Научная статья на тему 'Образ Софии в творчестве Вл. Соловьева в контексте эстетической категории прекрасного'

Образ Софии в творчестве Вл. Соловьева в контексте эстетической категории прекрасного Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
339
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ Софии в творчестве Вл. Соловьева в контексте эстетической категории прекрасного»

А.Р. ЗАБОЛОТСКАЯ

ОБРАЗ СОФИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ВЛ. СОЛОВЬЕВА В КОНТЕКСТЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ ПРЕКРАСНОГО

Архетипический образ Софии является доминантным в творчестве Вл. Соловьева, а также во многом определяет характер его поэзии. Согласно теории Соловьева, София играет важнейшую роль в процессе борьбы созидательно-упорядочивающего начала с хаотическим, в божественном творении мира и в творческой деятельности вообще. Поэтому софиология заняла видное место в философии русского мыслителя, и именно в ее эстетической части.

Все поэтическое творчество Вл. Соловьева, так или иначе, посвящено раскрытию этого образа. В 1898 г., т.е. за два года до своей смерти, Вл. Соловьев напишет поэму «Три свидания», вспоминая минувшие события жизни и три свидания с Софией. Можно отметить, что образ Софии здесь представлен так же, как он был представлен в стихотворениях 1825 г., написанных в Каире, т.е. после непосредственного свидания с ней. Смысл мотива свидания и в ранних стихотворениях, и в поздней поэме одинаков, и в какой-то степени является проекцией пережитого свидания самим Вл. Соловьевым. София, называемая «богиней», является девятилетнему мальчику в храме, а затем двадцатитрехлетнему юноше дважды (в Британском музее и в египетской пустыне) в лучезарности своей красоты, пронизанная «лазурью золотистой», в неземном сиянии, «с улыбкою лучистой» и с очами «полными лазурного огня», предстающая воплощением красоты:

Все видел я, и все одно лишь было -Один лишь образ женской красоты...

Безмерное в его размер входило, -

Передо мной, во мне - одна лишь ты [5, с. 409].

С этой точки зрения образ Софии тесно связан с идеей всеединства, нашедшей отражение в философских трудах мыслителя. Реализация красоты есть, по Соловьеву, осуществление идеи всеединства, поскольку красота является одной из составляющих этой идеи: «рассматриваемая преимущественно со стороны своей внутренней безусловности, как абсолютно желанное или изволяемое, идея есть добро; со стороны полноты обнимаемых ею частных определений, как мыслимое содержание для ума, идея есть истина; наконец, со стороны совершенства или законченности своего воплощения, как реально ощутимая в чувственном бытии, идея есть, красота» [4, с. 362]. Вл. Соловьев подчеркивает, что «красота есть идея, действительно осуществляемая, воплощаемая в мире прежде человеческого духа» [4, с. 361]. Более того, красота, являющаяся у него неотъемлемым элементом в единстве с истиной и добром, необходима «для исполнения добра в материальном мире, ибо только ею просвещается и укрощается недобрая тьма этого мира» [4, с. 392]. Но окружающая действительность и даже искусство на современном этапе для Вл. Соловьева представляют собой «частные и отрывочные предварения совершенной красоты» [4, с. 152]. Только в Софии красота находит наиболее полное воплощение и раскрытие. В работе «Философские начала цельного знания» Вл. Соловьев, размышляя о всеобщей цели человечества, указывает на то, что эта цель предполагает развитие, под которым он понимает «такой ряд имманентных изменений органического существа, который идет от известного начала и направляется к известной определенной цели»

[4, с. 142]. Эту конечную цель философ видит в Софии, вечной Женственности, которая представляет собой «живой идеал Божьей любви», и «весь мировой и исторический процесс есть процесс ее реализации и воплощения в великом многообразии форм и степеней» [4, с. 534]. Таким образом, соотношение красоты и прекрасного можно рассматривать следующим образом: реализация красоты в окружающей человека действительности есть процесс становления прекрасного.

Этот принцип «воплощения всемирной идеи», ведущий к осуществлению «положительного всеединства», является универсальным принципом всей философской системы Вл. Соловьева.

Хотя Вл. Соловьев не использует понятие «категория», его понимание прекрасного близко пониманию эстетической категории прекрасного, которая является одной из главных модификаций эстетического в классической эстетике современными исследователями. Именно эта категория наиболее полно характеризует традиционные эстетические ценности. Как пишет В.В. Бычков, она «выражает одну из основных и наиболее распространенных форм неутилитарных субъект-объектных отношений, вызывающих в субъекте эстетическое наслаждение и комплекс вербально-смысловых образований в семантических полях совершенства, оптимального духовно-материального бытия, гармонии идеальной и материальной сфер, идеала и идеализации и т.п.» [1, с. 181]. Наряду с благом и истиной, прекрасное - одно из древнейших понятий культуры, богословия, философской мысли. Н.И. Крюковский также отмечает, что «в эстетике в центре системы категорий должна находиться именно категория прекрасного как основная, центральная эстетическая категория, по отношению к которой определяются все остальные категории, как ее своеобразные модификации или, даже, если угодно, отклонения» [3, с. 213]. Выделяя основные эстетические категории, исследователь пишет, что объект эстетического отношения «будет претерпевать стадии развития, которые в эстетическом плане и выступают как основные категориальные состояния объекта или объективные эстетические категории» [3, с. 206]. Если взять центральный момент этого развития, момент единства сущности и явления, то в самом общем смысле этот момент будет соответствовать моменту наиболее полного бытия, существования, объекта. В то же время, будучи основным признаком эстетического объекта, момент единства сущности и явления выступает и как наиболее полное проявление эстетичности объекта в его позитивной форме. Эта связь между реальностью и красотою, прекрасным осознавалась уже мыслителями далекого прошлого. Исходя из этого определения, образ Софии, представляющий собой единство сущности и явления, поскольку он наиболее полно раскрывает идею того, что Соловьев называет всеединством, может быть прочитан в контексте категории прекрасного.

Оппозиционным прекрасному в системе взглядов Вл. Соловьева является понятие «безобразного», являющегося эстетической характеристикой хаоса. Последний сам по себе нейтрален в эстетическом плане. Это - предвечная неупорядоченная иррациональная стихия, имеющая космическое бытие на уровне «души мира». «Хаос, - определяет Вл. Соловьев, развивая поэтическую мысль Ф. Тютчева о «древнем хаосе, родимом», - т.е. отрицательная беспредельность, зияющая бездна всякого безумия и безобразия, демонические порывы, восстающие против всего положительного и должного - вот <...> основа всего мироздания» [5, с. 366]. Процесс творения и соответственно становления природной красоты заключается в упорядочении хаоса, преодолении его и преобразовании в

космос, т.е. в красоту. Вл. Соловьев говорит, таким образом, о возможности перехода от хаоса к космосу, от безобразного к прекрасному.

Согласно современным эстетическим представлениям, в которых категории прекрасного отводится роль той точки отсчета, того начала «эстетических координат», с помощью которого и по отношению к которому возможно определение всех остальных категорий, каждая из категорий, соответствующая одному из состояний эстетического объекта или субъекта, плавно переходит в другую. Как мы видим, также допускается возможность перехода от безобразного к прекрасному.

В данной статье была указана возможность соотнесения таких понятий, как «красота», «прекрасное», «безобразное», разрабатываемых в трудах Вл. Соловьева, с современными представлениями об эстетических категориях. Можно отметить, что взгляд Соловьева на эти понятия оказывается близок взглядам современных исследователей.

Литература

1. Бычков В.В. Эстетика: учебник / В.В. Бычков. М.: Гардарики, 2005. 556 с.

2. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aestethica. Т. 2. Славянский мир,

Древняя Русь. Россия / В.В. Бычков. М.; СПб., 1999.

3. Крюковский Н.И. Основные эстетические категории / Н.И. Крюковский. Минск: БГУ, 1974. 288 с.

4. Соловьев В.С. Сочинения: в 2 т. 2-е изд. Т. 2 / В.С. Соловьев; сост., общ. ред. и вступ. ст.

А.Ф. Лосева и А.В. Гулыги; примеч. С.Л. Кравца и др. М.: Мысль, 1990. 822 с.

5. Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве; Статьи; Стихотворения и поэма; Из «Трех разговоров»: Краткая повесть об Антихристе / В.С. Соловьев; сост., вступ. ст., примеч. А.Б. Муратова. СПб: Худож. лит., 1994. 528 с.

ЗАБОЛОТСКАЯ АЛЬБИНА РАВИЛЕВНА родилась в 1979 г. Окончила Казанский государственный педагогический университет. Аспирант кафедры русской, зарубежной литературы и методики ее преподавания Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Казань). Автор 10 научных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.