Д.Г. ПЕРЕДНЯ,
старший преподаватель кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел, кандидат социологических наук, доцент (Академия управления МВД России)
D.G. PEREDNYA,
senior teacher of chair of the theory and sociology of management of law-enforcement bodies, candidate of sociological sciences, associate professor (Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia)
УДК 351
образ российской полиции в сознании молодежи The image of the russian police in the minds of young people
В статье на основе результатов авторского социологического исследования раскрывается образ российского полицейского, который присутствует в сознании современных молодых людей. Высказывания респондентов с опорой на концептуальную модель имиджа полиции разделены на три группы. В последней группе выделены четыре подгруппы. Предложена интерпретация полученных данных, в том числе с учетом специфики ассоциаций в отношении полиции в зависимости от пола опрашиваемых. В завершении высказаны соображения о роли подобных знаний в деле оптимизации имиджа полиции России.
Образ полиции, молодежь, массовое сознание, характеристики личности.
In article on the basis of results of author's sociological research the image of the Russian police officer which is present at consciousness of modern young people reveals. With a support on conceptual model of image of police of the statement of respondents are divided into three groups. In the last group four subgroups are allocated. Interpretation of the obtained data, including taking into account specifics of associations concerning police depending on a floor of the interrogated is offered. In end observations are made about a role of similar knowledge in optimization of image of police of Russia.
Image of police, youth, mass consciousness, characteristics of the personality.
М
I олодежь — будущее России, демографи-1ческая группа от 20 до 30 лет во многом определяет ближайшую перспективу страны. Представители этой общности уже задают тон общественной и государственной жизни, и при этом период активности этой возрастной группы таков, что последствия их деятельности могут в значительной степени сказаться на всех сферах жизни общества. От их мнений и умонастроений зависит многое. Преимущественно из этой категории людей сейчас комплектуются органы внутренних дел, они являются индикаторами доверия общества сотрудникам полиции, по их мнениям можно в значительной степени судить об имидже правоохранительных органов, в скором времени от их решений будет зависеть, какой проект развития той или иной системы будет утвержден.
Для выявления совокупности характеристик и оценок, описывающих в сознании молодежи образ российской полиции, в апреле-мае 2014 г. нами проводился социологический опрос, в котором респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Какие слова приходят на ум, когда вы думаете о российской полиции?» Для последующего сравнения задавался аналогичный вопрос в отношении полиции США1.
В опросе приняли участие 186 молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет, около 70 % из которых - студенты московских вузов, различных специальностей и форм обучения. Большинство опрошенных - женщины, мужчин - около 35 %. В среднем, отвечая на каждый вопрос, респонденты смогли написать около 12 слов (словосочетаний), время на ответы не ограничивалось, обсуждения во время опросов не допускались. Информация о том, что изучается имидж полиции, до респондентов не доводилась.
вэ о X
а
О
X
X
л
<
и н S
X
<
а
X О
о ва
ьй <
Ä а S С
S н и о X
л
<
и н
и , с Ы ' S
Р х
< 5 8 с
S и и ш с о
87
вэ
о
X
£
а
0
X
1
л
<
и н S
и 5
CD £ са v
8§
?
ва
ЬЙ <
Ä а S С
И S о н
* у
и о И I
и , с Ы ' S
Р S
< £ Sc:
S и и ш с О
88
Анализ результатов исследования способствовал выявлению ряда интересных и существенных моментов, обнаружить которые, не прибегая к эмпирическим методам, было бы затруднительно и которые непосредственно иллюстрируют положение дел на всех уровнях восприятия имиджа полиции в массовом сознании граждан России.
В статье не ставится задача раскрыть теоретическую концепцию имиджа органов внутренних дел, достаточно обратить внимание на три уровня существования имиджа: мифологический (абстрактный), виртуально-стереотипный, предметный (конкретный).
Все приведенные слова, которые первыми пришли на ум респондентам при размышлении о сотрудниках полиции, можно разделить на три группы. Это слова, характеризующие полицию положительно, нейтрально и отрицательно. Анализируя собранный первичный материал, будем обращать внимание как на количественный, так и на качественный аспекты.
К положительным высказываниям относятся: честь, сила, помощь, уверенность, ответственность, справедливость, доброта, терпеливость, уважение, долг, борьба, защита, мужество и некоторые другие. Первые три слова встречались неоднократно, остальные — единожды.
Можно допустить, что с уровнем социальной подготовки описанные такими высказываниями сотрудники полиции смогут не только лучше понимать людей, но даже больше уважать их право делать то, что они делают и чем дорожат, их право самим выбирать тот образ жизни, какой им больше нравится, строить свои жизненные планы, самоопределяться, самоутверждаться [3].
Названные понятия из первой группы в значительной степени абстрактны, их с большей вероятностью можно отнести к мифологическому уровню проявления имиджа в отличии от более конкретных высказываний, которые отнесены ко второй и третьей группам.
Среди нейтральных слов указывались, например: мигалка, форма, заявление, наручники, пистолет, фильмы, стрельба, контроль, арест, милиция, нарушение, задержание, дядя Степа, «обезьянник», Мухтар, участковый, оцепление, штрафы, Жигули, погоны, овчарка, фуражка, ДПС, «опер», суд, тюрьма, притон, «глухарь», офицер, начальник, протокол, правила, госслужащий, «вор в законе», «лежачий полицейский».
Эта группа слов носит атрибутивный характер и позволяет обывателям безошибочно, без всяких оценок отличать одно явление или вид деятельности от другого. Применительно к медицине были бы названы скорее всего врач, больница, белый халат, лекарство и другие слова, обозначающие объекты, которые в обыденном сознании
соотносятся с медициной. Применительно к армии респонденты называют служба, военкомат, форма, офицеры, оружие, зарядка, взвод, фуражка, письма и т. п. [2].
И наконец, третью группу составили отрицательные высказывания в отношении российской полиции. Чаще всего (примерно в 40 % случаев) назывались коррупция, вымогательство, подкупаемость, сговорчивость. Причем в перечне эти слова шли одними из первых, вероятно, в сознании людей эти явления очень тесно ассоциируются с оценочными суждениями о современной полиции. Остальные высказывания респондентов целесообразно объединить в четыре смысловые подгруппы, где первыми указаны неоднократно использованные описания:
а) характеристики качеств личности сотрудников полиции (жадность (алчность), наглость (хамство, грубость), безответственность (безразличие, беспечность, безалаберность, равнодушие, пофигизм, недобросовестность), жестокость, хитрость, злость, непорядочность, несправедливость, трусость, самолюбование, слабоволие, подлость, страх, идиотизм, лень, отсутствие патриотизма и т. п.);
б) характеристики общего статуса полиции в социальной структуре общества (недоверие, неисполнение закона (обязанностей), незащищенность (необеспеченность, маленькая зарплата), писанина, тунеядцы, «гопота», вред, неудачник, полицай, зомбированные, тоталитаризм, сожаление, негатив, оскорбление, бездельники, раб, аферист, пользующийся своим статусом, вернуть название «милиция», алкоголик и т. п.);
в) характеристики внешнего вида и физической формы (живот (пузо), толстый, ожирение, обжорство, несовременный, медлительный, серость и т. п.);
г) характеристики уровней образования и культуры (некомпетентность (незнание закона), неуч, ПТУ, глупый, необразованный, низкая культура, клоун, быдло и др.).
Высказывания респондентов отличаются в зависимости от пола. Мужчины более категоричны в оценках, около 15 % высказываний можно отнести к ненормативным, излишне грубым, слишком уничижительным и обидным. Среди женских высказываний присутствуют слова, обусловленные текущим информационным контекстом, инициированным средствами массовой информации, например, Украина, Майдан, мигранты, терроризм. Данное обстоятельство, вероятно, объясняется тем, что для женщин имидж полиции в большей степени выражается через виртуально-стереотипный уровень его существования. Они меньше, чем мужская часть общества, сталкиваются с по-
лицией на конкретном уровне. В то время как на мифологическом уровне их представления схожи, особенно если судить по количеству используемых слов, отражающих этот уровень.
Положительные характеристики российской полиции, высказанные мужчинами и женщинами, разнятся. Для женщин положительное в полиции - это помощь, ответственность, справедливость, верность, доброта. Для мужчин - уважение, доблесть, долг, честь, борьба, мужество. В женских высказываниях просматривается эмоциональность, утилитарность и локальность ожиданий в отношении сотрудников полиции. В каком-то смысле они ближе всего описывают социальную миссию органов правопорядка. В мужских словах больше виден масштаб, фундаментальность, величественность миссии полицейских. Полицейская служба для них, наверное, как и всякая другая служба, - это абстрактно-гипотетическая возможность реализоваться на поприще служения Отечеству, в ходе которого будет шанс в борьбе проявить мужество и доблесть.
Рассмотрим количественные показатели нашего исследования. Опрос проводился максимально нейтрально, всякая внешняя тенденциозность была исключена. Респонденты не инструктировались, им не говорилось, что высказывания должны носить критический или, наоборот, хвалебный характер. Не приводились положительные или, напротив, отрицательные примеры из жизнедеятельности полиции, которые могли бы повлиять на их высказывания. Минимизировалось влияние окружающих, если опрос проводился в группе одновременно. Поэтому к полученным данным можно относиться как к объективным.
Из 100 % высказываний2 в отношении российской полиции 4,5 % оказались положительными, 35,5 % - нейтральными и 60 % - негативными. Для сравнения сообщим, что показатели в отношении полицейских США таковы: положительные высказывания - 42 %, нейтральные - 40,3 %, отрицательные - 7,7 %.
Список литературы
1. Трушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. М., 1987.
2. Имидж армии - имидж России: монография / под ред. Е.А. Петровой, В.П. Делия. М., 2006.
В девять с лишним раз больше российская молодежь смогла подобрать положительных слов в адрес «американских копов», чем в адрес собственных сотрудников полиции. Это, с одной стороны, показывает силу влияния средств массовой коммуникации на сознание современных людей, так как абсолютное большинство опрошенных вживую американских полицейских не видело. А с другой стороны - хаотичность, разрозненность, непоследовательность влияния российских СМИ, моделирующих образы российских органов правопорядка и формирующих посредством их представления молодежи о российской полиции. Важно отметить, что интервью с сотрудниками полиции показали, что неадекватность образов экранных полицейских негативно сказывается на морально-психологическом состоянии действующих сотрудников, вызывает апатию, обиду, чувство несправедливости, хотя чаще всего эти последствия никем не учитываются.
С момента создания современной полиции прошло достаточно времени. Предложенное исследование необходимо для того, чтобы дополнить представления о полиции, интуитивных мыслей недостаточно. Массовое сознание меняется вместе с обществом, с его жизненным укладом, оно характеризуется противоречивостью, быстрыми неожиданными изменениями в одних случаях и определенным окостенением (стереотипами) в других, и их следует отслеживать и учитывать [1]. Официальных сводок и отчетов недостаточно, чтобы в полной мере судить об образе полиции в сознании людей, требуются усилия исследовательского характера. Узнав состояние имиджа полиции России внутри страны, мы получаем возможность оценить достигнутое, ведь усилий по улучшению имиджа органов внутренних дел за последние годы приложено немало, и необходимо внести коррективы с опорой на достоверные, валидные знания о социальной реальности, отраженной в сознании важной части нашего общества -молодежи.
3. Филимонов О.В. Социовитальные потребности как новое понятие в социологии // Социальная политика и социология. 2011. № 4.
E-mail: 2975829@mail.ru
вэ О X
а
О
X
X
л
<
и н S
X
<
а
X О
о ва
ьй <
Ä а S С
S н и о X
л
<
и н
¡S3
и , с Ы ' S
Р х
< 5 8 с
S и и ш с о
89
2 В абсолютном значении респонденты смогли сгенерировать около 500 слов и словосочетаний, которые ассоциируются у них с российской полицией.