Научная статья на тему 'Образ современной России: западные стереотипы и российские реальности (анализ статьи С. Бирюкова)'

Образ современной России: западные стереотипы и российские реальности (анализ статьи С. Бирюкова) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
627
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАД / WEST / СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ / MODERN RUSSIA / ОБРАЗ / IMAGE / СТЕРЕОТИП / STEREOTYPE / МИФЫ / MYTHS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кирюхина Арина Андреевна

Анализируется содержание статьи Сергея Бирюкова «Образ современной России: западные стереотипы и российские реальности». Автор аналитической работы выделяет положения, с которыми согласен и не согласен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF MODERN RUSSIA: WESTERN STEREOTYPES AND RUSSIAN REALITIES (ANALYSIS OF THE ARTICLE BY S. BIRYUKOV)

The content of the article “Image of Modern Russia: Western Stereotypes and Russian Realities” by Sergei Biryukov is analyzed. The author of the analytical essay highlights the points with which she agrees and disagrees.

Текст научной работы на тему «Образ современной России: западные стереотипы и российские реальности (анализ статьи С. Бирюкова)»

А.А. Кирюхина

ОБРАЗ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ЗАПАДНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ И РОССИЙСКИЕ РЕАЛЬНОСТИ (АНАЛИЗ СТАТЬИ С. БИРЮКОВА)*

IMAGE OF MODERN RUSSIA: WESTERN STEREOTYPES AND RUSSIAN REALITIES (ANALYSIS OF THE ARTICLE BY S. BIRYUKOV)

Анализируется содержание статьи Сергея Бирюкова «Образ современной России: западные стереотипы и российские реальности». Автор аналитической работы выделяет положения, с которыми согласен и не согласен.

Ключевые слова: Запад, современная Россия, образ, стереотип, мифы.

The content of the article "Image of Modern Russia: Western Stereotypes and Russian Realities" by Sergei Biryukov is analyzed. The author of the analytical essay highlights the points with which she agrees and disagrees.

Key words: West, modern Russia, image, stereotype, myths.

Статья доктора политических наук Сергея Бирюкова посвящена рефлексии западных мифов и стереотипов о российской действительности. Автор выдвигает ряд гипотез, объясняющих, по его мнению, природу возникновения массового стереотипного мышления и дает характеристику наиболее ярких клише, укоренившихся в массовом сознании. Условно статью можно разделить на несколько смысловых сегментов, содержащих основные тезисы.

Первым тезисом является предположение о том, что стереотипизация образа России западными СМИ разрушает основания рационального дискурса. С данным предположением трудно не согласиться, т.к. любое превращение образа в особый, определенный ассоциативный ряд, его упрощение и постановка знака равенства между образом и смысловым клише лишают образ полноты, глубины и значимости, делают его более примитивным.

Однако ряд дальнейших предположений С. Бирюкова относительно основных составляющих образа современной России в общественном сознании жителей западных стран и причин его стереотипизации я не в полной мере

* Бирюков С.В. Образ современной России: западные стереотипы и российские реальности // Перспективы (Фонд исторической перспективы). - 31.12.2013. - Режим доступа: http://www.perspektivy.info/rus/rus_civ/obraz_sovremennoj_rossii_zapadnyje_stereotipy_i_rossi jskije_realnosti_2013-12-31 .htm

разделяю. Во-первых, я не согласна с тем, что важным инструментом борьбы вокруг определения западного курса в отношении России являются публикации на «российскую тему». Поскольку во внешней политике многих стран преобладает директивный метод принятия решений, едва ли СМИ смогут выступить в роли весомого инструмента политической и идеологической борьбы. Скорее, их посылы могут повлиять на отношение к нашей стране того или иного индивидуума, народа, чем какой-либо политической структуры. Для формирования мнения западных политических структур избираются другие, более объективные источники информирования, чем пресса - записки национальных аналитических центров, экспертные доклады и т.д.

Во-вторых, на мой взгляд, не совсем верно считать, что на современном этапе РФ всё сильней материализует сомнения Запада в универсальности их политико-социальной модели. Наоборот, после распада в 1991 г. СССР и отказа руководства страны от коммунистической модели развития, Россия переняла часть западноевропейских ценностей (демократия, свобода слова, рыночная экономика и т.д.), адаптируя их под свою реальность, и до сих пор не отказалась от них, что наоборот только подчеркивает их универсальный характер.

Сложно согласиться и с тем, что западноевропейское общественное мнение когда-либо идеализировало Россию. Скорее в мировой истории существовали некие временные промежутки, характеризующиеся относительной снисходительностью Запада к России. Например, действительность XIX столетия была такова, что российский император был в родственных связях с правящими в Европе династиями, российская аристократия зачастую имела заграничное образование и без особых проблем изъяснялась на европейских языках, выходившая в Европе художественная и научная литература быстрее всего переводились на русский язык, а российские живописцы, музыканты и композиторы были гордостью общеевропейской культуры. Однако вести речь об идеализации России в целом всё же не приходится. Показательно в этом отношении заявление британского россиеведа Хью Уотсона, который говорил, что «в истории русской культуры и в русской традиции не очень-то много вещей, которыми можно восхищаться» [1].

Сергей Бирюков видит политико-культурное предназначение генерируемых западным общественным мнением стереотипов и мифов в попытке выстроить условные культурно-цивилизационные «границы». Подобный тезис, на мой взгляд, спорен. В мировой науке существуют концепции, согласно которым Россия (православная цивилизация) имеет относительную идентичность с западными культурами и в целом тяготеет к «западной цивилизации».

Так, Дж. Милтон характеризует Московское княжество как северный регион Европы, который в свою очередь классифицирует как цивилизованный, а Ф. Брие включает Россию в систему сотрудничества различных европейских стран.

С другой стороны, неприятие российской культуры и традиций имеет объективно глубокие исторические корни - уже в довольно ранний период мировой истории можно найти негативные оценки русских: например, в летописных хрониках XII - XIII вв. они предстают как необразованные, неблагородные, дикие люди, тяготеющие к общению с язычниками. Безусловно, подобные оценки не статичны и продолжают эволюционировать. Сергей Бирюков объясняет феномен стереотипизации образа РФ особой анатомичной и мифологичной спецификой мышления западного общества и его привычкой руководствоваться клише. Невозможно не согласиться с этим тезисом.

Существует целый ряд причин, объясняющих данную тенденцию общественного восприятия образа нашей страны.

Психологические причины: стереотипы всегда проще реальности - они описывают сложнейшие явления двумя-тремя фразами.

Исторические причины: в массовом сознании западных жителей воинственное прошлое нашей страны проецируется на современность. Сегодняшняя Россия отождествляется с варварским, авторитарным государством, преемницей политики империализма. Обладание энергоресурсами понимается как потенциальный повод к агрессии. Наведение конституционного порядка в Чечне в западном понимании равносильно уничтожению чеченского народа, а отстаивание геостратегических позиций в Абхазии, Южной Осетии, Крыму подтверждает демонтаж демократии в России и наличие имперских стремлений.

Социально-культурные причины: на протяжении многих веков культурное развитие западных стран и культурное развитие России были параллельными процессами, практически не имеющими общих точек соприкосновения. В результате, в настоящее время на Западе наблюдается культурное «самопознание от противного» - непривычная и чужеродная российская культура воспринимается антиподом западной и оценивается больше негативно, чем положительно.

Раздел «Ключевые мифы Запада о современной России» Сергей Бирюков посвящает анализу самых ярких и наиболее укоренившихся мифов, и первым из них является миф о российском традиционализме. Автор считает этот миф рукотворным и не в полной мере соответствующим российской действительности, однако я считаю, что отчасти он имеет некое объективное на-

чало. Согласно социологическим опросам, проведенным в конце октября 2013 г. аналитическим центром Юрия Левады, большинство россиян поддерживают законы традиционалистской направленности. Так, 67 % опрошенных полностью или скорее одобряют закон о запрете на пропаганду нетрадиционных отношений и 55 % - закон о защите чувств верующих. Также, согласно этому исследованию, больше половины респондентов (56 %) выбирают «охранительное» объяснение принятия данных законов: стабилизация общественно-политической ситуации, пресечение и профилактика нарушений общественного порядка, защита традиционных, консервативных ценностей [2]. Эта общественная тенденция обусловлена тяготением российского политического сознания к традиционной модели. Так что миф о российском традиционализме, безусловно, гиперболизированный на Западе, всё же имеет некое начало, отчасти соответствующее российской действительности.

Вторым стержневым мифом, анализируемым Сергеем Бирюковым, является миф о «наступающем российском империализме». На мой взгляд, он является самым спорным. Сергей Бирюков достаточно категорично высказывается относительно наличия имперских амбиций у России: он считает, что в настоящий момент наибольший интерес страна проявляет к интеграции в мировое сообщество, поскольку ментально не готова и не стремится к реализации последовательной имперской стратегии.

С одной стороны, эта точка зрения кажется вполне обоснованной: выстраивание взаимоотношений России со странами постсоветского пространства в полной мере соответствует национальным интересам РФ и следует логике развития интеграционной группировки, которая объединяет суверенные страны бывшего СССР. Преференциальные поставки энергоресурсов Украине продиктованы политическими, экономическими и геостратегическими интересами России, а не активизацией имперских амбиций. Точно такими же интересами в данном регионе руководствуются США и НАТО и для того, чтобы создать политическую и правовую почву, выступают в качестве защитников от «преступных посягательств» РФ на суверенитет государств постсоветского пространства, активно транслируя миф об имперской агрессивности РФ. Осложняет ситуацию и то, что спустя более чем два десятилетия после распада СССР у России остаются некоторые спорные территории со своими соседями, поскольку демаркация границ в связи с целым комплексом проблем в полной мере произведена не была.

С другой стороны, в настоящее время у жителей России прослеживается тенденция к активизации проимперских настроений. Опрос, проведенный в 2010 г. Pew Research Center, показал, что 58 % россиян согласны с формули-

ровкой: «Прекращение существования СССР - большое несчастье». Более всего сожалеют люди старшего возраста (85 %), но и в группе от 18 до 29 лет таких тоже немало - 38 %. 47 % респондентов полагают, что Россия-империя - в порядке вещей (для сравнения, в 1991 г. так думали 37 % опрошенных) [3]. Подобная амбивалентность ситуации позволяет сказать, что сейчас наблюдается определенный дисбаланс между официальной внешнеполитической стратегией РФ и социальным запросом на иную, так что категорично заявлять, что миф о «наступающем российском империализме» беспочвенен, нельзя.

В ряду «инспирированных раздражителей» западного общественного мнения особое место занимает миф о Владимире Путине как о неославянофиле и последователе евразийцев, человеке, враждебном ценностям и устремлениям Запада. Автор статьи считает, что в сознании жителей Запада существует отождествление образа главы страны с авторитарным вождем, претворяющим в жизнь проект обновленной «советской модели». Я полностью согласна с данным тезисом. Действительно, миф об авторитарности В.В. Путина является одним из самых популярных на Западе. Его образ отождествляется с «крестным отцом», «царем», «шпионом», «мафиози». «Лидер России В. Путин - и сам шпион, и поощряет русский шпионаж в масштабах «холодной войны», - мнение канадского эксперта Уэсли Уорка [4].

Однако на самом деле, в условиях отсутствия национальной консолидирующей идеологии, сталкиваясь с явным нежеланием стран Запада пересматривать сферы влияния и принимать в свои ряды российскую элиту как полноправную часть формирующейся сегодня «общеевропейской» и «глобальной» элиты, В. Путин вынужден действовать жестко, руководствуясь национальными интересами.

Миф «умом Россию не понять» Сергей Бирюков рассматривает в контексте неприемлемости западным обществом «антиреформенного отката», который оно могло усмотреть в отказе от шоковых реформ 1990-х гг., активно поддерживаемых Западом. Я согласна с предположением автора, однако считаю, что этот миф также можно рассмотреть и в качественно новых плоскостях: антонимического противостояния индивидуального и коллективного западного и коллективного и индивидуального русского начал, разнородности культур обеих сторон, сопоставления менталитета и др. Миф «умом Россию не понять» является общим, не статичным и наиболее вариативным - в нем заключается всё неприятие чужеродной российской действительности Западом.

Сергей Бирюков прогнозирует неизбежный отказ Запада от стереотипов в отношении России и считает, что процесс де-мифологизации должен протекать при обоюдном участии. Невозможно не согласиться с тем, что России пора научиться реакционней реагировать и жестче контролировать создаваемые стихийные и рукотворные стереотипы и стимулировать подобную «смену вех» за счет прагматизации и рационализации поведения. Лишь в этом случае можно будет говорить о наступлении качественно нового этапа в отношениях России и Запада.

Литература

1. Цит. по: Чикаева Т.А. Западный взгляд на Россию // Институт ИЭАУ. - Режим доступа: http://www.ieay.ru/nauch/sc_article/2011/04-T2/Chiikaeva.shtml

2. Россияне о репрессивных законах // Левада-Центр: аналитический центр Юрия Левады. - 25.11.2013. - Режим доступа: http://www.levada.ru/25-11 -2013/rossiyane-o-repressivnykh-zakonakh

3. Повилас Желис. Россия: пенсионеры тоскуют по СССР, молодежь хочет империю... // Geopolitika. - 11.01.2010. - Режим доступа: http://www.geopolitika.lt/?artc=3768

4. Мировая русофобия: стереотипы не меняются // Военное обозрение. - 03.10.2012. - Режим доступа: http://topwar.ru/19502-mirovaya-rusofobiya-stereotipy-ne-menyayutsya.html

Коротко об авторе

Кирюхина Арина Андреевна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: kiruhinaarina@gmail.com

Briefly about author

Kiruhina Arina Andreevna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: kiruhinaarina@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.