УДК 316
ОБРАЗ СИБИРСКОГО ГОРОДА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ЕГО ЖИТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В Г. ИРКУТСКЕ)
л _ о
© Д.А. Бутакова1, Н.В. Сидорова2
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, г. Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Анализируются представления жителей города Иркутска об образе города. Приводятся данные социологического исследования, проведенного в 2014 году, освещающего проблемы городского развития. В тексте фиксируются отдельные составляющие образа города, отмечается влияние сформировавшегося образа города на социальное самочувствие жителей. Авторы приводят ключевые городские символы и трактуют их специфику в представлении жителей Иркутска.
Ключевые слова: образ города; бренд; символ; социальное самочувствие; городское пространство.
IMAGE OF SIBERIAN CITY IN ITS RESIDENTS IMPRESSIONS (BY EXAMPLE OF SOCIOLOGICAL SURVEY CONDUCTED IN IRKUTSK) D.A. Butakova, N.V. Sidorova
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article analyzes the ideas of Irkutsk residents about the image of the city. It presents the data of the sociological survey conducted in 2014 that highlighted the challenges of urban development. The article also shows some individual components of the city image indicating the influence of the formed image of the city on the social well-being of its residents. The authors list the key city symbols and interpret their specificity in the representation of Irkutsk residents. Keywords: city image; brand; symbol; social well-being;urban space.
Численность населения мира неуклонно растет, что влечет за собой постоянный процесс урбанизации. В свою очередь уже существующие города трансформируются в мегаполисы и агломерации, что сопровождается увеличением числа городских проблем разного плана. В России, где достаточно быстро происходит умирание поселков и малых городов, что неизбежно в условиях современных преобразований, также изменяется и усложняется структура городских пространств, что влечет за собой зачастую кардинальные трансформации в образе города.
В начале 21 века вопросы городского развития все теснее связываются с представлениями об образе города в целом. Причина этого кроется в новой ступени формирования общества, при которой имидж, образ, бренд становятся факторами изменения городской реальности. Положительный образ города необходим, с одной стороны, для привлечения инвестиций, туристов, а с другой - для улучшения социального самочувствия и снижения миграционного оттока жителей в другие регионы.
Современный российский город выступает в качестве вполне притягательного места проживания, представляющего широкие возможности для профессионального и личностного становления горожанина. При этом пространство города воплощает современ-
ный образ жизни и мировоззрения, отражая их в особенностях городской структуры и повседневности. Город как социальный феномен и социокультурное пространство довольно подробно изучен как зарубежными (Р. Адаме, Р. Брейдвуд, Л. Вулли, М. Вебер, Г. Зиммель, Л. Мэмфорд, Э. Берджес, Р. Парк, Л. Вирт, М. Кастельс и др.), так и отечественными исследователями ( Н. Фроянов, М. Тихомиров, В. Янин, В. Долгий, А. Левинсон), исследования же образов конкретных городов, позволяющие делать прогнозы в отношении дальнейшего их развития, представлены достаточно фрагментарно.
Образ города и городской среды, складываясь в сознании горожанина под влиянием городского окружения, в свою очередь оказывает обратное воздействие на окружающую среду, конструируя ее. В нашем исследовании была поставлена задача изучить образ конкретного города в представлении его жителей в контексте его «движимых» и «недвижимых» составляющих, таких как: проблемы города, городские символы, городские архитектурные объекты и перспективы изменения облика города в будущем.
Так, участники XIII Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России: обновление стратегии, обновление смыслов» признали стратегию развития города Иркутска лучшей
1 Бутакова Дарья Андреевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы, тел.: 89021769338, e-mail: [email protected]
Butakova Daria, Candidate of Sociology, Associate Professor of the Department of Sociology and Social Work, tel.: 89021769338, e-mail: [email protected]
2Сидорова Наталья Васильевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы, тел.: 89246048102, e-mail: [email protected]
Sidorova Natalia, Candidate of Sociology, Associate Professor of the Department of Sociology and Social Work, tel.: 89246048102, e-mail: [email protected]
из представленных и дошедших до финала общероссийского конкурса.
Эксперты форума, включающие в свой круг специалистов в области стратегического планирования не только регионального, но и международного уровня, проголосовали именно за иркутскую стратегию развития - 2025, принятую в регионе как руководство к действию еще в 2012 году. По мнению экспертов, стратегия развития Иркутска «...отличается логичностью и согласованностью всех компонентов стратегического планирования от самой стратегии до муниципальных программ» (директор Ресурсного центра по стратегическому планированию при Леонтьевском центре Б.С. Жихаревич).
Основная цель стратегии развития г. Иркутска, которая должна быть достигнута к 2025 году сформулирована так: «Стать российским центром создания и продвижения новых эколого-ориентированных и гуманитарных технологий, продуктов и услуг, конвертируемых в пополняемые ресурсы развития экономики, социальной сферы и человеческого капитала города Иркутска». При этом данная стратегия включает в себя ряд компонентов, непосредственно относящихся к составляющим образа города. В частности, это проекты развития отдельных элементов городского пространства. Например, проект развития застроенных территорий, предполагающий расселение жильцов из ветхого и аварийного жилья за счет инвестора, который в последующем возводит на освободившейся площади современные жилые комплексы, соответствующие мировым стандартам строительства.
Также к проектам, существенно изменяющим городское пространство, а, следовательно, и образ города, можно отнести проект реставрации памятников деревянного наследия с последующей их передачей в собственность инвестору под разнообразные нужды, без изменения исторического фасада зданий. Также в Иркутске предполагается строительство парка спортивных развлечений и парка аттракционов, входящих в качестве одной из составляющих «торговой оси», которая объединит торгово-развлекательные центры, заведения общественного питания и прогулочные зоны города в единую сеть с развитой инфраструктурой.
Подобные существенные изменения образа города предполагают, по мнению экспертов регионального развития, создание делового, научного, исторического, образовательного и других центров в условиях города. Но мнения экспертов, как известно, редко совпадают с мнением жителей модернизируемых городов. Так, иркутяне достаточно скептически относятся к подобным стратегиям развития и имеют свой взгляд на конструирование образа родного города, отличный от административного.
Таким образом, объектом исследования выступили жители г. Иркутска, постоянно проживающие в г. Иркутске, в количестве 351 человек (выборка квотная, случайная, районированная). Мужчин - 43%: в возрасте 18-31 (24%); от 31 до 55 (19%); старше 55 (9%). Женщин - 67%: в возрасте от 18-31 (24%); от 31-55 (24%); старше 55 (19%). Предметом исследования явилось представление горожан в отношении об-
раза современного Иркутска. В качестве основного метода исследования использовался метод полуформализованного интервью.
В первом вопросе нашего интервью мы интересовались мнением горожан в отношении высказывания, что «Иркутск - это современный город». Мнения респондентов расположились следующим образом: 51% ответили, что скорее согласны с этим утверждением. Число тех, кто скорее не согласен с утверждением, составило - 35%. Полностью не согласны с тем, что Иркутск может считаться современным городом - 2%. 12% затруднились с ответом на данный вопрос. При этом стоит отметить, что считают Иркутск современным городом в основном представители среднего поколения, а молодежь в большинстве своем город Иркутск современным не считает, приводя в пример в качестве современных другие сибирские города, такие как Новосибирск, Томск, Красноярск. Также молодые люди справедливо отмечают, что в Иркутске в последнее время ощутимы некоторые попытки стать современным, например, за счет строительства мол-лов и антикафе.
На вопрос: «Если бы перед Вами встал выбор: уехать из г. Иркутска или остаться, что бы Вы выбрали?» были получены следующие ответы. 54% жителей остались бы и дальше жить в городе, причем большинство из ответивших принадлежат к возрастной когорте от 56 лет и старше. Старшие респонденты объяснили, что ответили подобным образом из страха что-то кардинально менять в своей жизни в «таком возрасте», невозможности уехать из-за отсутствия жилья в другом городе и наличия семьи в Иркутске. Люди среднего возраста ответили, что они не хотят ничего менять в жизни и своем местоположении в связи с прибыльным местом работы и с тем, что их все устраивает в родном городе. Часть из опрошенных среднего и молодого возраста не хотят менять место жительства в связи с семейными обстоятельствами, будь то наличие малолетних детей или престарелых родителей. То есть, в целом, больше половины опрошенных респондентов г. Иркутск, как место дальнейшего проживания, вполне устраивает по тем или иным причинам.
Но есть и такие респонденты (31%), которые ответили, что, если бы им представилась возможность уехать из города, они бы ею воспользовались. Большинство молодежи, попавшей в данную категорию ответивших, считает Иркутск бесперспективным для своей дальнейшей как личностной, так и профессиональной самореализации. Они считают, что, переехав в другой город, добьются гораздо более высоких показателей, в первую очередь карьерных, чем могли бы добиться в столице Приангарья.
Люди в возрасте от 31 до 55 лет надеются, что, сменив место жительства, они смогут материально обеспечить подрастающее поколение, чего не сумели сделать в г. Иркутске. Респонденты пенсионного возраста, выбравшие возможность уехать, ссылаются на детей, проживающих в других городах, которым они не могут оказывать помощь, находясь на расстоянии. Из ответов видно, что, если молодые выбирают переезд,
то, прежде всего, они руководствуются эгоистическими мотивами. В отличие от них респонденты более старшего поколения руководствуются возможностями дальнейшей помощи близким. Затруднились ответить на вопрос 15% респондентов.
На вопрос в отношении символов города было получено большое количество разнообразных ответов. Наиболее часто встречающиеся из них: бабр - 38,5%, озеро Байкал - 48%. И если бабра можно действительно считать символом города, представленного как на гербе города, так и в виде скульптуры в историческом квартале, то озеро Байкал, находящееся на достаточном расстоянии от Иркутска, все чаще называется в качестве не просто символа, но даже бренда города. Было высказано достаточное количество мнений в отношении того, что без озера Байкал Иркутск не имел бы вообще никакой ценности в глазах не только мирового, но даже российского сообщества.
В числе символов были также названы: грязь -1%, проблемы с транспортом - 2%, горностаевая моль - 1%. То есть городские проблемы, которые не могут решить местные власти, вполне способны провоцировать ухудшение социального самочувствия граждан и дальнейшую миграцию в другие регионы. Также респонденты отнесли к городским символам архитектурные объекты, такие как: аэропорт - 1%, набережные - 3,5%, памятник Якову Похабову (памятник первопроходцам) и реку Ангару - 5%.
Следующий вопрос логически продолжал предыдущий и был направлен на выяснение мнения горожан в отношении возможностей улучшения облика Иркутска в целом (можно было предложить несколько вариантов ответа). По мнению большинства опрошенных (свыше 50%) областному центру для того, чтобы лучше выглядеть в глазах горожан, необходимы: социальные объекты (детские сады и площадки, школы, больницы), новые памятники и скульптуры, а также скверы, парки, фонтаны.
Представители старшего поколения при этом выбирали в качестве улучшающих облик города мероприятий благоустройство мест отдыха и досуга, где можно проводить время с внуками. Людям среднего возраста для улучшения облика Иркутска необходимы новые объекты культуры и реставрация существующих культурных объектов. Молодежь же хочет видеть Иркутск «облагороженным» ресторанами, кафе, клубами и торгово-развлекательными центрами. Лишь один человек предложил для улучшения облика города строительство современного стадиона.
Наряду с возможными улучшениями облика города, респондентам было предложено указать наиболее остро стоящие общегородские проблемы, а также проблемы отдельных районов, с целью выявления специфики последних. По мнению респондентов, основными городскими проблемами являются: качество дорог и пробки - 22,5%; высокие цены - 10%; качество жизни в целом - 10%; грязь - 10%. 47,5% респондентов не высказались в отношении общегородских проблем, сосредоточившись на проблемах конкретных районов.
К проблемам Куйбышевского района г. Иркутска респонденты отнесли: плохую благоустроенность территории - 22,5%; качество жизни в целом - 15%; мигранты - 15%; преступность -17%; остальные называли отдельные проблемы, носившие личный характер, либо затруднились ответить.
К проблемам Октябрьского района респонденты отнесли: появление горностаевой моли - 22,5%; качество дорог и пробки - 22,5%; неудовлетворительную работу общественного транспорта - 15% и системы ЖКХ - 9%; остальные опрошенные называли отдельные проблемы, носившие личный характер, либо затруднились ответить.
В Ленском районе также выделяют такую проблему, как низкое качество дорог и пробки - 8%; отсутствие мест отдыха и досуга - 8%; неблагоустроенность - 7%; остальные респонденты называли отдельные проблемы, носившие личный характер, либо затруднились ответить.
Жителей Свердловского района беспокоят бездомные собаки - 30%; горностаевая моль - 20%; трудоустройство - 13%; низкое качество дорог и пробки -6%; остальные респонденты называли отдельные проблемы, носившие личный характер, либо затруднились ответить.
В качестве общей проблемы любого района г. Иркутска, как видно из ответов проинтервьюированных людей, можно указать низкое качество дорог и пробки, но при этом общегородская, по мнению респондентов, проблема грязи не получила свое отражение в качестве проблемы какого-то конкретного района.
Ответы на вопрос: «Какие характерные черты, присущие г. Иркутску, Вы могли бы выделить?» - расположились следующим образом: 54% респондентов считают основной характеристикой Иркутска, отличающей его от других городов и делающих заметным, -близость к Байкалу. По 12% набрали ответы: Иркутск - инновационный и научно-образовательный центр; Иркутск - культурный центр; Иркутск - город, который сочетает историческое наследие и современные черты; и 10% респондентов отметили, что Иркутск - это областной центр. То есть ответы на данный вопрос показывают тенденцию привлекательности города в глазах большинства опрошенных именно с позиции близости к озеру Байкал. При этом можно предположить, что Иркутск должен более интенсивно использовать озеро Байкал в качестве бренда города.
Для подтверждения данного предположения нами был задан вопрос о влиянии озера Байкал на туристическую привлекательность города, и был получен ответ, что озеро позитивно влияет на популярность Иркутска, по мнению 97% опрошенных. В продолжение темы туристической привлекательности города респондентам предложили охарактеризовать город как туристический в «отрыве» от озера Байкал. 31% респондентов отметили, что Иркутск и без Байкала привлекает туристов многообразием старинных церквей, памятников архитектуры и прочих достопримечательностей. Но 57% опрошенных, подтверждая наше предположение, отметили, что без Байкала Иркутск способен только отталкивать туристов вследствие
отсутствия туристических объектов и грязи на улицах. 12% респондентов затруднились с ответом.
Также нами был задан вопрос: «Достаточно ли культурных мероприятий, по Вашему мнению, проводится в г. Иркутске?». Под культурными мероприятиями подразумевались массовые праздники, народные гуляния, мастер-классы, концерты, театрализованные представления и т.п. 37% респондентов отметили, что, в общем-то, мероприятий хватает, но хотелось бы повысить их качество; 31% - ответили, что и мероприятий хватает, и они вполне устраивают их с позиции качества; 18% - категорически не устраивает ни количество, ни качество городских мероприятий; 14% -затруднились ответить.
Горожане отметили, что наиболее «знаковыми» мероприятиями, проведенными за последние пять лет в г. Иркутске, стали: карнавал в день города - 26%; День Победы - 20%; открытие нового моста - 21%; открытие новых торгово-развлекательных центров -18%; ОМНИ Дрифт битва - 11%; остальные отнесли к наиболее запомнившимся мероприятиям эстафету олимпийского огня, открытие пешеходного моста на рынке Фортуна, приезд цирка и выступление Байкальской лиги КВН, отдельные выставки в музеях и концерты, День Байкала, субботник, День наций, кросс нации и т.п.
На вопрос: «Считаете ли Вы себя патриотом города Иркутска?» - (при этом мы не выпускаем из фокуса внимания то, что достаточно большое количество горожан по разным причинам готово сменить место жительства на другой город) 31% опрошенных считают себя патриотами Иркутска, потому что являются коренными жителями и просто любят родной город. Другие считают себя патриотами (20%) и, видя городские проблемы, пытаются их исправить, стараясь всячески помогать городу, поэтому и являются, по их мнению, патриотами. 18% не могут назвать себя патриотами, не любят Иркутск и готовы покинуть его в ближайшее время; к этой группе ответивших относится в первую очередь молодежь. 31% респондентов затруднились с ответом.
Лично оказывать поддержку и содействовать развитию Иркутска готовы 29% проинтервьюированных, при этом в качестве конкретной помощи они предложили оказывать помощь в реставрации, озеленении, субботниках, проведении разнообразных акций, а также выразили желание помогать материально. 57% респондентов ответили, что ничем не могут помочь городу, и 14% - затруднились ответить. То есть достаточно большое количество горожан готовы тратить свои силы и материальные ресурсы на внесение посильного вклада в изменение облика города в позитивном ключе.
На последний вопрос: «Что бы Вы могли пожелать
в отношении дальнейшего позитивного изменения образа г. Иркутска в глазах горожан и гостей города?» были получены ответы, отличающиеся разнообразием: чистые улицы, новые дороги, облагораживание центра города, озеленение улиц, очистку районов города от мусора и проведение регулярных субботников, улучшение качества жизни, украшение улиц, улучшение состояния придворовых территорий, реставрацию старых зданий, строительство детских площадок, избавление от пробок, улучшение экологической ситуации и городской инфраструктуры, строительство мостов, а также повышение уровня патриотизма, улучшение ситуации с образованием и заботой о социально незащищенных слоях населения. Таким образом, горожане указывают на вполне конкретные городские проблемы, требующие решения прямо сейчас, что сделает город более привлекательным для его жителей.
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что г. Иркутск, хотя и считается горожанами современным городом, сочетающим в себе историческое наследие со стремлением к инновациям, имеет ряд острых проблем, требующих решения. Проживающие на территории города люди предполагают, что его сложившийся не особо приглядный образ могут исправить новые социальные и культурные объекты, места массового отдыха, хорошие дороги. При этом горожане готовы оказывать посильную помощь в улучшении облика города, в противном случае, при отсутствии внимания властей, горожане готовы мигрировать в другие города из-за малопривлекательного образа родного города.
Конечно, существование любого города, в том числе и Иркутска, неизбежно связано с его приспособлением к меняющимся потребностям общества. Но если прежде изменение пространственной и планировочной структуры города и развитие его социального пространства представляло собой процесс естественной эволюции, то сегодня взаимоотношения нового, быстро развивающегося городского пространства и исторических планировок приобретают характер конфликта, требующего скорейшего разрешения.
Изменения образа Иркутска могут принести определенные перспективы как для города в целом, так и для его населения. Ведь влияние, оказываемое местом проживания на социальную жизнь человека, велико. На примере Иркутска можно отметить, что развитие столицы Приангарья возможно за счет развития туризма на Байкале, что отмечает большое количество опрошенных. Следует также прогнозировать возможное развитие за счет расширения сектора культурно-развлекательной индустрии и улучшения благоустройства города в целом.
Статья поступила 25.02.2015 г.
Библиографический список
1. Абышева Ю.Ю. Проблема формирования имиджа горо- ния // Вестник Адыгейского государственного университета: да. Н. Новгород: Символ, 2005. 173 с. изд-во АГУ. 2010. С. 57-61.
2. Морозова Т.А. Имидж города как основа его продвиже-