Научная статья на тему 'Образ семьи и семейные ценности в российских СМИ'

Образ семьи и семейные ценности в российских СМИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
4471
423
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ СЕМЬИ / INSTITUTE OF FAMILY / ОБРАЗ СЕМЬИ / THE IMAGE OF THE FAMILY / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / FAMILY VALUES / СМИ / MASS-MEDIA / ЖУРНАЛИСТЫ / JOURNALISTS / МЕДИАКОНТЕНТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INFORMATION POLICY / MEDIA-CONTENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Адилова Людмила Федоровна, Мищенко Владимир Анатольевич

Авторы анализируют вопрос о соотношении деструктивного воздействия современных СМИ на семью как важнейший институт социализации с личным отношением членов журналистского сообщества к семейным ценностям и соответствующему медиаконтенту. В ходе исследований было установлено, что среди сотрудников СМИ в качестве идеала семейных отношений преобладают условно консервативные позиции. Журналисты критично воспринимают существующий медиаконтент и позитивно относятся к общественно-государственному влиянию на редакционную политику с целью публикации материалов, направленных на повышение престижа семьи, продвижение семейных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of family and family values in the Russian media

Authors analyse the relation of destructive influence of modern mass-media on family (as the major institute of socialization) to the personal attitude of members of journalistic community to family values and a corresponding media-content. It is established, that among employees of mass-media as an ideal of family attitudes conditionally conservative positions prevail. Journalists critically perceive an existing media-content and positively activization of the socially-state influence on the editorial policy, aiming at rise of the prestige of family and strengthening of family values.

Текст научной работы на тему «Образ семьи и семейные ценности в российских СМИ»

Социология коммуникаций

Л.Ф. Адилова, В.А. Мищенко

ОБРАЗ СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В РОССИЙСКИХ СМИ

Авторы анализируют вопрос о соотношении деструктивного воздействия современных СМИ на семью как важнейший институт социализации с личным отношением членов журналистского сообщества к семейным ценностям и соответствующему медиаконтенту. В ходе исследований было установлено, что среди сотрудников СМИ в качестве идеала семейных отношений преобладают условно консервативные позиции. Журналисты критично воспринимают существующий медиаконтент и позитивно относятся к общественно-государственному влиянию на редакционную политику с целью публикации материалов, направленных на повышение престижа семьи, продвижение семейных ценностей.

Ключевые слова: институт семьи, образ семьи, семейные ценности, СМИ, журналисты, медиаконтент, информационная политика.

Ценностные ориентации семьи, которые репрезентируют СМИ, во многом определяют современные модели семейного поведения и создают значимые эталоны семьи, которые сопровождают человека всю жизнь и оказывают основополагающее влияние на его мировоззрение. Люди часто перенимают те социальные нормы поведения, которые транслируются СМИ1.

Внедрение новых информационных технологий приводит к вытеснению многих привычных методов продвижения ценностей, разрушению информационных барьеров и освоению новых способов коммуникативного воздействия. Опасность, связанная с глобализацией информационных технологий, позволяет некоторым авторам говорить об «информационном неоколониализме», который разрушает традиционные ценности локальных цивилизаций, заменяя их ценностями, присущими технологически развитым стра-

© Адилова Л.Ф., Мищенко В.А., 2014

нам2. Для формирования имиджа семьи особое значение имеют такие информационные технологии, как возникновение стереотипов и мифов об истории зарождения семьи, о семьях выдающихся государственных и политических деятелей прошлого и настоящего, с помощью которых управляют процессом восприятия информации. Так происходит «проектирование имиджа российской семьи»3.

В настоящее время семья перестает быть ценностью для людей, исчезают мотивы, побуждающие вступать в брак, рожать и воспитывать нескольких детей. Это состояние называется кризисом семьи, который в первую очередь проявляется как кризис семейных ценнос-тей4. Сегодня в общественной повестке дня на первый план выдвигаются вопросы духовно-нравственного здоровья нации, воспитания подрастающего поколения на основе традиционных ценностей5.

В Общественном проекте Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 г. ослабление института семьи и традиционных семейных ценностей прямо увязывается с неблагоприятным информационным фоном. Основным проявлением этого признается агрессивная пропаганда семейного неблагополучия, насилия, неуважения к родителям, ненависти к детям6.

Возникает актуальный вопрос о соотношении деструктивного воздействия современных СМИ на семью с личным отношением членов журналистского сообщества к семейным ценностям и соответствующему медиаконтенту. Он имеет практическое значение в контексте дискуссии об оптимальной модели информационной политики государства. Для изучения этого вопроса некоммерческой организацией «Фонд Андрея Первозванного» в 2013 г. совместно с исследовательской группой ЦИРКОН было организовано социологическое исследование «Семейные ценности в современных СМИ».

Одним из основных объектов исследования стали журналисты, редакторы, директора СМИ федерального уровня, модераторы популярных групп в социальных сетях (метод - опрос, N = 110). Опрос показал, что в российском медиасообществе существует консенсус в части представлений об идеальной семье. С наибольшим одобрением журналистами воспринимаются следующие характеристики: полная семья (92%); официальный брак (85%); семья, в которой оба супруга обеспечивают семью и вместе занимаются домом/детьми (83%); семья, где с уважением и почтением относятся к старшим членам семьи (старшему поколению) и прислушиваются к их мнению (82%); семья с 1-2 детьми (79%); семья с приемными детьми (75%); один брак на всю жизнь (73%); семья, в которой муж

■ В целом одобряю Позитивно или нейтрально

Рис. 1. Расхождение между одобрением / неодобрением характеристик семейно-брачных отношений и их восприятием в СМИ (журналисты, % от всей выборки)

в основном обеспечивает семью, а жена занимается домом/детьми (70%); многодетная семья (67%). Негативные оценки получили характеристики: многомужество (87%), многоженство (8%), супружеские измены (80%); однополые отношения (74%); добровольная бездетность (71%); свободная любовь (68%).

27% сотрудников СМИ считают наиболее важной функцией СМИ воспитательную, роль в продвижении нравственных норм и ценностей в обществе (вторая по популярности функция после информационной, которой отдали предпочтение 67% респондентов). 75% заявили о недоверии к содержанию информационного потока, зачастую несущего, по их оценкам, ложную и непроверенную информацию. Доля тех, кто считает, что семейного контента в СМИ мало, вчетверо превышает долю придерживающихся противоположного мнения (79% против 20%).

Восприятие образа семьи, транслируемого российскими СМИ, со стороны работников массмедиа было одним из ключевых вопро-

сов исследования. На рис. 1. представлены профили идеальной и транслируемой семьи. По большинству характеристик, воспринимающихся в журналистском сообществе позитивно (одобряют более 60% респондентов), серьезных расхождений в образах идеальной и транслируемой в СМИ семьи нет. Исключение составляет церковный брак: доля одобряющих церковный брак на 20% ниже доли тех, кто считает его подаваемым в СМИ в позитивном либо нейтральном ключе. Аналогичная ситуация наблюдается в отношении большой семьи.

В отношении характеристик, которые журналистами не одобряются (т. е. их одобряют от 2 до 12% респондентов), фиксируются существенные расхождения: доля тех, кто считают, что эти характеристики подаются в СМИ позитивно и нейтрально, существенно выше доли одобряющих эти характеристики (20-40%).

Серьезные расхождения между профилями идеальной и транслируемой семьи существенно чаще фиксируются для не одобряемых большинством журналистов характеристик семейно-брачных отношений: многомужество и многоженство, однополые отношения, супружеские измены, добровольная бездетность, свободные отношения и случайные связи, бездетные семьи. Дисбаланс заключается в том, что доля не одобряющих перечисленные характеристики заметно выше, чем доля считающих, что СМИ представляют эти характеристики в негативном ключе. То есть можно сделать вывод, что не одобряемые большинством характеристики семейно-брачных отношений, в оценках журналистов, недостаточно осуждаются в СМИ.

Опрос выявил неожиданные оценки текущего медийного контента (считают ли журналисты, что в СМИ есть аморальные, опасные передачи, материалы). С наличием такого рода материалов согласились 93%. Наиболее распространенной точкой зрения среди журналистов на действия в отношении нежелательного контента оказалось предложение не о запрете (18%), а об ограничении доступа к нему (48%) посредством перевода на платные телеканалы, продажи в специальных магазинах и т. п. Тем не менее 27% опрошенных выразили мнение, что с такими материалами ничего не надо делать, так как это право СМИ транслировать то, что интересно хотя бы небольшому кругу людей.

Указанная выше оценка медиаконтента делает вполне логичным высокий уровень поддержки со стороны журналистов необходимости общественно-государственного регулирования содержания материалов СМИ в целях повышения престижа семьи, укрепления семейных ценностей. Из предложенного набора воз-

можных субъектов влияния наибольшую долю голосов получили общественные советы (65%), государственные органы (40%), а также профессиональные организации работников массмедиа (36%). Каждый четвертый участник опроса выбрал религиозные организации. Большинство участников опроса поддержали довольно радикальный вариант влияния на редакционную политику, при котором государство разрабатывает стандарты, обязательные для исполнения СМИ (рис. 2).

Другое 5%

Государство должно ввести четкие, детально разработанные стандарты, обязательные для СМИ 60%

Государство не должно оказывать влияние на редакционную политику СМИ в этих вопросах 18%

Государство должно предложить рекомендации общего характера, следование которым соблюдается по желанию редакции СМИ 17%

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «Должно ли государство и в какой степени оказывать влияние на редакционную политику СМИ с целью укрепления семейных ценностей у населения, распространения положительных морально-нравственных образцов поведения?» (журналисты, % от всей выборки)

35% утверждают, что в настоящее время они совершенно не видят ни на примере собственного, ни других СМИ каких-либо действий государства по поддержке семейных ценностей в СМИ. Активными действия государства по поддержке семейных ценностей в СМИ считают только 4% респондентов, ответивших, что видят такие действия «часто». Ответы оставшейся части участников опроса разделились в близких долях между вариантами «таких действий очень мало» (33%) и «вижу некоторые примеры таких действий» (28%). Личные позиции довольно значительной части

журналистского сообщества в вопросах продвижения образа семьи и семейных ценностей далеко не всегда совпадают с позицией руководства СМИ: о случаях подобных разногласий в своей журналистской практике сообщили более половины респондентов, а каждый десятый респондент заявил, что такие случаи происходили довольно часто (рис. 3).

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «Были ли в вашей профессиональной деятельности случаи, когда ваше личное мнение о том, как должен распространяться образ семьи, продвигаться семейные ценности в средствах массовой информации, расходилось с мнением вашего руководства (редакции)?» (журналисты, % от всей выборки)

У 57% имеются свои собственные материалы, в которых в позитивном ключе рассказывается о примерах семейных отношений и которые респонденты в принципе хотели бы включить в свои публикации, передачи и т. п. Основными причинами, мешающими авторам включать эти материалы в публикации или передачи, являются: неподходящий формат СМИ (каждый третий респондент) и позиция руководства, редколлегии или владельца СМИ (37%). На невостребованность материалов о семейных отношениях указали 17%.

Данные исследования могут свидетельствовать о том, что среди представителей медиасообщества России в качестве идеала семей-

ных отношений преобладают условно консервативные позиции. Журналисты в большей степени ориентированы на стабильную и традиционную семью. Существует небольшое число позиций, решительно противоречащих традиционной морали и вызывающих явное неприятие со стороны абсолютного большинства. А в остальном респонденты достаточно терпимы к разнообразным формам построения семейной жизни. Представители массмедиа одновременно считают вполне приемлемыми такие практики семейно-брачных отношений, как большая многопоколенная семья и нук-леарная семья, семья патриархального и партнерского типа и др.

Опрос продемонстрировал довольно неоднозначную интерпретацию журналистами понятия «идеальная семья». Иногда «идеал» понимался как личный идеал, но гораздо чаще трактовался как идеал общественный (общественно признанный, общественно одобряемый). Существует расхождение между личными устремлениями и общественно одобряемыми моделями семейных отношений.

Указанные выше оценки содержания существующего медиа-контента, редакционной политики СМИ, государственной информационной политики дают основание полагать, что значительная часть журналистского сообщества склонна позитивно воспринять активизацию общественно-государственного влияния на содержание материалов в массмедиа. Эти выводы подтверждаются результатами экспертного интервью, проведенного среди редакторов, директоров, ведущих журналистов авторитетных региональных и местных СМИ в Белгороде, Нижнем Новгороде, Тюмени, Кургане, Новосибирске, Южно-Сахалинске (105 респондентов). Опрос осуществлялся в июне-августе 2013 г. рабочей группой Фонда Андрея Первозванного. Наиболее популярные предложения, высказанные в ходе интервью, можно условно разделить на семь групп.

1. Активизация общественно-государственного влияния на редакционную политику СМИ в части продвижения семейных ценностей. Предлагается разработать Концепцию государственной информационной политики, направленной на повышение престижа семьи и семейных ценностей. Проведение просемейных общероссийских медийных акций, объединяющих СМИ разных уровней (в том числе регионального и местного). Повышение информационной открытости административных органов, активизация их диалога со структурами гражданского общества по вопросам стратегии и тактики действий в интересах семьи.

2. Усиление материально-финансовой поддержки семейно-ори-ентированных СМИ и журналистов со стороны государства. Создание системы грантовой поддержки со стороны государства медиа-

программ, направленных на поддержку института семьи, а также СМИ и отдельных журналистов, занимающих активную позицию в пропаганде и укреплении семейных ценностей, на различных уровнях. Организация «узких» и разнонаправленных номинаций в ежегодных федеральных и региональных грантовых конкурсах среди СМИ по семейной тематике («Ответственное отцовство», «Поддержка родителей ребенка-инвалида», «"Особый ребенок" в детском саду и дома», «Семейный труд» и т. п.), что расширит возможности для анализа эффективности семейной политики, скоординирует действия административных органов и медиасообщества. Введение налоговых преференций для СМИ, ориентированных на продвижение семейных ценностей путем дифференцированного отношения к налогообложению коммерческих и социальных медиа.

3. Информационно-экспертная поддержка СМИ, участвующих в продвижении семейных ценностей. Создание всероссийской экспертной площадки по вопросам семейной политики, нацеленной на сотрудничество с региональными и местными СМИ для продвижения семейных ценностей в медиапространстве. Формирование доступного интернет-банка фото- и видеоматериалов просемейной направленности для безвозмездного размещения в СМИ. Облегчение условий для использования местными телекомпаниями отечественных телевизионных фильмов.

4. Проведение открытой и широкой дискуссии по результатам реализации Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в части маркировки 16+).

5. Улучшение системы подготовки журналистских кадров, повышение их профессионального мастерства. Организация постдипломного и дополнительного образования журналистов, проведение практических мастер-классов, профессиональных конкурсов, посвященных различным аспектам семейной политики.

6. Развитие журналистской этики.

7. Развитие семейно-ориентированной социальной рекламы. Формирование банка готовой социальной рекламы (телевизионной, печатной, радийной) для бесплатного размещения в СМИ всех уровней.

Целенаправленно формируя позитивный образ семьи, используя возможности управления и коррекции, оказывая регламентирующее влияние на установки, мотивацию поведения людей, мы обеспечим устойчивую основу социума.

Примечания

1 Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 121.

2 Ишмуратова Е.А. Влияние средств массовой информации на формирование культурной идентичности // Путь Востока: Мат-лы VII молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. Серия «SYMPOSIUM». Вып. 33. СПб., 2004.

3 Адилова Л.Ф. Механизм трансформации имиджа России // ПОЛИ-ТЭКС. 2007. № 3. С. 210-218.

4 Руднева М.Я. Мотивация создания и функционирования молодой семьи в современной России: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2006. С. 54-55.

5 Морозова О.П. Исследование эффективности реализации семейной и демографической политики в условиях региона // Актуальные проблемы массовой коммуникации: опыт прошлого - проблемы настоящего. Пенза, 2009. С. 78-79.

6 Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 г. (общественный проект) / Сост. Е.Б. Мизулина и др. М., 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.