Научная статья на тему 'Образ служителя закона в современном массовом искусстве и развитие обыденного правосознания'

Образ служителя закона в современном массовом искусстве и развитие обыденного правосознания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
929
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / МАССОВОЕ ИСКУССТВО / МЕНТАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / ОБРАЗЫ СОТРУДНИКОВ СУДОВ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / SENSE OF JUSTICE / MASS ART / MENTALITY OF INSTALLATION / IMAGE OF THE EMPLOYEES OF COURTS AND LAW-ENFORCEMENT BODIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Попова Анна Дмитриевна

В статье рассматривается взаимосвязь развития массового искусства и эволюции правосознания общества. Автор показывает, что продукты массового искусства отображают стереотипы общественного сознания и выявляет роль различных продуктов массового искусства (книг, телесериалов) в формировании ментальных установок и образа правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image the Servant of the Law in Modern Mass Art and Development Ordinary Sense of Justice

The article analyzes interrelation of development of mass art and evolutions sense of justice. The article shows, that the products of mass art display stereotypes of public con-sciousness and a role of various products of mass art (books, serials) in formation mentality of installations, image of lawenforcement bodies and law.

Текст научной работы на тему «Образ служителя закона в современном массовом искусстве и развитие обыденного правосознания»

Literature

1. Berger, P., Lukman, T. Sotsialnoe konstruirovanie realnosti. - M.: Medium, 1995.

2. Volzhenkin, B. V. Korruptsiya. - Ser. «Sovremennyie standartyi v ugolovnom prave i ugolovnom protsesse». - SPb. 1998.

3. Zaslavskaya, T. I. Sotsiostrukturnyiy aspekt transformatsii rossiyskogo obschestva // Sotsiologicheskie issledovaniya. - 2001. - № 8.

4. Kosals, L. Y., Ryivkina, R.V. Stanovlenie institutov tenevoy ekonomiki v postsovetskoy Rossii // Sotsis. - 2002. - № 4. - S. 13-21.

5. Lunev, V. V. Organizovannaya prestupnost v Rossii: osoznanie, istoki, tendentsii // Gosudarstvo i pravo. - 1996. - № 4.

6. O patriotizme i grazhdanstvennosti : uchebnoe posobie / pod red. A. A. Kozlova. - SPb.: Eleksis Print, 2005.

7. Patrushev, S. V., Hlopin, A. D. Sotsiokulturnyiy raskol i problemyi politicheskoy transformatsii Rossii. - M., 2007.

8. Potemkin, V. K. Gosudarstvennaya sluzhba: sotsialnyie otsenki i mehanizm modernizatsii. - SPb.: Info-da, 2011.

9. Potemkin, V. K., Kopeykin, G. K., Olenev, R. G. Sotsialnaya kriminologiya: diagnostika i pravoprimenitelnyie initsiativyi. - SPb,: RAEN, Sektsiya «Ekonomika i sotsiologiya», Sankt-Peterburgskoe otdelenie, 2005.

10. Potemkin, V. K., Mihaylov, S. G. Molodezh. Obschestvennaya sreda. Pravoslavie. - SPb.: Info-da, 2011.

11. Prigozhin, A. I. Suschnost perehodnyih protsessov // Sotsiologiya perestroyki / otv. red. V.A. Yadov - M.: Nauka, 1990.

12. Pristanskaya, O. V. Chto takoe organizovannaya prestupnost: proshloe i sovremennost. - M.: Yuridicheskaya literatura, 1989.

13. Protivodeystvie korruptsii v Rossii: problemyi i perspektivyi : materialyi mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - SPb.: TsPP FNS RF, 2010.

14. Ryivkina, R. V. Drama peremen: Ekonomicheskaya sotsiologiya perehodnoy Rossii. - M.: Delo, 2001.

15. Sotsialnaya politika i sotsialnyie reformyi glazami rossiyan. - M.: Institut sotsiologii RAN, 2007.

16. Sotsialnoe neravenstvo v sotsiologicheskom izmerenii : analiticheskiy doklad IS RAN. - M., 2006.

17. Toschenko, Z. T. Sostoyanie i protivorechiya obschestvennogo soznaniya k kontsu 1988 goda // Sotsiologiya perestroyki / otv. red. V.A. Yadov - M.: Nauka, 1990.

18. Sheyfer, V. Kak zhe nam teper zhit? - Chikago, 1990.

19. Sheregi, F. E. Sotsiologiya deviatsii. Prikladnyie issledovaniya. - M.: TsSP, 2004.

20. [Elektronnyiy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.rau.su/observer/N0499/403.HTM.

УДК 340, 7.067, 174 А.Д. Попова*

Образ служителя закона в современном массовом искусстве и развитие обыденного правосознания

В статье рассматривается взаимосвязь развития массового искусства и эволюции правосознания общества. Автор показывает, что продукты массового искусства отображают стереотипы общественного сознания и выявляет роль различных продуктов массового искусства (книг, телесериалов) в формировании ментальных установок и образа правоохранительных органов.

Ключевые слова: правосознание, массовое искусство, ментальные установки, образы сотрудников судов и правоохранительных органов.

A.D. Popova*. Image the Servant of the Law in Modern Mass Art and Development Ordinary Sense of Justice. The article analyzes interrelation of development of mass art and evolutions sense of justice. The article shows, that the products of mass art display stereotypes of public con-sciousness and a role of various products of mass art (books, serials) in formation mentality of installations, image of law-enforcement bodies and law.

Keywords: sense of justice, mass art, mentality of installation, image of the employees of courts and law-enforcement bodies.

Одним из активно развивающихся направлений в современных общественных науках (истории, философии, социологии) является изучение общественного сознания, ментальных установок,

* Попова, Анна Дмитриевна - доктор исторических наук, профессор кафедры философии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, профессор кафедры государственно-правовых и гражданско-правовых дисциплин Рязанского филиала Московского университета МВД России. Адрес: Россия, 390043 г. Рязань, 1-я Красная, ул., д. 18. E-mail: a.d.popova@mail.ru.

* Popova, Anna Dmitriyevna, the doctor of historical sciences, professor of faculty of philosophy of the Ryazan State University named for S. Esenin, professor of Faculty state-legal and dvil-legal of disciplines of the Ryazan branch of the Moscow university МВД of Russia. Address: Russia, 390043 Ryazan, 1st Red str., 18. E-mail: a.d.popova@mail.ru.

© Попова А.Д., 2013

стереотипов. Для этого используются различные приемы и методы: проводятся социологические опросы, анализируется содержание народного фольклора (пословиц, поговорок, анекдотов) и продукции массового искусства (кинофильмов, телесериалов) [3, с. 171-181]. Данные методы вполне применимы для изучения состояния обыденного правосознания, что нельзя не признать актуальным. Преобладающие ментальные установки в гражданском обществе должны отличаться высоким уровнем уважения к закону, а также к тем, кто несет службу по его защите. В этом плане большое значение имеет, какой образ служителя закона различного профиля (судьи, следователя, прокурора, адвоката) преобладает в общественном сознании. При этом продукция массовой культуры (фильмы, книги, популярные передачи), с одной стороны, может рассматриваться как отражение этого образа, а с другой стороны, - как механизм его формирования. Представляется актуальным проанализировать, какой образ служителя закона формируется в современной массовой культуре и какую роль этот образ может сыграть в формировании правосознания современного обывателя. Образы сотрудников этих ведомств в массовом искусстве могут рассматриваться в качестве одного аспекта информационной поддержки реформаторских мероприятий. История знает случаи, когда талантливо снятый фильм в одночасье повышал рейтинг той или иной профессии. В частности, после демонстрации художественного фильма «В зоне особого внимания» об армейских учениях с участием воздушно-десантных войск конкурс в десантные училища вырос многократно. Также вырос конкурс в педагогические вузы после демонстрации фильма «Доживем до понедельника».

В советский период детективный жанр имел репутацию легкого и несерьезного. Однако произведения, где главными героями становились сотрудники милиции, все же создавались. Реже главными персонажами становились сотрудники прокуратуры, еще реже судьи, и практически никогда - адвокаты. И это не случайно. Органы внутренних дел являются важным механизмом управления обществом. Соответственно, было необходимо повышать авторитет милиции в народных массах всеми способами, в т.ч. и через массовое искусство. Через него проводился официальный лозунг, выраженный словами В. Маяковского «Моя милиция меня бережет». Легко объяснить, почему на экране редко появлялись судьи и уж тем более адвокаты. Суд в советской идеологии - это орган, который прежде всего наказывает преступников. В советских фильмах зал судебного заседания появлялся в кадре обычно только в финале фильма, олицетворяя образ возмездия, как это представлено, например, в кинокомедии «Кавказская пленница». Показывать в кино детально работу суда, разбирающего доказательства, не было нужды. Подразумевалось, что приговор и так будет суровым и справедливым. Адвокаты при таком раскладе были совсем не нужны на экране. Не случайно, в тех фильмах, где судебный процесс присутствует как финал криминальной истории (например, «Берегись автомобиля», «Кавказская пленница») для адвоката места в кадре не находится. Только при очень внимательном просмотре фильма «Берегись автомобиля» рядом с подсудимым Деточкиным в зале суда в кадре можно заметить мужчину, который, скорее всего, и является адвокатом, но его работа не показана совсем. Как это ни парадоксально, но на стороне обвиняемого выступает прокурор, доводя до сведения суда, что в отношении свидетеля Семицветова возбуждено уголовное дело.

Следует отметить, что многие советские фильмы, где есть образ сотрудника милиции, сняты очень талантливо, в них играют замечательные артисты («Ко мне, Мухтар!», «Петровка, 38», «Из жизни начальника уголовного розыска», «Дело Румянцева», «Следствие ведут знатоки», «Рожденная революцией»). Образы милиционеров в этих фильмах сверхидеальные - герои добросовестно несут нелегкую службу, всегда подчеркнуто вежливы и мудры, готовы рисковать своей жизнью ради спокойствия граждан. В некоторых случаях погоня за образом суперидеального стража правопорядка приводила к появлению глянцевого персонажа, лишенного человеческих черт. Так, например, стало с героями сериала «Следствие ведут знатоки». Если в первых сериях перед нами еще живые люди, то в последних, как сами отмечают авторы, «персонажи от серии к серии застывали, теряли человеческую объемность, право на грешки и слабости - обращались в маски» [5, с. 374]. Только иногда, в некоторых фильмах появлялись небольшие намеки на недостатки советских служителей закона. Как правило, в качестве таковых выступали равнодушие и формализм. Однако равнодушие обязательно оказывается наказанным (как правило, в конце фильма «плохого» сотрудника увольняют), справедливость торжествует. При этом в советских фильмах милиционерам, даже отрицательным, никогда не могли быть присущи взяточничество, рукоприкладство.

С крушением советского строя меняются функции суда и правоохранительных органов. Медленно, но начинает выстраиваться тенденция на формирование правового государства и гражданского общества. Это обусловливает пересмотр взгляда общества на роль суда и правоохранительных органов. На первый план выходит задача защиты прав и свобод, разрешение споров и конфликтов, защита законности. Однако свобода слова первоначально негативно повлияла на рост авторитета судов и правоохранительных органов. С началом перестройки средства массовой информации и массовое искусство, освободившись от цензуры и запретов, активно обращаются к криминальной теме. Практический каждый канал обзаводится своей передачей с криминальной хроникой («ЧП» (НТВ), «Дежурный патруль», «Вести. Дежурная часть» (Россия), «Петровка, 38» (ТВ-центр)), появляется ряд документальных передач на криминальные темы («Криминальная Россия», «Честный детек-тив», «Территория закона», «Очная ставка»). В совокупности с ростом преступности это существенно повлияло на общественное сознание. Криминальная субкультура широким потоком хлынула в массы, и словарный запас российского обывателя обильно пополнился терминами из криминального арго. Теперь «забивать стрелки», считать деньги «лимонами» или

«кусками», жаловаться на «беспредел» или «кидалово» стали не только представители криминального мира, но и законопослушные граждане. Зарубежным филологам, изучающим русский язык, пришлось проводить специальные исследования по новому русскому языку [1, с. 121].

Если в Советском Союзе не разрешалось критиковать советскую милицию, прокуратуру, суд даже самую малость, то в начале 90-х гг. ХХ в. в поисках сенсаций эта критика обрушилась на читателя и зрителя огромным потоком, огульно и безудержно. Средства массовой информации были переполнены публикациями о «плохих» органах. Один за другим штампуются фильмы, где борьба со злом становится уделом героя-супермена, который, как правило, хорошо владеет единоборствами и в одиночку крушит мафию на фоне полного бездействия правоохранительных органов. Даже старые образы пытались поправить на потребу дня. Создатели сериала «Следствие ведут знатоки» вспоминают, как при попытке снять очередную серию в начале 90-х гг. им на киностудии предложили: «Вот если б Знаменского и Томина арестовали за взятки! Как было бы интересно и свежо!» [5, с. 374].

Это затрудняло процесс формирования гражданского общества, т.к. в гражданском обществе общественное сознание характеризуется доверием и уважением к закону и органам, его защищающим. Не случайно канадский исследователь П. Соломон, анализируя ход российской судебной реформы, в качестве серьезного просчета выделил стремление журналистов при освещении работы судов показывать отрицательные стороны их работы, что негативно сказывается на отношении общества к суду [2, с. 83]. Огульная критика судебной системы и правоохранительных органов усилила настороженное отношение к ним. Падение авторитета суда и правоохранительных органов стало одной из причин ухода опытных сотрудников.

Возвращение положительного образа человека, стоящего на страже закона, стало происходить только в конце 90-х гг. ХХ в. Первой «ласточкой» стало создание знаменитого серила «Улицы разбитых фонарей». Потом вырос спрос на детективные сериалы, в которых главными героями становились различные представители правоохранительных органов: сотрудники уголовного розыска («Убойная сила», «Новые приключения Мухтара», «Сыщики», «Центральный округ», «Опера. Убойный отдел», «Каменская», «Прощай, "Макаров!"»), следователи прокуратуры («Марш Турецкого», «Гражданин начальник», «Тайны следствия», «Преступление будет раскрыто»), участковые («Участок», «Участковая»). Показательно, что главными героями фильмов и сериалов стали теперь становиться адвокаты («Линия защиты», «Адвокат», «Кулагин и партнеры», «Тайны следствия»). Показательно, центром внимания ряда фильмов и сериалов стала деятельность суда («Закон», «Ваша честь!», «12», «Вердикт»). Образ судьи присутствует и в сериалах «Адвокат», «Линия защиты», «Тайны следствия».

Большинство фильмов является чисто отечественным продуктом - сценарии снимаются на российском материале. К созданию некоторых сценариев причастны даже сотрудники правоохранительных органов. Первые сезоны «Улицы разбитых фонарей» снимались по произведениям сотрудника уголовного розыска Андрея Кивинова. Сценарист сериала «Тайны следствия» Елена Топильская - в прошлом следователь прокуратуры. Во многих фильмах отражаются особенности российской реальности, порой основой сюжета становятся реальные уголовные дела. В одной из фильмов сериала «Тайны следствия-4» показана история, которая имела место в Петербурге на самом деле: поимка преступника, нападавшего на пенсионеров под видом медицинского работника. Также реальная история лежит в основе фильма «Волк в овечьей шкуре» из этого же серила (о совершении серии нападений на девушек сотрудником транспортной милиции). В одном из фильмов сериала «Суд» отражена нашумевшая истории о ветеринарных врачах, которые оказались под угрозой привлечения к уголовной ответственности за распространение наркотиков из-за ошибки законодателя: в закон забыли внести препараты, используемые в ветеринарной практике. В сериалах отражаются и другие актуальные вопросы российской жизни, например, взяточничество в вузах.

Анализ образов судей и сотрудников правоохранительных органов позволяют выявить определенную трансформацию в формировании этих образов, которая произошла по сравнению с советским периодом. Следует отметить, что подавляющее большинство сценаристов и режиссеров делают ставку на обыденность своих героев. В советских фильмах стремились показать стражей закона прежде всего идеальными сотрудниками органов правопорядка, мало освещая их человеческие качества. Герои современных криминальных фильмов - судьи, следователи, оперативники, участковые - предстают обычными людьми. Они не только борются за торжество закона, но и живут как все люди: влюбляются, переживают любовные драмы, воспитывают детей, ссорятся, занимают деньги до зарплаты. Им свойственны некоторые слабости. Так, герои первых серий сериала «Улицы разбитых фонарей» не чураются выпивки, за что однажды его создателей упрекнуло даже первое лицо государства. Некоторые персонажи этого фильма демонстрируют невысокий образовательный уровень (у Дукалиса за плечами только техникум, его начальник по прозвищу «Мухомор» путает слова - собаку породы «ризеншнауцер» с инструментом «штангенциркуль»). У большинства из них неустроенная личная жизнь. Однако именно это делает образы героев ближе к зрителю. С другой стороны, герои многих современных сериалов искренне служат идеалам Закона и Справедливости. Они честно делают свою работу, защищают интересы простых людей. Им не все равно, кого привлечь к ответственности, они не спешат списать дело на первого попавшегося подозреваемого, пытаются докопаться до истины, порой рискуя ради этого жизнью.

Таким образом, для многих современных экранных служителей закона становится характерным сочетание, с одной стороны, обыденных человеческих качеств, с другой - настоящей принципиальной позиции борца за законность и справедливость. В качестве одного из примеров может быть

проанализирован образ капитана Николая Дымова по прозвищу Самурай из сериала «Улицы разбитых фонарей», которого сыграл актер Евгений Дятлов (он появляется в шестом сезоне). Дятлов создает образ, сочетающий как раз эти две стороны, что делает его интересным для разноплановой аудитории. Его капитан Дымов образован, увлекается восточной философией, цитирует Конфуция и японскую литературу (отсюда и прозвище - Самурай). Это не может не нравиться образованным людям. В то же время Дымов физически хорошо подготовлен, мастерски владеет восточными единоборствами и не раз это демонстрирует, что привлекает зрителей, любящих силовой детектив. И что нравится всем - он настоящий борец за справедливость. В первой же серии, где появляется этот персонаж, Дымов рискует собой, чтобы найти лиц, промышляющих грабежами. Он может этого не делать, т.к. подозреваемый уже есть и сидит в камере, но капитан выступает в роле приманки, рискует собой, чтобы спасти невиновного человека от незаслуженного обвинения. Образ Дымова очень жизненный: при случае он может выпить рюмку-другую и даже однажды жалуется коллегам, что вчера перебрал с друзьями. Это его делает своим для тех, кто считает, что без рюмки русский человек не существует. Однако Самурай алкоголем не злоупотребляет, пьет нечасто, что не отталкивает от него сторонников здорового образа жизни. С женой Дымов в разводе, но он хороший отец: к нему периодически привозят дочь-школьницу, с которой он находит общий язык, несмотря на сложности подросткового возраста.

Аналогичный вывод можно сделать, анализируя некоторые образы из сериала «Тайны следствия». Главная героиня, следователь прокуратуры Мария Швецова (актриса Анна Ковальчук) демонстрирует служебное рвение, прекрасный ум и принципиальность. Ей не все равно, кто окажется на скамье подсудимых: случайный человек или преступник. Она готова ради торжества законности и справедливости не только работать день и ночь, но и идти на конфликт с любым начальством. В то же время это - обычная женщина: горит на работе, а дома из-за этого возникают нелады.

Второе кардинальное отличие современных криминальных сериалов от советских фильмов похожей тематики - отражение той трансформации судебной и правоохранительной систем, которая сейчас имеет место. Прежде всего это проявляется в появлении фильмов, где главными героями становятся судьи или адвокаты, отражает тенденцию на формирование гражданского общества в нашей стране. Адвокат - обязательная фигура в правовом государстве. Он защитит подсудимого, который, возможно, и не виноват, поможет заключить сделку, составить брачный договор. Соответственно, появились и образы адвокатов в фильмах. Самый известный из них - адвокат Зимин в исполнении актера Андрея Соколова (фильмы «Адвокат», «Линия защиты»). Он знающий, опытный и принципиальный, порой рискует жизнью из-за интересов клиента.

Не менее показательно появление сериалов, где главными героями являются судьи - это отражает ту трансформацию роли судов в государственном механизме, которая наметилась в связи с формированием гражданского общества, - с карательного органа на правоприменительный. В гражданском обществе суд - орган, который не только накажет преступника по заслугам, но и защитит от ложного обвинения невиновного, по справедливости и закону разберет конфликт, восстановит справедливость в самых различных ситуациях. Именно это обусловило появление сериалов, где суд является центральным местом действия, а в центре внимания - яркие образы судей. Судья Скляр (фильм «Закон»), судья Сергеева, судья Виктор Викторович из фильма «Вердикт», как и целый ряд безымянных судей в «Адвокате», «Тайнах следствия» стремятся, чтобы в судебном заседании торжествовала именно Справедливость с большой буквы. Их образы содействуют изменению традиционных представлений о роли суда в уголовном процессе. Теперь заседание суда не выстраивается в сюжетной линии фильма как финальная сцена, олицетворяющая кару преступника. Здесь нет уже такой однозначности, как это бывало в советских фильмах: попал на скамью подсудимых - значит, виновен. В современных фильмах суд детально разбирает доказательства, демонстрируя состязательность процесса. Во многих фильмах обращение в суд, в прокуратуру, в юридическую консультацию представлено как цивилизованный способ восстановления справедливости, показана сама суть ее восстановления через суд, отражены некоторые важнейшие принципы судопроизводства (презумпция невиновности, состязательность, право обвиняемого на защиту).

Отмечая трансформацию образов суда и правоохранительных органов в современном искусстве, следует выделить значение этого процесса для эволюции общественного сознания. Медленно в общественном сознании суд избавляется от образа карателя, обращение к нему постепенно перестает выглядеть как сутяжничество. В 1997 г. по данным опроса Фонда «Общественное мнение», 33 % опрошенных были готовы обратиться в суд в случае нарушения их прав. В 2007 г. автором статьи был проведен среди жителей Рязани опрос об их отношении к судебной системе и судебной реформе. Он показал, что желание обращаться в суды за правдой постепенно растет. 66,3 % опрошенных на вопрос, будут ли они обращаться в суд, если будут нарушены их права, выбрали варианты ответов «Да» или «Скорее да, чем нет» (28,4 % выбрали первый ответ, 37,9 % второй). Только 11 % однозначно отрицают обращение в суд как способ решения своих проблем (выбрали ответ «Нет»). 22,7 % остановились на варианте «Скорее нет, чем да». Думается, что в этом есть заслуга и художественных фильмов.

Следует выделить еще одно позитивное значение некоторых фильмов: они меняют отношение граждан к обязанности самим выступить в роли судей. Фильмы «12» и «Вердикт» не просто доносят до зрителя идею суда присяжных, они показывают, что в суде присяжных невозможно спрятаться за мнением профессионального судьи - решение вопроса, будет ли торжествовать Справедливость, зависит от позиции абсолютно каждого, что содействует повышению чувства ответственности за принимаемое решение у потенциальных судей из народа.

Следует отметить еще одно значение современных фильмов на криминальную тематику. Думается, можно утверждать, что они играют свою роль в хоть медленном, но все-таки в улучшении имиджа органов внутренних дел и даже содействуют популяризации профессии сотрудника правоохранительных органов. Со второй половины первого десятилетия XXI в. конкурс в милицейские вузы растет. В 2008 г. он составлял 4 человека на место [6]. Также растет число студентов в гражданских вузах, выбирающих правовую специализацию. Сказывается влияние сериалов и на половой состав обучающихся: существенно выросло число девушек, желающих стать следователями, оперативниками. Для того чтобы сериал был интересен зрителям обоих полов, практически в каждом из них присутствует женский образ борца с преступностью. Самые яркие из них - оперативники Анастасия Каменская из одноименного сериала и Настя Абдулова («Улицы разбитых фонарей»), следователь прокуратуры Мария Швецова («Тайны следствия»). В результате в группах правовой специализации девушек порой становится больше, чем юношей. Выросло число девушек-курсантов в вузах системы МВД. Конечно, далеко не каждая представительница прекрасного пола, которая под влиянием сериала мечтает о профессии оперативника или следователя, способна в этой профессии работать. Многие барышни, став студентками юрфака, обнаруживают полную непригодность к службе по своим интеллектуальным и деловым качествам. В сериалах они замечают только самые эффектные стороны: красавица-героиня в элегантной форме легко распутывает самые загадочные преступления. Они не хотят видеть, что это требует больших знаний, интеллекта (что есть далеко не у каждой), высокой дисциплинированности, что работа отнимает массу физических и моральных сил, и работать героиням приходится даже в выходные, общаться нередко с весьма малопривлекательными людьми, а какой порой стоит запах на месте происшествия, они даже не догадываются. Однако увеличение числа желающих работать на ниве борьбы с преступностью само по себе имеет позитивное значение: он дает возможность проводить более строгий профессиональный отбор.

Естественно, следует отметить, что эволюция общественного сознания происходит очень медленно, и оно по-прежнему мозаично: в нем переплетаются противоречивые ценности и установки. В этом плане очень показателен феномен фильма «Глухарев». Сериал пользовался огромной популярностью. Его смотрел каждый третий российский телезритель [4]. Однако главных персонажей (сотрудников ОВД «Пятницкий») положительными героями назвать трудно. Следователь Глухарев (актер Максим Аверин) берет деньги с граждан, может попросить оперативников «надавить» на подозреваемого, носит незарегистрированный «ствол» (т.е. пистолет). В одной серии он просто припрятывает и присваивает изъятое во время обыска оружие. В другой - до отказа забивает личный холодильник сыром, изъятым у воров. Сослуживцы Глухарева, следователи Агапов и Черенков, не отличаются умом и дисциплинированностью, их талантов хватает только на то, чтобы дурачиться и попадать в глупые ситуации. Начальник уголовного розыска Карпов обкладывает данью местных предпринимателей. Тем не менее, несмотря на это, сериал пользуется большой популярностью. Почему? Ответ достаточно прост: уровень правосознания в обществе пока еще достаточно низкий. Следователь, который сам нарушает закон, не вызывает отвращения. Зато привлекает ловкость, обаятельность, находчивость героя. Подумаешь, утаил оружие, найденное при обыске. Так ведь не убил никого. Для российского гражданина прихватить что-то с работы - это вполне нормально, в советское время многие были несунами, этим жили. А оружие или два килограмма масла - без разницы. Удивляет, что после просмотров сериала некоторые зрители отмечают, что их отношение к милиции стало лучше. А вот заявления, что после просмотра этого сериала молодые люди хотят идти работать в органы внутренних дел, даже пугают. Кто захочет идти работать именно в такую милицию, которая показана в сериале? Интеллектуальные и порядочные девушки и молодые люди скорее резонно заметят, что им не хочется работать рядом с глупыми и аморальными коллегами. В этом плане гораздо больше симпатий вызывает работа актера Дятлова: очень хочется надеется, что образ опера-Самурая привлечет в милицию умных и достойных в моральном плане людей.

Анализируя проблему влияния сериалов на трансформацию общественного сознания, следует отметить главный недостаток этих фильмов: зачастую они являются крайне безграмотными с правовой точки зрения. Как уже отмечалось, художественные фильмы - это важнейший способ воздействия на сознание людей. Фильму и верят больше, соответственно, любая ошибка в правовом плане крепче отпечатывается в сознании людей, чем правильные с правовой точки зрения строчки закона или статьи газетной публикации, подготовленные специалистами.

Фильмы 90-х - начала 2000-х гг., особенно сериалы, изобилуют правовыми ляпами. Герои большинства сериалов про сотрудников уголовного розыска (в т.ч. «Улиц разбитых фонарей») сами выполняют все следственные действия: допрашивают, проводят очные ставки и даже опознание, хотя по закону это должен делать следователь прокуратуры. Зато в сериале «Преступление будет раскрыто» следователи прокуратуры работают за оперативников, даже внедряются под различными личинами в преступную среду. В одной из серий фильма «Ваша честь!» главная героиня - судья районного суда - рассматривает дело об изнасиловании, одно и то же заседание является то открытым, то закрытым (дела об изнасиловании рассматриваются в закрытом режиме). В другой серии она председательствует по делу, по которому фактически сама является свидетелем. Еще в одной серии при рассмотрении дела по обвинению в неоказании медицинской помощи участвуют присяжные заседатели, хотя присяжные рассматривают только дела о преступлениях, подсудных судам областного звена, а указанное дело к ним не относится. В другой серии рассматривается дело, подсудное мировому судье - о мелкой краже пары килограммов фруктов из супермаркета.

Таким образом, современное массовое искусство, с одной стороны, отражает изменения, происходящие в общественном сознании, с другой стороны, являются инструментом воздействия на эти процессы. Тенденция формирования гражданского общества и правового государства обусловила поворот в массовом искусстве к положительным образам сотрудников судов и правоохранительных органов, созданию образов не только милиционеров/полицейских, но и адвокатов и судей. Это имеет позитивное значение для улучшения правосознания, повышения престижности службы в органах правопорядка. В то же время актуальной остается проблема достоверности современного массового искусства - соответствия изображаемого на экране правовым нормам.

Список литературы

1. Ryazanova-Clarke, Lare. Developments in the Russian Language in the Post-soviet period // Russia after communist / by Fawn R. and White St. - London, 2001.

2. Solomon P. Courts and Transition in Russia: the Challenge of Judicial Reform. - Boulder Oxford Westriw press, 2000.

3. Демичев, А. А. Пореформенный суд в правосознании российских подданных (по материалам юридических анекдотов) // Ленинградский юридический журнал. - 2007. - № 2. - С. 172-181.

4. Ионова, Л. Глухарь стал суперменом // Российская газета. - 2010. - 3 декабря.

5. Лавров, А., Лаврова, О. Шантаж. Криминальные повести. М., 1993.

6. Староверова, Е. Хочу сапоги и фуражку // Труд. - 2008. - 9 июня.

Literature

1. Ryazanova-Clarke, Lare. Developments in the Russian Language in the Post-soviet period // Russia after communist / by Fawn R. and White St. - London, 2001.

2. Solomon P. Courts and Transition in Russia: the Challenge of Judicial Reform. - Boulder Oxford Westriw press, 2000.

3. Demichev, A. A. Poreformennyiy sud v pravosoznanii rossiyskih poddannyih (po materialam yuridicheskih anekdotov) // Leningradskiy yuridicheskiy zhurnal. - 2007. - № 2. - S. 172-181.

4. Ionova, L. Gluhar stal supermenom // Rossiyskaya gazeta. - 2010. - 3 dekabrya.

5. Lavrov, A., Lavrova, O. Shantazh. Kriminalnyie povesti. - M., 1993.

6. Staroverova, E. Hochu sapogi i furazhku // Trud. - 2008. - 9 iyunya.

УДК 323

В.В. Припечкин*, Н.П. Настасюк**

Политическая культура и политическая социализация: концептуальные и методологические подходы

Представлен анализ многообразных дефиниций и этимологических подходов к определению понятий «политическая культура» и «политическая социализация» в контексте общей культуры и как элементов политической системы, сложившихся в западной и отечественной политической науке.

Ключевые слова: политическая культура, политические ценности, политические ориентации, политические установки, политическая система, политическая социализация, политическое поведение.

V.V. Pripechkin*, N.P Nastasyuk**. Political culture and political socialization: conceptual and methodological approach. Presents an analysis of the diverse definitions and etymological approaches to the definition of «political culture» and «political socialization» in the context of a common culture and as elements of the political system prevailing in the western and national political science.

Keywords: political culture, political values, political orientation, political attitudes, political system, political socialization, political behavior.

Понятие политической культуры активно используется в тех случаях, когда нужно объяснить, почему одни и те же политические институты по-иному работают в разных странах, почему те или иные политические новации и заимствования в одном месте прививаются легче, в другом - труднее.

* Припечкин, Виктор Владимирович, кандидат исторических наук, профессор, профессор кафедры философии и социологии Санкт-Петербургского университета МВД России, заслуженный работник высшей школы РФ. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1, тел. 744-70-19.

** Настасюк, Наталья Петровна, кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры философии и социальных наук Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. Россия, 196105, Санкт-Петербург, Московский проспект, 149.

* Pripechkin, Victor Vladimirovich, Ph.D., Professor, Department of Philosophy and Sociology, St. Petersburg State University of Internal Affairs of Russia, Honored Worker of Higher Education of the Russian Federation. Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel. 744-70-19.

** Nastasyuk, Natalya Petrovna, Political Science, Associate Professor, Assistant Professor, Department of Philosophy and Social Sciences, University of St. Petersburg State Fire Service of the Russian Emergencies Ministry. Russia, 196105, St. Petersburg, Moscow Avenue, 149. © Припечкин В.В., Настасюк Н.П., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.