Научная статья на тему 'Образ современной женщины-руководителя'

Образ современной женщины-руководителя Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4899
544
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛЬ / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ / КАЧЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ / РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ОРГАНИЗАЦИИ / WOMEN''S PART TO A CORPORATE BODY / LEADER / GENDER STEREOTYPES / MANAGEMENT STYLE / MANAGEMENT / QUALITATIVE STUDY / IMAGE OF A WOMAN / OPINION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колесникова А. А., Ширинкина Н. А.

С каждым годом растет число женщин, стремящихся занять руководящий пост. Но, с другой стороны, остается ряд стереотипов о женщине как исполнителе, не способном осуществлять руководящие функции. Работа посвящена изучению мнения работающих мужчин и женщин об образе современной женщины-руководителя, о том, как он соотносится с представлениями об идеальной женщине. Для этого было проведено качественное исследование методом неоконченных предложений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF A CHIEF WOMAN

The paper considered a trend showing the women who strive to get leading posts increase in numbers every year. However, on the other hand, stereotypes persist on women as a staffer unable to perform the executive duties. The study examined the working men and women who told their mind on an image of a chief woman; how the image correlated to a concept of an ideal woman. The authors have carried out a qualitative survey thereto with the sentence completion technique applied.

Текст научной работы на тему «Образ современной женщины-руководителя»

УДК 3.30.301 КОЛЕСНИКОВА А.А.,

студентка, магистр кафедры социологии и политологии ШИРИНКИНА Н.А.,

студентка, магистр кафедры социологии и политологии

ОБРАЗ СОВРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ-РУКОВОДИТЕЛЯ

С каждым годом растет число женщин, стремящихся занять руководящий пост. Но, с другой стороны, остается ряд стереотипов о женщине как исполнителе, не способном осуществлять руководящие функции. Работа посвящена изучению мнения работающих мужчин и женщин об образе современной женщины-руководителя, о том, как он соотносится с представлениями об идеальной женщине. Для этого было проведено качественное исследование методом неоконченных предложений.

Ключевые слова: руководитель, гендерные стереотипы, стиль управления, менеджмент, качественные исследования, образ женщины, роль женщины в организации.

KOLESNIKOVA Aleksandra Anatolyevna, Student, M.A. at the Chair of Sociology and Political

Studies

SHIRINKINA Natalia Aleksandrovna, Student, M.A. at the Chair of Sociology and Political

Studies

IMAGE OF A CHIEF WOMAN

The paper considered a trend showing the women who strive to get leading posts increase in numbers every year. However, on the other hand, stereotypes persist on women as a staffer unable to perform the executive duties. The study examined the working men and women who told their mind on an image of a chief woman; how the image correlated to a concept of an ideal woman. The authors have carried out a qualitative survey thereto with the sentence completion technique applied.

Keywords: leader, gender stereotypes, management style, management, qualitative study, image of a woman, women's part to a corporate body, opinion.

Личность руководителя играет очень важную роль. Часто именно по ней судят об организации в целом. Поэтому проблема формирования имиджа становится для руководителей все более актуальной. В настоящее время руководителями становятся не только мужчины, как преимущественно было ранее, но и женщины. Женщина-руководитель уже не вызывает такого удивления, как всего лишь несколько лет назад. Женщины привносят в деловую жизнь новые черты и изменения. Поэтому проблема стереотипов, связанных с имиджем и образом женщины-руководителя, является весьма актуальной.

Естественно, у женщин гораздо больше задач, чем у мужчин - домашнее хозяйство, семья. При этом успешному управленцу необходимы такие качества, как жесткость, умение принимать решения, наличие специфического мышления. Женщины меньше стремятся самоутвердиться в деловой сфере, выбирая для себя основным приоритетом семью. По признанию многих женщин, работодатели часто недооценивают их сильные стороны. С одной стороны, в угоду каким-то своим личным амбициям, с другой - в силу сложившихся стереотипов.

Тем не менее, некоторые работодатели достаточно трезво оценивают качества женщин. Речь идет о более продуктивном использовании таких специфических качеств слабого пола, как гибкость, меньшая амбициозность, готовность признать свои ошибки. Женщины больше склонны договариваться, а не утверждать, более глубоко погружаются в заданную тему, легче находят путь к сердцам и умам своих подчиненных, потому что видят жизнь более полно: в красках, эмоциях.

Женщины используют те стили лидерства, которые наиболее эффективны, не становятся последовательными приверженцами одного из них. При этом они предпочитают не только стратегии выживания, но и стратегии развития компании, выстраивая более осторожные отношения со своими партнерами. И с каждым годом количество женщин, вступающих в ряды руководителей, значительно возрастает. Однако женщина продолжает оставаться в плену традиционного стереотипа о вторичной ценности и ограниченных пределах деловой карьеры. Общество до сих пор не воспринимает серьезно деловую карьеру женщины, считая, что она должна заниматься только семьей. Женщины же, связывая свою жизнь с управлением, стараются разрушить существующие в обществе стереотипы, доказать свое умение, компетентность в управлении.

В итоге, основным в данной работе становится вопрос: как в современных организациях определяют образ и имидж женщины-руководителя. Данная область исследований является столь обширной и разнообразной, что некоторые теоретические и практические вопросы еще не получили достаточно полного освещения. Через поставленные проблемно-ориентированные подвопросы хотелось бы понять: верно ли утверждение, что бизнес — это мужской мир и женщина, вошедшая туда на первых ролях, обязательно должна жертвовать чем-то? Может ли она быть хорошей женой, хозяйкой дома, матерью и одновременно руково-

дителем? Смогут ли современные женщины вынести на своих плечах все тяготы управления организацией? Стоит ли женщине подражать мужчине в решении вопросов управления персоналом? А также предметно-ориентированные: имеет ли женский стиль управления свои особенности? Что мешает женщине реализовываться в сфере лидерства и управления? Каков портрет женщины-руководителя XXI в.?

Таким образом, в данной работе мы изучаем феномен образа женщины-руководителя. Предметом исследования выступает субъективное мнение работников современных организаций о женщине-руководителе, ее образе и имидже. Для этого была составлена программа качественного исследования (метод неоконченных предложений) и проведен опрос работающих мужчин и женщин молодого и среднего возраста: от 21 до 40 лет. Всего было опрошено 20 человек. В результате исследования были получены окончания предложений, далее элементарные обоснования были объединены в классы, характеризующие получившиеся образы. И в каждом из классов было подсчитано количество вошедших элементарных обоснований.

Для начала определили, что участники исследования думают об образе женщины вообще. Для этого задан вопрос: что для них значит идеальная женщина. Ориентируясь на царящие в обществе стереотипы, можно предположить, что это заботливая и любящая хранительница очага.

В исследовании ответы разделились на два полюса: с одной стороны, были отмечены эмоциональные и психологические характеристики, которые больше соответствуют традиционному отношению к женщине (счастливая, любящая себя, мудрая, испытывающая состояние любви и счастья, верная, замужняя). С другой же - материальный аспект и те черты, которые помогают в современном мире добиться успеха (богатая, деловая, целеустремленная, решительная, гибкая, сочетающая красоту и ум, реализованная).

Стоит отметить, что отвечающие не разделяются четко на два этих полюса, а говорят о сочетании этих характеристик, отмечая черты как первого, так и второго типа. Таким образом, можно сказать, что наше предположение верно лишь отчасти: участники исследования отмечают эти качества, но и добавляют к ним критерии традиционно «мужского» успеха.

Однако целью нашего исследования является определение сформировавшегося в сознании мужчин и женщин образа женщины-руководителя. И для этого нужно узнать, какой человек - успешный руководитель. Мы предположили, что скорее всего это будет целеустремленный мужчина с лидерскими качествами и высоким уровнем образования.

Все участники подчеркивают такие положительные черты руководителей, как профессионализм, эффективность, ответственность, целеустремленность, предприимчивость. Также многие говорят, что это богатый человек, деловой, который добился высокого статуса, у которого все получается, образованный специалист. И лишь немногие отмечают взаимоотношения с коллективом (мы считаем, что такая черта более характерна для женщины-руководителя). То есть это человек, который может найти идеальный баланс интересов компании и подчиненных, может поддержать свой коллектив. Лишь два человека отметили, что успешность руководства не зависит от его пола и женский стиль руководства ничем не отличается от мужского.

Первый образ, сформированный по полученным данным, - традиционный. При этом в нашем исследовании он распадается на два полюса. Мы предположили, что в традиционном понимании женщины существует два стереотипа: восприятие женщины как абсолютно домашней, созданной для поддержания домашнего очага, воспитания детей, ведения домашнего хозяйства. Этот тип условно мы назвали «клуша». И тут действительно от женщины ждут только выполнения ее основных «библейских» функций: хозяйствования, супружества и воспитания детей. Семья и продолжение рода должны быть самым главным в жизни женщины. А такие черты, как женственность, сексуальность и красота должны являться определяющими и главенствующими. Неудивительно, что, возлагая на женщину лишь функцию продолжения рода, большинство опрошенных не видят ее ни в бизнесе, ни на руководящей должности и считают основным препятствием для этого ее эмоциональность, неспособность конкурировать с мужчиной, ведь она уже априори является слабым полом, следовательно, в профессиональном плане от нее ожидают мягкости, благосклонности, инертности. Респонденты этого полюса считают, что женщина не способна воспринимать новую информацию, находить выходы из сложных ситуаций, отстаивать свою точку зрения, принимать решения, управлять, приказывать, пробиваться в бизнесе; из-за неспособности думать для нее проще занять слабую позицию и сдаться. Мужчина - вот истинный и настоящий руководитель для этой группы.

Второй традиционный стереотип, который воспроизводят женщины в современном обществе - «стерва». Этот стереотип обязывает респондентов думать, что женщина в бизнесе -это акула с мертвой хваткой. Поэтому ей свойственны все мужские черты характера, такие как

властность, авторитарность, доходящая до тоталитарности, строгость, безжалостность, самоуверенность, а часто и высокомерие. Хитрость и стервозность помогают ей манипулировать людьми и быть «сверху». Из- за отсутствия «женских» качеств, а как следствие и «женской» внешности («мужик в юбке», минимум макияжа, строгий костюм) она редко может построить отношения с мужчиной, выйти замуж и обзавестись семьей. Обреченная на одинокую жизнь, она все свободное время отдает работе.

Второй образ, который был выделен по результатам нашего исследования, назовем современным. В этом понимании женщина обладает всеми чертами и характеристиками, которые помогают ей добиться карьерного успеха в жизни. Есть несколько пунктов, по которым можно определить современное отношение респондента к женщине-руководителю, назовем их далее.

Образ в целом. В многие отмечают, что это успешная женщина, деловая, бизнес-леди, самодостаточная, перспективная, сильная и финансово независимая. Это руководитель, обладающий особой аурой, что уже стало нормой жизни. Успех такой женщины оценивают с точки зрения наличия бизнеса, своего «дела, которое для нее больше, чем время между 9 утра и 6 вечера». Само собой, это богатая и умная женщина.

Внешний вид. Все респонденты делают акцент, что это одна из самых важных характеристик современной женщины-руководителя. Это ее залог успеха и визитная карточка. Эффектная внешность и безупречный вид для такой женщины - большой плюс. Респонденты, описывая деловой костюм, строгий внешний вид и макияж, сдержанность в выборе одежды, также отмечают, что женщина-руководитель должна хорошо выглядеть: не вульгарная модная одежда - важен стиль. Такая женщина должна иметь ухоженный внешний вид, подтянутую фигуру, красивую прическу, ухоженные волосы и ногти, дорогие духи и аксессуары. Это обязательно юбка и отсутствие формата «мужик в юбке». И также отвечающие отмечают другие внешние показатели, которые характеризуют женщину-руководителя. В первую очередь это автомобиль, большая машина. Далее - ежедневник. И также подчеркивают уверенную, собранную походку, решительный, серьезный, иногда немного хмурый взгляд.

Психологические характеристики. Важны психологические характеристики женщин, которые помогают ей в работе, в построении бизнес-процесса и особенно - в работе с людьми. Таким образом, говорят о том, что женщины-руководители хорошо управляют коллективом, могут найти общий язык с подчиненными, посочувствовать им и эмоционально поддержать. Контролируют процесс более мягко, используя «и кнут, и пряник». Эти утверждения касались только подчиненных и персонала. Но респонденты также говорят, что женщине-руководителю проще и эффективнее находить общий язык и с другими людьми: она может договориться с партнерами и урегулировать любые вопросы, коммуникабельность помогает ей в управлении людьми.

Эффективному управлению и построению трудового процесса способствуют некоторые профессиональные черты, отмеченные респондентами. Женщины-руководители могут добиться хороших результатов и многое сделать, все успеть и выполнить максимум поставленных задач, ничего не упустить. Этого они добиваются за счет своей гибкости, которую отметили большое количество участников, целеустремленности, ответственности и трудолюбия. Трудолюбие выражается в том, что они часто засиживаются на работе и проводят там даже свое свободное время, редко отдыхают. Также эти женщины редко позволяют себе опаздывать, ведут себя ответственно, меньше подвержены лени и вредным привычкам, чем мужчины. Но при этом они вполне способны передать, делегировать часть своих задач.

В качестве третьего мы выделили промежуточный, универсальный образ, которому соответствуют утверждения, что женщина должна уметь гармонично и успешно сочетать трудовую сферу и сферу личной жизни. Это видно по утверждениям, что женщина может ни в чем не уступать мужчине, совмещать бизнес, спорт и семью; успешна та женщина, которая состоялась и в семье, и в карьере; может совмещать роли руководителя, мамы и домохозяйки.

Таким образом, можно заключить, что в нашем исследовании преобладают две большие группы - с современными и традиционными взглядами, причем современный взгляд превалирует. Это позволяет нам говорить о том, что стереотипы о гендерной специализации постепенно остаются в прошлом и теперь успешный руководитель - это не обязательно мужчина. Однако, людей, разделяющих мнение о женщине как хранительнице очага, также достаточно много, и нельзя оставлять это незамеченным. В данной тенденции нашла отражение вся противоречивость переходного периода российского общества, где женщине теперь недостаточно состояться только в семейной жизни, она должна также сделать шаги в своей профессиональной сфере, добиться карьерных высот. Достичь и того, и другого, как правило, является весьма сложным делом, поэтому женщины все чаще оставляют свой материнский долг на будущее и сначала стремятся реализовать себя в профессиональной сфере. Это не может не отразиться

на институте семьи, где мужчины уже перестают играть главенствующую роль и все чаще начинают разделять демократические, а то и матриархальные начала, что противоречит традиционному взгляду на семью и на роль женщины в ней. И если недавно мысли о женской эмансипации осуждались, то теперь ситуация меняется в другую сторону: женщина-руководитель начинает все чаще восприниматься людьми как успешная, деловая, коммуникабельная и способная.

Информация об авторе Information about the author

Колесникова А. А., студент, магистр кафедры Kolesnikova Alexandra Anatolyevna,

социологии и политологии Пермского нацио- Student, M.A. at the Chair of Sociology and Po-

нального исследовательского политехническо- litical Studies of the Perm National Research

го университета, University of Technologies,

Пермь, Россия Perm city, Russia

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

Ширинкина Н. А., студент, магистр кафедры Shirinkina Natalia Aleksandrovna,

социологии и политологии Пермского нацио- Student, M.A. at the Chair of Sociology and Po-

нального исследовательского политехническо- litical Studies of the Perm National Research

го университета, University of Technologies,

Пермь, Россия Perm city, Russia

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

Получена: 18.12.2014 Received: 18.12.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.