Научная статья на тему 'ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ В КРЕОЛИЗОВАННЫХ МЕМАХ'

ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ В КРЕОЛИЗОВАННЫХ МЕМАХ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
188
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕМ / КРЕОЛИЗОВАННЫЙ МЕМ / ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ / MEME / CREOLIZED MEME / TEACHER IMAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тетерлева Елена Валерьевна, Куликова Юлия Владимировна

В статье рассматривается репрезентация современного учителя в англоязычных креолизованных мемах. Проводится анализ восприятия образа учителя с точки зрения самих представителей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TEACHER IN CREOLIZED MEMES

This paper focuses on the modern teacher presented in English creolized memes. Extensive research has been done into teachers’ idea of self-representation via memes.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ В КРЕОЛИЗОВАННЫХ МЕМАХ»

ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ В КРЕОЛИЗОВАННЫХ МЕМАХ

Тетерлева Елена Валерьевна

канд. филол. наук, доцент кафедры английского языка, филологии и перевода, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: teterlevael@yahoo.com

Куликова Юлия Владимировна

студентка 741 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: yuliakulikova44@yandex. ru

MODERN TEACHER IN CREOLIZED MEMES

Elena Teterleva, Ph.D.

Associate Professor, English Language Department, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: teterlevael@yahoo.com

Julia Kulikova

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 741, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: yuliakulikova44@yandex. ru

Аннотация: в статье рассматривается репрезентация современного учителя в англоязычных креолизованных мемах. Проводится анализ восприятия образа учителя с точки зрения самих представителей профессии.

Ключевые слова: мем, креолизованный мем, образ учителя.

Abstract: this paper focuses on the modern teacher presented in English creolized memes. Extensive research has been done into teachers' idea of self-representation via memes.

Key words: meme, creolized meme, teacher image.

В данной статье рассматривается репрезентация образа современного учителя в англоязычных креолизованных мемах. Креолизованный мем, состоящий из текстовой и визуальной части, является разновидностью креолизованных текстов, «фактура которых состоит из двух негомогенных частей (вербальной языковой и невербальной, принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык)» [4, с. 180]. По своей структуре мемы могут быть:

1) двусоставными - наиболее распространенный вид мемов, представляющий собой двухчастное высказывание (завязка и неожиданное остроумное завершение), которое вступает в сложные смысловые отношения с сопровождающим его визуальным материалом [5];

2) компаративными - это мемы, основанные на сопоставлении нескольких изображений, объектов, точек зрения на ситуацию. Комический эффект определяется несовпадением идеального с реальным. Типичным примером данного типа являются мемы «ожидание / реальность», «что мои друзья думают я делаю, что я делаю на самом деле» [5, с. 88].

Интернет-мем любого вида представляет собой целостную и завершенную единицу интернет-коммуникации, обладающую полностью или выборочно

© Тетерлева Е.В., Куликова Ю.В., 2020

такими признаками, как эмоциональность и / или юмористическая направленность, реплицируемость, мультимодальность, анонимность, актуальность, простота формы [1, 2, 3].

В научной литературе до сих пор нет единого мнения в отношении понятия «образ современного учителя». Англоязычные авторы выделяют такие важные черты в образе идеального современного учителя, как энтузиазм, многозадачность, адаптивность, способность к коммуникации, эмпатия, приверженность профессии, чувство юмора, а также способность трезво оценивать свои ресурсы, чтобы избежать эмоционального и профессионального выгорания [6, 7].

Среди отобранных для анализа креолизованных мемов большая часть создана англоязычными учителями. Так, на рис. 1 представлен компаративный мем типа «Что друзья думают я делаю / что я делаю на самом деле», показывающий как профессия учителя стереотипно воспринимается с разных точек зрения: друзьями и семьей учителя, обществом, студентами и самим учителем. Для друзей и общества - это легкая работа и приятное времяпровождение с детьми, однако ученики видят учителя как чрезмерно строгого и угрюмого человека, заставляющего выполнять объемные задания по предмету (по аналогии с персонажем Северуса Снейпа из серии произведений Дж.К. Роулинг «Гарри Поттер»). В реальности же мы видим, как человек, изображенный на картинке с подписью «What Ireal lydo», в отчаянии закрывает лицо руками, увидев количество работ, которые нужно проверить. Автор этого мема знаком с обязанностями учителя, поэтому понимает, что данная профессия подразумевает психологическую и интеллектуальную отдачу, проверку работ, создание учебных планов и методических материалов, что ведет к тому, что учителя часто можно видеть уставшим и загруженным работой.

Рис. 1. Несоответствие представлений о профессии учителя

317

Англоязычные ресурсы часто противопоставляют начинающих и опытных учителей не только в плане энтузиазма и готовности работать, но и в плане внешнего вида. На приведенных примерах заметно, что начинающие учителя (1st year teachers) (рис. 2, 3) выглядят ухоженно, полны энтузиазма и энергии. Однако с течением времени выражение лица становится все более уставшим, угрюмым и даже в какой-то степени выражающим отвращение и скепсис (см. рис. 3), а стиль одежды и внешний вид меняются от аккуратного до стиля «сумасшедшая училка» (см. рис. 2), когда энтузиазм еще остается, но улыбка несколько неестественная, натянутая, а в глазах можно разглядеть усталость и потребность в отдыхе, что это можно считать признаками начинающегося профессионального выгорания.

Рис. 2. Изменение внешнего вида учителя

Рис. 3. Изменение внешности учителя с годами практики

Другой аспект, многократно фигурирующий в качестве объекта насмешки, -часто повторяющиеся и потому раздражающие опытных педагогов ситуации в процессе обучения, такие как необходимость повторять инструкции несколько раз, потому что ученики продолжают переспрашивать, не услышав или отвлекшись. На рис. 4 изображена женщина, с напускной заинтересованностью и снисходительностью смотрящая на возможного собеседника. Подпись к фото помогает нам понять, что учитель не раз повторил задание, но ученик продолжает уточнять и переспрашивать то же самое. Ирония реплики выражается в утрированно долгом написании «pleeease» и использовании гиперболизированного перечисления тех способов, которыми учитель пыталась донести задание: «I said it 3 times, wrote on the board, tattooed on my head». В этом меме-характеристике представлены следующие черты, которыми преподаватели наделяют себя: терпеливость, ироничность и чувство юмора, снисходительность.

Teachers are like..

Oh, yes, pleeea&itell me again

б*2" ш

W

Ш/ou don't know whatt . iur paperwhen you're „„

after I said i^imes; wrote it on the board^attooef it on my head.

Рис. 4. Мем-ситуация в процессе обучения

Обладая такой чертой, как актуальность, интернет-мемы с высокой скоростью отражают события, происходящие в мире. В связи с актуальной на весну 2020 г. проблемой пандемии вируса COVID-19, большинство учебных заведений были переведены на дистанционное обучение, осуществляемое в онлайн-режиме, что породило новую волну мемов по данной тематике как со стороны учащихся, так и самих учителей. Например, рис. 5 дает нам понять, с каким количеством забот и проблем сталкиваются учителя в этот непростой период, где помимо домашних дел и собственной семьи нужно думать об оптимизации материала для онлайн-обучения, проверке и оценивании работ учащихся, поддерживании обратной связи с ними. Выбор шаблона с женщиной с потерянным взглядом, которая пытается делать сложные вычисления в уме,

319

репрезентируют растерянность учителей в такой ситуации, сопряженную с усталостью (темные круги под глазами женщины и загнанный взгляд) от большого количества задач и дедлайнов.

Teachers trying to figure out how to teach virtually, handle their own kids, stay safe, find toilet paper, and not develop cabin fever... all without instruction. Жев8

Рис. 5. Реакция учителя на актуальные события

В отличие от идеального образа, где были обозначены лишь внутренние черты, характеристика, затронутая креолизованными мемами, охватывает как внутренние, так и внешние составляющие создаваемого образа современного учителя. В целом портрет учителя с точки зрения самих англоязычных учителей складывается следующий: уставший человек, пытающийся найти баланс между работой и личной жизнью, требовательный, снисходительный, уже относящийся с юмором к повседневным ситуациям из-за большого опыта работы. Насущные бытовые проблемы, усталость и попытка удержать баланс между работой и личной жизнью добавляют реальность создаваемому образу, находя отражение в выборе картинок-основ для мемов, изображающих людей с видимыми признаками усталости, что подчеркивает эмоциональную и психологическую отдачу.

В результате можно утверждать, что креолизованные мемы и видение идеального современного учителя англоязычными авторами совпадают в манифестации следующих черт: многозадачность, чувство юмора, приверженность профессии. Тем не менее образ, создаваемый креолизованными мемами, больше приближен к реальности, так как внутренние «идеальные» черты переплетаются с «реальными»: снисходительностью, ироничностью и усталостью. Последняя характеристика (усталость), судя по частоте мемов, репрезентирующих эксплицитно или имплицитно именно уставших учителей, противоречит, однако, одному из идеальных качеств современного учителя -«знать свои границы, чтобы избежать профессионального и эмоционального выгорания». Учителям как опытным, так и начинающим, требуется время, чтобы перестроиться и изменить свои устаревшие принципы работы и восприятие реальности в соответствии с новыми требованиями современности.

Список литературы

1. Аникина Т.Е. Интернет-мем в условиях современной коммуникации // Новая наука: опыт, традиции, инновации. - 2016. - № 8-2. - С. 54-58.

2. Канашина С.В. Интернет-мем как современный медиадискурс // Известия ВГПУ. - 2018. - № 8 (131). - С. 125-128.

3. Канашина С.В. Что такое интернет-мем? // Научные ведомости Белгород. гос. ун-та. - 2017. - № 28 (277). - С. 84-90.

4. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. - М.: Высшая школа, 1990. - С. 180-186.

5. Щурина Ю.В. Интернет-мемы: проблема типологии // Вестник Череповец. гос. ун-та. - 2014. - № 6 (59). - С. 85-89.

6. Cox J. 15 Professional Development Skills for Modern Teachers. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.teachhub.com/15-professional-development-skills-modern-teachers (дата обращения: 22.05.2020).

7. Zambas J. 20 Essential Skills and Qualities Every Teacher Needs. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.careeraddict.com/teacher-skills (дата обращения: 22.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.