод за уубенике, 2012.

9. AtLas. Historia e popuLit shqiptar- 9 / red. B. Meta. Tiranë: Shtëpia Botuese UEGEN, 2009.

10. AtLas. Historia e popuLit shqiptar për kLasën IX dhe XII / red. M. B. KoLa. Tiranë: Shtëpia Botuese UEGEN, 2009.

11. Dërguti M., Ferit D. Historia e shqiptarëve 12. Për kLasën e 12-të të shkoLLës së mesme. Tiranë: ALbas, 2012.

12. Dërguti M., Treska T. Histori 6. Për kLasën e 7-të të skoLLës 9-vjeçare. Tiranë: ALbas, 2017.

13. Dërguti M.; Ferit D. Historia e shqiptarëve 12. Për kLasën e 12-të të shkoLLës së mesme. Tiranë: ALbas, 2012.

14. Hasicic A. Historija/Povijest: udzebnik za 7. rayred devetogodisnje osnovne skoLe. Sarajevo: Sarajevo PubLishing, 2010.

15. Historija naroda JugosLavije I. Zagreb: SkoLska Knjiga, 1953.

16. Rexhepi F., Demaj F. Historia 10. Për gjimnazin e përgjithshëm dhe për gjimnazin e shkencave shoqërore. Prishtinë: Shtëpia Botuese Libri ShkoLLor, 2015.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ВучиниЪM.M. Косовски мит и српски национални идентитет // Нова српска политичка мисао, четвртак, 14. Maj 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://www.nspm.rs/kulturna-politika/kosovski-mit-i-srpski-nacionalni-identitet.html (дата обращения: 31.07.2019).

2. Зашто j^ косовски мит толико присутан у сaвременоj Срби'и // Нова српска политичка мисао, субота, 09. мaj 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://www.nspm.rs/prenosimo/zasto-je-kosovski-mit-toliko-prisutan-u-savremenoj-srbiji.html (дата обращения: 31.07.2019).

3. Колосков Е. А. «Македонское царство»: спор о праве на средневековую историю между Македонией и Болгарией // Славянский альманах. 2018. №1-2. С. 11-23.

4. Колосков Е. А. Косовский миф в современной сербской и албанской историографии: этапы и основные тенденции // Studia SLavica et BaLcanica PetropoLitana. 2016. №2. C. 152-168.

5. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира / пер. с фр. Е. И. Лебедевой. Москва: Книжный Клуб 36.6, 2010.

6. ШнирельманВ.А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье. Москва: Академкнига, 2003.

7. Ancic M. Kako danas citati studije Franje Rackoga // Racki F. Nutarnje stanje Hrvatske prije XII. stoLjeca / priredio M. Ancic. Zagreb: GoLden Marketing- Tehnicka knjiga, 2009. S. VII-XXXVIII.

8. Ancic M. Sto "svi znaju" i sto je "svima jasno": Historiografija i nacionaLizam. Zagreb: Hrvatski institut za povijest, 2008.

9. Ferro М. Comment on raconte L'histoire aux enfants: a travers Le monde entier. Paris: Payot, 1981.

10. Greenawalt A. Kosovo Myths: Karadzic, Njegos, and the Transformation of Serb Memory // Spaces of Identity. 2001. № 3(51). Р. 49-65.

11. Hrvati «prisvojiLi» i Kosovsku bitku: U njoj je knez Lazar bio vazaL hrvatskog kraLja // Novosti. 18. maj 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.novosti.rs/vesti/naslovna/drustvo/aktuelno.290. html:728048-%20HRVATI-PRISVOJILI-I-KOSOVSKU-BITKU-U-njoj-je-knez-Lazar-bio-vazal-hrvat-skog-kralja (дата обращения: 31.07.2019).

12. KaufmanS.J. Modern Hatreds: The SymboLic PoLitics of Ethnic War. Ithaca: CorneLL University Press, 2001.

13. Kostovicova D. Kosovo: The PoLitics of Identity and Space. London; New York: RoutLedge, 2005.

14. Kristovic I. Dubrovacka RepubLika prva u Europi zabraniLa ropstvo, cak 400 godina prije SAD-a!, Vecernji List, 27. sijecnja 2014 [Электронный ресурс]. URL: https://www.vecernji.hr/vijesti/dubrovacka-republika-prva-u-europi-zabranila-ropstvo-cak-400-godina-prije-sad-a-917387 (дата обращения: 31.07.2019).

15. Malcolm N. Kosovo: A Short History. New York: New York University Press, 1999.

16. Popovic V. Udzbenici na Kosovu i u Srbiji sluze za mobilizaciju novih ratnika, stanje kao u ogledalu / Glas Amerike (VOA). 02 jun, 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.glasamerike.net/a/udzbenici-na-kosovu-i-u-srbiji-sluze-za-mobilizaciju-novih-ratnika-stanje-kao-u-ogledalu/4942275.html (дата обращения: 31.07.2019).

17. RametS.P. Dead Kings and National Myths: Why Myths of Founding and Martyrdom Are Important // Civic and Uncivic Values. Serbia in the Post-Milosevic Era / ed. by O. Listhaug, S. P. Ramet, D. Dulic. Budapest: Central European University Press, 2011. Р. 267-298.

18. RametS.P. Thinking about Yugoslavia: Scholarly Debates about the Yugoslav Breakup and the Wars in Bosnia and Kosovo. Cambridge: Cambridge University Press, 2005.

19. RametS.P. Trajectories of Post-Communist Transformation: Myths and Rival Theories about Change in Central and Southeastern Europe // Journal of International Affairs. 2013. №18(1). P. 57-89.

20. Spasic I. The Trauma of Kosovo in Serbian National Narratives // Narrating Trauma: On the Impact of Collective Suffering / ed. by R. Eyerman,

J. C. Alexander, E. Butler Breese. New York: Routledge, 2016. P. 81-106.

21. Trgovcevic L. The Kosovo Myth in the First World War // Свети места

на Балканите / yред. И. Конев. Благоевград: UNESCO, 1996. С. 331-338.

22. Vojnovic L Pad Dubrovnika (1797-1806). Zagreb, 1908 [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/paddubrovnika01vojngoog/page/n23 (дата обращения: 31.07.2019).

>!< >!<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.