образ сестры милосердия в русской литературе конца xix - начала хх вв.
THE IMAGE OF A NURSE IN THE RUSSIAN LITERATURE OF THE LATE 19th - EARLY 20th CENTURIES
Е. Н. Правдиковская
Данная статья посвящена вопросу о том, как деятельность сестер милосердия отразилась в русской литературе конца XIX - начала ХХ вв. и какой образ сестры милосердия при этом создавался.
Ключевые слова: сестры милосердия, литература, образ сестры милосердия.
Первые сестры милосердия появились в России в 1844 г., но заметный интерес они стали вызывать лишь после Крымской войны. Общество вдруг увидело на деле, что женщина может не только играть роль хранительницы семейного очага или праздной светской красавицы, но и оказывать помощь пострадавшим, больным и раненым. Особенно широкий общественный резонанс вызвала деятельность сестер милосердия в годы русско-японской и Первой мировой войны. Вполне закономерно, что образ сестры милосердия получил отражение и в художественной культуре конца XIX - начала ХХ вв.: в литературе и драматургии, в живописи, музыке и кино.
Литература в это время была ведущей областью духовной жизни, поэтому не удивительно, что именно в поэзии и прозе, сначала в отдельных стихотворениях и рассказах, а позднее - сборниках стихов и романах, находит свое воплощение образ женщины, совершающей подвиг милосердия. Одним из первых художественных произведений, где был создан образ сестры милосердия - пока еще мимолетный, но особенно ценный потому, что создавался участником событий, был рассказ Л. Н. Толстого «Севастополь в мае», входящий в его цикл «Севастопольских рассказов». Там он пишет: «Сестры, с спокойными лицами и с выражением не того пустого женского болезненно-слезного сострадания, а деятельного практического участия, то там, то сям... мелькали между окровавленными шинелями и рубахами» [1, с. 37].
Л. В. Черский замечает, что после Крымской войны «перестали думать, что женщинам и девушкам стыдно и невозможно быть сиделками в госпиталях» [2, с. 24]. В начале XX в. деятельность сестер воспринималась их современниками как обыденное явление. Однако, несмотря на действительно «не только пользу, но и настоятельную необходимость» в таких сердобольных женщинах, ситуация менялась очень медленно. Даже в 1870-х гг. спрос на услуги сестер милосердия значительно превышал предложение. Авторы небольшого проспекта «О потребности в сестрах милосердия» (1872 г.) предполагают, что одной из причин было представление о деятельности сестер милосердия как о «низком ремесле» [3, с. 11].
E. N. Pravdikovskaya
The article analyzes the way nurses' work was reflected in the Russian literature of the late 19th - early 20th centuries, as well as the sort of image of a nurse created.
Keywords: nurses, literature, image of a nurse.
Движение сестер милосердия объединяло самых разных женщин не только по социальному происхождению, образованию, но и мотивам, с которыми они приходили в общины или записывались на курсы сестер военного времени. Среди них были и женщины, желающие таким образом самоутвердиться и самореализоваться; желающие служить Богу в лице ближних; шедшие в общины из нужды, в поисках крова и пищи; были среди них и романтически настроенные искательницы приключений. Поэтому и восприятие сестер милосердия их современниками несколько отличалось друг от друга.
В деятельности такого авторитетного учреждения, как Красный Крест, «видную роль» многие исследователи в начале XX в. отводили «русской женщине - сестре милосердия» [4, с. 32]. И тем не менее автор одного из исторических очерков, посвященных данной теме, называет деятельность современных ему сестер милосердия «только слабой тенью» [4, с. 45] в сравнении с общинами Св. Винсента де Поля XVII в. В этом же очерке отмечается, что запасные сестры (женщины, закончившие кратковременные курсы сестер милосердия) «очень во многом уступают общинным сестрам» [4, с. 75] (женщинам, живущим при общинах сестер милосердия). Однако и многие сестры при общинах, по мнению запасной сестры милосердия Т. Миркович, вызывали своей работой недовольство людей. Она пишет, что «лишь ничтожный процент действительно идейных сестер» работали в Общинах [5, с. 17]. Подобную ситуацию описывает и В. В. Вересаев, служивший в русско-японскую войну врачом. В повести «На японской войне» он пишет, что в сестры часто шли авантюристки, скучающие аристократки и жены офицеров, которые «за немногими исключениями. являлись истинными бичами» врачебных заведений [6, с. 466]. Они получали незаслуженно награды за то, что «служили необходимым украшением боевой сцены, были "белыми ангелами, утоляющими муки раненых воинов"» [6, с. 463].
Новое восприятие роли женщины как «слуги общества», «общественного деятеля» можно найти в пьесе М. Кирьяко-вой. Автор рассказывает о молодой женщине, которая пред-
почла роли любовницы путь служения ближним в качестве сестры милосердия и, выполняя свой долг, погибла на поле сражения [7]. Появляются работы, в которых труд сестер милосердия оценивается как гражданский подвиг [8-11]. В годы русско-японской и Первой мировой войн печатается ряд агитационных плакатов и книг, взывающих к патриоткам. К подобной литературе можно отнести брошюры «Геройский подвиг сестры милосердия Елизаветы Бычковой» [12] и «Любовь сестры милосердия, или Мать под пулями и бомбами» [13]. В этих брошюрах содержатся рассказы о русских женщинах, из любви к отечеству оставивших мирный быт и отправившихся на фронт сестрами милосердия. Авторы призывают поступать, как героини рассказов.
В целом ряде литературных произведений труд сестер сравнивается прежде всего с христианской заслугой, «деятельной любовью» к ближним. Например, в историческом очерке комитета «Христианская помощь» (1890 г.) приводится отзыв участника событий русско-турецкой войны 1877-1878 гг.: «Вот действительно истинныя христианки, от чистаго сердца принимающия участие в радостях и горестях всего человечества» [14, с. 69]. «Великим христианским подвигом» [2, с. 16] называет Л. В. Черский деятельность сестер милосердия в Крымской войне. В романе Т. Мятлевой взгляд героини обращается к «скромному христианскому облику сестры милосердия» [15, с. 4]. Показателен вопрос, который она задает сама себе, что привело молодую сестру «к этой высокой, но тяжелой деятельности безпристрастнаго человеколюбия и безпре-станнаго самоотвержения» [15, с. 4] - нужда или призвание? В этом вопросе обывателя можно увидеть подтверждение слов Т. Миркович. И между тем автор, посвящая читателя в тайну трагической судьбы молодой женщины, показывает, что в служении людям она нашла покой, гармонию и призвание. В годы Первой мировой войны для распространения идей милосердия, «великого христианского подвига» среди простого населения издательство И. Д. Сытина выпустило книгу «Помощь Родине (очерки из обороны Севастополя)», которая входила в серию доступных, дешевых изданий [16, с. 19].
Вместе с тем среди произведений, говорящих о сестрах милосердия, можно найти и бульварную литературу, именно к такому жанру относится книга «Прекрасная сестра милосердия» из серии «Интимныя любовныя истории», перевод рассказа Гюи де Россана [17]. Однако подобная литература скорее исключение, чем правило.
Большинство известных нам поэтических произведений подчеркивают святость сестер милосердия. Одним из первых таких поэтических посвящений можно назвать стихотворение «Привет поэта сестре милосердия», написанное в 1856 г. поэтом-декабристом Ф. Н. Глинкой. Он адресовал его одной из организаторов и активных деятелей сестринского движения в России «в венце Христовой славы» Е. М. Бакуниной [18, с. 244]. И. С. Тургенев посвятил стихотворение в прозе своему другу баронессе Ю. П. Вревской, которая «вся, пылая огнем неугасимой веры» [19, с. 146], исполняя обязанности сестры милосердия, скончалась во время Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг. Образ «святой
сестрицы» [20, с. 222] с «большой душой» [21] создают в своих стихотворениях болгарский поэт Илия Ганчев «Юлии Вревской» и Я. П. Полонский «Под Красным Крестом». Интересны стихотворения Н. Гумилева «Сестра милосердия» и «Ответ сестры милосердия» [22, с. 372-373]. В первом произведении воин говорит, что ему не нужна изможденная сестра в неброской одежде, на фронте не хватает красоты и «лучше любой сестры милосердия поняла свой долг» прекрасная артистка, которая развлечет его и отвлечет от ужаса и лишений войны. Во втором - ответ сестры милосердия о том, что красота ее - это прежде всего духовная красота, и не дама в шелках придет на могилы воинов, ведь ее не было рядом с ними, она не разделяла их невзгоды.
В годы Первой мировой войны были выпущены сборники песен о сестрах милосердия, в один из которых вошли произведения, написанные и самими сестрами, и бывшими их пациентами. Это и стихи-посвящения, и стихи-призывы, и стихи-молитвы, и стихи-эпитафии. В одних стихотворениях сестра милосердия представляется патриоткой, «женщиной-героем», в других подчеркивается святость ее дела: она служит символом любви для ближних, как «Христос Святой учил». И все вместе песни прославляют женщину с красным крестом на одежде. Часто христианский и гражданский подвиг вообще не разделяли. Для православного человека того времени понятия Родина и Церковь были неразделимы [23-24].
Таким образом, анализ указанных выше источников показывает, что в большинстве литературных произведений деятельность сестер милосердия воспринимается как христианский путь служения и высокий гражданский долг (притом что подавляющее большинство сестер милосердия входили в состав не епархиальных общин, а в общины светской общественной организации - Российского общества Красного Креста). Однако такое признание обществом деятельности сестры милосердия произошло не сразу, и сам образ ее оценивался современниками неоднозначно. Тем не менее потребность в данном институте привела к тому, что с конца XIX в. внимание общественности к жизни и деятельности, проблемам организации сестер милосердия становится все более заметным, а к началу XX в. в движении сестер милосердия намечается кризис и встает вопрос о том, на каких принципах и какими путями оно будет дальше развиваться.
список источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. - Т. 4. - М.: Художественная литература, 1935.
2. Черский Л. В. Первые сестры милосердия. - М., 1912.
3. О потребности в сестрах милосердия для ухода за больными. - СПб.: Военная типография, 1872.
4. Михайлов Д. Красный Крест и сестры милосердия в России и за-границей. - Пг.; Киев: Книгоиздательство «Сотрудник», 1914.
5. Миркович Т. Заметка запасной Сестры Милосердия Красного Креста об одной из наиболее важ-
ных причин, вредно влияющих на постановку вопроса об уходе за больными и раненными в России. - СПб., 1910.
6. Вересаев В. В. На японской войне. - М.: Директ-Медиа, 2010.
7. Кирьякова М. Сестра милосердия: Драма в 4 д. и 6 карт. - СПб.: Литография Курочкина, 1877.
8. Дочь матроса: (Первая в России солдат. сестра милосердия): Великий подвиг Дарьи Александровой. - М.: Типография Полякова, 1905.
9. Соколов А. А. Сестра милосердия. - СПб.: Типолитография П.И. Шмидта, 1885.
10. Кукель. Сестра милосердия. - М.: Типография Вильде, 1897.
11. Сергиенко П. А. Сестра милосердия. - М.: Типография К. Л. Меньшова, 1911.
12. Геройский подвиг сестры милосердия Елизаветы Бычковой. - М.: Типография «Наше слово», 1914.
13. Христофор Шухмилин. Любовь сестры милосердия, или Мать под пулями и бомбами. - М., 1915.
14. Исторической очерк основания и деятельности учреждений комитета «Христианская помощь» Российского Общества Красного Креста. - М.: Типография М. Г. Волчанинова, 1890.
15. Мятлева Т. Сестра милосердия. - СПб.: Типо-
литография М. Я. Минкова, 1900.
16. Помощь Родине (очерки из обороны Севастополя) / Сост. Клавдия Лукашевич. - М.: Дешевые издания товарищества И. Д. Сытина, 1915 г.
17. Интимныя любовныя истории. - Вып. 6. - СПб.: Изд-во «Отрада», б. г.
18. Война и милосердие. - М.: Свято-Димитриевское училище сестер милосердия, 2003.
19. Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем в 30 т. -Т. 10. - М.: Наука, 1982.
20. Полонский Я. П. Полное собрание стихотворений. - Т. 2. - СПб.: Изд. А. Ф. Маркса, 1896.
21. Чаурина Р. Две Юлии // История. - М.: ИД «Первое сентября», 2010. - № 11 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://his.1september. ru/view_article.php?id=201001109 (дата обращения 27.07.2011).
22. Гумилев Н. С. Соч. в 3 т. - Т. 1. - М.: Директ-Медиа, 2009.
23. Песни о русской сестре милосердия 1914-1916 гг., собранные Евгением Вильчинским. - Пг., 1917. - (Прил. к № 1 «Вестника Красного Креста», 1917 г.)
24. Сестра милосердия. Патриотические боевые песни. Собрал и издал А. Л. Арозон. - Одесса: Типолитография М. Железняка, б.г.
воспитательные возможности учебных книг в. п. вахтерова «русский букварь» и «мир в рассказах для детей» и методические средства их реализации в процессе нравственного
становления личности младшего школьника
EDUCATIONAL POTENTIAL OF V. P. VAKHTEROV'S «THE RUSSIAN ABC BOOK» AND «THE WORLD IN THE STORIES FOR CHILDREN» TEXTBOOKS AND METHODS OF ITS IMPLEMENTATION IN THE PROCESS OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN'S MORAL EDUCATION
Т. М. Васюкова
В статье раскрыты воспитательные возможности учебных книг В. П. Вахтерова «Русский букварь» и «Мир в рассказах для детей» и литературно-художественные средства, способствующие нравственному становлению личности младшего школьника. Учебные книги не только знакомят детей с нравственными понятиями, представлениями, но и влияют на степень усвоения моральных норм, развивают способность выделять, выражать нравственный аспект социальных явлений.
Ключевые слова: педагогика, воспитание, нравственность, учебник.
T. M. Vasyukova
The article examines the educational potential of V. P. Vakhterov's «The Russian ABC Book» and «The World in the Stories for Children» Textbooks and the literary means that contribute to the moral education of primary schoolchildren. These educational books not only introduce certain moral concepts and ideas to children, they also influence the way moral standards are understood, as well as develop the ability to see and express the moral aspect of social phenomena.
Keywords: pedagogy, education, morality, text book.