Евдокимова Светлана васильевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Отечества Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ.
Evdokimova svetlana Vasilievna - candidate of historical sciences, lecturer of department of Native history of Buryat State University, Ulan-Ude.
УДК 94 (470+571)-055.2
А.д. дашиева
образ советской женщины накануне великой отечественной войны
С начала 1930-х гг. женщины в государственной политике рассматривались в качестве трудового резерва для индустриализации. Именно эта задача предопределила особенности пропаганды равноправия женщин в овладении тяжелыми «мужскими» профессиями, связанными с физическим трудом. Изменение гендерного порядка, начавшееся под влиянием индустриализации, получило новый импульс в условиях призыва мужской части населения в действующую армию в начале Великой Отечественной войны и замещения мужчин женщинами на производстве. Война стала важным фактором трансформации гендера, в отношении власти к изменившейся роли женщин.
Ключевые слова: индустриализация, равноправие советских женщин, основные социальные функции: гражданки, труженицы, матери.
A.D. Dashieva
THE IMAGE OF A sOVIET WOMAN ON THE EVE OF THE GREAT pATRIOTIc WAR
From 1930-s women were considered to be additional working force for needs of industrialization. This approach predetermined the main features of propaganda of gender equality in mastering male jobs. Changes in gender order, which began under the influence of industrialization, has received new impetus in conditions of recruitment of men and replacement of male labor on female. The war was an important factor in the transformation of gender in attitude of the authorities to the changing role of women.
Key words: industrialization, equality of Soviet women, basic social functions: citizen, hard worker, mother.
Проблема советского человека как человека определенного социально-исторического типа довольно давно привлекает внимание как отечественных [1], так и зарубежных исследователей. Роль женщин в обществе в трудах отечественных ученых рассматривалась в контексте политики государства, общественного мнения, а также состояния социально-экономических и политических процессов в стране. Из крупных работ необходимо выделить труды В.И. Андреева, С.С. Бадмацыренова, И.В. Баранникова, В.П. Битуева, А.А. Дуринова, А.П. Панчукова, Г.Л. Санжиева, коллективные труды «История Сибири», «История Бурят-Монгольской АССР», «Очерки истории культуры Бурятии».
Само понятие «советская женщина» в этих работах не имеет четких временных или пространственных границ. Прежде всего сюда относится та часть представлений о «советской женщине», которая дошла до нас в виде материалов советской пропаганды, написанных с целью нормирования этого понятия. В это время была опреде-
лена программа деятельности среди женщин по вовлечению в общественное производство и пропаганда равенства в принятии решений.
Первым идеалом новой советской женщины, что вполне закономерно, стала героиня, рожденная в огне революции и гражданской войны. «Советская женщина» сначала появилась на страницах периодических изданий как медсестра, комиссар в армии, даже как боец. Она была скромна, тверда, преданна, отважна, смела, трудолюбива, энергична и часто молода. Она не задумывалась о своем личном благополучии. Если она была нужна на фронте, она могла, хотя и с сожалением, оставить своих детей; она могла мириться с физическими трудностями, не дрогнув принять бой, а в случае пленения - пытку и даже смерть, веря, что ее жертва стала вкладом в построение лучшего мира [2].
С первых дней в Стране Советов было изобретено мощное пропагандистское средство, а отшлифованные в прессе женские образы стали неоценимым инструментом идеологического воз-
действия на процесс «выплавки» новой общности советских людей. Вопрос о равноправии женщин становится основным и его решение - это предоставление женщинам равных прав во всех областях политической, хозяйственной и культурной жизни.
Советские идеологи мировой революции выдвинули тезис о том, что женщина должна стать «трудовым авангардом дела революции», «запасной армией рабочего класса», «передовой, боевой единицей в борьбе против угнетателей всего мира» [3]. Широкая пропаганда была развернута на страницах прессы, в созданных женских организациях (женотделах, Красных юртах) и активно шел процесс включения в них женщин, основываясь на классовом подходе в женском вопросе.
Первые шаги на пути «превращения женщины в полноправного члена общества» показали, что простое предоставление равных с мужчинами политических прав было явно недостаточным даже для пассивного участия значительного количества женщин в строительстве нового общества.
Вместе с тем обнаруживался серьезный диссонанс - женщины представляли собой наименее сознательный и слабо организованный элемент трудящихся. Равенство женщин в политических и гражданских правах получило свое закрепление в первой советской Конституции, однако ее положения носили декларативный характер.
Впервые женщины Бурятии получили право свободно выбирать профессию, местожительство, обучаться. Был издан декрет о введении равной оплаты за равный труд для мужчин и женщин. Концепция решения женского вопроса в условиях социализма опиралась на тот фактор, что женщина выполняет в обществе три основные социальные функции: гражданки, труженицы, матери. В осуществлении женщинами каждой из этих функций в отдельности и всех их вместе и заключается вклад женщин в развитие общества. Этим определяется роль государства и общества в решении женского вопроса, которая состоит в создании необходимых не только правовых, но и социальных и материальных предпосылок для успешного сочетания женщинами выполнения каждой из этих функций.
Массовое вовлечение женщин в общественное производство - закономерность социальноэкономического развития социализма. Ликвидация частной собственности на орудия и средства производства и изменение характера труда создали реальные возможности для широкого вовлече-
ния женщин в народное хозяйство, что в конечном итоге определяет как положение женщины в обществе, так и прогрессивное развитие самого общества. Преобразование женских ролей в значительной степени было непрямым результатом введения в 1928 г. первого пятилетнего плана, коллективизации сельского хозяйства и возникновения новых форм организации власти.
Равноправие женщин к началу 1930-х гг. в большей степени сводилось к тому, что они оценивались как трудовой резерв для индустриализации. Из тех, кто в конце 1920-х гг. учился, женщины составляли всего 30% [4]. Реализовать право на равное образование тысячи женщин еще не успели, поэтому в основном они занимались малоквалифицированным и физически тяжелым трудом, не требующим особых знаний. С начала 1930-х гг. в период интенсивной индустриализации в прессе была развернута широкая кампания по вовлечению женщин в производство. Перечень «женских» профессий в это время поражает своим «неженским» характером.
В первую очередь, это строительные специальности. Женщины работают бетонщицами, разнорабочими, каменщицами. Последняя профессия очень востребованна: есть упоминания о женщинах-каменщицах на строительстве, женская бригада каменщиц возводит фундамент заводского цеха и т.д. Упоминаются женские бригады электриков, работающие на стройках. Еще одна строительная специальность - подносчица камня. Рекорды ставят женские бригады откатчиц кирпича - в 1933 г. они обязались выпускать за смену не 12,5 тыс., а 19 тыс. штук кирпича. Бригада женщин-землекопов на строительстве паровозовагоноремонтного завода в Бурятии выполняет план на 130% [5].
Упоминаются женские бригады по рубке и вывозу леса, бригады грузчиц, весовщицы, грузчицы и сторожа. Бригады женщин-слесарей трудятся в котельном цехе, женщины на штамповке — в кузнечном цехе, бригады токарей — в котловом цехе. Именно профессия слесаря, по сведениям советской прессы, больше всего подходит женщинам. «Слесарное дело не требует особенно значительного мышечного напряжения, не требует поднятия больших тяжестей. Слесарное дело вполне доступно человеку средней физической силы, оно не заключает в себе каких-либо особенных вредностей. Женщина без всякого вреда для своего организма может заниматься слесарным делом» [6]. Официальный статус «новой совет-
ской женщины» определялся ее способностью хорошо работать на государственном предприятии. Эти характеристики соседствуют с перечислением социальных достижений женщин - «отличная общественница», «член комсомола».
Массовому вовлечению женщин в общественное производство благоприятствовали не только существующая в СССР система равной оплаты за равный труд, строгое соблюдение законов о труде, его охране, но и целый ряд других мероприятий, связанных с заботой партии и государства о женщине-работнице и крестьянке, о женщине-матери. Известно, что в годы войны сеть детских учреждений была значительно расширена. Так, число детей, посещавших детские сады на территории СССР, не подвергавшейся оккупации, увеличилось с 683 тыс. в 1941 г. до 1210 тыс. в 1944 г., а в детских яслях - соответственно с 509 тыс. до 645 тыс. [7].
К числу более престижных женских профессий относились те, которые связаны с освоением техники: трактористки, водители машин, ткачихи, парашютистки, летчицы, конструкторы самолетов. В 1933 г. в Бурятии было уже 19 бригад женщин-трактористок. Они пашут, работают на сеялках, жатках, молотилках. Новые «женские» социальные роли зафиксированы в таких словах, как «женделегатка», «орденоноска», «бригадирша», «стахановка».
Значительный приток женщин в народное хозяйство в этот период можно сравнить лишь с их массовым включением в общественное производство в годы индустриализации, оно оценивается как качественный скачок в развитии всего процесса вовлечения женщин в сферу организованного труда.
Более того, в эти годы было достигнуто положение, при котором численность мужчин и женщин, занятых в народном хозяйстве, становится примерно одинаковой. Это определило и характер дальнейшего увеличения доли женщин в общественном производстве.
Политика советского государства была основана на идеологеме равенства, в том числе и равенства полов. Но практика осуществления политики равенства полов сталкивалась с реалиями демографической ситуации и последствий государственной экономической политики.
В то же время в 1930-е гг. отдельные женщины-активистки не играли серьезной роли в партии, да и в решении «женского вопроса». Работа среди женщин велась в русле общей партийной пропагандистской работы.
В 1936 г., когда в воздухе запахло грядущей войной, семья стала рассматриваться как ячейка советского общества. Постановление от 27 июня запрещало аборты и их пропаганду, увеличивало пособия матерям, а также усложнило развод [8].
С актуализацией задачи увеличения рождаемости образ женщины практически не разделяется с материнством, на нее возлагается полная ответственность за деторождение и ведение семьи.
Равенство женщины с мужчиной все чаще интерпретируется лишь как обязанность женщины выполнять свой «долг перед государством» наравне с мужчиной. Вследствие этого женщинам, например, предлагается выходить на полевые работы, даже если в деревне нет яслей и детей не с кем оставить дома. Таким образом, работа постепенно перестает быть фактором освобождения для женщин, женщина оказывается дискриминируемой государством, обязанной принудительно работать по найму «для блага социализма».
Изменение гендерного порядка, начавшегося под влиянием индустриализации, получило новый импульс в условиях призыва мужской части населения в действующую армию в первые дни начала Великой Отечественной войны и замещения мужского труда женским на производстве. Война стала важным фактором трансформации гендера, а также нового отношения власти к изменяющейся роли женщин.
В годы войны женщины были ведущей силой в решении задач производства, составив 2/3 общего числа рабочих и служащих, 3/4 - тружеников сельского хозяйства и социальной сферы страны. Они освоили практически все мужские профессии. Полмиллиона женщин успешно работали в качестве руководителей в различных областях деятельности. Они являлись инициаторами многих производственных и общественных движений.
Характерными являются и данные в процентном соотношении. Если в 1940 г. доля женского труда среди трудоспособных колхозников, занятых в общественном хозяйстве колхозов, составляла 52,1%, то в 1941 г. - 60,1%, в 1942 г. - 72,2%, в 1943 г. - 76,4% и в 1944 г. - 75,8%. Выработка ими трудодней составляла за годы войны 70-75% всего числа трудодней вместо 37% в 1937 г. войны 1941-1945 гг. [9].
За годы развития социалистического общества произошел коренной перелом в положении женщин: осуществился массовый их переход из домашнего и личного подсобного хозяйства в сферу общественного производства. Заметно расшири-
Литература
1. Айвазова С. Русские женщины в лабиринте равноправия. - М., 1998; Груздева Е.Б., Чертихина Э.С. Труд и быт советской женщины. - М., 1983, Захарова Н., Хасбулатова О.А. Социально-исторический опыт и традиции женского движения в России. - М., 1995.
2. Посадская А., Римашевская Н. Как мы решаем женский вопрос // Коммунист. - 1989. - № 4. С. 56-65.
3. Арманд И. Доклад на международной конференции коммунисток. - М., 1921; Артюхина Е. Делегатские собрания по социалистической перестройке деревни // Коммунистка. - 1930. - № 1; КоллонтайА. Женский день (1913) // Избранные статьи и речи. М., 1972; Коллонтай А. Новая мораль и рабочий класс. - М., 1919.
4. Правда. - 1933. 13 июля.
5. Коммунистка. - 1933. - № 1.
6. Делегатка. - 1936. - № 19; Работница. - 1937. - № 29.
7. Женщина на работе и дома: стат. сб. - М., 1978 .
8. Правда. - 1936. 11 янв.
9. Работница. - 1951. - № 1.
дашиева Аюна дугаржаповна - кандидат исторических наук кафедры истории Бурятии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ.
Dashieva Ayuna Dugarzhapovna - candidate of historical sciences of department of history of Buryatia of Buryat State University, Ulan-Ude.
УДК 947. 085 (571. 54)
Е.в. Банзаракцаева детские дома Бурятии в годы великой отечественной войны
В статье рассмотрены меры, предпринятые правительством по устройству судеб детей, потерявших родителей, показано положение детских домов Бурятии, а также проблемы этих учреждений. В это время были распространены такие формы устройства детей-сирот, как патронат, опека и помещение их в детские дома.
Ключевые слова: детские дома, специальные интернаты, Великая Отечественная война, социальная политика государства
лась сфера приложения женского труда. Женщина теперь не только санитарка и текстильщица, но и станочница, учительница, врач, научный работник. Все это позволяет сделать вывод о том, что проблема вовлечения женщин в общественное производство в целом решена. Женщины получали государственную поддержку за счет потери своей возможности влиять на принятие политических решений и выражать свои интересы в поле политики. Идентификация женщины-работницы по принципу «равного партнера в строительстве социализма» не столько отражала реальную ситуацию на производстве, сколько выполняла роль идеализированной репрезентации желаемого будущего, что стало одной из характерных черт идентичности советской женщины в предвоенные годы.
E.V. Banzaraktsaeva children's communities of buryatia during
THE GREAT pATRIOTIc WAR
The article deals with the measures taken by the Government on arrangement of children who lost parents, the state of children’s communities in Buryatia and its problems are shown. At that time such forms of orphans’ arrangement as patronage, guardianship and commitment to children’s communities were widely spread.
Key words: children’s communities, special boarding, Great Patriotic war, social policy of Government.
Война - страшное бедствие для народа, но труднее всего приходится детям. В современной гуманитарной науке история детства - одно из перспективных направлений. Особый интерес представляет изучение детства в годы Великой Отечественной войны, когда дети оказались в эпицентре страданий всего советского народа.
До начала Великой Отечественной войны в РСФСР насчитывалось 1 347 детских домов, с контингентом в 155 751 чел., а также специаль-
ных интернатов для глухонемых и умственно отсталых детей - 342, где воспитывалось 31 743 ребенка [1]. Но трагическая ситуация на фронте, эвакуация населения, сопровождавшаяся бомбежками, хаосом, потерей связи между родственниками, и как следствие множество детей-сирот, вынуждали правительство увеличивать сеть детских домов. Поэтому в последующие периоды войны наблюдается рост детских домов по всей стране. На 1 января 1943 г. только в системе Наркомпроса